Синдром эмоционального выгорания у педагогов симптомы

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» – это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак  и  С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; 
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания учителей:

Первая стадия  

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Читайте также:  Синдром системного воспалительного ответа в акушерстве

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Профилактика и лечение

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки,  погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник

  • – усталость и переутомление, неумение возобновиться за ночь или выходные дни;
  • – напряженность, непрерывное беспокойство, невозможно перейти с мыслей о работе, трудности с засыпанием;
  • – недовольство и тяжело скрываемое отрицательное отношение к учащимся, коллегам, урокам, переменам, шуму;
  • – стремление, в том числе и творческую работу, делать монотонно, стандартно;
  • – сопротивление различным изменениям и нововведениям;
  • – апатия, пессимизм, безнравственность, бездействие, чувство собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности;
  • – стремление к компенсации уже после рабочего дня через переедание, – использование спиртного, частое курение, бездумный просмотр всех подряд телепередач.

Если рассматривать признаки небольшими либо само собой разумеющимися, в таком случае они непременно начнут свою разрушительную работу. Зачастую ликвидировать их просто отдыхом — каникулами или летним отпуском, никак не выходит. Необходимо разобраться в причинах, вызывающих сгорание, и устранить их.

Социально-психологические факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания.

После того как учеными была установлена суть основных признаков эмоционального сгорания, и данное формулирование стало общепризнанным, обоснованно встал вопрос о раскрытии и систематизации факторов, тормозящих развитие либо способствующих ему.

В литературе выделяют три фактора, играющие важную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо: индивидуальный, общественный вид деятельность и трудового общества).

«При исследовании личностного фактора некоторые исследователи (П. Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Другие исследователи (А. Пайнс) уделяли особенный интерес взаимосвязи мотивации и выгорания исследовали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, ощущение своей важности в трудовом месте, профессиональное развитие, самостоятельность и степень контроля со стороны руководства и др.» Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, №4, 1999.. Непосредственной взаимосвязи эмоционального выгорания с уровнем зарплаты не было установлено. Одновременно с этим, недовольство профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) стали наиболее связанными с формированием выгорания.

В.В. Бойко указывает на следующие индивидуальные факторы, способствующие формированию психологического выгорания: стремление к эмоциональной холодности, стремление к напряженному переживанию отрицательных факторов в профессиональной деятельности, слабая мотивация психологической эффективности в профессиональной деятельности.

Читайте также:  Геморрагический синдром при заболеваниях крови

Среди индивидуальных черт, содействующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг акцентирует эмпатию, человечность, идеализированность, замкнутость, преданность.

Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: стремление к интроверсии (невысокая общественная динамичность и адаптированность), жесткость и антидемократичность согласно взаимоотношению к другим, низкий уровень самоуважения, слишком значительная либо низкая мотивация успеха, трудоголизм, большая степень эмпатии, возраст, профессиональный стаж.

Существенную значимость в эмоциональном сгорании играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования посвященные изучению взаимосвязи между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и сгоранием. Они обнаружили, что это особенно выражается в тех профессиональных моментах, в которых общие действия недостаточно согласованы, отсутствуют интеграции стараний, имеется конкурентная борьба, тогда как результат труда находится в зависимости от сглаженности и скоординированности действий. Анализ степеней выгорания, проведенный в двух разных группах, продемонстрировал то, что распределение ответственности и коллегиальность в труде ограничивает формирование выгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка способна являться существенно выше обычной. Таким образом, возникновению выгорания способствует присутствие ролевого конфликта в деятельности школьного учителя.

«На формирование эмоционального выгорания оказывает влияние и организационный фактор. Его воздействие сопряжено с тем, что работа способна являться сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующем выгоранию» Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Указ. соч. С..

А. Пайнс определил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, независимостью и степенью контролирования со стороны руководителя.

Основные элементы организационных факторов:

1 .Условия работы – главный акцент при изучении этого фактора был сделан на высокую моральную ответственность за качество своей работы. Как правило, педагог работает в помещении. Значительная доля трудового дня он проводит в режиме активного общения с учащимися, перемещаясь при этом по учебному классу, стоя у доски либо сидя за рабочим столом. Другую часть своего рабочего времени, учитель посвящает заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.

Главные средства труда учителя: его компетентность, умственные возможности и познания в предметной области. Кроме того рабочим инструментом любого учителя считаются голосовые связки. При этом бывают исключения.

Высокая нагрузка в деятельности стимулирует формирование эмоционального выгорания. Интервалы в работе оказывают благоприятный результат и уменьшают степень эмоционального выгорания, однако данный результат носит временный характер. Степень эмоционального выгорания частично повышается уже через три дня после возврата к работе и целиком восстанавливается через три недели.

  • 2 .Содержание труда – эта категория содержит количественные и качественные нюансы деятельности с учениками Учитель создает будущее страны, т.к. от его работы во многом зависит многосторонность, формирование познаний молодого поколения, его взгляды, миропонимание, нравственные качества. Учитель обязан уважать, любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом преподавания и воспитания человека. Результат педагогической деятельности во многом находится в зависимости от коммуникативных возможностей педагога, от его мастерства наладить правильные взаимоотношения с детьми.
  • 3 .Социально-психологические факторы – взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.

Следующим негативным условием, связанным с риском возникновения эмоционального выгорания в труде школьного учителя являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут появиться, к примеру, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т.д. При кризисе прослеживается понижение профессиональной самооценки, может проявляться чувство исчерпанности своих способностей боязнь идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, понижение заинтересованности к дальнейшему росту или, напротив, желание занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Риск возникновения эмоционального выгорания личности специалиста в педагогической работе увеличивается в таких случаях:

  • – однообразие деятельности;
  • – вложение в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  • – жесткое регулирование времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
  • – работа с ‘немотивированными учащимися, регулярно сопротивляющимися усилиям учителя помочь им, научить, объяснить и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,
  • – напряжение и инциденты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,
  • – нехватка условий с целью самовыражения личности на работе, если никак не награждаются, а подавляются экспериментирование и инновации,
  • – работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
Читайте также:  Псевдобульбарный синдром в легкой степени

«В некоторых трудах отмечается, что общим признаком отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на сознании правильности выбора профессии, соответствия собственных возможностей требованиям профессии, результативности своего труда» Этические стандарты психолога// Вопросы психологии. М., 1990, № 5.

Если человеку никак не получается справиться с кризисным состоянием, могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием положительных направлений, усилением отрицательного отношения к себе или к другим.

Деформация личности – это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и безупречно-результативную деятельность. Деформация считается результатом эмоционального выгорания, когда защитные механизмы ослабевают на столько, что школьный учитель не никак не способен противостоять губительным условиям и наступает процесс разрушения.

Освоение личностью профессии неминуемо сопутствует преобразованиями в текстуре ее персоны, если, с одной стороны, происходит усиление и активное развитие качеств, которые способствуют благополучному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, угнетение или даже разрушение структур, никак не участвующих в этом процессе. В случае если эти профессиональные изменения расцениваются как отрицательные, т.е. не соблюдающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и стабильность, в таком случае их необходимо расценивать равно как профессиональные деформации.

Характерно, что представители профессии типа «человек — человек», регулярно работающие с людьми, в том числе и педагог, подвержены опасности профессиональной деформации. Данное обусловлено тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на школьного учителя.

«В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий эмоционального сгорания — наличие психологически сложного контингента, что проявляется в области общения у преподавателей, это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития» Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. 456с..

«Имеют значение и производственные факторы. Эмоциональное выгорание формируется раньше, в случае, если работник:

  • – дает оценку своей работе, как незначимую;
  • – не доволен профессиональным ростом;
  • – ощущает недостаток самостоятельности, считает, что его чрезмерно контролируют;
  • – целиком поглощен собственной работой (трудоголик);
  • – испытывает ролевую неясность вследствие нечетких к нему требований;
  • – испытывает перегрузку либо, напротив, недогрузку (последнее порождает ощущение собственной ненужности)» Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 2006. 53-57с..

Существенно воздействуют на развитие личности специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление новейшего типа взаимодействий специалиста по педагогике и учащегося, морально-правовой статус школьного учителя в обществе и другие факторы.

Таким образом, согласно вопросу исследования условий, оказывающих большое влияние в формирование эмоционального выгорания личности специалиста, дает возможность сделать следующие выводы:

В педагогической работе можно выделить две группы отрицательных факторов:

Объективные (организационные и ролевые) – порождаемые, условием самой работы либо неправильной ее организацией. Это, например, переутомление, излишняя психологическая напряженность в работе с учащимися, негативный социально-психологический климат в коллективе.

Субъективные – характерные черты личности.

Обе группы связаны между собой. С одной стороны, продолжительное психотравмирующее влияние объективных факторов может приводить к изменениям, деструкциям специалиста.

С другой стороны, индивидуальные условия особенно отрицательно выражают себя, именно при дополнительном воздействии объективных условий, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае прогнозировать сущее появление эмоционального сгорания практически нельзя. Как правило фактор выгорания – это сочетание вредных условий, однако индивидуальная ситуация профессионального развития может ухудшать либо смягчать их влияние.

Другая категория трудностей, содействующих выгоранию либо усиливающих его формирование, связана с рабочей ситуацией. Отличительными для выгорающих ситуаций являются перегрузки–слишком много подопечных, большое количество требований, большой объем информации. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это вероятность воздействия на процесс работ. Если у человека присутствует ощущение то, что он ничего никак не может поменять в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., возможность формирования профессионального выгорания возрастает. Как говорит К. Маслач, в случае если все знание относительно того, что приводит к выгоранию, и того, что способен ему, свести к одному слову, то это будет слово «баланс». Нарушение данного равновесия — как в профессиональной, так и в личной жизни — ведет к разрушению, находящегося в интенсивном и тесном общении с учениками, в эмоционально нагруженной атмосфере. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.

Источник