Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей воспитание
Янчевская Мария Валентиновна
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1)
Часть 2
Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью, на наш взгляд, является родительское самопожертвование – готовность отказаться от собственного спокойствия ради спокойствия ребенка. Способны на это не все. Некоторым проще шлепнуть и прикрикнуть. Легче, конечно, становится. Но не надолго.
Если вы всё таки решили встать на тропу войны за счастье своего дитя, то вот вам наша поддержка!
Родителям СДВиГушат достаточно рассмотреть несколько вполне логичных общих правил, которые способны категорично облегчить жизнь как старшему,так и младшему поколению в вашей семье:
1. Пока ваш ребенок чем-то занят, НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГО!
Дефицит внимание на то и дефицит, чтобы ловить за хвост те моменты, когда ребенок что-то сконцентрировано делает, еще и самостоятельно! Конечно, если только он не ест все подряд таблетки из аптечки или отпиливает коту лапу.
Просто наблюдайте за ним.
Всё, что он делает априори верно, во всяком случае, пока он в это верит. Вы можете показать ему «правильный» пример,но не затрагивая его чувств: собрал кубики не так, как вы считаете нужным (ведь у него на этот счет могут быть другие представления, всё равно молодчина!– Теперь можно папе? Папа вот соберет иначе! А ты так сможешь?
2. Никаких посторонних раздражителей!
Повторимся, но дефицит внимания на то и дефицит, что растрачивать его на глупости мы права не имеем. Никаких телевизоров и радио на фоне. Если вы занимаетесь с ребенком – занимайтесь. Если вы смотрите телевизор – смотрите. Нельзя слушать радио, сидеть в инете, при том требуя от ребенка с СДВГ, что бы он «выдавал продукт» (играл, читал, писал, рисовал на заданную тему).
Любой посторонний звук, движение – зеленый свет для шаткой нервной системы ребенка, чтобы сорваться с места и бросить начатое дело.
Замечали, как дети реагируют на рекламу? Быстрая смена картинки и звука – на подобии того, что творится у него в голове. Даже вникать не надо. Если повзрослевший ребятенок с подобным синдромом и сможет «под телик» сделать уроки,то: во первых, это еще не значит, что сделает их хорошо; во вторых, не значит, что нервная система «проглотит» это без последствий (как механизм инерционной машинки: пока держишь – стоит, отпустишь – рванет)
3. По-настоящему ребенка развивает только то, что ему интересно в данный момент. Закон из педагогики Монтессори.
В случае детей с СДВГ, он оправдан на все 100%.
Если вы заставите такого ребенка сесть на стул и слушать то, что вы ему читаете (рассказываете и т. д., в лучшем случае, отвечая на ваши вопросы по тексту, он сможет вспомнить название. Попросите его нарисовать, когда он хочет кувыркаться, он, конечно, нарисует… но ровно так, как будет быстрее отделаться, чтобы продолжить своё дело.
Выход? Пока дело не дошло до школы, он есть.
Наберитесь терпения и вперед – соединяйте желаемое с действительным, полезное с приятным! Хочет кружиться, а надо изучать фигуры? – покружитесь вместе… по треугольнику, выложенному веревкой на полу! Хочет катать машинки, а надо считать? – Запускайте автомобиль и отсчитывайте шагами проделанный путь! И т. д. Сложно. Но можно.
Все ваши старания в раннем возрасте, как семя, брошенное в почву, принесут плоды позже –в школе: отличником он может и не станет, но вот находить нестандартный подход, что-то интересное в рутинном привыкнет. Потом в жизни пригодится!
4. Если вашему ребенку действительно тяжело справиться с чем-то и он готов принять от вас помощь – помогите ему, проявляя неподдельный интерес к тому, чем он занят. Дети чувствуют фальшь. Поэтому всегда будьте максимально честны и открыты эмоционально. Устали и сил нет реагировать достойно? – Тогда вместо того, чтобы выжимать из себя, просто отвлеките его беззаботной веселой игрой! (например, дайте толстый журнал и урну – пусть вырывает страницы и бросает в «кольцо» – вот вам и развивалка, пока мама пьет кофе)
ВАЖНО: Спешить на помощь нужно ТОЛЬКО в том случае, когда ребенок ЧЕСТНО попробовал справиться сам (а лучше два раза, и у него искренне не получилось.В обратном случае получится как в мультике: «А вы что, и есть за меня будете? – АГА!»
Отказывается даже пытаться? – значит это задание сейчас не для него (не интересно) – меняйте! Очень нужно именно сейчас? – Докажите!
Всё по честному. (И фраза: «Потому что я сказал…» здесь не аргумент).
Не менее ВАЖНО позволять вашему ребенку столкнуться с негативными последствиями его действий (или его бездействий). Только тогда он осознает всю ответственность за свои поступки. Не спешите жить за своего ребенка. Как там говорится, опыт – сын ошибок трудных? Упал?- Встанет! Больно?- Больше не полезет! Помните, что всё что не убивает – делает сильнее (ну или хотя бы опытнее!
С взрослением уменьшайте ваше участие в делах ребенка, постепенно передавая их под его контроль.
Разольет? Рассыплет? Сломает? – Да ничего страшного! Это всего лишь повод взяться за метлу и тряпку! К слову, приучать ребенка убирать за собой важно не столько с позиции чистоты вашего дома, сколько с точки зрения воспитания усидчивости: убрать за собой значить доделать дело до конца, чему для детей с СДВГ сложно, но необходимо учить.
Еще одна традиция – «чинить сломанное». Во-первых, научит ребенка бережнее обращаться с вещами, что очень важно в наш век потребительского отношения к жизни в целом. Во-вторых,позволит ему узнать больше об устройстве вещей: в процессе ремонта случайно пострадавшей игрушки ребенок познает её «изнутри», что лишит необходимости разбирать её при возникновении интереса в будущем. В-третьих, это еще один вид совместной деятельности с родителями!
5. Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Лучше расскажите ему весело и незатейливо, почему надо сделать именно так. Ребенок еще не усвоил причинно-следственные связи между вещами и событиями. Он еще этого не пробовал! Не хотите, чтобы узнал на своей «шкурке», – поделитесь опытом в красочном рассказе! (Только не питайте иллюзий по поводу того, что ребенок вас понял и услышал)
Насчет унижений, обзывательств и оскорблений можно было бы отдельную статью выпускать. Сколько талантливых людей так и не раскрылись в этой жизни от одного неумело подобранного в детстве слова.Классика: «Словом можно убить, словом можно спасти…» Что бы ни делал ребенок – он остается человеком. Вашим продолжением. Назовете один раз лентяем – лентяем и вырастет. Он ведь верит вам!
Держать в себе эмоции опасно, но “выпускать” их тоже надо с умом. Ребенок должен видеть и понимать ваше ВАШЕ СОСТОЯНИЕ, а НЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. Например, правильно кричать “Я расстроена”, а вот “Ты меня расстроил”.
Если иногда хочется эмоциональных междометий… чтобы заменить нецензурщину,как вариант: придумайте свою безобидную семейную «ругалку» (наподобие «редиски» из знаменитого фильма).Двойная польза: вы выругались и выпустили пар, ребенок услышал КРАЙНЮЮ степень вашего негодования и заодно еще раз убедился, что вы крепкая и дружная семья – окружающие-то семейную «ругалку» не знают!
Источник
Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) сложно сконцентрироваться на чем-то одном, соответственно они практически никогда не могут довести начатое дело до конца, ведут себя очень импульсивно. Активность таких детей обычно называют «неуправляемой».
СДВГ — это нервологическо-поведенческое расстройство развития, поэтому, если у ребенка диагностировали этот синдром, то не нужно его ни в коем случае ругать за подобные проявления. СДВГ требует проработки. Только путем тщательно продуманного воспитательного процесса, которое предусматривает чуткое поведение родителей, малыш сможет стать более спокойным и менее тревожным.
Почему может появиться СДВГ?
Есть несколько гипотез возникновения СДВГ, сторонники того или иного предположения периодически спорят между собой, пытаясь доказать свою правоту. Мы не будем занимать ничью позицию. Просто перечислим, какие процессы становятся катализаторами.
- Генетика. Ряд специалистов уверены, что СДВГ — это результат проблем, возникающих как во время беременности, так и в процессе родов.
- Экология. Кто-то утверждает, что синдром возникает из-за плохой экологии.
- Гаджеты. Есть специалисты, которые настраивают, что СДВГ — это недавно появившееся явление, и причиной тому стали гаджеты, в которых с малых лет сидят дети.
Советы по воспитанию
Если специалист все же подтвердил ваши предположения, то не нужно паниковать и тем более расстраиваться. Есть как минимум 12 не сложных пунктов по взаимодействия с такими детьми.
Вот они:
1. Примите ребенка
Его активность — это особенность функционирования мозга, а не «отвратительный характер» и не «желание сделать назло родителю/учителю».
2. Четкий режим дня
У ребенка с СДВГ должен быть определенный график. Нужно выстроить определенный режим и четко его придерживаться, не делая исключений. Особенно это касается сна. Важно чередовать активность и спокойную деятельность без перегрузок.
3. Воспитание без крайностей
Родители должны четко дать понять своему чаду, что ему можно делать, а какое поведение не допустимо. Используйте для этого не крик и одергивания, а обстоятельные беседы на равных.
4. Меньше крика
Если на ваш запрет, ребенок спрашивает, почему ему нельзя что-то делать, но вы никак не аргументируете свои действия, то считайте, что запрета для него не существует. Поэтому не ограничивайтесь одним лишь «нет». Больше взаимодействуйте и сотрудничайте с сыном или дочерью.
5. Сведите к минимум «зависание» ребенка в гаджетах и у телевизора.
6. Четкие проговаривайте, что вы хотите
Если мама и папа хотят, чтобы их ребенок перестал баловаться и сел за уроки, то фразы «сделай уроки» будет не достаточно. Детям с СДВГ надо четко проговаривать то, что вы от них хотите. Например, вместо «иди читай» — «возьми книгу, открой на такой-то странице», вместо «нарисуй картинку» — «возьми карандаш и чистый лист бумаги» и так далее. Направляйте внимание ребенка.
7. Идеальная игра
Ребенка с данным синдромом лучше не водить в развлекательные детские центры слишком часто. Ему нужно как можно меньше находиться в шумной компании. Идеальной игрой будет общение с его другом или одним из родителем тет-а-тет. Такое времяпрепровождение не будет стимулировать перевозбуждение.
8. Массовые мероприятия с громкой музыкой, толпой и салютами также не рекомендуются.
9. Как можно чаще гуляйте на свежем воздухе.
10. Спорт без перегрузок, в удовольствие.
11. Нейропсихологическая коррекция — это упражнения под руководством нейропсихолога, в группе или индивидуально, направленные на развитие зон мозга, отвечающих за самоконтроль, умение сосредоточиться, переключиться, закончить дело и так далее.
12. В некоторых случаях медикаментозная поддержка (может назначить только врач!)
Об авторе
Редактор Lisa.ru
Источник
Клиника DocDeti, 4 декабря 2019
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.
Суть расстройства
В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.
При СДВГ возникают трудности с:
- удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
- принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
- усидчивостью;
- участием в разных видах деятельности;
- поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
Распознаем синдром самостоятельно
О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.
Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):
- Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
- Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
- Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:
- расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
- симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
- проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
- ребенку менее 12 лет.
Подозрения или диагноз?
Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.
Диагноз СДВГ ставят на основании:
- жалоб;
- анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
- беседы с родителями и маленьким пациентом.
Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Какие лекарства назначают
Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).
Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.
Нужны ли консультации с другими специалистами?
При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.
Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.
Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.
Нужен ли нейропсихолог
Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.
Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.
На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.
Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.
Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/
Клиника DocDeti
Детская клиника доказательной медицины
Источник
Что это?
Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности – это где возбуждение всегда преобладает над торможением.
Причины
Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.
Причинами возникновения органических поражений могут быть:
- употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
- токсикозы и иммунная несовместимость;
- преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
- последствие наркоза и кесарево сечения;
- обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
- стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
- любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
- неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
- эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.
Есть еще и социальные причины – это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность – воспитание по типу «кумир семьи».
Признаки
Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.
Признаки невнимательности:
- не любит шумные помещения;
- ему трудно концентрировать внимание;
- он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
- с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
- плохо слышит и не воспринимает инструкции;
- испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.
Признаки гиперактивности:
- залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
- чаще бегает, крутится и вертится на месте;
- во время занятий ходит по комнате;
- наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
- если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
- ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.
Признаки импульсивности:
- чрезвычайно говорлив;
- не умеет дожидаться вознаграждения, ему надо «здесь» и «сейчас»;
- отвлекает других детей на занятиях;
- трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
- испытывает сложности в контроле своего поведения, не умеет следовать правилам;
- часто меняется настроение, задиристый.
О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.
Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».
Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.
Как отличить СДВГ от избалованности?
Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.
Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, – чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.
Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.
А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный – это сочетание гиперактивности с нарушением внимания – встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
- невнимательный – преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
- гиперактивный – доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.
Симптомы у детей разного возраста
Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок – явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.
У малышей до 1 года
- Очень активная двигательная реакция на разные действия.
- Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
- Возможна задержка речевого развития.
- Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
- Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
- Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.
У малышей 2-3-х лет
- Неусидчивость.
- Нарушения мелкой моторики.
- Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
- В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.
У дошкольников
- Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
- На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
- Тяжело уложить спать.
- Непослушание и капризы.
- Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.
У школьников
- Отсутствует сохранность внимания на уроках.
- Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
- Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
- Страхи и тревожность.
- Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
- Энурез, жалобы на боль в голове.
- Появляются тики.
- Не способен длительное время спокойно долго ждать.
К каким специалистам обращаться за помощью?
Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.
Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.
Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.
Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.
Коррекция и лечение
Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.
Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.
В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.
Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.
Родителям важно следить за питанием ребенка.
- Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
- Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
- Омега 3 – особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.
Главное – чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» – это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).
Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии – это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.
Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.
Советы родителям
- Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
- Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
- Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
- Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
- Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
- Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
- В. Бетховен “Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6” контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
- А. Моцарт: “Симфония № 40 соль минор” тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
- Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.
Полезные игры
Игры на внимательность
“Лови – не лови”. Эта аналог на всеми любимой игры “Съедобное – несъедобное”. То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.
Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».
Игры для снятия эмоционального напряжения
- “Прикоснись”. При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его т