Синдром функциональной недостаточности зоны тро

Синдром функциональной недостаточности зоны тро thumbnail

Дисгенетический синдром – синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.

Ствол и подкорка.

Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.

Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.

У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) – снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности – энурез, энкопрез.

Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.

У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.

В случае со стволовыми детками – трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.

В случае с подкорковыми детками – все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб “не воспитывают”, то идет интеллектуальная недостаточность. “Я хочу” – ведущая позиция на всю жизнь.

В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.

В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток – левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Чем можно подтвердить стволовые нарушения?

Маркеры ствола:

  • речь (6-7 лет)
  • обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
  • искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
  • леворукость (ложная)
  • нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение

Синдром функциональной недостаточности височных отделов.

Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок – то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции – замена по смыслу. Контаминации – замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.

Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.

Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет – кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается – путаются звуки близкие по говорению. В письме путает “у” и “и”, “о” и “а”.

Тактильная память: если говорим о правом полушарии – то добавляется соматогнозис – соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.

Сам по себе затылок страдает редко.

При нарушении деятельности височно-затылочной области – трудности называния с 5-6 лет.

При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур – трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро – не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги – не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.

Синдром функциональной недостаточности правого полушария.

Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия – симультанная – ориентация в целом.

Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.

В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.

Источник

Поражение «стыка» височной, теменной и затылочной областей, или зона ТРО (от латинского temporalis-parietalis-occipitalis — «теменно-височно-затылочный») приводит к нарушению фактора пространственного и квазипростран-ственного анализа и синтеза.

Нарушение ориентировки в объективном пространстве проявляется в том, что пациент теряет навык передвижения по привычным маршрутам, путается в собственной квартире или любом другом помещении, затрудняется в рисовании схем, карт и любых изображений, требующих учёта и соотнесения право-левых или верхне-нижних координат. Указанные ошибки проявляются как в рисовании по представлению, так и в копировании.

В ходе нейропсихологического обследования больные затрудняются в расстановке стрелок на «слепых» часах, опре-делении правильно расположенных объектов на географической карте. При поражении левой зоны ТРО у больного возникают аналогичные проблемы в написании букв. Больные могут писать буквы зеркально, «терять» отдельные эле-менты, неверно состыковывать их.

Читайте также:  Болевой синдром в спине лечение

Е.Д. Хомская описывает оптико-пространственную агнозию, отмечая, что в особенно грубой форме она наблю-дается при двустороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. К описанным выше симптомам следует также добавить трудности пе-редачи в рисунке пространственных признаков объектов (дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа). В рисунке также присутствуют дисметрии. Можно обнаружить самые разные типы пространственных ошибок: топографические, метрические и проекционные.

Клиницистами чаще всего описывается синдром од-носторонней пространственной агнозии (ОПА), являю-щейся сложным по структуре нарушением. Название «од-носторонняя пространственная агнозия» было предложено S. Duke Elder в 1949 году. Литературные данные свидетель-ствует о большей частоте левосторонней ОПА при пораже-нии правого полушария правшей и меньшей частоте пра-восторонней ОПА при поражении левого полушария мозга у левшей.

По данным С.В. Бабенковой, левосторонняя ОПА проявляется у 55,6% всех больных с поражением правого полушария, а правосторонняя — у 19,6% больных с пора-жением левого полушария. Ettlinger G., Jackson C., Zangwill О. описали игнорирование правой части пространства при поражении левого полуша-рия у 8 из 10 обследованных левшей, и у 3 из них были нару-шения праксиса и схемы тела.

Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина и со-авторы полагают, что в возникновении ОПА имеют значе-ние не только «правшество» или «левшество», но и возраст больных. Кроме того, очень часто исследователи ориентируются лишь на ведущую руку пациента, не оценивая сенсорную асимметрию.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В картине ОПА главным является нарушение восприя-тия практически во всех модальностях. Можно выделить следующие общие черты в нарушениях зрительного, слухового, тактильного восприятия и ощущения собственного тела:

  • одностороннее невнимание;
  • одностороннее неузнавание;
  • вытеснение (смещение) воспринятых стимулов из игнорируемой половины пространства в другую половину;
  • односторонние ложные узнавания (включая иллюзорные и галлюцинаторные расстройства);
  • односторонние нарушения чувственных представлений, образной памяти, особенно яркие для зрительных представлений и памяти.

Такая сложная картина многосторонних нарушений восприятия, как правило, сочетается с расстройствами всей психической деятельности и характерными изменениями повседневного поведения. Наиболее заметными симптомами здесь являются следуюшие:

  • неосознавание односторонних дефектов, снижение или отсутствие критики к нарушениям, проявляющимся в од-ной половине пространства (анозогнозия);
  • отсутствие или резкое снижение произвольного начала всей психической деятельности, особо подчёркнутые в дей-ствиях, поступках, совершаемых в одной из половин про-странства (аспонтанность, апраксия).

Левосторонняя пространственная агнозия в качестве развёрнутого синдрома возникает при массивных глубинных поражениях задних отделов правого полушария мозга прав-шей. При повреждении конвекситальных отделов темен-но-височно-затылочной области развивается редуцированный синдром левосторонней ОПА.

Нарушения зрительного гнозиса проявляются в виде игнорирования или невнимания к левой части пространства, нарушения направления сканирования при восприятии стимулов, расстройства зрительных представлений, нарушения различения индивидуальных черт объектов, зри-тельных персевераций и глазодвигательных нарушений.

Игнорирование левой части пространства выступает обычно вместе с левосторонней гомонимной гемианопсией. А.Р. Лурия и А.В. Скородумова подчёркивали, что, в отличие от правосторонней, левосторонняя гемианопсия носит «фиксированный» характер, поскольку пациенты не заме-чают её и не пытаются компенсировать с помощью поворота головы.

Однако игно-рирование может встречаться и при отсутствии гемианопсии или сочетаться с ней в разных вариантах. Поскольку игнорирование чаще наблюдается одновременно с гемианопси-ей, то обнаружение первого может указать на наличие гемианопсии, но не наоборот.

В то же время, зрительные расстройства выходят далеко за пределы собственно гемианоптического дефекта. Исследователи так-же отмечают, что с левосторонним зрительным игнорирова-нием часто сочетается та или иная степень пареза взора влево, однако далеко не во всех случаях.

Источник

Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочной (зоны ТРО) левого и правого полушарий мозга:

Зона ТПО в левом полушарии:

1. Семантическая слухоречевая агнозия (афазия)

2. Пространственная апраксия (апрактогнозия)

3. Оптико-мнестическая афазия (номинативная амнестическая, оптическая амнезия)

4. Семантическая афазия («так называемая семантическая афазия» по Лурия)

Зона ТПО в правом полушарии

1. Оптико-пространственная агнозия (+ односторонняя ОПА)

2. Аутотопагнозия

Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. В основе этих синдромов лежат нарушения более сложных — интегративных («ассоциативных») — факторов, связанных с работой третичных полей коры. Третичные зоны располагаются, на границе между затылочными, височными и постцентральными областями полушария и составляют зону перекрытия корковых отделов зрительного, слухового, вестибулярного кожно-кинестетического анализаторов. Их центром являются 39-е и 40-е поля Бродмана, или нижнетеменная область; есть, однако, все основания включать в их состав также и прилегающие височно-затылочные образования 37-го и 21-го полей
Эти факторы также обеспечивают симультанный анализ и синтез информации, но уже на более высоком — надмодальностном — уровне, который А. Р. Лурия определял как уровень «квазипространственных» отношений. Одновременно при поражении зоны ТРО часто нарушен и собственно пространственный анализ и синтез. Поражение зоны ТРО проявляется в следующих симптомах.

Читайте также:  Шейная миелопатия с бас синдромом

1. Трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности частосочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях: понимании карт, схем, чертежей и т. п.

2. Двигателъно-пространственные нарушения в виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования). Подобные сочетания характерны для «пространственной апрактоагнозии». Нарушения такого рода пространственной ориентировки (в зрительной, двигательной и даже слуховой сферах) возникают при поражении как левого, так и правого полушарий. А. Р. Лурия (1969, 1973) отмечал, что особенно отчетливы они при левосторонних очагах поражения (у правшей).

Специфика данных синдромов свзязана с нарушениями сложных интеллектуальных функций, связанных с процессами на «квазипространственном» уровне. Это

1. Речевые нарушения особого рода, известные в нейропсихологии под названием «так называемой семантической афазии». Речевой дефект в этом случае носит специфический характер, проявляясь в непонимании логико-грамматических конструкций особого типа, прежде всего тех, которые А. Р. Лурия (вслед за шведским лингвистом Я. Сведелиусом) называл «коммуникациями отношений». Эти конструкции включают различные логико-грамматические структуры, сравнительно поздно возникшие в истории языка и выражающие разного типа отношения с помощью падежных окончаний или расстановки слов в предложении. По мнению А. Р. Лурия, общим для этих конструкций является то, что ни одну из них нельзя выразить в наглядном образе, так как они кодируют не наглядные, а логические отношения.

2. Первичная акалькулия — нарушение счетных операций. Онп выражается в распаде понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий. Такие больные затрудняются в совершении простых счетных операций, им сложно переходить из одной разрядной категории числа в другую, хотя целенаправленный характер счетной деятельности остается сохранным. Основой таких нарушений операций с числами является распад «квазипространственных» симультанных символических процессов.

3. Трудности решения наглядно-образных задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять принципдействия приборов и т. п.

В развернутом виде нейропсихологические синдромы поражения зоны ТРО возникают при очагах в левом полушарии мозга (у правшей). При правосторонних поражениях в синдроме ТРО отсутствуют явления семантической афазии, иными являются и нарушения счета и наглядно-образного мышления. Однако проблема латеральных различий нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении зоны ТРО, изучена пока недостаточно, как и вся проблема функций правого полушария головного мозга в целом.

Нейропсихологические синдромы поражения теменно-височно-затылочной (зоны ТРО) левого и правого полушарий мозга:

Зона ТПО в левом полушарии:

1. Семантическая слухоречевая агнозия (афазия)

2. Пространственная апраксия (апрактогнозия)

3. Оптико-мнестическая афазия (номинативная амнестическая, оптическая амнезия)

4. Семантическая афазия («так называемая семантическая афазия» по Лурия)

Зона ТПО в правом полушарии

1. Оптико-пространственная агнозия (+ односторонняя ОПА)

2. Аутотопагнозия

Источник

Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий (типы)

Область поражения

Проявления дефекта

Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга.

Кзади от Роландовой борозды, корковые ядерные зоны трех основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Они подразделяются на первичные (17,41,3-е), вторичные  (18,19,42,22,1,2,5, 7-е) и третичные (37,39,40,21-е) поля.

Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры.

Нарушения симультанного принципа работы мозга.

Зрительные агнозии (предметная, буквенная – при поражении левого полушария (у правшей), симультанная, цветовая, лицевая,

оптико-пространственная –при поражении правого полушария), т. е. расстройства зрительной перцептивной деятельности. 

Нарушение зрительной памяти (дефекты рисунка), зрительного (модально-специфического внимания) игнорирование (чаще левой) части пространства. Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза: трудности в ориентировке внешнего зрительного пространства. Зрительно-пространственные нарушения могут проявляться и в двигательной сфере. В этих случаях страдает пространственная организация двигательных актов, в результате чего нарушается праксис позы, возникает пространственная (конструктивная) двигательная апраксия. Возможно

сочетание оптико-пространственных и двигательно-пространственных расстройств, которое называется апрактоагнозией. Наконец, самостоятельную группу симптомов при поражении затылочно-теменных отделов коры (на границе с височными вторичными полями) составляют нарушения речевых функций в виде оптико-мнестической афазии («амнестической афазии» — по терминологии многих авторов). Особенностью этой формы речевых расстройств являются

нарушения наглядно-образных представлений, вследствие чего затрудняется припоминание слов,

обозначающих конкретные предметы.

В нейропсихологические синдромы поражения затылочных и затылочно-

теменных отделов коры больших полушарий входят гностические, мнестические, интеллектуальные, двигательные и речевые расстройства, обусловленные нарушениями

модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов.

Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

 У больных отмечаются трудности ориентации во внешнем зрительном

пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности часто сочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях:

понимании карт, схем, чертежей и т. п. Возможны и двигателъно-пространственные нарушения в

виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования).  Нарушения сложных интеллектуальных функций,

связанных с процессами на «квазипространственном» уровне, речевые нарушения (семантическая афазия), нарушения символических «квазипространственных»

категорий в виде первичной акалькулии (распад понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий). Нарушения наглядных мыслительных процессов, проявляющиеся в трудностях решения наглядно-образных

задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие

больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять

принцип действия приборов и т. п.

Интеллектуальные расстройства у данной категории больных проявляются также и на речевом

уровне в виде непонимания соответствующих логико-грамматических конструкций, что препятствует успешному

выполнению ряда вербально-логических интеллектуальных операций.

Синдромы поражения коры теменной области мозга.

Нижнетеменной синдром.

Верхнетеменной синдром.

Поражение тех постцентральных нижних и средних областей коры,

которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата в первичных

кожно-кинестетических полях, где размещен «сенсорный человечек»

Нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов.

Данные факторы, как и модально-специфические зрительные факторы, также отражают симультанный

принцип аналитико-синтетической работы мозга, но в кожно-кинестетической модальности.

«Теменные» синдромы включают в себя различные гностические, мнестические, двигательные и речевые нарушения,

связанные с распадом тактильных (или «осязательных») симультанных синтезов.

Тактильные агнозии. Пальцевые агнозии. неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами. При теменных

очагах возникает также нарушение возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже

(тактильная алексия). Данные формы гностических расстройств в большей степени связаны с поражением нижнетеменных отделов левого полушария (у правшей).

Афферентная моторная афазия и кинетическая апраксия.

Нарушения проявляются в виде ложных соматических образов (соматических обманов) — ощущений «чужой» руки, нескольких

конечностей, уменьшения, увеличения частей тела (соматопарагнозия). При правосторонних поражениях теменной области коры собственные дефекты часто не воспринимаются больным —симптом, получивший название анозогнозии. К числу гностических теменных симптомов

относится и нарушение «схемы тела» (соматоагнозия) расстройство узнавания частей собственного тела, их расположения по отношению друг к другу. Эти нарушения также

преимущественно связаны с поражением верхних отделов теменной области. Чаще всего больной плохо ориентируется в левой половине тела (гемисоматоагнозия). Нарушения тактильной памяти, тактильное невнимание.

Описанные модально-специфические

(гностические, мнестические) дефекты составляют первичные симптомы поражения теменных

постцентральных областей коры; моторные (речевые, мануальные) нарушения можно

рассматривать как вторичные проявления этих дефектов в моторной сфере.

Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга.

Кора левого полушария.

Кора правого полушария.

Расстройство фонематического слуха, нарушение слухоречевой памяти, Вследствие нарушения

фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет к нарушению и ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения

интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики. Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения

слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии. На основе нарушения слухоречевой памяти возникает целая совокупность нарушений высших психических функций, т. е. особый нейропсихологический синдром.

Нарушения неречевого и музыкального слуха, а также памяти на неречевые звуки и музыкальной памяти. В этих случаях больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов (слуховая агнозия) или не узнает и не может воспроизвести знакомых

мелодий (амузия). Нарушается слуховое внимание, появляются симптомы аритмии – трудностей в оценке и воспроизведении ритмических структур, состоящих из однородных или различных по

интенсивности звуков. Симптомом поражения правой височной области мозга является также нарушение восприятия просодических (интонационных) компонентов речи. Интонационный аспект речи, отражающий и эмоциональную, и логическую семантику, перестает различаться больными; они часто не различают даже мужских и женских голосов. Вся эта совокупность

нарушений свойственна больным-правшам с отсутствием скрытых признаков левшества.

Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга.

Медиобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока.

Отделы коры височной области входят в лимбическую систему мозга, характеризующуюся очень сложными функциями. К ним относятся регуляция уровня бодрствования мозга, эмоциональных состояний, участие в процессах памяти, сознания и др. Первая группа симптомов — это модально-неспецифические нарушения памяти (слухоречевой и

других видов). Вторая группа симптомов связана с нарушениями в эмоциональной сфере. Аффективные пароксизмы (в виде припадков страха, тоски, ужаса). Третью группу симптомов составляют симптомы нарушения сознания. В одних случаях — этопросоночные состояния, спутанность сознания, иногда галлюцинации; в других — трудности

ориентировки в месте, времени, конфабуляции. При общих эпилептических припадках происходит полное отключение сознания с последующей амнезией на произошедшее.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Читайте также:  Показатель скрининга на синдром дауна