Синдром эмоционального выгорания у медсестер дипломная работа
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Введение
Медицинские сёстры подвержены большим эмоциональным и физическим нагрузкам. Под длительным воздействием стресса формируется защитная реакция, известная как синдром эмоционального выгорания. Профессия больше не приносит удовлетворения, напротив, она становится в тягость. Отсюда может возникнуть неудовлетворённость жизнью и, возможно, депрессия.
В нашей стране принято не так много времени уделять проблемам психического характера, поэтому профилактику и лечение заболеваний психики обычно игнорируются не только здоровыми людьми, но и теми, у кого наблюдаются симптомы.
Сама профессиональная деятельность среднего медицинского персонала предполагает стресс. Синдром эмоционального выгорания отчасти защитная реакция, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Эмоциональное выгорание – это специфическая реакция психики человека на разные негативные факторы его жизни. И хотя изначально данный термин обозначал эмоциональное истощение человека вследствие его работы, сейчас понимание данного термина расширилось и обозначает набор разных явлений, как результат воздействия на человека постоянной негативной обстановки [4].
Синдром эмоционального выгорания – долговременная реакция на длительный стресс, возникающая у лиц, вынужденных по роду деятельности много (не обязательно интенсивно) и доверительно общаться с людьми. Это – защитный механизм, проявляющийся в основном полным или частичным исключением эмоционального отклика в ответ на психотравмирующие воздействия и представляющий собой более тяжелую форму синдрома хронической усталости [6].
Впервые о выгорании (burnout) как научном понятии, заявил Н. Freudenberger в 1974 году, который работал психиатром в одной из американских больниц. Он наблюдал за персоналом, испытывающим воздействие больничной среды, которое постоянно приводило к эмоциональному истощению и потере мотивации у многих сотрудников. Изначально речь шла о выгорании специалистов только так называемых «помогающих» профессий: учителей, медиков, социальных работников. В настоящее время установлено, что процесс выгорания затрагивает работников и других отраслей деятельности и имеет свои особенности и закономерности. Данный процесс однозначно оценивается как негативно влияющий на профессиональную эффективность, личность и здоровье специалиста [1].
Синдром эмоционального выгорания имеет статус диагноза в рубрике МКБ-10 Z73 – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью. По классификации МКБ-11 это QD85 – проблемы, связанные с занятостью или безработицей.
Так выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации – стадии истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [1].
Стадии
1. Нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента. Фаза напряжения включает в себя симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптом неудовлетворенности собой, симптом «загнанности в клетку», симптом тревоги и депрессии.
2. Резистенция (сопротивление) — попытки оградить себя от неприятных впечатлений. Для фазы резистенции характерны симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом эмоционально-нравственной дезориентации, симптом расширения сферы экономии эмоций и симптом редукции профессиональных обязанностей.
3. Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса наступает, когда сопротивление оказалось неэффективным. На фазе истощения проявляются симптом эмоционального дефицита, симптом эмоциональной отстраненности, симптом личностной отстраненности, или деперсонализации, и симптом психосоматических и психовегетативных нарушений [2, 3].
Симптомы
«Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.
Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладает чувство одиночества.
Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.), импульсивное эмоциональное поведение.
Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе), увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы.
Социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег» [1].
Факторы, влияющие на появление признаков синдрома эмоционального выгорания
Этиология синдрома выгорания является многомерной, так как исследования показали влияние психологических, социальных, образовательных и финансовых факторов в его проявлении.
Факторы, приводящие к формированию синдрому эмоционального выгорания, слабо коррелируют с возрастом или полом медицинского персонала. Мужчины и женщины страдают им в равной степени. Ряд исследователей выявили прямую корреляцию развития синдрома эмоционального выгорания со стажем (усугубление синдрома эмоционального выгорания отмечается после первых 10 лет работы), другие не согласны с этим.
Эти различия связаны с тем, что люди, как правило, через несколько лет увольняются, если работа их угнетает, или вырабатывают способы психологической защиты, в том числе от синдрома эмоционального выгорания.
Анализ проблемы эмоционального выгорания показывает, что основные усилия исследователей были направлены на выявление факторов, его вызывающих. Традиционно они подразделяются на две основные группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самого профессионала. Обзор работ по данной теме показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, тогда как люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания [5, 6].
Рекомендации по профилактике
На организационном уровне рекомендуются:
максимально полное информирование среднего медицинского персонала о существующей проблеме и методах ее решения;
обсуждение проблемы синдрома эмоционального выгорания, обучение персонала методам профилактики;
тестирование при приеме на работу медицинских сестер для определения профпригодности;
систематическое проведение плановых обследований на психологическую дезадаптацию;
применение научных методов организации труда медицинских сестер с учетом их индивидуальных качеств;
четкое ограничение должностных инструкций медицинских сестер с тем, чтобы весь персонал имел точное представление о своих правах и обязанностях, системе поощрений и возможностях карьерного роста;
постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование, прохождение курсов повышения квалификации, участие в научных конференциях и т.д.;
предоставление сотрудникам возможности вносить предложения по улучшению организации рабочего процесса и созданию условий для их внедрения;
поощрение коллективного отдыха.
На индивидуальном уровне:
регулярно заниматься физкультурой, будь то утренняя гимнастика, походы в бассейн или посещение спортивного зала;
правильно определять границы своих возможностей;
ставить перед собой реальные и достижимые цели; если возникают неподъёмные задачи – разбить их на более мелкие и выполнять постепенно;
приобрести увлечения вне сферы работы;
не думать о работе во внерабочее время;
формировать активную жизненную позицию;
баловать себя, чаще делать то, что нравится, больше «слушать» своё тело;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем;
больше улыбаться [6].
Выводы
Подверженность синдрому эмоционального выгорания может быть у каждой медицинской сестры, профессиональная деятельность которой предполагает значительную насыщенность факторами, вызывающими стресс. Поэтому им необходимо следить за собственным состоянием и не допускать развития синдрома эмоционального выгорания. В первую очередь это необходимо самим медицинским сёстрам. Ведь, чтобы помочь другим быть здоровыми, необходимо самому быть здоровым.
Список используемых источников
Козлова, Т.В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации / Т.В. Козлова, Т.А. Саблина // Молодой учёный. — 2010. — №10. – С. 323-327.
Комолкина, О.И. Особенности эмоционального выгорания личности медицинских сестер разного профиля / О.И Комолкина // Известия Иркутского государственного университета. – 2016. – Т.16. – С. 14-22.
Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 331-334.
Ларин, Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии / Н.А. Ларин // Психология и Психотехника. – 2017. – № 3. – С. 1 – 9.
Пронин, C.В. Анализ факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания у среднего медперсонала крупной городской больницы / C.В. Пронин, М.Г. Чухрова, Л.Ф. Заварзина // Мир науки, культуры, образования. – № 3 (40). – 2013. – С. 395-399.
Третьяков, Н.В. Синдром эмоционального выгорания / Н.В. Третьяков, А.Е. Крюков, В.П. Сверчкова // Медицинская сестра. — 2014. — №4. – С. 12-14.
Источник
эмоционального и когнитивного
истощения или утомления. Он полагает,
что
главный фактор эмоционального
выгорания – это эмоциональное
истощение, а
дополнительные компоненты
являются следствием либо поведения (купирования
стресса), ведущего к деперсонализации,
либо собственно когнитивно-
эмоционального выгорания,
что выражается в редуцировании
личных достижений
(деформации субъективной
оценки собственных возможностей).
И то и другое
проявляется в деформации
личности и имеет непосредственное
значение для её
социального здоровья. В
противоположность предыдущим подходам,
авторы
одномерного подхода не ограничивают
эмоциональное выгорание определённой
группой специалистов [14,447].
П. Торнтон обращается к
выявлению связи между уровнем
эмоционального
выгорания и типом поведения
преодоления. Поведение преодоления
обеспечивается
когнитивными и поведенческими
усилиями по регуляции специфических
внутренних
и внешних требований, которые,
по субъективной оценке, исчерпывают
или
превосходят ресурсы личности.
Выявлены три стратегии поведения
преодоления:
две активные (овладение
ситуацией путём её преобразования
и преодоления
эмоционального дистресса
путём изменения собственного отношения
к ситуации) и
одна пассивная (эскапизм
или отказ от каких-либо попыток
устранить
обусловленные ситуацией
трудности).
Путём факторного анализа
на основе когнитивно-феноменологической
теории
стресса П. Торнтон выделено
восемь подвидов поведения преодоления.
Если к
пассивным отнесён только
один подвид (эскапизм как уклонение
от решения
проблем), то к активным –
семь, объединяя две (планомерное
решение проблем и
путь конфронтации) в проблемно-сфокусированные
стратегии, а пять остальных
(дистанцирование – изменение
масштабов происходящего в сторону
преуменьшения,
самообладание, поиск социальной
поддержки, принятие на себя ответственности
за происходящее, позитивная
оценка ценностей – отыскание
положительного в
происходящем) – в эмоционально-сфокусированные
стратегии.
Противоречия обнаружились
в данных в связи между типом
поведения преодоления
и уровнем эмоционального
выгорания, полученных разными авторами.
Так с низкой
степенью эмоционального
выгорания связывают активные стратегии
поведения
преодоления, а с высокой
степенью – пассивную и, наоборот,
активные формы
поведения преодоления указывают
как не снижающие степень эмоционального
выгорания, а эмоционально-сфокусированные
стратегии поведения преодоления
–
как ассоциируемые с более
высоким уровнем эмоционального
выгорания.
Сама П. Торнтон в результате
перепроверки этих данных выявила только
одну
существенную связь между
стратегией избегания и уровнем
эмоционального
выгорания, хотя эта стратегия
реже других используется в стрессовых
ситуациях; однако при повышении
уровня сгорания частота обращения
к ней
возрастает [42,62].
В исследованиях российских
менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой,
А. Б.
Серебряковой, Е. С. Старченковой
изучалось влияние стилей поведения
в
проблемных ситуациях
и личностных характеристик, на степень
выраженности
синдрома психического выгорания.
Было обнаружено, что наиболее высокое
эмоциональное истощение
и редуцирование личных достижений
наблюдается у тех
менеджеров, которые предпочитают
«избегание», а так же чем больше
истощение,
тем ниже самооценка и больше
деформация самоотношения. Эмоциональное
истощение часто сопровождается
мотивационной деформацией, что
является
защитной реакцией организма
на психологические стрессы [14,456].
В англоязычной литературе
были опубликованы свыше тысячи статей
по
«эмоциональному выгоранию».
Однако исследования носили главным
образом
описательный и эпизодический
характер [16].
1.2. Факторы, способствующие
развитию синдрома
эмоционального выгорания
В литературе выделяют три
фактора, играющих существенную роль в
эмоциональном
выгорании: личностный, ролевой
и организационный (у К. Кондо
соответственно:
индивидуальный, социальный,
характер работы и рабочего окружения)
[42,60].
Среди личностных особенностей,
способствующих эмоциональному выгоранию,
Х.
Дж. Фрейденберг выделяет
эмпатию, гуманность, увлекаемость,
идеализированность, интровертированность,
фанатичность.
В. И. Ковальчук отмечает,
что людям с низким уровнем
самооценки и
экстернальным локусом контроля
больше подвержены эмоциональному
выгоранию
[19,222].
В. В. Бойко указывает на
следующие личностные факторы, способствующие
развитию синдрома эмоционального
выгорания: склонность к эмоциональной
холодности, склонность к
интенсивному переживанию негативных
обстоятельств в
профессиональной деятельности,
слабая мотивация эмоциональной
отдачи в
профессиональной деятельности.
Роджерс, Добсон выделяют
следующие личностные факторы: склонность
к
интроверсии (низкая социальная
активность и адаптированность), реактивность,
жёсткость и авторитарность
по отношению к другим, низкий уровень
самоуважения, чрезмерно
высокая или низкая мотивация
успеха, трудоголизм,
высокий уровень эмпатии,
реакция на стресс по типу «А», возраст,
профессиональный стаж [14,451].
В связи с развитием
«сгорания» для К. Кондо наиболее
важно в человеке то, что
является стрессом, и то,
как разрешается стрессовая ситуация.
Наиболее
уязвимы те, кто реагирует
на стресс по типу «А»: агрессивно, в
соперничестве,
любой ценой; стрессогенный
фактор вызывает у них чувство
подавленности,
уныния из-за неосуществления
того, что хотелось достичь [42,61].
К. Кондо относит к «сгорающим»
также трудоголиков тех, кто решил
посвятить
себя реализации только рабочих
целей, кто нашёл своё призвание
в работе до
самозабвения.
М. Фридман, Р. Розенман описали
тип личности «А», характеризующийся
экстремально высоким
субъективным значением профессиональной
деятельности,
низкой устойчивостью
к фрустрации и стрессу, высоким
жизненным темпом,
соревновательностью, желанием
признания окружающих, агрессивностью,
наличием
лидерских качеств. Высокий
уровень негативных эмоций, являющийся
следствием
психической перегрузки, стремление
к совершенству и связанной с
этим
неудовлетворённости эффективностью
своей деятельности, отсутствие социальной
поддержки позволяют отнести
этот тип к группе риска с вероятностью
достаточно
быстрого развития синдрома
профессионального выгорания. Неблагоприятными
последствиями поведения
такого типа могут быть различного
рода
психосоматические расстройства
с высоким риском коронарных заболеваний
[34,88].
Различают стрессы профессиональные,
личностные, стрессы ответственности.
К
профессиональным стрессам
можно отнести вхождение в
новую профессиональную
среду, ситуации нововведений
и конфликтов в этой сфере, ситуации
изменения
требований к профессии,
внутренних кризисов, профессионального
роста,
карьеры. Так ситуации нововведений
и конфликтов в профессиональной
сфере
могут способствовать появлению
у человека стрессовых проявлений:
беспомощности, эмоциональной
напряжённости, снижения работоспособности,
уровня самокритичности.
В преодолении стресса
задействованы три важнейших
фактора: когнитивный,
эмоциональный, поведенческий.
Существуют индивидуальные различия в
том, какая
из сфер психики окажется
наиболее уязвимой при длительном высоком
напряжении.
Выбор «мишени» обусловливают
ситуативные факторы и личностные
особенности.
При сильном стрессе возникают:
навязчивые мысли или образы (когнитивная
сфера); застревание, зацикленность
переживаний (эмоциональная сфера);
навязчивые стремления, действия,
ритуалы (поведенческая сфера); нарушение
социальных связей и социальная
дезадаптация (социально-психологическая
сфера).
Часто реакция на трудности
наиболее ярко выражена в эмоциональной
сфере. Она
не редко оказывается
основной «мишенью» стрессового
воздействия, но главный
ресурс для преодоления
стресса может быть найден в других
сферах психики.
Важную роль здесь играет
построение более гармоничных эмоциональных
отношений. Поиск такой
сферы, её активизация составляют основную
задачу
психологической поддержки
в преодолении жизненных трудностей.
Если стоящие
перед человеком трудности
не превышают его потенциала психологической
устойчивости, то их преодоление
повышает гибкость адаптационных процессов,
расширяет спектр выхода из
трудных жизненных ситуаций, обогащает
опыт
проявления своей активности.
Х. Шредер выделяет пять групп
личностных переменных, ответственных
за
интенсивность и качество
реакции на стресс: когнитивные структуры,
представление о себе, поведенческие
программы, мотивационные структуры,
опыт
межличностного поведения.
Важнейшим условием защиты
человека от психических стрессов является
жизненная стратегия, в частности,
система ценностей.
Л. И. Анциферова предлагает
следующую классификацию типов
поведения в
стрессовых ситуациях:
1)экстерналы – уход
от трудных ситуаций, обвинение
в своих трудностях других
людей, низкая мотивация
достижения, стремление подчиняться
другим;
2)интерналы – предпочитают
конструктивную стратегию совладения
с трудностями,
стараясь видеть их источник
в себе, уверены в своих силах,
отличаются высокой
ответственностью и стрессоустойчивостью,
любое событие рассматривают
как
стимул для развития своих
возможностей, такой тип формируется
в детстве при
наличии объекта подражания,
предоставлении родителями самостоятельности
в
решении жизненных проблем.
Тип адекватной стратегии
в стрессовых ситуациях определяется
силой,
подвижностью, уравновешенностью
нервных процессов [30,126].
Поведение личности в соответствии
с требованиями профессиональной среды,
способствующее психическому
здоровью и профессиональному росту,
определяет
три основные сферы:
1.Профессиональная активность,
выраженная в категориях субъективного
значения
деятельности, профессиональных
притязаниях, готовности к энергетическим
затратам, стремление к совершенству
при выполнении заданий, а также
способности сохранять дистанцию
между личной и профессиональной
сферами.
2.Стратегии преодоления
проблемных ситуаций, представленные
как тенденции
отказа от дальнейшего
выполнения профессиональных заданий;
активность
стратегии преодоления трудностей,
а также внутреннего равновесия.
Эти
признаки отражают два
различных способа поведения
в трудной ситуации:
активное решение проблем
или их избегание.
Согласно концепции Антоновского,
чувство когерентности связано
с
положительной оценкой своих
возможностей в проблемной ситуации,
выработкой
эффективной стратегии её
преодоления, положительной жизненной
установкой,
создающими тем самым
основу для профессиональной самореализации
личности.
3.Эмоциональный настрой
на профессиональную деятельность,
выражением которого
является чувство социальной
поддержки, профессионального успеха
и жизненного
удовлетворения [34,87].
Н. А. Аминовым обнаружены связи
индивидуальных различий в толерантности
к
развитию синдрома эмоционального
выгорания с типологическими
свойствами
нервной системы (слабостью,
лабильностью, активностью нервных
процессов)
[42,63].
В литературе выделяют типы
людей подверженных синдрому эмоционального
выгорания:
1.Педантичный характеризуется
добросовестностью, болезненной
аккуратностью,
стремлением в любом деле
добиться образцового порядка, излишней
привязанностью к прошлому.
Симптомы переутомления – апатия,
сонливость.
2.Демонстративный характеризуется
стремлением первенствовать во
всём,
свойственна высокая степень
истощаемости при выполнении рутинной
работы.
Переутомление выражается в
излишней раздражительности, гневливости.
3.Эмотивный характеризуется
чувствительностью, впечатлительностью,
склонностью воспринимать чужую
боль граничит с патологией, с саморазрушением
[25].
К. Маслач выделила в качестве
ключевых факторов синдрома эмоционального
выгорания индивидуальный предел,
потолок возможностей «эмоционального
Я»
противостоять истощению, противодействовать
выгоранию самосохраняясь;
внутренний психологический
опыт, включающий чувства, установки, мотивы,
ожидания; негативный индивидуальный
опыт, в котором сконцентрированы
проблемы, дистресс, дискомфорт,
дисфункции и их негативные последствия
[42,60].
Голландские учёные исследовали
эмоциональное выгорание и неуверенность
у
медицинских сестёр в связи
с потребностью социального сходства-сравнения,
проявляющейся в желании
узнать как можно больше о переживаниях
и реакциях
других людей, встретившихся
с подобными ситуациями. В. Шауфели
обнаружил, что
эмоциональное истощение
и сниженный уровень собственного
достоинства имеют
Источник