Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер курсовая
Реферат
по предмету «Психология»
на тему:
«Профессиональное
выгорание медицинской сестры»
Оглавление
Введение. 3
Определение
понятия «эмоционального выгорания» 4
Причины 5
Факторы,
приводящие к эмоциональному выгоранию 6
Диагностика 7
Стадии
эмоционального выгорания. 10
Эмоциональное
выгораниеу медицинских работников. 11
Заключение 14
Список
использованной литературы 15
Введение.
В современном обществе меняется
отношение людей к работе. Люди
теряют уверенность в стабильности
своего социального и материального
положения, в гарантированности
рабочего места. Обостряется конкуренция
за престижную и высокооплачиваемую
работу. Параллельно идут процессы
узкой специализации в профессии
и, одновременно, глобализации со смежными
отраслями. Быстро меняются запросы
рынка труда. Падает рейтинг ряда
социально значимых профессий – медицинских
работников, учителей, учёных. Как следствие,
растет психическое, эмоциональное
напряжение, которое связанно со стрессом
на рабочем месте. Выявляются тревога,
депрессия, психосоматические расстройства,
зависимости от психоактивных веществ
(включая алкоголь, наркотики и др.). Всё
это является симптомами синдрома эмоционального
выгорания.
Определение
понятия «эмоционального выгорания»
Эмоциональное выгорание – это
реакция организма, возникающая вследствие
продолжительного воздействия профессиональных
стрессов средней интенсивности.
Эмоциональное выгорание – это
процесс постепенной утраты эмоциональной,
когнитивной и физической энергии, проявляющийся
в симптомах эмоционального, умственного
истощения, физического утомления, личной
отстраненности и снижения удовлетворения
исполнением работы.
Так же это выработанный
личностью механизм психологической
защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ
на избранные психотравмирующие
воздействия. Это приобретенный
стереотип эмоционального, чаще всего
профессионального, поведения.
Первые работы по этой проблеме
появились в США. Американский психиатр
H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему
название “burnout”, для характеристики
психологического состояния здоровых
людей, находящихся в интенсивном и тесном
общении с пациентами (клиентами) в эмоционально
нагруженной атмосфере при оказании профессиональной
помощи.
Социальный психолог К. Maslac
(1976 г.) определила это состояние как синдром
физического и эмоционального истощения,
включая развитие отрицательной самооценки,
отрицательного отношения к работе, утрату
понимания и сочувствия по отношению к
клиентам или пациентам. Первоначально
под эмоциональным выгоранием подразумевалось
состояние изнеможения с ощущением собственной
бесполезности. Позже симптоматика данного
синдрома существенно расширилась.
Причины
Главной причиной эмоционального
выгорания считается психологическое,
душевное переутомление. Когда требования
(внутренние и внешние) длительное время
преобладают над ресурсами (внутренними
и внешними), у человека нарушается состояние
равновесия, которое неизбежно приводит
к выгоранию.
Установлена связь выявленных
изменений с характером профессиональной
деятельности, сопряженной с ответственностью
за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти
изменения расценены как результат
воздействия продолжительного профессионального
стресса. Среди профессиональных стрессоров,
способствующих развитию СЭВ, отмечается
обязательность работы в строго установленном
режиме дня, большая эмоциональная
насыщенность актов взаимодействия.
У ряда специалистов стрессогенность
взаимодействия обусловлена тем, что общение
длится часами, повторяется в течение
многих лет, а реципиентами выступают
больные с тяжелой судьбой, неблагополучные
дети и подростки, пострадавшие в катастрофах,
рассказывающие о своем сокровенном, страданиях,
страхах, ненависти.
К основным организационным
факторам, способствующим выгоранию, относятся:
высокая рабочая нагрузка; отсутствие
или недостаток социальной поддержки
со стороны коллег и руководства;
недостаточное вознаграждение за работу;
высокая степень неопределенности
в оценке выполняемой работы; невозможность
влиять на принятие решений; двусмысленные,
неоднозначные требования к работе;
однообразная, монотонная деятельность;
необходимость внешне проявлять
эмоции, не соответствующие реалиям;
отсутствие выходных, отпусков и интересов
вне работы.
Развитию эмоционального
выгорания способствуют личностные особенности:
высокий уровень эмоциональной лабильности;
высокий самоконтроль, особенно при волевом
подавлении отрицательных эмоций; рационализация
мотивов своего поведения; склонность
к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,
связанным с недостижимостью “внутреннего
стандарта” и блокированием в себе негативных
переживаний; ригидная личностная структура.
В общем, синдром эмоционального
выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального
истощения, изнеможения (человек не может
отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие
негативного отношения к своим
коллегам и клиентам);
в) негативном самовосприятии
в профессиональном плане — недостаток
чувства профессионального мастерства.
Факторы,
приводящие к эмоциональному выгоранию
Выделяют три основных
фактора, играющие существенную роль в
синдроме эмоционального выгорания – личностный,
ролевой и организационный.
Личностный фактор. Проведенные
исследования показали, что такие
переменные, как возраст, семейное положение,
стаж данной работы, никак не влияют
на эмоциональное выгорание. Но у
женщин в большей степени развивается
эмоциональное истощение, чем у
мужчин, у них отсутствует связь
мотивации (удовлетворенность оплатой
труда) и развития синдрома при наличии
связи со значимостью работы как
мотивом деятельности, удовлетворенностью
профессиональным ростом.
Ролевой фактор. Установлена
связь между ролевой конфликтностью,
ролевой неопределенностью и
эмоциональным выгоранием. Работа в
ситуации распределенной ответственности
ограничивает развитие синдрома эмоционального
сгорания, а при нечеткой или неравномерно
распределенной ответственности за
свои профессиональные действия этот
фактор резко возрастает даже при
существенно низкой рабочей нагрузке.
Способствуют развитию эмоционального
выгорания те профессиональные ситуации,
при которых совместные усилия не согласованы,
нет интеграции действий, имеется конкуренция,
в то время как успешный результат зависит
от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие
синдрома эмоционального выгорания
связано с наличием напряженной
психоэмоциональной деятельности: интенсивное
общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное
восприятие, переработка и интерпретация
получаемой информации и принятие решений.
Другой фактор развития эмоционального
выгорания — дестабилизирующая организация
деятельности и неблагополучная психологическая
атмосфера. Это нечеткая организация и
планирование труда, недостаточность
необходимых средств, наличие бюрократических
моментов, многочасовая работа, имеющая
трудноизмеримое содержание, наличие
конфликтов как в системе «руководитель
— подчиненный», так и между коллегами.
Диагностика
В настоящее время выделяют
около 100 симптомов, так или иначе
связанных с эмоциональным выгоранием.
Прежде всего, следует отметить, что условия
профессиональной деятельности порой
могут явиться и причиной синдрома хронической
усталости, который, кстати, довольно часто
сопутствует СЭВ. При синдроме хронической
усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая
усталость, снижение работоспособности;
плохая переносимость ранее привычных
нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах;
расстройства сна; головные боли; забывчивость;
раздражительность; снижение мыслительной
активности и способности к концентрации
внимания. У лиц, страдающих синдромом
хронической усталости, может регистрироваться
длительный субфебрилитет, боли в горле.
При постановке этого диагноза следует
учитывать, что при этом должны отсутствовать
другие причины или заболевания, способные
вызвать появление подобных симптомов.
Выделяются три ключевых признака.
Развитию эмоционального
выгорания предшествует период повышенной
активности, когда человек полностью поглощен
работой, отказывается от потребностей,
с ней не связанных, забывает о собственных
нуждах, а затем наступает первый признак
– истощение. Оно определяется как чувство
перенапряжения и исчерпания эмоциональных
и физических ресурсов, чувство усталости,
не проходящее после ночного сна. После
отдыха эти явления уменьшаются, однако
возобновляются по возвращении в прежнюю
рабочую ситуацию.
Вторым признаком является
личностная отстраненность. Профессионалы
при изменении своего сострадания
к пациенту, расценивают развивающееся
эмоциональное отстранение как
попытку справиться с эмоциональными
стрессорами на работе. В крайних
проявлениях человека почти ничто
не волнует из профессиональной деятельности,
почти ничто не вызывает эмоционального
отклика – ни положительные, ни отрицательные
обстоятельства. Утрачивается интерес
к пациенту, который воспринимается
на уровне неодушевленного предмета,
само присутствие которого порой
неприятно.
Третьим признаком является
ощущение утраты собственной эффективности,
или падение самооценки в рамках
выгорания. Человек не видит перспектив
в своей профессиональной деятельности,
снижается удовлетворение работой,
утрачивается вера в свои профессиональные
возможности.
У людей, пораженных СЭВ, как
правило, выявляется сочетание психопатологических,
психосоматических, соматических симптомов
и признаков социальной дисфункции.
Наблюдаются хроническая усталость,
когнитивная дисфункция (нарушения
памяти, внимания), нарушения сна, личностные
изменения. Возможно развитие тревожного,
депрессивного расстройств, зависимостей
от психоактивных веществ, суицид. Общими
соматическими симптомами являются головная
боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром
раздраженного желудка) и кардиоваскулярные
(тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
Выделяют 5 ключевых групп
симптомов, характерных для эмоционального
выгорания:
- физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
- эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других – люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
- поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
- интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах – тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
- социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Стадии
эмоционального выгорания.
В настоящее время существует
несколько теорий, выделяющих стадии
эмоционального выгорания.
1. Первая стадия эмоционального
выгорания («медовый месяц»). Работник
обычно доволен работой и заданиями,
относится к ним с энтузиазмом.
Однако по мере продолжения
рабочих стрессов профессиональная
деятельность начинает приносить
все меньше удовольствия и работник
становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток
топлива»). Появляются усталость,
апатия, могут возникнуть проблемы
со сном. При отсутствии дополнительной
мотивации и стимулирования у
работника теряется интерес к
своему труду или исчезают
привлекательность работы в данной
организации и продуктивность
его деятельности. Возможны нарушения
трудовой дисциплины и отстраненность
(дистанцирование) от профессиональных
обязанностей. В случае высокой мотивации
работник может продолжать гореть, подпитываясь
внутренними ресурсами, но в ущерб своему
здоровью.
3. Третья стадия (хронические
симптомы). Чрезмерная работа без
отдыха, особенно «трудоголиков», приводит
к таким физическим явлениям, как измождение
и подверженность заболеваниям, а также
к психологическим переживаниям – хронической
раздражительности, обостренной злобе
или чувству подавленности, «загнанности
в угол». Постоянное переживание нехватки
времени.
4. Четвертая стадия (кризис).
Как правило, развиваются хронические
заболевания, в результате чего
человек частично или полностью
теряет работоспособность. Усиливаются
переживания неудовлетворенности
собственной эффективностью и
качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального
выгорания («пробивание стены»).
Физические и психологические
проблемы переходят в острую
форму и могут спровоцировать
развитие опасных заболеваний,
угрожающих жизни человека. У
работника появляется столько
проблем, что его карьера находится
под угрозой.
Эмоциональное
выгораниеу медицинских работников.
Одно из первых мест по риску
возникновения эмоционального выгорания
занимает профессия медицинской сестры.
Ее рабочий день – это теснейшее общение
с людьми, в основном с больными, требующими
неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь
с негативными эмоциями, медсестра невольно
и непроизвольно вовлекается в них, в силу
чего начинает и сама испытывать повышенное
эмоциональное напряжение. Более всего
риску возникновения эмоционального выгорания
подвержены лица, предъявляющие непомерно
высокие требования к себе. Настоящий
медик в их представлении – это образец
профессиональной неуязвимости и совершенства.
Входящие в эту категорию личности ассоциируют
свой труд с предназначением, миссией,
поэтому у них стирается грань между работой
и частной жизнью.
Источник
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет
высшего сестринского образования
Кафедра
психиатрии, наркологии и медицинской
психологии
БЕРЕЗНЕВА
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
СИНДРОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЕГО РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Курсовая
работа по медицинской психологии
Студент заочного
обучения
351 группы
О.А. Березнева
Чита
– 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Синдром
эмоционального выгорания как проблемы
медицинской психологии
- Подходы к
изучению феномена «эмоционального
выгорания» - Факторы,
способствующие развитию синдрома эмоционального
выгорания - Особенности
СЭВ у представителей медицинской профессии - Основные
стрессоры - Динамика
развития и психологическая симптоматика
синдрома эмоционального выгорания - Выводы по
главе 1
Глава 2. Эмпирическое
исследование влияния личностных особенностей
медицинских сестер на формирование синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
2.1. Характеристика
базы, процедуры проведения и
методов исследования
2.2. Изложение
и анализ результатов исследования.
Выводы по результатам исследования
2.3. Лечение и
профилактика синдрома эмоционального
выгорания
Заключение
Литература
Введение
Проблематика
стрессоустойчивости человека в
различных профессиях с давних пор
привлекала внимание психологов. Существует
ряд профессий, в которых человек начинает
испытывать чувство внутренней эмоциональной
опустошённости вследствие необходимости
постоянных контактов с другими людьми.
«Ничто не является для человека такой
сильной нагрузкой и таким сильным испытанием,
как другой человек», – эту метафору можно
положить в основу исследований психологического
феномена – синдрома эмоционального
выгорания.
Медицинские
работники, постоянно сталкивающиеся
со страданием людей, вынуждены воздвигать
своеобразный барьер психологической
защиты от пациента, становиться менее
эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное
выгорание. Сюда же следует отнести психологические
трудности принимающего, безусловного
общения. По существу эмоциогенность заложена
в самой природе медицинского труда, причём
спектр эмоций весьма разнообразен.
При
этом несущий бремя «груза общения»
специалист вынужден постоянно
находиться в гнетущей атмосфере чужих
отрицательных эмоций, служить
то утешителем, а то, напротив, –
мишенью для раздражения и агрессии.
Наша психика от природы устроена
так, что мы не можем оставаться
равнодушными к проявлениям эмоций
со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся»
ими. К этому добавляются ещё и вторичные
переживания по поводу чужих проблем,
вызванные незримым, но ощутимо давящим
на плечи грузом ответственности.
Следствием всего этого может являться
помимо собственного ухудшения здоровья
человека ещё и стойкое снижение
результативности его работы. Итог
известен и ёмко описан словами классика:
«Ещё один сгорел на работе»
[20].
В
построенной А. С. Шафрановой классификации
профессий медицинские работники вынесены
в особую группу профессий «профессии
высшего типа» по признаку необходимости
постоянной работы над предметом и собой,
подобное основание в большей степени
подходит для определения субъектного
вклада индивидов [18].
Актуальностью
и социальной значимостью выбранной
темы является сложный характер синдрома
эмоционального выгорания, а также разнородность
интерпретации его причин и проявлений,
требующих поиска исследовательских стратегий
и создания соответствующего психологического
инструментария.
Изучение
синдрома эмоционального выгорания
в профессиональной деятельности медицинской
сестры особенно актуально в период проведения
реформ, которые приводят к интенсификации
профессиональной деятельности. Медицинские
сёстры обеспечивают результативность
производственной деятельности лечебно-
профилактического учреждения, что возможно
лишь при высоком потенциале их здоровья.
Цель
исследования: изучить формирование
синдрома эмоционального выгорания
в процессе выполнения профессиональной
деятельности медицинскими сестрами.
Задачи
исследования:
1.
Провести аналитический обзор литературы.
2.
Провести исследование формирования синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
у медицинских сестёр разных отделений.
3.Провести
обработку и анализ результатов исследования.
Предмет
исследования: формирование синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
медицинскими сестрами разных отделений.
Объект
исследования: синдром эмоционального
выгорания как психологический феномен.
База
исследования: медицинские сёстры разных
отделений ЦРБ г. Балей в количестве
38 человек.
Методы
сбора и обработки информации
исследования:
1)Тест
«Как узнать, что вы подверглись стрессу»;
2)Методика
«Диагностика эмоционального выгорания
личности» В. В. Бойко.
Глава
1. Синдром эмоционального
выгорания как проблемы
медицинской психологии
1.1.
Подходы к изучению
феномена «эмоционального
выгорания»
Термин
«эмоциональное выгорание» введён американским
психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году,
для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся
в интенсивном и тесном общении с клиентами,
пациентами в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной
помощи.
«Выгорание
— психологический термин, обозначающий
симптомокомплекс последствий длительного
рабочего стресса и определенных видов
профессионального кризиса», – М. Буриш
[16].
По
мнению А. М. Ричардсена, данные современных
исследований наглядно показали, что эмоциональное
выгорание отличается от других форм стресса,
что это не просто «слабый» синоним более
устоявшихся обозначений данных симптомов.
В
1981 году вышла работа американских
психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в
которой возможность психического выгорания
ограничивается представителями коммуникативных
профессий. Эти же авторы разработали
опросник «MBI». В соответствии с их подходом
синдром психического выгорания представляет
собой трёхмерный конструкт, включающий
эмоциональное истощение; деперсонализацию
(тенденцию развивать негативное отношение
к клиентам); редуцирование личных достижений
проявляется либо в тенденции к негативному
оцениванию себя в профессиональном плане,
либо в редуцировании собственного достоинства,
ограничении своих возможностей, обязанностей
по отношению к другим, снятие с себя ответственности
и перекладывание её на других [14].
Структура
синдрома эмоционального выгорания, по
В. В. Бойко, представляет собой последовательность
трёх фаз:
1.напряжение
включает симптомы – переживание
психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость
собой, загнанность в клетку, тревогу и
депрессию;
2.резистенция
включает симптомы – неадекватное
избирательное эмоциональное реагирование,
эмоционально-нравственную дезориентацию,
расширение сферы экономии эмоций, редукцию
профессиональных обязанностей;
3.истощение
включает симптомы – эмоциональный
дефицит, эмоциональную отстранённость,
личностную отстранённость (деперсонализацию),
психосоматические и психовегетативные
нарушения [19].
Б.
Пельман и Е. Хартман выделили три главных
компонента эмоционального выгорания:
1.Эмоциональное
истощение проявляется в ощущениях
эмоционального перенапряжения и в чувстве
опустошённости, исчерпанности своих
эмоциональных ресурсов.
2.Деперсонализация
связана с возникновением равнодушного
и даже негативного отношения к людям,
обслуживаемым по роду работы. Контакты
с ними становятся формальными, безличными;
возникающие негативные установки могут
поначалу иметь скрытый характер и проявляться
во внутренне сдерживаемом раздражении,
которое со временем прорывается наружу
и приводит к конфликтам.
3.Сниженная
рабочая продуктивность проявляется
в снижении самооценки своей компетентности
(в негативном восприятии себя как профессионала),
недовольстве собой, негативном отношении
к себе как личности [19].
А.
Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром
эмоционального выгорания как одномерную
конструкцию. Эмоциональное выгорание
– это состояние физического и психического
истощения, вызванное длительным пребыванием
в эмоционально перегруженных ситуациях.
А.
Чиром считает эмоциональное
выгорание комбинацией физического,
эмоционального и когнитивного истощения
или утомления. Он полагает, что главный
фактор эмоционального выгорания – это
эмоциональное истощение, а дополнительные
компоненты являются следствием либо
поведения (купирования стресса), ведущего
к деперсонализации, либо собственно когнитивно-
эмоционального выгорания, что выражается
в редуцировании личных достижений (деформации
субъективной оценки собственных возможностей).
И то и другое проявляется в деформации
личности и имеет непосредственное значение
для её социального здоровья. В противоположность
предыдущим подходам, авторы одномерного
подхода не ограничивают эмоциональное
выгорание определённой группой специалистов
[14].
В
англоязычной литературе были опубликованы
свыше тысячи статей по «эмоциональному
выгоранию». Однако исследования носили
главным образом описательный и эпизодический
характер [16].
1.2.
Факторы, способствующие
развитию синдрома
эмоционального
выгорания
В
литературе выделяют три фактора, играющих
существенную роль в эмоциональном выгорании:
личностный, ролевой и организационный
(у К. Кондо соответственно: индивидуальный,
социальный, характер работы и рабочего
окружения) [20].
Среди
личностных особенностей, способствующих
эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг
выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость,
идеализированность, интровертированность,
фанатичность.
В.
И. Ковальчук отмечает, что людям
с низким уровнем самооценки и экстернальным
локусом контроля больше подвержены
эмоциональному выгоранию [19].
В.
В. Бойко указывает на следующие
личностные факторы, способствующие развитию
синдрома эмоционального выгорания: склонность
к эмоциональной холодности, склонность
к интенсивному переживанию негативных
обстоятельств в профессиональной деятельности,
слабая мотивация эмоциональной отдачи
в профессиональной деятельности.
Различают
стрессы профессиональные, личностные,
стрессы ответственности. К профессиональным
стрессам можно отнести вхождение в новую
профессиональную среду, ситуации нововведений
и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения
требований к профессии, внутренних кризисов,
профессионального роста, карьеры. Так
ситуации нововведений и конфликтов в
профессиональной сфере могут способствовать
появлению у человека стрессовых проявлений:
беспомощности, эмоциональной напряжённости,
снижения работоспособности, уровня самокритичности.
В
преодолении стресса задействованы
три важнейших фактора: когнитивный,
эмоциональный, поведенческий. Существуют
индивидуальные различия в том, какая
из сфер психики окажется наиболее уязвимой
при длительном высоком напряжении.
Выбор
«мишени» обусловливают ситуативные
факторы и личностные особенности.
При сильном стрессе возникают: навязчивые
мысли или образы (когнитивная сфера);
застревание, зацикленность переживаний
(эмоциональная сфера); навязчивые
стремления, действия, ритуалы (поведенческая
сфера); нарушение социальных связей и
социальная дезадаптация (социально-психологическая
сфера).
Источник