Синдром эмоционального выгорания педагогов диссертация

Синдром профессионального выгорания педагогов: понять и помочь.
Педагог – психолог ЦРС города Волоколамска Московской области
Малышева О.М.
Ни для кого не секрет, что профессиональный труд педагога отличается особой эмоциональной загруженностью. Профессия педагога – одна из наиболее сложных и ответственных профессий. Для ее реализации требуется огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогу приходится ежедневно вступать в огромное количество контактов, реагировать на огромное количество раздражителей, быть неизменным образцом для подражания. Жизнь неумолимо идет вперед, ставя перед учителем все новые и новые задачи, заставляя осваивать все новые и новые технологии обучения. Неизмеримо выросли требования к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Педагог обязан соответствовать жизненным и профессиональным изменениям и совершенствующимся стандартам. Это сделать не всегда просто, не всегда на это хватает сил. Сегодня все чаще и чаще можно слышать не только о профессиональном стрессе учителя, но и о синдроме его профессионального (эмоционального) выгорания.
С точки зрения концепции стресса (по Г. Селье) профессиональное выгорание – это стадия дистресса или третья(!) стадия общего адаптационного синдрома.
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения; это механизм, который использует личность для психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Н.Е. Водопьянова рассматривает эмоциональное выгорание как долговременную стрессовую реакцию или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.
Эмоциональное выгорание – относительно устойчивое состояние, но при условии соответствующей поддержки с ним можно справиться достаточно успешно.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют усталость, подавленность, повышенные требования педагога к себе, ощущение незащищенности, мысли о незаслуженности своего положения в социуме, о недостаточной оценке собственных профессиональных усилий, о несправедливом отношении к себе. Указанные состояния чаще всего сопровождаются необоснованной самокритикой и критикой окружающих, разнонаправленными тенденциями стать замеченными или незаметными, выполнять работу идеально или совсем ничего не делать.
Маслач(1982) выделяет три стадии эмоционального выгорания:
Снижение самооценки.
В этот период еще нет телесных проявлений психологического состояния, но наблюдается сниженный эмоциональный фон, проявляются затруднения в выполнении несложных задач, снижается память, возникает необходимость повышенного контроля за действиями.
2.Одиночество.
Педагоги, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить соответствующие ситуации контакты, у них снижается интерес к профессиональной деятельности, значительно сокращается потребность в общении, повышается раздражительность, к концу рабочей недели возрастает апатичность. При этом уже проявляются устойчивые телесные симптомы, такие, как головные боли, снижение энергии, ощущение, что совсем не хватает сил для работы и что ночной сон их не прибавляет, педагоги начинают часто болеть простудными заболеваниями.
3.Эмоциональное истощение.
Это собственно личностное выгорание. Для него характерна абсолютная потеря интереса к профессиональной деятельности и к жизни вообще, ощущение постоянного отсутствия сил, стремление к уединению. При этом наблюдаются такие телесные проявления, как апатичность и депрессивность, серьезные физические недомогания (гастриты, мигрени, стабильное повышение артериального давления, синдром хронической усталости).
Способствуют эмоциональному выгоранию (по Водопьяновой Н.Е.) и некоторые личностные особенности педагога. К ним относятся:
1)сниженное чувство собственного достоинства;
2)трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремление все и всегда делать очень хорошо, желательно, лучше всех;
3)склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир, эмоциональная закрытость, формализация контактов.
Хочу обратить внимание на некоторые поведенческие симптомы. К ним относится:
ощущение, что работа становится в тяжесть, выполнять ее все труднее и труднее;
человек часто без особой необходимости берет работу домой, но не выполняет ее и там;
затрудняется в принятии решений;
постоянным становится чувство беспомощности, безразличия к результатам деятельности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных сигарет.
Что же делать, если вы поняли, что эмоционально выгораете вы сами или эмоционально выгорает кто-то из ваших близких? Вот некоторые советы по исправлению ситуации:
ищите соратников или помощников, не берите все на себя;
не работайте тяжелее, работайте умнее;
планируйте не только рабочее время, но и отдых, учитесь управлять собственным временем;
долой из жизни «синдром отличника»;
прекратите критиковать себя и окружающих;
учитесь отказывать вежливо, но убедительно;
систематизируйте свою деятельность и боритесь со скукой на работе;
будьте внимательны к себе – это поможет заметить первые симптомы усталости;
любите себя и старайтесь нравиться себе;
перестаньте искать в работе счастье или спасение; работа не убежище, а деятельность, она хороша сама по себе;
перестаньте жить жизнью других;
учитесь трезво осмысливать и анализировать события каждого дня;
если вам хочется кому – либо помочь или сделать за кого – либо его работу, спросите себя: так ли ему это нужно? Может, он справится сам?
Чтобы помочь себе в состоянии эмоционального выгорания, психологи предлагают способы расслабления и снятия внутреннего напряжения, приемы самостоятельной регуляции своего состояния. Это достаточно простые методики и упражнения, но они очень эффективно помогают рассеять эмоциональный стресс, снять эмоциональное напряжение, восстановить силы для жизни и профессиональной деятельности.
БЫСТРЫЕ СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТРЕССА.
«ВЫДОХНИТЕ» СТРЕСС.
Когда вы сердитесь, напряжены или испуганы, изменяется частота дыхания. Дыхание становится быстрым, поверхностным и нерегулярным. В медицине это явление называется гипервентиляцией, или учащенным дыханием. Некоторые люди начинают слишком быстро дышать, даже не осознавая этого. Так обычно происходит в результате шока или страха, но когда вы начинаете понимать это, то тревога и беспокойство возрастают.
Люди, обеспокоенные своим дыханием, обычно озабочены поиском свежего воздуха и кислорода. Но на частоту и глубину нашего дыхания влияет не недостаток кислорода, а количество углекислого газа в крови. При учащенном дыхании в кровь попадает кислорода больше, чем нужно, и вырабатывается больше углекислого газа. У человека появляется озноб, напряжение во всем теле и потливость, что может привести его в паническое состояние.
Контролируйте ваше дыхание: замедляйте его, используя нижнюю часть легких, и сконцентрируйтесь, выдыхая весь воздух. Часто это первый шаг к управлению стрессом. Быть расслабленным – это значит спокойно дышать.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Организму начинает не хватать питательных веществ.
Ослабляется нервная система.
Энергия истощается.
Появляется мускульное напряжение.
Скачет кровяное давление.
Блокируется циркуляция крови.
Нарушается пищеварение.
Разрушается иммунная система.
Вот несколько простых упражнений для управления дыханием в стрессовой ситуации.
НЕ ГЛОТАЙТЕ ЖАДНО ВОЗДУХ
Если вы сильно взволнованы и чувствуете, что ваше дыхание становится более быстрым и поверхностным, сознательно прекратите жадно глотать воздух. Медленно выдохните воздух, а затем спокойно сделайте вдох.
ДЫШИТЕ ЛЕГЧЕ
Старайтесь дышать глубоко и медленно, концентрируясь на каждом вдохе и выдохе, и вам станет легче.
ДЫХАНИЕ НА СЧЕТ
Повторяйте следующие упражнения, пока ваше дыхание не станет регулярным и спокойным:
На счет 1-4 сделайте вдох.
На счет 1-4 сделайте выдох.
На счет 1-4 задержите дыхание.
Повторяйте комплекс несколько раз.
ДЫХАНИЕ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ
Если вы в состоянии такой сильной паники, что вам трудно уследить за дыханием, то вам нужно больше выдыхать, полностью освобождая легкие.
Закройте рот. Положите одну руку на живот над пупком. Вдыхайте через нос, медленно считая до трех. Постарайтесь, чтобы ваша рука при дыхании поднималась. Задержите дыхание на секунду, затем выдохните на счет 1-4. Медленный выдох поможет вам освободить легкие и не делать короткие «панические» вдохи.
Когда вы почувствуете себя спокойнее, замедлите дыхание еще больше и вдыхайте, считая до четырех. Задержите дыхание, затем выдыхайте, считая до пяти. Выполняйте это упражнение в течение трех минут.
Примечание. Все упражнения по управлению дыханием важно делать постоянно, и, когда в следующий раз вами овладеет беспокойство, вы будете точно знать, что делать.
КАК ОСЛАБИТЬ СТРЕСС
НАПРЯГИТЕ МЫШЦЫ
Если вы не можете избежать бурной реакции на стрессовую ситуацию, это упражнение будет для вас очень полезным, потому что оно сжигает стрессовые гормоны.
Напрягите каждую мышцу своего тела как можно сильнее. Побудьте в таком состоянии пару секунд и расслабьтесь. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам стало легче.
ОКУНИТЕСЬ В РЕАЛЬНОСТЬ
Это очень эффективное упражнение для того, чтобы отвлечься от раздражителя, вызывающего нервное напряжение. Силой заставьте себя заметить и рассмотреть все, что вас окружает. Это поможет вам успокоиться или хотя бы временно отвлечься от источника раздражения и «не взорваться».
Мысленно назовите пять предметов, которые вы видите, слышите или чувствуете. Повторите четыре или пять раз, пока не успокоитесь и не придете в себя.
МЫШЕЧНАЯ ГИМНАСТИКА-РАЗМИНКА.
Нервный стресс часто приводит к мышечному напряжению, Делайте эту разминку хотя бы раз в день или когда почувствуете, что напряжение возрастает.
Сядьте на стул, поставив ноги на пол. Держите спину прямо и вытяните руки назад, насколько сможете. Высоко поднимите руки и сосчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите упражнение.
Оставайтесь сидеть в том же положении, руки вытяните перед собой на уровне плеч, направьте ладони вверх и от себя. Теперь представьте, будто вы толкаете стену, напрягая плечи. Задержитесь и сосчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите еще раз.
Сядьте прямо и возьмитесь руками за сиденье стула. Потянитесь вверх, пока не почувствуете, что ваш позвоночник распрямился. Представьте, что вас за макушку подтягивают вверх на веревке. Сосчитайте до десяти, расслабьтесь и повторите упражнение.
Оставайтесь в том же положении, ноги поставьте на пол. Согните руки в локтях и поднимите кисти к плечам. Начинайте делать круговые движения локтями по пять раз вперед и назад.
Продолжайте сидеть прямо, медленно поворачивайте головуиз стороны в сторону. Сначала посмотрите за левое плечо, потом – за правое. Такие действия повторите пять раз. Затем наклоните голову сначала к левому плечу, потом к правому. Выполните это упражнение пять раз и расслабьтесь.
Сидите прямо, ноги поставьте на пол и потяните руки вверх. Держа спину прямо, вы вытягиваете позвоночник, снимаете напряжение с плеч и спины. Расслабьтесь и встряхните руками.
Закончите упражнения расслаблением всего тела. Нагнитесь вперед, положите локти и предплечья на колени, ладони направьте вверх. Опустите голову, закройте глаза, ровно и глубоко дышите в течение минуты. Почувствуйте, как уходит напряжение из шеи, плеч, спины и ног.
ПРОГРЕССИВНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ ПО Э. ЯКОБСОНУ.
Упражнение занимает 15 минут, и лучше всего его делать дважды в день. Скоро вы заметите, что с каждым разом ваше расслабление становится более полным.
Выберите спокойное место. Сядьте в удобное кресло с прямой спинкой, ноги поставьте на пол и закройте глаза.
Слушайте ваше дыхание и представьте, как воздух выходит из тела.
Сделайте несколько глубоких вдохов. Каждый раз, когдавывыдыхаете, медленно и тихо повторяйте слово «расслабься».
Сосредоточьтесь на своем лице. Почувствуйте напряжение в лице, глазах, челюстях и языке. Создайте себе образ этого напряжения, затем представьте, как напряжение исчезает и мускулы лица становятся расслабленными и мягкими.
Напрягите мышцы лица так сильно, как сможете. Затем расслабьте и почувствуйте, как покой разливается по всему телу.
Теперь сделайте это упражнение для каждой части тела: для головы, для шеи, для плеч, для спины, для рук, для живота, для бедер, для лодыжек, для ступней и пальцев.
После того как вы поработаете с каждой частью вашего тела, спокойно посидите пять минут.
Почувствуйте, как ваши веки становятся все более легкими, подождите минуту, прежде чем открыть глаза.
Теперь медленно откройте глаза.
ДЫШИТЕ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ СТРЕСС
Остановитесь и прислушайтесь к своему дыханию. Ваше дыхание частое и поверхностное или медленное и глубокое? Вы дышите грудью или животом?
Большинство людей используют только половину объема легких и дышат грудью, а не диафрагмой. Диафрагма – это тонкая сухожильно-мышечная перегородка, отделяющая легкие от печени и верхней части брюшной полости. При «правильном» вдохе диафрагма опускается, а желудок поднимается, легкие расширяются и заполняют пространство, оставленное диафрагмой.
Такой механизм дыхания дан нам от рождения. Когда же мы становимся взрослыми, то забываем, как дышать диафрагмой, и начинаем дышать грудью. Правильное дыхание способно улучшить работу всего организма в целом, вот почему стоит научиться дышать диафрагмой.
То, как мы дышим, отражает наше эмоциональное состояние. Когда мы встревожены и находимся в состоянии стресса, наше дыхание становится сбивчивым и поверхностным. Когда мы спокойны и счастливы, наше дыхание глубокое и медленное.
ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ
Лягте на ковер, на пол или на плоскую кровать, положите руки на живот выше пупка. (Если у вас проблемы со спиной, скатайте полотенце и положите его под поясницу или согните колени.)
Закройте глаза и вдыхайте глубоко и медленно. При этом руки будут слегка приподниматься. Старайтесь не форсировать дыхание.
Медленно выдыхайте, слегка надавливая на живот, чтобы полностью
удалить воздух.
ПРОВЕРЬТЕ СВОЕ ДЫХАНИЕ
Вы дышите диафрагмой?
Лягте на спину на пол, положите одну руку на живот, другую на грудь. Концентрируйте внимание на руках и отметьте, какая рука поднимается первой. Если первой поднимается рука на груди, то вы дышите не диафрагмой и не используете весь объем легких.
Повторите 15 раз. По окончании упражнения подождите некоторое время, перед тем как встать, во избежание головокружения.
ПОВРЕМЕННОЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ
Наденьте свободную одежду, сядьте в кресло с прямой спинкой и скрестите ноги.
Закройте глаза и глубоко дышите, сконцентрируйтесь на дыхании.
Большим пальцем правой руки закройте правую ноздрю. Вдыхайте и выдыхайте через левую ноздрю и считайте до четырех.
Закройте левую ноздрю безымянным пальцем правой руки, задержите дыхание и считайте до шестнадцати.
Откройте правую ноздрю, глубоко выдохните и считайте до восьми.
Продолжайте зажимать левую ноздрю, вдохните через правую ноздрю и считайте до четырех.
Закройте обе ноздри, задержите дыхание и считайте до шестнадцати.
Освободите левую ноздрю и выдохните, считайте до восьми.
Повторяйте упражнения в такой последовательности до десяти раз в день. Когда выдыхаете, попытайтесь полностью освободить легкие.
Посидите одну или две минуты, спокойно дышите, чтобы действие упражнений было наиболее эффективным.
Если вы почувствуете головокружение, отдохните одну минуту, откройте глаза и дышите нормально. Как только почувствуете себя лучше, продолжайте выполнять упражнения. Не пытайтесь контролировать дыхание через силу.
КАК СЕБЯ «ЗАЗЕМЛИТЬ»
Стресс часто сопровождается чувством невесомости, ощущением, что почва уходит из-под ног.
Приведенное ниже упражнение поможет вам расслабиться и рассеет чувство тревоги и паники.
Представьте себе, что на полу изображен круг, и войдите в него. Стойте спокойно и ощутите вес своего тела.
Глубоко дышите и покачивайтесь в такт дыханию. Затем сфокусируйте свое внимание на пупке и расслабьтесь.
Почувствуйте, как Ваше тело связано с землей. Ощутите, что Ваши ноги стали тяжелыми – вес всего тела перешел в ступни ног. Представьте, что ноги стали корнями дерева и вросли в пол, проникли сквозь половицы прямо в центр земли. Дышите глубоко и легко, проведите несколько минут, переживая чувство соединения с землей, ощутите, каким сильным и всемогущим Вы стали.
Профессиональное выгорание – это не приговор, его можно избежать, если относиться к себе с любовью и уважением, ценить себя как человека и профессионала, правильно планировать время работы, давать себе возможность отдыхать и наслаждаться жизнью. Если же вы понимаете, что попали в ловушку эмоционального выгорания и не можете самостоятельно из нее выбраться, обратитесь к специалисту. У него всегда найдутся ресурсы для рассеивания вашего эмоционального стресса и для профессиональной поддержки.
Использованная литература:
1.Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги. Упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.-122с.
2.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 358с.
3.Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75С.
4.Грановская P.M. Психологическая защита. Издательство «Речь», СП- Петербург, 2007.
5.Гилл Д. Все о стрессе Пер. с англ. Л.Коноваловой. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство ACT», 2002.
6.Сандомирский М. Психосоматика и генная психотерапия. Практическое руководство. Москва. Независимая фирма «класс», 2005.
7.Полякова О.Н. Стресс. «Причины, последствия, преодоления» – под ред. А.С.Батуева. – СПб.: Речь, 2008.
Источник
Саматеева Марина Зоркаевна, магистрантка БПз-СПО1 курса психолого-педагогического факультета ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г.Владикавказ, Россия | Samateeva Marina Zorkaevna BPz-SPO undergraduate course 1 of psychology and education SBEI HE «North Ossetian State Pedagogical Institute», Vladikavkaz, Russia |
СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
THE SYNDROME OF “EMOTIONAL BURNOUT” OF TEACHERS IN A SCHOOL
Аннотация: В статье рассматривается проблема синдрома «эмоционального выгорания», фазы его развития и уровень сформированности у учителей современной образовательной школы. Представлены результаты эмпирического исследования синдрома «эмоционального выгорания» в зависимости от стажа работы учителей средней образовательной школы.
Abstract: the article considers the problem of the syndrome of “emotional burnout”, phase of its development and the level of formation of teachers in modern educational school. The results of empirical research hypotheses about the relationship of experience of teachers a secondary school with the level of formation of the syndrome of “emotional burnout”.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, личность учителя, профессиональный стаж, напряжение, резистенция, истощение.
Keywords: emotional burnout, the teacher’s personality, professional experience, voltage, resistant, depletion.
В настоящее время тема эмоционального выгорания учителей средней образовательной школы вновь приобретает особенную актуальность. Связано это, преимущественно, с проводимыми в нашей стране реформами в образовании и науке, которые направлены не только на исключительно расширяющие и просвещающие возможности, а также для сохранения самочувствие абсолютно всех участников образовательного процесса, так как от самочувствия учителя во многом обуславливается и психологическое самочувствие его учащихся.
Современный педагог должен быть мобильным для решения задач, требующих инициативных педагогических стараний. Среди них обучение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, а также отыскание плодотворных путей воспитания, выполнение гуманистической парадигмы, неизбежность принимать во внимание стремительные перемена, возникающие в обществе и информационной области преподаваемого предмета. Все это под мощь только морально здоровому, мастерски грамотному, креативному и трудолюбивому учителю.
В 17 веке голландский психотерапевт Ван Туль-Пси предложил символичную эмблему профессии, имеющих отношение к уровню социально нацеленныхспециальностей. Это была пылающая свеча: «Светя иным, сгораю сам». Эта аксиома подразумевает самоотверженное служение, абсолютную отдачу всего себя профессии к иным людям, а также применение всех своих физических, духовных и нравственных сил. Исходом такого беззаветного служения народу становится их «эмоциональное выгорание».
Этот феномен впервые описал в 1974 году американский психотерапевт Герберт Фреденберг. Исследователь назвал это открытие термином «burnout» (выгорание), используемый в обыденности для обозначения эффекта приобретенной зависимости от наркотических средств. Постепенно данный термин стал использоваться буквально ко всем специальностям направленности «человек – человек», где субъектами работы специалиста считаются люди со всем множеством их задач и трудностей.
В середине 90-х годов 20 века эмоциональное выгорание стало предметом автономного исследования в российской психологии. Данное явление изучали такие ученые, как Т.К. Форманюк, Г.А. Зарипова, В.С. Орёл, А.А. Рукавишников, В.В. Бойко, О.В. Крапивина, М.Б. Агапова,
Т.В. Большакова.
Центральное пространство в развитии выгорания как научной концепции заняли работы К. Маслач и ее соратников С. Джексон, А. Пинес. Созданные ими модели выгорания послужили почвой для проведения последующих изучений парадокса.
Российские деятели науки Е.С Старченкова и Н.Н. Водопьянова определяют синдром выгорания – как отрицательный рефлекс на профессиональные стрессы, которые включают в себя психофизиологические, психологические и поведенческие компоненты.
В.В. Бойко представляетэмоциональное выгорание как динамический процесс, образующийся постепенно соответственно механизмам образования стресса в качестве психологической защиты, которая в ответ на отдельные травмирующие компоненты вырисовывается в форме частичного или бесспорного выключения эмоций.
Синдром «эмоционального выгорания» – бесспорно напряженное профессиональное заболевание. Оно происходит в основном у тех, чья работа непосредственно связана с людьми. Это педагоги, соцработники, психологи, руководители, медицинские работники, корреспонденты, а также управленцы и политические деятели, – все те, чья жизнедеятельность невозможна без общения. Неспроста первый исследователь этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие»
[1, c. 382].
«Выгорание» представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального действия. «Выгорание» в какой-то степени функциональный стереотип, поскольку позволяет субъекту отмерять и бережно расходовать энергетические ресурсы. Одновременно могут обнаруживаться и дисфункциональные последствия, когда «выгорание» отрицательно влияетна исполнение профессионального дела в отношениях с субъектами профессиональной деятельности.
«Выгорание» является своего рода результатом хронического эмоционального напряжения, которое происходит при тесной взаимосвязи с людьми. К детерминантам вызывающим «выгорание» в средней образовательной школе относятся: ежедневная психологическая перегруженность, высокая ответственность за состояние здоровьеи жизнь учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими расходами и фактором социальной незащищенности. Также к ним относитсяи невысокий социальный статус профессии, ролевые конфликты и поведение «трудных» учеников. Специальность учителя в настоящее время феминизирована, благодаря этому к перечисленным профессиональным стрессорам прибавляются занятость работой по дому и дефицит времени для семьи и своих детей.
К симптомам эмоционального выгорания относятся:
пониженный эмоциональный фон, эмоциональная апатия и безразличие, безучастность в общении с окружающими;
отрицательное, а иногда и меркантильное отношение как к учащимся, так и к коллегам;
возрастающее безразличие к собственным должностным обязанностям, снижение рабочей активности и мотивации;
отношение к личной профессиональной несостоятельности в работе:
неадекватная оценка личности себя к результатам профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
изменение соматического состояния: головные боли, нарушения сна и многое другое:
понижение качества жизни в целом [2, с. 79].
В целях выявления уровня выраженности компонентов эмоционального выгорания у современных педагогов средней образовательной школы и факторов, обуславливающих его, было проведено эмпирическое исследование.
На основе анализа научной литературы была сформулирована гипотеза исследования. Мы предположили, что синдром «эмоционального выгорания» развивается в результате длительной профессиональной деятельности педагога в сфере образования.
Для измерения уровня проявления эмоционального выгорания у учителей средней образовательной школы нами использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Данная методика предоставила нам подробнейшую картину синдрома «эмоционального выгорания». С помощью этой методики диагностировались симптомы «эмоционального выгорания», уровень сформированности и фазы развития синдрома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция, истощение.
«Напряжение» – переживание психотравмирующих обстоятельств. Также неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога.
«Резистенция» – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение» – эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения [3, c. 99].
В исследовании принимали участие учителя МБОУ СОШ №27
г. Владикавказа. Общий объем выборки составил 37 человек с различной длительностью профессиональной деятельности. Из них: 29 учителей-предметников и 8 учителей начальных классов. Все испытуемые – женщины, в возрасте от 22 до 76 лет. Средний возраст 39.6 лет. Все испытуемые
(100%) – педагоги имеют высшее профессиональное образование.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания»
В.В. Бойко позволяет на основании результатов исследования (общего количества набранных баллов) поделить испытуемых на три группы по критерию сформированности фаз:
1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
При рассмотрении полученных результатов, можем отметить, что все испытуемые различаются по количеству набранных баллов, как в отдельных симптомах, так и в фазах эмоционального выгорания.
В первую группу со сформированным синдромом «эмоционального выгорания» вошло 18 человек, что составляет 48% от общей выборки. Средний возраст составляет 40 лет. Общий стаж работы учителей в данной группе – 15 лет.
Во вторую группу с формирующимся синдромом «эмоционального выгорания» вошло 9 человек, что составляет 24% от общей выборки. Средний возраст составляет 36 лет, общий стаж работы – 13 лет.
В третью группу с несформировавшимся синдромом «эмоционального выгорания» вошло 10 человек, что составляет 27% от общей выборки. Средний возраст составляет 46 лет. Общий стаж работы – 21 год.
Таким образом, можно сказать, что только у 10 (27%) педагогов из 37 педагогов не сформированы фазы выгорания, а у остальных 27 (73%) педагогов сформированы или находятся в стадии формировании одна или несколько фаз синдрома «эмоционального выгорания».
Более устойчивы к синдрому «эмоционального выгорания» оказалась группа педагогов со стажем работы от 8 до 42 лет, возрастные границы от 47 до 76 лет. Для этого возрастного промежутка свойственно овладение родительской дистанции со своими детьми, появляется вероятность больше времени и внимания уделять своей персональной жизни. Все это приводит к повышению настроения, появляется осознание целостности жизни, сопричастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому «эмоционального выгорания».
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, о том, что синдром «эмоционального выгорания» развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтверждается. Выраженность фаз синдрома «эмоционального выгорания» носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенный алгоритм его проявления, которая зависит от возрастных и профессиональных кризисов учителя.
Мы обосновали условия формирования синдрома, рассмотрели динамику его становления в зависимости от стажа практической деятельности. Выполненное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы преодоления учителем синдрома «эмоционального выгорания». Вместе с тем остается осознание того, что синдром «эмоционального выгорания» оказывает неблагоприятное состояниене только на самих преподавателей, на их профессиональнуюдеятельность и здоровье, но и на отношения близких учителю людей. Поэтому, потребность в продолжении исследовательской работы обоснована, но только с акцентом на профилактику и коррекцию отрицательного влияния синдрома «эмоционального выгорания».
Результаты полученных данных могутпривлечь внимание психологов к проблеме формирования синдрома «эмоционального выгорания» у учителей средней образовательный школы. Стоит заметить, что данные также могут быть применены в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» учителей, а также при подготовке и повышении квалификации учителей.
Литература:
Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью / Монография. – Иркутск, 2009. – С. 382.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99-105.
Источник