Синдром гиперактивности у детей с нарушением зрения

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.
Общие сведения
СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.
По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.
Гиперактивный ребенок
Причины СДВГ
Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.
Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.
В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:
- патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
- употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
- асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
- инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.
В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.
Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
- невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
- гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.
Симптомы СДВГ
В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.
Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.
Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
- Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
- Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
- Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.
Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.
Диагностика СДВГ
Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.
В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.
Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).
С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.
Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.
Коррекция СДВГ
Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.
Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.
Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.
Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.
Прогноз и профилактика
Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.
Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.
Источник
Жарикова Н.Л.,магистрант
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Научный руководитель – Миненкова И.Н., кандидат педагогических наук, доцент
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 2,2 – 18%, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы [1].
Задачи своевременного выявления детей с СДВГ и построения коррекционных программ инициировали большое количество исследований (Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л., 2007; Заваденко H.H., 2005; Loe I.M., Feldman Н.М, 2007; Barkley R.A., 1998; Hinshaw S.P., 1994). Эти исследования, в основном, направлены на изучение СДВГ у детей нормально развивающихся и обходят стороной детей с различными формами дизонтогенеза, в частности, детей с нарушениями зрения. Риск школьной дезадаптации для детей с СДВГ и нарушениями зрения, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность средового подхода в решении данной проблемы определяют несомненную новизну разработки.
Дети с СДВГ и нарушениями зрения имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, имеют слабую успеваемость в школе за счёт недоразвития у них умений, обеспечивающих саморегуляцию деятельности, в том числе учебной [2]. Согласно данным проведённого нами констатирующего исследования для них характерны дефицит ряда компонентов планирования, регулирования и рефлексии собственной деятельности, несформированность самоконтроля и отсутствие установки на самоконтроль, негативная самооценка деятельности. В поведении это проявляется двигательной гиперактивностью, дефицитом концентрации внимания, отвлекаемостью и импульсивностью, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.
Одним из основных условий развития саморегуляции деятельности ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения является создание для него такой компенсирующей среды, в которой желательное поведение поддерживается немедленными вознаграждениями, а проблемное – сдерживается немедленными негативными последствиями. Это позволит значительно уменьшить количество проблем его поведения; предупредить вторичные осложнения, связанные с трудностями обучения; повысить качество жизнедеятельности ребенка во всех сферах (социальной, учебной, эмоциональной). Постепенно ребёнок будет приобретать способность самостоятельно и продуктивно решать проблемы, справляться с задачами возраста, успешно «переходить» из класса в класс.
Нами были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды для ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения. Для расширения круга пользователей, а также удобства поиска и работы с информацией указанные методические рекомендации оформлены в виде электронного справочника, созданного с помощью программы «CourseLab». Электронный справочник соответствует обычному информационному справочнику – он содержит весь необходимый материал для самостоятельного изучения педагогами и родителями детей с СДВГ и нарушениями зрения, который на электронных носителях поставляется пользователю. Разработанный электронный справочник в отличие от учебника или документа обеспечивает мощные иллюстративные возможности (использование картинок, анимаций, мультимедийных материалов, видео- и аудиороликов, Flash-роликов и т.п.). и интерактивность (представление информационного материала может изменяться в зависимости от действий пользователя).
Электронный информационный справочник – это тематически завершенный, структурированный информационный материал, который представляет собой упорядоченный набор информационных модулей, объединенных в 2 раздела (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура электронного справочника
Содержание раздела «Особенности поведения и деятельности ребёнка с СДВГ» направлено на ознакомление пользователя с общей информацией о синдроме. Содержание второго раздела «Методические рекомендации по организации образовательной среды для ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения» направлено на ознакомление пользователя с тремя группами средовых условий: базовыми, специальными (разработанными для детей с СДВГ), специфическими (разработанными для детей с СДВГ и нарушениями зрения). Входящие в разделы информационные модули несут тематически завершённые части соответствующего информационного материала.
В процессе изучения модуля пользователь переходит от слайда к слайду. Слайд (интерактивная страница) – основная структурная единица информационного модуля, содержит раскрытие одной позиции (мысли, идеи) по теме информационного модуля.
Например, информационный модуль «Этиология и проявления СДВГ» несёт информацию о причинах и факторах развития СДВГ, симптоматике, вторичных нарушениях, и включает следующие слайды: «Определение», «Причины», «Симптомы», «Вторичные нарушения» (рис. 2).
Рисунок 2 – слайд модуля «Этиология и проявления СДВГ»
Информационный модуль «Особенности учебно-управленческих умений детей с СДВГ и нарушениями зрения» раскрывает особенности развития у них саморегуляции учебной деятельности соответственно пяти фазам управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование, рефлексия), и, соответственно, состоит из пяти слайдов: «Особенности планирования», «Особенности организации», «Особенности контроля», «Особенности регулирования», «Особенности рефлексии» (рис. 3).
Рисунок 3 – слайд модуля «Особенности учебно-управленческих умений
детей с СДВГ и нарушениями зрения»
Информационный модуль «Рекомендации по организации образовательной среды для детей с СДВГ и нарушениями зрения» несёт информацию о способах модификации средовых ресурсов, необходимой для детей с СДВГ и нарушениями зрения. Модуль включает четыре слайда: «Предметные ресурсы», «Пространственные ресурсы», «Организационно-смысловые ресурсы», «Социально-психологические ресурсы» (рис. 4).
Рисунок 4 – слайд модуля «Рекомендации по организации образовательной
среды для детей с СДВГ и нарушениями зрения»
Использование электронного справочника для педагогов и родителей детей с СДВГ и нарушениями зрения расширит и уточнит общие знания об СДВГ, последствиях синдрома и мерах их профилактики в рамках средового подхода. Учёт изложенных в нём особенностей детей с СДВГ и нарушениями зрения, применение к сведению условий диагностики синдрома, выполнение предложенных рекомендаций по преобразованию среды обеспечит профилактику возникновения вторичных нарушений, в числе которых трудности в обучении, сложности во взаимодействии с окружающими, низкая самооценка. Выполнение предложенных рекомендаций является залогом повышения успешности учебной деятельности и взаимодействия с окружающими, формирования адекватной самооценки ребёнка с СДВГ и нарушениями зрения.
Список цитированных источников:
1. Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О.И. Романчук – Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010.
2. Казеко, А.Г. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностика и направления работы: учеб.-метод. пособие / А.Г. Казеко, И.Н. Миненкова. – Минск: БГПУ, 2011. – 76 с.
Источник