Синдром эмоциональное сгорание в социальной работе

Профессиональная деятельность претерпевает существенные изменения в особо неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек — человек», профессиональное заболевание, называемое синдромом «эмоционального сгорания». Это связано с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что также относится к факторам профессионального риска.
Термин — «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи18. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Сущности этого заболевания были посвящены исследования многих ученых19.
К.Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание). В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания», охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию.
Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. С.Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот синдром как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства.
В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репорту ара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.
В 1982 г. С.Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие: индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» на основе самосохранения; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт; дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия. Основными признаками синдрома сгорания являются:
— ощущение эмоционального истощения;
— наличие негативных чувств по отношению к клиентам;
— негативная самооценка.
Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.
После того как учеными была определена сущность, основные признаки синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей.
В результате исследований ученые пришли к выводу о том, что существенную роль в «эмоциональном сгорании» играют три основных фактора:
— личностный;
— ролевой;
— организационный20.
При изучении личностного фактора некоторые исследователи (П.Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Однако, оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания». Другие исследователи (А.Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и большая подверженность «сгоранию» и социальных работников, испытывающих недостаток самостоятельности («сверхконтролируемые»). Исследователь К.Кондо особо важное значение придает разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор вызывает у таких людей, как правило, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. Кондо относит к типу «сгорающих» также и «трудоголиков».
Х.Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Е.Махер относит к этой категории также людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму.
Таким образом, личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому «сгорания».
Существенную роль в «эмоциональном сгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования и получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровней «сгорания», проведенный в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома «сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома «сгорания» способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника.
На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Распространению синдрома также способствует неопределенность функций или недостаток ответственности. Смягчить развитие процесса «сгорания» могут различные виды стимулирования труда, обеспечение возможности профессионального роста, четкое распределение обязанностей, продуманные должностные инструкции, здоровый микроклимат в коллективе. Организационный фактор, способствующий возникновению синдрома «сгорания», заключается в невозможности роста, отсутствии творческой автономии, сверхконтроле со стороны руководства, несовершенстве управления и т.д.
Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора. Работа с пациентом должна включать применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии: «малословную терапию» (Х.Дж.Фреденбергера) и варианты поведенческой терапии21.
Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником. Психогигиена — это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья22.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
Предупреждение болезненных психических реакций социального работника в процессе профессионального общения — серьезная задача психогигиены.
Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.
Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание — это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.
Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, поскольку она еще не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом».
Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто З.Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным. Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Еще одним типом «обратного трансферта» является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения, напряженность и беспокойство. Отрицательно сказывается на психике социального работника психологический дискомфорт, конфликты и эмоциональное напряжение. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации.
Профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в профессиональной деятельности23. В широком смысле, карьера — это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения социального работника к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, или процесс профессионализации — от выбора профессии к овладению профессией, мастерством, творчеством и т.д. В таком понимании карьера близка к акмеограмме специалиста, т. е. к траектории его движения к вершинам профессионализма. Итогом карьеры при этом является высокий профессионализм человека в достижении признанного профессионального статуса. В более узком значении, карьера понимается как должностное продвижение. Первостепенное значение здесь имеет не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса, занятие определенной должности. Этот тип карьеры, начинаясь с выбора профессии, включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. При этом карьера — это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Основой карьеры являются общественно признанные образцы профессиональных социальных достижений, которые становятся значимыми ценностями и целями работника, стимулируют его профессиональный рост.
Как показывает практика, на карьеру оказывают влияние прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность.
На карьеру могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессиональнов. Таким образом, карьера — это достигнутый специалистом в течение своей профессиональной деятельности профессиональный уровень.
Источник
Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики. Причины кроются как в личных качествах человека, так и в неправильной организации работы коллектива в учреждении. В статье разберем 6 основных причин выгорания и способы их устранения.
- Новичок в шоке от адаптации. Решение
- Негативные клиенты. Решение
- Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение
- Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение
- Нет мотивации. Решение
- Личные особенности человека. Решение
- Опрос на определение причины выгорания. Решение
Сотрудники социальной сферы сильно уязвимы перед эмоциональным выгоранием, потому что они постоянно взаимодействуют с людьми. Не зря говорят: “Эмоциональное выгорание – плата за сочувствие”. Руководителю социальной организации важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять ценных сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.
Выгорание подкрадывается незаметно. Сначала у человека портится настроение на работе и побаливает голова, потом он перестает улыбаться коллегам и раздражается по любому поводу на работе и дома. На финальной стадии он теряет интерес ко всему, с отвращением думает о работе, которую любил месяц назад, и ищет утешение во вредных привычках.
1. Новичок в шоке от адаптации. Решение – наставничество
Когда сотрудник только приходит в социальную организацию, он с “горящими глазами” погружается в работу и старается выполнять задачи со всей ответственностью. Спустя какое-то время он расстраивается, что результаты работы не оправдывают его ожиданий. Например, психолог верил, что поможет клиенту добиться позитивных изменений в жизни и прикладывал все усилия для этого, а на деле клиент стоит на месте. Новый сотрудник еще не знает, что клиенты бывают разные и не всем можно помочь, и начинает накручивать себя и сомневаться, что эта работа вообще для него.
Как помочь сотрудникам?
Организуйте систему наставничества. Задачи наставника:
- Постепенно включить новичка в работу, и показать реальную картину, развеяв ложные ожидания;
- Ответить на все вопросы новичка и поддержать в случае трудностей, установить доверительное открытое общение;
- Обсудить с новым сотрудником причины и симптомы выгорания, чтобы пресечь его на первых этапах зарождения;
- Закрепить за новичком супервизора, который будет наблюдать за его работой, исправлять ошибки и обсуждать его сильные и слабые стороны.
Супервизия нужна не только новичкам, но и опытным специалистам, чтобы оценивать их работу и мотивировать к профессиональному росту.
2. Негативные клиенты. Решение – релаксация
Социальные сотрудники каждый день “варятся” в проблемах своих клиентов. Есть особенные клиенты, которые жадно выкачивают всю энергию из сотрудника и заполняют освободившееся место негативом. Тогда сотрудник приходит к новому клиенту в истощенном состоянии, его продуктивность падает, а стресс нарастает.
Как помочь сотрудникам?
Негативных клиентов не избежать, поэтому обучите сотрудников полезной технике, как отстраниться от негатива, который выплескивает клиент:
Представьте перед собой озеро. Тихая вода, вокруг ни души… Посередине озера стоит лодка. Мысленно посадите негативного клиента в лодку и отправьте его плавать. Наблюдайте, как лодка все дальше удаляется от вас вместе со всем негативом.
Любой клиент забирает у специалиста эмоциональные силы. Создайте условия, чтобы ваши сотрудники восстанавливались при необходимости. Для этого нужно предусмотреть индивидуальную и групповую релаксацию во время рабочего дня:
- Установите плановые тайм-ауты, чтобы можно было на время менять характер решаемых задач, получать передышку от общения с клиентами;
- Порекомендуйте сотрудникам использовать быстрые методы расслабления: сделать 10 вдохов выдохов, выпить стакан воды, сделать короткую медитацию, принять душ, включить успокаивающую музыку, сделать расслабляющую гимнастику, поочередно до максимума напрягать части тела и расслаблять их;
- Продумайте групповые тренинги для расслабления.
Пример расслабляющего упражнения:
Все участники рисуют солнце. На каждом лучике сотрудник дополняет фразу: «В трудную минуту ресурсом для меня является…».
3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение – планирование
Некоторые руководители забывают, что его сотрудники не роботы. В результате коллектив задерживается после 21.00, остается без полноценного обеда, в погоне за прибылью берет много клиентов или работает без выходных и отпуска.
Как помочь сотрудникам?
Руководителю следует:
- В течение дня переключать сотрудников с одной задачи на другую;
- Равномерно распределять нагрузку;
- Следить, чтобы сотрудники отгуливали весь отпуск и все выходные;
- Установить гибкий график работы, чтобы сотрудники могли включаться в работу в свои личные часы продуктивности.
4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение – тренинги
Специалисты развиваются и растут в коллективе, который дает им одобрение, поддержку и хорошее настроение. Каждый должен чувствовать себя частью сплоченной команды. Бывают организации, где сотрудники конкурируют друг с другом, поддерживают только формальные отношения или вообще изолируются от группы. Постоянные конфликты висят грузом между коллегами и мешают социальной поддержке.
Как помочь сотрудникам?
Руководителю нужно работать над позитивным климатом коллектива. Для этого важно проводить групповые тренинги, делать ежедневные неформальные планерки, формировать единую корпоративную культуру, давать совместные рабочие задачи.
Пример упражнения для сплочения коллектива:
Каждый участник по очереди отвечает на вопрос:
– Что я хочу подарить тому, кто сидит рядом?Он называет подарок, который по его мнению порадует коллегу. “Обладатель” подарка благодарит и объясняет, понравился ли бы ему этот подарок и почему.
5. Нет мотивации. Решение – поощрение
Каждый сотрудник хочет чувствовать собственную значимость на работе и понимать, что руководство ценит его труд и мнение. Иначе он будет ощущать бесполезность и потеряет мотивацию.
Как помочь сотрудникам?
Руководителю следует показывать благодарность и ценность сотрудника не только выплачивая зарплату:
- Благодарить за работу лично словами и грамотами;
- Выплачивать премии за проявленную инициативу;
- Разработать карьерный план с каждым сотрудником;
- Отправлять сотрудников на обучение и повышение квалификации;
- Давать сотрудникам управленческие задачи.
6. Личные особенности человека. Решение – тщательный отбор на должности и саморазвитие
Есть люди, которые больше других подвержены выгоранию. Например, люди:
- с низкой самооценкой,
- с нездоровым поведением в стрессовых ситуациях,
- со слабой выносливостью,
- с проблемами в семье и деньгах,
- на неподходящей работе,
- без четких приоритетов и системы внутренних ценностей,
- интроверты и перфекционисты.
И в то же время устойчивы к выгоранию люди с высокой самооценкой и хорошим здоровьем, открытые и общительные, способные формировать в себе позитивные установки и ценности.
Как помочь сотрудникам?
Вакансии социальной сферы предъявляют завышенные требования к кандидатам. Принимая людей на работу, делайте отбор не только по профессиональным навыкам, но и проверяйте перечисленные выше личностные качества.
Текущих сотрудников отправляйте на тренинги по профилактике выгоранию и проводите упражнения для определения эмоционального состояния.
Пример упражнения:
По моему сигналу начинайте отсчитывать в уме одну минуту. Я засекаю ее по секундомеру. В какой-то момент я подниму желтый шар, через некоторое время синий. Вы продолжайте отсчитывать, пока не досчитаете свою минуту.
Результаты:
Если вы остановились до желтого шара, значит ваша минута длилась меньше 45 секунд – это признак сильной тревожности.
Если вы остановились во время поднятия желтого шара, ваша минута длилась 45-55 секунд – это легкая тревожность.
Если вы закончили отсчет минуты с поднятием синего шара, ваша тревожность в норме.
Опрос на определение причины выгорания
Ответьте честно на вопросы и обсудите ответы с руководителем:
- Какие стрессы и кризисы я переживаю на данном этапе жизни?
- Что мне помогает справиться со стрессом?
- К какому контингенту относятся мои клиенты?
- Сколько клиентов в день я принимаю? А в неделю?
- Есть ли клиенты, с которыми мне больше нравится работать? Почему?
- Соответствует ли моя работа моим внутренним ценностям?
- Мне нравится моя работа? Она мне подходит и я чувствую себя компетентным в ней?
- Поддерживают ли меня коллеги и супервизоры?
- Что меня больше всего задевает?
- Как общество относится к работе, которой занимаюсь я и моя организация?
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник