Синдром дефицита внимания сдвг и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

Симптомы СДВГ

Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.

Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Причины возникновения СДВГ

За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
  • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
  • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
  • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Таблетка от СДВГ

В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

  • Прием исключительно под контролем врача.
  • Динамическое наблюдение и коррекция.
  • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!

Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

Логопедические занятия при СДВГ

Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

  • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
  • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
  • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
  • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
  • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
  • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
  • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.

Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

Читайте также:  Синдром дауна можно ли лечить

Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/

Источник

Фото автора. Аню сложно подловить на фото в нормальной позе и с нормальным выражением лица))) Она либо двигается, либо гримасничает.

Она заходит домой после сада и с порога не может определиться, что же ей хочется делать больше всего: тут и кот мимо пробежал, а его так хочется дернуть за хвост; и книжка виднеется на краю стола, в которой полно интересных страниц; а еще помнится, что у мамы в хлебнице лежит вкусное печенье; по телеку обещали мультики; в ящике есть новые карандаши и альбом… Ой, надо срочно снять куртку и шапку, а то ничего не успеется! Противная молния – не хочет открываться! Гадкие ботинки – в них всегда застревают пятки! Кооот! Коооот! Ты куда? Не уходи…

И тут накрывает волна негодования, слезы градом, писк, визг – обидно. Все очень обидно! Хочется всего и сразу, а ничего не получается. И вот она ползет за котом в одном ботинке, небрежно кинув куртку на пол в коридоре, тут же цепляет любимую книга и направляется за печеньем. Мама кричит: “Ну-ка, быстро раздевайся и иди мыть руки!” Но это пролетает мимо ушей, даже вскользь не задев внимание. Она уже рисует. После получения словесной оплеухи, ей все-таки приходится раздеться и вымыть руки, но делается это вприпрыжку и с подскоком.

Далее начинаются не просто бега и скакания. Порой кажется, что по дому скачут полчища блох или сбежавшие из цирка обезьянки… Нет, это не блохи и не мартышки… Это моя дочка Аня. И у нее СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ей уже 7 лет…

Основные признаки СДВГ

В общих чертах, СДВГ выражается повышенной двигательной активностью и плохим вниманием. Но это очень обобщенно. Многие дети обладают некоторыми чертами гиперактивности, но не все они страдают от данного диагноза. Как же определить, что перед вами настоящий сдвгшка?

Чрезмерная двигательная активность

Двигательная активность не просто повышенная. Она порой неуместная и алогичная. Ребенок бегает, прыгает даже там, где ситуация этого не требует. Ему сложно сидеть без движения. Если его ограничивают в моторной активности, он будет ерзать на месте, крутить головой, заламывать пальцы, теребить что-то в руках, болтать, выкрикивать с места. За столом опрокидываются тарелки, разливаются напитки – совершенно не предумышленно.

Ребенок всегда бодр и активен. Кажется, он не устает. Он даже спит хуже и меньше. У него будто есть батарейка. Ему удается зацепить всех окружающих и увлечь в эту круговерть движений. Он быстро перескакивает с одного занятия на другое и забывает о предыдущей цели. Это хаотичная цепочка активности, которая выматывает обычного человека, но не ребенка с СДВГ.

Аня способна за пять минут навести дикий хаос во всей квартире, потому что это бешеный ураган, сметающий все на своем пути. Она пританцовывает, подпрыгивает, катится куда-то кубарем, лезет наверх, заползает под кровати, размахивает руками и ногами, посыпает все сверху крошками печенья и рваными кусками бумаги – всех действий не перечислить. И так целый день. Я устаю просто смотреть на это, а она так проживает свой день.

Фото автора. Она знает, что я ее фотографирую, потому строит рожицы. Специально.

Слабое внимание

Оно не просто слабое. Его катастрофически не хватает. Анюте очень сложно сосредоточиться на чем-то одном. Она постоянно отвлекается. Любой звук, любой внешний стимул перетягивает ее внимание на себя. При индивидуальных занятиях она научилась концентрироваться, но все равно этого не хватает для качественного выполнения упражнений. Вот она вела линию и обводила что-то по контуру в тетради, но мимо пробежал пушистый котяра Чит, и Аня забыла о том, что она делала. Так во всем.

Выполняем упражнение на счет: пальчиком считаем яблоки на картинке, все проговариваем, называем вместе – кажется, будто она сосредоточена. Но за окном посигналила машина. Все. Она тут же переключилась и не помнит, что было три секунды назад. Возврат к выполнению прежнего действия происходит только при помощи постороннего.

Ей тяжело соединить действие и словесную инструкцию, держать в голове цепочку последовательных движений, следить за строчкой в книге, разграничивать зрительно пространство, последовательно переключаться на разные объекты. Она тут же рассредотачивается. Дефектен и объем внимания. Анюта не может вместить в свое восприятия сразу несколько объектов и оценить их одним махом. Например, на листе нарисованы 8-10 фигур, которые нужно распределить по каким-то признакам (цвет, форма, величина, рисунок и т.д.). Да, она хорошо ориентируется в этих понятиях, но делает задание дольше сверстников, потому что постоянно упускает какие-то детали из виду.

Повышенная истощаемость

Казалось бы, как могут совместиться чрезмерная активность и истощаемость? Легко. При СДВГ так и есть. Аня будет скакать блохой даже в том случае, когда жутко устала. Я бы сказала, основной признак, что этому товарищу пора срочно спать – повышение двигательной активности в еще большем объеме. Если вечером начался хаос, пора под одеялко. Это закон.

Дети с СДВГ быстрее истощаются психически. И это отражается на из активности. У них по-другому работают процессы возбуждения и торможения. “По-другому” значит совсем наоборот. Там, где вы протянете ножки, сдвгшка будет бегать. Кстати, у них могут наступать периоды “перезагрузки”. Это когда ваш деть будто выпадает в астрал. Он здесь. но он залип, и до него не достучаться. В такой момент он реально вас не слышит.

Читайте также:  Михайловский александр харников александр афинский синдром

При данном синдроме часто присутствует “мерцающее сознание” – это то, о чем я сказала только что. Перманентное зависание бортового компьютера, а потом снова скачки)))

Нарушения мелкой моторики

Я говорила, что крупная моторика у детей с СДВГ дефектна. Они чрезмерно подвижны, но при этом могут быть неуклюжи, неаккуратны, плохо держат равновесие. Однако еще худшая картина порой вырисовывается с мелкой моторикой, т.е. с работой кистей рук и пальчиков.

У Ани они были будто деревянные. Сейчас ситуация сглаживается, но ее успехи по овладению рисованием, лепкой, вырезанием, шнурованием, застегиванием пуговиц и манипулированию предметами сильно отстают от возрастной нормы. Страдают и графомоторные навыки (что это такое, читайте в этой статье). Сделать какую-то поделку из бумаги самостоятельно она не может, как и застегнуть молнию (соединить замочек), зашнуровать ботинки, завязать бантик, аккуратно вырезать по контуру, закрасить рисунок с соблюдением границ ит.д.

Все движения кистями выглядят несколько заторможенными. Создается впечатление, что Анюта совершает их в замедленном ритме и будто долго обдумывает всю последовательность – нет автоматизма.

Нарушения памяти, речи и других психических функций

Не у всех, но у половины детей с СДВГ могут наблюдаться сниженные возможности в формировании других психических навыков, таких как память. мышление, воображение, речь. Может иметься сниженная познавательная активность, когда ребенку мало интересен мир вокруг. Он не стремится постичь что-то новое, уклоняется от подобных занятий. В таком случае будут присутствовать ограниченные и обособленные интересы, на которых дети застревают. По сути, тогда речь пойдет о задержке психического развития (ЗПР). Это ведет к нарушениям специфических школьных навыков: письма, чтения, счета и т.д.

Нарушения поведения

При СДВГ часто встречаются те или иные эмоционально-волевые отклонения, т.е. проблемы с поведением. Дети хуже адаптируются к разным ситуациям, ведут себя более нервно и агрессивно, слабо регулируют свое поведение и действия, не отдают им отчет. Они бывают слишком впечатлительны, обидчивы, не уверены в своих силах, с заниженной самооценкой.

Реакции часто деструктивны, что связано с плохим развитием лобных долей мозга, которые отвечают за мышление и поведение. Вы можете заметить, что ребенок с СДВГ имеет склонность к быстрой смене настроения: то плачет, то смеется, то радуется, то печалится. Эмоции и чувства бывают совершенно противоположными.

Как и детки с ЗПР, они не всегда понимают оттенки эмоций и чувств других людей, потому что могут не испытывать их сами. Присутствуют проблемы с эмпатией (сопереживанием).

Фото автора. Снова “мордочки”. Жаль, нельзя заснять на фото, какие движения она совершает, сидя за столом в кафе. Только недавно перестала цеплять окружающие столики. Приходилось всегда извиняться перед людьми и пояснять, что у Ани особенности поведения. Ни разу не встречала хамства или недовольства. Люди относились с пониманием, за что я им всем благодарна от души!

Отношения с окружающими или социализация и коммуникация

Деструктивные реакции и поведение приводят к тому, что между детьми с СДВГ и нормотипичным коллективом вырастает барьер. Им сложно заводить прочные дружеские отношения, вливаться в общество, потому что они не умеют подчиняться правилам и нормам, соблюдать условия игры. Кстати, из всех игр дети с данным синдромом предпочитают подвижные, где минимум ограничений и условий.

В личном общении они не соблюдают границы, навязывают свои требования, могу занимать как позицию “главнокомандующего”, так и роль жертвы-клоуна, над которым все потешаются.

Это те дети, кто постоянно провоцирует нарушение общественного порядка и дисциплины. Не на зло взрослым, а потому, что не способны усваивать правила в полном объеме.

Даже с родителями отношения могут быть нарушены в силу того, что взрослые устают от такого поведения ребенка, не знают, как с ним себя вести, не понимают особенности его физиологии и психологии, расстраиваются из-за жалоб окружающих.

Более подробную характеристику на детей с СДВГ читайте в этом разделе. В следующем посте обязательно обсудим приемы и методы, которые успешно гасят излишки деструктивной активности, а внимание, наоборот корректируют в лучшую сторону. Они очень помогают мне с Анютой.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и выражайте свое мнение в комментариях. Мы обсуждаем все, что касается детей с особенностями развития, их мам и их жизни. Будет интересно!

Также читайте на канале:

Стереотипии или стимминг у детей

Как проходит день мамы особенного ребенка

Про котиков. Пушистые нахлебники и наглые морды

Коронавирус, Подмосковье, 17 марта, пустые полки в магазинах

Ребенок с ЗПР (задержкой психического развития) в саду. Стоит ли отдавать в коррекционный сад

Ребенок с ЗПР, общая характеристика

Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли…

Источник

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

Читайте также:  Гломерулонефрит нефротический синдром у детей лечение

У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца. 

Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

  • Ребенок плохо организован.
  • Часто забывает.
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается.
  • Постоянно что-нибудь теряет.
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит.
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители.
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания.
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

  • Ребенок очень болтлив.
  • Ему сложно сидеть на одном месте.
  • Ребенок всегда в движении.
  • Постоянно суетится.
  • Ему сложно тихо и спокойно играть.
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится.
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим.
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди.
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует. 

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями. 

Советы родителям

  • Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе. 
  • В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание. 
  • Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
  • Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

Хотите узнать больше о коррекции нарушений развития? – Подписывайтесь на наш канал!

Источник