Синдром дефицита внимания с гиперактивностью при зпр

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с задержкой психического развития
Ребенок с ЗПР часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно- ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно- практической опоре и в предельной развернутости инструкции. Словесно- логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить сложные мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
В школе такой ребенок может начать осозновать свою несостоятельность как ученика, у него может возникнуть чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
По отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушение внимание, осложненное повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)
Для постановки данного диагноза (СДВГ) необходимо наличие следующих симптомов (как минимум шести симптомов и проявляющиеся на протяжении как минимум шести месяцев), ниже приведенных в разделе:
Дефицит внимания
Часто не способен удерживать внимание на деталях; из- за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности;
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры;
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.
Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда- то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлимо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем- либо на досуге.
Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.
Импульсивность
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Рекомендации взрослым в общении с детьми с ЗПР и с гиперактивными детьми
В своих отношениях с ребенком необходимо придерживаться «позитивной модели», хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Дети с ЗПР обучаются на успехе. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше у него не получалось.
К разбору неудач и ошибок приступайте лишь после похвалы и, по возможности, сразу намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем.
Избегать частых повторений слов «нет» и «нельзя».
Стараться говорить сдержанно, спокойно и мягко. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
Необходимо давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его обязательно завершить.
Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию (наглядный материал).
Поощрять ребенка за все виды деятельности, где требуется повышенная концентрация внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. д.).
По возможности избегать скоплений людей. Пребывание, например, в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка, особенно гиперактивного, чрезмерно стимулирующее воздействие.
Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать слишком беспокойных, шумных приятелей.
Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Гиперактивному ребенку необходимо давать возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные секции, подвижные игры и т. д.
Следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем- то другим, его нельзя с кем-то противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а, с другой, они формируют негативизм, эгоизм и зависть. Если сравнивать, то только с ним самим, с его собственными ошибками и победами.
Педагоги должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
Взрослым необходимо постоянно помнить и учитывать имеющиеся нарушения в развитии и недостатки поведения своих детей. Улучшение состояния ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Дети с задержкой психического развития, гиперактивные дети, дети с нарушениями внимания – это трудные дети. Но Вы, педагоги, можете им помочь адаптироваться к школьной жизни и найти свое место во взрослой жизни.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Белая Холуница Кировской области»
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово и даже более того – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности.
Всеволод Кащенко.
г. Белая Холуница
Источник
Иларионова В. С.
учитель ИЗО
МОБУ СОШ №12
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта, на каком – либо объекте отличаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития (ЗПР). Американские психологи и клицинисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ), как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и многих детей с трудностями в обучении. Существует группа детей, у которых потребность в движениях достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.
Актуальность проблемы.В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешает таким детям адаптироваться в жизни, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростоковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. В последнее время вследствие широкой распространенности СДВГ является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.
Цель исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР.
Задачи:
1) изучение литературы по данной проблеме;
2) изучение и подбор методик, направленных на выявление СДВГ у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
3) Выявить синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
Объект исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью;
Предмет исследования: синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
Гипотеза: наличие СДВГ у детей с ЗПР с сочетанием расстройства внимания приводит к выраженной школьной и общесоциальной дезадаптации.
Теоретические положения:
– Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».
– Кучма В.Р., Брязгунов И.П. «СДВГ у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики лечения, профилактики и прогноза)».
Методы исследования:наблюдение, беседы, архивный метод, тесты, анализ литературы, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: изучение синдрома дефицита внимания проводилась на базе средней образовательной школы № 12 г. Нефтекамска в 2 «Г» классе. В группу вошли 10 человек с диагнозом: задержка психического развития.
Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развития детей с ЗПР. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально – средовых и психологических факторов
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клицинисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.
Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е г.г. 20 века. Острейшая необходимость разработки теоретических аспектов проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики (М.С. Певзнер).
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг. исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально – органического генеза;
В клинико–психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.[19;9]
Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи. Работа А. Штрауса и Л. Лейтинен явилась началом рассмотрения отставания в развитии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Характеризуя этих детей, авторы отмечали стойкие трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы.
Такой подход привел к трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
Этот термин с 60-х гг. используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Гезел). Среди разнообразных проявлений ММД указаны состояния школьной неадаптации, гипер- и гиподинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, слабая познавательная деятельность и др. В англо – американской психологической литературе введен термин «дефицит активного внимания», распространяющийся и на состояния, относимые ранее к ММД
В настоящее время применяется термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей…[7;332]
§.1.2 Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.). Гиперактивностьпроявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторки и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность у детей с СДВГ на 25 – 30 % выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Вместе с тем гиперактивных часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные.
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5, 5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Д.А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.
А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:[24;60]
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.). Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, являются основанием для диагноза «синдром дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994г.)
Вывод.
· У 6-8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствует возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний.
· Синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.
· Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов возникновения СДВГ – актуальная задача, которая требует дальнейших междисциплинарных исследований.
Источник
Девочки, милые… Очень прошу помощи, совета…..
Сыну 3,5 годика. Стали проходить специалистов к детскому садику (т.к.уже до этого получили путевку в обычный сад): невролог + логопед + психиатр поставили ЗРР + дефицит внимания – гиперактивность и рекомендовали логопедический д/сад. Назначили: пантогам + глицин
Поехали на комиссию ОПМПК. Написали: ЗПР + дефицит внимания – гиперактивность. вся комиссия сказала: логосад – однозначно!!! Я не против логосада, а даже ЗА, тем более показания все налицо…
Рекомендовали:
№ 1 – обследование ребенка; лечение и терапию у стоящего невролога (вот основное, в чем нужна ваша помощь!!!)
№ 2 – дефектолог + психолог
№ 3 логопед (с 4 лет)
О ребенке:
– вторая половина беременности была не спокойная к сожалению….((( Слезы, расстройства и т.д…
– гипоксия при родах; по шкале 8-9 баллов
не могла родить, т.к.плод был достаточно крупный – 4 кг; давили на живот…((
– до года был более менее спокойный, но...
Ночью спал отлично!!! На счет дневного сна похвастаться не могу..((( 30мин.хорошо, остальное время всегда качала в коляске… В этом отношении были муки и ребенка жалко, что не мог расслабиться часа на 2 во сне! И жили в наилучших условиях: в загородном доме… Спали всегда на улице!
Просыпались от малейшего шороха….(
Во время бодроствования был спокойным, как ангел!
– на ГВ до 2,2 лет
– потливость!!! С рождения оч.потливая голова, спина, плечи… Только спать ложимся, подушка мокрая… На улице постоянно спинка и голова потеют (у меня в сумке всегда пол гордероба на сменку!). С рождения проверяли внутричерепное давление: наивысшие показатели по шкале в пределах нормы!
– с 1 года стал очень активным! прямо таки -гипер караул!!!
– гиперактивность на лицо
Это просто аут! Очень не просто приходится…((( Шкодит ужасно, хоть плачь!!! Все ломает, портит и т.д.
При этом сам по себе: очень ласковый, добрый, 100 раз на дню обнимет, поцелует, “подлижется”, моську невинную состроит…)) Иногда хочется просто его тааааак наказать, а он в ответ: “Мам, я так больше не буду… Прости!!!” (на своем ломаном языке…)))) А через минуту опять его застаю за хулиганством!!!
– замечаю, что стремиться делать нужное ему из-под тишка….
У него в голове постоянно процессы: как бы проникнуть в ванную и вылить шампунь из пузырька, выдавить пасту… Ворваться в пакет с мукой на кухне… Залезть на окно!!!
Шухирит постоянно! Если что-то схватил и я бегу за ним, он это либо швыряет (т.к.понимает что я его догнала; ему от меня никуда не деться), либо быстро выливает и т.д. и т.п..
Очень любит пробежать по квартире, как мамай и все разбросать!
– умненький, сообразительный очень!!!, но:
При этом плохо разговаривает….((( Еще месяц назад мы максимум складывали 3 слова… Слова состояли только из первого слога (ма, ба и т.д..)….((((
Месяц назад прямо таки прорыв случился, но все ровно говорим плохо (по сравнению со сверстниками)
– навыки и умения:
Очень быстро приучились к горшку! С 1.5 лет спали без памперса – ни разу не надули ночью…. На горшок ходим благополучно “по-английски” с этого возраста! Иной раз я даже об этом не знаю…)
Кушаем самостоятельно с 1,5 лет!!!
Одеваемся (правда корявенько) и застегиваем обувь (на липучки) с 2х.
На все говорит жестко: “САМ!!!”
– глаза: мышца одного глазика плохо развита…(((
примерно с 1,5 – 2 лет заметили, что у нас что-то не в порядке с глазками…..((( Поехали в Геймгольца… Сказали, что когда правый глазик бежит за предметом, левый за ним не успевает и стоит на определенном месте. Я это к чему: посоветовали МРТ + КТ сделать, т.к.подозрение на то, что наши глазки + задержка в речи это слагаемые одной проблемы
– ночью спим плохо
Засыпаем в обед и на ночь по 1-1.5 часа (даже если набегаемся изрядно за день!) Вздрагиваем: дергаем ручками, ножками! По всей кровати спим ночью!
Обязательно когда засыпает, нужно ему либо за грудь держаться, либо мою за мочку уха, щеку… До сих пор спит со мной….
Девочки, вот скажите: если ребенок беспокоен, может не стоит его пока отдельно отселять? Очень волнуется, если я с ним не ложусь!
—————————————————————————-
Я очень нуждаюсь в ваших наставлениях, советах…. Помогите пожалуйста, если у вас есть опыт в этом!!!
1. Нужен стоящий невролог + центр
… где можно: сделать все необходимые обследования, сдать анализы, пройти специалистов
2. Остеопат: если есть у вас координаты стоящего остеопата, можно в личку получить?
Я в большом расстройстве, что не видела проблемы ранее….. все говорили, что мальчики обычно позже говорить начинают…. а тут такое….((((
—————————————————————————–
Чем еще можно помочь ребенку?
– может быть массаж специальный (какой-нибудь расслабляющий в качестве профилактики гиперактивности и для развития речи)
– аппаратное лечение (может воздействие какими-нибудь микроволнами на участки головного мозга )?
—————————————————————————–
Немного ночного сумбура в голове и мыслей вслух: Читаю – читаю и понимаю, что все это до сих пор не изведанно…. Аж страшно становится! Особенно МРТ и КТ под наркозом…( Еще бы знать, что это точно укажет на причину такой задержки речи
—————————————————————————–
Всех заранее благодарю за помощь, отзывчивость, добрый совет!!!
Источник