Синдром хронической усталости у медицинских работников

Синдром хронической усталости у медицинских работников thumbnail

В профессиях, связанных с взаимодействием «человек — человек», профессиональная усталость — это прежде всего усталость от другого человека. Это совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей.

Врачебные ошибки. Они могут быть вызваны невнимательностью, поспешностью и приводить к необоснованному диагнозу или неудачно выбранному лечению. Кроме того, они могут быть причиной психической ятрогении[1]. Неудачно сказанное слово, профессиональный жаргон, привнесение в ситуацию собственных болезненных переживаний может быть причиной психической травмати- зации пациентов. Недаром это отметил К. Краус: «Наиболее распространенным заболеванием является диагноз»[2].

Недовольство результатами деятельности. Переживание собственной профессиональной несостоятельности при нарастании врачебных ошибок, трудности концентрации, затруднения в восприятии нового материала являются причиной травматизации самого профессионала.

Конфликты и нарушение профессионального взаимодействия. Конфликты могут быть как с администрацией (из-за претензий к неудовлетворительной работе), так и с коллегами (вследствие вызванного утомлением раздражения) и пациентами (из-за врачебных ошибок, отсутствия психологического подхода, неквалифицированных высказываний). Особенно это относится к профессии врача, так как она предъявляет большую требовательность к личности профессионала и предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье другого человека.

В значительной степени появлению усталости могут способствовать особенности работы в здравоохранении (дежурства, работа по сменам), чрезмерно большой прием. Как же может быть связан синдром хронической усталости (СХУ) с образом жизни профессионала (медика)? Можно предположить, что у медицинских работников здоровье должно быть гораздо лучше, чем у других людей. Состояние психического здоровья врача, особенно психиатра, кажется большинству едва ли не идеальным. Как ни странно, очень часто происходит совершенно наоборот.

Сложность вопроса медицинской и психологической сознательности врачей отмечали Р. Конечный и М. Боухал. С одной стороны, знание стрессоров выбранной профессии должно способствовать психологическому подходу к самодиагностике и способам психологической разгрузки. Но с другой — присущий очень многим врачам узко специализированный подход (поиск симптомов с целью объединения их в синдром) мешает оценить свое психологическое состояние как кризисное. Усталость, невозможность сосредоточиться, раздражительность, бессонницу и другие симптомы СХУ они объясняют повышенным или пониженным артериальным давлением, колеблющимся атмосферным давлением, общественным транспортом или материальными проблемами.

Как правило, врачи недооценивают свое состояние, очень редко (практически никогда) обращаются за помощью к специалисту- психологу. Особенно свойственна такая позиция врачам-психиатрам. Происходит это из-за боязни показать свою профессиональную некомпетентность («Как я могу быть хорошим психиатром и помогать другим, если не могу сам справиться со своими проблемами?»).

Отношение к своему состоянию у врачей встречается преимущественно двух видов:

  • 1) отрицающее — не обращает внимания на собственное психологическое состояние, считает его следствием простого переутомления, не обращается за помощью к специалистам;
  • 2) пренебрежительное — недооценивает свою усталость, не изменяет свой стиль жизни, который, как правило, бывает не совместим с психологическим здоровьем.

Очень часто врач с СХУ склоняется к несовершенной самодиагностике и самотерапии. Часто встречаются случаи злоупотребления медицинскими работниками транквилизаторов («Очень хорошо помогает при бессонице», «Снимает усталость», «Для улучшения мозгового кровообращения» и т.п.), а также регулярного употребления спиртного («Расслабиться после смены», «Снять тягостные ощущения после ухудшения состояния больного»).

Очевидна связь СХУ с концепцией другого человека. Содержание СХУ, вероятно, может быть связано с отношением к человеку как к объекту: медицинские работники не переживают свое отношение к другому человеку, их чувства обесценены, а инструкция регламентирует все взаимоотношения. Принимая готовые формы знания, стереотипизируя собственную деятельность, насыщая ее фантомами, врач отказывается от собственного психического развития, соблазняясь обманчивым покоем, устойчивостью и безопасностью. Но этим он делает первый шаг к появлению симптомов профессиональной усталости. Ведь усталость вызывают прежде всего однообразие и скука.

Естественно, это не единственная причина усталости от профессии, потому что сама тяжесть врачебного труда неминуемо вызывает утомление. Речь идет прежде всего о способности (и желании) противостоять усталости, возможности выхода из профессионального кризиса, поиске перспектив для собственного развития и выполнении клятвы «Не навреди!»

Влияние утомления на профессиональную деятельность врача. Утомление врача обязательно оказывает влияние на его профессионалъную деятельность и тем самым на его пациентов. Последствия утомления могут быть самыми разнообразными, например нетерпеливость и раздражительность или снижение и замедление производительности труда.

Нетерпеливость и раздражительность проявляется в сокращении времени приема каждого пациента, стремлении как можно быстрее закончить вызывающую утомление работу (создание своеобразного конвейера). Примерами могут служить выражения «Не мешайте работать», «Выражайтесь яснее», «Не отнимайте мое и свое время», «Обратитесь к специалисту, я этим не занимаюсь». У пациента создается впечатление, что врач хочет от него отделаться, не воспринимает серьезность его жалоб и относится к нему неуважительно.

Снижение и замедление производительности труда характеризуется неспособностью концентрировать внимание, трудностью при постановке диагноза и выборе метода лечения, преобладанием так называемых диагностических коротких связей наподобе «Повышенная кислотность + кровь в желудке = язвенная болезнь»[3]. На пациента такой врач производит впечатление рассеянного, занятого своими проблемами, а зачастую просто некомпетентного.

Читайте также:  Синдром дауна как с этим жить

Утомление снижает работоспособность человека и эффективность его труда, что создает постоянную психотравмирующую ситуацию в виде ощущения им собственной несостоятельности и может привести даже к невротическому срыву. Наиболее частым симптомом астении является раздражительность. Она проявляется в повышенной возбудимости, нетерпеливости, обидчивости и несдержанности.

Проявления раздражительности чаще носят характер кратковременных вспышек, которые нередко сменяются раскаяниями, извинениями перед окружающими, ощущениями вялости и усталости. Кроме этих основных симптомов, страдающие астенией жалуются на рассеянность, плохой сон, тревожность, неустойчивость настроения, головные боли.

Источник

    Профессиональная
    деформация.

    В
    профессиях, связанных с взаимодействием
    человек-человек, огромное значение
    имеет ориентация на другого как
    равноправного себе участника
    взаимодействия. Врачебная деятельность
    очень разнообразна. И профессия оказывает
    влияние на психическую жизнь профессионала.
    Это влияние описывается термином
    «профессиональная деформация».
    Профессиональная деформация развивается
    постепенно. Причинами ПД являются как
    социальные, так и индивидуальные. К
    социальным причинам относят: необходимость
    соблюдения врачом многочисленных
    инструкций, которые регламентируют его
    деятельность, но задаются извне и не
    пропущены через собственный опыт и
    понимание. Только лишь опора на эти
    инструкции мешают врачу воспринимать
    пациента как целостную личность, врач
    воспринимает пациента как совокупность
    симптомов или объект манипуляций. Другая
    крайность ПД – уверование врачом в своё
    могущество и власть над больным, для
    которого медицинская помощь является
    последним шансом защититься от болезни.
    В силу данных феноменов, профессионал
    становится статичным, неподвижным,
    всегда знает, как лучше, что должно быть,
    что с этим делать. Это проявляется в
    переживаниях чувства неудовлетворённости
    профессией, собой и пр. но если существуют
    переживания, то можно говорить о
    возможности осознания факта ПД и
    перспектив работы с ним.

    Синдром
    хронической усталости.

    Профессиональная
    усталость – это, прежде всего усталость
    от другого человека. Это специфический
    вид усталости, обусловленный постоянным
    эмоциональным контактом с большим
    количеством людей. Особенно это касается
    профессии врача, т.к. она предъявляет
    большую требовательность к личности
    профессионала и предполагает принятие
    ответственности за жизнь и здоровье
    другого человека. Одной из основных
    причин профессиональной усталости у
    врачей является особенности работы в
    здравоохранении (дежурства, смены и
    пр.), а также требование профессии в
    эмоциональном отношении к жизни в целом,
    что предполагает определённое отношение
    к врачебной деятельности, мотивацию
    этого отношения, взаимоотношения с
    коллегами, стиль жизни медработника и
    его проблемы не связанные с работой.
    Утомление снижает работоспособность
    человека и эффективность его труда, что
    создает постоянную психотравмирующую
    ситуацию в виде ощущения собственной
    несостоятельности, что может привести
    к невротическому срыву. Наиболее частым
    симптомом является раздражительность,
    которая проявляется в повышенной
    возбудимости, нетерпеливости, обидчивости,
    несдержанности. Вспышки раздражительности
    сменяются раскаянием и извинениями
    перед окружающими, ощущениями вялости,
    усталости, а также плохой сон, рассеянность,
    тревожность, неустойчивость настроения,
    головные боли.

    В
    этом плане у врачей встречается два
    типа отношения к своему состоянию: 1)
    отрицающее – не обращает внимания на
    собственное психологическое состояние,
    считая его следствием простого
    переутомления, не обращается за помощью
    к специалистам; 2) пренебрежительное –
    недооценивает свою усталость, не изменяет
    свой стиль жизни, который несовместим
    с психологическим здоровьем. Часто
    самодиагностика и самолечение путём
    употребления транквилизаторов, спиртного
    для снятия напряжения и пр.

    Утомление
    врача отрицательно сказывается на его
    пациентах. Врач сокращает время приема
    каждого пациента, стремится быстрее
    закончить прием, что создает у пациента
    впечатление, что врач хочет от него
    отделаться. Снижается производительность
    труда из-за трудностей концентрации
    внимания, трудностей постановки диагноза,
    выборе метода лечения. Внешне производит
    впечатление рассеянного, занятого
    своими проблемами, некомпетентного.
    Невнимательность может привести к
    неосторожным высказываниям с психической
    травматизацией больного и даже к
    врачебным ошибкам, которые, в свою
    очередь, приведут к переживаниям
    собственной профессиональной
    несостоятельности и травматизации
    самого врача. ПУ может усугубляться и
    возникновением конфликтов с администрацией,
    коллегами и пациентами.

    Синдром
    «эмоционального выгорания» у медработников.

    ЭВ
    – это психологическое состояние здоровых
    людей, находящихся в интенсивном и
    тесном общении с клиентами в эмоционально
    перегруженной атмосфере при оказании
    профессиональной помощи. Врачебная
    профессия требует от профессионала не
    только профессионального мастерства,
    но и большой эмоциональной самоотдачи.
    «Сгорание» не означает опустошение и
    исчезновение сил – они постепенно
    возобновляются при получении удовлетворения
    от своего дела, осознания своего
    мастерства в профессии, при повышении
    мастерства и постоянном личностном
    развитии. Врач постоянно имеет дело со
    смертью и страданиями других людей.
    Поэтому часто возникает для врача
    проблема «невключения» своих чувств в
    ситуацию, что не всегда удаётся.

    При
    синдроме ЭВ у профессионала наступает
    своеобразное исчезновение или деформация
    эмоциональных переживаний. Его симптомы
    схожи с симптомами хронической усталости
    и составляют каркас для ПД. Возникает
    утомление, истощение после активной
    профессиональной деятельности, возникают
    психосоматические проблемы (колебания
    АД, головные боли, симптомы со стороны
    ССС, ЖКТ, бессонница). Другим признаком
    является возникновение негативного
    отношения к пациентам, отрицательная
    настроенность к выполняемой деятельности,
    исчезает тяга к совершенствованию в
    своей профессии, недовольство собой,
    чувство вины, тревожность, пессимизм,
    депрессия, которые могут проявляться
    в виде агрессивных тенденциях, реакциях
    гнева, раздражительности по отношению
    к коллегам и пациентам.

    Читайте также:  Как снять болевой синдром при грудном остеохондрозе

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Профессиональные проблемы медицинского работника

    Синдром хронической усталости  В середине 80-х г.г. XX столетия врачи США обратили внимание на увеличение количества пациентов с одинаковыми жалобами: постоянная усталость, головные боли, спутанность сознания, бессонница, плохая память, боли в суставах и шее, проблемы с желудком, одышка и др. соматические симптомы – схожие с симптомами стрессовой ситуации. Заболевшие – это люди умственного труда, проживающие в больших городах, имеющие высокое социальное положение, представители среднего класса. Волна заболеваний приобрела эпидемический характер. Изучение состояния, поиск причин привели к формулировке названия состояния: синдром хронической усталости дисфункции иммунной системы. Синдром хронической усталость – болезнь не новая, она была известна еще в XIX веке. Ранее считалось, что синдром хронической усталости – есть форма невроза, обусловленная экстремальной стрессовой ситуацией. В отечественной литературе нет данного понятия, оно достаточно недавно появилось в медицинском лексиконе. Есть подобное – астения переутомления. Развитию астении переутомления предшествуют период волевого усилия, умственного напряжения, продолжение работы в условиях утомления. При этом необходимо учитывать отношение человека к работе – отрицательная настроенность способствует быстрому утомлению, которое снижает работоспособность и эффективность труда, что создает психотравмирующую ситуацию из-за ощущения человека своей несостоятельности и может привести к невротическому срыву.
     Признаки синдрома хронической усталости:
     
     Раздражительность на коллег и пациентов, меняющаяся раскаянием и извинениями
     Общая слабость
     Повышенная утомляемость
     Быстрая истощаемость
     Рассеянность
     Плохая память
     Нарушение сна
     Головные боли
     Головокружение
     Тревога
     Подавленность
     Боли в области сердца
     Нетерпеливость
     Несдержанность
     Неустойчивость настроения
     Возбудимость
     Обидчивость
     Слабость мышц
     Мышечная боль
     Боли в суставах
     Общее недомогание
     Бессонница или сонливость
     Забывчивость
     Угнетенное настроение
     Депрессия
     Неожиданные визуальные расстройства
     Сокращение времени работы
     Использование штампов
     Использование внутренней речи
     
    Синдром хронической усталости изучался у представителей профессии физического труда. Профессиональной усталости медицинского работника внимание уделялось мало. Особенно изучал данную проблему глубоко Г.К. Ушаков (1977). Причинами синдрома хронической усталости у медицинского работника считают:
     Монотонность трудового процесса
     Высокое чувство ответственности
     Быстрое переключение внимания при принятии решения
     Степень соответствия между ожиданиями и действительностью
     Стимуляция и длительное эмоциональное напряжение. 
    Профессиональная усталость у медицинского работника – это усталость от другого человека, которая обусловлена постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей, организация работы (дежурства, работа по сменам), большой прием, эмоциональное отношение к жизни, позиция жизнеутверждения и жизнеотрицания, отношение к своему здоровью. Утомление медицинского работника обязательно оказывает влияние на его профессиональную деятельность и тем самым на его пациентов.
    Последствия синдрома хронической усталости:
    1. Нетерпимость и раздражительность проявляется в сокращении времени приема (ухода), стремление как можно быстрее сократить работу (не мешайте работать, выражайтесь яснее, не отнимайте у меня время мое и свое);
    2. Снижение и замедление реакций характеризуется неспособностью концентрировать внимание, трудностью при постановке диагноза, выборе методов лечения – такой специалист производит впечатление рассеянного, занятого, некомпетентного медицинского работника.
    3. Врачебные ошибки – вызваны невнимательностью, поспешностью.
    4. недовольство результатами своей деятельности. Переживание собственной профессиональной несостоятельности, затруднение восприятия нового материала.
    5. конфликты в профессиональной деятельности с администрацией, коллегами, пациентами.
    Усталость от работы (физиологическая и психологическая) вызывает ряд соматических симптомов, оказывает негативное слияние на качество профессиональной деятельности и психическую жизнь самого профессионала.
     Синдром хронической усталости можно диагностировать у коллег или самодиагностировать у себя – проведение самоанализа своих проблем, результатов деятельности. Естественно необходимо оказания помощи – отдых. Отдых должен заключаться в смене вида деятельности или применение методов снятия напряжения.
     Если проблема усталости не выявлена, не решена, не приняты меры по изменению ситуации, то возможно наступление следующей профессиональной проблемы – 

    Синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
     Это сложный психологический феномен, который часто затрагивает профессиональную деятельность специалистов, которые вовлечены в непрерывный прямой контакт с людьми и оказанием им психологической помощи. По данным исследований, у многих специалистов « помогающих профессий» постепенно снижается уровень проявления заботы о людях, с которыми они работают. Через некоторое время они начинают понимать, что просто не могут выдержать необходимости персональной заботы, обязательств и ответственности, которых требует сущность их работы. И тогда начинают проявляться первые признаки эмоционального истощения. 
     Синдром эмоционального выгорания – это синдром физиологического и эмоционального истощения, включающих в себя развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к людям, с которыми приходится вступать в психологический контакт. 
    Причины СЭВ:  
     психологическое, эмоциональное переутомление, 
     отношение к своей деятельности, к проблемам пациентов, 
     способность организовать свою работу и разграничить ее со своей личной жизнью, 
     неумение справляться с эмоциональным стрессом, 
     трудности в отношениях с коллегами, 
     отсутствие социальной поддержки, 
     отсутствие ситуаций совместного решения профессиональных задач, реальные материально-технические условия не способствуют успешному их решению, 
     конфликты с пациентами и их родственниками, 
     переутомление при постоянной дополнительной нагрузке, 
     неумение построить границы общения с другими значимыми для себя лицами, выбрать удобную дистанцию с ними, 
     неумение регулировать свое эмоциональное состояние, невнимательное отношение к себе.
     Эмоциональные реакции, повышающие риск появления СЭВ: 
     вина перед собой и другими, за то, что не успел что-либо сделать; 
     стыд за то, что результат работы не такой, как хотелось бы; 
     обида на коллег и пациентов, которые не оценили его усилий; 
     страх, что не удастся что-либо сделать, что его работа не дает право на ошибки.  
     «Сгорают», как правило, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана. Сочувствующий, увлекающийся медицинский работник, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценить критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинской профессии (боль, страдания, болезнь, смерть) может стать носителем СЭВ. Или наоборот, низкая эмпатия, фанатичная преданность делу, агрессия, апатия тоже могут привести к СЭВ.
     Симптомы СЭВ:
      эмоциональное истощение
     усталость
     изнеможение
     негативное отношение к пациентам
     негативное восприятие себя в профессии
     психосоматические заболевания, неврологические расстройства
     отрицательная настроенность на деятельность
     стереотипы личных установок, стандарт в общении
     принятие готовых форм знаний
     агрессия
     гнев
     негативное отношение к самому себе
     тревога
     пессимизм
     депрессия
     чувство вины
     
    СЭВ влияет на изменение профессиональных и личностных качеств (деформация). Страдает авторитет медицинского работника, ЛПУ, этические принципы взаимодействия с другими людьми. СЭВ можно диагностировать, самодиагностировать. Помощь: выплеск эмоций, изменить отношение к ситуации, вытаскивать «внутренности» на «просушивание», давать выплеск эмоциям в нужное прогрессивное, конструктивное русло.

    Если эти две проблемы у профессионала не отслеживались, не принимались меры по их решению, то можно говорит о третье проблеме профессионала, которая имеет свойство необратимости, профессиональная деформация.

    Профессиональная деформация (ПД)
    Склонность к ПД наблюдается у представителей профессий, которые обладают трудно контролируемой и трудно ограниченной властью. В профессиях типа «Человек-человек» профессиональная деформация встречается чаще, выражена острее, проблематичнее. Проявляется она в притуплении эмоционального восприятия страданий другого человека. Пациент – объект, носитель определенной проблемы. Такое отношение не подразумевает ценностного и целостного подхода к личности пациента. ПД не осознается, т.к. медицинский работник отказывается от переживаний, так как они требуют усилий, предполагают проявление отношения к кому-либо или к чему-либо. Там где нет Я – нет переживаний, нет рефлексии на содержание собственной профессиональной позиции. 
    Причины ПД:
     непризнание заслуг медицинского работника, 
     неадекватная оценка труда, 
     ограничение его права на свободу выбора, 
     несоответствие этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте, 
     ограничение активности персонала по овладению новыми знаниями, 
     препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных методов, 
     понижение социального статуса профессии, ее значимость, 
     семейно-бытовые проблемы.
    Признаки ПД:
     подход к пациенту как к объекту – носителю болезни
     определенный профессиональный жаргон («посмотрите, какая интересная шизофрения», «А вот такой язвы у нас еще не было»)
     Введение диалога с пациентом с трудно скрываемым раздражением, демонстрацией собственной значимости, занятости («Говорите, четче, быстрее, я сегодня один на приеме, мне вас выслушивать некогда, я вам выпишу рецепт, идите в аптеку, принимайте лекарства» )
     Награждение пациентов определенными прозвищами («Эти тупые призывники», «Эти глупые старики»)

    Последствие ПД – профессиональный регресс, возврат к прошлому, не развитию специалиста!
    ПД – необратима. Лучше ее у себя не допускать!

    Категория: Мои статьи | Добавил: chereshneva (30.11.2009)

    Просмотров: 7170 |

    | Рейтинг: 5.0/1

    Источник

    Читайте также:  Можно ли родить с антифосфолипидным синдромом