Синдром эмоционального выгорания чутко козина

Авторы подробно разбирают причины, механизм возникновения данного состояния, его проявления на разных этапах и, самое главное, способы оценки и методики коррекции. Приводимые в книге способы преодоления эмоционального выгорания могут быть с успехом применены как врачами-психотерапевтами, так и самостоятельно каждым человеком, работающим в условиях высокой эмоциональной нагрузки. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, психиатров, неврологов, а также может быть полезнавсем лицам, интересующимся данной проблемой. Издательство: “МЕДпресс-информ” (2014) Формат: 167.00mm x 120.00mm x 15.00mm, 256 стр. ISBN: 978-5-00030-028-2 |
Чутко
I качеств.-обстоят.
1.
Остро воспринимая что-либо органами чувств, будучи восприимчивым к впечатлениям.
отт. перен. Будучи внимательным, отзывчивым, участливым по отношению к окружающим.
2.
Легко замечая, постигая, понимая, учитывая происходящее .
отт. перен. Быстро реагируя на малейшее воздействие, раздражение .
II предик.
Оценочная характеристика отношения кого-либо к окружающим как внимательного, отзывчивого, участливого.
Толковый словарь Ефремовой.
Т. Ф. Ефремова.
2000.
Источник: Чутко
Козина
прозвище предводителя крестьянского восстания ходов (См. Ходы) в Чехии в 1692—93 Яна Сладкого.
Источник: Козина
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Бабич О.И. | Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения | Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. К сожалению, подобные факты имеют место в… — @Учитель, @ @В помощь школьному психологу @ @ Подробнее… | 2018 | 116 | бумажная книга |
Бабич Ольга Игоревна | Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения ФГОС | Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. К сожалению, подобные факты имеют место в… — @Учитель, @ @В помощь школьному психологу @ @ Подробнее… | 2019 | 117 | бумажная книга |
Бабич Ольга Игоревна | Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения | Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. К сожалению, подобные факты имеют место в… — @Учитель, @(формат: 60×84/8, 123 стр.) @В помощь школьному психологу @ @ Подробнее… | 2014 | 124 | бумажная книга |
Бабич О.И. | Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения | Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. К сожалению, подобные факты имеют место в… — @Учитель, @ @В помощь школьному психологу @ @ Подробнее… | 2017 | 150 | бумажная книга |
Людмила Петрановская | Лекция «Больше не могу» | Психолог Людмила Петрановская расскажет о синдроме усталости у родителей. Что самое главное в деле воспитания детей? А самое главное – это, конечно, родитель и егособственное состояние. “У идеального… — @Лекторий”Прямая Речь”, @ @Лекции по психологии Людмилы Петрановской @ @ Подробнее… | 249 | аудиокнига | |
Мира Кругляк, Лев Кругляк | Деменция. Книга в помощь вам и вашим родным | Когда наш близкий человек заболевает деменцией (старческим слабоумием), врач ставит диагноз и назначает терапию, но затем мы остаемся наедине со своей болью и множеством мучительных вопросов. Как… — @ИГ Весь, @(формат: 60×90/16, 416 стр.) @ @ @ Подробнее… | 2016 | 480 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Синдром эмоционального выгорания — (англ. burnout syndrome) состояние эмоционального, умственного истощения, физич. утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек человек»,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Эмоциональное выгорание в общении — Синдром эмоционального выгорания (С. э. в.) характеристика психич. состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном О. с др. людьми в эмоционально перегруженной атмосфере (термин введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Эмоциональное выгорание — МКБ 10 Z73.073.0 Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout) понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные… … Википедия
Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Профессиональная деформация — Профессиональная деформация(от лат. deformatio) когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к… … Википедия
Пенсионер — (Pensioner) Лицо, получающее пенсию Жизнь пенсионеров в России и за рубежом Содержание Содержание Раздел 1. и состояние здоровья . Раздел 2. Трудоспособность пенсионеров. Раздел 3. Пенсионеры за рубежом: мировые тенденции. Раздел 4. Афоризмы про… … Энциклопедия инвестора
СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи с 1941 по 1991 Межправительственная экономическая организация. Члены СЭВ: Албания (до 1961), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в… … Словарь сокращений и аббревиатур
Утомление — – 1. снижение способности выполнять работу в прежнем объёме и её качестве, наступающее в результате предшествующих длительных и/или напряжённых физических, умственных усилий либо эмоционального напряжения. Объективно выявляется относительно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эмоциональное выгорание — – симптомокомплекс психического расстройства, включающий: 1. эмоциональное и/или физическое истощение; 2. деперсонификацию, в данном контексте обозначающую ощущение обезличенности людей, потери способности адекватно реагировать на их… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Источник
Л.С.Чутко, А.В.Рожкова, В.А.Сидоренко, С.Ю.Сурушкина
Институт мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
Резюме
33 пациента с синдромом эмоционального выгорания были включены в исследование. Были изучены их качество жизни, влияние Церебролизина на их клинико-психологические состояния. Результаты исследования показали улучшение качества жизни больных после лечения. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, качество жизни, Церебролизин.
Хронический стресс оказывает значительное влияние на физическое и психическое здоровье специалистов. Так, деятельность, связанная с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, может являться причиной профессионального стресса и приводить к развитию синдрома эмоционального выгорания – СЭВ [6, 9]. СЭВ характеризуется постепенной утратой эмоциональной, когнитивной и физической энергии и проявляется в симптомах эмоционального и умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения от исполнения работы. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. C.Maslach в своей работе показала, что средний медицинский персонал психиатрических клиник обычно «выгорает» через 1,5 года профессиональной деятельности, юристы через 2 года, а социальные работники через 2–4 года [13]. При этом степень выраженности «перегорания» неодинакова у представителей разных специализаций. Так, наиболее высокие показатели «перегорания» обнаружены прежде всего у психиатров и онкологов [15]. В исследовании М.М.Скугаревской, проведенном среди врачей-психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов, показано, что почти 80% из их числа имеют признаки СЭВ различной степени выраженности; при этом 7,8% имеют резко выраженные проявления синдрома, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям [7]. По данным Н.Водопьяновой и Е.Старченковой, выгорание чаще встречается у сотрудников государственных медицинских учреждений по сравнению с частными клиниками [3]. Это может быть обусловлено различиями в оплате труда и организационных условиях работы. С.Cherniss в 1980 г. определил данное состояние как потерю мотивации к работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении [11]. В дальнейшем C.Maslach обозначила основные признаки СЭВ: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [13]. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией в данном случае понимается не классическое психиатрическое понимание данного термина, а скорее понижение личностного компонента в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношений к объектам своей деятельности (пациентам/ клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизма. Редукция личных профессиональных достижений – занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. C.Maslach и S.Jackson отметили, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации (дегуманизации), а женщинам – более высокое эмоциональное истощение [14]. По мнению В.В.Бойко, СЭВ представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. W.Schaufeli отметил тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально-экономической нестабильности [17]. Профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания [3]. По мнению C.Maslach [13], выгорание возникает поэтапно, в соответствии со стадиями стресса:
- Эмоциональное напряжение, тревога;
- Сопротивление – человек пытается оградить себя от неприятных эмоций;
- Истощение ресурсов вследствие неэффективности сопротивления.
Многие исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения астении [16, 18]. Проведенные нами ранее исследования свидетельствуют о том, что астенический синдром является ведущим в клинической картине СЭВ [8]. Цель данного исследования – изучение качества жизни (КЖ) пациентов с СЭВ и оценка влияния препарата Церебролизин на клинико психологические проявления СЭВ.
Материалы и методы
Исследуемую группу составили 33 пациента мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет с выраженными проявлениями СЭВ. Средний возраст пациентов 37±7,3 года. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев Международной классификации болезней 10-го пересмотра. Критерии включения: признаки СЭВ согласно C.Maslach. Критерии исключения: наличие в анамнезе депрессивных эпизодов, биполярного расстройства, шизофрении, органических заболевания нервной системы, хронических соматических заболеваний в стадии обострения. Оценка проявлений СЭВ проводилась с помощью опросника В.В.Бойко. Использование данного опросника позволило включить в данную группу пациентов, находящихся в III фазе формирования выгорания – фазе истощения.
Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении (MFI-20) c пятью подшкалами. Шкала состоит из 20 утверждений, отражающих общую астению, пониженную активность, снижение мотивации, физическую астению и психическую астению. Каждый пункт оценивается от 1 до 5 баллов. Кроме этого, использовалась визуальная аналоговая шкала астении (10-балльный вариант). Балл 0 соответствовал отсутствию усталости, уровень в 10 баллов соответствовал максимальной степени усталости. Для оценки уровня тревожности и депрессии использовалась госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии (HADS). КЖ изучалось при помощи русской версии опросника SF-36. Результаты представлялись в виде балльных оценок по восьми шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ. Количественно оценивались следующие показатели:
- ФФ – физическое функционирование, отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице,
переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья. - РФФ – ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием: влияние физического
состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента. - ИБ – интенсивность физической боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.
- ОСЗ – общее состояние здоровья: оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже баллы по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
- ЖА – жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении ЖА.
- СФ – социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
- РЭФ – ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
- ПЗ – психическое здоровье, характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных,
тревожных переживаний, психическом неблагополучии.
Для лечения пациентов был использован препарат Церебролизин в дозе 5 мл внутримышечно. Церебролизин представляет собой пептидный препарат, полученный с помощью стандартизированного ферментативного гидролиза свободных от липидов белков головного мозга свиней. Курс лечения – 15 инъекций. Результаты оценивались через 1 мес после начала курса Церебролизина. Другая терапия в течение данного периода не проводилась. Контрольную группу составили 35 практически здоровых людей в возрасте от 25 до 45 лет (средний возраст 36,3±7,2 года).
Результаты исследования
При обследовании пациентов средняя суммарная выраженность по шкале Бойко составила 168,5±41,7 балла, что свидетельствовало о наличии сформировавшейся стадии СЭВ. Необходимо отметить, что в наибольшей степени были выражены симптомы, относящиеся к фазе истощения, – наиболее выраженной стадии СЭВ. Средний показатель данной фазы выгорания 82,5±18,6 6алла. Клиническая картина у большинства пациентов характеризовалась выраженной астенической симптоматикой (см. таблицу). При этом отмечалась наибольшая выраженность астении по субшкалам «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Пациенты оценили степень выраженности своей утомляемости по ВАШ в среднем в 8,3±1,5 балла.
Помимо этого пациенты с СЭВ характеризовались клинически выраженным уровнем тревоги и субклинически выраженным уровнем депрессии. Данные показатели достоверно выше соответствующих показателей в контрольной группе (см. таблицу). Пациенты с СЭВ характеризуются по сравнению со здоровыми людьми снижением КЖ по всем показателям, особенно по уровню ЖА, ОСЗ, ПЗ (см. рисунок). После окончания курса Церебролизина клиническое улучшение получено у 23 (69,7%) пациентов из наблюдаемой группы. Пациенты отметили уменьшение утомляемости, дневной сонливости, появление ощущения бодрости. Количественная диагностика состояния пациентов с помощью методики Бойко позволила зарегистрировать значительное уменьшение как суммарной выраженности выгорания, так и выраженности симптомов, характеризующих фазу истощения (см. таблицу).
На фоне проведенной терапии было получено достоверное снижение как суммарного показателя астении по шкале MFI-20, так и показателей по субшкалам «общая астения», «психическая астения», «пониженная активность». Кроме того, оценка результатов лечения показывает уменьшение показателей депрессии, при этом динамики показателей тревожности не отмечалось.
Результаты исследования КЖ после курса Церебролизина показали достоверное повышение показателей по шкалам ОСЗ, ЖА, ПЗ, СФ (см. рисунок). Таким образом, после курса Церебролизина отмечалось выраженное повышение уровня КЖ. Как побочный эффект можно отметить появление на фоне лечения в одном случае жалоб на нарушения сна (трудности засыпания).
Обсуждение
Проведенное исследование показывает выраженное снижение КЖ у пациентов с СЭВ, причем не только по показателю ЖА, отражающему истощаемость, но и по показателям общего и ПЗ, что свидетельствует о выраженных эмоциональных нарушениях и негативных оценках больными своего состояния здоровья в настоящий момент и оценках перспектив лечения.
В ходе данного исследования установлено, что использование Церебролизина позволяет уменьшить клинические проявления СЭВ и повысить уровень КЖ у пациентов, страдающих данным расстройством.
Так, необходимо отметить улучшение показателей СФ, изменение отношения к своему здоровью. На
фоне приема препарата происходит выраженное снижение степени астении, уменьшение показателей депрессии.
Механизм действия Церебролизина подобен естественным нейротрофическим факторам. Препарат хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер в условиях парентерального (внутривенного
или внутримышечного) введения, поскольку он содержит только низкомолекулярные олигопептиды (молекулярный вес до 10 тыс. дальтон). Проведенные исследования показали способность Церебролизина повышать жизнеспособность и выживаемость нейронов за счет влияния на процессы эксайтотоксичности и свободнорадикального окисления, которые поддерживают нейроапоптоз, обусловленный различными факторами (ишемия, гипоксия, окислительный стресс, интоксикация) [2, 5, 10]. Церебролизин оказывает свое влияние на двух терапевтических уровнях – нейропротекции и нейрорегенерации. Церебролизин является препаратом с доказанной нейронспецифической нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных факторов нейронального роста, но проявляющейся в отличие от них в условиях периферического введения. Он стимулирует дифференциацию нейронов и спруттинга нейритов в процессе постнатального развития мозга, поддерживает жизнедеятельность нейронов, защищая от повреждающих воздействий. За счет нейротрофического действия Церебролизин препятствует процессу нейродегенерации и активирует синтез нейромедиаторов. Также следует отметить, что терапия Церебролизином позволяет значительно увеличить регенеративный потенциал нервной ткани, так как препарат стимулирует рост олигодендроцитов, восстанавливая структуру не только нейронов, но и клеток глии [4, 12].
Результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод об эффективности применения Церебролизина в лечении клинических проявлений СЭВ. Церебролизин, демонстрируя нейропротекторные, стресспротекторные и антиастенический эффекты, помогает существенно
повысить КЖ. Можно предположить, что сочетанное применение Церебролизина вместе с транквилизаторами (анксиолитиками) и/или антидепрессантами, а также с психотерапевтической коррекцией повысит эффективность терапии.
Литература
1. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. СПб: Питер, 2004.
2. Виленский Б.С., Кузнецов Л.Н., Виноградов О.И. Повторное курсовое назначение Церебролизина –
новое направление реабилитации больных, перенесших ишемический инсульт. Рус. мед. журн. 2008; 16 (12): 1658–60.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер,
2005.
4. Гусев Б.И., Камчатнов П.Р. Пластичность нервной системы. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2004; 104 (3): 73–9.
5. Гусев Е.И., Гехт А.Б., Белоусов Ю.Б. Клинические и фармакоэкономические особенности применения Церебролизина в восстановительном лечении ишемического инсульта. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2007; 10: 26–33.
6. Сидоров П.И., Сложеникин А.П., Новикова И.А. Синдром эмоционального выгорания у лиц
коммуникативных профессий. Гигиена и санитария. 2008; 3: 29–33.
7. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Мед. новости. 2002; 7: 3–9.
8. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. и др. Коррекция клинических проявлений синдрома
эмоционального выгорания Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 2009; 109 (2): 66–8.
9. Чутко Л.С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. СПб.: Речь,
2010.
10. Alvarez XA, Cacabelos R, Laredo M et al. 24-week, double-blind, placebo-controlled study of three
dosages of Cerebrolysin in patients with mild to moderate Alzheimer’s disease. Eur J Neurol 2006; 13
(Suppl. 1): 43–54.
11. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In:
Professional of burn-out: recend developments in theory and research. London: Taylor and Francis 1993;
p. 135–49.
12. Hutter Paier B, Steiner E, Windisch M. Cerebrolysin protects isolated cortical neurons from
neurodegeneration after brief histotoxic hypoxia. J Neural Transm 1998; 53 (Suppl.): 351–61.
13. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis. The burnout syndrome: current research, theory,
interventions. Ed.: J.Jones. London 1982; 11 (78): 78–85.
14. Maslach C, Jackson SE. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press
1986.
15. Olkinuora M, Asp S, Juntunen J et al. Stress symptoms, burnout and suicidal thoughts in Finnish
physicians. Soc Psychiat Epid 1990; 25 (2): 81–6.
16. Racanelli C. Attachment and compassion fatigue among American and Israeli mental health clinicians
working with traumatized victims of terrorism. Int J Emerg Ment Health 2005; 7 (2): 115–1124.
17. Schaufeli WB, Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: a critical analysis of
theory, assessment, research and interventions. Washington DC 1999.
18. Taylor B, Barling J. Identifying sources and effects of career fatigue and burnout for mental health
nurses: a qualitative approach. Int J Ment Health Nurs 2004; 13 (2): 117–1125.
Сведения об авторе
Л.С.Чутко – Центр поведенческой неврологии. E-mail: info@spbnevrolog.ru
Скачать материал в формате PDF (186 Кб)
Источник