Синдром гиперактивности у детей с задержкой речевого развития

Мамочки, у которых ребенок с такими особенностями поделитесь своим опытом. Каких специалистов посещали, как обстояли дела с детским садом, помогли ли своевременные занятия с ребенком выправить его к школе.

Дальше просто крик души, не серчайте за много букв.

У нас ситуация следующая: мальчик 3, 5 года. Проблемы начали замечать в 2 года. Когда в первый раз решили посетить группу короткого дня в частном детском саду. Оттуда нам позвонили через час и сказали забрать так как ребенок “невменяемый”. До этого момента я и подумать не могла, что с моим ребенком что-то не так, так как особо нет в окружении других детей и я его активность никогда не считала патологией. Да и на плановых осмотрах ни у кого никогда не было претензий. Да “мальчик активный” максимум, что я слышала от врачей в районной поликлинике.

Первым делом мы пошли к неврологу по месту прописки, она больше обратила внимание на задержку речи, так как он и правда в этом возрасте говорил непонятную белиберду и даже мама и папа не говорил. Но при этом выполнял простые просьбы, подходил и брал за руку если ему было что-то нужно, показывал. Нам прописали курс Пантогама и мельком сказали, что мальчик гиперактивный. Что это за синдром и как с ним работать нам не объяснили. Я стала искать в интернете и выяснила, что с этим синдромом работают нейропсихологи. Мы пошли к платному специалисту.

Она сказала что такой диагноз на глаз не ставят, нужно обследование и ЭЭГ. Сделать мы его качественно не смогли, так как ребенок и так шило в попе, а тут еще с датчиками на голове. Не давал закрывать глаза, вырывался. В итоге заключили, что серьезных нарушений нет.Может была микротравма, а может и нет. Нейропсихолог расписала нам тактику работы с таким синдромом: соблюдение четкого режима(он у нас и так был), для развития мозга качели, карусели, батут, дыхательные упражнения. Но качелей у меня сын почему-то боится, на карусели его можно удержать максимум 2 минуты, батут только летом. Говорила еще про нейропсихологические занятия для развития мозга, но сказала что у нас с послушанием будут проблемы пока речь не наладится. Так как вполне вероятно он не всегда понимает, что до него хотят донести. А речь наладится когда и так перегруженный из-за гиперактивности мозг сможет нарастить новые нейронные связи. Отправила для ускорения процесса к неврологу за медикаметозной помощью.

Платный невролог выписал курс Кортексина и Магне b6 и Тенотен для торможения. Для речи сказал – давайте смотреть больше мультиков. К трем заговорит.

И вот нам стукнуло три года, а речь хоть и скакнула в развитии : стал говорить осознанно слова, называть предметы, считать, выучил буквы (сам) но многие слова были и до сих пор с ошибками. Я его в большинстве случаев понимаю, но вот окружающие не очень.

И еще возобновились как и были в 2 года ночные истерики. Просыпался с ревом и не мог успокоится. Вырывался пинался в итоге помогало только полностью разбудить.

Пошли к другому неврологу, которая считается одной из лучших по отзывам в нашем регионе. Все тоже самое ЗРР и синдром гиперактивности. Посоветовала посетить ортопеда и лора чтобы исключить другие заболевания. У этих специалистов вопросов не было. Ну и логопеда-дефектолога-психолога который в игровой форме будет заниматься с таким активным ребенком. Прописала тоже стимулирующее мозг лечение и успокаивающие капли, чтобы снизить активность. И сказала наоборот запретить все экраны минимум на 3 месяца. Я скажу честно не смогла выполнить это требование, так как у меня второму ребенку на тот момент было чуть больше года и иногда я настолько уставала и не выдерживала и давала смотреть мультики

С тех пор мы сменили 3 платных логопеда-дефектолога. Ни один нам не подошел. все ждут от него что он будет сидеть на стульчике 40 минут и выполнять задания. Первая занималась с ним наедине и со второго занятия сказала, что не будет работать так как он ничего не хочет выполнять и не слушает ее. Два вторых были при частном детском саде и занимались в игровой комнате полной игрушек. Разумеется моему ребенку которому и так сложно сосредоточится на одном занятии в таких условиях это практически невозможно. В итоге мы приняли решение просто пойти на лето в частный детский сад. Государственный планировался у нас на осень.

Дело сдвинулось, находясь в группе разговаривающих детей, у него сразу наметился прогресс в речи. за 2-3 месяца он уже начал строить короткие предложения, выполнять сложные просьбы, жалоб о том что он нарушает садиковский порядок не было. адаптация прошла относительно легко. Один раз наругали за то, что толкнул девочку. Он потом неделю обижался и не хотел ходить в сад, но потом отпустило. Оставался там на сон, засыпал спокойно (хотя дома надо с ним сидеть) и лежал тихонечко если просыпался раньше. Я уже порадовалась что таким вот нехитрым образом пример других детей и хорошие воспитатели – помогут ему выправиться гораздо быстрее частных занятий и медикаментов.

Медкомиссию в гос. садик прошли успешно. Логопед в поликлинике сказала, что с такого плана детьми заниматься ранее 4 лет нет смысла, хотя предыдущие платные специалисты убеждали меня, что у нас каждый день на счету и нужно срочно заниматься по системе иначе к школе он так и будет говорить с ошибками. Невролог сказал – само пройдет. психиатр, что нужно его тормозить препаратами – ходите к неврологу %)

С воспитателем в детском саду не сложилось. Она сама призналась что у нее опыт работы всего 9 месяцев и ей с ним не справится. Не слушает ее, не слышит, бегает. Сказала мне сначала, чтобы я его учила выполнять приказы как в армии, чтобы он как робот садился и вставал тогда когда ему скажут. Неужели у них все дети такие и только мой один не-такой? Я ей объясняла что у нас уже был опыт и там с ним справлялись, что дома хоть я ему возможно и многое разрешаю по мнению садика. (никогда не сдерживаю его активность – хочешь скачи, хочешь бегай, только не убейся) Но просьбы и замечания мои он выполняет если его внимание привлечь и четко сказать что нужно сделать. Он и правда может быть увлечен и не слышать что от него хотят. Даже с раздеванием так: дома раздевается одевается сам с небольшой помощью с моей стороны. В садике я его не могу заставить одеться, так как кругом картинки, новая обстановка, он еще не привык и отвлекается.

Читайте также:  Мкб 10 синдром мышечной гипотонии

В конечном итоге мы проходили три недели на пол дня и она сказала мне, что моему ребенку не подходит общая программа, он как будто двух-летний(хотя ни один специалист не сказал, что у него проблемы с интеллектом, наоборот говорили что в чем-то даже опережает), что ему нужно показывать карточки (??!) типа “пошли мыть руки” по другому он не поймет. Дома спокойно моет руки, выносит за собой горшок, моет его, разбирает посудомойку, собирает игрушки и все такое… без карточек почему -то.

Я не стала скрывать что у нас стоит синдром гиперактивности, посоветовала занимать его в течении дня объяснила как я с ним справляюсь, но ей некогда у нее еще 20 других детей. Говорит, что подойдет обсудить ситуацию с психологом и скорее всего нас отправляют на повторную медкомиссию, с переводом в логопедический сад.

Я конечно не против, раз воспитатель ставит так вопрос, то вряд ли можно ожидать от нее желания найти подход. Но просто немного обидно становится, когда тебе указывают что твой ребенок недоразвитый и лучше его держать где-нибудь подальше от других детей, чтобы не мешал. “Если он останется в обычном саду он так и будет на уровне двух-летки до школы” – ее слова. Не жду понимания мам “нормальных” детей, хочу поговорить с теми кто через это прошел

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

Симптомы СДВГ

Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.

Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Причины возникновения СДВГ

За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
  • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
  • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
  • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Таблетка от СДВГ

В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

Читайте также:  Синдром отмены селектры как проявляется

При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

  • Прием исключительно под контролем врача.
  • Динамическое наблюдение и коррекция.
  • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!

Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

Логопедические занятия при СДВГ

Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

  • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
  • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
  • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
  • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
  • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
  • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
  • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.

Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/

Источник

Фото автора. Аню сложно подловить на фото в нормальной позе и с нормальным выражением лица))) Она либо двигается, либо гримасничает.

Она заходит домой после сада и с порога не может определиться, что же ей хочется делать больше всего: тут и кот мимо пробежал, а его так хочется дернуть за хвост; и книжка виднеется на краю стола, в которой полно интересных страниц; а еще помнится, что у мамы в хлебнице лежит вкусное печенье; по телеку обещали мультики; в ящике есть новые карандаши и альбом… Ой, надо срочно снять куртку и шапку, а то ничего не успеется! Противная молния – не хочет открываться! Гадкие ботинки – в них всегда застревают пятки! Кооот! Коооот! Ты куда? Не уходи…

И тут накрывает волна негодования, слезы градом, писк, визг – обидно. Все очень обидно! Хочется всего и сразу, а ничего не получается. И вот она ползет за котом в одном ботинке, небрежно кинув куртку на пол в коридоре, тут же цепляет любимую книга и направляется за печеньем. Мама кричит: “Ну-ка, быстро раздевайся и иди мыть руки!” Но это пролетает мимо ушей, даже вскользь не задев внимание. Она уже рисует. После получения словесной оплеухи, ей все-таки приходится раздеться и вымыть руки, но делается это вприпрыжку и с подскоком.

Далее начинаются не просто бега и скакания. Порой кажется, что по дому скачут полчища блох или сбежавшие из цирка обезьянки… Нет, это не блохи и не мартышки… Это моя дочка Аня. И у нее СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ей уже 7 лет…

Основные признаки СДВГ

В общих чертах, СДВГ выражается повышенной двигательной активностью и плохим вниманием. Но это очень обобщенно. Многие дети обладают некоторыми чертами гиперактивности, но не все они страдают от данного диагноза. Как же определить, что перед вами настоящий сдвгшка?

Чрезмерная двигательная активность

Двигательная активность не просто повышенная. Она порой неуместная и алогичная. Ребенок бегает, прыгает даже там, где ситуация этого не требует. Ему сложно сидеть без движения. Если его ограничивают в моторной активности, он будет ерзать на месте, крутить головой, заламывать пальцы, теребить что-то в руках, болтать, выкрикивать с места. За столом опрокидываются тарелки, разливаются напитки – совершенно не предумышленно.

Ребенок всегда бодр и активен. Кажется, он не устает. Он даже спит хуже и меньше. У него будто есть батарейка. Ему удается зацепить всех окружающих и увлечь в эту круговерть движений. Он быстро перескакивает с одного занятия на другое и забывает о предыдущей цели. Это хаотичная цепочка активности, которая выматывает обычного человека, но не ребенка с СДВГ.

Аня способна за пять минут навести дикий хаос во всей квартире, потому что это бешеный ураган, сметающий все на своем пути. Она пританцовывает, подпрыгивает, катится куда-то кубарем, лезет наверх, заползает под кровати, размахивает руками и ногами, посыпает все сверху крошками печенья и рваными кусками бумаги – всех действий не перечислить. И так целый день. Я устаю просто смотреть на это, а она так проживает свой день.

Фото автора. Она знает, что я ее фотографирую, потому строит рожицы. Специально.

Слабое внимание

Оно не просто слабое. Его катастрофически не хватает. Анюте очень сложно сосредоточиться на чем-то одном. Она постоянно отвлекается. Любой звук, любой внешний стимул перетягивает ее внимание на себя. При индивидуальных занятиях она научилась концентрироваться, но все равно этого не хватает для качественного выполнения упражнений. Вот она вела линию и обводила что-то по контуру в тетради, но мимо пробежал пушистый котяра Чит, и Аня забыла о том, что она делала. Так во всем.

Выполняем упражнение на счет: пальчиком считаем яблоки на картинке, все проговариваем, называем вместе – кажется, будто она сосредоточена. Но за окном посигналила машина. Все. Она тут же переключилась и не помнит, что было три секунды назад. Возврат к выполнению прежнего действия происходит только при помощи постороннего.

Ей тяжело соединить действие и словесную инструкцию, держать в голове цепочку последовательных движений, следить за строчкой в книге, разграничивать зрительно пространство, последовательно переключаться на разные объекты. Она тут же рассредотачивается. Дефектен и объем внимания. Анюта не может вместить в свое восприятия сразу несколько объектов и оценить их одним махом. Например, на листе нарисованы 8-10 фигур, которые нужно распределить по каким-то признакам (цвет, форма, величина, рисунок и т.д.). Да, она хорошо ориентируется в этих понятиях, но делает задание дольше сверстников, потому что постоянно упускает какие-то детали из виду.

Читайте также:  Деперсонализацией при синдроме профессионального выгорания

Повышенная истощаемость

Казалось бы, как могут совместиться чрезмерная активность и истощаемость? Легко. При СДВГ так и есть. Аня будет скакать блохой даже в том случае, когда жутко устала. Я бы сказала, основной признак, что этому товарищу пора срочно спать – повышение двигательной активности в еще большем объеме. Если вечером начался хаос, пора под одеялко. Это закон.

Дети с СДВГ быстрее истощаются психически. И это отражается на из активности. У них по-другому работают процессы возбуждения и торможения. “По-другому” значит совсем наоборот. Там, где вы протянете ножки, сдвгшка будет бегать. Кстати, у них могут наступать периоды “перезагрузки”. Это когда ваш деть будто выпадает в астрал. Он здесь. но он залип, и до него не достучаться. В такой момент он реально вас не слышит.

При данном синдроме часто присутствует “мерцающее сознание” – это то, о чем я сказала только что. Перманентное зависание бортового компьютера, а потом снова скачки)))

Нарушения мелкой моторики

Я говорила, что крупная моторика у детей с СДВГ дефектна. Они чрезмерно подвижны, но при этом могут быть неуклюжи, неаккуратны, плохо держат равновесие. Однако еще худшая картина порой вырисовывается с мелкой моторикой, т.е. с работой кистей рук и пальчиков.

У Ани они были будто деревянные. Сейчас ситуация сглаживается, но ее успехи по овладению рисованием, лепкой, вырезанием, шнурованием, застегиванием пуговиц и манипулированию предметами сильно отстают от возрастной нормы. Страдают и графомоторные навыки (что это такое, читайте в этой статье). Сделать какую-то поделку из бумаги самостоятельно она не может, как и застегнуть молнию (соединить замочек), зашнуровать ботинки, завязать бантик, аккуратно вырезать по контуру, закрасить рисунок с соблюдением границ ит.д.

Все движения кистями выглядят несколько заторможенными. Создается впечатление, что Анюта совершает их в замедленном ритме и будто долго обдумывает всю последовательность – нет автоматизма.

Нарушения памяти, речи и других психических функций

Не у всех, но у половины детей с СДВГ могут наблюдаться сниженные возможности в формировании других психических навыков, таких как память. мышление, воображение, речь. Может иметься сниженная познавательная активность, когда ребенку мало интересен мир вокруг. Он не стремится постичь что-то новое, уклоняется от подобных занятий. В таком случае будут присутствовать ограниченные и обособленные интересы, на которых дети застревают. По сути, тогда речь пойдет о задержке психического развития (ЗПР). Это ведет к нарушениям специфических школьных навыков: письма, чтения, счета и т.д.

Нарушения поведения

При СДВГ часто встречаются те или иные эмоционально-волевые отклонения, т.е. проблемы с поведением. Дети хуже адаптируются к разным ситуациям, ведут себя более нервно и агрессивно, слабо регулируют свое поведение и действия, не отдают им отчет. Они бывают слишком впечатлительны, обидчивы, не уверены в своих силах, с заниженной самооценкой.

Реакции часто деструктивны, что связано с плохим развитием лобных долей мозга, которые отвечают за мышление и поведение. Вы можете заметить, что ребенок с СДВГ имеет склонность к быстрой смене настроения: то плачет, то смеется, то радуется, то печалится. Эмоции и чувства бывают совершенно противоположными.

Как и детки с ЗПР, они не всегда понимают оттенки эмоций и чувств других людей, потому что могут не испытывать их сами. Присутствуют проблемы с эмпатией (сопереживанием).

Фото автора. Снова “мордочки”. Жаль, нельзя заснять на фото, какие движения она совершает, сидя за столом в кафе. Только недавно перестала цеплять окружающие столики. Приходилось всегда извиняться перед людьми и пояснять, что у Ани особенности поведения. Ни разу не встречала хамства или недовольства. Люди относились с пониманием, за что я им всем благодарна от души!

Отношения с окружающими или социализация и коммуникация

Деструктивные реакции и поведение приводят к тому, что между детьми с СДВГ и нормотипичным коллективом вырастает барьер. Им сложно заводить прочные дружеские отношения, вливаться в общество, потому что они не умеют подчиняться правилам и нормам, соблюдать условия игры. Кстати, из всех игр дети с данным синдромом предпочитают подвижные, где минимум ограничений и условий.

В личном общении они не соблюдают границы, навязывают свои требования, могу занимать как позицию “главнокомандующего”, так и роль жертвы-клоуна, над которым все потешаются.

Это те дети, кто постоянно провоцирует нарушение общественного порядка и дисциплины. Не на зло взрослым, а потому, что не способны усваивать правила в полном объеме.

Даже с родителями отношения могут быть нарушены в силу того, что взрослые устают от такого поведения ребенка, не знают, как с ним себя вести, не понимают особенности его физиологии и психологии, расстраиваются из-за жалоб окружающих.

Более подробную характеристику на детей с СДВГ читайте в этом разделе. В следующем посте обязательно обсудим приемы и методы, которые успешно гасят излишки деструктивной активности, а внимание, наоборот корректируют в лучшую сторону. Они очень помогают мне с Анютой.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и выражайте свое мнение в комментариях. Мы обсуждаем все, что касается детей с особенностями развития, их мам и их жизни. Будет интересно!

Также читайте на канале:

Стереотипии или стимминг у детей

Как проходит день мамы особенного ребенка

Про котиков. Пушистые нахлебники и наглые морды

Коронавирус, Подмосковье, 17 марта, пустые полки в магазинах

Ребенок с ЗПР (задержкой психического развития) в саду. Стоит ли отдавать в коррекционный сад

Ребенок с ЗПР, общая характеристика

Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли…

Источник