Синдром гиперактивности у детей школьного возраста

Гиперактивность (СДВГ) является весьма распространенной проблемой в детском возрасте. Особенно часто она диагностируется у школьников, поскольку учебные задачи и разные домашние поручения в возрасте старше 7 лет требуют от ребенка внимательности, самоорганизованности, усидчивости, умения доводить дела до конца. А если у ребенка имеется синдром гиперактивности, именно таких качеств ему не хватает, что вызывает проблемы с обучением и в быту.
Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.
Причины гиперактивности
Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:
- Проблемы с протеканием беременности. Если у мамы была угроза прерывания, она неполноценно питалась, испытывала стресс, курила, а плод испытывал гипоксию или у него появились дефекты развития, это способствует появлению у ребенка проблем с нервной деятельностью, среди которых будет и СДВГ.
- Проблемы с протеканием родов. Появлению гиперактивности у деток способствуют как стремительные, так и затяжные роды, а также слишком раннее начало родовой деятельности и стимуляция родов.
- Недочеты воспитания. Если родители относятся к ребенку слишком строго либо малыш выступает свидетелем постоянных конфликтов в семье, это сказывается на его нервной системе.
- Недостаток питательных веществ или отравление, например, тяжелыми металлами. Такие факторы ухудшают работу ЦНС.
Симптомы СДВГ в школьном возрасте
Первые признаки гиперактивности у многих деток проявляются еще в младенчестве. Груднички с СДВГ плохо спят, много двигаются, слишком бурно реагируют на любые перемены, очень привязаны к матери и быстро теряют интерес к игрушкам и играм. В дошкольном возрасте такие малыши не могут усидеть на занятиях в детском саду, часто проявляют агрессию к другим детям, много бегают, отрицают любые запреты.
У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:
- На уроках ребенок невнимателен и быстро отвлекается.
- У него отмечаются беспокойные движения. Такой школьник часто вертится на уроке, не может усидеть на стуле спокойно, а в ситуации, требующей пребывания на одном месте, может встать и уйти.
- Ребенок бегает и прыгает в ситуациях, когда этого не нужно делать.
- У него не получается долго заниматься чем-либо спокойно и тихо.
- Ребенок часто не заканчивает домашние дела или уроки.
- Ему трудно дождаться очереди.
- У него не получается самостоятельно себя организовать.
- Ребенок старается избегать любых задач, при которых нужно быть внимательным.
- Он часто теряет собственные вещи и забывает что-то важное.
- У ребенка отмечается повышенная разговорчивость. Он нередко перебивает других и не дает людям закончить фразу или вопрос.
- Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками и часто с ними конфликтует. Он пытается вмешаться в чужие игры и не придерживается правил.
- Школьник часто ведет себя импульсивно и не оценивает последствия собственных поступков. Он может что-то сломать, а потом отрицать собственную причастность.
- Ребенок спит беспокойно, постоянно переворачиваясь, комкая постельное белье и сбрасывая одеяло.
- Учителю в разговоре с ребенком кажется, будто он его совсем не слышит.
Какой врач лечит
Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:
- Детскому неврологу.
- Детскому психиатру.
- Детскому психологу.
Любой из этих специалистов проведет осмотр ребенка, даст ему выполнить тестовые задания, а также пообщается с родителями и назначит дополнительные обследования нервной системы. На основе результатов ребенку выставят диагноз «СДВГ» и назначат правильное лечение.
В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит
Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются у дошкольников, посещающих детский сад, а также у младших школьников в возрасте 8-10 лет. Это связано с особенностями развития ЦНС в такие возрастные периоды и необходимостью выполнять задания, при которых важно быть внимательным.
Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.
Как и чем лечить
Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:
- Заниматься с психологом. Врач будет применять методики для снижения тревожности и улучшения коммуникативных навыков ребенка, давать упражнения для внимания и памяти. Если имеются нарушения речи, показаны также занятия с логопедом. Кроме того, к психологу стоит ходить не только гиперактивному ребенку, но и его родителям, поскольку у них нередко появляются раздражительность, депрессия, нетерпимость, импульсивность. Во время посещений врача родители поймут, почему детям с гиперактивностью противопоказаны запреты и как строить отношения с гиперактивным школьником.
- Обеспечить ребенку правильную двигательную активность. Для школьника следует подобрать спортивную секцию, в которой не будет соревновательной деятельности, так как она может усугубить гиперактивность. Также ребенку с СДВГ не подходят статические нагрузки и спорт, в котором есть показательные выступления. Лучшим выбором можно назвать плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт и другие аэробные нагрузки.
- Давать ребенку назначенные врачом препараты и лекарства. За рубежом детям с гиперактивностью назначают психостимулирующие средства, а у нас отдают предпочтение ноотропным препаратам, а также выписывают успокаивающие лекарства. Конкретный препарат и его дозировку должен подбирать врач.
- Применять народные средства. Поскольку медикаментозное лечение при СДВГ назначают на длительный период, время от времени синтетические лекарства заменяют травяными чаями, например, из мяты, валерианы, мелиссы и других растений с положительным действием на нервную систему.
Советы родителям
- Постарайтесь построить со школьником взаимоотношения, основой которых будет доверие и взаимопонимание.
- Помогите сыну или дочке организовать свой режим дня, а также место для игр и выполнения уроков.
- Уделите внимание режиму сна ребенка. Пусть он засыпает и просыпается в одинаковое время каждый день, даже в выходные.
- Обеспечьте ребенку сбалансированный вкусный рацион, в котором будут ограничены рафинированные и синтетические продукты.
- Запрещайте ребенку лишь то, что действительно ему вредит или представляет для него опасность.
- Чаще проявляйте свою любовь к ребенку.
- Избегайте в общении приказов, чаще используйте просьбы.
- Откажитесь от физического наказания.
- Часто хвалите ребенка, отмечая все положительные стороны и поступки.
- Не ссорьтесь при ребенке.
- Старайтесь организовывать совместный досуг, например, семейные вылазки на природу.
- Давайте ребенку посильные ежедневные задачи по дому и не выполняйте их вместо него.
- Заведите тетрадь, в которую вечером вместе с ребенком записывайте все успехи и позитивные моменты за день.
- Старайтесь не посещать с ребенком очень людные места, например, рынок или торговый центр.
- Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Контролируйте время у телевизора или компьютера.
- Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, ведь вы являетесь примером для своего ребенка.
В следующем видеоролике доктор Комаровский расскажет о том, каких правил нужно придерживаться в воспитании гиперактивного ребенка.
Очень важная роль в коррекции поведения ребенка отводится родителям. Как нужно себя вести, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.
Источник
В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение – результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?
Масштаб проблемы
Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.
Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.
Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.
В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.
А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.
Причины развития СДВГ
Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:
- Аномальное протекание беременности:
- Недостаточное снабжение плода кислородом.
- Угроза выкидыша в разные сроки.
- Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
- Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
- Курение.
2. Неблагоприятные роды:
- Слишком затяжная родовая деятельность.
- Стремительные роды.
- Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
- Недоношенность.
3. Прочие причины:
- Наличие неврологических проблем.
- Частые конфликты в семье между родителями.
- Слишком большая требовательность и строгость по отношению к ребенку.
- Отравления химическими веществами.
- Неправильный рацион ребенка.
Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.
Разновидности гиперактивности
Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:
- Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
- Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
- Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.
Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.
В чем отличие активности от гиперактивности?
Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.
Активный малыш | Гиперактивный |
Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы. | Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач. |
Всем интересуется, задает родителям много вопросов. | Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать. |
Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон. | Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции. |
Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях. | Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково. |
Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности. | Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства. |
Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.
Как проявляется гиперактивность?
Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:
- Проблемы с активным вниманием. Такие дети не могут концентрироваться длительное время, во время учебных занятий часто отвлекаются, делают ошибки. Малыш может потерять или забыть свои вещи, для него труднее всего выполнять задания, которые требуют усидчивости и сосредоточенности.
- Двигательная активность относится ко 2-й группе признаков. Можно наблюдать постоянное движение, при этом у ребенка нет определенной цели, все движения хаотичны и бессмысленны. Малыш не может долго сидеть без движения, постоянно что-то теребит, дергает ногами. Наблюдаются проблемы со сном, ребенок много говорит, для него не проблема пообщаться с совсем посторонним человеком.
- Импульсивность. Ребенок не контролирует свои действия, для него не существует правил. Часто инициирует конфликты с другими детьми и взрослыми, может быть агрессивным.
Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.
Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:
- Капризность.
- Плаксивость.
- Раздражительность.
- Болтливость.
- Стремление быть всегда и во всем лидером.
- Общение предпочитается с младшими по возрасту.
- Часто еще ребенок бывает левшой.
- Жалобы на головные боли.
- Заниженная самооценка.
- Нервные тики.
- Различные страхи.
- Энурез.
Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.
Постановка диагноза
Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:
- На первом этапе врач пытается собрать как можно больше информации о ребенке. Изучает карту малыша, уточняет протекание беременности, наличие сопутствующих заболеваний. Врач расспрашивает маму об особенностях поведения ребенка, а также использует утвержденную методику Американской психиатрической ассоциации для диагностирования СДВГ.
- На втором этапе проводят психологические обследования с использованием специальных тестов. Они позволяют увидеть степень выраженности патологии.
- Обследования на специальном оборудовании. Для постановки правильного диагноза маленького пациента направляют на электроэнцефалограмму и МРТ. Эти обследования позволяют оценить электрические потенциалы мозговой деятельности и увидеть отклонения, если таковые имеются.
Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.
Терапия гиперактивности
Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз “гиперактивность” у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.
- Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
- Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
- Семейная психотерапия. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
- Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
- Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
- Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.
Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.
Медикаментозное лечение
Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз “гиперактивность” у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:
- «Декседрин».
- «Фокалин».
- «Риталин».
- «Метилин».
- «Виванс».
Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:
- «Кортексин».
- «Глиатилин».
- «Фенибут».
- «Пантогам».
Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.
Лечение СДВГ в Израиле
При постановке диагноза “гиперактивность” у детей школьного возраста, лечение Израиль и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.
Это краниосакральная терапия, или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.
Большинство детей с диагнозом “гиперактивность” уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.
Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз “гиперактивность” у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.
Народная медицина против гиперактивности
Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз “гиперактивность” у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.
Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:
- Корень дягиля. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
- Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
- Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
- Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
- Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.
Необходимо отметить, что при диагнозе “гиперактивность” у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.
Психологическая помощь
При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.
Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные аутогенные тренировки, ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.
Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.
Как общаться с гиперактивным ребенком
Важно при диагнозе “гиперактивность” у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.
Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз “гиперактивность”, надо придерживаться следующих рекомендаций:
- Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
- Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
- Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.
Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:
- Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
- У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
- Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
- Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
- Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
- Из обращения надо убрать приказной тон.
- В доме должен соблюдаться распорядок дня.
- Не позволяйте малышу перенапрягаться.
- Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
- Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
- Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
- Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.
Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.
Источник