Синдром эмоционального выгорания лечение лекарствами

Синдром эмоционального выгорания лечение лекарствами thumbnail

Синдром эмоционального выгоранияСимптоматический комплекс, характеризующийся утратой интереса и активности к рабочей деятельности, называют синдромом эмоционального выгорания. При сильном напряжении человек чувствует сильную физическую или интеллектуальную усталость. В результате у пациента может наблюдаться снижение ответственности за выполнение рабочих обязательств и их качество.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Чтобы снизить вероятность развития синдром или бороться с уже появившимися последствиями чрезмерной нагрузки, рекомендуется выполнять следующие советы врачей:

  1. Практиковать релаксирующие методики, не откладывать положенный отпуск на более позднее время, организовывать развлекательный досуг
  2. Заняться тайм менеджментом: распределять время таким образом, чтобы выполнять рабочие обязанности и оставлять время на заслуженный отдых
  3. Деление обязанностей. Не рекомендуется все «взваливать» на собственные плечи, если существует возможность распределить часть задач на других людей
  4. Включить в недельный распорядок дня занятия в спортивной секции или посещать бассейн
  5. Уделять время на встречи с близкими друзьями, проводить совместные мероприятия с семьей
  6. Вспомнить о любимых хобби и занятиях
  7. Сделать себе подарок, пройтись по магазинам.

Если развивается синдром эмоционального выгорания, то негативным образом он воздействует не только на рабочий процесс, но и приводит к формированию стрессового состояния, ухудшается память и концентрация внимания. Когда человек запускает данное состояние, может развиваться длительная и устойчивая депрессия, головные боли различной интенсивности.

Синдром профессионального эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание может произойти у человека, работающего в любой отрасли: обслуживания, медицине, юриспруденции, строительстве. В действительности, специфика деятельности не является определяющим фактором при развитии болезни. Как правило, среди основной специфики можно выделить наличие постоянных стрессов, загруженность работника, возраст и физические особенности.

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

У медицинского персонала синдром эмоционального выгорания встречается чаще всего, поскольку каждый день их работа предполагает наличие стрессовой ситуации, в которой требуется максимальная концентрация внимания. Проявляется в снижении умственной и физической активности, а также развитии хронического стресса и эмоционального выгорания. Как правило, в группе риске находятся следующие категории сотрудников:

  1. Повышенная ответственность за принятие решений
  2. Человечность и переживание за других людей
  3. Постоянная физическая готовность максимально быстро прийти на помощь человеку
  4. Потребность постоянно чувствовать собственную нужность
  5. Добросердечие.

Когда синдром эмоционального выгорания начинает активно развиваться, зачастую вместо понимающего человеке появляется новый персонаж: холодный и циничный. Это происходит в результате постоянного воздействия стрессового состояния.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Рабочей спецификой педагога является постоянные контакты с детьми различных возрастных категорий. Кроме того, в неурочное время приходится решать организационные вопросы с коллегами и начальством, что нередко приводит к стрессовым состояниям и повышенной интеллектуальной деятельности. 

Синдром возникает чаще всего в результате присутствия нескольких факторов одновременно: наличия постоянного и беспрерывного напряжения, отсутствие четкой рабочей организации, отсутствие тишины. Человек постоянно находится в ситуации, когда на него возлагается большое количество обязанностей, а также ответственность за подопечных.

Когда эмоциональные и физические ресурсы педагога подходят к концу, организм автоматически активирует состояние психологической защиты. В результате уровень раздражительности повышается, может развиться депрессивное состояние.

Синдром эмоционального выгорания врача

Работа лечащего врача предполагает высокую ответственность за здоровье своих пациентов. У людей, обладающих добросердечностью и стремлением помогать людям, синдром эмоционального выгорания проявляется в большой степени.

Когда физические и эмоциональные ресурсы подходят к концу, организм включает защитный барьер, стараясь сэкономить остатки для обеспечения жизнедеятельности. В результате человек начинает раздражаться по любому поводу, испытывать апатию и депрессию.

Синдром эмоционального выгорания у медработников

Как и в сфере обслуживания, работа медицинского персонала тесно взаимосвязана с общением с другими людьми. Поэтому своевременное диагностирование эмоционального выгорания является актуальной задачей.

Специфика работы в медицинской сфере предполагает постоянное перенапряжение в физическом и эмоциональном плане. Чтобы уберечь собственные ресурсы, приходится выстраивать психологическую защиту и становиться менее восприимчивым.

Синдром эмоционального выгорания сотрудников

Эмоциональное выгорание сотрудников в любой профессиональной сфере в первую очередь связан с бесконечной рутиной и выполнением одних и тех же обязательств. Поскольку развитие и достижение требует прохождение многочисленных ступеней и реализации поставленных целей, человек нередко начинает привыкать к новым материальных или эмоциональным благам. Как результат, рано или поздно происходит обесценивание, потеря интереса, апатичность, нежелание двигаться дальше и развиваться.

В результате у работников возникают те же самые сложности: депрессия, раздражительность, нежелание надлежащим образом выполнять собственные обязательства.

Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

В профессиональной сфере синдром развивается в том случае, когда у человека накапливается большое количество отрицательных эмоций, которые не могут найти выхода и высвободиться. Отличительной особенностью является появление опасности, что человек достигнет критической точки и полного сгорания, что негативно отобразится на его эмоциональном и физическом состоянии.

Отсутствие понимание со стороны других людей, ненадлежащее выполнение обязанностей нередко приводит к тому, что человек сам начинает обесценивать собственные усилия и вовсе перестает предпринимать какие-либо действия. Чаще всего распространяется у тех людей, чья деятельность связана с плотными контактами с другими людьми.

Синдром эмоционального выгорания специалистов

Когда выгорание происходит на эмоциональном уровне, стоит отметить, что у человека может проявиться несколько симптомов одновременно. Общее количество возможных побочных эффектов насчитывается около 100. Чаще всего появляется в результате накопленной хронической усталости и отсутствия положенного отдыха, постоянного напряжения.

В процессе развития синдрома у человека появляются жалобы на постоянное чувство усталости, невозможности выполнять физические нагрузки, раздражение и депрессию.

Профессиональная деформация синдром эмоционального выгорания

Человек может любить свою работу, выполнять ее надлежащим образом, добиваться личностного и карьерного роста. Однако если он не получает достаточное количество отдыха и постоянно находится в физическом или эмоциональном напряжении, избежать развитие синдрома эмоционального выгорания практически невозможно.

Появляется у специалистов, которые большинство времени взаимодействуют с другими людьми.

Симптомы синдрома эмоционального выгорания

Основным проявлением является реакция на развитие постоянного стресса и депрессией, которая связана со спецификой рабочей деятельности. Основной триадой симптомов, свойственных для синдрома эмоционального выгорания, являются следующие аспекты:

  1. Апатия и безразличие
  2. Дегуманизация
  3. Недостаточная оценка собственных профессиональных навыков.
Читайте также:  Синдромом вбн что это такое

Человек прекращает выполнять рабочую деятельность надлежащим образом, поскольку его мотивация снижается, и он не видит смысла в собственных стараниях. Также можно диагностировать желание уменьшить наличие социальных контактов с другими людьми, в том числе с близкими родственниками.

Стресс и синдром эмоционального выгорания личности

Наличие постоянных стрессов напрямую связано с развитием синдрома эмоционального выгорания личности. В первую очередь это объясняется тем, что человек находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже во время отдыха. Стресс может быть связан с личностными переживаниями, сложностями на работе и другими аспектами.

Синдром эмоционально психологического выгорания

Развитие предполагает длительный промежуток времени, поэтому синдром не возникает на пустом месте. Как правило, у человека постепенно появляется несколько симптомов, один за другим. Поскольку жизнь наполнения различными переживаниями, при изменении обстоятельств может произойти их притупление.

Перед тем, как наступит синдром, человек испытывает эмоциональный подъем, желание вкладывать в рабочий процесс все ресурсы, которые есть в наличии. Однако через короткий промежуток времени наступает апатичное настроение, депрессия, чтобы выполнить даже обычное повседневное действие, приходиться прикладывать непосильные усилия.

Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении

Большую часть времени в повседневной жизни человек проводит на работе. Кроме выполнения своих рабочих обязанностей, он должен поддерживать взаимодействия с коллегами и начальством. Если он начинает работать без необходимого отдыха, прикладывать максимум своих ресурсов или находится в постоянном стрессе, наступает эмоциональное выгорание, связанное с профессиональной деятельностью.

Работоспособность сотрудника начинает стремительно падать, что отображается не только на продуктивности труда, но и его общении с другими людьми: появляется раздражительность, апатичность, негативный эмоциональный фон.

Синдром эмоционального выгорания – профессиональный стресс

Касательно профессионального стресса – это один из главных аспектов возникновения синдрома. Нередко человек испытывает сложности в работе, чтобы достичь поставленной цели. Если задача не решается на протяжении длительного периода времени, а все усилия не приносят ожидаемого результата, у работника наступает эмоциональное выгорание.

Важно отметить, что в данном случае наличие постоянного стресса тесно связано с развитием синдрома. Фактически он является прямой предпосылкой эмоционального выгорания.

Причины синдрома эмоционального выгорания

Изучение и работа с СЭВ (синдром эмоционального выгорания) находятся в компетенции клинических психологов, которые формируют все возможные способы решения поставленной задачи и восстановление нормального самочувствия пациента. Среди основных причин можно выделить следующие аспекты:

  1. Личностный
  2. Организационный
  3. Содержательный.

В процессе изучения конкретной ситуации может быть выявлено воздействие одного или нескольких аспектов

Диагностика синдрома эмоционального выгорания

Среди основных диагностических методов выделяют 3 категории:

  1. Опрос. Осуществляется сбор информации на основании рассказа самого пациента
  2. Использование специфических психодиагностик. Как правило, используются личностные опросники
  3. Общая психодиагностика. Выявляется уровень распространения депрессивного состояния, изучение и оценка общего эмоционального фона.

На основании полученных результатов психологи выявляют развитие СЭВ.

Стадии синдрома эмоционального выгорания

Дж. Гринберг сформировал следующую иерархию развития синдрома эмоционального выгорания:

  1. «Медовый месяц». Когда у человека остается благоприятный эмоциональный фон и адекватная самооценка
  2. Недостаточное количество топлива. Появляется апатия и постоянное наличие усталости
  3. Хроническое состояние. Раздражительность, депрессия, желание уменьшить количество социальных контактов
  4. Кризис. Пик развития синдрома эмоционального выгорания, когда негативные эмоциональные проявления достигают критически высокой точки
  5. Пробивание стенки. Обострение имеющихся нарушений, что нередко может представлять угрозу для жизни.

Чтобы не допустить развития 5-ой ступени, лечению необходимо уделить особое внимание.

Лечение синдрома эмоционального выгорания

Программа лечения осуществляется в индивидуальном порядке и строится на основании состояния пациента и уровня развития СЭВ. В первую очередь предполагается психологическое консультирование или работа с психотерапевтом. При неконтролируемом нарастании депрессивного или апатичного состояния используется медикаментозная терапия. Все препараты назначаются исключительно лечащим специалистом.

Источник

Л.С.Чутко, А.В.Рожкова, В.А.Сидоренко, С.Ю.Сурушкина
Институт мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Резюме

33 пациента с синдромом эмоционального выгорания были включены в исследование. Были изучены их качество жизни, влияние Церебролизина на их клинико-психологические состояния. Результаты исследования показали улучшение качества жизни больных после лечения. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, качество жизни, Церебролизин.

Хронический стресс оказывает значительное влияние на физическое и психическое здоровье специалистов. Так, деятельность, связанная с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, может являться причиной профессионального стресса и приводить к развитию синдрома эмоционального выгорания – СЭВ [6, 9]. СЭВ характеризуется постепенной утратой эмоциональной, когнитивной и физической энергии и проявляется в симптомах эмоционального и умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения от исполнения работы. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. C.Maslach в своей работе показала, что средний медицинский персонал психиатрических клиник обычно «выгорает» через 1,5 года профессиональной деятельности, юристы через 2 года, а социальные работники через 2–4 года [13]. При этом степень выраженности «перегорания» неодинакова у представителей разных специализаций. Так, наиболее высокие показатели «перегорания» обнаружены прежде всего у психиатров и онкологов [15]. В исследовании М.М.Скугаревской, проведенном среди врачей-психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов, показано, что почти 80% из их числа имеют признаки СЭВ различной степени выраженности; при этом 7,8% имеют резко выраженные проявления синдрома, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям [7]. По данным Н.Водопьяновой и Е.Старченковой, выгорание чаще встречается у сотрудников государственных медицинских учреждений по сравнению с частными клиниками [3]. Это может быть обусловлено различиями в оплате труда и организационных условиях работы. С.Cherniss в 1980 г. определил данное состояние как потерю мотивации к работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении [11]. В дальнейшем C.Maslach обозначила основные признаки СЭВ: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [13]. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией в данном случае понимается не классическое психиатрическое понимание данного термина, а скорее понижение личностного компонента в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношений к объектам своей деятельности (пациентам/ клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизма. Редукция личных профессиональных достижений – занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. C.Maslach и S.Jackson отметили, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации (дегуманизации), а женщинам – более высокое эмоциональное истощение [14]. По мнению В.В.Бойко, СЭВ представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. W.Schaufeli отметил тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально-экономической нестабильности [17]. Профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания [3]. По мнению C.Maslach [13], выгорание возникает поэтапно, в соответствии со стадиями стресса:

  1. Эмоциональное напряжение, тревога;
  2. Сопротивление – человек пытается оградить себя от неприятных эмоций;
  3. Истощение ресурсов вследствие неэффективности сопротивления.
Читайте также:  Геморрагический синдром при болезнях печени

Многие исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения астении [16, 18]. Проведенные нами ранее исследования свидетельствуют о том, что астенический синдром является ведущим в клинической картине СЭВ [8]. Цель данного исследования – изучение качества жизни (КЖ) пациентов с СЭВ и оценка влияния препарата Церебролизин на клинико психологические проявления СЭВ.

Материалы и методы

Исследуемую группу составили 33 пациента мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет с выраженными проявлениями СЭВ. Средний возраст пациентов 37±7,3 года. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев Международной классификации болезней 10-го пересмотра. Критерии включения: признаки СЭВ согласно C.Maslach. Критерии исключения: наличие в анамнезе депрессивных эпизодов, биполярного расстройства, шизофрении, органических заболевания нервной системы, хронических соматических заболеваний в стадии обострения. Оценка проявлений СЭВ проводилась с помощью опросника В.В.Бойко. Использование данного опросника позволило включить в данную группу пациентов, находящихся в III фазе формирования выгорания – фазе истощения.
Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении (MFI-20) c пятью подшкалами. Шкала состоит из 20 утверждений, отражающих общую астению, пониженную активность, снижение мотивации, физическую астению и психическую астению. Каждый пункт оценивается от 1 до 5 баллов. Кроме этого, использовалась визуальная аналоговая шкала астении (10-балльный вариант). Балл 0 соответствовал отсутствию усталости, уровень в 10 баллов соответствовал максимальной степени усталости. Для оценки уровня тревожности и депрессии использовалась госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии (HADS). КЖ изучалось при помощи русской версии опросника SF-36. Результаты представлялись в виде балльных оценок по восьми шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ. Количественно оценивались следующие показатели:

  1. ФФ – физическое функционирование, отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице,
    переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья.
  2. РФФ – ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием: влияние физического
    состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента.
  3. ИБ – интенсивность физической боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.
  4. ОСЗ – общее состояние здоровья: оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже баллы по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
  5. ЖА – жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении ЖА.
  6. СФ – социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
  7. РЭФ – ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
  8. ПЗ – психическое здоровье, характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных,
    тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Для лечения пациентов был использован препарат Церебролизин в дозе 5 мл внутримышечно. Церебролизин представляет собой пептидный препарат, полученный с помощью стандартизированного ферментативного гидролиза свободных от липидов белков головного мозга свиней. Курс лечения – 15 инъекций. Результаты оценивались через 1 мес после начала курса Церебролизина. Другая терапия в течение данного периода не проводилась. Контрольную группу составили 35 практически здоровых людей в возрасте от 25 до 45 лет (средний возраст 36,3±7,2 года).

Результаты исследования

При обследовании пациентов средняя суммарная выраженность по шкале Бойко составила 168,5±41,7 балла, что свидетельствовало о наличии сформировавшейся стадии СЭВ. Необходимо отметить, что в наибольшей степени были выражены симптомы, относящиеся к фазе истощения, – наиболее выраженной стадии СЭВ. Средний показатель данной фазы выгорания 82,5±18,6 6алла. Клиническая картина у большинства пациентов характеризовалась выраженной астенической симптоматикой (см. таблицу). При этом отмечалась наибольшая выраженность астении по субшкалам «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Пациенты оценили степень выраженности своей утомляемости по ВАШ в среднем в 8,3±1,5 балла.
Помимо этого пациенты с СЭВ характеризовались клинически выраженным уровнем тревоги и субклинически выраженным уровнем депрессии. Данные показатели достоверно выше соответствующих показателей в контрольной группе (см. таблицу). Пациенты с СЭВ характеризуются по сравнению со здоровыми людьми снижением КЖ по всем показателям, особенно по уровню ЖА, ОСЗ, ПЗ (см. рисунок). После окончания курса Церебролизина клиническое улучшение получено у 23 (69,7%) пациентов из наблюдаемой группы. Пациенты отметили уменьшение утомляемости, дневной сонливости, появление ощущения бодрости. Количественная диагностика состояния пациентов с помощью методики Бойко позволила зарегистрировать значительное уменьшение как суммарной выраженности выгорания, так и выраженности симптомов, характеризующих фазу истощения (см. таблицу).

Читайте также:  Мозаичная форма при синдроме дауна

На фоне проведенной терапии было получено достоверное снижение как суммарного показателя астении по шкале MFI-20, так и показателей по субшкалам «общая астения», «психическая астения», «пониженная активность». Кроме того, оценка результатов лечения показывает уменьшение показателей депрессии, при этом динамики показателей тревожности не отмечалось.

Результаты исследования КЖ после курса Церебролизина показали достоверное повышение показателей по шкалам ОСЗ, ЖА, ПЗ, СФ (см. рисунок). Таким образом, после курса Церебролизина отмечалось выраженное повышение уровня КЖ. Как побочный эффект можно отметить появление на фоне лечения в одном случае жалоб на нарушения сна (трудности засыпания).

Обсуждение

Проведенное исследование показывает выраженное снижение КЖ у пациентов с СЭВ, причем не только по показателю ЖА, отражающему истощаемость, но и по показателям общего и ПЗ, что свидетельствует о выраженных эмоциональных нарушениях и негативных оценках больными своего состояния здоровья в настоящий момент и оценках перспектив лечения.
В ходе данного исследования установлено, что использование Церебролизина позволяет уменьшить клинические проявления СЭВ и повысить уровень КЖ у пациентов, страдающих данным расстройством.
Так, необходимо отметить улучшение показателей СФ, изменение отношения к своему здоровью. На
фоне приема препарата происходит выраженное снижение степени астении, уменьшение показателей депрессии.
Механизм действия Церебролизина подобен естественным нейротрофическим факторам. Препарат хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер в условиях парентерального (внутривенного
или внутримышечного) введения, поскольку он содержит только низкомолекулярные олигопептиды (молекулярный вес до 10 тыс. дальтон). Проведенные исследования показали способность Церебролизина повышать жизнеспособность и выживаемость нейронов за счет влияния на процессы эксайтотоксичности и свободнорадикального окисления, которые поддерживают нейроапоптоз, обусловленный различными факторами (ишемия, гипоксия, окислительный стресс, интоксикация) [2, 5, 10]. Церебролизин оказывает свое влияние на двух терапевтических уровнях – нейропротекции и нейрорегенерации. Церебролизин является препаратом с доказанной нейронспецифической нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных факторов нейронального роста, но проявляющейся в отличие от них в условиях периферического введения. Он стимулирует дифференциацию нейронов и спруттинга нейритов в процессе постнатального развития мозга, поддерживает жизнедеятельность нейронов, защищая от повреждающих воздействий. За счет нейротрофического действия Церебролизин препятствует процессу нейродегенерации и активирует синтез нейромедиаторов. Также следует отметить, что терапия Церебролизином позволяет значительно увеличить регенеративный потенциал нервной ткани, так как препарат стимулирует рост олигодендроцитов, восстанавливая структуру не только нейронов, но и клеток глии [4, 12].
Результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод об эффективности применения Церебролизина в лечении клинических проявлений СЭВ. Церебролизин, демонстрируя нейропротекторные, стресспротекторные и антиастенический эффекты, помогает существенно
повысить КЖ. Можно предположить, что сочетанное применение Церебролизина вместе с транквилизаторами (анксиолитиками) и/или антидепрессантами, а также с психотерапевтической коррекцией повысит эффективность терапии.

Литература

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. СПб: Питер, 2004.
2. Виленский Б.С., Кузнецов Л.Н., Виноградов О.И. Повторное курсовое назначение Церебролизина –
новое направление реабилитации больных, перенесших ишемический инсульт. Рус. мед. журн. 2008; 16 (12): 1658–60.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер,
2005.
4. Гусев Б.И., Камчатнов П.Р. Пластичность нервной системы. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2004; 104 (3): 73–9.
5. Гусев Е.И., Гехт А.Б., Белоусов Ю.Б. Клинические и фармакоэкономические особенности применения Церебролизина в восстановительном лечении ишемического инсульта. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2007; 10: 26–33.
6. Сидоров П.И., Сложеникин А.П., Новикова И.А. Синдром эмоционального выгорания у лиц
коммуникативных профессий. Гигиена и санитария. 2008; 3: 29–33.
7. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Мед. новости. 2002; 7: 3–9.
8. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. и др. Коррекция клинических проявлений синдрома
эмоционального выгорания Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 2009; 109 (2): 66–8.
9. Чутко Л.С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. СПб.: Речь,
2010.
10. Alvarez XA, Cacabelos R, Laredo M et al. 24-week, double-blind, placebo-controlled study of three
dosages of Cerebrolysin in patients with mild to moderate Alzheimer’s disease. Eur J Neurol 2006; 13
(Suppl. 1): 43–54.
11. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In:
Professional of burn-out: recend developments in theory and research. London: Taylor and Francis 1993;
p. 135–49.
12. Hutter Paier B, Steiner E, Windisch M. Cerebrolysin protects isolated cortical neurons from
neurodegeneration after brief histotoxic hypoxia. J Neural Transm 1998; 53 (Suppl.): 351–61.
13. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis. The burnout syndrome: current research, theory,
interventions. Ed.: J.Jones. London 1982; 11 (78): 78–85.
14. Maslach C, Jackson SE. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press
1986.
15. Olkinuora M, Asp S, Juntunen J et al. Stress symptoms, burnout and suicidal thoughts in Finnish
physicians. Soc Psychiat Epid 1990; 25 (2): 81–6.
16. Racanelli C. Attachment and compassion fatigue among American and Israeli mental health clinicians
working with traumatized victims of terrorism. Int J Emerg Ment Health 2005; 7 (2): 115–1124.
17. Schaufeli WB, Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: a critical analysis of
theory, assessment, research and interventions. Washington DC 1999.
18. Taylor B, Barling J. Identifying sources and effects of career fatigue and burnout for mental health
nurses: a qualitative approach. Int J Ment Health Nurs 2004; 13 (2): 117–1125.

Сведения об авторе
Л.С.Чутко – Центр поведенческой неврологии. E-mail: info@spbnevrolog.ru

Скачать материал в формате PDF (186 Кб)

Источник