Синдром дефицита внимания и гиперактивности научные статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности научные статьи thumbnail

Библиографическое описание:

Максакова, Л. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Л. В. Максакова, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12461/ (дата обращения: 23.10.2020).



В последние годы в мире наблюдается рост детской гиперактивности. Что же такое СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональной и вегетативной системах. При МДМ отмечаются лёгкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений [1,4].

С точки зрения нейропсихологии, СДВГ- это одно из проявлений нарушений или искажения становления подкорково- корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий [3].

Причины СДВГ различны по происхождению. Среди факторов, вызывающих развитие СДВГ, можно выделить:

1) перинатальные факторы: питание и здоровье матери во время беременности; обезболивание, кесарево сечение и вспомогательные мероприятия во время родов; болезни и травмы ребёнка в раннем возрасте;

2) экологические факторы: уровень загрязнения окружающей среды, радиологические и космические исследования и связанные с ними побочные воздействия на окружающую среду, в том числе утечки опасных для здоровья веществ;

3) химические факторы: применение в пищевой промышленности генномодифицированных и прочих химических добавок (в том числе входящих в состав искусственных детских смесей, детского питания);

4) социальные факторы: неполные семьи, стиль семейного воспитания и образ жизни, многоязычие и увеличение числа обучающихся мигрантов, вредные привычки и различные виды аддикции, современная культура и субкультуры, СМИ, побочные эффекты компьютеризации;

5) экономические факторы [2].

Основные критерии СДВГ:

  1. Гиперактивность. Эти дети чрезвычайно подвижны: они всё время крутятся, бегают, пытаются куда- то забраться, не могут длительное время заниматься одним делом, постоянно ёрзают, вскакивают с места, могут ходить по классу во время урока.
  2. Импульсивность. Самоконтроль у детей с СДВГ крайне слабый: им сложно соблюдать очерёдность и выполнять правила в играх, они отвечают, не дослушав вопроса, выкрикивают с места, перебивая других, хватают чужие вещи и вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом людей. Подчас они не могут предусмотреть последствия своих поступков, так как у них отсутствует чувство страха.
  3. Нарушения внимания. Такие дети не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на любые раздражители и часто делают слишком много ошибок в школьных заданиях. Ребёнок с СДВГ не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, переключаться с одного дела на другое, не способен более нескольких минут сосредоточиться на трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности.

Исследователи, долгое время изучающие природу СДВГ, выявили, что максимальные признаки заболевания совпадают с критическими периодами развития мозга (соответствующими этапам созревания мозговых структур различных уровней и кризисным этапам психического развития): 2–4 года, 6–8, 10–12 и 14–16 лет [1].

В период обучения в начальной школе у ребёнка проявляются следующие особенности:

– запоздалая установка «ведущей» руки;

– нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму;

– нарушение зрительно- пространственной координации, препятствующее успешному формированию пространственных и временных представлений;

– общая двигательная расторможенность;

– дизритмия (у ребёнка с трудом устанавливаются суточные биоритмы, он плохо засыпает, тяжело просыпается, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться);

– кратковременная и слабая концентрация внимания;

– нарушения эмоционально — волевой сферы (возбудимость или же апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, частая смена настроения, негативизм, тревожность, агрессивность, манерничание).

Дети со СДВГ обучаются в общеобразовательных школах, но работа с ними должна строиться индивидуально. Они нуждаются в особом отношении со стороны учителей и родителей. Таких учащихся надо всегда поощрять за хорошее поведение, предоставлять им возможность много двигаться. Правила, предлагаемые гиперактивному ребёнку, должны быть простыми, ясными и, насколько это возможно, немногочисленными. Ребёнку со СДВГ необходим чёткий режим дня. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребёнка.

При сочетании СДВГ и трудностей в обучении ребёнку может потребоваться комплексное коррекционно- педагогическое воздействие, включающее работу ряда специалистов: педиатра, невролога, логопеда, нейропсихолога, психолога, психотерапевта.

Так, например, психолог может работать с гиперактивным ребёнком в следующих направлениях: развивать внимание и произвольность, снижать импульсивность, развивать коммуникативные навыки, обучать приёмам выражения гнева в допустимой форме и саморегуляции. Многие занятия проходят в игровой форме.

Для детей с СДВГ полезны игры по следующим направлениям:

  1. Игры на развитие внимания.
  2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация).
  3. Игры, развивающие навыки саморегуляции.
  4. Игры, тренирующие коммуникативные навыки (умение общаться).

Играя с гиперактивным ребёнком, взрослым необходимо придерживаться определённых правил:

– Предлагая новую игру, первое время не приглашайте других участников, пока не убедитесь, что ваш ребёнок успешно освоил правила. Особенности детей с дефицитом внимания и гиперактивностью не дают им сосредоточиться на игре, если рядом есть другие ребята. К тому же импульсивность ребёнка и его неумение придерживаться правил могут спровоцировать конфликт среди игроков.

– Начинайте с простых игр с небольшим количеством правил. Для начала выберете для тренировки какую- то одну функцию. К примеру, если решили развивать внимание, не требуйте от ребёнка сидеть ровно и не хватать лежащие на столе предметы. Иначе он вместо концентрации на игре переключится на контроль собственных действий. Только через некоторое время, убедившись, что ребёнок достаточно внимателен, можете добавить контроль поведения.

– Следите за тем, чтобы маленький игрок не перевозбудился. Со стороны гиперактивный ребёнок напоминает «вечный двигатель», но на самом деле он устаёт. А эмоциональное перенапряжение может вызвать у него ещё больший всплеск возбуждения и даже аффективную реакцию. Поэтому, если видите, что ребёнок устал, сделайте перерыв: погладьте его, предложите посидеть, переключитесь на другое занятие.

– Замечайте и хвалите за любые, пусть и небольшие, успехи ребёнка, даже если результат пока далёк от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в своих силах и повышает самооценку. Если будете указывать только на недостатки, он быстро потеряет желание заниматься.

Читайте также:  О порядке оказания помощи острый коронарный синдром

Гиперактивным детям очень полезны игры с водой, глиной, песком, крупой, рисование пальцами- такие занятия помогают снять накопившееся напряжение.

Предлагайте детям с СДВГ любые задания, требующие усидчивости и терпения. Например, можно несколько раз в день показывать детские журналы, в которых нужно искать отличия между картинками, обводить по контуру, разгадывать кроссворды, ребусы и т. п. Не настаивайте жёстко на регламенте — в какой- то день ребёнок увлечётся и просидит над журналом полчаса, а в другой день сорвётся с места через 5 минут. Помните, что даже 5–10 минут таких занятий — это мини- тренировки.

Играйте в ролевые игры, но следите, чтобы ребёнок побывал и в активной, и в пассивной позициях. К примеру, если вы играете в школу, он должен поочерёдно исполнить роль и учителя, и ученика.

Также существуют специальные игры, разработанные или адаптированные специалистами для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

«Запрещённое движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто его повторит, выбывает из игры.

Вместо движений можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют за ведущим все цифры, кроме одной запрещённой (например, цифры «шесть»). Когда дети её услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши или покружиться на месте.

«Ласковые лапки»

Игра помогает снять напряжение, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Взрослый подбирает 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке, и отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» может прикасаться к щеке, колену, ладони. Потом поменяйтесь ролями.

«Ищи безостановочно»

В течение нескольких минут находить вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (размера, формы и др.). Даже если вы будете играть в одном и том же помещении, это занятие долго не наскучит: сегодня ищете всё жёлтое, завтра- деревянное, послезавтра- круглое, затем- зелёное, металлическое, пластиковое и т. д.

«Бывает— не бывает»

Взрослый говорит предложения. Если это бывает — дети хлопают в ладоши, не бывает- топают ногами. (Например: «Корабль плавает по воде», «Лиса сидит на дереве», «Ворона лает», «Мальчик гладит собаку», «Учительница бегает по классу», «В кастрюле варится суп» и т. д.).

«Да инет»

Правила игры очень просты: ведущий задаёт вопросы, а игроки отвечают, не используя слова слова «Да» и «Нет». Чтобы усложнить игру, можно добавить правило «Чёрное» и «Белое» не называть.

По ходу игры ребёнок должен контролировать свои ответы, а это невозможно без определённого развития произвольной регуляции. Вопросы могут быть самые разные: «Тебя зовут Петя?», «Кошки мяукают?», «Коровы летают?», «Лимон кислый?», «Твой папа играет в куклы?», «Чай пьют из кастрюли?», «Обедают ночью?», «У тебя есть игрушки?», «Ты сейчас спишь?».

«Игра спредметами»

Игра развивает внимание и зрительную память. Ведущий берёт 7–10 небольших предметов. Существует несколько разновидностей игры:

Положить предметы в ряд и прикрыть их чем- нибудь. Затем, приоткрыв на 10- 15 секунд, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить все предметы.

Снова ненадолго показать ребёнку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два предмета, предложить ребёнку назвать, какие предметы переложены.

Играйте с удовольствием и помните, что, как говорил Жан Жак Руссо, «истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях»! А терпение и настойчивость в сочетании с педагогической и психологической поддержкой помогут детям жить полноценной, насыщенной жизнью.

Литература:

  1. Глущенко В. В.,Шабанов П. Д. Минимальная дисфункция мозга. М., 2013.
  2. Глущенко Н. В. Обзор основных факторов школьной неуспешности современного поколения//Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Сб.матер. Всерос.науч.-практ.конф. с междунар.участием (26 февраля 2015г.)/Под ред. Л. В. Козиловой, Е. В. Меркель. М.,2015. Ч.3.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб.пос.6-е изд. М., 2013.
  4. Уманская Т. М. Невропатология. Естественно- научные основы специальной педагогики: Учеб.пос. для студентов- бакалавров/ Т. М. Уманская; Под общ.ред. В. И. Селиверстова. М., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, правило, предмет, взрослый, занятие, место, нарушение, окружающая среда, синдром дефицита внимания.

Источник

Предупреждение: данная статья написана не квалифицированным врачом-психиатром, а пациентом с тяжелой потологией, который с призрачными шансами на успех пытается преодолеть свой недуг.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Нас 5-10% (в зависимости от региона). У большинства из нас после выравнивания гормонального фона в постпубертатный период патология становится менее выраженной. В этом случае нас отличает неряшливость, прокрастинация, шумность, безалаберность и непунктуальность. Мы отвратительные работники, если выбранное нами дело требует системного подхода и длительной концентрации. Вообще-то, честно говоря, почти любое дело требует системного подхода и концентрации. Даже маркетинг и продажи в 21 веке это десятки методик и сотни талмудов. Ну, а программирование, инженерное дело — это вообще не для нас. Продажи и коммуникации — это те сферы, где мы обычно оседаем. Мы быстры и болтливы, к тому же часто очень эмпатичны, поэтому кажемся сами себе менеджерами-суперменами в сравнению с остальными увальнями. Но штука в том, что в этой сфере занято много некомпетентных идиотов. В России нас спасает повальный непрофессионализм и дичайшая некомпетентность серой массы работников этой сферы.

Ах да, еще мы убеждены, что мы не серая масса. Наш мозг имеет встроенный механизм, блокирующий восприятие того лютого хаоса, который сопровождает нас в любом деле. И чем выраженней патология, тем брутальнее те когнитивные искажения, которые сопровождают наше мышление. Кстати, на первой встрече мы часто умеем произвести впечатление. Но для любого лида будет очень полезным навыком научится распознавать таких, как я. Не нужно будет ждать полуночи, чтобы карета превратилась в тыкву. До полуночи мы успеем облажаться трижды.

Читайте также:  Синдром шерешевского тернера по узи

Мы всегда кажемся себе

ох… ыми

Суперменами. Мне 33 года, у меня тяжелая патология, и в моем случае она не стала легче. Мой мир бардак и сплошная прокрастинация. В моем домашнем кабинете не просто беспорядок. Я уверен, здесь интенсивно образуются новые формы жизни. Я не в состоянии организовать порядок на своем рабочем столе, но живу с чувством того, что я Мессия, тот единственный, кто знает как организовать жизнь всего человечества. В самом прямом смысле. Не помогает даже осознание того факта, что у подобных пациентов невероятно завышена самооценка, и в среднем мы глупее людей без СДВГ, в силу того, что наш мозг никогда не решал сложных объемных задач, требующих длительной концентрации. А именно решение таких задач развивает интеллект взрослого человека. Весь интернет на русском и английском замусорен статьями об СДВГ, написанными выросшими СДВГ-шниками, где обязательно приведены 100500 достоинств мышления СДВГ-пациента. Да и вообще интернет изрядно замусорен именно нами. Оставить тысячу комментариев, не прочтя саму статью — это наш типичный кейс.

Честно говоря, я давно ничего не комментирую и не вещаю. Потому что большинство комментариев какая-то дичь бесконечно тупых людей. Я отучил себя плюсовать к ним еще и мою собственную глупость. Сначала я хватал себя за руку и останавливал вопросом: “Какова моя компетентность в данном вопросе? Является ли мое мнение самым компетентным среди всех читателей?”. Ответ на этот вопрос ВСЕГДА снимал необходимость комментировать что-либо.

Большинство моих товарищей тоже гиперактивные. Нам легче понимать друг друга и делиться между собой планами наших космических предприятий и свершений. Все эти свершения отличает одна особенность — они всегда находятся в скором будущем. Никогда в прошлом или настоящем. Мы неплохие лжецы, потому что врем все время с раннего детства. Но со временем окружающие нас люди замечают эту ложь и перестают нам верить. Но самим себе нам удается лгать на протяжении всей нашей жизни.

Любую дурную привычку мы превращаем в тяжелую зависимость. Сигареты, травка, сладкое, бургеры и порно. Особенно порно. Но кому угодно мы будем доказывать, что никакой зависимости у нас нет и на спор мы можем бросить курить, залипать на порно, поглощать сахар хоть прямо сейчас. И действительно можем на следующие пять минут.

Наука не знает точной причины СДВГ. Вероятно это связано с регуляцией дофамина, метаболизмом и еще какими-то факторами. Строго говоря, можно выделить несколько типов СДВГ, а в исключительных случаях гиперактивность и/или импульсивность может не сопровождаться дефицитом внимания. Я получил свой недуг по наследству. Моя мать невероятно импульсивна. Но ее импульсивность выражена в том, что, получив какое-либо задание или поставив цель, она немедленно и не откладывая ни минуты, приступает к ее исполнению, не останавливаясь, пока задача не будет выполнена. Редкий случай. Мне не так повезло. У меня классический тип расстройства.

Атипичный случай гиперактивности можно наблюдать у Илона Маска. Полная и искренняя неадекватность в оценке размера задачи и сроков ее исполнения — типичный кейс. Срывать дедлайны — это тоже наше. Но у Маска нетипичность в том, что в своем классическом виде гиперактивность — это про то, как пациент начинает, но НЕ завершает десять дел разом. А Маск умеет дожимать все начатые дела. Вообще у нормального человека выделяется гормон стресса, если его мозг фиксирует незавершенное дело. А я могу перемыть гору посуды, но когда остаются только ножи и вилки, бросить их недомытыми, потому что достало. Нормальный человек, находясь в минуте от завершения, даже из последних сил домоет их, ведь дофаминовое подкрепление так близко, а выделение кортизола из-за оставленных в мойке грязных вилок не даст расслабиться. Для меня это не проблема.

Кроме того, нетипичность Маска в том, что он, похоже, психопат и обладает сниженной или отсутствующей эмпатией. Потому что вообще-то мы чаще всего обладаем очень сильно выраженной эмпатией. В моем случае это супер-эмпатия. Я сочувствую и сопереживаю даже психопату, хотя большинство людей не в состоянии вообще понять его внутренний мир. А соприкоснувшись с ним, воспринимают как монстра, в котором нет ничего человеческого.

Еще у нас может обнаруживаться состояние гиперфокуса. Это удивительная для гиперактивных фаза, во время которой мы достигаем фантастической концентрации, практически недоступной нормальным людям. Многие гиперактивные никогда не находят того занятия, которое способно вызвать состояние гиперфокуса. А это могло бы стать их спасительной гаванью. Призвание, в котором разгильдяи и вечные дилетанты могли бы стать настоящими профи. Я знаю эту сферу деятельности для себя. И при моей патологии состояние гиперфокуса не сравнимо даже с воздействием [Роскомнадзор]. Я пироман. Огонь полностью подчиняет себе мое сознание. Нет, я бы не мог быть инженером пиротехником. В этой профессии до фазы огня нужно сделать тысячу расчетов и ничего не напутать. Это не про меня. Но стоит мне зажечь горелку или дугу электросварки, и я могу очнутся лишь через 14 часов, осознав, что рот мой — Сахара, я ничего не ел, а спину и запястье ломит так, что мне не сдвинуться с места и нужно звать на помощь, потому что я не могу сползти со скамейки. Но мои амбиции простираются далеко за горизонт профессии сталевара или сварщика. А ведь я был бы самым скиловым и самым счастливым сварщиком на свете, если бы не отравляющее все желание быть мессией.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью психология

Мои попытки найти хорошего психиатра в России оказались безуспешны. Компетентные не брались за мой случай, предпочитая работать лишь с детьми. Вторые несли пургу про то, что такого заболевания нет, и нужно просто быть повнимательнее, сосредоточиться, бросить курить… СДВГ придумали американские врачи-убийцы, чтобы подсаживать на наркотики здоровых людей… волосы дыбом, и это не единичное мнение. К сожалению, лечить меня вызывались лишь психиатры, сами страдавшие СДВГ, которые и себе-то не могли помочь. Они чесали всякую ахинею о достоинствах гиперактивности, приводя себя в пример. Первичную консультацию, хотя тоже так себе, я получил лишь в Израиле. И черт, это недешево.

Кстати мой совет родителям, которые подозревают СДВГ у ребенка — найдите способ эмигрировать. Любые методики без препаратов, строго запрещенных в России, не дадут и 5% эфективности. За все эти штучки “ограничьте сахар”, занимайтесь по методу Х, и применяйте методику Y, вы заплатите высокую цену в старости, когда будете наблюдать в какой кромешный хаос ваше чадо превратило свою жизнь.

Нас воспринимают как беспросветных разгильдяев. Но как пьянство и распущенность отличается от алкоголизма, так СДВГ отличается от разгильдяйства. (т.е. почти никак). Однако дело в том, что мои шкафы были забиты книгами о том, как перестать прокрастинировать и начать эффективно работать, книгами о том, как думать медленно, решать быстро, и о том как научится концентрироваться. Но мне не хватало концентрации даже чтобы дочитать их, не говоря уже о формировании новых привычек.

Эту статью заставили меня написать два фактора. Первый — мой приятель. Он технарь, специалист по компьютерной безопасности, умница и обладатель незаурядного интеллекта. Его старшая дочь страдает выраженной формой СДВГ. Врач сообщил ему, что позже это пройдет, а пока посоветовал давать успокоительные. От его совета меня охватывает гнев и безудержная ярость. Будучи импульсивным, я бы огрел этого врача вазой, если бы присутствовал при этом. Давать такому ребенку успокоительное — значит погубить его жизнь и похоронить его интеллект. Таким детям в нормальных странах назначают препараты на основе [Роскомнадзор] или [Роскомнадзор]. Здесь же полоумные гуру-психиатры рассказывают о врачах убийцах и вреде [Роскомнадзор], предлагая какое-то шаманство и гомеопатию. Другие просто, не моргнув, советуют успокоительные.

Меня часто спрашивают, почему я не завожу детей. А услышав ответ, что я не готов, и еще не считаю себя компетентным в этом непростом деле, заливают о том, что мол, так никогда не будешь готов. Наши предки, бабушки и дедушки, а так же родители рожали и в более суровых условиях, ничего. Справлялись.

Одно из проявлений эффекта Даннинга-Крюгера не в том, что неуч не осознает всего масштаба проблемы, а в том что он не осознает само наличие проблемы. Потому что наши предки НЕ СПРАВЛЯЛИСЬ. Из поколения в поколение, веками и тысячелетиями не справлялись, плодя тупиц, злодеев и уродов. И этой толпой калек, глупцов и негодяев мы шли сквозь тьму нашей истории, освещая свой путь пылающим в наших глазах безумием, прокладывая маршрут безответственностью.

5% таких как я. Еще 5% психопатов. До 2% людей с БАР, >2% людей с пограничным расстройством… Статистика беспощадна, а список психических расстройств в МКБ-10 очень длинный. Большинство этих расстройств обнаруживаются с раннего детства. И от квалификации родителей зависит, будет недуг компенсированной особенностью, или превратиться со временем в непрекращающийся кошмар. Шанс, что у вашего ребенка не будет ничего из этого списка не так уж велик. Хотеть ребенка, качать его на руках и водить его в дом пионеров не достаточно. Нужно быть готовым любить и отдать всего себя, все свое время психопату, который никогда не испытает к вам ни любви не благодарности. Или научить жить обормота, который не то, что учиться толком, даже порядок в комнате поддерживать не способен.

Есть и вторая причина того, что я пишу эту статью и начинаю публиковать на своей странице в форме блога мини-отчеты. Я предложил нашей небольшой команде фанатов VR фильмов запилить студию коммерческого видео по производству презентаций в очках виртуальной реальности. Такая студия вполне могла бы добывать средства на те небольшие нф-фильмы по моим сценариям, которые всем нам так хочется реализовать. Ибо гранты и бюджеты выделяют на всякую дрянь о том, как очеловечиваются роботы, вместо того, чтобы пилить прекрасные фантазии о том, как искусственный интеллект вместо уничтожения человеков мог бы помочь стать лучше слабым, глупым, психам, аутистам и таким, как я. Ребята написали приложение для удаленного управления контентом, а творческая команда готова взять на себя реализацию проектов. Но мой челлендж — стать CEO компании.

Мои колени свинцовые от страха. Я начинал миллион дел в своей жизни и каждое провалил. Бухгалтерия, продажи, организация — то, к чему мне лучше не прикасаться. СДВГ-шник завалит любое из этих дел. А все сразу с гарантией! Но у меня есть научное знание и стремление стать мессией. Мой план: начать делать этот мир лучше, начав со своего рабочего стола. И мне важно публично отчитываться о каждом этапе. Мы, СДВГ-шники, терпеть не можем внешний контроль. Но на первом этапе он просто необходим. К тому же, когда знаешь, что твой мозг полон кривых зеркал, хорошо бы опереться на того, кто видит тропу без галлюцинаций и искажений. Что касается ребят, они все прекрасно плавают, и им видимо просто по приколу смотреть, как я учусь ходить по воде. Жестокий дедовский способ научить ребенка плавать. И мои чувства подсказывают, что способ дурацкий и неэффективный. Но я уже в воде. И могу только пойти ко дну под их задорные шутки или оттолкнуться и пойти по воде.

Источник