Синдром эмоционального выгорания у пожарных

Определение 1
Эмоциональное выгорание (синдром эмоционального выгорания) – это состояние, характеризующееся нарастающим эмоциональным истощением.
Данный термин был введен в научный оборот в 1974 году Гербертом Фрейденбергером.
Основные причины эмоционального выгорания у пожарных
Одной из основных особенностей профессиональной деятельности пожарных является то, что их труд сопряжен с высокими психическими и физическими нагрузками в процессе выполнения служебных задач. Это связано с тем, что работа пожарного связана с риском для собственной жизни и ответственностью за жизнь других людей. Очень часто пожарные сталкиваются с различными психотравмирующими факторами, оказывающими негативное влияние на рост числа психических и физических заболеваний. Именно поэтому особое значение имеет исследование феномена эмоционального выгорания.
Состояние эмоционального выгорания отрицательно сказывается на психофизиологическом здоровье и эффективности профессиональной деятельности пожарного.
Первыми признаками возникновения эмоционального выгорания является то, что сотрудник начинает относиться к выполнению своих обязанностей формально, возникают конфликты с коллегами, злоупотребление алкоголем и т.д. В случае, если не оказать своевременную помощь, то в дальнейшем такое состояние может привести к психосоматическим нарушениям и психологическим изменениям личности (эмоциональнее, когнитивные, мотивационные).
В настоящее время психологическая литература изобилует исследованиями, которые касаются работников экстремальных профессий и изучением возникновения у них синдрома эмоционального выгорания. Кроме того, достаточно полно исследованы причины и последствия эмоционального выгорания, методики психодиагностики и специализированной работы с таким сотрудниками. Однако очень мало исследований, направленных на изучение взаимосвязи личностных качеств и свойств, и эмоционального выгорания.
Замечание 1
Таким образом, эмоциональное выгорание у пожарных представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме частичного или полного отключения эмоций в ответ на различные психотравмирующие воздействия.
Фазы и симптомы эмоционального выгорания
Выделяют следующие фазы и симптомы возникновения и развития эмоционального выгорания:
- Фаза напряженности – представляет собой предвестник развития эмоционального выгорания, по сути, является своеобразным запускающим механизмом формирования данного синдрома. Характеризуется наличием таких симптомов как: недовольство собой, излишнее эмоциональное переживание психотравмирующих обстоятельств, чувство безысходности, безосновательная тревога и депрессия.
- Фаза резистентности – характеризуется снижением эмоционального реагирования на различные эмоциогенные факторы. Проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных функций и обязанностей.
- Фаза истощения – отмечается резкое падение общего энергетического тонуса и ослабление деятельности нервной системы. Характерными симптомами являются: эмоциональная отстраненность и дефицит, личностная отстраненность, вегетативные и психосоматические проявления.
Замечание 2
Таким образом, синдром эмоционального выгорания у пожарных представляет собой комплексное явление, возникновению которого предшествует повышенная активность, характеризующаяся чрезмерным участием в работе.
Факторы, оказывающие влияние на возникновение и развития эмоционального выгорания (по Ю.С. Шойгу):
- Объективные факторы – условия труда пожарных, ответственность за здоровье и жизнь других людей.
- Субъективные факторы – включают в себя постоянное сдерживание эмоций, интенсивность восприятия происходящих событий (зачастую негативных), слабая мотивация к профессиональной деятельности, иррациональные убеждения, наличие нравственных дефектов личности.
- Социально-экономическое положение региона, статусность профессии.
Особенности проявления эмоционального выгорания у пожарных с разными личностными свойствами
Как показывают проведенные психологами исследования, сформированность той или иной фазы эмоционального выгорания во многом зависит от личностных свойств пожарного.
Лидирующее положение занимает фаза резистентности. Это связано с тем, что с психологической точки зрения, пожарные предпринимают попытки самостоятельно сократить или облегчить выполнение тех профессиональных обязанностей, которые требуют от них больших эмоциональных затрат и негативно сказываются на резервах организма. То есть, психика человека бессознательно удаляет те факторы, которые являются стрессогенными. Например: эмпатия, сочувствие, сопереживание. Достигается это за счет того, что пожарные, относящиеся к данной категории, стараются снизить давление тех внешних обстоятельств, которые могут оказать влияние на возникновение и развитие эмоционального выгорания, посредством упрощения профессиональных задач.
На втором месте находится фаза истощения, которая характеризуется утратой интереса к окружающим людям и событиям, возникновение депрессивных состояний. Пожарные, относящиеся к данной категории не способны сопротивляться стрессу, их психологические и физические силы стремятся к нулю. Именно в этой стадии люди более всего подвержены различным заболеваниям. Эта категория пожарных больше всего нуждается в своевременной профессиональной помощи (психологической коррекции, медицинской реабилитации и т.д.).
Наименее выражена фаза «напряжения», проявляющаяся усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности пожарного, неудовлетворенностью собой и выбранной профессией, чувством своей бесполезности, развитием тревожности и депрессии. Нервное напряжение у пожарного создают повышенная ответственность, и перманентная негативная психоэмоциональная атмосфера экстремальной ситуации.
Замечание 3
Фазы выгорания напрямую связаны с такими личностными особенностями пожарных, как невротичность, склонность к депрессиям и эмоциональная лабильность. Само же выгорание пожарных представляет собой состояние эмоционального и физического истощения, которое возникает в результате продолжительной эмоциональной нагрузки.
Источник
В статье подробно рассматриваются объективные и субъективные причины возникновения эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы МЧС России, выполняющих профессиональные функции в экстремальных условиях деятельности. Определены профессиональные группы сотрудников, наиболее подверженных эмоциональному выгоранию, где определяющими факторами являются не только личностные особенности, но и сама специфика деятельности, стаж службы и возрастные изменения.
Сотрудники государственной противопожарной службы МЧС России, выполняя свои профессиональные функции, находятся в постоянном контакте с людьми, которые оказались в стрессовой ситуации, коллегами, представителями различных служб. Это создает условия для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия, приводит к нарушению внимания, снижению волевой готовности к немедленному действию, негативно влияет на выполнение служебных задач, оказывают отрицательное влияние на взаимоотношения с окружающими и разрушающее воздействие на организм в целом.
Проблема изучения эмоционального выгорания сотрудников МЧС России является актуальной ввиду стрессогенного характера их профессиональной деятельности. Формирование эмоционального выгорания также может быть связано с некомпетентностью сотрудников, с их неподготовленностью в физическом и психологическом плане. В этой связи целесообразно проводить исследование эмоционального выгорания с учетом возраста и стажа работы в данной должности, что напрямую связано с приобретением соответствующего профессионального опыта.
Также следует обратить внимание на то, что деятельность сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России связана с риском, то есть повышенной опасностью для жизни, а так же с взаимодействием с потерпевшими лицами от пожаров и бедствий при выполнении служебных задач. Данные обстоятельства способствуют возникновению сильного эмоционального фона у сотрудников, а так же затем разного рода негативных переживаний от воспринятого в моменты осуществления служебной деятельности при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. Вышеуказанные обстоятельства накладывают неизгладимый отрицательный отпечаток на личности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России и так же становятся причиной эмоционального выгорания. В связи с этим, по нашему мнению, данное явление должно максимально изучаться. Должны быть выработаны основные направления деятельности если не по ликвидации синдрома выгорания у сотрудников, то, по крайней мере, его смягчению.
В соответствии с подходом зарубежных психологов К. Маслач, С.Е. Джексона синдром профессионального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений, которое проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других.
Под синдромом профессионального выгорания следует понимать неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы, включающую в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.
В этой связи под нашим руководством было проведено исследование на базе ФГКУ-2 ОФПС по Ярославской области г. Рыбинска.
Все сотрудники были разделены на три группы.
I группа: 20 сотрудников со стажем службы до трех лет, возраст от 21 до 30 лет.
II группа: 20 сотрудников со стажем службы от трех до десяти лет, возраст от 23 до 45 лет.
III группа: 20 сотрудников со стажем службы от десяти лет и более, возраст от 29 до 55 лет.
Анализ результатов методики «Профессиональное выгорание» MBI К. Маслач, С. Джексон. Благодаря ее применению у нас есть возможность сравнить проявления по трем шкалам: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Редукция личных достижений».
Наиболее высокие значения по шкалам «Эмоциональное истощение» (ср. зн. 8,95) и «Деперсонализация» (ср. зн. 4,25) представлены у группы сотрудников противопожарной службы со стажем служебной деятельности более 10 лет.
Увеличение показателей по шкале «Эмоциональное истощение» у сотрудников со стажем от 3 до 10 лет, возможно, обусловлено возрастной переоценкой ими иерархии ценностей и видоизменением в ходе личностного роста мотивов профессиональной деятельности.
Наиболее низкие значения по шкале «Эмоциональное истощение» отмечены у представителей группы сотрудников противопожарной службы со стажем служебной деятельности до 3 лет. Вероятно, это обусловлено ограниченным воздействием на молодых сотрудников профессиональных стрессоров на этапе профессиональной адаптации, в том числе из-за выполнения ими более низкого объема работы и решения трудовых задач меньшей сложности, по сравнению с другими сотрудниками.
По шкале «Деперсонализация» аналогично: на первом месте – сотрудники со сроком службы более 10 лет, на последнем – до 3 лет (ср. зн. 2,65).
Можно предположить, что постоянное столкновение с опасностью, большая ответственность в принятии единственно правильного решения, которое может повлиять на сохранение жизни и уменьшение материальных потерь при возникновении чрезвычайных ситуаций многих людей делают с ростом стажа службы менее гуманными установки сотрудников в отношении окружающих людей. Изменения по отношению к окружающим людям сначала могут носить скрытый характер и проявлялись во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем станет прорываться наружу.
Доминирование показателей по шкале «Редукция личных достижений» характерно для представителей группы сотрудников со стажем от 3 до 10 лет (ср. зн. 36,6). Это свидетельствует о постепенном снижении самоуважения, в том числе из-за неспособности адекватно оценивать результаты своей работы.
В отношении сотрудников группы со стажем до 3 лет следует отметить, что затруднения в период профессиональной адаптации неизбежно связаны с осознанием сотрудником-специалистом недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности в МЧС. Это обусловливает неудовлетворенность от достигнутых результатов своего труда, а также может привести к изменению в отношении к работе. Кроме того, молодые сотрудники имеют нереалистично высокие ожидания относительно деятельности и своей профессиональной карьеры, а это также может обуславливать пусковой механизм феномена выгорания.
По шкале «Редукция личных достижений» наиболее низкие значения обнаружены у сотрудников с трудовым стажем службы от 10 лет и более (ср. зн. 33,6). Вероятно, со временем, данная категория специалистов подстраивают свои ожидания под реальную ситуацию, снижая завышенные ожидания. Но при отсутствии возможности реализовать свои карьерные устремления и недостаточности условий для самовыражения у данной категории специалистов также может снижаться мотивация профессиональной деятельности. Следует также обратить внимание, что полученные результаты могут говорить о наличии у некоторых специалистов со стажем более 10 лет «псевдопрофессионализма», проявляющегося во внешней демонстрации профессиональной активности при низком качестве работы, низком уровне самоактуализации и неудовлетворенности работой.
Проведенный нами статистический анализ позволил установить, что у сотрудников противопожарной службы со стажем службы более 10 лет в большей степени, чем у других сотрудников, выражена фаза эмоционального выгорания «Напряжение». По мнению автора методики, фаза «Напряжение» – это механизм, запускающий формирование эмоционального выгорания. На данной фазе человек впервые встречается со стрессовым раздражителем, происходит мобилизация всех имеющихся у него ресурсов для преодоления стрессовой ситуации. Соответствующий данной фазе симптом проявляется в недовольстве собой, профессией, должностью, обязанностями при этом возникает замкнутый круг, побуждающий личность вновь и вновь переживать психотравмируюшие компоненты деятельности, противопоставлять себя обстоятельствам. В числе причин данного состояния – повышенная совестливость и чувство ответственности.
Таким образом, на фоне воздействий экстремальных условий среды у пожарных с увеличением срока службы формируется «эмоциональное напряжение»: яркие переживания психотравмирующих обстоятельств, разочарование в своих возможностях в выбранной профессии, интериоризация обязанностей, повышенная совестливость, ответственность, тревожность.
Также у сотрудников со стажем работы более 10 лет в большей степени выражен показатель второй фазы эмоционального выгорания – «Резистенция» и соответствующего ей симптома «эмоционально-нравственная дезориентация», который можно считать доминирующим во всем синдроме выгорания испытуемых данной выборки. Его основные характеристики – возникновение неадекватных реакций в отношениях с напарниками по службе. У сотрудников возникает потребность в самооправдании. При этом могут быть озвучены суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». В пожарном мастерстве нет места для исключений. Сотрудник пожарной службы не имеет морального права делить людей на «хороших» и «плохих», не должен решать проблемы по собственному выбору, руководствоваться личными предпочтениями.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у сотрудников со стажем службы более 10 лет эмоции недостаточно стимулируются нравственные чувства. Сотрудникам с увеличение срока службы становиться привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения.
Результаты исследования показывают, что при увеличении стажа служебной деятельности (более 10 лет) пожарным свойственно поведение, при котором уже мало меняются сложившиеся мнения, отношения, установки, мотивы, система ценностей, выражается меньшее эмоциональное отношение к объективной действительности, к ситуациям, которые требуют каких-либо изменений. В целом эти пожарные проявляют меньшую открытость психологических систем и склонность к широкому спектру форм поведения.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют утверждать, что с увеличением срока службы сотрудники противопожарной службы подвергаются эмоциональному выгоранию.
В процессе проведенного исследования нам удалось выявить категорию сотрудников МЧС России, наиболее подверженных эмоциональному выгоранию: к ней принадлежат сотрудники со сроком службы более 10 лет. При сравнении данной категории сотрудников выявлены достоверные различия по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Напряжение» и «Резистенция».
Сотрудники, подверженный этому синдрому, часто не осознают его симптомы. Они не могут увидеть себя со стороны и понять, что происходит, поэтому нуждаются в поддержке и внимании. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение синдрома эмоционального выгорания.
Полученные данные могут быть интересны специалистам, осуществляющим психологическое сопровождение сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. В частности, результаты могут быть использованы для разработки системы профилактических и психокоррекционных мероприятий и рекомендаций по их реализации, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья сотрудников пожарной охраны МЧС России.
Источник
Синдром эмоционального выгорания – это комплекс симптомов, характеризующийся постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости, личностной отстраненности от содержания труда. Проявляется равнодушием к работе, формальным выполнением должностных обязанностей, негативизмом в отношении коллег, клиентов, пациентов, невротическими и психосоматическими расстройствами. Диагностикой синдрома занимаются психологи и психиатры, используется метод беседы, а также ряд специфических опросников. Лечение проводится методами психотерапии.
Общие сведения
Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году. Синонимичные названия – эмоциональное сгорание, перегорание, психическое выгорание, профессиональное выгорание. Синдрому подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, учителя, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80-90%. Эмоциональное выгорание чаще выявляется у работников, стаж которых превышает 10 лет. Существует гендерная предрасположенность, в числе больных преобладают женщины.
Синдром эмоционального выгорания
Причины
Факторы, способствующие развитию СЭВ, активно исследуются клиническими и социальными психологами, психиатрами, кадровыми специалистами. Установлено, что ведущую роль играют психологические особенности и общее состояние здоровья человека, содержание и организация процесса труда. Причины эмоционального сгорания могут быть распределены на три группы:
- Личностные. Отсутствие мотивации к выполнению деятельности может быть связано с неоцененностью работы, недостатком автономности (свободы действий). Эмоционально сгорающими чаще оказываются люди, склонные к сочувствию, проявлению гуманности, увлекающиеся, сопереживающие, одержимые навязчивыми идеями.
- Организационные. Вероятность развития синдрома увеличивается при отсутствии четких обязанностей и справедливого распределения ответственности. Зачастую в коллективах повышена конфликтность и конкуренция, совместные усилия не согласованы, существует дефицит времени и/или материальных ресурсов, успешный результат достигается редко.
- Содержательные. Синдрому выгорания способствует напряженная психоэмоциональная деятельность. Она включает различные виды личностного взаимодействия, переработку и интерпретацию сложной информации, принятие решений, несение ответственности за результат. К особой группе относится трудный контингент, с которым необходимо работать – тяжелобольные, правонарушители, конфликтные клиенты.
Патогенез
Эмоциональное выгорание обычно связывают с определенными профессиями, однако данному синдрому также подвержены домохозяйки, молодые мамы, творческие личности. Патогенетические механизмы частично совпадают с таковыми при развитии стресса, организм испытывает постоянное продолжительное воздействие неблагоприятных факторов. На первом этапе разворачивается фаза сопротивления – используются физиологические и психологические резервы (изменяется уровень активации ЦНС, выработка гормонов), человек чувствует напряжение, но успешно с ним справляется. Интерес и удовлетворенность работой сохранены.
Второй этап – фаза истощения. Утрачивается способность организма противостоять стрессу, негативные факторы (организационные, содержательные, личностные) приводят к нарушениям на физиологическом и психологическом уровне. Снижается мотивация, заинтересованность деятельностью, нарастает подавленность настроения, раздражительность. На третьем этапе истощение проявляется стойкими эмоциональными и соматическими расстройствами: развивается депрессия, обостряются хронические болезни, возникают новые заболевания на психосоматической основе.
Классификация
СЭВ рассматривается исследователями как многокомпонентный и поэтапный процесс. Классификации на основе составляющих синдрома подробно описывают его клиническую картину. Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания через возрастание эмоционального истощения, в результате которого формируются негативные установки по отношению к субъектам деятельности и труду. Среди теорий, выделяющих стадии синдрома, широко известна пятиступенчатая классификация Дж. Гринберга:
- Медовый месяц. Отношение к работе положительное, доминируют энтузиазм и увлеченность. Факторы стресса не вызывают напряжения.
- Недостаток топлива. Накапливается усталость, возрастает апатия. Без дополнительной стимуляции, усиления мотивации продуктивность снижается.
- Хронический процесс. Развивается повышенная раздражительность, чувство подавленности, обостряется неудовлетворенность работой, появляются мысли о бесперспективности будущего. Постоянная усталость сменяется физическими недомоганиями.
- Кризис. Здоровье ухудшается, возникают хронические заболевания, частично или полностью снижающие работоспособность. Усиливается депрессия, неудовлетворенность качеством жизни, собственной продуктивностью.
- Пробивание стены. Соматические и психические нарушения обостряются, могут стать угрозой жизни. Формируется дезадаптация в профессиональной сфере, семье, дружеских отношениях.
Симптомы эмоционального выгорания
Синдром психического выгорания проявляется как реакция на продолжительный стресс с последующей депрессией, при этом симптомы связаны со сферой труда, профессиональной деятельностью. Базовая триада проявлений – чувство безразличия и психического истощения, дегуманизация, негативное восприятие себя как специалиста. На эмоционально-волевом уровне формируется равнодушие к рабочим процессам, неуверенность в собственной компетентности (силах, навыках, знаниях), разрушение личных идеалов, утрата профессиональной мотивации, раздражительность, недовольство, плохое настроение. В зависимости от стадии СЭВ данные признаки возникают иногда и только в рабочее время либо проявляются постоянно, распространяясь на семейные и дружеские отношения.
На социально-поведенческом уровне определяется стремление к изоляции: контакты с окружающими сводятся к минимуму, ограничиваются непосредственными обязанностями – обслуживание пациентов, клиентов. Инициативность, энтузиазм заметно снижаются. Человек стремится избежать ситуаций принятия решений, несения ответственности. При неудачах склонен обвинять окружающих (начальство, систему). Часто выказывает недовольство по поводу рабочей нагрузки, оплаты, организации условий труда. В суждениях преобладают пессимистические прогнозы. Попытки «бегства» от действительности реализуются через злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств, переедание.
Физические проявления СЭВ включают хроническую усталость, мышечную слабость, вялость, частые головные боли, нарушения сна, аппетита, подверженность инфекциям (снижение иммунитета), перепады кровяного давления, головокружение, приступы потливости или озноба, потемнение в глазах, ноющие боли в суставах, особенно в области спины. Человек с большим трудом просыпается по утрам, с неохотой идет на работу, долго «включается» в трудовой процесс, увеличивает продолжительность и частоту перерывов. Он не успевает выполнить задачи своевременно, в итоге растягивает рабочий день до позднего вечера, переносит выполнение заданий домой. Такой режим только усиливает СЭВ, лишая нормального отдыха.
Осложнения
На поздних стадиях эмоциональное выгорание осложняется психосоматическими заболеваниями и депрессией. Характерно развитие осложнений, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей. Среди наиболее распространенных – сезонные инфекции (ОРВИ, ангина, грипп), мигрени, артериальная гипертония, остеохондроз. Заболевания становятся своеобразным подсознательным защитным механизмом, обеспечивают перерыв, отдых от основной деятельности. Депрессия возникает из-за неудовлетворенности работой, ощущения собственной «бесполезности». Она снижает работоспособность, приводит к дезадаптации на работе и в семье.
Диагностика
Необходимость диагностики СЭВ осознается пациентами на последних стадиях, когда проявляются соматические нарушения, становится выраженной депрессия и раздражительность, нарастает профессиональная и семейно-бытовая дезадаптация. Обследование проводится врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используются клинические и психодиагностические методы:
- Опрос. В беседе с больным врач обращает внимание на наличие трех ключевых признаков СЭВ: истощения, персональной отстраненности, ощущения утраты собственной эффективности. Все симптомы отражают изменения в ведущей деятельности – профессиональной, бытовой, воспитательной, творческой.
- Специфическая психодиагностика. Стандартизированными методами обнаружения СЭВ являются опросники. Наиболее распространено применение теста MBI (Maslach Burnout Inventory), опросников эмоционального выгорания В. В. Бойко и Е. П. Ильина. Результаты отражают выраженность симптомов, риск дезадаптации, стадию процесса истощения.
- Общая психодиагностика. Дополнительно проводится исследование эмоционально-личностной сферы пациента. Более широкий взгляд на имеющиеся отклонения позволяет определить уровень депрессии, тревожности, выраженность психосоматических расстройств, риск агрессивного и аутоагрессивного поведения. Используются комплексные методики исследования личности (СМИЛ, опросник Айзенка, метод цветовых выборов).
Лечение синдрома эмоционального выгорания
Для устранения эмоционального выгорания необходима помощь психолога, психотерапевта, поддержка семьи и коллег. Немаловажную роль играет мотивация пациента – готовность изменить привычки, режим отдыха и труда, оценку себя и своей работы. Для достижения стойкого результата важен комплексный психо-медико-социальный подход, который включает:
- Психотерапию. Сеансы направлены на изменение личностных установок пациента относительно профессиональной деятельности, формирование мотивации и заинтересованности работой, умение распределять ресурсы (время, силы) на различные сферы жизни. Психотерапия проводится в форме бесед, выполнения упражнений, домашних заданий.
- Медикаментозное лечение. Препараты подбираются психиатром индивидуально, схема терапии зависит от клинической картины. Нередко назначаются антидепрессанты, противотревожные средства, седативные и стимулирующие лекарства на растительной основе.
- Общеукрепляющие мероприятия. Больным показано соблюдение режима дня: полноценный сон ночью, регулярные умеренные физические нагрузки, правильный рацион. Для восстановления работоспособности рекомендован курс массажа, санаторно-курортное лечение.
Прогноз и профилактика
При своевременной диагностике и лечении синдром выгорания имеет благоприятный прогноз. Его проявления хорошо поддаются психотерапевтической и медикаментозной коррекции. Так как в основе СЭВ лежит физическое и психическое истощение, профилактика должна быть нацелена на укрепление здоровья и выработку навыков преодоления стресса. Необходимо ежедневно выделять время для отдыха, не переносить рабочие задачи на выходной день, использовать методы психологической разгрузки – спорт, подвижные игры, занятия творчеством, хобби. Для поддержания физического здоровья важно придерживаться правильного питания (достаточно калорийного, насыщенного витаминами, микроэлементами), гулять или работать на свежем воздухе, спать не меньше 7-8 часов в сутки.
Источник