Синдром дефицита внимания у девочек

Автор Клара Галиева На чтение 4 мин. Опубликовано 17.01.2017 21:49
Обновлено 17.01.2017 21:49
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это психомоторное расстройство, которое затрагивает миллионы детей во всем мире. СДВГ встречается у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек.
Фото: Getty Images
Признаки и симптомы СДВГ у девочек
Основные признаки и симптомы СДВГ могут быть общими как для мальчиков, так и для девочек, но следующие симптомы особенно связаны с девочками:
Невнимательность: девочкам с СДВГ трудно сосредоточиться. Тем не менее, если они заняты чем-то интересным, они могут быть полностью поглощены работой.
Отвлекаемость: девочки с СДВГ легко отвлекаются.
Гиперактивность: Хотя некоторые девочки чрезмерно активны и суетливы, они двигаются меньше по сравнению с мальчиками с СДВГ.
Импульсивность: девочки с СДВГ часто не думают о том, что они говорят. Это может привести к трудностям в общении.
Не исполнительность: Организационные навыки могут стать для них проблемой. Девочкам с СДВГ тяжело следовать многозначным указаниям. Они могут часто терять телефоны или важные документы.
Как симптомы меняются с течением времени
Девочки с СДВГ, у которых не диагностировали расстройство, во взрослой жизни подвергаются риску развития других состояний. Они более склонны к следующим проблемам, таким как:
Низкая самооценка;
Трудности с нерегулируемыми эмоциями;
Тенденция приписывать успех и трудности внешним факторам, вместо того, чтобы видеть свои собственные действия;
Высокий уровень стресса;
Тревожное расстройство;
Депрессия.
Если данное состояние не контролировать, то могут возникнуть осложнения, такие как депрессия, тревога или расстройства пищевого поведения. Кроме того, женщины с СДВГ могут испытывать хронический стресс, и это может увеличить риск развития таких заболеваний, как фибромиалгия — расстройство, которое вызывает усталость и боль в мышцах.
Доктор Кэтлин Надья (Kathleen Nadeau) говорит: «Девочки с не выявленным СДВГ подвержены риску низкой самооценки, неуспеваемости, тревоги, депрессии, подростковой беременности и раннего курения».
Она добавляет, что во взрослой жизни они более склонны к разводу, финансовым кризисам, к токсикомании, расстройству пищевого поведения, а также постоянному стрессу из-за трудностей в повседневной жизни.
Ранние признаки, что девочка имеет СДВГ:
Фото: Getty Images
Ей тяжело выполнять школьные задания, даже если девочка прилагает большие усилия;
Часто опаздывает;
Плохо засыпает ночью и тяжело встает утром;
Перепрыгивает с одной темы разговора на другую;
Часто прерывает людей, когда они говорят;
Невнимательна в школе и дома;
Забывает, что она только что прочитала, и что ей сказали;
Факторы риска СДВГ у девочек:
Кто-то в семьи имел СДВГ или другое расстройство психического здоровья;
Использование матерью наркотиков или курение во время беременности;
Преждевременные роды;
Воздействие экологических ядов во время беременности матери;
Экологические токсины;
Высокое потребление рафинированного сахара и пищевых добавок.
Как девочки с СДВГ отличаются от мальчиков?
Мальчикам чаще, чем девочкам ставят диагноз СДВГ, но это может быть связано с тем, что состояние у них проявляется по-разному.
Исследования показывают, что в то время как большинство мальчиков с СДВГ, как правило, бурно выражают свое разочарование, девочки свои эмоции скрывают. Ученые также пришли к выводу, что девушки с комбинированным типом СДВГ чаще имеют попытки самоубийства. Тем не менее, около 40 % девушек перерастают свои гиперактивные и импульсивные симптомы в подростковом возрасте.
Если родители или воспитатели считают, что у девочки СДВГ, то необходимо обратиться к специалисту. Врач может прописать лекарственные средства или психотерапию, воспитатели могут также научить девочку управлять симптомами СДВГ. Для этого необходимо:
Заинтересовать так, чтобы девочка занималась командным видом спорта;
Предоставлять ей возможность регулярно находиться на свежем воздухе;
Поощрять отдых и сон;
Создание простых процедур для приема пищи, домашних заданий, игр;
Признание и награждение небольших достижений;
Научить девочку управлять временем;
По мере того как девушка входит в подростковый возраст и становится более независимой, она нуждается в поддержке. Это может включать в себя:
Понимание и принятие проблемы, вместо того, чтобы судить и обвинять себя;
Определение источников стресса в повседневной жизни и помощь снизить уровень стресса;
Поддержка со стороны семьи и друзей;
Ежедневное планирование;
Развитие здоровых привычек ухода за собой;
Соблюдение режима дня.
СДВГ трудно диагностировать отчасти потому, что целый ряд других состояний имеют схожие симптомы. Эти состояния включают в себя:
Аутизм или синдром Аспергера;
Тревожное расстройство;
Биполярное расстройство;
Пищевая аллергия;
Нарушение слуха;
Гипотиреоз;
Железодефицитная анемия;
Отравление свинцом;
Дефицит питательных веществ;
Судорожные расстройства;
Чувствительные расстройства;
Нарушения сна.
Необходимо исключить эти состояния, прежде чем диагностировать СДВГ.
Понравилась статья? Читайте нас в Facebook
Источник
Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» сегодня ставят примерно 5% детей, то есть каждому 20-му ребенку в мире. При этом ученые говорят о весьма высокой вероятности того, что эта цифра занижена. Недостаточные обследования в развивающихся странах, привычные ярлыки «хулиганов», «шалунов» и порой потомственных «троечников» (вероятность развития СДВГ может наследоваться), при которых никто не ведет ребенка к специалистам, приводят к занижению статистических данных. Однако есть и еще один фактор, влияющий на диагностику, — пол ребенка. MedAboutMe рассказывает о различиях в проявлении СДВГ у девочек и мальчиков.
Пол ребенка и синдром дефицита внимания и гиперактивности
Согласно медицинской статистике, СДВГ в три раза чаще диагностируется у мальчиков. Мальчишка, который не может усидеть на месте, сконцентрироваться на нужном задании и все забывает, уже привлекает внимание как педагогов, так и специалистов. Однако во взрослом возрасте соотношение пациентов с СДВГ отмечается, как 1:1: на одного мужчину — одна женщина с диагнозом.
Ранее предполагалось, что это — следствие успешной компенсации заболевания в течение подросткового периода. Однако сегодня медики обращают внимание на то, что у девочек признаки СДВГ могут отличаться, и пол ребенка становится решающим фактором в вероятности того, что симптоматика не будет замечена. Действительно, сложно представить, что у активной девочки с хорошими отметками в дневнике и множеством друзей могут быть требующие лечения проблемы с вниманием, импульсивностью и регуляцией активности, и именно поэтому врачи говорят о гиподиагностике СДВГ у детей женского пола.
Несмотря на то, что у девочек СДВГ чаще проходит в более социально «удобном» формате, этот синдром требует внимания и коррекции, так как нередко может провоцировать склонность к импульсивным и небезопасным поступкам, рискованному поведению, снижению самооценки и вероятности развития психических расстройств. Да и жить взрослому человеку с СДВГ не особенно комфортно, особенности нервной системы влияют на качество жизни. Как же определить признаки СДВГ у девочки?
13 признаков СДВГ у детей, характерных для девочек
Специалисты Университета Калгари выделили 13 наиболее распространенных признаков, характерных для девочек с диагнозом СДВГ. Хотя исследователи говорят об уроках, домашних заданиях и иной школьной активности, стоит помнить, что школа в Канаде — образовательное учреждение, куда детей принимают с 4-х лет, а значит, эти показатели применимы и к нашим малышам.
Стоит также учитывать, что неспособность к длительной концентрации внимания, импульсивность и высокая активность — свойства, характерные для всех детей, и не стоит пытаться диагностировать заболевание, если четырехлетний ребенок не может сидеть с раскраской дольше 10 минут или все время отвлекается на мультики и птичку за окном. Это норма.
Признаки СДВГ у девочек:
- ребенок очень долго, намного дольше одноклассников выполняет домашние задания. В процессе выполнения легко отвлекается, с трудом вспоминает, что делал, забывает об уроках вообще и заканчивает все (если заканчивает) поздно вечером или при неусыпном контроле взрослого;
- успешная учеба требует намного больше, по сравнению с возрастной нормой, усилий даже у самой умной девочки, это влияние СДВГ. Сам процесс изучения и запоминания построен неэффективно, и хорошие отметки — результат либо счастливого совпадения момента концентрации внимания и вопроса, либо титанических, часто совместных усилий ребенка и взрослого. Плохие отметки часто появляются из-за «глупых» ошибок, совершенных по невнимательности и забывчивости;
- недостаточное понимание прочитанного текста при хороших навыках чтения — также один из признаков. Факты в тексте дети «вылавливают», а вот связь между ними — с трудом. Часто пропускаются важные детали, описания, общая идея текста;
- ребенок часто забывает учебные принадлежности, вещи. При этом при открытом контактном характере и множестве знакомых это может проходить незамеченным: при забытой сменной обуви можно извиниться перед учителем, забытые ручки, краски, учебник одолжить у соседа по парте. Девочкам, в соответствии с исследованиями, такие мелкие огрехи прощают чаще, и этот признак заметить родителям порой не так-то просто;
- повышенная разговорчивость — еще один аспект, который окружающими часто списывается на особенности пола ребенка. Вот девочка-«болтушка»: разговаривает, рассказывает, общается… В нашем представлении такая повышенная социальность у женского пола — норма. Но в случае девочек при совокупности симптоматики это может быть признаком СДВГ;
- в комнате, в школе, на занятиях вещи ребенка крайне редко занимают положенные им места. Чаще всего они оказываются неизвестно где, и искать их можно очень долго;
- если мальчики с СДВГ обычно склонны носиться по коридорам и залезать везде, куда можно и нельзя залезть, то у девочек чаще это выражается иначе, и опять пол ребенка способствует снижению вероятности диагностики. Девочка с СДВГ скорее будет охотно и активно откликаться на просьбы учителя сделать что-то в процессе урока, сходить, принести, раздать и во время выполнения задания успеет еще и поболтать с друзьями;
- о друзьях: возможны два варианта социальной жизни ребенка. В одном случае пониженные навыки социальные навыки мешают заводить друзей, и девочка может оказаться в изоляции. Это, как правило, заметно. Иной вариант: друзей и приятелей может быть множество, и именно они помогают искать потерянные вещи, одалживают карандаши и линейки. Однако при попытке организовать совместную игру или развлечения дефицит внимания и импульсивность мешают ребенку, вызывая у него раздражение и злость и требуя помощи все тех же друзей;
- если девочку не контролировать, то практически на любые занятия она будет приходить с опозданием. То же и с возвращением домой с уроков, прогулок и т. п.;
- практически любые «великие начинания» (проекты, доклады, рукоделие, все, требующее длительной концентрации) оказываются незавершенными без помощи извне;
- девочка вовлекается в любую внеклассную деятельность, лишь бы дать выход энергии. «Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота» — это про гиперактивность и импульсивность. Так же быстро интерес угасает;
- учиться на своих ошибках не получается, вещи по-прежнему не лежат на местах, сменка остается дома, количество драмкружков растет;
- явно заметны колебания настроения: сейчас есть грандиозные планы и счастье от их воображаемого воплощения, через минуту — разочарование и подавленность из-за чьих-то небрежных слов.
Ребенок с СДВГ: это лечится?
СДВГ — комплексный синдром, и терапия зависит от множества факторов. Основное, что обычно рекомендуют родителям специалисты, — вместе с ребенком работать над навыками концентрации и находить виды активности, позволяющие сбрасывать напряжение без вреда для себя и окружающих.
Так как у девочек симптоматика проходит менее выраженно и в более социальном и приемлемом для пола ребенка виде, нередко это влечет не только отсутствие диагноза, но и при его наличии пониженную мотивацию к коррекционной работе. И это второй аспект проблемы СДВГ у девочек: дети страдают, вынуждены работать намного усерднее для достижения средних результатов, снижается желание прикладывать усилия, падает вера в себя и свои возможности.
Общие принципы терапии СДВГ не зависят от пола ребенка: все дети учатся концентрировать внимание одинаково, и у девочек из-за особенностей проявления диагноза и более снисходительного отношения учителей, воспитателей, других взрослых к его признакам шансы на эффективную терапию выше. Поэтому работать с проявлениями болезни не только можно, но и нужно.
Источник
Клиника DocDeti, 4 декабря 2019
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.
Суть расстройства
В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.
При СДВГ возникают трудности с:
- удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
- принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
- усидчивостью;
- участием в разных видах деятельности;
- поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
Распознаем синдром самостоятельно
О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.
Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):
- Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
- Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
- Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:
- расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
- симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
- проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
- ребенку менее 12 лет.
Подозрения или диагноз?
Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.
Диагноз СДВГ ставят на основании:
- жалоб;
- анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
- беседы с родителями и маленьким пациентом.
Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Какие лекарства назначают
Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).
Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.
Нужны ли консультации с другими специалистами?
При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.
Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.
Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.
Нужен ли нейропсихолог
Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.
Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.
На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.
Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.
Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/
Клиника DocDeti
Детская клиника доказательной медицины
Источник
Многие психические расстройства начинают развиваться в раннем детском возрасте, но диагностировать их можно лишь после того, как ребенку исполнится 5 лет. Диагноз СДВГ чаще всего, определяется в младшем дошкольном возрасте, хотя симптомы расстройства могут проявляться раньше. Это связано с тем, что постановка диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» требует оценки способности ребенка к обучению, его социальных функций, а также анализа поведения в разных условиях (дома и в школе).
Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.
Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Основные симптомы
Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.
СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:
- Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
- Гиперактивность. Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
- Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.
Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.
Причины возникновения синдрома дефицита внимания
На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:
- наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
- употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
- сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
- предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.
В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:
- Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
- Сбой в работе щитовидной железы.
- Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
- Депрессия и расстройства сна.
Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.
Типы СДВГ
Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:
- классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
- невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
- синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
- при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
- лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.
Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Лечение
При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.
Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.
Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.
Рекомендации для родителей детей с СДВГ
Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.
Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:
- Составить режим дня и строго ему следовать. Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество времени. Не выспавшийся ребенок становится более капризным, агрессивным, утрачивает способность к концентрации внимания.
- Следить за питанием ребенка. Многие исследователи утверждаются, что СДВГ симптомы зависят от того, что включено в ежедневный рацион малыша. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.
- Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять. В разных источниках описываются СДВГ симптомы, и одним из наиболее устойчивых называется неспособность к организации. Это очень осложняет процесс социальной адаптации ребенка. Четкая организация пространства немного облегчит малышу жизнь.
- Во время проведе