Синдром эмоционального выгорания определение маслач

К. Маслач [2006] рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающие в себя три взаимосвязанных измерения: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
Эмоциональное истощение — ключевой компонент — проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к окружающим.
Формируются цинизм, дистанцирование (причем не только у профессионалов, работающих в системе «человек–человек»), враждебное отношение к тем, кто требует выполнения работы. Люди продолжают работать, но «на расстоянии вытянутой руки», стараясь не тратить лишних сил, становятся мнительными, враждебными. Страдает качество выполнения работы.
Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, формирование заниженной самооценки (профессиональной и личной), негативное самовосприятие в профессиональном плане.
Симптомы эмоционального выгорания могут возникнуть у обычных людей без каких бы то ни было патологических проблем. Это реакция не на острый, а на хронический стресс.
Зарубежные и отечественные исследования подтверждают, что эмоциональное выгорание является следствием профессиональных стрессов [Poulin, Walter, 1993; Форманюк, 1994 и др.]. Результатом же становятся:
- 1. ухудшение качества работы (из-за истощения, или цинизма);
- 2. опоздания, больничные листы, преждевременный уход с работы (человек стремится свести к минимуму расход энергии и времени на рабочем месте);
- 3. текучесть кадров (вследствие увольнений), необходимость учить новые кадры;
- 4. проблемы со здоровьем (возникающие под бременем стрессоу- язвимости); у женщин повышается вероятность ожирения;
- 5. злоупотребление алкоголем, лекарствами (как попытка справиться со стрессом);
- 6. семейные проблемы (из-за отвержения человеком помощи близких): конфликты, разводы.
Главная причина эмоционального выгорания – конфликт между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему им самим и обществом, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия.
Единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания не существует. Одни исследователи считают основными предпосылками наличие организационных проблем, другие полагают более важными личностные характеристики. Синдром выгорания представляет собой следствие воздействия комбинации организационных, профессиональных стрессоров и личностных факторов. Специалисты в области стресс-менеджмента считают, что выгорание заразно, как инфекционная болезнь. Например, К. Маслач отмечает, что появлению СЭВ могут способствовать и личностные качества человека, и контекст. Она предлагает концепцию корреляции между личностью и средой, на основе которой психолог может выстраивать стратегии вмешательства. И если мы изучаем только ситуацию или только особенности личности, помощь человеку будет неполноценной.
По ее мнению, существует шесть провоцирующих СЭВ факторов (причем некоторые из них могут оказаться критическими):
- 1. Рабочая нагрузка (как чрезмерная, так и недостаточная). Перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.
- 2. Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствие попытки выполнить неопределенные или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.
- 3. Недостаточная загруженность на рабочем месте также может стать причиной СЭВ, поскольку человек может ощущать ненужность, невостребованность, безысходность.
- 4. Контроль (возможность контролировать ситуацию). Если человеку кажется, что у него мало контроля над рабочей ситуацией (или контроль вообще отсутствует), то его уверенность в способности решать проблемы, касающиеся работы, уменьшается.
- 5. Вознаграждение (материальное подкрепление, признание заслуг, участие в распределении премиального фонда, в разработке перечня функциональных обязанностей). Исследования показали, что более низкая оплата труда в бюджетных организациях, так же как отстранение от участия в принятии организационных решений, ведет к неудовлетворенности жизнью и выгоранию как следствию переживания социальной несправедливости.
- 6. Сообщество (организационная общность, социальная поддержка). В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой может приводить к негативным переживаниям и мотивацион- но-эмоциональной деформации личности (Б.П. Бунк и В. Хоренс). Социальная поддержка традиционно рассматривается как буфер между профессиональным стрессом и дисфункциональными последствиями стрессовых событий, поскольку она влияет на уверенность человека в возможности справиться с ситуацией и помогает предупредить разрушающее влияние стресса.
- 7. Справедливость. Исследования (Buunk & Schaufeli) показали, что существует взаимосвязь между переживанием сотрудниками организации несправедливости и проявлением симптомов профессионального выгорания. Одна из возможностей избежать воздействия этого разрушительного фактора — соблюдение всеми субъектами организационного взаимодействия разработанного в организации устава, свода правил. Желательно, чтобы в разработке этих правил участвовали специалисты разных уровней.
- 8. Ценности. Несовпадение ценностей работника и организации может привести к выгоранию, что особенно актуально в настоящее время, когда люди вынуждены выполнять работу, противоречащую их системе ценностей и установок, поскольку необходимо добывать средства к существованию семьи. При выявлении причин СЭВ необходимо проанализировать, помогает работа следовать ценностям человека или противоречит им, выяснить ключевые верования человека.
Итак, существует шесть факторов, связанных с работой, которые могут спровоцировать СЭВ. Человек может во всех других сферах, кроме работы, ощущать себя позитивно. К. Маслач приводит примеры, когда преподаватели, неудовлетворенные процессом преподавания, ощущали собственную профессиональную неэффективность, но были достаточно успешны в исследовательской работе. Одним из средств профилактики СЭВ является развитие способности человека получать удовольствие от собственной деятельности.
Таким образом, выгорание – связующее звено между человеком и средой. И задача руководителей, психологов организации – своевременная профилактическая работа по предотвращению воздействия потенциальных «провокаторов» синдрома выгорания.
Источник
МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ»
(К. Маслач, С.Джексон)
Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи
К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетённость и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.
14.Мне кажется, что я слишком много работаю.
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Регистрационный бланк
Ф.И.О________________________________________________________________________
Возраст____________Пол________Дата обследования_____________________________
№. | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___ |
Ключ – трафарет к методике «Диагностика профессионального выгорания»
(вырезаются ячейки до баллов)
№. | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___ |
Обработка результатов:
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» – ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» – ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
«Редукция личных достижений» – ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Интерпретация результатов
Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон.
0 – 15 баллов – низкий уровень;
16 – 24 баллов – средний уровень;
25 баллов и выше – высокий уровень.
Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
0 – 5 баллов – низкий уровень;
6 – 10 баллов – средний уровень;
11 баллов и выше – высокий уровень.
Редукция личных достижений – проявляется в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
37 баллов и выше – низкий уровень;
31 – 36 баллов – средний уровень;
30 баллов и меньше – высокий уровень.
О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Источник
Описание методики
Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) – тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.
Теоретические основы
В большинстве случаев профессиоальное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.
Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида – находящимся на одной из его стадий. Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе – Опросник выгорания Маслач.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
- «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
- «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
- «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, – снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
Процедура проведения
Инструкция
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – “никогда”. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – “ежедневно”. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Интерпретация
Подсчёт значений шкал
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
- 0 баллов – «Никогда»;
- 1 балл – «Очень редко»;
- 2 балла – «Редко»
- 3 балла – «Иногда»;
- 4 балла – «Часто»;
- 5 баллов – «Очень часто»;
- 6 баллов – «Каждый день».
Шкала | Пункты в прямых значениях | Пункты в обратных значениях | Максимальная сумма баллов |
---|---|---|---|
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 | 6 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 | |
Редукция профессионализма | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 48 |
Оценка уровней выгорания
Субшкала | Низкий уровень L | Средний уровень M | Высокий уровень H |
---|---|---|---|
Эмоциональное истощение (среднее – 19,73) | 0-15 | 16-24 | 25 и больше |
Деперсонализация (среднее – 7,78) | 0-5 | 6-10 | 11 и больше |
Редукция профессионализма (среднее – 32,93) | 37 и больше | 31-36 | 30 и меньше |
Подсчёт интегрального индекса выгорания
В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева был предложен способ определения системного индекса синдрома перегорания на основании математической модели определения расстояния между точками в многомерном пространстве. Данный метод позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI. Получение системного показателя позволяет дать более точную оценку распространенности синдрома перегорания.
При этом нулевой точкой, «началом координат» считается точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем трём шкалам – 0 баллов. Для того, чтобы данная математическая модель была валидной, необходимо отсутствие значимых корреляций между шкалами, что было подтверждено исследованиями в лаборатории клинической психологии в НИПНИ им. Бехтерева. Кроме того, считается, что каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание», но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу делением на максимальное количество баллов.
Вычисление производится по следующей формуле:
[math]rho = sqrt{frac{(EE_x/54)^2 + (DP_x/30)^2 + (1-PA_x/48)^2}{3}}[/math], где:
- [math]EE_x[/math] – значение респондента по шкале «Эмоциональное истощение».
- [math]54[/math] – максимальное значение по шкале «Эмоциональное истощение».
- [math]DP_x[/math] – значение респондента по шкале «Деперсонализация».
- [math]30[/math] – максимальное значение по шкале «Деперсонализация».
- [math]PA_x[/math] – значение респондента по шкале «Редукция профессиональных достижений».
- [math]48[/math] – максимальное значение по шкале «Редукция профессиональных достижений».
Итоговое значение может быть от [math]0[/math] (нет выгорания) до [math]1[/math] (максимально выраженное выгорание).
Практическая значимость
Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания)
среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников. Методика может быть использована в практическом здравоохранении, образовании, бизнесе и управлении для своевременной и всесторонней диагностики синдрома перегорания с последующим определением мишеней и уровней профилактического воздействия, как в направлении оптимизации терапевтической среды, так и в отношении профилактики накопления эмоционального напряжения. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке
руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора
Результаты экспериментальных исследований
Оценка индекса синдрома перегорания была проведена у специалистов, оказывающих помощь пациентам с хроническими, малокурабельными формами заболеваний: врачей-психиатров и медицинских сестер, работающих в психиатрических учреждениях г.Санкт-Петербурга, а также врачей-онкологов, работающих в НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова. Всего было обследовано 98 психиатров, (средний возраст 40,4±1,2 лет, средний стаж 12,84±1,16 лет), 25 медицинских сестер (средний возраст 46,7±2,0 лет, средний стаж – 19,56±2,26 лет) и 39 онкологов, (средний возраст 39,3±1,9 лет и средний стаж – 12,34±1,78 лет).
По данным корреляционного анализа между показателями по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» статистически достоверных связей обнаружено не было. В ходе исследования было установлено, что врачи-психиатры в наименьшей степени (ИСП=0,69±0,01), а медицинские сестры в наибольшей степени (ИСП=0,99±0,03) отличаются от идеальных показателей, свидетельствующих об отсутствии синдрома перегорания. У врачей-онкологов ИСП составил 0,71±0,03, которые, таким образом, заняли промежуточное положение между психиатрами и медицинскими сестрами. Установлено наличие
достоверной разницы между показателями ИСП психиатров и медицинских сестер (p<0,01), а также между онкологами и медицинскими сестрами (p<0,01). Между показателями ИСП психиатров и онкологов достоверного различия обнаружено не было.
Стимульный материал
Бланк методики (общий вариант)
Бланк методики (вариант для инженерно-технических работников)
Бланк методики (вариант для коммерческого персонала)
Бланк методики (вариант для продавцов)
Бланк методики (вариант для сотрудников правоохранительных органов)
Бланк методики (вариант для медицинских работников)
Бланк ответов
См. также
Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко
Методика «Уровень социальной фрустрированности»
Литература
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 360-362
- Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2007.
- Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.
Источник