Синдром детского раннего аутизма это

Статью проверила Наталья Александровна Лисичкина педиатр, клиника Яндекс.Здоровье

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.

Что такое аутизм?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Каковы причины развития заболевания?

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

  • ДЦП;
  • перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
  • перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
  • ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
  • наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

  • при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
  • не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
  • не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
  • проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
  • не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
  • часто устраивает истерики;
  • пассивен или, наоборот, гиперактивен;
  • не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникации;
  • стереотипное поведение;
  • ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Нарушение коммуникации

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

Стереотипное поведение

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

  • концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
  • Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
  • Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
  • Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Интеллект у ребенка с аутизмом

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

Читайте также:  Синдром дауна с нормальным интеллектом

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Виды аутических расстройств

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

  • достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
  • нормальные навыки речи, внятность речи;
  • наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
  • проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
  • нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
  • эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

  • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
  • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
  • замедление роста головы после года;
  • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
  • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
  • ухудшение координации движений;
  • отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Методы диагностики аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • проведение тестов со специальными опросниками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей вероятности означает

Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный

Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания

Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя

Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое

Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя

Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены

Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение

Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми

Ему сложно понять предоставленную информацию

Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса

Непослушание, гиперактивность, невнимательность

У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

  • вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
  • вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
  • вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

  • формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
  • постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
  • учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
  • вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
  • учат играть в ролевые игры;
  • учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Логопедическое лечение

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.

Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Медикаментозная терапия

К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.

Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.

Не следует без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить малышу.

Читайте также:  Все о лечении нефротического синдрома

Аутизм или другое заболевание?

Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:

  • задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
  • тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
  • шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.

Прогноз

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Источник

Ãðóíÿ Ñóõàðåâà — îäíà èç ñàìûõ òàèíñòâåííûõ ãåíèåâ äâàäöàòîãî âåêà. Îíà çàíèìàëàñü ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ó äåòåé, áûëà ñðåäè òåõ, êòî ñîçäàë äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ è äåôåêòîëîãèþ, è îòêðûëà àóòèçì ãîðàçäî ðàíüøå îôèöèàëüíîé äàòû ýòîãî îòêðûòèÿ.

 èþíå 1944 ãîäà àâñòðèéñêèé ïñèõèàòð Ãàíñ Àñïåðãåð îïóáëèêîâàë ðàáîòó «“Àóòèñòè÷íûå ïñèõîïàòû” â äåòñêîì âîçðàñòå», â êîòîðîé îïèñàë ÷åòâåðûõ äåòåé èç ñâîåé ïðàêòèêè.

Ýòè äåòè èìåëè ïðîáëåìû ñ ñîöèàëüíîé èíòåãðàöèåé, îòëè÷àëèñü íåóêëþæåñòüþ, íî â êàêèõ-òî îáëàñòÿõ áûëè îäàðåíû íàñòîëüêî, ÷òî ñàì Àñïåðãåð íàçûâàë èõ «ìàëåíüêèìè ïðîôåññîðàìè».

Äîëãîå âðåìÿ ðàáîòà ñ÷èòàëàñü ïåðâûì îïèñàíèåì äåòñêîãî àóòèçìà. Íî â 1996 ãîäó îêàçàëîñü, ÷òî ó Àñïåðãåðà áûëà ïðåäøåñòâåííèöà. È ÷òî, ðàñïîðÿäèñü èñòîðèÿ èíà÷å, ðàññòðîéñòâî âïîëíå ìîãëî áû íîñèòü íàçâàíèå «ñèíäðîì Ñóõàðåâîé».

Èñïîð÷åííûé þáèëåé

Ãðóíÿ Åôèìîâíà Ñóõàðåâà ïðîæèëà ïî÷òè 90 ëåò. Èç-ïîä åå ïåðà âûøëè äåñÿòêè íàó÷íûõ ñòàòåé; åå «Êëèíè÷åñêèå ëåêöèè ïî ïñèõèàòðèè äåòñêîãî âîçðàñòà» ñ÷èòàþòñÿ êëàññèêîé äåòñêîé ïñèõèàòðèè; îíà 20 ëåò ïðîðàáîòàëà íàó÷íûì ðóêîâîäèòåëåì ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöû èìåíè Êàùåíêî è 30 ëåò çàâåäîâàëà Äåòñêîé ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöåé ¹ 6; âîñïèòàëà ñîòíè ó÷åíèêîâ è íåñêîëüêî âûäàþùèõñÿ ïñèõèàòðîâ.

Ïðè ýòîì íåèçâåñòíî, áûëà ëè Ãðóíÿ Åôèìîâíà êîãäà-ëèáî çàìóæåì; êàêèå îòíîøåíèÿ áûëè ó íåå ñ ñåñòðîé è ïëåìÿííèêàìè, åñëè âîîáùå ýòè îòíîøåíèÿ áûëè; ïðåäïî÷èòàëà ëè îíà ñîëíöó äîæäü, à ÷àþ êîôå. Íè÷åãî ëè÷íîãî.

Ñóõàðåâà íå ëþáèëà ïîâûøåííîãî âíèìàíèÿ ê ñîáñòâåííîé ïåðñîíå, îñîáåííî åñëè âíèìàíèå íå êàñàëîñü ðàáîòû. Äàæå ïîçäðàâèòü åå ñ þáèëååì áûëî ñëîæíî: êàê ÷åñòâîâàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé êàòåãîðè÷åñêè íå õî÷åò, ÷òîáû åãî ÷åñòâîâàëè?

Ïñèõèàòð Ìàðê Áóðíî â ìåìóàðàõ «Öåëåáíûå êðîõè âîñïîìèíàíèé» ïèñàë: «Ãðóíÿ Åôèìîâíà íå ëþáèëà ñâîè äíè ðîæäåíèÿ, þáèëåè, èçáåãàëà, êàê ìîãëà, ïóáëè÷íûõ ïîçäðàâëåíèé, ñòàðàëàñü íå õîäèòü íà áàíêåòû. Ìîè ðîäèòåëè ðàññêàçûâàëè, ÷òî çàñòåí÷èâîé Ñóõàðåâîé äåëàëîñü íåëîâêî, íåóþòíî, êîãäà åå ïîçäðàâëÿëè».

Íî êîëëåãè íå ìîãëè ñìèðèòüñÿ ñî ñêðîìíîñòüþ Ñóõàðåâîé. Äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîð — ÷åñòâîâàòü îáÿçàòåëüíî! È âîò â 1971 ãîäó âî âðåìÿ êîíôåðåíöèè ïî äåòñêîé ïñèõèàòðèè â Ìîñêâå Ñóõàðåâó ïîïðîñèëè íà òðèáóíó.

Ìåñÿö íàçàä åé èñïîëíèëîñü 80, è îðãàíèçàòîðû íå â äîáðûé ÷àñ ïðî ýòî âñïîìíèëè.

Ïîæèëàÿ æåíùèíà â óþòíîé âÿçàíîé êîôòå, ïîäãîíÿåìàÿ âîëíîé àïëîäèñìåíòîâ, âûøëà ê òðèáóíå. Âûñëóøàëà âûñîêîïàðíûå ðå÷è â ñâîþ ÷àñòü, à çàòåì è ñàìà âçÿëà ñëîâî. È ñêàçàëà, ÷òî íå ëþáèò ïîçäðàâëåíèé, «ïîòîìó ÷òî ìíîãî ãîâîðèòñÿ â ýòî âðåìÿ íåèñêðåííåãî».

Ïîçäðàâëÿòåëè êàê-òî ðàçîì ñíèêëè. Çàòåì Ãðóíÿ Åôèìîâíà — ñîâñåì óæ íå ê ïðàçäíè÷íî-òðèáóííîìó íàñòðîåíèþ — âñïîìíèëà î ïîêîéíîé êîëëåãå, âðà÷å Òàòüÿíå Ñèìñîí.

Î òîì, êàê äî ñèõ ïîð ïåðåæèâàåò, ÷òî íå ïîìîãëà åé ñ ðàáîòîé ïî îðãàíèçàöèè äåòñêîé ïñèõèàòðèè â ñòðàíå, êàê íå ðàçãðóçèëà åå, äàâ âðåìÿ íà êëèíè÷åñêóþ ðàáîòó…  îáùåì, îðãàíèçàòîðû, íàâåðíîå, åùå äîëãî ñîêðóøàëèñü, ÷òî Ñóõàðåâà èñïîðòèëà ñîáñòâåííûé þáèëåé.

Îòêóäà áåðóòñÿ ïñèõèàòðû

 ñåìüå Ðàõèëè è Õàèìà Ñóõàðåâûõ áûëî äâå äî÷åðè: Ãðóíÿ è Ìàðèÿ. Ãðóíÿ, ñòàðøàÿ, ðîäèëàñü 11 íîÿáðÿ 1891 ãîäà â Êèåâå, òàì æå ñïóñòÿ øåñòü ëåò ïîÿâèëàñü íà ñâåò Ìàðèÿ. ×åì çàíèìàëèñü ðîäèòåëè Ãðóíè, íåèçâåñòíî.

Íåèçâåñòíî äàæå, êîãäà îíè ïîÿâèëèñü íà ñâåò, — íà èõ ìîãèëüíîì ïàìÿòíèêå íà Âîñòðÿêîâñêîì åâðåéñêîì êëàäáèùå â Ìîñêâå íåò äàò ðîæäåíèÿ.

Íî, î÷åâèäíî, ñåìüÿ áûëà ñîñòîÿòåëüíàÿ, òàê êàê îáå äî÷åðè ó÷èëèñü íà ìåäèöèíñêîì îòäåëåíèè Âûñøèõ æåíñêèõ êóðñîâ Êèåâà. Âïîñëåäñòâèè Ìàðèÿ Ñóõàðåâà ñòàíåò çíàìåíèòûì âðà÷îì-èíôåêöèîíèñòîì.

 1915 ãîäó 24-ëåòíÿÿ Ãðóíÿ óñòðîèëàñü â ýïèäåìèîëîãè÷åñêèé îòðÿä, â êîòîðîì ïðîðàáîòàëà äâà ãîäà. Âåðîÿòíî, òîãäà ó íåå è çàðîäèëñÿ èíòåðåñ ê ïñèõèàòðèè — âî âðåìÿ íàáëþäåíèÿ çà ðàññòðîéñòâàìè ïñèõèêè ïðè îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ.

Ñëåäóþùèå äâà ãîäà ðàáîòû â ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîé Êèðèëëîâñêîé áîëüíèöå Êèåâà îïðåäåëèëè êðóã íàó÷íûõ èíòåðåñîâ Ñóõàðåâîé — ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè ó äåòåé.

 íà÷àëå XX âåêà ïñèõèàòðèÿ áûëà â ìîäå: âðà÷è çà÷èòûâàëèñü Ôðåéäîì, âîçíèêàëè íîâûå íàïðàâëåíèÿ â ðàáîòå. Òàê â ðåçóëüòàòå ñìåøåíèÿ ïåäàãîãèêè, ïñèõèàòðèè è ïñèõîëîãèè íà ñâåò ïîÿâèëèñü ïåäîëîãèÿ è äåôåêòîëîãèÿ.

Ñóõàðåâîé ïðåäñòîÿëî ñòàòü îäíèì èç ïåðâîîòêðûâàòåëåé â ýòèõ îáëàñòÿõ.

Îíà óñïåëà ïîðàáîòàòü âî âðà÷åáíî-íàáëþäàòåëüíîì ïóíêòå äëÿ äåôåêòèâíûõ äåòåé Ìîñêîâñêîãî îòäåëà íàðîäíîãî îáðàçîâàíèÿ, çàòåì çàíÿëà äîëæíîñòü çàâåäóþùåé ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîé êëèíèêîé Èíñòèòóòà îõðàíû çäîðîâüÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ðàáîòàëà ïîä ðóêîâîäñòâîì Ãàííóøêèíà â ïñèõèàòðè÷åñêîé êëèíèêå Ïåðâîãî ìîñêîâñêîãî ìåäèöèíñêîãî èíñòèòóòà.

Íå áûëî îáëàñòè äåòñêîé ïñèõèàòðèè, êîòîðóþ íå çàòðîíóëà áû Ñóõàðåâà: îíà çàíèìàëàñü íåâðîçàìè, øèçîèäíûìè ïñèõîïàòèÿìè, ðàçðàáîòàëà êëàññèôèêàöèþ îëèãîôðåíèè, ïðèíÿòóþ â Ðîññèè ïî ñåé äåíü.

Íî íåîæèäàííûé âñïëåñê èíòåðåñà â ìèðîâîì ïñèõèàòðè÷åñêîì ñîîáùåñòâå ê ðóññêîìó âðà÷ó â êîíöå XX âåêà ñâÿçàí ñ îäíîé âïîëíå êîíêðåòíîé åå ñòàòüåé.

Îñîáåííûå äåòè

Ñóõàðåâà ñðàçó ïîíÿëà, ÷òî ýòîò ñëó÷àé íå ïîõîæ íà äðóãèå. Ìàëü÷èê íå áûë áóéíûì, íàïðîòèâ, ñîáëþäàë âñå ïðàâèëà áåç âîçðàæåíèé, äàæå ñ îõîòîé.  ñâîè 12 ëåò îí ïðåêðàñíî ÷èòàë (ìíîãèå ñèðîòû Ãðàæäàíñêîé âîéíû ýòîãî íå óìåëè) è æàäíî íàêèäûâàëñÿ íà âñå êíèãè, ÷òî ïîïàäàëèñü ïîä ðóêó.

À âîò ðîâåñíèêîâ èçáåãàë, íàçûâàÿ èõ ñëèøêîì øóìíûìè. Åìó íðàâèëîñü îáùàòüñÿ ñ ìîëîäîé æåíùèíîé â áåëîì õàëàòå, êîòîðàÿ ïðèõîäèëà êàæäûé äåíü è âíèìàòåëüíî çà íèì íàáëþäàëà.

 òå÷åíèå ñëåäóþùåãî ãîäà Ãðóíÿ Åôèìîâíà èäåíòèôèöèðîâàëà åùå ïÿòü ìàëü÷èêîâ ñ ïîäîáíûì ðàññòðîéñòâîì, êîòîðîå ïåðâîíà÷àëüíî íàçâàëà «øèçîèäíûå ïñèõîïàòèè». Êàæäûé ìàëü÷èê áóäòî æèë â ñîáñòâåííîì ìèðå, îáëàäàÿ ïðè ýòîì òàëàíòîì ìèðà âíåøíåãî.

Îäèí, çàìêíóòûé è íåóêëþæèé, áûë âûäàþùèìñÿ ñêðèïà÷îì. Äðóãîé èìåë ñêëîííîñòü ê ìàòåìàòèêå. Òðåòèé ïðîñòî ôàíòàçèðîâàë, îêðóæèâ ñåáÿ âîîáðàæàåìûìè äðóçüÿìè.

Ê 1925 ãîäó Ñóõàðåâà ñîáðàëà ñâîè íàáëþäåíèÿ çà øåñòüþ ìàëü÷èêàìè è èõ ñèìïòîìû â îòäåëüíóþ ñòàòüþ «Øèçîèäíûå ïñèõîïàòèè â äåòñêîì âîçðàñòå», âûøåäøóþ â ñáîðíèêå «Âîïðîñû ïåäîëîãèè è äåòñêîé ïñèõîíåâðîëîãèè».

×åðåç ãîä, â 1926 ãîäó, ñòàòüÿ áûëà ïåðåâåäåíà íà íåìåöêèé äëÿ óâàæàåìîãî ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîãî èçäàíèÿ.

Øàíñû, ÷òî ñòàòüþ íå ÷èòàë ñâåòèëî àâñòðèéñêîé ïñèõèàòðèè Ãàíñ Àñïåðãåð, êðàéíå ìàëû: æóðíàëû î ïñèõèàòðèè áûëè íàïåðå÷åò, è âûõîä êàæäîãî ñòàíîâèëñÿ ñîáûòèåì âî âðà÷åáíûõ êðóãàõ.

Òåì íå ìåíåå ñïóñòÿ 20 ëåò â ñâîåì «ïåðâîì» îïèñàíèè äåòñêîãî àóòèçìà Àñïåðãåð íå óïîìÿíóë ïðåäûäóùåå èññëåäîâàíèå ðàññòðîéñòâà, ñäåëàííîå ðóññêèì âðà÷îì ñî ñòðàííîé ôàìèëèåé Ssucharewa.

Ïðè òîì ÷òî îïèñàíèå çàáîëåâàíèÿ îò Ãðóíè Åôèìîâíû ïî÷òè èäåíòè÷íî îïèñàíèþ àâñòðèéñêîãî âðà÷à.

Òåðìèí «ñèíäðîì Àñïåðãåðà» ìíîãî äåñÿòèëåòèé èñïîëüçîâàëñÿ âðà÷àìè-ïñèõèàòðàìè äëÿ õàðàêòåðèñòèêè äåòñêîãî àóòèçìà. Î ñòàòüå Ñóõàðåâîé çàáûëè.

Читайте также:  Как в домашних условиях убрать похмельный синдром

Òî÷íåå äàæå íå çàáûëè, à íè÷åãî î íåé íå çíàëè — ïîêà â 1996 ãîäó ïñèõèàòð Ñóëà Âîëüô íå ïåðåâåëà ñòàòüþ íà àíãëèéñêèé.

Îñòàåòñÿ òîëüêî ãàäàòü — ïñèõèàòðû è æóðíàëèñòû äåëàþò ýòî óæå áîëüøå 20 ëåò, ñî âðåìåí ïåðåâîäà ñòàòüè, — ïî÷åìó Àñïåðãåð â ñâîåé ðàáîòå íå óïîìÿíóë ïåðâîå îïèñàíèå àóòèçìà.

Âîçìîæíî, ýòî áûëè íåâíèìàòåëüíîñòü è îïëîøíîñòü. Âîçìîæíî, îñîçíàííîå çàìàë÷èâàíèå. Âñå-òàêè Àñïåðãåð ðàáîòàë â âûíóæäåííîé áëèçîñòè ñ íàöèñòñêîé ïàðòèåé — óïîìèíàíèå èññëåäîâàíèé åâðåéñêîãî âðà÷à âûãëÿäåëî áû âûçîâîì.

Âïðî÷åì, â 1944 ãîäó Ãðóíþ Ñóõàðåâó âðÿä ëè çàáîòèëî, öèòèðóåò åå èññëåäîâàíèÿ àâñòðèéñêèé âðà÷ â ñâîåé ìîíîãðàôèè èëè íåò, — ó íåå è áåç òîãî áûëî äîñòàòî÷íî äåë.

Âî âðåìÿ âîéíû îíà óåõàëà â ýâàêóàöèþ â Òîìñê, ãäå âìåñòå ñ êîëëåãàìè èç Ìîñêîâñêîãî èíñòèòóòà ïñèõèàòðèè äèàãíîñòèðîâàëà ðàíåíûõ ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâûìè òðàâìàìè è íàïèñàëà ðàáîòó «Ïñèõîãåííûå òèïû ðåàêöèé âîåííîãî âðåìåíè».

Çàâåäóþùàÿ è çàùèòíèöà

Îêíà êàáèíåòà Ãðóíè Åôèìîâíû â Äåòñêîé ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöå ¹ 6 áîëüøèå, ïî÷òè äî ïîòîëêà. È âûõîäÿò âî äâîð: åñëè âûñóíóòüñÿ èç îêíà, ìîæíî óâèäåòü æèâîé óãîëîê, â êîòîðîì äåòè óõàæèâàþò çà ïèòîìöàìè.

×òîáû íå òðàòèòü âðåìåíè íà äîðîãó, Ñóõàðåâà ïîñåëèëàñü íà òåððèòîðèè áîëüíèöû. Îíà ïðèõîäèëà íà ïîìîùü êîëëåãàì â ëþáîå âðåìÿ äíÿ è íî÷è, èíîãäà ÷àñàìè ïðîñèæèâàëà ó ïîñòåëè òÿæåëîáîëüíûõ.

Åå äîáðîòà áûëà øèðîêî èçâåñòíà è çà ïðåäåëàìè áîëüíèöû.

 1935 ãîäó ïîñëå ïîñòàíîâëåíèÿ ÖÈÊà «Î ìåðàõ áîðüáû ñ ïðåñòóïíîñòüþ ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ» âîçðàñò íàêàçàíèÿ äëÿ äåòåé áûë ñíèæåí äî 12 ëåò. Ê äåòÿì ìîãëè ïðèìåíÿòü âñå âèäû íàêàçàíèé, â òîì ÷èñëå âûñøóþ ìåðó — ñìåðòíóþ êàçíü.

Ïðè ýòîì êîìèññèè ïî íåñîâåðøåííîëåòíèì, êîòîðûå õîòü êàê-òî çàùèùàëè ïðàâà äåòåé, óïðàçäíèëè «â öåëÿõ ïîâûøåíèÿ îòâåòñòâåííîñòè äåòåé è ðîäèòåëåé». Ñóõàðåâà íå áîÿëàñü õîäèòü ïî èíñòàíöèÿì è äîêàçûâàòü, ÷òî òðóäíûå äåòè íóæäàþòñÿ íå â íàêàçàíèÿõ, à â íàáëþäåíèè è ëå÷åíèè â ñïåöó÷ðåæäåíèÿõ.

Îíà íàñòàèâàëà, ÷òî ëå÷åíèå ðåáåíêà ñ ïñèõè÷åñêèìè îòêëîíåíèÿìè — ýòî ïîîùðåíèå åãî çäîðîâîé ÷àñòè. È, êîíå÷íî, ïðè ðàáîòå ñ ðåáåíêîì íóæíî ðàáîòàòü è ñî âñåé ñåìüåé.

 ïñèõèàòðè÷åñêèõ êðóãàõ ïîïóëÿðíà ïîëóìèôè÷åñêàÿ èñòîðèÿ ïðî Ñóõàðåâó.

Îäíàæäû ê íåé ïðèâåëè ðåáåíêà ñî ñëîæíûì õàðàêòåðîì, íî áåç çàáîëåâàíèÿ, òðåáóþùåãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ. Òåì íå ìåíåå ðîäèòåëè íàñòàèâàëè, ÷òî ðåáåíîê áîëåí, è òðåáîâàëè ïðîïèñàòü åìó ëåêàðñòâî.

Ñóõàðåâà, ïîçíàêîìèâøèñü ñ ìàëåíüêèì ïàöèåíòîì è îñìîòðåâ åãî, ñîîáùèëà ðîäèòåëÿì, ÷òî ñóùåñòâóåò ëåêàðñòâî ñïåöèàëüíî äëÿ èõ ðåáåíêà, íî, óâû, â äàííûé ìîìåíò îíî çàêîí÷èëîñü. Îíà áóäåò äåðæàòü ðîäèòåëåé â êóðñå è ñðàçó, êàê ëåêàðñòâî ïîÿâèòñÿ, äàñò çíàòü.

Ðîäèòåëè ñòàëè æäàòü. ×åðåç íåäåëþ îíè ïîçâîíèëè Ãðóíå Åôèìîâíå, íî ëåêàðñòâî åùå íå ïðèâåçëè. Îòðèöàòåëüíûé îòâåò áûë äàí è íåäåëþ ñïóñòÿ. È åùå ÷åðåç íåäåëþ.  èòîãå óæå âñÿ ñåìüÿ «áîëüíîãî», â òîì ÷èñëå îí ñàì, çàíèìàëàñü òåì, ÷òî æäàëà âîëøåáíîå ëåêàðñòâî.

Íàêîíåö, ñïóñòÿ ïîëòîðà ìåñÿöà îæèäàíèé, ëåêàðñòâî äîñòàâèëè. Ñóõàðåâà âðó÷èëà ñåìåéñòâó òàáëåòêè ñ ðåöåïòîì, ñîîáùèâ äåíü, â êîòîðûé îíè ïîäåéñòâóþò. È äåéñòâèòåëüíî, òàáëåòêè ïîäåéñòâîâàëè ðîâíî â ýòîò äåíü. Õîòÿ íà ñàìîì äåëå ýòî áûëà ÷óòü ëè íå îáûêíîâåííàÿ àñêîðáèíêà.

Íåïîíÿòíî, ïðàâäèâà ëè ýòà èñòîðèÿ, íî ñàì ôàêò åå ñóùåñòâîâàíèÿ ãîâîðèò î òîì, ÷òî ó Ñóõàðåâîé áûëà ðåïóòàöèÿ âðà÷à ñ òâîð÷åñêèì ïîäõîäîì.

Ïîêàÿíèå

Àâãóñò 1948 ãîäà ñòàë ñàìûì õîëîäíûì ìåñÿöåì äëÿ ñîâåòñêîé íàóêè: íà ðàñøèðåííîì çàñåäàíèè Âñåñîþçíîé àêàäåìèè ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ íàóê èìåíè Â. È. Ëåíèíà ðàçãðîìíîé êðèòèêå ïîäâåðãëàñü êëàññè÷åñêàÿ ãåíåòèêà.

Áèîëîãèåé äåëî íå îãðàíè÷èëîñü — áûëî ÿñíî, ÷òî èäåîëîãè÷åñêèé êàòîê ïðîéäåò è ïî äðóãèì íàóêàì.

 ïðîãðàììíîì äîêëàäå 1951 ãîäà «Ñîñòîÿíèå ïñèõèàòðèè è åå çàäà÷è â ñâåòå ó÷åíèÿ È. Ï. Ïàâëîâà» ôàìèëèÿ Ñóõàðåâîé çíà÷èëàñü â ñïèñêå âðà÷åé-ïñèõèàòðîâ, îáâèíÿåìûõ â «èäåàëèñòè÷åñêèõ è ýêëåêòè÷åñêèõ êîíöåïöèÿõ», â òîì, ÷òî îíè íå ñìîãëè ñîçäàòü «íè÷åãî ïðîãðåññèâíîãî â äåòñêîé ïñèõèàòðèè».

Õóæå òîãî, ïî ìíåíèþ àâòîðîâ äîêëàäà, Ñóõàðåâà è åå êîëëåãè íå èñïûòûâàëè «õîòÿ áû ïðîáëåñêîâ ñîçíàíèÿ ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè çà òîò òÿæåëûé óùåðá, êîòîðûé îíè íàíåñëè ñîâåòñêîé íàó÷íîé è ïðàêòè÷åñêîé ïñèõèàòðèè».

×åðåç íåñêîëüêî äíåé Ãðóíÿ Åôèìîâíà íàãðÿíóëà â ãîñòè ê äðóçüÿì.  ñóìêå ó íåå áûëè ïåðåâÿçàííûå ïà÷êè äåíåã. Îíà ïîïðîñèëà ñïðÿòàòü äåíüãè è, åñëè ñ íåé ÷òî-òî ñëó÷èòñÿ, ïåðåäàòü èõ åå ìàòåðè (îòåö óìåð â 1944-ì).

Íî áîëüøå ÷åì çà ñåáÿ îíà áîÿëàñü çà äåëî ñâîåé æèçíè — äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ.

Èäåîëîãè÷åñêàÿ ÷èñòêà ìîãëà óíè÷òîæèòü ìíîãîëåòíþþ ðàáîòó, ïðèîñòàíîâèòü äåÿòåëüíîñòü ëå÷åáíèö, îòíÿòü ó ñîòåí äåòåé øàíñ íà çäîðîâóþ æèçíü.

Åäèíñòâåííîå, ÷òî îñòàâàëîñü â ýòîé ñèòóàöèè, — äåìîíñòðàòèâíîå ïîêàÿíèå â íåñóùåñòâóþùèõ ãðåõàõ. È Ñóõàðåâà âûäåðæàëà ýòó ïûòêó òðèáóíîé (íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïîòîì îíà òàê íå ëþáèëà þáèëåè è ïàôîñ ìíîãîëþäíûõ ñáîðèù).

60-ëåòíÿÿ Ãðóíÿ Åôèìîâíà, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, îáëàäàòåëü îðäåíà Ëåíèíà è îðäåíà Ïî÷åòà, êàÿëàñü â «ïîâåðõíîñòíîì çíàíèè» ó÷åíèÿ Ïàâëîâà, îáåùàëà ïåðåñòðîèòüñÿ ïîä «ïàâëîâñêèé ïåðèîä â ñîâåòñêîé ìåäèöèíå».

Ïðè ýòîì Ñóõàðåâà ñòàðàòåëüíî èçáåãàëà èìåí êîëëåã, íèêîãî íå îáëè÷àëà è íå êðèòèêîâàëà. Ê ñ÷àñòüþ, â 1950-å ðâåíèå ïàðòèè ðàñïðàâèòüñÿ ñ âðàãàìè ñîâåòñêîé íàóêè ïîóáàâèëîñü.

Ïðîíåñëî.

Ïèñüìî èç ïðîøëîãî

«Åæåäíåâíî â ïîçäíèé ÷àñ âîçâðàùàëàñü ÿ èç áèáëèîòåêè. Ãðóíÿ Åôèìîâíà æäàëà ìåíÿ ñ óæèíîì. Íåïðåìåííî õîòåëà õîðîøî íàêîðìèòü, è ÷òîáû îáÿçàòåëüíî ñ ñóïîì. Ñàìà íèêîãäà ñóïîâ íå åëà» — òàê íà÷èíàåòñÿ ïèñüìî, íàïèñàííîå â 1989 ãîäó è òîëüêî íåäàâíî îáíàðóæåííîå ñîòðóäíèêàìè Öåíòðà èìåíè Ãðóíè Ñóõàðåâîé â àðõèâå. Àâòîð ïèñüìà ïðèåõàëà íà ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè èç Àøõàáàäà è ïîñåëèëàñü ó Ñóõàðåâîé, êîòîðàÿ, ïî ïðèíÿòîé àêàäåìè÷åñêîé òðàäèöèè, íå îòêàçûâàëà ó÷åíèêàì â ïîñòîå. (Óñòðîèòüñÿ â îáùåæèòèè èëè òåì áîëåå â ãîñòèíèöå áûëî êðàéíå ñëîæíî.)

Ýòî êîðîòêîå ïèñüìî äàåò ñàìîå ëè÷íîå íà äàííûé ìîìåíò îïèñàíèå Ãðóíè Åôèìîâíû. Åñëè âåðèòü ïèñüìó, Ñóõàðåâà áûëà ðàâíîäóøíà ê âåùàì, «ëåãêî ðàçäàâàëà ïîïàäàâøèå ê íåé êàêèå-ëèáî ñóâåíèðû» è ãîäàìè íîñèëà ÷åðíóþ áàðõàòíóþ øëÿïêó-ïèðîæîê, äàâíî âûøåäøóþ èç ìîäû.

Åå èíòåðåñû íå îãðàíè÷èâàëèñü ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, îíà ÷èòàëà âñå ïîäðÿä: è ðàáîòû ïî ôèëîñîôèè, è ïî òåîðèè îòíîñèòåëüíîñòè Ýéíøòåéíà, è êëàññè÷åñêóþ ëèòåðàòóðó, è ñîâðåìåííóþ ñîâåòñêóþ. Îíà áûëà íåîáû÷àéíî ñìåøëèâà, ïðî ÷òî ñàìà è ãîâîðèëà: «Ýòî ó ìåíÿ ñ äåòñòâà.

Íà ëåêöèè ïðîôåññîð Âîò÷àë âûãîíÿë ìåíÿ çà ñìåõ». Òåëåôîí â åå êâàðòèðå çâîíèë áåç îñòàíîâêè: ñîñëóæèâöû, ó÷åíèêè, áûâøèå ïàöèåíòû, òåïåðü âçðîñëûå ëþäè.

Ñóõàðåâà ïîäîëãó áåñåäîâàëà ñ êàæäûì. «Êîãäà ÿ ñêàçàëà, ÷òî òàêîå áåñïîêîéñòâî òÿæåëî è íàäî îòêëþ÷àòü òåëåôîí, îíà ðàññìåÿëàñü è ñêàçàëà: “Ýòî íåâîçìîæí.

Ó Ãðóíè Åôèìîâíû íå áûëî äåòåé, è âìåñòå ñ òåì èõ ó íåå áûëè ñîòíè — äåòè, êîòîðûõ îíà çà ãîäû ðàáîòû âûëå÷èëà, êîòîðûì îáëåã÷èëà æèçíü.

Åå íàó÷íûå òðóäû íàïèñàíû áåç òåðìèíîëîãè÷åñêîãî ïàôîñà, ïðîñòûì ïîíÿòíûì ÿçûêîì — çà ÷òî Ñóõàðåâîé îñîáåííî áëàãîäàðíû ñòóäåíòû-ìåäèêè, äî ñèõ ïîð çàíèìàþùèåñÿ ïî åå ëåêöèÿì.

Äåéñòâèòåëüíî ëè Ñóõàðåâà îïèñàëà ñèíäðîì Àñïåðãåðà çà 20 ëåò äî Àñïåðãåðà — íà ñàìîì äåëå íå òàê âàæíî, åå âêëàä â äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ è áåç òîãî îãðîìåí.

Òåì áîëåå ÷òî Ãðóíÿ Åôèìîâíà íèêîãäà íå ãíàëàñü çà òèòóëàìè è ïî÷èòàíèåì.

Ðàáîòàëà è êîíñóëüòèðîâàëà äî ïîñëåäíåãî, õîòü è äàâàëîñü ýòî âñå ñëîæíåå.

Âî âðåìÿ îäíîé èç áåñåä ñ ó÷åíèöåé Ãðóíÿ Åôèìîâíà îáðîíèëà: «Áîþñü, ÷òî äîëãî ïðîæèâó». Îíà ñêîí÷àëàñü 26 àïðåëÿ 1981 ãîäà â âîçðàñòå 89 ëåò.

Источник