Синдром дыхательной недостаточности у детей протокол

Утратил силу — Архив
Также:
H-P-031
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив – Клинические протоколы МЗ РК – 2007 (Приказ №764)
Категории МКБ:
Дыхательное расстройство у новорожденного неуточненное (P22.9)
Общая информация
Краткое описание
· частота дыхания (ЧД) менее 30 или более 60 в 1 минуту;
· втяжения грудной клетки;
· стонущий выдох;
· «раздувание» крыльев носа;
· апноэ (спонтанное прекращение дыхания более чем на 20 секунд);
· центральный цианоз.
Код протокола: H-P-031 “Дыхательные нарушения у новорожденных”
Профиль: педиатрический
Этап: стационар
Код (коды) по МКБ-10:
Р22.8 Другие дыхательные расстройства у новорожденных
Р22.9 дыхательное расстройство у новорожденного не уточненное
Р28 Другие респираторные нарушения, возникшие в перинатальном периоде
Р28.5 Дыхательная недостаточность у новорожденного
Облачная МИС “МедЭлемент”
Облачная МИС “МедЭлемент”
Классификация
Классификация дыхательных нарушений по степени тяжести:
ЧД в 1 минуту | Экспираторный стон или втяжения грудной клетки | Дыхательные нарушения (степень тяжести) |
Более 90 | Есть | Тяжелая |
Более 90 60-90 | Нет Есть | Средней тяжести |
60-90 | Нет | Легкая |
Диагностика
Дополнительные исследования у ребенка с тяжелыми дыхательными нарушениями
Лабораторные исследования:
– анализ крови с подсчетом количества эритроцитов, гемоглобина, гематокрита, тромбоцитов, лейкоцитарной формулы;
– уровень глюкозы в крови;
– уровень электролитов в крови.
Инструментальные исследования:
– рентгенография органов грудной клетки;
– Эхо КГ (если у ребенка признаки сердечных проблем);
– нейросонография (если у ребенка есть клинические симптомы энцефалопатии).
Исследования при дыхательных нарушениях средней тяжести те же, что и при тяжелых дыхательных нарушениях.
Исследования при дыхательных нарушениях легкой степени те же, что и при дыхательных нарушениях средней тяжести.
Онлайн-консультация врача
Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!
Консультация по вопросам здоровья от 2500 тг / 430 руб
Интерпретация результатов анализов, исследований
Второе мнение относительно диагноза, лечения
Выбрать врача
Лечение
Оказание помощи ребенку с дыхательными нарушениями
1. Тщательно наблюдайте за ребенком:
– ЧД менее 30 или более 60 в 1 мин.;
– апноэ;
– втяжение податливых участков грудной клетки;
– экспираторный стон;
– «раздувание» крыльев носа;
– центральный цианоз.
2. Дайте кислород свободным потоком средней концентрации.
3. Определите уровень глюкозы в крови.
4. Классифицируйте тяжесть дыхательных нарушений.
5. У ребенка с дыхательными нарушениями постарайтесь установить возможную причину:
– гипотермия;
– болезни легких;
– асфиксия/родовая травма;
– сепсис;
– метаболические нарушения.
6. Подумайте о врожденном пороке сердца, если:
– доминирующий симптом – центральный цианоз;
– частота дыхания более 60 в 1 минуту;
– нет втяжений грудной клетки и стона на выдохе.
Если у ребенка был единичный эпизод апноэ:
– наблюдайте за ним на предмет последующих эпизодов апноэ в течение 24 часов;
– обучите мать как диагностировать это состояние и что делать при его выявлении;
– стимулируйте дыхание путем растирания его спинки в течение 10 секунд;
– если ребенок не начал дышать самостоятельно, немедленно начинайте вентиляцию мешком и маской.
Если у ребенка многократные эпизоды апноэ:
– немедленно переведите его в ПИТ;
– начните оксигенотерапию;
– измерьте температуру тела;
– определите уровень глюкозы в крови;
– если эпизоды апноэ учащаются, рассмотрите вопрос лечения тяжелой бактериальной инфекции (сепсис, пневмония, менингит).
Если после проведенной стимуляции дыхание не возобновилось, или наблюдается судорожное дыхание по типу «гаспинг», или ЧД менее 20 в 1 минуту –необходимо немедленно начинать реанимацию.
Реанимация ребенка, который дышал:
– положите ребенка на твердую, теплую поверхность под источник лучистого тепла;
– обеспечьте правильное положение ребенка;
– при необходимости очистите дыхательные пути (слизь, кровь);
– если ребенок не начал дышать, вентилируйте мешком и маской, предварительно вновь обеспечив его правильное положение;
– ребенка обязательно накрыть теплой пеленкой, кроме лица и верхней части грудной клетки.
Вентиляция мешком и маской:
– если нет кислорода, вентилируйте комнатным воздухом;
– вентилируйте с частотой 40-60 в 1 минуту;
– вентилируйте 30 секунд, затем определите наличие и характер самостоятельного дыхания и определите ЧСС;
– если у ребенка появилось самостоятельное дыхание, прекратите вентиляцию и наблюдайте за его частотой и характером в течение 5 минут.
Мониторинг состояния ребенка с дыхательными нарушениями:
– частота дыхания;
– ЧСС;
– цвет кожи и слизистых оболочек;
– температура тела;
– характер сосания;
– уровень глюкозы в крови;
– диурез;
– насыщение крови кислородом (если возможно);
– артериальное давление.
Лечение дыхательных нарушений
1. Оксигенотерапия – основной метод лечения дыхательных нарушений
Оксигенотерапия проводится в соответствие с тяжестью дыхательных нарушений. В период проведения терапии кислородом – тщательный мониторинг за состоянием новорожденного.
Способ | Поток и концентрация | Поток и концентрация | |
низкий | средний | ||
Носовые канюли | <0,5 л/мин | 0,5-1 л/мин | >1 л/мин |
Носовой катетер | <0,5 л/мин | 0,5-1 л/мин | >1 л/мин |
Кислородная палатка | <3 л/мин | 3-5 л/мин | >5 л/мин |
Маска | <1 л/мин | 1-2 л/мин | >2 л/мин |
Инкубатор | Если внутри инкубатора используется кислородная палатка (см. выше) | Если подключается к инкубатору | См. инструкцию производителя |
Наблюдение за реакцией ребенка на кислород:
1. Используйте пульсоксиметр, чтобы удостоверится, что ребенок получает кислород в адекватной концентрации.
2. Если нет пульсоксиметра, следите за появлением признаков насыщения кислородом.
3. Центральный цианоз является поздним признаком того, что ребенок получает недостаточно кислорода.
4. Если у ребенка появляются признаки центрального цианоза, немедленно увеличьте концентрацию кислорода и продолжайте его подачу, пока цианоз исчезнет.
5. Если язык и губы ребенка остаются розовыми – прекратите подачу кислорода.
6. Следите за появлением центрального цианоза каждые 15 минут в течение следующего часа.
7. Если центральный цианоз вновь возникает, дайте кислород с той же скоростью потока, как давали ранее.
Продолжайте наблюдение за ребенком в течение 24 часов после прекращения оксигенации.
2. Поддерживающее лечение при тяжелых дыхательных нарушениях:
– установите внутривенную линию и вводите жидкость в течение 12 часов из расчета физиологической потребности в зависимости от возраста ребенка:
День жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мл/кг | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 150 | 160+ |
– введите желудочный зонд, чтобы освободить желудок;
– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;
– оценивайте диурез;
– измеряйте уровень глюкозы в крови;
– если дыхательные нарушения нарастают или появляется центральный цианоз, дайте ребенку кислород потоком высокой скорости;
– если у ребенка сохраняется центральный цианоз даже при дыхании 100% кислородом, организуйте его перевод на 3-й уровень медицинской помощи;
– оценивайте и отмечайте наличие и характер дыхательных нарушений через каждые 3 часа;
– назначьте антибиотики.
Кормление ребенка с тяжелыми дыхательными нарушениями
1. Начинайте кормить, если:
– состояние ребенка стабилизировалось;
– ЧД менее 90 в 1 минуту;
– нет значительных втяжений грудной клетки или стона;
– ЧСС 100-160 в 1 минуту;
– у ребенка нет рвоты, судорог, определяется перистальтика кишечника.
2. Сначала используйте зонд.
3. Кормите сцеженным грудным молоком, при его отсутствии – смесью.
4. Кормите ребенка каждые 3 часа или чаще.
5. Во время кормления следите за состоянием ребенка (размерами живота, появлением рвоты, срыгиваний).
6. Увеличивайте постепенно объем кормлений, одновременно снижая объем жидкости, получаемой внутривенно.
7. Следите (суммируйте) за объемом кормлений и жидкости, получаемым ребенком в течение дня.
8. Поощряйте исключительно грудное вскармливание.
3. Поддерживающее лечение при дыхательных нарушениях средней тяжести:
– установите внутривенную линию и вводите жидкость в течение 12 часов из расчета физиологической потребности в зависимости от возраста ребенка;
– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;
– оценивайте диурез;
– измеряйте уровень глюкозы в крови;
– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;
– контролируйте реакцию ребенка на кислород;
·- контролируйте и документируйте состояние ребенка, пока он перестанет нуждаться в кислороде;
– ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;
– оценивайте диурез;
– измеряйте уровень глюкозы в крови.
Если состояние улучшилось, предоставьте стандартный уход:
– контакт «кожа к коже» (по возможности);
– тепловая жащита;
– адекватное вскармливание;
– контроль состояния ребенка;
– обучите мать наблюдать за ребенком.
Кормление детей с дыхательными нарушениями средней тяжести:
– сначала начните кормление сцеженным грудным молоком через зонд или из чашечки;
– прекратите внутривенное введение жидкости, как только начнет получать перорально 2/3 суточного объема молока;
– следите за объемом жидкости и молока, который получил ребенок в течение – поощряйте исключительно грудное вскармливание;
– контролируйте состояние ребенка во время кормлений.
4. Поддерживающее лечение при дыхательных нарушениях легкой степени тяжести
Контролируйте и отмечайте:
– частоту дыхания;
– наличие втяжений грудной клетки;
– наличие стона, раздувания крыльев носа;
– эпизоды апноэ.
Контролируйте реакцию ребенка на терапию кислородом:
– обеспечьте стандартный уход;
– обучите мать наблюдению за ребенком;
– начинайте кормление грудью как только ребенок перестанет нуждаться в кислороде;
– если ребенок не может сосать грудь, дайте ему сцеженное грудное молоко любым альтернативным методом.
5. Если тяжесть дыхательных нарушений возрастает или у ребенка центральный цианоз при даче 100% кислорода:
– введите поддерживающий объем жидкости внутривенно;
– организуйте перевод ребенка в больницу третьего уровня или специализированное отделение (центр).
– у него нормальная терморегуляция;
– нет дыхательных проблем как минимум в течение одного дня;
– язык и губы розового цвета без дополнительного кислорода в течение 24 часов;
– активный и у него хороший сосательный рефлекс;
– прибавляет в весе в течение трех дней подряд;
– удовлетворительное клиническое состояние;
– мать может ухаживать за ребенком дома и имеет свободный доступ к медицинской помощи.
Информация
Источники и литература
- Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №764 от 28.12.2007)
- Список использованной литературы:
1.Основы ухода за новорожденными и грудное вскармливание. Учебный семинар.
Европейское региональное бюро ВОЗ, 2002 г, 173 с.
2.Оказание стационарной помощи детям. Руководство по ведению наиболее
распространенных заболеваний в условиях ограниченных ресурсов. Карманный справочник.
ВОЗ, Европа, 2006 г, 378 с.
3. Уход во время беременности, родов, послеродовом периоде и уход за новорожденными.
Руководство для эффективной практики. Отдел репродуктивного здоровья и
исследований, ВОЗ, Женева, 2005 г.
- Список использованной литературы:
Информация
Список разработчиков: Чувакова Т.К.
Прикреплённые файлы
Мобильное приложение “MedElement”
- Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
- Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Мобильное приложение “MedElement”
- Профессиональные медицинские справочники
- Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Внимание!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
- Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
“Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта”, не может и не должна заменять очную консультацию врача.
Обязательно
обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
- Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
назначить
нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
- Сайт MedElement и мобильные приложения “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
“Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта” являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
Информация, размещенная на данном
сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
- Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
в
результате использования данного сайта.
Источник
Дыхание — важная составляющая системы жизнеобеспечения. Оно делает возможным газообмен. Организм насыщается кислородом и отдает отработанный углекислый газ во внешнюю среду. Любое нарушение этого процесса смертельно опасно для жизни ребенка и взрослого, поскольку изменения в составе крови на клеточном уровне происходят стремительные и порой необратимые. Дыхательная недостаточность — тяжелое состояние, которое очень опасно для ребенка.
Что это такое?
Дыхательной недостаточностью в медицине называется состояние нарушения газообмена, при котором баланс между кислородом и углекислым газом нарушается. Состояние ребенка может поддерживаться относительно стабильным, но за счет неимоверных усилий организма, компенсаторных механизмов, при которых перенапрягаются и быстро выходят из строя внутренние органы. Первыми при дыхательной недостаточности начинают страдать всегда сердце и головной мозг.
Угрожающим для жизни считается такое состояние, при котором давление кислорода в крови в артериях опускается ниже 60 миллиметров ртутного столба, а количество углекислого газа повышается до уровня более 45 миллиметров ртутного столба.
Причины возникновения
Дыхательная недостаточность может развиться у новорожденных, если их дыхательная система оказалась не готова к самостоятельному полноценному функционированию, такое обычно происходит при преждевременных родах.
В течение третьего триместра беременности в легочной ткани плода альвеолы вырабатывают особое белковое вещество — сурфактант. Оно необходимо для полноценного раскрытия легких после смены среды обитания, то есть после родов. Если сурфактанта на момент родов накопилось недостаточно, развивается дистресс-синдром, при котором у ребенка наблюдается респираторная недостаточность.
У детей состояние нарушения газообмена может развиться на фоне самых разных острых и хронических недугов, на фоне травмирования и опухолей, расположенных в дыхательных органах, при нарушении функционирования дыхательных мышц, сердца, при любых состояниях, при которых подвижность грудной клетки оказывается существенно ограниченной. Наиболее частые причины таковы.
- Обструкции — при этом механически затруднен проход воздуха по трахее и бронхам. Состояния развиваются при бронхоспазме, тяжелых формах бронхита, при попадании в трахею или бронхи постороннего предмета, который ребенок мог вдохнуть по неосторожности и незнанию, сдавления трахеи или бронхов опухолью.
- Рестрикция — рестриктивные нарушения дыхания выражаются в ограничении способности легочной ткани к движению. Она не может нормально расширяться, спадать и снова расширяться. Такое нередко развивается не только у новорожденных по причине незрелости ткани, но и у больших детей по причине пневмоторакса, при пневмонии с образованием спаек в плевральном пространстве, при невозможности расширения грудной клетки из-за того, что реберный каркас не позволяет свободно двигаться, такое бывает при кифосколиозе.
- Аномалии гемодинамики — респираторная недостаточность развивается по причине расстройства кровообращения, например, при тромбоэмболии легочной артерии, когда вентиляция части легкого становится в принципе невозможной из-за преграды на пути воздуха в виде тромба. Некоторые формы пороков сердца у детей также сопровождаются гемодинамической дыхательной недостаточностью, например, наличие овального окна при пороке, когда происходит смешение венозной и артериальной крови.
В любом случае причина должна быть установлена специалистами в кратчайшие сроки, потому что любая форма респираторной недостаточности чревата гибелью.
Классификация и виды
Дыхательную недостаточность описывают по целому ряду разных критериев.
По типу происхождения
Существует гипоксемическая недостаточность или ДН первого типа. Именно она чаще встречается у недоношенных малышей. При такой недостаточности давление кислорода в крови низкое, состояние тяжелое и с трудом поддается терапии кислородом. Такая форма обычно бывает при пневмонии, отеке легких при пороках сердца. Также выделяют насосную недостаточность или ДН второго типа.
При ней нарушение выражается повышенными показателями давления углекислого газа в крови. Состояние легче поддается кислородной терапии. Оно обычно появляется при нарушении функций дыхательных мышц, ребер, дыхательного центра головного мозга.
По причинам
Выше мы уже рассмотрели основные причины, в связи с чем врачи выделяют обструктивную ДН, рестриктивную, комбинированную, гемодинамическую и диффузную.
По симптомам
От того, насколько быстро развивается респираторная недостаточность, зависит многое. Наиболее опасной считается некомпенсированная, острая недостаточность. Она возникает стремительно, молниеносно. Без помощи реаниматологов не обойтись. Хроническая недостаточность может присутствовать месяцы, годы. Она постепенно компенсируется организмом, но в периоды обострения может превратиться в острую, и тогда опять же все будет зависеть от мастерства реаниматологов.
По степени тяжести
Первая степень — наличие одышки при нагрузках. Иногда только при существенных, порой — и при обычных. Вторая степень — это появление одышки даже при незначительной нагрузке, при совершении простых действий. Третья степень – одышка присутствует даже в состоянии покоя, когда ребенок не совершает ничего, что могло бы вызвать повышенную потребность в кислороде. Кожа часто имеет синеватый оттенок, цианоз наблюдается в области носа и губ, а также под глазами.
Симптомы и признаки
Как проявляется дыхательная недостаточность, зависит и от того, по какой причине она появилась, и от ее типа и механизма, и от степени тяжести. В целом же снижение давления кислорода в артериях вызывает легкий синеватый оттенок кожи (цианоз), и чем выше степень тяжести, тем сильнее выражена эта синюшность. У ребенка наблюдается учащенное сердцебиение, артериальное давление может быть умеренно понижено. У малыша снижается внимание, память, могут быть обмороки, потеря сознания.
При повышении давления углекислого газа повышается сердцебиение, нарушается сон (у грудничка и детей более старшего возраста ночью может отсутствовать сон вообще, тогда как днем малыш будет сонлив и вял). Появляется тошнота, сильные головные боли. Если количество углекислоты будет нарастать слишком быстро, не исключено развитие комы и отека головного мозга.
Если неправильно или не в нужной степени функционируют дыхательные мышцы, то дыхание становится более частым, заметна помощь других мышц своим ослабевшим «коллегам» – в процессе дыхания начинают участвовать мышцы шеи, живота. Если частота дыхания становится более редкой, менее 12 вдохов-выдохов в минуту, то это может быть тревожным симптомом скорой остановки дыхания.
Почти при всех видах респираторной недостаточности развивается одышка, могут появиться отеки. Сама по себе дыхательная недостаточность считается опасным состоянием, и если ребенок не получит вовремя нужной ему помощи и лечения, то она может стать причиной его гибели.
Если недостаточность долгая, хроническая, то в качестве осложнения могут развиться сердечная недостаточность, ишемия головного мозга.
Диагностика и лечение
Если вы замечаете у ребенка одышку, которая не связана с бегом, прыжками, следует обязательно посетить врача. От своевременной диагностики зависит прогноз. Врач оценивает цветы кожных покровов, считает, с какой частотой малыш дышит, участвуют ли в дыхательных движениях другие мышцы, которым по происхождению это не положено.
Для оценки качества дыхания проводят специальные функциональные пробы. К ним относится спирометрия, пикфлоуметрия. Измеряется объем легких, скорость продвижения потока воздуха по трахее, бронхам. Непременно нужен анализ крови на газовый состав. Он позволяет оценить насыщенность артериальной крови кислородом или углекислым газом, а именно этот показатель считается главным в установлении диагноза. Также важным считается проведение рентгенографии легких.
Для лечения могут применяться самые разные подходы, предусмотренные клиническими рекомендациями при соответствующем диагнозе.
В первую очередь ребенку важно обеспечить нормальное дыхание, и для этого могут применять кислородную маску, аппарат искусственной вентиляции легких. Одновременно с поддержанием дыхательной системы извне начинают лечение основного заболевания, которое и привело к развитию респираторной недостаточности.
Важно поддерживать и нормальное состояние бронхов, поэтому в лечении важное значение уделяется их дренажной способности. Могут применяться антибиотики, муколитические препараты, массаж грудной клетки и спины, ЛФК. Каковы прогнозы, сказать однозначно сложно, ведь сама респираторная недостаточность может выступать осложнением самых разных заболеваний. ДН слишком часто приводит к летальному исходу (среди других осложнений), а потому прогнозы врачи стараются не строить.
Нужно отметить, что примерно у трети детей с обструктивными хроническими заболеваниями развивается дыхательная недостаточность той или иной степени. Но более опасной считается респираторная недостаточность у детей с нейромышечными недугами, которые прогрессируют. Если не поддерживать их дыхательную систему, то гибель может наступить уже в течение года.
Специалисты уверены, что дыхательная недостаточность сокращает продолжительность жизни. А потому именно профилактике этого грозного и опасного осложнения рекомендуется уделять самое пристальное внимание.
Особенности профилактики заключаются в том, чтобы правильно лечить дыхательные недуги, не пытаясь помочь ребенку народными средствами, а обращаясь к врачу. Это поможет предупредить формирование обструктивного хронического заболевания. Во время беременности профилактика должна быть направлена на предотвращение преждевременных родов, на формирование пороков развития сердца плода. В любом случае при появлении любых признаков нехватки кислорода, одышки важно обратиться к врачу как можно раньше.
Если ребенок внезапно начал синеть, не может сделать полноценного вдоха или выдоха, либо дышит часто, но не может надышаться, нужна неотложная помощь. В домашних условиях возможности родителей ограничены. Нужно вызвать «Скорую помощь», расстегнуть на ребенке одежду, которая может сковывать движения грудной клетки, тугие воротнички, пояса.
Важно обеспечить приток свежего воздуха — открыть окна и до приезда врачей не давать ребенку никаких медикаментов. При отсутствии дыхания нужно сделать искусственное дыхание.
Источник