Синдром эмоционального выгорания и стаж работы

Кристина Альянова
Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания

Альянова К. В.

Смирнова Т. А.

Котова Е. В.

Продуктивность педагогической деятельности напрямую зависит от эмоционального состояния педагога. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональное состояние отражается не только на деятельности педагога, но и на его личности. При определенных условиях это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания.

По мнению известного российского ученого В. В. Бойко эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Исследователь отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. [1]

Синдром профессионального выгораниявключает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Выражается в том, что человек не может относиться к работе как прежде, появляется ощущение приглушенности, притупленности собственных эмоций, риск возникновения эмоциональных срывов.

Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Увеличивается обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, скрыты, но могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем выразится в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – сомнение в своей экспертной позиции, компетентности в вопросах профессиональной деятельности, недовольство собой, снижение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. [5]

Эмоциональное выгорание складывается под воздействием ряда факторов. Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова среди факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания, называют возраст, стаж работы и удовлетворенности карьерой. Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Наблюдается сложная взаимосвязь выгорания и карьерных устремлений. [3]

В исследовании К. М. Гайдар и О. П. Малютина, посвященном изучению профессионального выгорания преподавателей вузов, в выборку вошли 415 преподавателей из восьми вузов города Воронеж. Возрастной диапазон от 22 лет до 82, стаж работы от 2 до 58 лет.Должностные категории опрошенных распределились следующим образом: 10,5 % – ассистенты, 58,3 % – преподаватели, 25,4 % – доценты, 5,8 % – профессора.

Данные показали, что у каждого второго опрошенного педагога выгорание либо начинается (38,7 %, либо уже имеет место (16,3 %). Так же при проведении исследования выявлено, что среди опрошенных практически нет педагогов с низкой мотивацией на успех (доля низко мотивированных составила всего 4,5 %). Авторы статьи предположили, что эмоциональное истощение и деперсонализация повышаются при более выраженном стремлении педагога увеличить или сохранить максимально высокими свои способности в профессиональной деятельности (мотивация достижения).

Выяснено, что с увеличением возраста педагога следует ожидать снижения у него уровня профессионального выгорания.Аналогично: чем больше его стаж, тем уровень выгорания ниже. По полученным данным сделан вывод о том,что этот процесс особенно замедляется у преподавателей старше 53 лет. Объяснен этот факт тем, что, начиная с этого возраста, преподаватели уже, во-первых, не столь обременены семейными проблемами, связанными с несовершеннолетними детьми, и, во-вторых, обрели значительную уверенность в своем профессиональном потенциале. Всё это стабилизирует их психологическое состояние и позволяет сосредоточиться на работе. [3]

В работе Грозы И. В. под названием «Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание» выборку составило 25 педагогов с диапазоном стажа от 1 года до 20 лет, возраст педагогов от 22 лет до 45.

В результате исследования по методике В. В. Бойковся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.

I группа. Возраст от 22 до 29 лет.  Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.

II группа. Возраст от 28 до 32лет.  Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.

III группа. Возраст от 31 до 39 лет.  Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% – с формирующимся и 8% – с несформировавшимся синдромом.

IV группа 41-45 лет.  Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.

V группа. 46 лет.  Стаж работы более 20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания. [4]

Читайте также:  Реферат на тему помощь при синдроме длительного сдавливания

Таким образом, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания зависит от множества факторов, таких как индивидуальные особенности личности, возрастные кризисы, наличие брака, детей, материальная обеспеченность. Не менее важным фактором, как показывает статистика является стаж работы педагога и его возраст. Больший процент педагогов находящихся в стадии формирования, или же уже с сформировавшемся синдромом эмоционального выгорания приходится на молодых специалистов и специалистов имеющих стаж работы от десяти до пятнадцати лет.

Список литературы

1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст]: / В. В. Бойко.М: ИИД «Филинъ», 1996. с. 472.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]: 2-е изд. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. с. 258. 

3. Гайдар К. М. /Особенности профессионального выфгорания преподавателя высшей школы в современных условиях/ Гайдар, Малютина // Вестник Воронежского государственного университета.Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №2. с. 26-29

4. Гроза И. В. / Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание// Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. с. 63-54

5. Орел В. Е. Феномен «выгорания»в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, с. 90-101.

Источник

“Выгореть можно лишь после того, как мы горели” – Анна Кушнерук экспертно о том, как преодолеть эмоциональное выгорание.

Анна Кушнерук – известный психоаналитик, специалист в области прикладного психоанализа, бизнес-психолог. Еstet-portal.com пообщался с профессионалом на актуальную тему – синдром эмоционального выгорания. 

Анна Кушнерук экспертно о том, как преодолеть эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание – платформа для постоянного безвозвратного оттока энергии

Еstet-portal.com уточнил у эксперта, что представляет собой это явление. Эмоциональное выгорание способно привести нас к тяжелейшей клинической картине.

Анна, в чем первопричина возникновения эмоционального выгорания?

А.К. Это явление прежде всего касается нашей профессиональной деятельности, но уверяю Вас, эмоциональное выгорание – вот платформа для того, чтобы происходил постоянный безвозвратный отток энергии в любом направлении (будь то профессия или любовная жизнь).

Выгореть можно лишь после того, как мы горели: пылали страстью, энергией, идеей, творчеством и верой в то, что это приведёт нас к нашему представлению об успехе. Но случается так, что мы (ежедневно повторяя истощающий набор однотипных действий), утрачиваем смысл продолжать.

Утрата смысла проявляется  в трех направлениях:

  • отсутствие желанной (необходимой) обратной связи от близких, коллег, руководителей;
  • отсутствие достаточного вознаграждения;
  • отсутствие возможности конвертировать свои затраты в возможность жить комфортно, отдыхать, позволять себе радости  (как материально, так и пользуясь самым ценным ресурсом – временем.

Синдром эмоционального выгорания: в чем его опасность

Опасность выгорания в том, что оно способно привести нас к тяжелейшей клинической картине, к депрессии! И это – вовсе не плохое настроение или хандра, а утрата чувства и желания во всем.

Кто в группе риска

В группе риска находится каждый, кто стремится жить “модно” и в духе времени: быть максимально функциональным и эффективным.

Как психоаналитика меня ужасает то, насколько сегодня востребовано болезненное состояние, дисгармоничное,  убийственное для нашей психики.

По сути, это – стремление к маниакальному состоянию:

В группе риска те, кто не выдерживает и не отстаивает свои границы. Тот, кто не может сказать себе – «Стоп» и другим – «Нет».

Профвыгоранию больше подвержены мужчины или женщины?

В силу нашей нервной конституции и предрасположенности, женщины с меньшими усилиями способны ежедневно повторять рутинные действия и при этом “не сходить с ума”. Мужчины больше страдают от монотонности. Но хаос – беспорядок – постоянное выживание в бардаке и тщетные попытки его упорядочить – это путь к выгоранию.

Если быт и рутину превратить в уют и гармоничный упорядоченный распорядок – жить будет приятней.

21 век даёт возможность обоим полам быть востребованными в культуре. Замыкаться в рамках дома, кабинета, пола и отношений – вот дорога в никуда!

Профессиональное выгорание: какие его основные симптомы

Какие стадии развития синдрома?

Мне бы не хотелось уходить в стадийность, но важно обозначить главное: ежедневные «потерплю», «ещё немного», «ничего, не сахарный», «ок, уступлю», «посплю потом», «пропущу обед и сегодня», «потерплю и не пойду в туалет ещё часок» – это все как снежный ком наворачивается и окутывает нас пассивностью и отсутствием желания продолжать.

Как можно предупредить появление синдрома?

Все секреты и советы прописаны и доступны нам. Это принципы ЗОЖ:) Главное – найти комфортный для себя образ жизни, а не ставить рекорды своей ответственностью, и соблюдать правила здорового питания и тренировок. Радовать себя! Украшать свою жизнь приятными встречами, порядком, последовательностью. Позволить себе путешествия, новые знакомства, продолжать учиться! Всю жизнь.

Влюбляться. Это – лучшее лекарство.

Лечение синдрома профвыгорания: профессиональная помощь и методы самопомощи

Метод самопомощи – отказаться от нарциссического стремления “быть идеальным”. Признать себя живым, разным. Обнаружить себя человеком, который нуждается в поддержке и гармонии. Психотерапия – это возможность познакомиться с собой и перестать полагаться на чьи-то ожидания.

Читайте также:  Как часто подтверждается синдром дауна

Антидепрессанты и седативные – необходимость при лечении или способ на время убрать симптомы?

Рекомендовать их назначение имеет право только профильный специалист. Самоназначение  препарата приведет к трагедии. Чаще всего, психотерапия и гармонизация образа жизни справляются просто прекрасно!

Могут ли близкие люди помочь человеку, у которого есть симптомы профвыгорания?

Да, они могут перестать критиковать и оценивать, волноваться, требовать помощи и внимания,
и просто сказать: «Я люблю тебя и ценю, я вижу, как много ты трудишься, и мне кажется, что это по-настоящему тяжело. Я готов попытаться облегчить твою жизнь тем, что буду выполнять твои просьбы. Ты можешь ко мне обращаться». Этого достаточно.

Одна профессия на всю жизнь – пережиток прошлого или оптимальный вариант?

Мы сегодня все – мультифункционалисты. Люди, которые могут найти себя в множестве даже не смежных направлений!
Образование – не равно профессия! Выбор, сделанный в 20 лет, не обязан длиться до последнего вздоха. Важно продолжать учиться и помнить, что в этой жизни можно и нужно успеть все, к чему стремится душа. Чаще всего, это смежное с детской игрой.

Можно ли избежать профвыгорания, работая на протяжении многих лет в одной сфере?

Безусловно! Соблюдая гармоничный для Вас образ жизни. Речь не о равном разделении 100 % времени между 4 основными сферами жизни. Это абсурд! В какие-то периоды совершенно уместно отдавать 70 % своего времени 1 направлению (например, новорождённый малыш, или любовные отношения, или прощание с близким человеком, который покидает этот мир).

Задача – научиться себя слышать, а не слушаться Сверх – Я (одна из структур нашего психического аппарата, которая очень условно диктует нам «ты должен»).

Некоторые (а, возможно, и многие) убеждены: «работа на то и работа, чтобы страдать от отпуска до отпуска». Имеет ли такой способ мышления право на жизнь, и как можно искоренить эту установку?

Работа – это 70% нашего жизненного времени. Посчитайте, сколько жизни можно “прострадать” и вспомните, что жизнь конечна. Работа – это не хобби, она может быть энергозатратной, она может быть сложной! Но она должна давать ресурс жить! Ресурс отдыхать! Интересоваться и главное – развиваться!

Насколько важно человеку найти свое призвание или дело по душе?

Безусловно, это очень важно. Смысл жизни – это жить с мыслью. Призвание – это озвученная мысль жизни.

Несколько Ваших советов, что помогут человеку найти его призвание:

  • Пробовать!
  • Учиться!
  • Путешествовать (не обязательно на другие континенты, можно даже в другой город)!
  • Осваивать новые навыки.
  • Танцевать! Рисовать! Петь!

Ведь это развитие того, что раньше в душе и теле было невостребованным.

Это – новый круг общения, новые отношения, новый виток жизни.

Подытоживая беседу со специалистом, estet-portal.com отмечает: синдром эмоционального выгорания – актуальная проблема современности, во избежание которой очень важно грамотно распределять нагрузку, научиться слушать себя, находить возможность переключаться с одного вида деятельности на другой, а также не забывать радовать себя, ведь счастье и гармония – ближе, чем нам, порой, кажется.

Читайте также: Синдром выгорания: как это обычно происходит

Читать больше на Estet-portal.com

Источник

В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.

В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.

Сегодня я расскажу вам подробней о:

  • профессиональном выгорании;
  • причинах его возникновения;
  • стадиях;

Что мы знаем о профессиональном выгорании?

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.

Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).

Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.

Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:

  • Токсичная рабочая среда;
  • Изоляция в коллективе;
  • Хаотичная постановка задач со стороны руководства.

Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.

Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

Читайте также:  Подозрение ребенка на синдром дауна

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?

Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.

Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:

  • Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
  • Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
  • Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
  • Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
  • Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).

Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.

Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.

Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.

Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».

В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:

  • нервное истощение;
  • утрату какой-либо мотивации;
  • снижение концентрации внимания;
  • апатию.

Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».

Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:

  • вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
  • вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
  • вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
  • вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
  • вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
  • у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
  • вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
  • вы постоянно откладываете дела на потом;
  • вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).

Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.

Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:

1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);

2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);

3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)

В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.

Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.

Вам будут интересны следующие статьи:

Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?

Как перестать постоянно нервничать?

Как стать счастливее во время самоизоляции?

Источник