Синдром дефицита внимания с нарушением речи

Как связаны дислексия, синдром дефицита внимания и
нарушения слухового восприятия?
Ключевые моменты:
Невнимательные, нестарательные или неспособные дети, могут казаться таковыми потому, что они испытывают трудности с пониманием устной речи.
Дети с наследственной дислексией также часто страдают от Нарушения Слухового Восприятия (англ. auditory processing disorder) – НСВ.
Области мозга, ответственные за обработку сенсорной информации, развиваются раньше, чем те, что отвечают за концентрацию и внимание.
Раннее вмешательство для развития слухового восприятия может оказать значительное положительное влияние на способность ребенка обучаться.
Предлагаем Вам ознакомиться с кратким обзором вебинара доктора Марты Бёрнс «Как связаны СДВ, НСВ и дислексия?»:
Рост за последние пару десятилетий таких диагнозов у детей, как Синдром дефицита внимания (СДВ) и Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) стал серьезным поводом для беспокойства и споров, как среди родителей, так и как среди ученых. Но новые исследования показывают, что для многих из этих детей подобные симптомы могут фактически указывать на более фундаментальные проблемы, связанные с пониманием и обработкой речи.
Несмотря на то, что внимание тесно связано с процессом обработки сенсорной и языковой информации, локализация этих функций находится в разных областях головного мозга. В основном внимание контролируется лобной долей, которая отвечает за многие высшие познавательные функции, такие как планирование и организация. Эта область мозга развивается медленно и созревает к 20 годам. Таким образом, у детей и взрослых с СДВ проявляется более низкий уровень активности лобной доли головного мозга.
Сенсорная обработка информации сосредоточена в трех областях, расположенных в затылочной части мозга, а именно в угловой извилине, где объединяются слуховая, визуальная и пространственная информации. Эти области мозга развиваются в гораздо более раннем возрасте и играют важную роль в освоении языка. Одним из важнейших навыков является способность распознавать внутренние детали слов, чтобы мы могли отличить «коза» от «коса» или «птица» от «пицца». Слушая речь родного языка, наш мозг выстраивает акустическую карту этого языка, а именно звуков, которые мы учимся воспроизводить и соотносить со зрительными символами.
Нарушения слухового восприятия возникают при сбое в формировании акустических карт, что затрудняет процесс распознавания частей речи. Важно уточнить, что речь идет не о проблеме нарушения слуха, то есть уши слышат звуки, но мозг не в состоянии их корректно обработать и понять. Однако блокировка слухового канала из-за простуды или продолжительной инфекции в ухе, может привести к нарушению слухового восприятия, затрагивая сензитивный период развития. Подобные нарушения могут иметь также генетические корни. Дети, у родственников которых была зафиксирована дислексия, также демонстрируют сложности в обработке речи и слабую активность сенсорных зон головного мозга, даже до того, как они начинают учиться читать.
Несмотря на то, что функция внимания локализуется в лобной доле головного мозга, она использует нейронные связи, сформированные в других областях мозга. Именно здесь и возникает связь НСВ и проблемы концентрации внимания. Функция внимания включает в себя способность концентрироваться на том, что важно в данный момент, обрабатывая сенсорную информацию, поступающую из окружающей среды. Однако невозможно определить то, что действительно важно, если это не является частью твоей базы данных. Таким образом, возникают трудности с концентрацией внимания на речи, когда есть проблемы с отделением одного звука от другого или от других звуков окружающей среды.
В результате у детей с нарушением слухового восприятия могут проявляться симптомы, похожие на симптомы СДВ: они легко отвлекаются, не участвуют в совместной деятельности или испытывают затруднения в следовании инструкциям. Учителя могут считать таких детей невнимательными, неспособными, деструктивно влияющими на других учеников, в то время, как они стараются концентрировать внимание, но не понимают, что им говорят, и в какой-то момент просто перестают слушать. Таким детям часто ставят диагнозы СДВ или СДВГ, методы лечения которых им, к сожалению, не подходят.
Но есть и хорошие новости! Нейроучеными был разработан программный комплекс для коррекции нарушений слухового восприятия, который называется Fast ForWord. Данные программы также оказались эффективными при решении связанных с НСВ проблем концентрации внимания и обработки слуховой информации.
Более подробную информацию Вы можете узнать, посмотрев вебинар Др. Марты Бёрнс: “How Do ADD, Dyslexia, and Auditory Processing Disorder Overlap?”.
Источник
Запишитесь на бесплатные пробные занятия в программе Fast ForWord, не откладывайте помощь Вашему ребенку!
Полезная статья? Поделитесь с друзьями!
Читайте полезные материалы на наших страничках в соцсетях!
Подписывайтесь!
Источник
Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.
Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.
Симптомы СДВГ
Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:
- Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
- Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
- Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.
Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.
Причины возникновения СДВГ
За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:
- Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
- Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
- Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
- Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.
Как помочь ребенку с СДВГ?
Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.
Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.
Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.
Таблетка от СДВГ
В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.
При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:
- Прием исключительно под контролем врача.
- Динамическое наблюдение и коррекция.
- Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!
Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.
Логопедические занятия при СДВГ
Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:
- Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
- Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
- В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
- Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
- Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
- В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
- Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.
Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.
Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/
Источник
Синдром дефицита внимания и заикание
Есть ли связь между СДВГ и заиканием? Можно сразу ответить — да.
Начнем с того, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания не знает, что он у них есть. Проблема диагностики СДВГ в России особенно актуальна. Даже опытные психиатры и психотерапевты в нашей стране пропускают таких пациентов и не диагностируют эти нарушения. А что самое печальное — в нашей стране практически нет препаратов для лечения СДВГ.
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность (бывает без гиперактивности), плохо управляемая импульсивность и эмоциональность, зацикливание на какой-то деятельности или мыслях, проблемы со слуховым восприятием. Также при склонности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта (дети же наоборот, чаще демонстрируют более высокий интеллект) и трудности с восприятием информации. Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.
По самым скромным оценкам, это расстройство присутствует у 3-6% людей, включая как детей, так и взрослых, причем более чем в 5 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Какова взаимосвязь между СДВГ и заиканием?
Есть данные, что около 26% процентов детей с диагнозом СДВГ имеет проблемы с заиканием (Ardnt & Healey, 2001; Conture, 2001, Riley & Riley, 2000). Почему? Точных ответов нет, как и нет пока что убедительных исследований, открывающих полную картину взаимосвязи заикания и синдрома дефицита внимания. Что известно на данный момент:
- Заикание может быть лишь частью более широкой психоневрологической проблемы, затрагивающей речевые центры. Есть данные, что примерно у 45% процентов детей с СДВГ также есть разнообразные формы нарушений речи, включающих в себя и заикание (Tirosh & Cohen, 1998).
- Многие из сопутствующих расстройств, связанных с СДВГ, могут оказать существенное влияние на способность человека организовывать и формулировать мысли и идеи. То есть человеку в такой ситуации не просто сложно выражать мысли устно в связи с судорожностью речевых мышц, но ему в целом сложнее формулировать эти мысли в своей голове, сложнее концентрироваться на внутреннем диалоге. Эти коморбидные (взаимосвязанные) расстройства, усугубляющие ситуацию, могут включать в себя эмоциональные расстройства, тревожность и депрессию.
- Самое интересное — в одном из исследований изучали особенности ЭЭГ заикающихся и людей, страдающих СДВГ. Было обнаружено, что между ними было много общего. Были найдены данные, позволяющие предположить, что в заикании присутствует компонент дефицита внимания. Так, обнаружение усиленной тета-активности и сниженной альфа-активности мозга у заикающихся эмпирически подтверждает эти данные. Таким образом существует сильное сходство в ЭЭГ, морфологии и поведении заикающихся и лиц с синдромом дефицита внимания (ADHD and Stuttering: Similar EEG Profiles Suggest Neurotherapy as an Adjunct to Traditional Speech Therapies, 2001).
Лекарства от СДВГ и препараты от заикания
Между некоторыми лекарствами от СДВГ и препаратами, эффективными при заикании, связь есть. Однако такая корреляция неоднозначна. Например, есть информация, что некоторые лекарства от СДВГ могут усугублять заикание, а некоторые — значительно снижать его выраженность.
Сначала разберемся, какие препараты вообще применяются при СДВГ.
1) Психостимуляторы:
- Амфетамин (аддералл)
- Дексамфетамин (декседрин)
- Лиздексамфетамин (вивансе, венвансе, элвансе, тивенсе)
- Метамфетамин (дезоксин)
- Метилфенидат (риталин, метилин, метадат, концерта, дейтрана)
- Пемолин (бетанамин, цилерт, церактив)
2) Центральные симпатомиметики:
- Атомоксетин (Страттера)
3) Антидепрессанты:
- Бупропион
- Имипрамин
- Дезипрамин
- Нортриптилин
4) ГАМК
Применение психостимуляторов, особенно производных амфетамина, чаще всего усиливает выраженность заикания. Однако это зависит от дозировки — при малых дозах заикание может уменьшается. В любом случае наличие заикания при СДВГ ограничивает применение этой группы препаратов. При этом большинство представленных психостимуляторов отсутствует на российском рынке, хотя именно эта группа наиболее эффективна при СДВГ (примерно в 70-80% случаев наблюдается положительная динамика).
С антидепрессантами все еще сложнее — эффективность в терапии симптоматики СДВГ ниже, чем у стимуляторов, а влияние на заикание исключительно индивидуальное. Так, бывают случаи, когда в первые недели приема заикание усиливается, а потом начинает уменьшаться. Оптимальный выбор антидепрессантов для пациентов с СДВГ и заиканием — исключительно сложная задача для врача.
Атомоксетин (Страттера) — один из препаратов выбора у пациентов с таким комплексом нарушений. Эффективно работает при СДВГ и значительно снижает выраженность заикания.
Производные ГАМК — наиболее популярная группа препаратов, применяемых при заикании, однако при СДВГ применяется лишь в рамках комплексной терапии и не может заменить стимуляторы или антидепрессанты.
СДВГ, синдром Туретта и заикание
Существует сопутствующее и часто встречаемое нарушение, сопутствующее СДВГ, которое может быть связано с заиканием – синдром Туретта. Это неврологическое расстройство, характеризуемое повторяющимися, стереотипными, непроизвольными движениями и вокализациями, называемыми тиками. По оценкам, до 60% людей с синдромом Туретта также имеют СДВГ и до 33% – заикание.
Что делать?
При наличии СДВГ у детей и взрослых необходима фармакотерапия. Но как мы уже говорили, в России ситуация с диагностикой и лечением СДВГ крайне печальная. Большой опыт в лечении СДВГ есть у врачей западной Европы, а также в Израиле.
В чем еще одно сходство заикания и СДВГ — оба этих нарушения требуют применения нейропсихологических методов (в виде различных упражнений по развитию внимания и концентрации на необходимой деятельности, в том числе на речи), а также применения поведенческой терапии, которая акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо меняя их с помощью поощрения, повторения, наказания или вдохновления. Простыми словами, необходима комплексная работа над собой, необходимо проявить усилие воли в том числе для работы над речью и над стереотипами коммуникативного поведения.
При заикании необходима комплексная работа над формированием правильного речевого навыка. Заикание поддается коррекции в любом случае, а восстановленный речевой навык может значительно улучшить качество жизни, социальную адаптацию, коммуникативные навыки и работоспособность людей с СДВГ. Для этого мы и применяем методику восстановления речевого навыка, используя набор упражнений для формирования нового речевого стереотипа и нового шаблона коммуникативного поведения.
Выводы
Существующая связь между СДВГ и заиканием показывает более полную картину этого нарушения речи. Как мы уже говорили, речь это в первую очередь не внешний, а внутренний процесс. Дефицит внимания может мешать концентрации на своих мыслях, и как следствие — мешать концентрации на двигательной активности — на процессе речеобразования. И тогда вместо латерального пути связи между речевыми центрами начинает использоваться медиальный, что повышает судорожность мышц речевого аппарата. Подробнее об этом читайте в статье о нейрофизиологии заикания.
Источник