Синдром джекила и хайда что это

Синдром джекила и хайда что это thumbnail

Хотя понятие агрессивного поведения на дороге существует ровно столько же, сколько и сам автомобиль, вплотную сталкиваться с этим феноменом мы начали лишь несколько лет назад, когда в сети стали появляться соответствующие записи с видеорегистраторов. В настоящее время ведется много споров о том, нужно ли классифицировать человека с регулярными приступами дорожной ярости как психически нездорового или нет…

Нельзя сказать, что каждый человек, показывающий своему соседу по трафику средний палец, является умственно неполноценным, однако недавнее исследование в США привело к пугающему выводу: модели поведения, связанные с агрессией на дороге, являются результатом интермиттирующего эксплозивного расстройства, а это, хотите вы или нет, нарушение психики.

Описанная некоторыми психологами как синдром «доктора Джекила и мистера Хайда» дорожная агрессия часто остается ненаказуемой. В большинстве случаев полиция не может обвинить человека в ярости за рулем, хотя законы против агрессивного вождения были приняты во многих странах.

В США Калифорния является единственным штатом, где в Уголовном кодексе зафиксирован специальный юридический термин, и за эту провинность предусмотрено наказание в виде лишения прав на полгода за первое нарушение или на год за последующие. Кроме того, часто осужденному назначают специальный курс лечения.

По мнению многих ученых, наиболее распространенные причины агрессии за рулем кроются в основах человеческого состояния. Элементарные конфликтные факторы или эмоциональные проблемы, связанные с вождением, могут стать поводом для выражения гнева.

Например, почти в любой точке мира водители скованы определенными ограничениями скорости, хотя их автомобили позволяют ехать гораздо-гораздо быстрее. Практически любая дорога имеет разметку, светофоры, знаки, которые нужно соблюдать. Сюда же добавляется фактор стресса из-за того, что тело водителя во время движения автомобиля остается неподвижным.

Кроме данных ограничений на агрессию влияет поведение других участников движения. Наиболее частые эпизоды, которые могут вызвать негодование, – это езда впритык, резкое срезание полосы, чрезмерные гудки клаксоном и мигание фарами, а также словесные оскорбления и грубые жесты.

Конечно, люди, страдающие звездной болезнью, не потерпят такого рода манифестов и мгновенно превратятся в линчевателей, готовых догнать и наказать виновника персональной физической расправой.

Как вы знаете, один из лучших способов успокоиться – это глубокое дыхание, вербализация своих эмоций или избиение боксерской груши. Сами решите, что из этого вам больше подойдет за рулем.

Агрессивное поведение на дороге имеет много общего с другими типами гнева, так что если подобные инциденты регулярно повторяются, то может быть в ситуации виноваты вы, а не кто-то другой?!

Когда вы за рулем, и кто-то или что-то возмущает вас своими действиями, прежде всего задумайтесь: каждый совершает ошибки (в том числе и вы), и если это происходит, то не вам вершить правосудие.

Ваша собственная безопасность и безопасность ваших пассажиров должны быть в приоритете независимо от того, насколько сильно вы хотите выплеснуть свою ярость на других участников движения за их глупые ошибки. Попробуйте чаще проявлять доброту и сострадание, даже если это окажется сложнее, чем вы думаете…

Подобные статьи вряд ли изменят восприятие и образ мышления человека, прибегающего к дорожной агрессии, но это не значит, что они бесполезны. Изменения происходят шаг за шагом. Основное правило, которому нужно следовать, – это быть немного вежливее к другим водителям. Взаимное уважение принесет только пользу. Как когда-то говорил Ганди: «Принцип око за око закончится тем, что весь мир станет слепым».

По мотивам Autoevolution.com

Источник

Иллюстрация: Wikimedia Commons // CC BY-SA 3.0

Автор: Джой Ланзендорфер (Joy Lanzendorfer )

“Я строчу низкопробный ужастик, – писал Роберт Льюис Стивенсон своему другу осенью 1885. – Это просто жуть”.

Он имел в виду Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда , повесть о человеке, страдающем (теперь уже пресловутым) раздвоением личности: в нем сосуществуют хороший доктор Джекил и ужасный мистер Хайд. Влияние книги, в которой описываются базовые принципы человеческой природы, сказалось на всем – от детективного жанра до “Невероятного Халка”.

1. СЮЖЕТ РОДИЛСЯ, ПОКА СТИВЕНСОН СПАЛ…

Стивенсона давно интересовала проблема раздвоения личности, но он не знал, как о ней писать. И вот однажды ему приснился сон о докторе Джекиле и мистере Хайде. “Как-то ранним утром… я проснулась оттого, что Льюис кричал в ужасе, – рассказывала его жена Фанни. – Решив, что ему снится кошмар, я разбудила его. Он раздраженно спросил: “Зачем ты это сделала? Мне снилась отличная жуткая сказка”. Позднее Стивенсон подробно описал этот эпизод в эссе “Глава о снах”.

2. … И, ВОЗМОЖНО, ОН БЫЛ НАВЕЯН ВОСПОМИНАНИЯМИ О ШКАФЕ, КОТОРЫЙ СТИВЕНСОН ВИДЕЛ В ДЕТСТВЕ

Многие историки полагают, что вдохновением идеи двойственности Джекила и Хайда послужила история эдинбургского краснодеревщика Дикона Броуди, уважаемого члена городского совета и очень успешного ремесленника. Работа Броуди давала ему доступ в дома богатых и знаменитых, чем он и пользовался: делал копии ключей и по ночам совершал кражи. После серии преступлений он был, наконец, пойман и повешен (согласно легенде, на виселице, которую он сам помогал сконструировать).

Читайте также:  Периферический вестибулярный синдром по мкб

История Броуди заворожила жителей Эдинбурга, в том числе и Стивенсона – хотя вор умер за 60 лет до его рождения. Будущий писатель рос в комнате, в которой стоял шкаф работы Броуди, а в 1880 году он написал пьесу под названием “Дикон Броуди, или Двойная жизнь”. Но комод и человек, изготовивший его, могли также повлиять и на Джекила с Хайдом: в 1887 году Стивенсон в интервью заметил, что во сне, вдохновившем его на написание повести, был мужчина, “втиснутый в шкаф и глотающий наркотик, после чего он становится другим существом”.

3. ПОВЕСТЬ БЫЛА НАПИСАНА В СЧИТАННЫЕ ДНИ

У Стивенсона всегда было слабое здоровье, а во время работы над знаменитой историей он лечился от туберкулеза. Еще недавно страдая от легочных кровотечений, писатель был вынужден следовать требованиям врача – больше отдыхать и избегать волнений. Это, впрочем, не помешало ему написать первый черновик повести в 30 тысяч слов в промежуток от трех до шести дней, а затем и второй вариант, отредактированный, в скромный срок – три дня (ниже об этом подробнее).

4. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ СТИВЕНСОН МОГ ПРИНИМАТЬ КОКАИН

В книге доктор Джекил принимает лекарство и становится другим человеком. Ему это нравится до тех пор, пока он не начинает чувствовать, что теряет контроль над ситуацией. Это Стивенсон мог почерпнуть из собственного опыта. Известно, что ему был прописан кокаин как лечебное средство для борьбы с кровотечениями (в 1880-х годах было обнаружено сосудосуживающее действие кокаина) и что тот самый сон возник во время наркотического забытья. Стивенсон позже признавался в склонности к наркотикам и безумная писательская работоспособность вполне этому соответствует. И, кроме того, этому соответствует положение человека, столкнувшегося с финансовыми трудностями и близостью собственной смерти, но воспрянувшему благодаря вдохновению и великому замыслу.

5. ПЕРВЫЙ ЧЕРНОВИК БЫЛ УНИЧТОЖЕН…

Согласно одной из версий после чтения рукописи “Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда”, Фанни раскритиковала ее, увидев неудачную попытку воплощения нравственной аллегории (среди всего прочего). После Фанни вспоминала, как нашла своего мужа сидящим на кровати в спальне с градусником во рту. Он указал на горстку пепла в камине, где сжег рукопись. “Я едва не потеряла сознание от отчаяния и ужаса, когда поняла, что все пропало”, – писала она.

6. … МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО ДЕЛО РУК ФАННИ

На самом деле есть несколько теорий о том, как черновик оказался в огне. В 2000 году письмо, найденное в мансарде, прояснило мысли Фанни по поводу книги и ее таинственную роль в сожжении рукописи. “У него готов почти полный печатный лист абсолютного бреда, – написала она другу, поэту Уильяму Хенли. – К счастью, он об этом забыл, и я все сожгу после того, как покажу вам. Он сказал, что это его лучшая работа”. Это противоречит словам Фанни, приведенным выше, так же как и заявлению сына Фанни о том, что Стивенсон сжег рукопись после ссоры с женой. Как бы то ни было, Стивенсону потребовалось шесть недель на переработку книги, прежде чем она была готова к публикации.

7. “СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА” МОМЕНТАЛЬНО ЗАВОЕВАЛА УСПЕХ

40 000 копий повести было выпущено за шесть месяце, а затем еще 250 000 пиратских экземпляров в Северной Америке. Читатели были захвачены нравственным посланием, содержавшимся в книге. О ней писали в религиозных газетах, пасторы в церквях читали посвященные ей проповеди. В течение года появилась пьеса, основанная на сюжете книги, и вскоре постановки были представлены в Шотландии и США. Это было самое успешное произведение Стивенсона.

8. СТИВЕНСОН ОДНОЗНАЧНО НАСТАИВАЛ, ЧТО ЭТА КНИГА НЕ О СЕКСУАЛЬНОСТИ

Самое распространенное толкование истории о Джекиле и Хайде заключается в том, что развращенность мистера Хайда проистекает из беспорядочной сексуальной жизни, основанной на насилии, или гомосексуализма. (Помните, что речь идет о викторианской эпохе). В частном письме в газету “Нью-Йорк Сан” Стивенсон утверждал, что мистеру Хайду “… едва ли присуще сладострастие. В сладострастии нет вреда и… также – нет вреда без всяких “но” – нет его и в том, что похотливые глупцы называют “безнравственностью”. Он добавил, что Хайд был лицемером: “… средоточием жестокости и злобы, эгоизма и трусости”.

9. АКТЕРА, ИСПОЛНИВШЕГО ДВОЙНУЮ ЗАГЛАВНУЮ РОЛЬ, ОБВИНЯЛИ В УБИЙСТВЕ

Wikimedia Commons // Public Domain

В 1888 году главную роль в театральной постановке сыграл Ричард Мэнсфилд, воплотив образы Джекила и Хайда. Публика была в восторге от его игры, посчитав ее “захватывающей и пугающей в равной мере” согласно изданию “Салон”.

Читайте также:  Рецидивирующий респираторный синдром у детей

Спустя два дня после премьеры Джек Потрошитель начал свой скандально известный кровавый загул на улицах Лондона. Прошло совсем немного времени, и убийства начали связывать с постановкой, высказывая предположения, что разум маньяка был отравлен пьесой. Некоторые даже полагали, что Мэнсфилд и был убийцей – в письмах, которые присылали в газету, утверждалось, что актер слишком хорошо играет убийцу, чтобы не быть Джеком Потрошителем.

10. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ ОСТАВАЛИСЬ ЗАГАДКОЙ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

К 1931 году повесть была экранизирована уже 24 раза. Но версия 1931 года поразила критиков сценой трансформации, в которой актер Фредрик Марч – получивший затем “Оскар” за свою роль – превращается в мистера Хайда. Секрет того, как режиссер Рубен Мамулян снял этот эпизод, был раскрыт только в 1970-е годы: дело было в гриме и цветных фильтрах, которые ставили или убирали, чтобы изменить облик Марча. Поскольку фильм был черно-белым, цветовые изменения не были заметны. Вы можете посмотреть этот фрагмент.

11. СЛЕДЫ ВЛИЯНИЯ ПОВЕСТИ НА ПОП-КУЛЬТУРУ ПОВСЮДУ

Лишь немногие книги смогли еще глубже проникнуть в массовую культуру, чем “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”. Помимо фильмов были сняты мультипликационные адаптации с Майти Маусом и Багзом Банни. По словам Стэна Ли, вдохновением для “Невероятного Халка” наряду с “Франкенштейном” послужили Джекил и Хайд. Кроме того, есть еще мюзиклы – например, недавняя постановка “Джекил и Хайд” – и игра Nintendo 1988 года. Есть даже порно с именами вроде доктор Секси и мистер Хайд. Немало существует комедий и пародий, в том числе беззвучная, но забавная мистификация Стэна Лорела “Доктор Пикл и мистер Прайд” – весьма неплохая.

Перевод: Scout_Alice
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник

Хотя понятие агрессивного поведения на дороге существует ровно столько же, сколько и сам автомобиль, вплотную сталкиваться с этим феноменом мы начали лишь несколько лет назад, когда в сети стали появляться соответствующие записи с видеорегистраторов. В настоящее время ведется много споров о том, нужно ли классифицировать человека с регулярными приступами дорожной ярости как психически нездорового или нет…

Синдром джекила и хайда что это

Нельзя сказать, что каждый человек, показывающий своему соседу по трафику средний палец, является умственно неполноценным, однако недавнее исследование в США привело к пугающему выводу: модели поведения, связанные с агрессией на дороге, являются результатом интермиттирующего эксплозивного расстройства, а это, хотите вы или нет, нарушение психики.

Описанная некоторыми психологами как синдром «доктора Джекила и мистера Хайда» дорожная агрессия часто остается ненаказуемой. В большинстве случаев полиция не может обвинить человека в ярости за рулем, хотя законы против агрессивного вождения были приняты во многих странах.

Синдром джекила и хайда что это

В США Калифорния является единственным штатом, где в Уголовном кодексе зафиксирован специальный юридический термин, и за эту провинность предусмотрено наказание в виде лишения прав на полгода за первое нарушение или на год за последующие. Кроме того, часто осужденному назначают специальный курс лечения.

По мнению многих ученых, наиболее распространенные причины агрессии за рулем кроются в основах человеческого состояния. Элементарные конфликтные факторы или эмоциональные проблемы, связанные с вождением, могут стать поводом для выражения гнева.

Синдром джекила и хайда что это

Например, почти в любой точке мира водители скованы определенными ограничениями скорости, хотя их автомобили позволяют ехать гораздо-гораздо быстрее. Практически любая дорога имеет разметку, светофоры, знаки, которые нужно соблюдать. Сюда же добавляется фактор стресса из-за того, что тело водителя во время движения автомобиля остается неподвижным.

Кроме данных ограничений на агрессию влияет поведение других участников движения. Наиболее частые эпизоды, которые могут вызвать негодование, – это езда впритык, резкое срезание полосы, чрезмерные гудки клаксоном и мигание фарами, а также словесные оскорбления и грубые жесты.

Синдром джекила и хайда что это

Конечно, люди, страдающие звездной болезнью, не потерпят такого рода манифестов и мгновенно превратятся в линчевателей, готовых догнать и наказать виновника персональной физической расправой.

Как вы знаете, один из лучших способов успокоиться – это глубокое дыхание, вербализация своих эмоций или избиение боксерской груши. Сами решите, что из этого вам больше подойдет за рулем.

Синдром джекила и хайда что это

Агрессивное поведение на дороге имеет много общего с другими типами гнева, так что если подобные инциденты регулярно повторяются, то может быть в ситуации виноваты вы, а не кто-то другой?!

Когда вы за рулем, и кто-то или что-то возмущает вас своими действиями, прежде всего задумайтесь: каждый совершает ошибки (в том числе и вы), и если это происходит, то не вам вершить правосудие.

Синдром джекила и хайда что это

Ваша собственная безопасность и безопасность ваших пассажиров должны быть в приоритете независимо от того, насколько сильно вы хотите выплеснуть свою ярость на других участников движения за их глупые ошибки. Попробуйте чаще проявлять доброту и сострадание, даже если это окажется сложнее, чем вы думаете…

Читайте также:  Генетическое типирование на синдром жильбера

Синдром джекила и хайда что это

Подобные статьи вряд ли изменят восприятие и образ мышления человека, прибегающего к дорожной агрессии, но это не значит, что они бесполезны. Изменения происходят шаг за шагом. Основное правило, которому нужно следовать, – это быть немного вежливее к другим водителям. Взаимное уважение принесет только пользу. Как когда-то говорил Ганди: «Принцип око за око закончится тем, что весь мир станет слепым».

Источник

Роберт Льюис Стивенсон знаком читателям прежде всего. как автор историко-приключенческих романов – “Остров сокровищ”, “Черная стрела” и др. К сожалению, гораздо реже вспоминают, что он был автором также одной фантастической повести, повлиявшей на все развитие жанра. Это – “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”, написанная им в 1886 году.

По жанру повесть ближе к готическому роману, при этом имеет все признаки научной фантастики. В истории ученого, пытавшего отделить в человеческой душе зло от добра, воплотилась вечная тема двойничества. При этом Стивенсон был явно знаком с теориями Мореля и Ломброзо, а также во многом предвидел идеи Фрейда…

В кино было более 60 экранизаций этого произведения (по количеству оно соперничало с “Тремя мушкетерами” и “Анной Карениной”).

Но большинство фильмов было, как ни странно, не по повести “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”, а по пьесе Т.Р.Салливана “Доктор Джекилл и мистер Хайд”, написанной через год. В нее для наглядности были введены образы невесты героя и проститутки, персонифицирующие тему соблазна (абстрактную у Стивенсона). Забегая вперед, надо сказать, что по той же пьесе был написан мюзикл, идущий на Бродвее, а в Москве – в театре им. Моссовета с А.Домогаровым в главной роли.

Театральная традиция исполнения обоих ролей ОДНИМ актером, и увлечение гримом все это перешло в кино. В отличие от повести, обычно доктор изображается молодым денди, а Хайд похож на монстра.

Самая первая киноверсия 1908 года.

Экранизация 1912 года

В фильме 1920 года обе роли сыграл Джон Бэрримор, основатель актерской династии, которую в наше время продолжает красавица Дрю…

К сожалению, немецкий фильм “Голова Януса” 1920 года не сохранился. Крайне жаль, ведь его авторы – великие люди: Ф.В,Мурнау (создатель “Носферату”), и К.Фейдт (сомнамбула Чезаре и визирь Джаффар))…

За две роли в фильме 1931 года Фредерик Марч получил “Оскара”. А спецэффекты в сцене превращения до сих пор не разгаданы…

Спенсер Трейси, снявшийся в версии 1941 года (поставленной В.Флемингом, режиссером “Унесенных ветром”) основной упор делал не на грим, а на актерское перевоплощение…

Любая популярная тема становится объектом пародий. Вот мультверсия из сериала “Том и Джерри”…

Двое комиков, Эббот и Костелло, в своих пародиях на киножанры встречались и с человеком-невидимкой, и с Дракулой, и с Франкенштейном, и с Джекилом и Хайдом (кстати, сыграл их тут как раз исполнитель роли Франкенштейна, икона фильма ужасов, Борис Карлофф).

“Чокнутый профессор или Доктор Джерри и мистер Лав” с участием известного комика Джерри Льюиса, рассказывал о сексуально озабоченном “ботанике”, превращавшемся в “качка”…

В ремейке Эдди Мерфи сыграл уже не две роли, а всю семейку сразу…

Во французской телеэкранизации великого Жана Ренуара обе роли сыграл выдающийся театральный мим Жан-Луи Барро (известный у нас по фильму “Дети райка”).

В версии производства студии ужасов “Хаммер” доктор превращался не в чудовище, а в прекрасную женщину-вамп…

Мистер Хайд (Авангард Леонтьев) в учебной телепередаче о Стивенсоне.

Первую советскую экранизацию осуществил режиссер Александр Орлов. Надо сказать, что его версия была создана непосредственно по повести, а не по пьесе. Это были времена телеэкранизаций, “игры в англичанство”, по выражению режиссера телесериала о Холмсе и Ватсоне, Игоря Масленникова. Тогда же вышли “Приключения принца Флоризеля”, по тому же Стивенсону. кстати, и можно сказать, завершала этот ряд “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” Орлова (имевшего в своем творческом багаже телевизионную “Тайну Эдвина Друда”, например). Ему удалось заманить на главную роль великого Иннокентия Смоктуновского, а Хайда сыграл начинающий Александр Феклистов.

Конечно, были в нашей киноверсии черты сугубо советского подхода. Если у Стивенсона проблемы доктора – чисто психологические, то Орлов добавил социально-политическую тему, вставив флэшбеки на тему англо-бурской войны, где успел побывать герой…

И разумеется, либидо героя тоже было персонифицировано – любовницу Джекила сыграла одна из красивейших наших актрис (по совместительству – супруга режиссера) Алла Будницкая.

Надо сказать, что “Джекил и Хайд” – это не просто сюжет, не просто тема, это уже, что называется, “франшиза”. В качестве второстепенных персонажей наша парочка появлялась не раз – в “Ван Хельсинге”, в “Мумии”:

…а также удостаивалась собственных телесериалов:

Вероятно, эликсир доктора Джекила содержит в себе вакцину бессмертия…

Источник