Синдром доктора джекила и мистера хайда

Иллюстрация: Wikimedia Commons // CC BY-SA 3.0
Автор: Джой Ланзендорфер (Joy Lanzendorfer )
“Я строчу низкопробный ужастик, – писал Роберт Льюис Стивенсон своему другу осенью 1885. – Это просто жуть”.
Он имел в виду Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда , повесть о человеке, страдающем (теперь уже пресловутым) раздвоением личности: в нем сосуществуют хороший доктор Джекил и ужасный мистер Хайд. Влияние книги, в которой описываются базовые принципы человеческой природы, сказалось на всем – от детективного жанра до “Невероятного Халка”.
1. СЮЖЕТ РОДИЛСЯ, ПОКА СТИВЕНСОН СПАЛ…
Стивенсона давно интересовала проблема раздвоения личности, но он не знал, как о ней писать. И вот однажды ему приснился сон о докторе Джекиле и мистере Хайде. “Как-то ранним утром… я проснулась оттого, что Льюис кричал в ужасе, – рассказывала его жена Фанни. – Решив, что ему снится кошмар, я разбудила его. Он раздраженно спросил: “Зачем ты это сделала? Мне снилась отличная жуткая сказка”. Позднее Стивенсон подробно описал этот эпизод в эссе “Глава о снах”.
2. … И, ВОЗМОЖНО, ОН БЫЛ НАВЕЯН ВОСПОМИНАНИЯМИ О ШКАФЕ, КОТОРЫЙ СТИВЕНСОН ВИДЕЛ В ДЕТСТВЕ
Многие историки полагают, что вдохновением идеи двойственности Джекила и Хайда послужила история эдинбургского краснодеревщика Дикона Броуди, уважаемого члена городского совета и очень успешного ремесленника. Работа Броуди давала ему доступ в дома богатых и знаменитых, чем он и пользовался: делал копии ключей и по ночам совершал кражи. После серии преступлений он был, наконец, пойман и повешен (согласно легенде, на виселице, которую он сам помогал сконструировать).
История Броуди заворожила жителей Эдинбурга, в том числе и Стивенсона – хотя вор умер за 60 лет до его рождения. Будущий писатель рос в комнате, в которой стоял шкаф работы Броуди, а в 1880 году он написал пьесу под названием “Дикон Броуди, или Двойная жизнь”. Но комод и человек, изготовивший его, могли также повлиять и на Джекила с Хайдом: в 1887 году Стивенсон в интервью заметил, что во сне, вдохновившем его на написание повести, был мужчина, “втиснутый в шкаф и глотающий наркотик, после чего он становится другим существом”.
3. ПОВЕСТЬ БЫЛА НАПИСАНА В СЧИТАННЫЕ ДНИ
У Стивенсона всегда было слабое здоровье, а во время работы над знаменитой историей он лечился от туберкулеза. Еще недавно страдая от легочных кровотечений, писатель был вынужден следовать требованиям врача – больше отдыхать и избегать волнений. Это, впрочем, не помешало ему написать первый черновик повести в 30 тысяч слов в промежуток от трех до шести дней, а затем и второй вариант, отредактированный, в скромный срок – три дня (ниже об этом подробнее).
4. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ СТИВЕНСОН МОГ ПРИНИМАТЬ КОКАИН
В книге доктор Джекил принимает лекарство и становится другим человеком. Ему это нравится до тех пор, пока он не начинает чувствовать, что теряет контроль над ситуацией. Это Стивенсон мог почерпнуть из собственного опыта. Известно, что ему был прописан кокаин как лечебное средство для борьбы с кровотечениями (в 1880-х годах было обнаружено сосудосуживающее действие кокаина) и что тот самый сон возник во время наркотического забытья. Стивенсон позже признавался в склонности к наркотикам и безумная писательская работоспособность вполне этому соответствует. И, кроме того, этому соответствует положение человека, столкнувшегося с финансовыми трудностями и близостью собственной смерти, но воспрянувшему благодаря вдохновению и великому замыслу.
5. ПЕРВЫЙ ЧЕРНОВИК БЫЛ УНИЧТОЖЕН…
Согласно одной из версий после чтения рукописи “Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда”, Фанни раскритиковала ее, увидев неудачную попытку воплощения нравственной аллегории (среди всего прочего). После Фанни вспоминала, как нашла своего мужа сидящим на кровати в спальне с градусником во рту. Он указал на горстку пепла в камине, где сжег рукопись. “Я едва не потеряла сознание от отчаяния и ужаса, когда поняла, что все пропало”, – писала она.
6. … МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО ДЕЛО РУК ФАННИ
На самом деле есть несколько теорий о том, как черновик оказался в огне. В 2000 году письмо, найденное в мансарде, прояснило мысли Фанни по поводу книги и ее таинственную роль в сожжении рукописи. “У него готов почти полный печатный лист абсолютного бреда, – написала она другу, поэту Уильяму Хенли. – К счастью, он об этом забыл, и я все сожгу после того, как покажу вам. Он сказал, что это его лучшая работа”. Это противоречит словам Фанни, приведенным выше, так же как и заявлению сына Фанни о том, что Стивенсон сжег рукопись после ссоры с женой. Как бы то ни было, Стивенсону потребовалось шесть недель на переработку книги, прежде чем она была готова к публикации.
7. “СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА” МОМЕНТАЛЬНО ЗАВОЕВАЛА УСПЕХ
40 000 копий повести было выпущено за шесть месяце, а затем еще 250 000 пиратских экземпляров в Северной Америке. Читатели были захвачены нравственным посланием, содержавшимся в книге. О ней писали в религиозных газетах, пасторы в церквях читали посвященные ей проповеди. В течение года появилась пьеса, основанная на сюжете книги, и вскоре постановки были представлены в Шотландии и США. Это было самое успешное произведение Стивенсона.
8. СТИВЕНСОН ОДНОЗНАЧНО НАСТАИВАЛ, ЧТО ЭТА КНИГА НЕ О СЕКСУАЛЬНОСТИ
Самое распространенное толкование истории о Джекиле и Хайде заключается в том, что развращенность мистера Хайда проистекает из беспорядочной сексуальной жизни, основанной на насилии, или гомосексуализма. (Помните, что речь идет о викторианской эпохе). В частном письме в газету “Нью-Йорк Сан” Стивенсон утверждал, что мистеру Хайду “… едва ли присуще сладострастие. В сладострастии нет вреда и… также – нет вреда без всяких “но” – нет его и в том, что похотливые глупцы называют “безнравственностью”. Он добавил, что Хайд был лицемером: “… средоточием жестокости и злобы, эгоизма и трусости”.
9. АКТЕРА, ИСПОЛНИВШЕГО ДВОЙНУЮ ЗАГЛАВНУЮ РОЛЬ, ОБВИНЯЛИ В УБИЙСТВЕ
Wikimedia Commons // Public Domain
В 1888 году главную роль в театральной постановке сыграл Ричард Мэнсфилд, воплотив образы Джекила и Хайда. Публика была в восторге от его игры, посчитав ее “захватывающей и пугающей в равной мере” согласно изданию “Салон”.
Спустя два дня после премьеры Джек Потрошитель начал свой скандально известный кровавый загул на улицах Лондона. Прошло совсем немного времени, и убийства начали связывать с постановкой, высказывая предположения, что разум маньяка был отравлен пьесой. Некоторые даже полагали, что Мэнсфилд и был убийцей – в письмах, которые присылали в газету, утверждалось, что актер слишком хорошо играет убийцу, чтобы не быть Джеком Потрошителем.
10. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ ОСТАВАЛИСЬ ЗАГАДКОЙ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
К 1931 году повесть была экранизирована уже 24 раза. Но версия 1931 года поразила критиков сценой трансформации, в которой актер Фредрик Марч – получивший затем “Оскар” за свою роль – превращается в мистера Хайда. Секрет того, как режиссер Рубен Мамулян снял этот эпизод, был раскрыт только в 1970-е годы: дело было в гриме и цветных фильтрах, которые ставили или убирали, чтобы изменить облик Марча. Поскольку фильм был черно-белым, цветовые изменения не были заметны. Вы можете посмотреть этот фрагмент.
11. СЛЕДЫ ВЛИЯНИЯ ПОВЕСТИ НА ПОП-КУЛЬТУРУ ПОВСЮДУ
Лишь немногие книги смогли еще глубже проникнуть в массовую культуру, чем “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”. Помимо фильмов были сняты мультипликационные адаптации с Майти Маусом и Багзом Банни. По словам Стэна Ли, вдохновением для “Невероятного Халка” наряду с “Франкенштейном” послужили Джекил и Хайд. Кроме того, есть еще мюзиклы – например, недавняя постановка “Джекил и Хайд” – и игра Nintendo 1988 года. Есть даже порно с именами вроде доктор Секси и мистер Хайд. Немало существует комедий и пародий, в том числе беззвучная, но забавная мистификация Стэна Лорела “Доктор Пикл и мистер Прайд” – весьма неплохая.
Перевод: Scout_Alice
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Источник
Роберт Луис Стивенсон провел ночь в горячечном бреду, в плену кошмара, который окружал его, точно клубы тумана, где смешались воспоминания и обрывки мыслей. Болезнь преследовала Стивенсона всю жизнь и особенно после того, как в 1884 году он и его жена Фанни переехали на побережье в английское графство Дорсет. Весь вечер он пытался побороть респираторную инфекцию, но жар мешал ему крепко заснуть. Он несколько раз вскрикнул во сне, прежде чем Фанни разбудила его.
К ее удивлению, муж рассердился на нее. Он предпочел бы остаться в этой туманной мешанине мыслей, где уже начинала формироваться идея — отличная история о чудовище и его зеркальной противоположности, джентльмене. Стивенсон, который тогда, в возрасте тридцати с небольшим лет уже прославился как писатель после выхода «Острова сокровищ» (1881), встал с кровати и отправился завтракать с семьей. За столом, очевидно, Стивенсон пребывал «в весьма рассеянном состоянии ума», описывал позднее его пасынок Ллойд Осборн: он «спешил поесть — необычайное для него поведение, — а уходя, сказал, что работает над новой историей с невероятным успехом». Писатель оставил очень четкие указания: его не следует беспокоить, даже если загорится дом.
Три следующих дня Стивенсон писал постоянно, лежа в постели и заполняя «страницу за страницей». Позднее Фанни размышляла об этом периоде их жизни и о том, что вдохновило Стивенсона на марафонские усилия в написании «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Она вспоминала, что ее супруг незадолго до этого читал статью во французском научном журнале о бессознательном, об устройстве разума и о скрытых желаниях. Однако это было не единственное, о чем думал Стивенсон, когда ему приснился тот сон. Было что-то еще, и Фанни об этом знала: это были «его воспоминания о Дьяконе Броди».
Что за Дьякон Броди?
На первый взгляд Броди походил на любого другого состоятельного молодого человека из Эдинбурга 18 века. Он был успешным ремесленником, особенно известным своим столярным искусством. Книжный шкаф и комод его работы даже стояли в доме, где провел детство Стивенсон — также уроженец Эдинбурга.
Броди входил в городской совет и занимал должность «Дьякон корпорации мастеровых» — поэтому его и звали Дьяконом. Урожденный Уильям Броди, он появился на свет в 1741 году в семье успешного строителя. Когда его отец умер, Броди унаследовал состояние в £10 000 — огромную сумму (около $2,1 млн на сегодня) в те времена, когда среднестатистический британец мог зарабатывать всего несколько фунтов в год.
Броди зарабатывал до £600 в год и смог попасть в ряды богатейших людей Эдинбурга. Этот успех придавал «особую легкость походке» стройного, моложавого человека и позволил ему хорошо одеваться, нередко — исключительно в белое, описывал позднее один из биографов Броди.
Но у Броди была и темная сторона. Он любил азартные игры и постоянно проигрывал крупные суммы на петушиных боях. Он и сам держал нескольких петухов в загоне в собственном доме — просторном особняке с высокими потолками и фреской, изображавшей библейскую сцену «Поклонение волхвов». Броди кутил и пил — в самых разных местах: он был членом аристократического «Кейп-клуба» Эдинбурга и завсегдатаем одного из самых сомнительных кабаков города — таверны на Флешмаркет-Клоуз. У него было по меньшей мере две любовницы, которые родили ему пятерых детей.
Предположительно, именно расточительность и вынудила его покинуть светское общество ради социального дна и стать одним из самых известных преступников Великобритании. По ночам он превращался в первоклассного грабителя, скрывавшего лицо за креповой маской. Он орудовал в городе на протяжении 20 лет. Нередко он грабил друзей и знакомых, находя удобный момент, чтобы украсть их ключи, изготовить дубликаты, незаметно вернуть оригинал, а позднее проникнуть в их дом или лавку с помощью копии.
Вероятно, Броди начал вести двойную жизнь еще в 1768 году, однако его самый активный период начался в июле 1786 года и продолжался 18 месяцев. В то время он сблизился с двумя мужчинами, которые стали его главными подельниками: коммивояжером Джорджем Смитом и Джоном Брауном — осужденным преступником, который сбежал из тюрьмы в Шотландии, опасаясь высылки в заморскую колонию. Все трое питали пристрастие к алкоголю и петушиным боям и быстро нашли общий язык. С того момента банда Броди приступила к серии ограблений, начав со взлома лавки золотаря.
За этим последовало ограбление ювелирной лавки на Бридж-стрит, откуда преступники вынесли десять дорогих часов; бакалеи на Сент-Эндрю-стрит, где они заполучили 350 фунтов чрезвычайно ценного черного чая; и даже Университета Эдинбурга, который лишился из-за бандитов драгоценного наследия школы — серебряного жезла.
К январю 1788 года «власти прикладывали все возможные усилия, чтобы отыскать» виновников растущего числа краж, писала пресса того времени, утверждая, что преступления «вселяли ужас в сердца состоятельных» жителей Эдинбурга.
Неустрашимый Броди тем временем планировал крупнейшее дело банды. Акцизное управление города было слишком соблазнительной целью, чтобы он смог удержаться. Поэтому однажды жарким весенним вечером, отужинав цыпленком, сельдью, джином и пивом, Броди, Смит, Браун и еще один примкнувший к банде человек вломились в управление, вооружившись пистолетами. Однако они мало чем смогли поживиться — внезапно в здание вернулся сотрудник, и Броди с подельниками были вынуждены спешно и неорганизованно скрыться. Вечер был испорчен.
Полиция с удвоенными силами взялась за поиски, а газеты Эдинбурга перепечатывали обращения следователей к общественности за информацией. Объявленную награду увеличили до £150, а членам были обещали помилования. Это было очевидной уловкой, призванной раздробить банду. Но она сработала.
Первым сдался Браун, за ним Смит. Броди бежал из страны, отправившись в Амстердам, «едва ускользнув… от взявшей след стаи ищеек», описывал он сам в письме другу. Обыскав его дом, полицейские обнаружили набор отмычек и поддельных ключей и пистолеты, укрытые возле клетки его любимых бойцовых петухов. Вспыхнул скандал, суть которого была кратко изложена в редакторской колонке Edinburgh Evening Courant: «С каким изумлением, должно быть, обнаружили все друзья добродетели и честности то, что в преступлении обвиняется человек <…> который совсем недавно добился признания среди сограждан?»
Броди арестовали несколько месяцев спустя. Суд был быстрым и продлился менее дня, но зал заседаний был набит битком — публика испытывала живой интерес к делу. Сам Броди на протяжении всего разбирательства демонстрировал лишь безупречные манеры. «Абсолютно сдержан…. уважителен к суду, а когда что-либо абсурдное происходило в его присутствии, он улыбался, словно бесстрастный наблюдатель», даже когда присяжные вынесли вердикт: «виновен». Так описывала поведение подсудимого газета Edinburgh Advertiser.
За свои преступления Броди был приговорен к повешению. В октябре того же года он поднялся на виселицу, одетый все так же изящно и с тщательно напудренными по последней моде волосами. «Последний шаг в воздух… положил конец карьере Дьякона Броди, — писал Стивенсон в работе «Эдинбург: живописные заметки», впервые упоминая Броди в своих публикациях. — Его запомнили как человека, который, увязнув в лавине лжи, пробирался из столовой магистрата в воровской притон и взламывал замки при тусклом освещении».
От ночных кошмаров к классике хоррора
Дьякон Броди стал Килгором Траутом Стивенсона, его Рэндаллом Флэггом. Персонаж, которого он не мог оставить. После Эдинбурга в 1878 году Стивенсон и его друг, поэт У.Э. Хенли решили создать спектакль о жизни Броди. Они поставили пятиактную пьесу «Дьякон Броди, или Двойная жизнь», где весьма вольно описывались некоторые выходки дьякона. В числе прочего авторы превратили его в хладнокровного убийцу. В одной из сцен, ближе к финалу пьесы, его сестра узнает о его злодеяниях:
Броди: (берет со стола окровавленный кинжал) Ты знаешь, что это?
Броди: Кровь. Я убил человека.
Броди: Я убийца. Раньше я был вором. Твой брат… единственный сын старика!
Диалоги Стивенсона были небезупречны, и «Дьякон Броди» провалился почти сразу же после премьеры, которая состоялась в английском Брэдфорде вскоре после Рождества 1882 года. «Картонные сцены и персонажи», — высказался о пьесе Джордж Бернард Шоу.
Однако четыре года спустя роман Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» удостоился похвалы по обе стороны Атлантики, а газета The New York Times назвала его «совершенно восхитительным», сравнив с «мрачными шедеврами По». «История была то ли проблеском интуитивных психологических исследований, вспышкой вдохновения, то ли результатом тщательного планирования и подбора всех частей изысканной и непостижимой головоломки», — заключалось в статье.
Стивенсон не скрывал того, как к нему пришла эта идея. Когда журналисты встретились с ним во время его поездки в Нью-Йорк, Стивенсон, все еще бледный и с ввалившимися глазами, рассказал о происхождении своего доброго доктора и сказал, что «история пришла к нему словно дар».
«Я так привык выдумывать истории, что выдумываю их даже во сне, — сказал он. — Иногда они приходят ко мне в виде кошмаров, да таких, что я вскрикиваю… Как только я просыпаюсь — а хорошая история всегда меня будит — я берусь за работу и записываю ее».
Несколько случайных критиков утверждали, что роман — неправдоподобная выдумка, полная дешевых страшилок. Но Стивенсон лишь ухмылялся в ответ. «Такая критика, — сказал он, — напоминает ослиный рев».
Перевод Натальи Балабанцевой
Источник
Моя небольшая подборка к теме.
Образ мистера Хайда достаточно узнаваем в культуре, в частности, его модернизированная версия, когда на теневой стороне личности таится агрессивный и относительно более сильный двойник. Если вы ожидаете очередной супергеройской жвачки в духе «Халка», то вынужден сразу пресечь. В повести акцент ставится не на демонстрацию грубой силы или извращённость каких-либо изуверств, а на метафизические нотки и психоанализ.
— Я склонен к каиновой ереси, — говаривал он со скрытой усмешкой. — Я не мешаю брату моему искать погибели, которая ему по вкусу.
Предположим, что вы поборник трезвости и морали, но в глубине души всегда хотели испить мёда новизны из таверн иных дорог жизни. И вдруг у вас появляется возможность безнаказанно напиваться в самом прямом смысле этого слова и творить одурманенные буйства под оболочкой другого человека, а на время бодуна раскаяния ловко обращаться в свою родную личину. Многим бы стало любопытно испробовать такую рокировку (не говоря уж про меркантильные мотивы). Но как творить зло от своего лица чужими руками ? Как вкусить запретный плод, но не быть изгнанным из рая ?
Моё скромное иллюстрирование мистера Хайда. Попытка снять маску.
Доктор Джекилл разрабатывает особое снадобье, дарующее ему такую возможность превращения… А тем самым «другим человеком» становится мистер Хайд, оборотная сторона морального вервольфа. Теневая личность. Чем-то напоминает мне оживший портрет Дориана Грея, с помощью которого главный герой пытается отстраниться от ответственности за собственные грехи. Несмотря на разные оболочки, личности вынуждены делить одну душу на двоих… И чем та становится чернее, тем более явно проступает печать Сатаны.
Также доктора Джекила можно обозначить как представителя либидо (инстинкт жизни), а мистера Хайда воплощением мортидо (инстинкт смерти). Оба эти начала являются движущими факторами в проявлениях человека и находятся в определённом балансе между собой. Но энергия мортидо обнаруживает одну очень необычную лазейку…
В силу высоких идеалов собственной добродетели, протагонист запирает в темницу воздержания возможность удовлетворения некоторых базовых потребностей, которые сам же расценивает как безобидные недостатки. Интеллектуальные перегрузки активируют реакции самозащиты, будь то специфичный юмор, необычные фетиши или странное поведение. Если эти механизмы блокировать, то можно попросту перегореть, что постепенно и происходит с героем… Хоть он и желал выбрать свою лучшую сторону, силы воли остаться верным решению не хватило.
Подозреваю, господин Кэрью знает ответ на этот вопрос.
Посредством проводника абсолютного зла, в жизнь доктора всё больше просачивается ток развращённости. Попытки сдержать внутреннего Дьявола обречены, тот лишь с ещё более ретивым рёвом вырывался наружу. Энергия мортидо стала доминировать, со всеми вытекающими отсюда деструктивными последствиями (для себя и общества). В итоге получилась занимательная история саморазрушения с примесью научной фантастики. Очень понравилась стилистика подачи, сюжет повествуется от третьего лица, что создаёт эффект таинственной зловещности. Небольшой объём и достаточно интересные мысли: 9/10.
P.S. Если вам ближе более лаконичная форма рецензий, то предлагаю подписаться на мой Инстаграм. Соответствующая ссылка указана в профиле.
Источник