Синдром я всегда это знал
Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу “Я знаю, что ничего не знаю”). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности – так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.
Однажды в 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.
«Но на мне же был сок», – пробормотал он.
Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.
Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков – просто он глубоко заблуждался.
На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.
Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.
Эта иллюзия уверенности сегодня известна как «эффект Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.
Чтобы исследовать этот феномен в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько экспериментов. В одном исследовании они задали студентам ряд вопросов о грамматике, логике и юморе, а затем попросили каждого респондента оценить свои результаты в целом, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Примечательно, что студенты, набравшие самый низкий результат в познавательных задачах, всегда переоценивали, насколько хорошо они справились. И наоборот – те учащиеся, что занижали себе оценку, выполняли задания лучше, чем две трети остальных.
Эта «иллюзия уверенности» простирается на сферы за пределами университета и пронизывает реальную жизнь.
В следующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули стены лаборатории и отправились на стрельбище, где они опрашивали любителей стрельбы о безопасности оружия. Аналогично их предыдущим результатам, те, кто отвечал на наименьшее количество вопросов правильно, безумно переоценивал свои знания об огнестрельном оружии.
За пределами фактических знаний, эффект Даннинга-Крюгера можно также наблюдать и при оценке людьми множества других личных способностей.
Если вы посмотрите любое шоу талантов, то можете заметить шок на лицах участников, которые не прошли кастинг и были отклонены судьями.
Может показаться забавным, когда люди действительно не подозревают, насколько вводят себя в заблуждение своим же собственным мнимым превосходством.
Безусловно, для нас характерно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, что является статистической невозможностью. И подобные же тенденции наблюдаются, когда люди оценивают свою популярность и когнитивные способности.
Проблема в том, что, когда люди некомпетентны, они не только приходят к неправильным выводам, но, кроме того, они лишены возможности осознавать свои ошибки.
Одно исследование студентов, которое длилось в течение семестра, показало, что успевающие ученики могли хорошо прогнозировать свою эффективность на экзаменах, основываясь на результатах прошлых оценок. Однако самые отстающие учащиеся не признавали своих проблем, несмотря на явные и неоднократные негативные оценки со стороны преподавателей. Вместо того чтобы оказаться в замешательстве, в недоумении или задуматься о своих неверных подходах, несведущие студенты настаивали на своей правоте.
Как писал Чарльз Дарвин в “Происхождении человека” (1871):
«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».
В своем классическом исследовании Даннингу и Крюгеру удалось пронаблюдать, что действительно умные люди не в состоянии точно оценивать свои способности. Те студенты, чьи когнитивные показатели были в верхнем квартиле (Верхний квартиль – часть набора данных с наиболее высокими значениями в статистических исследованиях. -Прим. ред.), недооценивали свою относительную компетентность. Такие студенты полагали, что если задачи им даются легко, то, должно быть, они являются легкими и для всех остальных.
Это так называемый «синдром самозванца», и его можно сопоставить с еще одним аспектом эффекта Даннинга-Крюгера, который проявляется тогда, когда ученики с высокими показателями не могут распознавать свои таланты и считают, что другие не менее компетентны.
Разница в том, что действительно компетентные люди, в отличие от некомпетентных, открыты для критики и в состоянии корректировать свою самооценку, исходя из соответствующей обратной связи.
И в этом кроется ключ к неразумному поведению того грабителя банка. Иногда мы пытаемся делать вещи, которые ведут к благоприятным результатам, но иногда – как идея с лимонным соком – наши подходы несовершенны, иррациональны, нелепы или просто глупы.
Фокус заключается в том, чтобы не обманываться иллюзией своего превосходства и систематически пересматривать свою компетентность.
В конце концов, как говорил Конфуций,
«Истинное знание – это знание о невежестве».
Читайте также
____
Оригинал: “What know-it-alls don’t know, or the illusion of competence” / Aeon
Перевод: Аван Соулс
Источник
Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу «Я знаю, что ничего не знаю»). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности — так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.
Однажды в 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.
«Но на мне же был сок», — пробормотал он.
Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.
Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков — просто он глубоко заблуждался.
На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.
Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.
Эта иллюзия уверенности сегодня известна как «эффект Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.
Чтобы исследовать этот феномен в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько экспериментов. В одном исследовании они задали студентам ряд вопросов о грамматике, логике и юморе, а затем попросили каждого респондента оценить свои результаты в целом, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Примечательно, что студенты, набравшие самый низкий результат в познавательных задачах, всегда переоценивали, насколько хорошо они справились. И наоборот — те учащиеся, что занижали себе оценку, выполняли задания лучше, чем две трети остальных.
Читайте также Парадоксы интеллекта: почему умные люди совершают глупости?
Эта «иллюзия уверенности» простирается на сферы за пределами университета и пронизывает реальную жизнь.
В следующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули стены лаборатории и отправились на стрельбище, где они опрашивали любителей стрельбы о безопасности оружия. Аналогично их предыдущим результатам, те, кто отвечал на наименьшее количество вопросов правильно, безумно переоценивал свои знания об огнестрельном оружии.
За пределами фактических знаний, эффект Даннинга-Крюгера можно также наблюдать и при оценке людьми множества других личных способностей.
Если вы посмотрите любое шоу талантов, то можете заметить шок на лицах участников, которые не прошли кастинг и были отклонены судьями.
Может показаться забавным, когда люди действительно не подозревают, насколько вводят себя в заблуждение своим же собственным мнимым превосходством.
Безусловно, для нас характерно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, что является статистической невозможностью. И подобные же тенденции наблюдаются, когда люди оценивают свою популярность и когнитивные способности.
Проблема в том, что, когда люди некомпетентны, они не только приходят к неправильным выводам, но, кроме того, они лишены возможности осознавать свои ошибки.
Одно исследование студентов, которое длилось в течение семестра, показало, что успевающие ученики могли хорошо прогнозировать свою эффективность на экзаменах, основываясь на результатах прошлых оценок. Однако самые отстающие учащиеся не признавали своих проблем, несмотря на явные и неоднократные негативные оценки со стороны преподавателей. Вместо того чтобы оказаться в замешательстве, в недоумении или задуматься о своих неверных подходах, несведущие студенты настаивали на своей правоте.
Как писал Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» (1871):
«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».
В своем классическом исследовании Даннингу и Крюгеру удалось пронаблюдать, что действительно умные люди не в состоянии точно оценивать свои способности. Те студенты, чьи когнитивные показатели были в верхнем квартиле ⓘВерхний квартиль – часть набора данных с наиболее высокими значениями в статистических исследованиях., недооценивали свою относительную компетентность. Такие студенты полагали, что если задачи им даются легко, то, должно быть, они являются легкими и для всех остальных.
Это так называемый «синдром самозванца», и его можно сопоставить с еще одним аспектом эффекта Даннинга-Крюгера, который проявляется тогда, когда ученики с высокими показателями не могут распознавать свои таланты и считают, что другие не менее компетентны.
Читайте также «Поймай меня, если сможешь»: что такое синдром самозванца
Разница в том, что действительно компетентные люди, в отличие от некомпетентных, открыты для критики и в состоянии корректировать свою самооценку, исходя из соответствующей обратной связи.
И в этом кроется ключ к неразумному поведению того грабителя банка. Иногда мы пытаемся делать вещи, которые ведут к благоприятным результатам, но иногда — как идея с лимонным соком — наши подходы несовершенны, иррациональны, нелепы или просто глупы.
Фокус заключается в том, чтобы не обманываться иллюзией своего превосходства и систематически пересматривать свою компетентность.
В конце концов, как говорил Конфуций,
«Истинное знание — это знание о невежестве».
Эта статья впервые была опубликована в журнале Aeon под заголовком «What know-it-alls don’t know, or the illusion of competence» с лицензией Creative Commons.
Взяо отсюда: https://monocler.ru/effect-danninga-krugera/
Источник
Рассмотрим весьма привычное явление, как компетентность влияет на ощущение “я всё знаю” или Эффект Даннинга-Крюгера.
- Эффект Даннинга-Крюгера – что это?
- Чем объясняется парадокс Даннинга-Крюгера?
- Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу
- Главные выводы из эффекта Даннинга-Крюгера для жизни
- Применение закона Даннинга-Крюгера на практике
Эффект Даннинга-Крюгера – что это?
Эффект Даннинга-Крюгера — это когда новичок/среднячок оценивает себя как “матерый” профессионал, а реальный спец прибедняется и испытывает Синдром Самозванца. Если говорить без красивых фраз.
Синдром Самозванца — что это такое? Суть проблемы и общие рекомендации по решению. Всё, как хотел, но как то не так.
Под эффектом Даннинга-Крюгера подразумевается метакогнитивное искажение, которое проявляется в неадекватной оценке людьми своих истинных возможностей и умений.
Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Данное состояние может принимать две основные формы:
Неоправданное завышение своих возможностей – в данном случае люди, обладающие низким уровнем квалификации в той или иной области, делают неправильные выводы и принимают неудачные решения.
В силу своей низкой компетентности (или вовсе ее отсутствия) они не способны осознать, что совершили ошибку. Следствием такой ситуации является появление завышенных представлений о собственных умениях и способностях.
Недооценка своих истинных умений и знаний – такая форма эффекта Даннинга-Крюгера обычно наблюдается у высококвалифицированных людей, которые более склонны к самокритике и анализу своих возможностей.
К ним приходит осознание того, что их знания несовершенны в той или иной области, следствием чего является занижение оценки собственных способностей. Причем у таких людей также проявляется неуверенность в своих силах, так как они считают других более компетентными в тех или иных вопросах.
Чем объясняется парадокс Даннинга-Крюгера?
Психологический феномен Даннинга-Крюгера можно объяснить с нескольких позиций, а именно:
С одной стороны можно отметить, что человек, получивший лишь базовые знания в той или иной области, знает ее только в общих чертах. У него не накопился личный багаж практики и собственных ошибок, видит меньше подводных камней, не зрит в корень.
Он поверхностно оценивает свои возможности и умения, зачастую их завышая. Однако по мере погружения в ту или иную тему, а также в ходе более глубокого ее изучения, человек постепенно начинает осознавать, что переоценил свой истинный уровень компетентности.
В качестве примера можно привести приготовление теста для выпечки. Изучив рецепт, изначально может показаться, что ничего сложного нет. Достаточно смешать необходимые ингредиенты и замесить тесто.
Однако далеко не всегда получается добиться ожидаемого результата, даже точно следуя инструкции. На практике же выясняется, что очень многое зависит от качества и количества муки, техники и продолжительности вымешивания, а порой и даже от настроения хозяйки.
Таким образом, люди, не имеющие глубоких знаний в той или иной области, не могут осознавать свои ошибки в силу низкой квалификации. Отсюда следует, что они не в состоянии давать профессиональную оценку своим суждениям.
С другой стороны ситуацию, когда некомпетентный человек переоценивает свои истинные способности, можно рассматривать, как защитную реакцию человеческого мозга.
???? В качестве подтверждения вывода, сделанного выше, может выступать такое состояние, как анозогнозия. Оно характеризуется отсутствием у больного критической оценки своего дефекта либо заболевания.
К примеру: пациент с анозогнозией, потерявший ногу, склонен думать, что эта конечность у него до сих пор есть.
Таким образом, в отдельных случаях мозг человека способен игнорировать информацию, указывающую на его некомпетентность, так как порой достаточно сложно признаться в собственной неграмотности и необъективности.
Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу
Чтобы проверить действие своей гипотезы на практике Даннинг и Крюгер приняли решение провести серию экспериментов. Для своего исследования они привлекли студентов из Корнеллского университета.
???? Первый тест. Экспериментальная группа оценивала свои навыки “в чистую”.
Вначале исследователи отобрали экспериментальную группу и предложили ее участникам пройти специальный тест на оценку своих способностей (логическое мышление, чувство юмора и грамматика). Студенты должны были указать свой уровень в каждой из областей.
По итогу тестирования были обнаружены 2 тенденции:
- менее способные студенты существенно переоценили свои возможности. Причем чем ниже уровень, тем выше оценка своих навыков;
- более способные участники эксперимента наоборот в разы занизили свои реальные способности и умения.
???? Второй тест. Экспериментальная группа получила обратную связь, и оценивала свои навыки повторно.
В ходе проведения второй части эксперимента, его участникам дали возможность проанализировать получившиеся результаты и повторно оценить свои способности.
По итогу второй части эксперимента получились следующие результаты:
Unskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments ????????
- студенты, которые изначально были более компетентны по сравнению с остальными, осознали, что они лучше. Это позволило им подкорректировать свою самооценку и начать относиться к своим способностям более объективно;
- менее способные участники эксперимента свое отношение к себе не изменили. Они оказались не в состоянии признать, что есть люди более способные, чем они.
Результаты проведенного эксперимента были опубликованы в декабре 1999 года (в журнале психологии личности и социальной психологии, Journal of Personality and Social Psychology).
Спустя два года его авторов удостоили Шнобелевской премии по психологии.
Общий вывод из научного эксперимента
По итогу эксперимента Даннинг и Крюгер сделали следующие выводы, касающиеся неквалифицированных людей:
- Неквалифицированные люди переоценивают свои истинные умения и способности, завышают планку;
- Неквалифицированные люди не в состоянии в полной мере оценить высокие показатели других;
- Неквалифицированные люди часто не видят свои ошибки и не понимают отсутствие глубоких знаний;
- После обучения им становится под силу осознать свой прежний уровень компетентности, даже если он остался неизменным.
Главные выводы из эффекта Даннинга-Крюгера для жизни
Проанализировав эффект Даннинга-Крюгера, можно сделать для себя следующие выводы, которые будут полезны в повседневной жизни:
Вывод первый. Чем шире опыт, тем меньше Апломб
Чем больше у человека теоретической и практической базы в той или иной области, тем объективнее он может оценить свои способности.
Чем опыта меньше – тем больше иллюзий и нереалистичных задач/планов.
Вывод второй. Все динамично
Второй тезис вытекает из первого. Для того, чтобы адекватно оценивать свои умения и навыки, необходимо постоянно совершенствоваться в той или иной области.
С каждым удачным витком по циклу саморазвития у человека появляются новые возможности: становятся заметны собственные недостатки; открываются нюансы и тонкости, которые изначально были скрыты; человек объективнее сравнивает свои результаты с достижениями профессионалов; делает более точные выводы.
Вывод третий. Можно “срезать” неприятные моменты
Полностью сократить потери не выйдет. Но есть наработки на этом поприще.
Для уменьшения действия эффекта Даннинга-Крюгера можно: оценить свой уровень профессионализма через эксперта в данной области.
????️ Оценка от профессионала позволит узнать свои сильные стороны и начать работать над слабыми; непрерывно обучаться от полученных данных, приобретая теоретические и практические знания и умения с оглядкой на реальное положение дел, актуальный Skillset.
Применение закона Даннинга-Крюгера на практике
Примите как факт – Эффект Даннинга-Крюгера с вами, это когнитивное искажение. Ни хорошо, ни плохо, эффект просто есть.
Прежде чем дать оценку какому-либо явлению или другому человеку, необходимо удостовериться, есть ли в конкретной сфере достаточный багаж знаний и опыта. И даже в таком случае оценка будет иметь относительную точность.
Из всего можно смело выделить 3 идеи и применить на постоянной основе:
- 1 идея. Новичкам Принять за правило, что большинство дел пойдет не так. Переоценка, законы Мерфи, Закон Хофштадтера;
- 2 идея. Постоянно обучаясь и перенимая опыт более профессиональных игроков, можно чуть меньше заблуждаться;
- 3 идея. В чем-то Больше делать, получать опыт, меньше “накрахмаленной” теории, которая не будет применена.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффект Даннинга-Крюгера указывает на тонкую границу между новичком и настоящим профессионалом. При этом только систематическое обучение и самосовершенствование позволит человеку осознать границы собственной некомпетентности.
Источник