Синдром доктора джекила мистера хайда

Иллюстрация: Wikimedia Commons // CC BY-SA 3.0
Автор: Джой Ланзендорфер (Joy Lanzendorfer )
“Я строчу низкопробный ужастик, – писал Роберт Льюис Стивенсон своему другу осенью 1885. – Это просто жуть”.
Он имел в виду Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда , повесть о человеке, страдающем (теперь уже пресловутым) раздвоением личности: в нем сосуществуют хороший доктор Джекил и ужасный мистер Хайд. Влияние книги, в которой описываются базовые принципы человеческой природы, сказалось на всем – от детективного жанра до “Невероятного Халка”.
1. СЮЖЕТ РОДИЛСЯ, ПОКА СТИВЕНСОН СПАЛ…
Стивенсона давно интересовала проблема раздвоения личности, но он не знал, как о ней писать. И вот однажды ему приснился сон о докторе Джекиле и мистере Хайде. “Как-то ранним утром… я проснулась оттого, что Льюис кричал в ужасе, – рассказывала его жена Фанни. – Решив, что ему снится кошмар, я разбудила его. Он раздраженно спросил: “Зачем ты это сделала? Мне снилась отличная жуткая сказка”. Позднее Стивенсон подробно описал этот эпизод в эссе “Глава о снах”.
2. … И, ВОЗМОЖНО, ОН БЫЛ НАВЕЯН ВОСПОМИНАНИЯМИ О ШКАФЕ, КОТОРЫЙ СТИВЕНСОН ВИДЕЛ В ДЕТСТВЕ
Многие историки полагают, что вдохновением идеи двойственности Джекила и Хайда послужила история эдинбургского краснодеревщика Дикона Броуди, уважаемого члена городского совета и очень успешного ремесленника. Работа Броуди давала ему доступ в дома богатых и знаменитых, чем он и пользовался: делал копии ключей и по ночам совершал кражи. После серии преступлений он был, наконец, пойман и повешен (согласно легенде, на виселице, которую он сам помогал сконструировать).
История Броуди заворожила жителей Эдинбурга, в том числе и Стивенсона – хотя вор умер за 60 лет до его рождения. Будущий писатель рос в комнате, в которой стоял шкаф работы Броуди, а в 1880 году он написал пьесу под названием “Дикон Броуди, или Двойная жизнь”. Но комод и человек, изготовивший его, могли также повлиять и на Джекила с Хайдом: в 1887 году Стивенсон в интервью заметил, что во сне, вдохновившем его на написание повести, был мужчина, “втиснутый в шкаф и глотающий наркотик, после чего он становится другим существом”.
3. ПОВЕСТЬ БЫЛА НАПИСАНА В СЧИТАННЫЕ ДНИ
У Стивенсона всегда было слабое здоровье, а во время работы над знаменитой историей он лечился от туберкулеза. Еще недавно страдая от легочных кровотечений, писатель был вынужден следовать требованиям врача – больше отдыхать и избегать волнений. Это, впрочем, не помешало ему написать первый черновик повести в 30 тысяч слов в промежуток от трех до шести дней, а затем и второй вариант, отредактированный, в скромный срок – три дня (ниже об этом подробнее).
4. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ СТИВЕНСОН МОГ ПРИНИМАТЬ КОКАИН
В книге доктор Джекил принимает лекарство и становится другим человеком. Ему это нравится до тех пор, пока он не начинает чувствовать, что теряет контроль над ситуацией. Это Стивенсон мог почерпнуть из собственного опыта. Известно, что ему был прописан кокаин как лечебное средство для борьбы с кровотечениями (в 1880-х годах было обнаружено сосудосуживающее действие кокаина) и что тот самый сон возник во время наркотического забытья. Стивенсон позже признавался в склонности к наркотикам и безумная писательская работоспособность вполне этому соответствует. И, кроме того, этому соответствует положение человека, столкнувшегося с финансовыми трудностями и близостью собственной смерти, но воспрянувшему благодаря вдохновению и великому замыслу.
5. ПЕРВЫЙ ЧЕРНОВИК БЫЛ УНИЧТОЖЕН…
Согласно одной из версий после чтения рукописи “Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда”, Фанни раскритиковала ее, увидев неудачную попытку воплощения нравственной аллегории (среди всего прочего). После Фанни вспоминала, как нашла своего мужа сидящим на кровати в спальне с градусником во рту. Он указал на горстку пепла в камине, где сжег рукопись. “Я едва не потеряла сознание от отчаяния и ужаса, когда поняла, что все пропало”, – писала она.
6. … МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО ДЕЛО РУК ФАННИ
На самом деле есть несколько теорий о том, как черновик оказался в огне. В 2000 году письмо, найденное в мансарде, прояснило мысли Фанни по поводу книги и ее таинственную роль в сожжении рукописи. “У него готов почти полный печатный лист абсолютного бреда, – написала она другу, поэту Уильяму Хенли. – К счастью, он об этом забыл, и я все сожгу после того, как покажу вам. Он сказал, что это его лучшая работа”. Это противоречит словам Фанни, приведенным выше, так же как и заявлению сына Фанни о том, что Стивенсон сжег рукопись после ссоры с женой. Как бы то ни было, Стивенсону потребовалось шесть недель на переработку книги, прежде чем она была готова к публикации.
7. “СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА” МОМЕНТАЛЬНО ЗАВОЕВАЛА УСПЕХ
40 000 копий повести было выпущено за шесть месяце, а затем еще 250 000 пиратских экземпляров в Северной Америке. Читатели были захвачены нравственным посланием, содержавшимся в книге. О ней писали в религиозных газетах, пасторы в церквях читали посвященные ей проповеди. В течение года появилась пьеса, основанная на сюжете книги, и вскоре постановки были представлены в Шотландии и США. Это было самое успешное произведение Стивенсона.
8. СТИВЕНСОН ОДНОЗНАЧНО НАСТАИВАЛ, ЧТО ЭТА КНИГА НЕ О СЕКСУАЛЬНОСТИ
Самое распространенное толкование истории о Джекиле и Хайде заключается в том, что развращенность мистера Хайда проистекает из беспорядочной сексуальной жизни, основанной на насилии, или гомосексуализма. (Помните, что речь идет о викторианской эпохе). В частном письме в газету “Нью-Йорк Сан” Стивенсон утверждал, что мистеру Хайду “… едва ли присуще сладострастие. В сладострастии нет вреда и… также – нет вреда без всяких “но” – нет его и в том, что похотливые глупцы называют “безнравственностью”. Он добавил, что Хайд был лицемером: “… средоточием жестокости и злобы, эгоизма и трусости”.
9. АКТЕРА, ИСПОЛНИВШЕГО ДВОЙНУЮ ЗАГЛАВНУЮ РОЛЬ, ОБВИНЯЛИ В УБИЙСТВЕ
Wikimedia Commons // Public Domain
В 1888 году главную роль в театральной постановке сыграл Ричард Мэнсфилд, воплотив образы Джекила и Хайда. Публика была в восторге от его игры, посчитав ее “захватывающей и пугающей в равной мере” согласно изданию “Салон”.
Спустя два дня после премьеры Джек Потрошитель начал свой скандально известный кровавый загул на улицах Лондона. Прошло совсем немного времени, и убийства начали связывать с постановкой, высказывая предположения, что разум маньяка был отравлен пьесой. Некоторые даже полагали, что Мэнсфилд и был убийцей – в письмах, которые присылали в газету, утверждалось, что актер слишком хорошо играет убийцу, чтобы не быть Джеком Потрошителем.
10. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ ОСТАВАЛИСЬ ЗАГАДКОЙ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
К 1931 году повесть была экранизирована уже 24 раза. Но версия 1931 года поразила критиков сценой трансформации, в которой актер Фредрик Марч – получивший затем “Оскар” за свою роль – превращается в мистера Хайда. Секрет того, как режиссер Рубен Мамулян снял этот эпизод, был раскрыт только в 1970-е годы: дело было в гриме и цветных фильтрах, которые ставили или убирали, чтобы изменить облик Марча. Поскольку фильм был черно-белым, цветовые изменения не были заметны. Вы можете посмотреть этот фрагмент.
11. СЛЕДЫ ВЛИЯНИЯ ПОВЕСТИ НА ПОП-КУЛЬТУРУ ПОВСЮДУ
Лишь немногие книги смогли еще глубже проникнуть в массовую культуру, чем “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”. Помимо фильмов были сняты мультипликационные адаптации с Майти Маусом и Багзом Банни. По словам Стэна Ли, вдохновением для “Невероятного Халка” наряду с “Франкенштейном” послужили Джекил и Хайд. Кроме того, есть еще мюзиклы – например, недавняя постановка “Джекил и Хайд” – и игра Nintendo 1988 года. Есть даже порно с именами вроде доктор Секси и мистер Хайд. Немало существует комедий и пародий, в том числе беззвучная, но забавная мистификация Стэна Лорела “Доктор Пикл и мистер Прайд” – весьма неплохая.
Перевод: Scout_Alice
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Источник
Хотя понятие агрессивного поведения на дороге существует ровно столько же, сколько и сам автомобиль, вплотную сталкиваться с этим феноменом мы начали лишь несколько лет назад, когда в сети стали появляться соответствующие записи с видеорегистраторов. В настоящее время ведется много споров о том, нужно ли классифицировать человека с регулярными приступами дорожной ярости как психически нездорового или нет…
Нельзя сказать, что каждый человек, показывающий своему соседу по трафику средний палец, является умственно неполноценным, однако недавнее исследование в США привело к пугающему выводу: модели поведения, связанные с агрессией на дороге, являются результатом интермиттирующего эксплозивного расстройства, а это, хотите вы или нет, нарушение психики.
Описанная некоторыми психологами как синдром «доктора Джекила и мистера Хайда» дорожная агрессия часто остается ненаказуемой. В большинстве случаев полиция не может обвинить человека в ярости за рулем, хотя законы против агрессивного вождения были приняты во многих странах.
В США Калифорния является единственным штатом, где в Уголовном кодексе зафиксирован специальный юридический термин, и за эту провинность предусмотрено наказание в виде лишения прав на полгода за первое нарушение или на год за последующие. Кроме того, часто осужденному назначают специальный курс лечения.
По мнению многих ученых, наиболее распространенные причины агрессии за рулем кроются в основах человеческого состояния. Элементарные конфликтные факторы или эмоциональные проблемы, связанные с вождением, могут стать поводом для выражения гнева.
Например, почти в любой точке мира водители скованы определенными ограничениями скорости, хотя их автомобили позволяют ехать гораздо-гораздо быстрее. Практически любая дорога имеет разметку, светофоры, знаки, которые нужно соблюдать. Сюда же добавляется фактор стресса из-за того, что тело водителя во время движения автомобиля остается неподвижным.
Кроме данных ограничений на агрессию влияет поведение других участников движения. Наиболее частые эпизоды, которые могут вызвать негодование, – это езда впритык, резкое срезание полосы, чрезмерные гудки клаксоном и мигание фарами, а также словесные оскорбления и грубые жесты.
Конечно, люди, страдающие звездной болезнью, не потерпят такого рода манифестов и мгновенно превратятся в линчевателей, готовых догнать и наказать виновника персональной физической расправой.
Как вы знаете, один из лучших способов успокоиться – это глубокое дыхание, вербализация своих эмоций или избиение боксерской груши. Сами решите, что из этого вам больше подойдет за рулем.
Агрессивное поведение на дороге имеет много общего с другими типами гнева, так что если подобные инциденты регулярно повторяются, то может быть в ситуации виноваты вы, а не кто-то другой?!
Когда вы за рулем, и кто-то или что-то возмущает вас своими действиями, прежде всего задумайтесь: каждый совершает ошибки (в том числе и вы), и если это происходит, то не вам вершить правосудие.
Ваша собственная безопасность и безопасность ваших пассажиров должны быть в приоритете независимо от того, насколько сильно вы хотите выплеснуть свою ярость на других участников движения за их глупые ошибки. Попробуйте чаще проявлять доброту и сострадание, даже если это окажется сложнее, чем вы думаете…
Подобные статьи вряд ли изменят восприятие и образ мышления человека, прибегающего к дорожной агрессии, но это не значит, что они бесполезны. Изменения происходят шаг за шагом. Основное правило, которому нужно следовать, – это быть немного вежливее к другим водителям. Взаимное уважение принесет только пользу. Как когда-то говорил Ганди: «Принцип око за око закончится тем, что весь мир станет слепым».
Источник
Ïîñëå ïðî÷òåíèÿ Ôðàíêåíøòåéíà, òåìà ìîíñòðîâ íå äà¸ò ìíå ïîêîÿ, è âûáîð ïàë íà ïîâåñòü «Ñòðàííàÿ èñòîðèÿ äîêòîðà Äæåêèëà è ìèñòåðà Õàéäà» Ðîáåðòà Ñòèâåíñîíà (òîãî ñàìîãî àâòîðà «Îñòðîâà ñîêðîâèù»).
È äà, òàì òîæå âñ¸ îêàçàëîñü íå òàê, êàê ìû ïðèâûêëè.
Äëÿ íà÷àëà ïðåäëàãàþ óñåñòüñÿ ïîóäîáíåå, î÷èñòèòü ñâîé ðàçóì, ðàñêðûòü ÷àêðû è ïðåäñòàâèòü ñåáÿ âïå÷àòëèòåëüíûì ÷èòàòåëåì âèêòîðèàíñêîé ýïîõè, êîòîðûé íå â êóðñå, ÷òî
äîêòîð Äæåêèë + âîëøåáíàÿ ôîðìóëà = ìèñòåð Õàéä
Âíà÷àëå íàñ çíàêîìÿò ñ Ãàáðèýëåì Àòòåðñîíîì íîòàðèóñîì, êîòîðûé íå î÷åíü ëþáèò óëûáàòüñÿ è ñïîéëåðû (îáúÿñíåíèÿ ïîòîì), çàòî ëþáèò âèíî, òåàòð è ñ êåì-íèáóäü ïîìîë÷àòü.
Îñîáåííî ïîìîë÷àòü îí ëþáèë âìåñòå ñî ñâîèì êóçåíîì Ðè÷àðäîì Ýíôèëäîì. Âî âðåìÿ îäíîé èç ïðîãóëîê ñ íèì îíè çàáðåëè âî äâîð, ãäå áûëî æóòêîå çäàíèå ñ ïîäîçðèòåëüíîé äâåðüþ è êó÷åé òðóùèõñÿ áðîäÿã âîêðóã. Ýíäôèëä ðàññêàçûâàåò ïðîõëàäíóþ èñòîðèþ, êàê îäíàæäû îí óâèäåë çëîáíîãî êàðëèêà, êîòîðûé çàòîïòàë äåâî÷êó è óáåæàë, ìåðçêî õèõèêàÿ. Çà øèâîðîò åãî ïîéìàëè êàê ðàç ïåðåä ýòîé äâåðüþ. Êàðëèê, ïðèêèíóâ, ÷òî îí â ìåíüøèíñòâå êàê ïî ðîñòó, òàê è â ÷èñëå (Ýíôèëä áûë â êîìïàíèè åù¸ ïàðî÷êè äÿäü), ïðîáóð÷àë èçâèíåíèÿ, âûïèñàë ÷åê îò èìåíè äîêòîðà Ãåíðè Äæåêèëà è áûë òàêîâ.
Äà, âîò ýòîò ñàìûé êàðëèê è åñòü âåëèêèé è óæàñíûé ìèñòåð Õàéä. Èäåéíûé âäîõíîâèòåëü è ïðîòîòèï òàêèõ ñëàâíûõ ïåðñîíàæåé ñ ðàçäâîåíèåì ëè÷íîñòè, êàê Íåâåðîÿòíûé Õàëê, ßùåð, Ãîáëèí è ïðî÷èå. À òàêæå, âîçìîæíî, âñÿêèõ çëûõ «âòîðûõ ÿ», ðåæèìîâ áåðñåðêà è ïðî÷åé äæèãóðäû ñ äâóìÿ ñóùíîñòÿìè â îäíîé øêóðå.
×òî? Âû âñåãäà äóìàëè, ÷òî ìèñòåð Õàéä çäîðîâåííûé ìîíñòðóîçíûé ìîðäîâîðîò? Òîãäà ðåêîìåíäóþ ïîçíàêîìèòüñÿ ñ ýòèì íåâåðîÿòíûì ãåðîåì çàíîâî.
Âîçìîæíî, âàì äàííûé ïåðñîíàæ ïîêàçàëñÿ ñêó÷íîâàòûì, à âîò Àòòåðñîí, âîïðåêè ìýéíñòðèìó, î÷åíü èì çàèíòåðåñîâàëñÿ è çàñûïàë Ýíäôèëäà âñÿêèìè óòî÷íÿþùèìè âîïðîñàìè. È äî òîãî Ýíôèëäà èìè óòîìèë, ÷òî òîò ïðåäëîæèë ñíîâà ïîìîë÷àòü. Âåäü çäîðîâî æå ìîë÷àëè, ïî÷åìó áû íå ïðîäîëæàòü â òîì æå äóõå? Òàê è ñäåëàëè.
À ó Àòòåðñîíà áûëè âåñîìûå ïðè÷èíû äëÿ òàêîãî èíòåðåñà. Íà äíÿõ ê íåìó ÿâèëñÿ åãî ñòàðûé äðóã, âûøåóïîìÿíóòûé Ãåíðè Äæåêèë, è òàêîé: «Íåò âðåìåíè îáúÿñíÿòü, ïåðåïèøè â çàâåùàíèè âñ¸ ìî¸ ñîñòîÿíèå íà âîò ýòîãî ïîäîçðèòåëüíîãî òîâàðèùà!». Àòòåðñîí ïîñ÷èòàë, ÷òî êàêîé-òî íåîòåñàííûé êàðëèê íå äîñòîèí òàêîãî ñ÷àñòüÿ. Âîò áóäü îí çäîðîâåííûì ìîíñòðóîçíûì ìîðäîâîðîòîì, ñ êîòîðûì áûëî áû ñòðàøíî ñïîðèòü
Ñíåäàåìûé ëþáîïûòñòâîì îí ïîø¸ë â ãîñòè ê äîêòîðó Ëýíüîíó, èõ îáùåìó ñ Äæåêèëîì îäíîêàøíèêó è äðóãó. Ëýíüîí, ïîïèâàÿ âèíöî, ñêàçàë, ÷òî õîòü îí è çàêëÿòûé äðóã Äæåêèëà, êîòîðûé ñ÷èòàåò åãî íàó÷íûå òåîðèè åðåñüþ, ýòî íå çíà÷èò, ÷òî îí â êóðñå, êòî òàêîé ýòîò âàø Õàéä. È âñåì âèäîì ïîêàçàë, ÷òî åãî âðåìÿ áëåñíóòü â ñþæåòå ïîêà íå ïðèøëî.
Àòòåðñîí óø¸ë íè ñ ÷åì, à íî÷üþ åìó ñíèëèñü çàõâàòûâàþùèå êîøìàðû, ãäå Õàéä òîïòàë äåâî÷êó, à ïîòîì âðûâàëñÿ â ñïàëüíþ ê äîêòîðó Äæåêèëó è êõì, íàáðàñûâàëñÿ íà íåãî.
Äàâàéòå áåç ïîøëîñòåé, áóäåì âûøå ýòîãî.
Ýòè âîëíóþùèå ñíû âäîõíîâèëè Àòòåðñîíà íà îõîòó çà òàèíñòâåííûì ïîëóðîñëèêîì ñ óïîðñòâîì êàêîãî-íèáóäü íàçãóëà. Âûñëåæèâàÿ Õàéäà ïî óòðàì, â ïåðåðûâàõ íà îáåä, ïîñëå ðàáîòû, âî òüìå íî÷íîé, ïðè ñâåòå äíÿ, Àòòåðñîí, íàêîíåö, ïîäëîâèë åãî ó òîé ñàìîé äâåðöû. È òàê ÿðîñòíî ïðèíÿëñÿ ñ íèì çíàêîìèòüñÿ, ÷òî êàðëèê, îáìåíÿâøèñü ñ íèì ïàðîé ôðàç, ïîñïåøèë ñïðÿòàòüñÿ çà äâåðüþ.
Ñ âîçìóòèòåëüíûì îïîçäàíèåì Àòòåðñîí ïîíÿë, ÷òî äâåðü ýòî ÷åðíûé âõîä ñ çàäíåãî äâîðà â äîì äîêòîðà Äæåêèëà. Ïå÷àëüíî ïîáðîäèâ âîêðóã, ðåøèë çàéòè è ñïðîñèòü. Åìó îòêðûë äâîðåöêèé Ïóë. Ââèäó îòñóòñòâèÿ ïîäðîáíîãî îïèñàíèÿ åãî âíåøíîñòè â òåêñòå, ìû âîëüíû ïðåäñòàâëÿòü åãî êàê óãîäíî
Äà, «ñòàðûé ïðåêðàñíî îäåòûé ñëóãà» âïîëíå ìîæåò âûãëÿäåòü òàê. ×åì õîðîøè êíèãè ìîæíî äàòü âîëþ âîîáðàæåíèþ. Òàê, î ÷¸ì ýòî ìû? Àõ äà.
Äýä Äâîðåöêèé Ïóë ñêàçàë, ÷òî äîêòîðà íåò äîìà, à òîâàðèù Õàéä äàâíî òóò îøèâàåòñÿ, è î í¸ì íå ñëåäóåò âîëíîâàòüñÿ. Àòòåðñîí çàêëþ÷èë, ÷òî áåäíÿãà Äæåêèë ñòàë æåðòâîé øàíòàæà è äîìîãàòåëüñòâ ãàäêîãî ïîëóìóæè÷êà, è ÷òî åãî ñðî÷íî íàäî ñïàñàòü.
Äâå íåäåëè ñïóñòÿ Àòòåðñîí ïîïàë ê Äæåêèëó íà çâàííûé îáåä, ãäå ñìîã íàêèíóòüñÿ íà òîãî ñ ðàññïðîñàìè î Õàéäå. Íî äîáèëñÿ îò Äæåêèëà ëèøü ïðåäëîæåíèÿ íå ëåçòü íå â ñâî¸ äåëî è ïîìîë÷àòü. Âåäü çäîðîâî æå ìîë÷àëè, ïî÷åìó áû íå ïðîäîëæàòü â òîì æå äóõå?
Ïðîøëî îäèííàäöàòü ìåñÿöåâ. È, íàêîíåö, ñëó÷èëîñü, òî, ÷åãî ìû òàê æäàëè
Êàêîé óâàæàþùèé ñåáÿ íàó÷íî-ôàíòàñòè÷åñêèé ðîìàí ñ ó÷àñòèåì ìîíñòðà ìîæåò îáîéòèñü áåç óáèéñòâà, à? Íàïèñàííûé â ñóðîâóþ âèêòîðèàíñêóþ ýïîõó óæ òî÷íî íåò.
Äåëî áûëî òàê. Ñëóæàíêà, ó êîòîðîé âîîáùå íåò ÷¸òêîãî îïèñàíèÿ, õì
Òàê-òî ëó÷øå! Íî ìû ñíîâà îòâëåêàåìñÿ
 îáùåì, ñëóæàíêà âå÷åðîì îäíà, çàìå÷òàëàñü ó îêíà. È ïîë¸ò å¸ ôàíòàçèè áûë ïðåðâàí êàêèì-òî çëîáíûì êîðîòûøêîé, êîòîðûé íàïàë ñ òðîñòüþ è çàáèë íîãàìè ïîæèëîãî ïðîõîæåãî.
Ïîä âïå÷àòëåíèåì îò õðóñòà êîñòåé èñòÿçàåìîãî ñòàðè÷êà ñëóæàíêà ïðèëåãëà â îáìîðîê, à ïîòîì âûçâàëà ïîëèöèþ. Íî óáèéöû óæå è ñëåä ïðîñòûë.
Óáèòûé ñòàðè÷îê îêàçàëñÿ ÷ëåíîì ïàðëàìåíòà Äýíâèñîì Êýðüþ, à óáèéöà óæ î÷åíü íàïîìèíàë ïî îïèñàíèþ Õàéäà. È òàê êàê Êýðüþ ïî óäà÷íîìó ñîâïàäåíèþ áûë êëèåíòîì Àòòåðñîíà, òîò, ïðèõâàòèâ ñ ñîáîé ïîëèöàÿ, îòïðàâèëñÿ íà êâàðòèðó â ðàéîíå Ñîõî, àäðåñ êîòîðîé åìó ðàíåå âûäàë Õàéä – ñ èñïóãó, êîãäà Àòòåðñîí åãî çàæàë ðàíåå â ò¸ìíîì ïåðåóëêå. Òàì áûë áàðäàê, êóñîê îòëîìàííîé òðîñòè, êîòîðîé óáèâàëè ñòàðè÷êà, êó÷à ñîææ¸ííûõ áóìàã, íî îòñóòñòâîâàë êàðëèê.
Çà óòî÷íåíèÿìè Àòòåðñîí ïðèø¸ë â ãîñòè ê Äæåêèëó. Òîò ïðèíÿëñÿ ìàõàòü ðóêàìè è êëÿñòüñÿ ìàìîé, ÷òî íè ñ êàêèìè êàðëèêàìè îí áîëüøå íå âîäèòñÿ. È äëÿ ïóùåé óáåäèòåëüíîñòè âðó÷èë Àòòåðñîíó ïèñüìî îò Õàéäà, ãäå òîò ïèøåò, ÷òî «óø¸ë íàâñåãäà». Ïðè ýòîì êîíâåðò îò íåãî Äæåêèë «ñëó÷àéíî» ñæ¸ã, à ïîñûëüíîãî, êîòîðûé åãî ïðèí¸ñ, íèêòî íå âèäåë.
À êîãäà Àòòåðñîí ñ ýòèì ïèñüìîì íàâåäàëñÿ ê çíàêîìîìó ãðàôîëîãó, òîò îòìåòèë, ÷òî ïî÷åðêè Äæåêèëà è Õàéäà, åñëè íå ñ÷èòàòü íàêëîíà, ïîäîçðèòåëüíî ïîõîæè. Íî ìû ïîìíèì, ÷òî ìû âïå÷àòëèòåëüíûå è íàèâíûå ÷èòàòåëè âèêòîðèàíñêîé ýïîõè, òàê ÷òî âåðèì äîêòîðó Äæåêèëó íà ñëîâî, âåðèì â íåâåðîÿòíûå ñîâïàäåíèÿ è äåðæèìñÿ. Îñòàëîñü ñîâñåì ÷óòü-÷óòü.
Ïðîøëî åù¸ êàêîå-òî âðåìÿ. Õàéäà òàê è íå íàøëè, à Äæåêèë ïðåêðàòèë èãðàòü â çàòâîðíèêà è âûøåë â ñâåò, âåñü òàêîé âåñ¸ëûé è îáàÿòåëüíûé äóøêà. Íî íàäîëãî åãî íå õâàòèëî, è âñêîðå îí ñíîâà îêóêëèëñÿ ó ñåáÿ äîìà, ïðåêðàòèâ ïîäàâàòü ïðèçíàêè ñîöèàëüíîãî ÷åëîâåêà.
Íå äîñòó÷àâøèñü äî íåãî, Àòòåðñîí ïîø¸ë ê Ëýíüîíó çà ñîâåòîì è íàìåðåíèåì ïðèâëå÷ü íåãîäíèêà ê ó÷àñòèþ â ñþæåòå. Ëýíüîí âñòðåòèë åãî áîëüíûì, áëåäíûì è ãîòîâûì óìåðåòü íåäåëüêè ÷åðåç äâå, î ÷¸ì ÷åñòíî ïðèçíàëñÿ. Óñëûøàâ èìÿ Äæåêèëà, Ëýíüîí ñêðèâèëñÿ è ïðåäëîæèë äëÿ ñîõðàíåíèÿ èíòðèãè ïîãîâîðèòü íà äðóãèå òåìû, à åù¸ ëó÷øå ïîìîë÷àòü. Âåäü çäîðîâî æå Íó âû ïîíÿëè.
Íè÷åãî íå ïîíèìàþùèé è îáèæåííûé Àòòåðñîí ìîë÷à íàïèñàë Äæåêèëó ïèñüìî, òðåáóÿ îáúÿñíåíèé.  îòâåò äîêòîð îòïèñàëñÿ â äóõå ïîäðîñòêà â ðàñöâåòå ïóáåðòàòíîãî ïåðèîäà: «âñ¸-íîðìàëüíî-îòñòàíüòå-îò-ìåíÿ-âàì-íå-ïîíÿòü!».
À ìåæ òåì Ëýíüîí óìåð, êàê è îáåùàë. Íàïîñëåäîê ïåðåä ñìåðòüþ îí îòïðàâèë Àòòåðñîíó êîíâåðò ñ íàäïèñüþ «âñêðûòü ïîñëå ìîåé ñìåðòè». À âñêðûâ åãî, îáíàðóæèë íåâåðîÿòíîå åù¸ îäèí êîíâåðò.
Ñ îäíîé ñòîðîíû ïîëó÷èòü äâà êîíâåðòà ïî öåíå îäíîãî áûëî ïðèÿòíî, íî ñ äðóãîé âûçûâàëî áîëüøå âîïðîñîâ. Îäíàêî Àòòåðñîí íå ëþáèë ñïîéëåðû è ïðîñòî çàòîëêàë êîíâåðò, ãäå áûëè âñå îòâåòû, â äàëüíèé óãîë.
Ïîçæå ñëó÷èëñÿ äîâîëüíî ñòðàííûé êðàòêèé ýïèçîä ñ Àòòåðñîíîì, Ýíôèëäîì è Äæåêèëîì, êîòîðûé øîêèðîâàë èõ, êîð÷à ðîæè èç îêíà. È âîò êàê ïðîêîììåíòèðîâàë ýòî Ðè÷àðä Ýíôèëä:
À â îäèí ïðåêðàñíûé âå÷åð ê Àòòåðñîíó ïðèøåë Áàññåéí Ïóë. Áåäíÿãà ñèëüíî íåðâíè÷àë, ñ òðóäîì ìîã ãîâîðèòü, è äàæå âûïèòü äëÿ õðàáðîñòè íå ðåøàëñÿ. Èëè ïðîñòî ìàñêà ìåøàëà?
Ãëÿäÿ íà íåãî, Àòòåðñîí ïîíÿë, ÷òî ïðîèñõîäèò ÷òî-òî î÷åíü èíòåðåñíîå, è ïîåõàë âìåñòå ñ íèì äîìîé ê äîêòîðó. Òàì ïåðåïóãàííàÿ ïðèñëóãà çàïåðëàñü â îäíîé êîìíàòå è óñòðîèëà ïîñèäåëêè, òðàâÿ áàéêè è ñòðàøèëêè ïðî ñîøåäøåãî ñ óìà õîçÿèíà. Àòòåðñîí óæå áûëî õîòåë ïîæóðèòü äàðìîåäîâ, íî Ïóë îáúÿñíèë, ÷òî ñ õîçÿèíîì è âïðÿìü ÷òî-òî òâîðèòñÿ. Òî, ÷òî îí íå âûõîäèò èç êîìíàòû, ñó¸ò çàïèñêè è ïðîñèò îñòàâëÿòü åäó ïîä äâåðüþ – åù¸ âïèñûâàëîñü â ïðèâû÷íóþ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ äîêòîðà-èíòðîâåðòà. Íî âîò, ÷òî îí îòâå÷àåò íå ñâîèì ãîëîñîì è âñ¸ òðåáóåò áåãàòü ïî àïòåêàì è èñêàòü êàêèå-òî ëåêàðñòâà áûëî ìàëî òîãî, ÷òî ñòðàííî, òàê åù¸ è çàïàðíî. À êàê-òî ðàç Ïóë çàñòàë åãî â ëàáîðàòîðèè. Îí áûë â ìàñêå, êàê-òî ñòðàííî äâèãàëñÿ è ñ âèçãîì óáåæàë, êîãäà åãî ïîçâàëè. È åñëè âîîáðàæåíèå íå ïîäñóíóëî îáðàç äîêòîðà Çîéäáåðãà, òî âîò, ïîæàëóéñòà:
Íå çà ÷òî.
Àòòåðñîí ñêàçàë, ÷òî íàäî ìûñëèòü ëîãè÷åñêè, è ïðåäïîëîæèë, ÷òî çàòâîðíè÷åñòâî, òðåáîâàíèÿ ëåêàðñòâ, ìàñêà è íåàäåêâàòíîå ïîâåäåíèå ìîãóò îçíà÷àòü, ÷òî Äæåêèë, âîçìîæíî, ñèëüíî áîëåí, è ó íåãî âîë÷àíêà èëè òèïà òîãî. Îäíàêî Àòòåðñîí è Ïóë âñ¸ æå ðåøèëè íå êðèâèòü äóøîé è ïðèçíàëè, ÷òî, ñêîðåå âñåãî, Õàéä ñëåãêà óìåðòâèë Äæåêèëà, à ñàì âûäà¸ò ñåáÿ çà íåãî. Âîîðóæèâøèñü ëîìèêîì ñ òîïîðîì è âûñòàâèâ ó âûõîäà ëàêååâ äëÿ íà䏿íîñòè, îíè îòïðàâèëèñü øòóðìîâàòü êîìíàòó Äæåêèëà.
Âûëîìàâ äâåðü, îíè îáíàðóæèëè åù¸ òåïëåíüêîå òåëî ìèñòåðà Õàéäà, êîòîðûé, âîçìîæíî, íàñòîëüêî ðàçíåðâíè÷àëñÿ, êîãäà ê íåìó íà÷àëè ëîìèòüñÿ, ÷òî ïåðåáîðùèë ñ óñïîêîèòåëüíûì. Ïîòûêàâ íåìíîãî òðóï êàðëèêà è ïîøàðèâ ïî êîìíàòå, Àòòåðñîí îáíàðóæèë êîíâåðò ñ ïåðåïèñàííûì çàâåùàíèåì, ïèñüìî ñî âñåìè îòâåòàìè, è çàïèñêó îò Äæåêèëà, ãäå îí ïðîñèò íà÷àòü ÷òåíèå ñ ïèñüìà Ëýíüîíà.
À Àòòåðñîí, êàê ìû ïîìíèì, ñïîéëåðû íå ëþáèò, ïîýòîìó ïîñëóøíî ñîáðàë áóìàæêè è ïðèø¸ë äîìîé, ãäå ïðèíÿëñÿ çà ïèñüìî Ëýíüîíà. Òîò â ñâî¸ì ïèñüìå ïîñëå íåäîëãîãî âñòóïëåíèÿ öèòèðóåò ïèñüìî ïîëó÷åííîå îò Äæåêèëà. Ïîëíîñòüþ. Äà, ìàëî òîãî, ÷òî ó íåãî êîíâåðò â êîíâåðòå, òàê åù¸ è ïèñüìî â ïèñüìå.
 îáùåì, íà÷èíàåòñÿ ìî¸ ñàìîå ëþáèìîå.
Äæåêèë â ñâî¸ì ïèñüìå ïðîñèò Ëýíüîíà â äóõå ñòàðûõ äîáðûõ ñêàçîê íàéòè ÿùèê, ÷òî íà ïîëêå õðàíèòñÿ, çà çàìêîì â ñòåêëÿííîì øêàôó, êîòîðûé çàïåðò â êàáèíåòå, â äîìå êîòîðûé ïîñòðîèë Äæåê Äæåêèëà. È âñ¸ ýòî íóæíî çàáðàòü è ïðèâåçòè ê ñåáå äîìîé â ñòðîãî îïðåäåë¸ííîå âðåìÿ. À çà ÿùèêîì, â êîòîðîì ïîðîøêè, ôëàêîí è òåòðàäè, äîëæåí â ïîëíî÷ü êòî-òî ÿâèòüñÿ.
Ëýíüîí, êàê ëþáèòåëü êîíâåðòîâ â êîíâåðòàõ è ïîäîáíûõ ìíîãîõîäîâî÷åê, íå ñìîã îòêàçàòüñÿ. È ïîñëóøíî âûïîëíèë âåñü ýòîò ìàãè÷åñêèé îáðÿä, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ïðèçâàë íà ñâîé ïîðîã êàðëèêà. Ìèñòåð Õàéä (à âû æäàëè êîãî-òî åù¸?), äîðâàâøèñü äî ÿùèêà, íàìåøàë ñíàäîáüå è ïðåæäå, ÷åì èì çàêèíóòüñÿ, ïðåäëîæèë Ëýíüîíó îñòàòüñÿ è ïîñìîòðåòü, ÷òî áóäåò, èëè óéòè è óçíàòü îáî âñ¸ì êàê-íèáóäü ïîòîì. Ëýíüîí ïðîòèâ ñïîéëåðîâ íè÷åãî íå èìåë, òàê ÷òî îñòàëñÿ íàáëþäàòü ýòîò íàèíåâåðîÿòíåéøèé ñþæåòíûé ïîâîðîò.
Íó âîò, íàñòàë ìîìåíò, êîòîðîãî ìû æäàëè åù¸ áîëüøå, ÷åì óáèéñòâà è òîãî ìîìåíòà, êîãäà äîêòîð Ëýíüîí âêëþ÷èòñÿ â ñþæåò. Ñêîðî ìîæíî áóäåò âûäîõíóòü è ïåðåñòàòü ñòðîèòü èç ñåáÿ âèêòîðèàíñêóþ íàèâíîñòü. Íàêîíåö-òî.
Âûïèâ ôîðìóëó, Õàéä ÷óäåñíûì è, ãëàâíîå, íåîæèäàííûì îáðàçîì ïðåâðàòèëñÿ Õàéä ïðåâðàòèëñÿ â ýëåãàíòíûå øîðòû äîêòîðà Äæåêèëà!
 âèêòîðèàíñêèå âðåìåíà íàðîä áûë áîëåå âïå÷àòëèòåëüíûì, òàê ÷òî ïîäîáíûé òâèñò øîêèðîâàë áåäíÿãó Ëýíüîíà äî ìåäëåííîé áîëåçíåííîé ñìåðòè.
Äàëåå Àòòåðñîí ÷èòàåò ïèñüìî Äæåêèëà, ãäå äà¸òñÿ «èñ÷åðïûâàþùåå îáúÿñíåíèå», ÷òî îí áûë ìèñòåðîì Õàéäîì, à òàêæå âîçìîæíî ñàìûì áîëüøèì ãîâíþêîì âî Âñåëåííîé.
ÊÎÍÅÖ
– Ìèíóòî÷êó! ñêàæåòå âû. Ïðåæäå ÷åì áðîñàòüñÿ òàêèìè ãðîìêèìè çàÿâëåíèÿìè î ÷üåé-òî ãîâíþ÷åñòè, äîëæíû áûòü âåñêèå îñíîâàíèÿ!
×òî æ, äëÿ ýòîãî íóæíî áóäåò ðàññìîòðåòü ïèñüìî Äæåêèëà ïîäðîáíåå. Áîæå, ýòîò êðàòêèé ïåðåñêàç ñêîðî ïåðåïëþíåò ïî ðàçìåðó ñàì ðîìàí – êîðîòêèé, êàê ìèñòåð Õàéä.
Äëÿ íà÷àëà ïîïðîáóéòå äîãàäàòüñÿ, çà÷åì Äæåêèë èçîáð¸ë ýòîò ïðåïàðàò?
Êàê áû íè õîòåëîñü âûáðàòü âàðèàíò «D», íî
Äà, ðåáÿòà, åñëè âû ñ÷èòàëè äîêòîðà Äæåêèëà ôèàëêîé è íåâèííîé æåðòâîé îáñòîÿòåëüñòâ, ñïåøó îãîð÷èòü. Îí òîò åù¸ ÷åðòÿêà.
Äà-äà, Äæåêèë ñàì ïðèçíà¸ò, ÷òî îí äàëåêî íå õîðîøèé ïàðåíü. Áóäó÷è óâàæàåìûì ó÷¸íûì â îáùåñòâå, â òàéíå îí ëþáèë «ïîøàëèòü», à èìåííî íåîäíîêðàòíî (öèòèðóþ) «ïðåäàâàòüñÿ ðàñïóòñòâó». ×òî êîíêðåòíî îí äåëàë, íå óòî÷íÿåòñÿ, íî âîëîñèêè ñòàíîâÿòñÿ äûáîì ïðè îäíîé ìûñëè îñîáåííî ó òåõ îò÷àÿííûõ ôàíòàç¸ðîâ, êîìó îòñóòñòâèå ÷¸òêîãî îïèñàíèÿ äà¸ò ïîâîä ïðåäñòàâëÿòü Äýäïóëà
Êîãäà Äæåêèë ðåøèë ñ ýòèì ÷òî-òî äåëàòü, îí ïðèáåãíóë ê åäèíñòâåííîìó âåðíîìó ïî åãî ìíåíèþ ìåòîäó.
Ðåøèë ïðè ïîìîùè íàóêè ÷¸òêî ïîäåëèòü ñåáÿ íà õîðîøåãî è ïëîõîãî ïàðíÿ. Íåìíîãî ïîõèìè÷èë è èçîáð¸ë ôîðìóëó, ïðèíÿâ êîòîðóþ åãî ãàäêîå çëîå ÿ ïðèîáðåëî ôîðìó êàðëèêà Õàéäà.
Îäíàêî íå âñ¸ ïîëó÷èëîñü òàê, êàê îí ðàññ÷èòûâàë. È ôîðìóëà ïîäåëèëà åãî íå íà õîðîøåãî è ïëîõîãî ïàðíÿ, à íà ñàìîãî ñåáÿ è íà áîëåå óæàñíóþ âåðñèþ ñåáÿ.
Êàê-òî òàê:
Íî Äæåêèë íå ñèëüíî ðàññòðîèëñÿ. Ïðåâðàùàÿñü â Õàéäà, îí ìîã øàëèòü, áóäó÷è íåóçíàâàåìûì è áåçíàêàçàííûì. È íèêàêèõ óãðûçåíèé ñîâåñòè â êà÷åñòâå ïðèÿòíîãî áîíóñà. Äæåêèëà íàñòîëüêî âñ¸ óñòðàèâàëî, ÷òî îí íà÷àë ïðåâðàùàòüñÿ â Õàéäà ïðè ëþáîé âîçìîæíîñòè.
Òåïåðü ïîíèìàåòå â ÷¸ì âñÿ ãîâíþ÷åñòü íàøåãî ãåðîÿ? Îí îáðàùàëñÿ íà ò¸ìíóþ ñòîðîíó ñèëû ñîâåðøåííî äîáðîâîëüíî. Íî óãàäàéòå ÷òî? Ýòî è äåëàåò Äæåêèëà òàêèì èíòåðåñíûì ïåðñîíàæåì. Íè òåáå ìåñòè, æàæäû âëàñòè èëè íûí÷å ìîäíîãî «ìåíÿ ïàïà íå ëþáèë â äåòñòâå» – ïðîñòî áåñïðè÷èííîå è áåçóäåðæíîå æåëàíèå ïðåäàâàòüñÿ çëó. Ïðÿì â äóõå ñòàðèíû Äæîêåðà.
È åìó ïðè ýòîì âñ¸ ðàâíî, êàêèì íåñóðàçíûì è îòòàëêèâàþùèì îí ñòàíîâèòñÿ, âàæåí áûë ñàì ïðîöåññ è òî íåâåðîÿòíîå óäîâîëüñòâèå, ÷òî îí èñïûòûâàåò, êóïàÿñü â ëó÷àõ âñåîáùåé íåíàâèñòè. Ïîòðÿñàþùèé ïàðåíü, ÷åñòíîå ñëîâî!
Ëàäíî, òóò ìîæíî ðàññóæäàòü âå÷íî. À ó íàñ åù¸ ïîëîâèíà ïèñüìà íå ïðî÷èòàíà.
×òîá ïðèêðûòü âñå òûëû ñâîåé âòîðîé ëè÷íîñòè, Äæåêèë ïðåäóïðåäèë ïðèñëóãó, ñíÿë îòäåëüíóþ êâàðòèðó è äàæå ïåðåïèñàë çàâåùàíèå. È òàê ñêàêàë ñåáå äîâîëüíûé, íåñÿ õàîñ, áåñïîðÿäêè è ææåíèå íèæå ïîÿñíèöû ó íàðîäà, ïîêà â îäèí ïðåêðàñíûé äåíü Õàéä íå óâë¸êñÿ ðàçìàõèâàíèåì òðîñòüþ è âûïëÿñûâàíèåì ÷å÷¸òêè íàñòîëüêî, ÷òî óìåðòâèë ñòàðè÷êà.
Òîãäà Äæåêèë ïîíÿë, ÷òî äåëî çàïàõëî æàðåííûì è ïîðà çàâÿçûâàòü. Äàæå îáðàäîâàëñÿ, ÷òî ðèñê ñìåðòíîé êàçíè, íàêîíåö, çàêîäèðóåò åãî îò çàâèñèìîñòè â ïðåâðàùàòüñÿ â çëîãî êàðëèêà.
Ñ òîãî äíÿ Äæåêèë áûë â çàâÿçêå è î÷åíü ñòàðàëñÿ áûòü ïàèíüêîé. Îäíàêî ó âîëøåáíîé ôîðìóëû ïðîÿâèëñÿ ïîáî÷íûé ýôôåêò â âèäå íåêîíòðîëèðóåìûõ ïðåâðàùåíèé îáðàòíî â Õàéäà. È óæå íàäî áûëî ïðèíèìàòü ïðåïàðàò, ÷òîáû îñòàâàòüñÿ Äæåêèëîì.
Íî ïî çàêîíó ïîäëîñòè, Äæåêèë çàïåð âñå ïðåïàðàòû â øêàôó â ñâî¸ì êàáèíåòå. È êîãäà îí âíåçàïíî ïðîñíóëñÿ Õàéäîì, îí íå çíàë, êàê åìó äîáðàòüñÿ äî ÿùèêà, ÷òîá íå ïîïàñòüñÿ ñëóãàì íà ãëàçà. Òîãäà-òî îí è ïðèäóìàë íàïðÿ÷ü äëÿ ýòîãî äåëà Ëýíüîíà, êîòîðûé óæ ñëèøêîì äîëãî ñèäåë âäàëè îò ñþæåòà. Íåò áû, ïîæàëåòü ÷åëîâåêà â åãî-òî âîçðàñòå, ó÷èòûâàÿ, ÷òî ñòðåññ è âíåçàïíûé ïëîò-òâèñò ìîãóò ïëîõî ñêàçàòüñÿ íà ñåðäöå âïå÷àòëèòåëüíîãî ïðåäñòàâèòåëÿ âèêòîðèàíñêîé ýïîõè.
Âàì íàâåðíÿêà õî÷åòñÿ ñïðîñèòü:
– À íåëüçÿ ëè âñ¸ áûëî ñäåëàòü ïðîùå?
– Ïðîñòî âçÿòü è ïîïðîñèòü Ïóëà èëè êîãî-òî èç ñëóã âçëîìàòü êàáèíåò, çàáðàòü ÿùèê èç øêàôà è ïðîñòî-íàïðîñòî îñòàâèòü ó Äæåêèëà ïîä äâåðüþ, êàê åäó è ïðåïàðàòû èç àïòåêè?
– Ê ÷åìó áûëî âñ¸ ýòî