Синдром эмоционального выгорания медицинские статьи

Синдром эмоционального выгорания медицинские статьи thumbnail

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДРАБОТНИКОВ

Болотина З.И.

 преподаватель ОГАПОУ

 «Валуйский колледж»

Проблематика стрессо устойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А.Лазаруса, было показано, что длительное воздействие стресса приводит к снижению общей психической устойчивости организма, появлению чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденции к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена  – синдрома профессионального выгорания.

В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «психическое выгорание». Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей  социальных профессий. Позднее было дано определение этому феномену, и теперь принято считать, что это Синдром эмоционального выгорания.

     Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций  – служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) –  понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинской общественности страны была продемонстрирована в нескольких исследованиях. В частности, было показано, что распространённость СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%. Признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развёрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ.

Клиническая картина СЭВ многогранна и состоит из ряда психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков социальной дисфункции. К психопатологическим проявлениям относят хроническую усталость, потерю энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации, а также личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут способствовать суициду.

Кроме этого, прослеживается связь между СЭВ и развитием зависимостей от психо активных веществ. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия). Наблюдаются частые простудные заболевания, возможно обострение хронических болезней: бронхиальной астмы, дерматитов, псориаза и др.

К признакам социальной дисфункции можно отнести социальную изоляцию, проблемы в семье, на рабочем месте. Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ:

  • предельное истощение; 
  • чувство личностной отстраненности от пациентов и от работы. 
  • ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

    Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Но затем наступает истощение. Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект выгорания, его можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Сами обследуемые люди, испытывающие выгорание, описывают отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе через изменение своего сострадания в отношении к пациенту. Как своеобразный способ защиты от эмоциональных раздражителей, мешающих эффективному выполнению работы. В крайних проявлениях СЭВ человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, не вызывает эмоционального отклика -ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к человеку – субъекту профессиональной деятельности, Он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Ощущение утраты достижений, или чувство некомпетентности в процессе развития СЭВ становится доминирующим мотивом в оценке специалистом своей работы. Люди не видят перспектив для профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, человек испытывает потребность отстраниться на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при СЭВ можно отнести следующие: потеря ясности мышления; трудности концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти; постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя; увеличение числа ошибок и оговорок; увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации, близкие к ним. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и, распространяться через неофициальные взаимодействия на работе. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы). 
  2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности). 
  3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психо активных веществ). 
  4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами). 
  5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег.

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания подразделяют на организационные и личностные

Читайте также:  Синдром раздраженной кишки симптомы лечение

     Ключевым компонентом развития СЭВ является несоответствие между личностью, её способностями противостоять стрессу и требованиями окружающей среды. К организационным факторам, относятся: высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы. отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства. недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное. невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений. двусмысленные, неоднозначные требования к работе. постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование). однообразная, монотонная деятельность. нерациональная организация труда и рабочего места (экстремальные температуры, шум, пассивное курение,  депривация сна и т. д.). необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным , отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Среди личностных характеристик наиболее важны следующие:

  • Повышенная личностная тревожность
  • Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
  • Выраженная эмоциональная лабильность.
  • Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей).
  • Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.

 Для выявления СЭВ и определения стадии его развития необходимо учитывать: наличие симптомов выгорания, нарушений сна, соматических жалоб, их очередность и временные взаимосвязи со значительными жизненными изменениями, конфликтными ситуациями в семье и на работе; предшествующие и имеющиеся заболевания (хронические соматические, инфекционные), которые могут сопровождаться астеническим симптомокомплексом или осложнять состояние пациента; социальный и профессиональный анамнез (наличие потенциальных стрессогенных факторов, учет возможных негативных влияний на личную и профессиональную жизнь); курение, употребление алкоголя и лекарств (антидепрессантов, транквилизаторов и др.); данные физикального обследования; психический статус, наличие психических расстройств; результаты психометрического тестирования (использование опросников для выявления синдрома эмоционального выгорания); результаты лабораторных анализов (общий анализ крови, тесты на функцию печени, почек, уровень электролитов в крови); «стресс – биомониторинг»  – при необходимости и возможности выполнения (уровень кортизола, специальные иммунологические и эндокринологические анализы).

     Профилактические и лечебные меры при  СЭВ во многом схожи, поскольку то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома  выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит! Первичная профилактика включает:   обсуждение  после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.. Проводят  обучение техникам релаксации – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация. Важна психо коррекция: умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет». Наличие хобби (спорт, культура, природа);  поддержание стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

     Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются: создание, поддержание «здорового рабочего окружения»; признание результатов работы; обучение руководителей. Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию синдрома  выгорания.

Литература

  1.  Сухомлинский, В.А.     Сто советов учителю, / В.А.Сухомлинский,  М. 2012г.

Источник

Автор

«Светя другим, сгораю сам»,
 голландский врач и анатом XVII века 
Николас Ван Тульпа

Проблема эмоционального выгорания медицинских работников является объектом внимания и изучения многих специалистов, в том числе, медицинских психологов. Труд врачей и других медработников сопровождается воздействием на них целого ряда неблагоприятных для здоровья факторов. Среди таких факторов можно отметить опасность инфицирования, контакты с аллергенами, сенсибилизирующими, раздражающими или токсическими веществами, различные виды излучения, вибрация, вынужденная рабочая поза со статическими нагрузками и др. Неблагоприятным фактором для медицинских работников также является профессиональный стресс, об этом свидетельствуют все более частые и масштабные исследования и регулярные публикации на эту тему в медицинских и психологических журналах. Работа врача и медицинского персонала характеризуется ежедневными интенсивными эмоционально напряженным взаимодействием с пациентами и коллегами, неизбежной необходимостью вовлечения в проблемы других людей, давлением определенных социальных норм, предписывающих жесткие стереотипы эмоционального реагирования (быть сдержанным, терпеливым, заботливым, понимающим, сочувствующим и т. д.).  

К наиболее устойчивым факторам, вызывающим  эмоциональный стресс, относятся:

  • изнурение работой,
  • дефицит времени,
  • отрицательные эмоции, связанные с ожиданием, неразрешенными конфликтами,
  • противоречия между требованиями и возможностями реализации,
  • неблагоприятный психологический климат в коллективе.  

Триггерами для формировании эмоционального выгорания также могут являться социально-экономические факторы  (неудовлетворенность  своим социально-экономическим статусом, сокращение рабочих мест, переезд) и ситуационные (аттестация специалистов, участие в конкурсах на замещение вакантных должностей, вступление в новую должность). А также ряд перманентных факторов (финансовые обязательства и др.)

Синдром эмоционального выгорания включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию профессиональных взаимоотношений.

Симптомы эмоционального истощения включают в себя:

  • низкую стрессоустойчивость,
  • беспокойство и тревогу,
  • отказ от трудных ситуаций,
  • ограниченную способность к конструктивному решению проблем,
  • низкую субъективную оценку профессиональной деятельности.

Специфика труда медицинского персонала, прежде всего, сопряжена с большой эмоциональной и психической нагрузкой. Необходимость постоянного контакта с пациентами (а в стационарах – и с их родственниками) играет важную роль в формировании хронического эмоционального напряжения.  

Клинически синдром эмоционального выгорания у медицинских работников проявляется:

  • эмоциональным истощением,
  • уменьшением или утратой эмпатии и собственной самодостаточности,
  • снижением (завышением) самооценки, 
  • низкой фрустрационной толерантностью,
  • тревожностью,
  • склонностью к аддикции.  
Читайте также:  Синдром жидкости в полости плевры

Психологические проявления синдрома: профессиональная усталость,  снижение работоспособности,  связанные с возрастом психологические изменения, осознание недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощности, возможны кризисные явления при более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы, уровне профессиональной компетентности. В результате возникает состояние профессиональной апатии и пассивности, либо чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью.  

С синдромом выгорания может столкнуться каждый профессионал, работающий в медицине. Поэтому столь важны профилактические мероприятия, направленные на повышение психологической устойчивости к стрессам и снижению риска выгорания. Наиболее эффективным форматом встреч являются семинары-тренинги. Медицинским работникам предоставляется информация об источниках эмоционального стресса при работе с больными людьми, базовые знания о профессиональных деформациях и их профилактике, профессиональной коммуникации, внедряются стандарты общения, характеристика синдрома эмоционального выгорания, способы поведения в конфликтных ситуациях, отрабатываются техники контроля собственного времени (тайм-менеджмент).  

Кроме этого, участники получают мотивацию к здоровому образу жизни в самом широком смысле этого понятия, мотивацию к личностному росту, уверенности в себе, сплоченности коллектива, что особенно важно при бригадной форме работы.  Для этого используются арт-терапевтические методики, когнитивно-поведенческие техники, символдрама.  

Для снятия психоэмоционального напряжения, повышения уровня стрессоустойчивости предлагается комплекс психофизических упражнений, на основе метода психофизиологической саморегуляции «Ключ». Для развития навыков саморегуляции, обучения методам мышечного расслабления, освоения навыков, способствующих улучшению психоэмоционального и физического состояния, преодоления усталости используются техники релаксации (Джекобсон) и медитации. Безусловно важным является освоение дыхательных техник.  

Результатом проведенных мероприятий повышаются навыки эффективной коммуникации, развивается стрессопластичность и саморегуляция, личностный рост сотрудников: целеустремленность, адекватная самооценка и уровень притязаний, стремление к повышению квалификации, высокий уровень самоконтроля, решительность, оптимизм, активность, низкая конфликтность и незначительная тревожность.  

Таким образом, проведение семинаров-тренингов для медицинских сотрудников,  направленных на повышение психологической устойчивости к стрессам и снижения риска выгорания, способствует не только личностному росту и профессиональной компетентности медицинских работников, но и улучшению психоэмоционального и физического состояния, а также повышению работоспособности в целом.  Следовательно, внедрение коррекционных технологий и использование психотерапевтических методов в работе медицинского психолога – это мощное профилактическое средство для предупреждения выгорания персонала. 

https://psy.su/

Автор

Зорина Анна Александровна

медицинский психолог наркологической службы КГБУЗ «Назаровская РБ»
Назарово

Источник

Библиографическое описание:


Пащенко, М. В. К проблеме эмоционального выгорания у врачей / М. В. Пащенко, В. А. Куташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23870/ (дата обращения: 03.10.2020).

Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС).

По современным данным [5], СЭВ (или крайняя степень эмоционального выгорания) выявляется у 13,1 %, а высокая степень эмоционального выгорания — у 49,7 % врачей первичного звена. Проявления СЭВ наиболее часто (в 17,7 % случаев) выражается в виде ненадлежащего отношения к пациентам и их проблемам, связанным с заболеванием.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, врач.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) как следствие стрессов в профессиональной деятельности уже более 30 лет широко исследуется в психологии. В отечественной науке значительное количество работ посвящено данной теме: А. А. Рукавишников (2000), Л. И. Ларенцова (2003), А. В. Арутюнов (2004), Т. В. Большак (2004), В. Е. Орел (2005) и др. [4]. Данная проблематика в сфере медицинских профессий все более интересует исследователей.

В 1974 году американский психиатр Freudenberger H. J. описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег, работников психиатрических учреждений, (деморализации, разочарования, потеря мотиваций) и назвал его «выгорание» (burn-out). Разработанная им модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, оказалась удобной для всех врачей и других специалистов, работающих в системе здравоохранения, и стала началом активного обсуждения этого явления.

Не менее известный исследователь эмоционального выгорания Maslach C. and all определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

Исследование отечественных авторов (В. В. Бойко [1]) позволило внести в определение синдрома эмоционального выгорания дополнительные акценты, позволяющие дифференцировать СЭВ с другими видами стресса. Так, «синдром эмоционального выгорания» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, что в свою очередь отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Перечень симптомов эмоционального выгорания широк, расплывчат и во многом противоречив. ВОЗ признала «синдром выгорания» проблемой, требующей медицинского вмешательства. Тем не менее в МКБ-10 «синдром выгорания» включен не в раздел психических расстройств, а выделен в отдельный диагностический таксон — Z 73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью) и шифруется Z 73 — «выгорание» (burn-out). Существует точка зрения (Постнов В. В., 2003), согласно которой эмоциональное выгорание является вариантом расстройств адаптации, входящим в рубрику МКБ-10 и относящимся к синдромам, связанным со стрессом.

Читайте также:  Ghost in the shell синдром одиночки hdrezka

В. В. Бойко [1] рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

  1.                Фаза напряжения. Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования СПВ. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.
  2.                Фаза резистентности. Выделение этой фазы в самостоятельную весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
  3.                Фаза истощения. Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания, условно можно разделить на две группы: индивидуальные и организационные (внешние). К индивидуальным (внутренним) факторам относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, выносливость, тип поведения, тревожность. Организационные (внешние) факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания, включают в себя: рабочие перегрузки, дефицит времени, большое число пациентов, неадекватное руководство, отсутствие профессиональной и личной поддержки, недостаточная профессиональная подготовка.

Опасность синдрома выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать. Поэтому знание особенностей формирования синдрома профессионального выгорания у представителей медицинских профессий необходимо для оптимизации их работы. Однако, несмотря на актуальность проблемы и необходимость ее решения, в настоящее время в учреждениях здравоохранения практически не развита система диагностики, профилактики, снижения профессионального стресса и выгорания у персонала.

Засеева И. В. и Татров А. С.(ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия») провели исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии — реанимации ГБУЗ Республиканской детской клинической больницы. В исследовании приняли участие 15 врачей и 15 медицинских сестер. Проведенный анализ выявил, что высокую степень выгорания имеют 33 % (5 чел.) врачей и 26 % (4 чел.) медсестер; среднюю степень — 47 % (7 чел.) врачей и 67 % (10 чел.) медсестер; низкую степень — 20 % (3 чел.) врачей и 7 % (1 чел.) медсестер (рис. 1).

pic_64.wmf

Рис. 1. Распределение врачей и медсестер по степеням эмоционального выгорания

Разница в развитии выраженности синдрома выгорания между врачами и медсестрами состоит в том, что у врачей более высокий процент лиц с максимальной выраженной степенью выгорания (33 % от общего числа), а у медсестер — 26 %. Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что в суммарной выборке наиболее распространена средняя степень выгорания (57 %), затем высокая (30 %), и затем низкая (13 %). [2]

В период февраля-мая 2007–2011 года на базе наркологической больницы № 17 г. Москвы было проведено исследование 120 врачей психиатров и наркологов обоего пола; средний возраст испытуемых 33,8±1,8 лет. В результате обследования по методике В. В. Бойко количество врачей психиатров-наркологов, имеющих сформированный синдром эмоционального выгорания, 37,5 % (45 чел). [3]

Следствием «эмоционального выгорания» является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, так как врачу в этом состоянии кажется, что его чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. У него появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей.

Профилактика описываемого синдрома крайне важна для представителей всех профессий, в особенности тех, что входят в группу риска. По мнению специалистов, эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т. п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало.

Литература:

  1.                Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В. В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1999.
  2.                Засеева И. В., Татров А. С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона. / Фундаментальные исследования № 6–2013
  3.                Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Шевченко Д. В. Социально-психологические факторы риска формирования эмоционального выгорания
  4.                у врачей психиатров и наркологов. / Медицинская психология в России № 4(9) — 2011.
  5.                Саблина Т. А., Бутенко Т. В. Синдром профессионального выгорания средних медицинских работников // Медицинская сестра. — 2011. — № 2.
  6.                Хохлов Р. А., Минаков Э. В., Фурменко Г. И., Ахмеджанов Н. М. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2009. N 1.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, врач, профессиональная деятельность, медсестра, обязанность, профессиональное выгорание, работа, синдром, тревожное напряжение, формирование синдрома.

Источник