Синдром дефицита удовлетворенности как лечить

Синдром дефицита удовлетворенности как лечить thumbnail

Синдром дефицита удовлетворенности (по К.Блюму reward deiciency), рассматривается учеными как бич современного общества.

Данная модель была разработана на основе опытов Олдса и Милнера о самостимуляции животных через введенные в мозг электроды. Ими было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то подопытное животное непрерывно осуществляет их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы. Раздражение центров удовлетворения приводит первоначально к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые далее инициируют  выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга – так называемых эндогенных опиатов, или эндорфинов («эндоморфинов»). Высвобождение же эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. Опыты на животных продемонстрировали тот нейрофизиологический механизм, который в естественных условиях лежит в основе возникновения чувства удовлетворения.

Применительно же к человеку, выброс эндогенных опиатов – «медиаторов счастья» – создает ощущение физического благополучия, чувство удовлетворения (вплоть до степени блаженства), эмоциональная приподнятость (доходящая до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии.

Под воздействием различных факторов в жизни человека, этот биохимический механизм расшатывается. Биологический «маятник» начинает раскачиваться между своими крайними положениями: «удовлетворенность» и «дискомфорт» с большей амплитудой. В результате  человек начинает обостренно чувствовать моменты дискомфорта и старается скорее сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, нейромедиаторные  ресурсы которой постепенно истощаются. Стремление устранить возникающий эмоциональный дискомфорт неосознанно приводит человека к попыткам восполнить лежащий в его основе биохимический дефицит.

Как?

а) Поведение, связанное с риском, многие экстремальные виды спорта и хобби (риск для жизни)

б) Навязчивое влечение к азартным играм (gambling), в том числе и компьютерные игры – уход от реальности

в) С помощью приема психоактивных веществ, что приводит к нарушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкогольной, наркотической, курению)

г) Зависимости пищевой – потребление легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию

д) Повышенной агрессивности, в том числе приводящей к насилию, антисоциальному поведению.

Каким же образом должен работать данный физиологический механизм в норме, и как он связан с психологическим функционированием человека?

Согласно биологической теории эмоций (П.К.Анохин), в основе их возникновения лежит механизм так называемого акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и контроль исполнения этих планов (на основе обратной связи).

Контроль производится путем сличения двух создаваемых мозгом образов: желаемого (модели ожидаемого результата) и действительного (отражения реальности, соотнесения с ней). При совпадении идеального и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении – отрицательные.

То есть, биологический смысл положительных эмоций составляет вознаграждение за «правильное», биологически целесообразное поведение, иными словами – удовлетворение от достижения цели. При этом создается кратковременный, но интенсивный «всплеск» положительных эмоций.

На психологическом уровне возникает переживание момента удовлетворения, осознавания полноты жизни и наполненности ее смыслом, минуты счастья.

Физиологически же описанные эмоционально-позитивные состояния связаны с измененным состоянием сознания, активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания  является физиологическая возрастная регрессия, фоновое «детское» состояние мозга (вспомним выражение «радоваться, как дети», то есть испытывать положительные эмоции максимально искренне и непосредственно, что делает их переживание ярким и полным).

Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм сравнения двух моделей действительности – идеальной (левополушарный образ) и реальной (образ правополушарный). Их совпадение – вспышка осознавания, интенсивный «всплеск» положительных эмоций.

При избыточном доминировании левого полушария, и подавлении правого полушария,  такие моменты синхронности просто перестают возникать. В результате человек начинает все реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Со временем собственное размеренно-спокойное существование начинает представляться ему все более обыденным и безрадостным, буднично-серым, выхолощенным и безэмоциональным. В поисках выхода из эмоционального тупика человек и пытается прибегать к таким упомянутым ранее средствам, как алкоголь и наркотики, переедание, агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Опубликовано: 14 июня 2011 в 12:57

Читайте также:  Фото узи 3д с синдромом дауна

Синдром дефицита удовлетворенности как лечитьЕще одной физиологической моделью психосоматических и собственно психологических расстройств является синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deiciency), рассматриваемый западными авторами как бич современного общества.

Данная модель была разработана на основе материалов известных опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через введенные в мозг электроды. Этими авторами было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то подопытное животное непрерывно осуществляет их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы. Раздражение описанных структур приводит первоначально к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые далее инициируют  выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга — так называемых эндогенных опиатов, или эндорфинов («эндоморфинов»). Высвобождение же эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. (Наверное, первый в жизни чрезвычайно интенсивный выброс эндорфинов происходит у грудного ребенка в момент рождения — нервная система защищается тем самым от стресса и физической боли. Поэтому и впоследствии подобные яркие физиологические «вспышки» эндорфиновой эйфории подсознательно могут ассоциироваться с регрессионными состояниями).

Тем самым опыты на животных продемонстрировали тот нейрофизиологический механизм, который в естественных условиях лежит в основе возникновения чувства удовлетворения. Применительно же к человеку, выброс эндогенных опиатов — «медиаторов счастья» — создает ощущение физического благополучия, чувство удовлетворения (вплоть до степени блаженства), эмоциональная приподнятость (доходящая до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии. Под действием различных факторов, связанных с неестественным (неэкологичным, нефизиологичным) образом жизни современного человека, этот биохимический механизм расшатывается. Биологический «маятник» начинает раскачиваться между своими крайними положениями — «удовлетворенность» и «дискомфорт» — чаще и с большей амплитудой. В результате  человек начинает обостренно чувствовать именно моменты дискомфорта и стараться скорее сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, нейромедиаторный ресурсы которой постепенно истощаются. Стремление устранить возникающие тревогу и депрессию неосознанно приводит человека к попыткам восполнить лежащий в основе эмоционального дискомфорта биохимический дефицит:

А) с помощью приема психоактивных веществ, что приводит к нарушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкогольной, наркотической, курению), а также зависимости пищевой — стремлению к потреблению легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию.

Б) Поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение к азартным играм (gambling), либо многие так называемые экстремальные виды спорта (риск для жизни).

В) Повышенной агрессивности, в том числе приводящей к антисоциальному поведению.

Следствием же описанного эмоционального дисбаланса являются разнообразные психосоматические расстройства, возникающие на тревожно-депрессивном фоне.

Каким же образом должен работать описанный физиологический механизм в норме и как он связан с психологическим функционированием человека? Напомним, что согласно биологической теории эмоций (П. К.Анохин), в основе их возникновения лежит механизм так называемого акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и контроль исполнения этих планов (на основе обратной связи). Контроль производится путем сличения двух создаваемых мозгом образов: желаемого (модели ожидаемого результата) и действительного (отражения реальности, соотнесения с ней). При совпадении идеального и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении — отрицательные. Тем самым биологический смысл положительных эмоций составляет вознаграждение за «правильное», биологически целесообразное поведение, иными словами — удовлетворение от достижения цели. При этом создается кратковременный, но интенсивный «всплеск» положительных эмоций.

На психологическом уровне возникает переживание момента удовлетворения, осознавания полноты жизни и наполненности ее смыслом, минуты счастья. Физиологически же описанные эмоционально-позитивные состояния связаны с измененным состоянием сознания, активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания — впрочем, как и прочих измененных его состояний  — является физиологическая возрастная регрессия, фоновое «детское» состояние мозга (вспомним выражение «радоваться, как дети», то есть испытывать положительные эмоции максимально искренне и непосредственно, что делает их переживание ярким и полным). Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм описанного сравнения двух моделей действительности — идеальной (левополушарный образ) и реальной (образ правополушарный). Их совпадение — вспышка озарения, левополушарного осознавания.

Читайте также:  Уровень общего билирубина при синдроме жильбера

При избыточном же доминировании левого полушария, подавлении правого полушария  такие моменты синхронности просто перестают возникать. В результате человек начинает все реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Со временем собственное размеренно-спокойное существование, организованное и спланированное до мелочей, начинает представляться ему все более обыденным и безрадостным, буднично-серым, выхолощенным и безэмоциональным. В поисках выхода из эмоционального тупика человек и пытается прибегать к таким упомянутым ранее средствам высвобождения подавленных эмоций, как алкоголь и наркотики, агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию.

Для предупреждения подобного исхода и необходимо использование методов психологической саморегуляции, позволяющих человеку регулярно испытывать естественные и позитивные ИСС, активировать естественные физиологические механизмы удовольствия. (Отчасти близка к подобному подходу и так называемая психотерапия творческим самовыражением по М. Е.Бурно, помогающая человеку почувствовать удовлетворение жизнью через моменты творчества.) Показано в этом плане также глубокое мышечное расслабление. Оно особенно полезно тем, что непосредственно приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым, или стресс-лимитирующим действием (Ф. З.Меерсон) — упомянутых эндорфинов.

Источник

Обращали ли вы внимание, что в настоящее время появляется все большее количество людей, неудовлетворенных своей жизнью, испытывающих состояние скуки, депрессии и душевного дискомфорта, порой даже без видимых причин?
И именно такое состояние чаще всего связано с возникновением различного рода зависимостей.
Почему это происходит?
О получении удовлетворения нам сообщает наш головной мозг, а сообщения о получении удовольствия ему приносят нейромедиаторы. Если уровень нейромедиаторов достаточный, то мы находимся в позитивном настроении. Если чего-то не хватает, то возникают различные симптомы: беспокойство, раздражительность, бессонница, напряженность, подавленность и т.п.
Под воздействием стрессов, отрицательных переживаний головной мозг перестает вырабатывать нейромедиаторы в достаточном для ощущения удовлетворения количестве.
Кроме того, современное общественное устройство поощряет стремление к получению постоянного удовольствия и даже малейший дискомфорт становится непереносимым настолько, что человек прилагает все усилия, чтобы восстановить состояние удовлетворенности. В результате начинают преобладают две крайности: или «все очень хорошо» или «все очень плохо». Таким образом биомеханический механизм выработки нейромедиаторов раскачивается и истощается.
Под влиянием этих факторов возникает синдром дефицита удовлетворенности или СДУ.
Человеку с СДУ жизнь кажется серой и унылой, негативные эмоции накапливаются, и он старается восполнить биохимический дефицит с помощью стимуляторов – психоактивных веществ, рисковых форм поведения (экстремальных видов спорта или азартных игр), легкоусваиваемых углеводов (переедания), агрессии и аутоагрессии, трудоголизма, болезненного пристрастия к сексу и других.
При этом после окончания действия стимулятора он не может вернуться даже на предыдущий уровень дискомфорта, а испытывает с каждым разом все более угнетенное состояние. Сначала человек использует стимулятор для получения удовольствия, но постепенно начинает использовать его для спасения от подавленного состояния. Так формируется зависимость.
У некоторых людей поведение, связанное с постоянным поиском удовлетворения, проявляется ещё в детстве. Имея предрасположенность к сниженному фону настроения, трудностям в получении удовлетворения, дети испытывают постоянный душевный дискомфорт, который усугубляется проблемами в семье, учебе и общении со сверстниками. Дети неосознанно ищут способы компенсации этого дискомфорта за счет гиперактивного, вызывающего или делинквентного поведения, а также переедания.

В состоянии неудовлетворенности есть и плюс. Для некоторых людей оно служит стимулом к саморазвитию и самосовершенствованию, они начинают поиск своего пути и места в жизни, находят удовольствие в решении сложных задач, обращаются к творчеству – как к самому доступному способу самовыражения и получения удовлетворения.
Тем не менее, исследования показывают, что людей, имеющих синдром дефицита удовлетворенности и склонных к различным формам зависимостей, становится в мире все больше.

Что же можно сделать, чтобы не попасть в ловушку СДУ?
Способы простые, очевидные, но очень часто игнорируемые в настоящее время:

Использовать методы психологической саморегуляции для активации естественных механизмов удовольствия – расслабление, различные виды нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, медитации.
Учится самим и учить детей получать удовольствия от творчества, различных интересов или хобби, нахождения на природе, общения с животными.
Стремиться к саморазвитию и создавать условия для развития ваших детей.
Создавать благоприятные условия жизни в вашей семье, направленные на поддержку и взаимопонимание.
Не стараться повторить успешные картинки из жизни других людей. Не факт, что их образ жизни приносит этим людям удовлетворение. И не факт, что принесет вам, даже если вам удастся его повторить.
Не навязывать ребенку и окружающим свое видение успеха и свои способы получения удовлетворения.
Разговаривать с детьми о зависимостях и механизмах их формирования.
Учиться устанавливать границы, повышать самооценку, уверенность в себе, учится выражать и проживать чувства.
Учиться быть толерантным к временному дискомфорту.

Читайте также:  Для посттромбофлебитического синдрома не характерно

Источник

Cиндром дефицита удовлетворенности, рассматриваемый западными авторами как бич современного общества. Данная модель была разработана на основе материалов опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через введенные электродов в мозг. Было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то их раздражение первоначально приводит к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые инициируют выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга (эндогенные опиаты или эндорфины. При этом подопытное животное непрерывно осуществляли их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы.

Высвобождение эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. Вероятно, первый в жизни интенсивный выброс эндорфинов происходит у ребенка в момент рождения, как реакция нервной системы защищается на стресс и физическую боль. Впоследствии подобные «вспышки» эндорфиновой эйфории могут ассоциироваться с регрессионными состояниями.

У человека выброс эндогенных опиатов – «медиаторов счастья» создает ощущение физического благополучия, вызывает чувство удовлетворения (вплоть до блаженства), эмоциональную приподнятость (доходящую до эйфории). Недостаток эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии.

Неэкологичный, нефизиологичный образ жизни раскачивает биологический «маятник» – «удовлетворенность» и «дискомфорт» – с большей амплитудой. Когда человек начинает чувствовать тревогу, депрессию, он пытается, например, при помощи психоактивных веществ, сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, постепенно истощая ее нейромедиаторные ресурсы, что приводит к разнообразным зависимостям: алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой – стремлению к потреблению легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию. А также, поведение, связанное с риском, например, навязчивое влечение к азартным играм (gambling) или экстремальным видам спорта; повышенная агрессивность, которая может привести к антисоциальному поведению.

Следствием эмоционального дисбаланса и тревожно-депрессивного фона могут являться разнообразные психосоматические расстройства.
Согласно биологической теории эмоций Анохин П.К., в основе психосоматических расстройств лежит механизм акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и, на основе обратной связи, контроль исполнения этих планов. Контроль производится путем сопоставления желаемого и действительного. При совпадении желаемого и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении – отрицательные. Таким образом, биологический смысл положительных эмоций – вознаграждение за «правильное» (биологически целесообразное) поведение.

На психологическом уровне, возникает переживание наполненности жизни смыслом. Позитивные эмоции связаны с измененным состоянием сознания – активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания, является физиологическая возрастная регрессия, вспомним выражение «радоваться, как дети».

Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм сравнения двух моделей действительности – идеальной (левополушарный образ) и реальной (правополушарный образ). Их совпадение – вспышка озарения, левополушарного осознавания.

При избыточном доминировании левого полушария и подавлении правого полушария синхронность левого и правого полушария просто перестают возникать и человек начинает реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Размеренно-спокойное существование, организованное и спланированное до мелочей, начинает представляться все более безрадостным, буднично-серым. В поисках выхода из эмоционального тупика человек прибегает к алкоголю и наркотикам, агрессии, самоагрессии деструктивному поведению, пытаясь высвободить тем самым подавленные эмоции.

Для предупреждения подобных негативных проявлений необходимо использование методов психической саморегуляции, что позволяет активировать естественные физиологические механизмы удовольствия, например, психотерапия творческим самовыражением по Бурно М.Е. или глубокое мышечное расслабление, что непосредственно приводит к высвобождению эндорфинов, обладающих антистрессовым или стресс-лимитирующим действием (Меерсон Ф.З.).

Источник