Синдром эмоционального выгорания у медработников дипломная работа

Синдром “эмоционального выгорания” как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики “выгорания”. Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена “эмоционального выгорания”, обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………2
    Глава 1. Психологические особенности синдрома эмоционального
    выгорания……………………………………………………………………..5
    1.1. Основные подходы к анализу синдрома эмоционального выгорания…………………………………………………. ………………….5
    1.2. Понятие «эмоциональное выгорание», причины и факторы, способствующие его формированию и развитию………………………….10
    1.3. Симптомы и стадии развития синдрома
    эмоционального выгорания………………………………………………….27
    1.4. Влияние эмоционального выгорания на профессиональную
    позицию и личность врача…………………………………………………..39
    Выводы……………………………………………………………………….. 47
    Глава 2. Эмпирические исследования особенностей
    синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников……… 49
    2.1. Описание хода и процедуры исследования…………………………… .49
    2.2. Анализ результатов тестирования……………………………………… 56
    2.3. Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального
    выгорания у медицинских работников…………………………………… .66
    Выводы………………………………………………………………………. .70
    Заключение………………………………………………………………….

    Введение

    Актуальность проблемы. Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Селье, а позднее – Лазаруса, Розенмана и Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающий подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянного контакта с людьми.
    В связи с социальными изменениями и трансформацией рабочей ситуации в последние годы вырос интерес к синдрому эмоционального выгорания. На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся медицинские работники, учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и др. [32].
    В построенной А.С. Шафрановой классификации профессий медицинские работники внесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над субъектом и собой, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов [42].
    По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, но главными стресс-факторами являются психологические. К ним относятся: большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию; повышенные требования к профессиональной компетентности; ответственность за жизнь и здоровье других людей; производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания и другое.
    Возможно, по этой причине существует общая обеспокоенность в отношении того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется в виде разочарования в профессии и деморализации, нарастающей склонности к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также ухудшения состояния психического здоровья общепрактикующих врачей, снижения устойчивости браков, развития склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя [31].
    Проблема эмоционального выгорания у медицинских работников приобретает сегодня все большую актуальность в связи с резко возросшим темпом и интенсивностью рабочей активности профессионала, повышенными требованиями к качеству его труда.
    В зарубежной и отечественной психологии изучением феномена синдрома «эмоционального выгорания» занимались Х. Фрейденбергер, М. Буриш, К. Маслач, С.,Джэксон, Г.А. Робертс, Т.И. Ронгинская, Бойко В.В., Водопьянова Н.Е. и др.
    В связи с этим целью нашего исследования является выявление психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
    Объект исследования – синдром эмоционального выгорания.
    Предмет исследования – особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
    В соответствии с этим нами была поставлена следующая гипотеза:
    В процессе выполнения профессиональной деятельности существует взаимосвязь между личностными особенностями медицинских работников и синдромом эмоционального выгорания.
    Для проверки гипотезы исследования мы сформулировали следующие задачи:
    1. Рассмотреть теоретические аспекты психологических особенностей синдрома эмоционального выгорания в трудах отечественных и зарубежных авторов.
    2. Проанализировать проведенные ранее научные исследования по проблеме эмоционального выгорания у медицинских работников
    3. Выбрать методы психологического исследования и диагностические методики для проведения исследования.
    4. Провести психодиагностическое исследование по данной проблеме.
    Метод исследования – тестирование.
    Методики:
    1. Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко
    2. Опросник «Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
    3. Опросник Фрайбургский личностный опросник
    4. Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева.
    В соответствии с целью и задачами исследования в качестве базы исследования были выбраны медицинские работники . Количество испытуемых составило 35 человек………….

    Читайте также:  Синдром дракона скачать 12 серия

    Список использованной литературы

    1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Наука, 1998. – С. 231–244.
    2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
    3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с., ил.
    4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
    5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. – 154 с.
    6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 520 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
    7. Винокур В. А. Профессиональный стресс у медицинских работников. Интернет// http:www.mmm.spb.ru/MAPO/9/6.php.
    8. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание// Стоматолог. – М.: Медицина – 2002. – № 7. – С. 12.
    9. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях //Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
    10. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб., 2001
    11. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272 с.
    12. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
    13. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие //Интернет: psyho.org/modules.php?name=
    News&file=article&sid=390
    14. Земнова И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов// Школьный психолог – 2005 – № 13 – С. 2 – 15
    15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
    16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
    17. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология// Природа. – М.: «Изд-во Наука», 1989. – № 7. – С. 98 – 105.
    18. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек.- М., 1996.
    19. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области //Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27–38.
    20. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект; ОППЛ, 2002. – 464 с. – (Серия «Gaudeamus»)
    21. Ларенцова Л.И. Изучение синдром “эмоционального выгорания” у врачей – стоматологов // Клиническая стоматология, 2002, №4. – С. 82 – 86.
    22. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Е.Д.Синдром “эмоционального выгорания”(burnout) у врачей стоматологов // Новая стоматология, 2002 – №2 – С. 97 – 99.
    23. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики.//Вестник РАТЭПП. СПб., 1995 – №1. – С. 36 – 47.
    24. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания// Интернет zipsites.ru/books/sindrom_emocionalnogo_vigoraniya/
    25. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О. Прохоров. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 176 с.
    26. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
    27. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование //Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.
    28. Прикладная социальная психология/ Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 688 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
    29. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 1998. – 672 с.
    30. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1. – С. 45–53.
    31. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии, 1998 –

    Источник

    Синдром “эмоционального выгорания” как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • Проблема профессионального эмоционального выгорания, особенности проявления и причины данной проблемы среди старших медицинских сестер. Исследование уровня эмоционального выгорания, его зависимость от личностных особенностей, типов психологических защит.

    Читайте также:  Снять болевой синдром при грыже шейного отдела позвоночника

    дипломная работа, добавлен 10.11.2012

  • Психологические особенности синдрома эмоционального “выгорания” в профессиональной деятельности педагога, его общая характеристика и симптомы. Условия педагогической деятельности учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального “выгорания”.

    курсовая работа, добавлен 11.02.2011

  • Проблема эмоционального выгорания работников педагогической сферы. Подходы к данной проблеме в российских и зарубежных исследованиях. Проявление синдрома эмоционального выгорания у преподавателей общеобразовательных школ, методы профилактики и коррекции.

    дипломная работа, добавлен 30.07.2017

  • Факторы, определяющие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность медицинских работников как источник стресса и формирования тревожности. Психологическая помощь в преодолении проблемы деформации личности у медработников.

    дипломная работа, добавлен 08.03.2015

  • Особенности синдрома эмоционального выгорания у работников сферы услуг с экстраверсией и интроверсией. Симптомы синдрома выгорания. Методика обследования сотрудников, находящихся в общении с клиентами в эмоционально-загруженной атмосфере организации.

    курсовая работа, добавлен 16.12.2010

  • Основные причины и симптомы синдрома профессионального выгорания. Проявление синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, влияние специфики деятельности на формирование симптомов. Мероприятия по профилактике и методы саморегуляции.

    дипломная работа, добавлен 08.02.2013

  • Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии. История и модели изучения “синдрома выгорания”. Профессия и “выгорание”. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов.

    курсовая работа, добавлен 18.06.2009

  • Сравнительное исследование особенностей самооценки психических состояний среднего медперсонала наркодиспансера и офтальмологической клиники. Диагностика “эмоционального и психического выгорания” у медицинских работников данных лечебных учреждений.

    дипломная работа, добавлен 08.03.2012

  • Основные подходы к изучению феномена эмоционального “выгорания”. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти. Методы психологической гигиены и психологической профилактики эмоционального синдрома.

    дипломная работа, добавлен 21.08.2010

  • Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связанные с риском эмоционального выгорания. Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 27.10.2014

  • Источник

    Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».

    Слайд 1

    Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

    Тема моей выпускной квалификационной работы — «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».

    Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий.

    Слайд 2

    Целью выпускной квалификационной работы является Цель – изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.

    Слайд 3

    Объект  исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.

    Предмет исследования – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

    Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.

    Слайд 4

    Для достижения цели, во второй главе работы описано проведенное ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.

    В исследовании приняло участие 40 человек (медицинские сестры в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили:   мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.

    Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой.

    Слайд 5

    Первым этапом нашей работы было исследование индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию по методике В.В. Бойко. Результаты исследования  представлены на слайде.

    Исходя из данных, представленных на диаграме, видно, что специалисты группы обладают симптомами эмоционального выгорания различного уровня выраженности. В группе испытуемых наблюдаются следующая картина:

     — эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;

    — эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;

    — эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.

    Слайд 6

    Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены на слайде 6.

    Как видно, в группе медработников наблюдается эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. Они имеют тенденцию к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, что ведет к ограничению своих возможностей, обязательств по отношению к другим.

    Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна. Это подчеркивает необходимость профилактической и психокоррекционной работы с эмоциональным и психическим состоянием сотрудников.  И это, в большей мере, связано не с показателями работников у которых уже сформировалось эмоциональное выгорание, а с показателем эмоционального выгорания сотрудников, который находится в стадии формирования. Так как именно на этой стадии мы можем предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания.

    Слайд 7

    С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер и проведения профилактических мероприятий по предупреждению данного синдрома,   нами была разработана « Программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания».

    Читайте также:  Синкопальный синдром код по мкб 10

    Программа тренинга рассчитана на 24 часа и включает в себя 8 занятий по 3 часа каждое.

    Цель и задачи программы:

    Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами его преодоления.

    Данная программа направлена на решение следующих основных задач:

    —           обозначение и иллюстрация проблемы эмоционального выгорания;

    —           укрепление личностной и профессиональной самооценки участников;

    —           осознание своих личностных особенностей и ресурсных                 возможностей;

    —           коррекция и развитие установок участников, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.

    Слайд 8

    Далее на слайдах представлно описание и содержание занятий в рамках разработанной программы.

    Занятие№1 «Я хочу общаться!»

    Цель занятия — ознакомить участников с основными принципами программы тренинга, принять правила работы группы, создать позитивную атмосферу в группе

    1.1. Знакомство

    1.2. Упражнение «Что я сейчас чувствую»

    1.3. «Принятие правил работы группы»

    1.4. Упражнение «Мои добрые дела»

    1.5. Упражнение «Страховка»

    1.6. Упражнение «Мои сильные стороны»

    ТОЛЬКО У НАС!

    Доклад, презентация

    без предоплаты

    Более 100

    бесплатных примеров

    Доработки

    бесплатно

    Срок от 1 часа

    до 1 дня

    Гарантия

    низкой цены

    Слайд 9

    Занятие№2

    Цель занятия — осознание связи эмоционального выгорания и особенностей свое проф. деятельности,  осмысления различий в целях проф. деятельности в начале карьеры и в процессе накопления проф. Опыта

    2.1. Упражнение: «16 ассоциаций»

    2.2. Домашнее задание: «Свободный микрофон»

    2.3. Упражнение «Контраргументы»

    2.4. «Психологическая поддержка и обратная связь»

    Слайд 10

    На слайде номер 10 представлена информация по 6 другим занятиям.

    Слайд 11

    Для контроля изменений состояния участников программы тренинга предусматривается тестирование через 3 и 12 месяцев,  при необходимости — проведение повторного тренинга через год. Полученный положительный результат позволит расширить практику тренингов по этой проблеме.

    С целью изучения эффективности разработанной нами программы, мы всех медработников разделили на 2 группы:

    Контрольная группа – 20 медработников, с которыми не проводилась представленная выше программа.

    Экспериментальная группа — 20 медработников, с которыми была проведена программа тренинга.

     Занятия проходили в подготовленном помещении: хорошее санитарное состояние, был представлен необходимый для занятий материал.

    Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в контрольной группе

    Как видно из таблицы на слайде,  результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.

    Слайд 12

    Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в экспериментальной группе

    Как видим из таблицы,  результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ по всем критериям. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга. Нужно отметить, что у 17 человек существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций»,  «резистенция», «эмоциональный дефицит», также наблюдается снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.

    Слайд 13

    Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены в таблицах на слайде.

    Анализ показал, что  результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.

    Кроме того,  результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ. У всех медработников существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».

    Как видим, в группах медработников экспериментальной группы выявлены существенные значимые сдвиги по выраженности профессионального выгорания до и после участия в программе тренинга. До эксперимента у них наблюдалось эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. После тренинга все эти показатели существенно снизились.

    Слайд 14

    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    1. Профессия медицинского работника связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания.

    2. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов.

    3. Развитие и проявления синдрома эмоционального «выгорания» связаны с особенностями личности специалиста.

    4. У специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии.

    5. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания».

    Слайд 15

    6. Профилактика психического выгорания – это ведущее направление работы психолога с медработником.

    7. Виды  психологической коррекции могут быть самыми разнообразными как по форме, так и по содержанию.

    8. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены.

    9. Проведение  профилактических мер и коррекционных видов работы по предупреждению и преодолению психического выгорания  требует двусторонней активности.

    Слайд 16

    Таким образом, Данная программа, как целиком, так и отдельными  элементами, может быть рекомендована психологам, работающим с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.

    Перспективы исследования мы видим в апробации предложенной программы  тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания», анализе и обсуждении результатов практического применения, получении обратной связи от  участников.

    Цель работы — изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания – достигнута.

    Спасибо за внимание! Доклад окончен.

    Источник