Синдром дефицита внимания и гиперактивности картинка

Начиная с этого выпуска мы запускаем формат «карточек». Это быстрый и удобный ликбез, который позволит вам познакомиться с темой и узнать о ней всё самое необходимое, — и не успеть заскучать. Комментарии наших экспертов и преподавателей по-прежнему с вами: каждую тему мы освещаем с их профессиональной помощью.
Наша сегодняшняя тема — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это один из самых часто встречающихся диагнозов, а значит, вокруг него масса мифов и предрассудков. Разбираемся с ними по пунктам с помощью психолога Анастасии Михайловны.
Что это такое?
СДВГ (сокращённое название синдрома) — это нарушение в эмоционально-волевой сфере, при которой ребёнок испытывает трудности в концентрации внимания, контроле эмоций, а также плохо управляет своей импульсивностью.
«Дети с СДВГ — это обычно дети чрезмерно суетливые и разговорчивые, им плохо удаётся соблюдать правила и ждать своей очереди», — поясняет Анастасия Михайловна, гештальт-терапевт. — «Зачастую у них бывают эмоциональные взрывы, а кроме того, может наблюдаться сложность в самоорганизации и забывчивость. Могут быть как все вышеперечисленные симптомы, так и какой-то один».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/152866348@N08/41569856952/sizes/l)
С чем это связано?
Количество детей с синдромом дефицита внимания растёт, причём растёт повсеместно (в США, например, синдромом страдают 11% школьников). Исследователи считают, что основных причин СДВГ несколько — генетические (окончательно не доказано, но считается, что СДВГ у родителей увеличивает шансы ребёнка на наследование заболевания), врождённое повреждение головного мозга и социально-психологические факторы.
«Сложно говорить о причинах наверняка, но в большой степени за возникновение СДВГ отвечает беременность», — говорит Анастасия Михайловна. «Все возможные осложнения — гипоксия, тазовое предлежание, длительный безводный период и асфиксия, стремительные роды, — могут увеличить вероятность синдрома. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Осложнения во время беременности отмечены в 84% случаев детей с СДВГ».
Среди социально-психологических факторов — конфликты в семье, неподготовленность к появлению детей, низкая материальная обеспеченность, некомфортные условия проживания, родительский алкоголизм и физические методы наказания.
Чем это чревато?
Главная проблема детей с синдромом дефицита внимания — проблемы с обучаемостью: как правило, успеваемость таких детей значительно ниже, чем у сверстников.
«Очень часто у детей с таким синдромом выявляют задержку психоречевого развития или же психического развития», — отмечает Анастасия Михайловна. — «Ребёнок может умышленно «не слушаться», вести себя буйно или враждебно. Кроме того, наблюдаются эмоциональные расстройства — частый упадок сил, плаксивость. Дети с СДВГ часто бывают несамостоятельными, периодически у них пропадает всякое желание играть с другими детьми. Синдром зачастую сопровождается тиками (подёргивание мышц лица, длительное сопение, подёргивание головой), а иногда и выкрикиваниями — это, в свою очередь, нарушает социализацию детей с СДВГ».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/64723635@N05/15379248850/sizes/l)
Как установить у ребёнка СДВГ? И как этого не стоит делать?
«Диагностика СДВГ связана с большим количеством заблуждений. Это расхожая практика — родители, почитав интернет, «обнаруживают» синдром у абсолютно нормального ребёнка, который а) пытается привлечь внимание родителей, занятых гаджетами, б) воспитывается без каких-либо рамок и по любому поводу закатывает истерики и в) протестует своим поведением против родительского гипернадзора. Чтобы диагностировать у ребёнка СДВГ, необходимы веские основания — так, он должен демонстрировать существенные отличия в развитии со сверстниками. Как правило, это можно зафиксировать к 6-7 годам, когда ребёнок готовится пойти в школу. Синдром обычно проявляет себя в полной дезадаптации — как дома, так и в школе», — комментирует Анастасия Михайловна.
Ставить диагноз должен психиатр, он же подскажет, какие расстройства наиболее характерны для каждого конкретного случая, — гиперактивность, невнимательность, импульсивность или же сочетание всех трёх.
Это пройдёт?
«Как правило, во взрослом возрасте уходят симптомы гиперактивности и импульсивности — не полностью, но во всяком случае отходят на второй план. Что мы знаем о СДВГ у взрослых, так это то, что он проявляется как рассеянность, повышенная самокритичность, отсутствие мотивации, забывчивость и т.п. Чаще всего эти люди адаптируются, приспосабливаются к своему синдрому. Тем не менее — и это плохая новость — по статистике среди таких людей очень много тех, у кого развиваются аддикции. Они часто склонны к асоциальному образу жизни — связано это с тем, что скорее всего в детском возрасте их не направили в подходящем направлении, и их интерес не нашёл подходящего применения; отсюда неуспешность и отсутствие интереса к «нормальным» человеческим занятиям».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kevinday/2477156170/sizes/l)
Это лечится? И нужно ли это лечить?
СДВГ невозможно вылечить, но можно скорректировать. Обычно для этого используют сочетание лекарственной терапии и психологической коррекции. Детям от 6 лет и старше как правило назначают атомоксетин («Стратерра»), чтобы помочь адаптироваться к школьным требованиям. В средней школе препарат отменяют, так как к этому времени ребёнок обычно уже может справиться самостоятельно.
«Психологическая помощь специалиста — это обычно игровая терапия», — говорит Анастасия Михайловна. «C помощью игры мы не только учимся общаться с другими людьми, но, что важно, выражать эмоции и чувства так, чтобы они были социально приемлемы. Если у ребёнка за пределами кабинета психолога нарушены границы, то психолог их устанавливает. Однако важно, чтобы родители содействовали ему в этом — не стоит думать, что детям с СДВГ можно всё, потому что «они особенные». Как раз наоборот: они больше, чем кто-либо, нуждаются в чётких границах, но устанавливать их с помощью репрессивных методов и на повышенных тонах абсолютно бесполезно».
Что делать родителям?
Для ребёнка с синдромом дефицита внимания родители — его главные ориентиры, помогающие ему контролировать себя. Родители должны установить режим дня, следить за ритмом жизни ребёнка, не нагружать его дополнительными занятиями и установить рамки поведения, допустимого в семье. Если ребёнок ведёт себя несоответствующе (а он непременно будет это делать), важно, чтобы родители умели в этот момент не переходить на крик, а продолжать обращаться с ним в спокойном ключе: ребёнку нужно объяснить, что именно в его поведении вызывает недовольство родителя, объясните последствия (наказание должно быть сопоставимо), не прибегайте к угрозам и не вступайте в споры с ребёнком.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/barretthall/2944856840/sizes/l)
Почему синдром так называется?
«На самом деле название неточное. Эдвард Хэллоуэлл в своей книге Answers to Distraction об этом говорит очень точно: правильнее было бы назвать синдром дефицита внимания «нестабильностью внимания» или же «вариабельностью внимания», потому что дети и взрослые с этим синдромом иногда бывают ОЧЕНЬ сосредоточены (в том числе на своих мыслях, в том числе в середине разговора). И происходит это обычно в тот момент, когда они очень замотивированы или их увлекает ситуация, новая для них».
Что ещё важно знать об этом синдроме?
Обычно в популярной литературе (в том числе и в этой статье) ребёнок с синдромом дефицита внимания рисуется как эдакий непоседливый хулиган, который носится туда-сюда и крушит всё на своём пути. Но мало кто упоминает о другом проявлении СДВГ — его зеркальном отражении, когда ребёнок находится в состоянии повышенной фокусировки, гиперфокусе.
Элизабет Леймкулер, автор многочисленных исследований синдрома дефицита внимания у взрослых, отмечает, что эта связка «гиперактивность-гиперфокус» со временем развивается в парадоксальные проявления у уже выросших детей. Это выражается в противоречащих друг другу тенденциях поведения, которые могут сменять друг друга достаточно быстро, чтобы ввести в ступор стороннего наблюдателя. Так, например, один и тот же человек может быть в один момент крайне оптимистичным — и становиться законченным пессимистом при следующей беседе.
Их близким подобные проявления редко даются легко, потому что, во-первых, сбивают с толку, а во-вторых, провоцируют к поиску причин в себе («Я что-то сделал(а) не так, поэтому он(а) такой/такая мрачный/ая»). И поскольку подобные парадоксы мало похожи на обычные перемены настроения (уж больно велика амплитуда), мириться с ними гораздо сложнее.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/57500213@N02/6668043691/sizes/l)
«Быть партнёром взрослого человека с синдромом дефицита внимания — значит много работать над отношениями и не забывать заботиться о себе. Это во многом похоже на то, как родители подобных детей учатся помогать ему и поддерживать — те же самые вещи выходят на передний план: терпение и забота. И сложности те же самые — чувство вины, стыда и ощущение собственной «недоработки». И тем, и другим — и родителям, и взрослым партнёрам — я бы порекомендовала помнить о том, что синдром — это именно синдром, заболевание, что ребёнок/взрослый не пытается таким образом вас терроризировать. И что при эффективной работе с психологом (и правильно выстроенных отношениях дома) можно помочь человеку раскрыть себя и свести к минимуму негативные проявления синдрома».
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/129863000@N05/15648468144/sizes/o/
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
09 октября 2019
Источник
Фото автора. Аню сложно подловить на фото в нормальной позе и с нормальным выражением лица))) Она либо двигается, либо гримасничает.
Она заходит домой после сада и с порога не может определиться, что же ей хочется делать больше всего: тут и кот мимо пробежал, а его так хочется дернуть за хвост; и книжка виднеется на краю стола, в которой полно интересных страниц; а еще помнится, что у мамы в хлебнице лежит вкусное печенье; по телеку обещали мультики; в ящике есть новые карандаши и альбом… Ой, надо срочно снять куртку и шапку, а то ничего не успеется! Противная молния – не хочет открываться! Гадкие ботинки – в них всегда застревают пятки! Кооот! Коооот! Ты куда? Не уходи…
И тут накрывает волна негодования, слезы градом, писк, визг – обидно. Все очень обидно! Хочется всего и сразу, а ничего не получается. И вот она ползет за котом в одном ботинке, небрежно кинув куртку на пол в коридоре, тут же цепляет любимую книга и направляется за печеньем. Мама кричит: “Ну-ка, быстро раздевайся и иди мыть руки!” Но это пролетает мимо ушей, даже вскользь не задев внимание. Она уже рисует. После получения словесной оплеухи, ей все-таки приходится раздеться и вымыть руки, но делается это вприпрыжку и с подскоком.
Далее начинаются не просто бега и скакания. Порой кажется, что по дому скачут полчища блох или сбежавшие из цирка обезьянки… Нет, это не блохи и не мартышки… Это моя дочка Аня. И у нее СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ей уже 7 лет…
Основные признаки СДВГ
В общих чертах, СДВГ выражается повышенной двигательной активностью и плохим вниманием. Но это очень обобщенно. Многие дети обладают некоторыми чертами гиперактивности, но не все они страдают от данного диагноза. Как же определить, что перед вами настоящий сдвгшка?
Чрезмерная двигательная активность
Двигательная активность не просто повышенная. Она порой неуместная и алогичная. Ребенок бегает, прыгает даже там, где ситуация этого не требует. Ему сложно сидеть без движения. Если его ограничивают в моторной активности, он будет ерзать на месте, крутить головой, заламывать пальцы, теребить что-то в руках, болтать, выкрикивать с места. За столом опрокидываются тарелки, разливаются напитки – совершенно не предумышленно.
Ребенок всегда бодр и активен. Кажется, он не устает. Он даже спит хуже и меньше. У него будто есть батарейка. Ему удается зацепить всех окружающих и увлечь в эту круговерть движений. Он быстро перескакивает с одного занятия на другое и забывает о предыдущей цели. Это хаотичная цепочка активности, которая выматывает обычного человека, но не ребенка с СДВГ.
Аня способна за пять минут навести дикий хаос во всей квартире, потому что это бешеный ураган, сметающий все на своем пути. Она пританцовывает, подпрыгивает, катится куда-то кубарем, лезет наверх, заползает под кровати, размахивает руками и ногами, посыпает все сверху крошками печенья и рваными кусками бумаги – всех действий не перечислить. И так целый день. Я устаю просто смотреть на это, а она так проживает свой день.
Фото автора. Она знает, что я ее фотографирую, потому строит рожицы. Специально.
Слабое внимание
Оно не просто слабое. Его катастрофически не хватает. Анюте очень сложно сосредоточиться на чем-то одном. Она постоянно отвлекается. Любой звук, любой внешний стимул перетягивает ее внимание на себя. При индивидуальных занятиях она научилась концентрироваться, но все равно этого не хватает для качественного выполнения упражнений. Вот она вела линию и обводила что-то по контуру в тетради, но мимо пробежал пушистый котяра Чит, и Аня забыла о том, что она делала. Так во всем.
Выполняем упражнение на счет: пальчиком считаем яблоки на картинке, все проговариваем, называем вместе – кажется, будто она сосредоточена. Но за окном посигналила машина. Все. Она тут же переключилась и не помнит, что было три секунды назад. Возврат к выполнению прежнего действия происходит только при помощи постороннего.
Ей тяжело соединить действие и словесную инструкцию, держать в голове цепочку последовательных движений, следить за строчкой в книге, разграничивать зрительно пространство, последовательно переключаться на разные объекты. Она тут же рассредотачивается. Дефектен и объем внимания. Анюта не может вместить в свое восприятия сразу несколько объектов и оценить их одним махом. Например, на листе нарисованы 8-10 фигур, которые нужно распределить по каким-то признакам (цвет, форма, величина, рисунок и т.д.). Да, она хорошо ориентируется в этих понятиях, но делает задание дольше сверстников, потому что постоянно упускает какие-то детали из виду.
Повышенная истощаемость
Казалось бы, как могут совместиться чрезмерная активность и истощаемость? Легко. При СДВГ так и есть. Аня будет скакать блохой даже в том случае, когда жутко устала. Я бы сказала, основной признак, что этому товарищу пора срочно спать – повышение двигательной активности в еще большем объеме. Если вечером начался хаос, пора под одеялко. Это закон.
Дети с СДВГ быстрее истощаются психически. И это отражается на из активности. У них по-другому работают процессы возбуждения и торможения. “По-другому” значит совсем наоборот. Там, где вы протянете ножки, сдвгшка будет бегать. Кстати, у них могут наступать периоды “перезагрузки”. Это когда ваш деть будто выпадает в астрал. Он здесь. но он залип, и до него не достучаться. В такой момент он реально вас не слышит.
При данном синдроме часто присутствует “мерцающее сознание” – это то, о чем я сказала только что. Перманентное зависание бортового компьютера, а потом снова скачки)))
Нарушения мелкой моторики
Я говорила, что крупная моторика у детей с СДВГ дефектна. Они чрезмерно подвижны, но при этом могут быть неуклюжи, неаккуратны, плохо держат равновесие. Однако еще худшая картина порой вырисовывается с мелкой моторикой, т.е. с работой кистей рук и пальчиков.
У Ани они были будто деревянные. Сейчас ситуация сглаживается, но ее успехи по овладению рисованием, лепкой, вырезанием, шнурованием, застегиванием пуговиц и манипулированию предметами сильно отстают от возрастной нормы. Страдают и графомоторные навыки (что это такое, читайте в этой статье). Сделать какую-то поделку из бумаги самостоятельно она не может, как и застегнуть молнию (соединить замочек), зашнуровать ботинки, завязать бантик, аккуратно вырезать по контуру, закрасить рисунок с соблюдением границ ит.д.
Все движения кистями выглядят несколько заторможенными. Создается впечатление, что Анюта совершает их в замедленном ритме и будто долго обдумывает всю последовательность – нет автоматизма.
Нарушения памяти, речи и других психических функций
Не у всех, но у половины детей с СДВГ могут наблюдаться сниженные возможности в формировании других психических навыков, таких как память. мышление, воображение, речь. Может иметься сниженная познавательная активность, когда ребенку мало интересен мир вокруг. Он не стремится постичь что-то новое, уклоняется от подобных занятий. В таком случае будут присутствовать ограниченные и обособленные интересы, на которых дети застревают. По сути, тогда речь пойдет о задержке психического развития (ЗПР). Это ведет к нарушениям специфических школьных навыков: письма, чтения, счета и т.д.
Нарушения поведения
При СДВГ часто встречаются те или иные эмоционально-волевые отклонения, т.е. проблемы с поведением. Дети хуже адаптируются к разным ситуациям, ведут себя более нервно и агрессивно, слабо регулируют свое поведение и действия, не отдают им отчет. Они бывают слишком впечатлительны, обидчивы, не уверены в своих силах, с заниженной самооценкой.
Реакции часто деструктивны, что связано с плохим развитием лобных долей мозга, которые отвечают за мышление и поведение. Вы можете заметить, что ребенок с СДВГ имеет склонность к быстрой смене настроения: то плачет, то смеется, то радуется, то печалится. Эмоции и чувства бывают совершенно противоположными.
Как и детки с ЗПР, они не всегда понимают оттенки эмоций и чувств других людей, потому что могут не испытывать их сами. Присутствуют проблемы с эмпатией (сопереживанием).
Фото автора. Снова “мордочки”. Жаль, нельзя заснять на фото, какие движения она совершает, сидя за столом в кафе. Только недавно перестала цеплять окружающие столики. Приходилось всегда извиняться перед людьми и пояснять, что у Ани особенности поведения. Ни разу не встречала хамства или недовольства. Люди относились с пониманием, за что я им всем благодарна от души!
Отношения с окружающими или социализация и коммуникация
Деструктивные реакции и поведение приводят к тому, что между детьми с СДВГ и нормотипичным коллективом вырастает барьер. Им сложно заводить прочные дружеские отношения, вливаться в общество, потому что они не умеют подчиняться правилам и нормам, соблюдать условия игры. Кстати, из всех игр дети с данным синдромом предпочитают подвижные, где минимум ограничений и условий.
В личном общении они не соблюдают границы, навязывают свои требования, могу занимать как позицию “главнокомандующего”, так и роль жертвы-клоуна, над которым все потешаются.
Это те дети, кто постоянно провоцирует нарушение общественного порядка и дисциплины. Не на зло взрослым, а потому, что не способны усваивать правила в полном объеме.
Даже с родителями отношения могут быть нарушены в силу того, что взрослые устают от такого поведения ребенка, не знают, как с ним себя вести, не понимают особенности его физиологии и психологии, расстраиваются из-за жалоб окружающих.
Более подробную характеристику на детей с СДВГ читайте в этом разделе. В следующем посте обязательно обсудим приемы и методы, которые успешно гасят излишки деструктивной активности, а внимание, наоборот корректируют в лучшую сторону. Они очень помогают мне с Анютой.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и выражайте свое мнение в комментариях. Мы обсуждаем все, что касается детей с особенностями развития, их мам и их жизни. Будет интересно!
Также читайте на канале:
Стереотипии или стимминг у детей
Как проходит день мамы особенного ребенка
Про котиков. Пушистые нахлебники и наглые морды
Коронавирус, Подмосковье, 17 марта, пустые полки в магазинах
Ребенок с ЗПР (задержкой психического развития) в саду. Стоит ли отдавать в коррекционный сад
Ребенок с ЗПР, общая характеристика
Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли…
Источник