Синдром гиперактивности с дефицитом внимания мкб 10

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания мкб 10 thumbnail

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Содержание

  1. Описание
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение
  5. Основные медицинские услуги
  6. Клиники для лечения

Названия

 Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ
Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ

Описание

 Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
 СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

Симптомы

 A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
 1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
 3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
 6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
 B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
 6. Часто бывает болтливым.
 ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
 1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
 II. (B. ) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
 III. (C. ) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
 IV. (D. ) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Причины

 Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
 • Общее ухудшение экологической ситуации.
 • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
 • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
 • Угрозы выкидыша.
 • Хронические заболевания матери.
 • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
 • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
 • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
 • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[29].
 Генетические факторы:
 Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.

Читайте также:  Дельта волна при синдроме wpw

Лечение

 В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. »В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.
 Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.
 Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно исследованию, проводимому в США среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.
 В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.
 Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
 Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.
 • Психостимуляторы.
 O Фенамин.
 O Риталин (Метилфенидат).
 • Антидепрессанты.
 O Венлафаксин.
 O Имипрамин.
 O Нортриптилин.
 O Атомоксетин.
 Нефармакологические подходы.
 В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.
 • Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
 • Синдромальный.
 • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
 • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
 Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Читайте также:  Вестибулярный синдром у человека что это такое

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 276 в 14 городах
Подобранные клиникиТелефоныГород (метро)РейтингЦена услуг
АО «Медицина» во 2-м Тверском-Ямском переулке+7(495) 229..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 229-00-03+7(495) 775-74-78Москва (м. Маяковская)

рейтинг: 4.6

154730ք
ЦКБ №2 ОАО ‘РЖД’+7(495) 727..показать+7(495) 727-00-03+7(499) 187-08-17Москва (м. Ростокино) 65863ք (90%*)
КБ №122 им. Л.Г. Соколова+7(812) 363..показать+7(812) 363-11-22+7(812) 559-95-95Санкт-Петербург (м. Озерки) 27960ք (80%*)
Институт хирургии им. А.В. Вишневского+7(495) 236..показать+7(495) 236-70-12+7(495) 237-65-96+7(499) 236-15-71Москва (м. Серпуховская) 35450ք (80%*)
МЕДСИ в Хорошевском проезде+7(495) 780..показать+7(495) 780-40-64+7(495) 152-55-46Москва (м. Беговая) 36800ք (80%*)
МЕДСИ в Благовещенском переулке+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84+7(915) 047-23-65Москва (м. Маяковская) 36800ք (80%*)
МЕДСИ в Красногорске+7(495) 730..показать+7(495) 730-57-15+7(495) 152-55-46Красногорск (м. Пятницкое шоссе) 37330ք (80%*)
МЕДСИ на Ленинской Слободе+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84Москва (м. Автозаводская) 37350ք (80%*)
МЕДСИ на Солянке+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84+7(495) 730-14-34+7(985) 239-51-02Москва (м. Китай-Город) 37450ք (80%*)
МЕДСИ на Ленинском проспекте+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84Москва (м. Шаболовская) 38030ք (80%*)
* – клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену.

Источник

Критерии диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Адекватный рабочий диагноз (т.е. определение, которое может послужить основой для разработки планов лечения) при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) тяжелой степени (с сопутствующими заболеваниями, которые почти всегда имеют место при выполнении критерия для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) со значительными клиническими нарушениями) требует сотрудничества педиатра (или детского психиатра) и клинического психолога, которые должны проводить независимую оценку и затем объединять данные.

В случаях легкой и средней степени заболевания педиатр (или школьный врач) должен будет вести большую часть диагностической работы самостоятельно, учитывая высокую распространенность и отсутствие диагностических ресурсов.

а) Педиатрическая/психиатрическая оценка. Педиатрическая/психиатрическая оценка должна включать подробную историю развития ребенка, а также анализ поведения физической/двигательной активности ребенка (т.е. краткое обследование двигательной активности, предложенное Gillberg et al (1983). Опросники (включающие шкалу оценки Conners и шкалу от пяти до пятнадцати Kadesjo et al. (2004) для описания сопутствующих проблем), заполненные родителями и педагогами очень полезны, но невозможно поставить диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), основываясь исключительно на них.

В диагностический процесс должен быть включен перечень симптомов, удовлетворяющих критериям синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессии и тревожно-фобическим расстройствам, но все они не являются единственным условием для постановки диагноза. (Kadesjo и Gillberg, 1999). Детей, страдающих СДВГ и нарушением выработки двигательных навыков, необходимо обследовать на наличие расстройств аутистического спектра посредством применения скринингового опросника на аутизм (Autism Spectrum Screening Questionnaire, ASSQ: Ehlers и Gillberg, 1993) или диагностического опроса с целью выявления синдрома Аспергера.

Для окончательной постановки диагноза синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) необходимо:

а) значительное клиническое расстройство;

б) устойчивая симптоматология;

в) полный критерий симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в соответствии с МКБ-10;

г) манифестация симптомов в раннем детстве;

д) клинический «гештальт» синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Следует предполагать наличие сопутствующих расстройств (нарушение выработки двигательных навыков, ОВР (девиантное поведение, аффективные и тревожно-фобические расстройства), а диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) должен стать началом поиска последующих расстройств психики и развития нервной системы.

Критерии диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

б) Нейропсихологическая оценка. Нейропсихологическая оценка должна включать как минимум тестирование когнитивных функций с помощью соответствующей методики, например шкалы Векслера. Расстройства внимания часто отражаются в слабых результатах субтестов по определению символов и запоминанию цифр. По мере роста ребенка слабые результаты проявляются в субтестах по запоминанию и арифметике. В некоторых случаях это рассматривается как следствие наиболее важного сопутствующего расстройства, дислексии, что приводит к значительному ухудшению навыков, основанных на умении хорошо читать.

Читайте также:  Этиология и патогенез синдром раздраженной толстой кишки

В других случаях имеется тенденция к низким результатам во всех категориях тестирования. Дети с с несколько более низким IQ часто имеют такой же слабый профиль ACID (понятливость, общая осведомленность и повторение цифровых рядов), что является типичным для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Клинический опыт показывает, что низкий IQ (с неуместными ожиданиями хорошего внимания и обработки информации) может часто неверно диагностироваться как СДВГ.

В любом случае необходимо выявить проблемы у детей с нейропсихологическими нарушениями, определяемыми как типичные для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), вне зависимости от соответствия (или несоответствия) критериям заболевания.

в) Дальнейшее обследование. Во всех случаях обязательна проверка зрения и слуха. Необходимо обследование специалистами разного профиля для выявления этиологии конкретного случая. Фенотипически-поведенческий синдром, дисфункция щитовидной железы и другие физические расстройства должны быть исключены до постановки окончательного диагноза. Их проявления могут относиться к нижнему порогу при проведении ЭЭГ (в том числе во время сна) в связи с нередким наличием трудно диагностируемых припадков с симптомами нарушения внимания/абсанса. При множественных физических аномалиях или при подозрении на специфическое генетическое расстройство должно проводиться кариотипирование и отдельный генетический тест.

г) Предрасположенность и сопутствующий риск или патогенетические факторы. Наследуемость синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) составляет около 80% (Spencer et al., 2007). У родственников первой линии родства приблизительно пятикратный риск возникновения СДВГ. Некоторые геномные исследования привели к идентификации хромосомных участков, значимых для СДВГ; особенно убедительны данные о связи с 5р 13 хромосомой. Мета-анализ многочисленных исследований генов-кандидатов наводит на мысль о генной ассоциации допаминергических рецепторов DRD4 и DRD5, серотонинергического рецептора HTR1В и синаптосомального белка рецептора SNAP-25 (Schimmelmann et al., 2006).

Судя по данным исследований взрослых с длительно протекающим синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ОВН4-ассоциированный вариант имеет, вероятно, более благоприятный исход, и поддерживается связь с DRD5 при «хроническом» синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), но не в слабой и переходной форме (Johansson et al., 2007). Лишь небольшая доля «наследуемости СДВГ» приходится на установленное взаимодействие между допаминовыми генами и вполне вероятно, что совокупность других генов вовлечена в патогенез данного расстройства.

Ясно, что не только гены, но пре-, пери- и неонатальные факторы риска увеличивают вероятность возникновения СДВГ вне зависимости от наличия в семейном анамнезе. К примеру, установлена повышенная частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при резко преждевременных родах (Cooke и Foulder-Hughes, 2003), при употреблении матерью алкоголя во время беременности (Braun et al., 2006) и при различных фенотипических синдромах, как, например, синдроме делеции 22q11, синдроме ломкой Х-хромосомы и туберозном склерозе (личные наблюдения, неопубликованные).

Размеры мозга уменьшены у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) по сравнению со здоровыми детьми и подростками (Rapoport et al., 2001). Исследования структурных и функциональных изображений предполагают дисфункцию во фронто-субкортикальных путях (и возможно в мозжечково-стволовых путях и трактах мозолистого тела и гиппокампа, а нарушение равновесия между дофаминергическими, норадренергическими и глутаматергическими системами способствует развитию патофизиологии СДВГ (Biederman и Faraone, 2005; Plessen et al., 2006; Carrey et al, 2007).

По данным шведских исследований ДВМП (т. е. СДВГ с НВМ) является «идиопатическим» примерно в 10% случаев, наследственным/семейным — чуть более чем в половине случаев (иногда в связи с пре- или перинатальным риском), и приблизительно в трети случаев связан с пре-, пери- и постнатальными факторами риска (Gillberg и Rasmussen, 1982). Некоторое разногласие, относящееся к перинатальным факторам риска, возникает, вероятно, из-за наследственных факторов.

– Также рекомендуем “Клиника и прогноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 19.1.2019

Источник