Синдром эмоционального выгорания у консультанта
наиболее важной переменной в процессе консультирования является не применяемая техника, а личностные качества консультанта, через которые эта техника применяется (Гончаров).Следует подчеркнуть, что для обретения и развития профессионализма консультант должен быть включен в различные взаимоотношения, хорошо ориентироваться в динамично изменяющейся реальности. Это позволяет консультанту, помимо прочего, расширять понимание границ собственной компетентности.А. Косевска выделяет следующие личностные черты, которыми должен обладать психотерапевт. На наш взгляд, эти черты в полной мере можно отнести и к консультанту.
1) Консультант должен быть в постоянном контакте с актуальным состоянием клиента и собственным состоянием. В таком контакте важна открытая позиция консультанта, которая становится возможной при наличии у него следующих качеств (черт): гибкость, отсутствие оценок, свобода действий и объективность мышления.
2) Терпимость является одним их наиболее важных качеств консультанта, поскольку она способствует созданию безопасной атмосферы, которая лишена страха, неодобрения и враждебности.
3) Консультант должен быть способен на распознавание эмоций и состояний клиента (быть эмпатичным). Это позволяет создавать атмосферу близости, общности целей консультирования.
4) Консультант должен демонстрировать подлинные переживания и эмоции, то есть быть аутентичным.
Важным аспектом в консультировании является самоопределениепсихрлога-консультанта.Самоопределение психолога – консультанта осуществляется:
в культуре на основе обнаружения, осознания своих духовных корней.
в содержании профессиональной деятельности (отношение к клиенту, к какой-либо на-учной школе, парадигме).
в отношении к самому себе (выявление своих ограничений и перспектив личностного роста).
Р. Кочюнас справедливо замечает, что эффективность консультирования связана с тем, насколько ясно консультант представляет собственное место во взаимодействии с клиентом. Когда такая ясность отсутствует, консультант в своей работе руководствуется не определенными теоретическими принципами и системой ценностей, а потребностями и ожиданиями клиента. Это может в определённой степени инфантилизировать клиента, который во взаимодействии с консультантом будет стремиться возложить на консультанта ответственность за собственную жизнь.
Балинтовские группы – разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост. Основные цели балинтовской группы: повышение компетентности в профессиональном межличностном общении;осознание личностных проблем, блокирующих профессиональные отношения Специалиста с Клиентом; улучшение психического состояния специалистов за счет коллегиальной поддержки и совместной проработки трудных случаев. Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть “трудные” или “неудачные” эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить участников как специалистов профессионалов или в личностном плане, вызывающие у них дискомфортные воспоминания, остающиеся для него “непонятыми” текущие случаи, вызывающие чувство тревоги и беспокойства; так называемые фантастические ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует участников. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают. В заключение ведущий помогает сформулировать вопросы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях действующих персонажей, например врача и больного, консультанта и клиента, а не на “технических” деталях ситуации.
Необходимость супервизии. «Супервизия – это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».Основная цель супервизии – помочь специалисту наилучшим образом ответить на потребности клиента.Супервизияпозволяет:поделиться своими чувствами;выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом;получить обратную связь о проделанной работе;проанализировать причины своих затруднений;расширить свои теоретические и практические представления;наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
Синдром эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.
Причины возникновения синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек–человек. Специфика работы психологов-консультантов отличается рядом особенностей. Существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряжённостью делового общения.
Консультативная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и предполагает научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по психологической работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости в профессиональной деятельности психологов, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых профессиональной деятельностью высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
Среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности. Например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах. Молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы в данной области. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента). По этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.
СПВ возможно преодолеть, используя либо самостоятельное усилие, либо внешнюю профессиональную помощь. Самостоятельное преодоление требует, прежде всего, чтобы «выгорающие» сотрудники научились осознавать причины и симптомы профессионально обусловленного стресса и могли управлять ими, используя навыки саморегуляции и совладания с первыми симптомами профессионального стресса посредством актуализации продуктивной структуры психологических защит.
К методам преодоления СПВ относятся следующие:
Первый метод – технология психологической помощи практикующим консультантам Телефона доверия. В первую очередь выясняются мотивы выбора профессии и личная значимость для консультанта выбранной профессии. Может использоваться модификация экзистенционального анализа, предложенная Э. Малач-Пайнс [1.С. 45]. Метод предусматривает восполнение первоначальных дефицитов, проводимое психотерапевтом, с целью снижения риска возникновения СПВ.
Второй метод – восстановление или создание соответствующего уровня коммуникации лицам, подвергнувшимся СПВ. Он предусматривает ослабление синдрома посредством устранения главной причины выгорания – нарушений коммуникативных составляющих в межличностных отношениях (данный подход обнаруживает прямое сходство с центральной идеей известного специалиста в данной области Карен Хорни, рассматривающей в качестве ведущей причины невротических форм поведения деформацию коммуникативных связей в сфере значимого общения). На первом этапе такого восстановления коммуникаций между коллегами психолога проводится интеракция в виде простого неструктурированного общения в неформальной обстановке (на пикнике, во время обеденного перерыва, в атмосфере айс-брейкера, растапливающего холод, лёд общения); на втором этапе – предлагается обмен мнениями в группе, когда ведущий плавно организует более структурированную дискуссию на актуальную тему выгорания и его последствий, и когда применимы принципы для стандартной Т-группы или группы встреч; на третьем, заключительном, этапе осуществляется возврат к неструктурированному общению для обмена впечатлениями и улучшения контактности членов группы. При постоянном проведении таких тренингов достигается их цель – восстанавливаются навыки социальной коммуникации, тем самым снижаются профессиональные стрессы и риск развития СПВ.
Источник
В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.
В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.
Сегодня я расскажу вам подробней о:
- профессиональном выгорании;
- причинах его возникновения;
- стадиях;
Что мы знаем о профессиональном выгорании?
Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.
Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).
Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.
Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:
- Токсичная рабочая среда;
- Изоляция в коллективе;
- Хаотичная постановка задач со стороны руководства.
Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.
Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.
К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.
Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?
Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.
Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:
- Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
- Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
- Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
- Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
- Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).
Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.
Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.
Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.
Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».
В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:
- нервное истощение;
- утрату какой-либо мотивации;
- снижение концентрации внимания;
- апатию.
Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».
Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:
- вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
- вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
- вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
- вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
- вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
- у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
- вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
- вы постоянно откладываете дела на потом;
- вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).
Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.
Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:
1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);
2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);
3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)
В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.
Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.
Вам будут интересны следующие статьи:
Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?
Как перестать постоянно нервничать?
Как стать счастливее во время самоизоляции?
Источник
Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха Представителям этих профессий грозит опасность профессиональных деструкци (деформаций) и развития “синдрома эмоционального выгорания”.
Хочу сразу отделить понятие профессиональной деформации “синдрома сгорания”. Оба эти состояния связаны с работой консультанта в психологической службе. Различие заключается в том, что о “синдроме сгорания” принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию “Профессионал – Человек”, можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
“Я как профессионал” – часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. “Я как человек” – более центральная (“своя”) часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой “личной жизни”. Пользуясь этими определениями, “синдром сгорания” можно представить как потерю контролирующей роли “Я профессионального” и внедрение “Я человеческого” в область профессиональной компетенции. На работе специалисты “по-человечески” устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства “Я профессионального” в область деятельности “Я человеческого”. Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист.
В профессиональной деформации можно предположить два компонента:
1. Изначальные склонности.
Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).
2. Собственно профессиональная деформация.
Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой “благоприятный” фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. Что же в этом плохого? Действительно, благодаря учебе и дальнейшей работе личность человека преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать себя. Эти явно позитивные изменения описываются выражением “личностный рост”, и о них не идет здесь речь. Нас же интересует профессиональная деформация, то есть нечто негативное, “ломающее” личность.
Отметим некоторые из таких относительно негативных последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются в основном субъективной сферы человека – сферы отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Объяснение жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том, что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился), действительно играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет о гиперинтерпретации, то есть о чрезмерном придавании значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.
Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место “раздувание” психологического фактора, здесь речь идет о сочинении “разумных оснований” для своих поступков и удобных (успокоительных) объяснений поведения других людей.
Обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (физиологическую, психологическую, психическую и пр.) или другие идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно “отслеживать” за собой поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и “своевременной самокоррекции”.
Гнет профессиональных обязанностей и навыков. Практически каждый специалист-психолог, даже находясь вне работы, чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние окружающих его людей. Если человек знает, как помочь другому, и у него есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя императив: “Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!” Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями. К этому же пункту относится и утверждение: “Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других”, – которое обычно горячо поддерживается окружающими: “Ты же психолог – ты должен…”
Комплекс “сапожника без сапог”. Древнее выражение предписывает: Medice, cura te ipsum – “Врач – исцели себя сам”. Медики уже не обращают на это внимание, зато у психологов и психотерапевтов работа над собой поставлена во главу угла самообразования. На официальном уровне – это проявляется как “обязательное прохождение личной терапии”, на персональном – в виде индивидуальных требований к себе типа: “У меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами и неприятными эмоциями. Иначе, какой же я тогда психолог, какое имею право консультировать других людей.”
Поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Не всегда профессиональные навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает удовольствие от своей “опытности”, от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле, например, в раздаче советов. В связи с этим пунктом вспоминается фрагмент из детского стихотворения Барто: “Санитарам не везет: есть и вата, есть и йод, не хватает пустяков – нет ни ран, ни синяков… Наконец нашлась работа и для Красного Креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!”
Потеря способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.
Профессиональный цинизм. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми встречается практический психолог, развивает способность к “не вовлечению” в их переживание, а точнее – способность отстраненно к ним относиться. Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например, помещать их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда очень веселым). Одни считают, что это – цинизм, подразумевая нечто неприемлемое для “воспитанного человека”, другие считают, что это – защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной стратегией, позволяющей “проще относиться к жизни”.
“Синдром эмоционального выгорания” – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Наиболее часто встречающиеся причины “синдрома эмоционального выгорания”:
– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,
– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
– работа с “немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,
– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,
– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,
– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
– неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление “синдрома эмоционального выгорания”, является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами “мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни”, “во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит”; “у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них” и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Существует также немало конкретных способов преградить путь “синдрому эмоционального выгорания”
– культивирование других интересов, не связанных с консультированием. У специалиста, принимающего ежедневно по восемь – десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,
– внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
– поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
– удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,
– стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
– способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, – открытость новому опыту,
– умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,
– обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
– чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
– участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
– периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
– участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,
– хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать “синдрома эмоционального выгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом
Источник