Синдром эмоционального выгорания у врачей тест

Эмоциональное выгорание – весьма неприятное состояние, которое может незаметно подкрасться, медленно нарастать и в результате подарить самую настоящую депрессию и/или наградить букетом неприятных соматических и психологических симптомов. Проблема диагностики эмоционального выгорания заключают в том что, симптомы этого состояния весьма расплывчаты и часто списываются на усталость, нехватку сна, отдыха и т.д. Некоторые же, напротив, стараются усмотреть выгорание там, где его нет, упуская из виду реальный источник проблем. Поэтому, проблема профессионального сгорания для вас актуальна, не отказывайтесь от помощи специалистов. Если эта мера кажется вам преждевременной, обратитесь к опросникам, которые могут использоваться в том числе для самодиагностики.
Если для вас актуальна проблема эмоционального выгорания или какие-либо другие, обратитесь к сервису подбора психологов Alter — 400+ профессиональных психологов, 20+ направлений терапии.
У нас представлены два самых известных теста для диагностики выгорания, которые вы можете пройти онлайн и абсолютно бесплатно. По прохождении опросников вы узнаете свой уровень эмоционального выгорания, причем с точки зрения разных методик (подробнее чуть ниже). Если этот уровень высок и вас действительно беспокоит ваше состояние, советуем не ждать, пока оно ухудшится, а уже сейчас начать борьбу с данным явлением – самостоятельно или с помощью специалистов. Самые распространенные способы избавления от синдрома эмоционального выгорания мы описываем в соответствующем материале.
Диагностика уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко
Один из самых известных опросников на данную тему – тест на эмоциональное выгорание В.В. Бойко, созданный в 1996 году. Эта методика подразумевает, что существует три стадии профессионального сгорания: напряжение, резистенция и истощение. Внутри каждой стадии (фазы) выделяется по 4 наиболее существенных и характерных симптома. Тест посчитает данные по каждому симптому и выведет выраженность той или иной фазы.
Опросник представлен в окне ниже. Он состоит из 84 вопросов, на которые предлагается ответить «Да» или «Нет». Обращаем ваше внимание, что под партнерами здесь понимаются не только собственно партнеры, но и клиенты и иные люди, с которыми вам приходится взаимодействовать в процессе работы.
Пройти тест по Бойко
Эмоциональное выгорание по Бойко
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. Да Нет |
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. Да Нет |
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. Да Нет |
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). Да Нет |
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. Да Нет |
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. Да Нет |
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. Да Нет |
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). Да Нет |
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. Да Нет |
Моя работа/учеба притупляет эмоции. Да Нет |
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. Да Нет |
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. Да Нет |
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. Да Нет |
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. Да Нет |
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. Да Нет |
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. Да Нет |
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. Да Нет |
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. Да Нет |
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. Да Нет |
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. Да Нет |
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. Да Нет |
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. Да Нет |
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. Да Нет |
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. Да Нет |
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. Да Нет |
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. Да Нет |
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. Да Нет |
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. Да Нет |
В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». Да Нет |
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. Да Нет |
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). Да Нет |
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. Да Нет |
Я очень переживаю за свою работу/учебу. Да Нет |
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. Да Нет |
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. Да Нет |
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. Да Нет |
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. Да Нет |
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. Да Нет |
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. Да Нет |
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. Да Нет |
Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих». Да Нет |
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. Да Нет |
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. Да Нет |
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. Да Нет |
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. Да Нет |
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. Да нет |
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. Да Нет |
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. Да Нет |
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. Да Нет |
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). Да Нет |
Я потерял покой из-за работы/учебы. Да Нет |
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). Да Нет |
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. Да Нет |
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. Да Нет |
Я часто работаю через силу. Да Нет |
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. Да Нет |
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». Да Нет |
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. Да Нет |
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. Да Нет |
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. Да Нет |
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. Да Нет |
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. Да Нет |
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. Да Нет |
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. Да Нет |
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. Да Нет |
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. Да Нет |
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. Да Нет |
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. Да Нет |
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. Да Нет |
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. Да Нет |
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. Да Нет |
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. Да Нет |
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. Да Нет |
Моя карьера складывается удачно. Да Нет |
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. Да Нет |
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. Да Нет |
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. Да Нет |
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. Да Нет |
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. Да Нет |
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. Да Нет |
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье. Да Нет |
Расшифровка теста на эмоциональное выгорание по Бойко
Симптомы
Всего в тесте анализируется 12 симптомов, каждый из которых может получить от 0 до 30 баллов:
- 0-9 баллов — несложившийся симптом;
- 10-15 баллов — складывающийся симптом;
- 16-30 баллов — сложившийся симптом.
Соответственно, результаты теста представляют собой своеобразную карту эмоционального выгорания с обозначением выраженности той или иной проблемы. При этом особое внимание следует уделить симптомам, набравшим больше 20 баллов.
[свернуть]
Фазы
Показатели по фазам получаются путем сложения очков входящих в них 4 симптомов. Таким образом, каждая фаза может набрать от 0 до 120 баллов:
- 0-36 баллов — фаза не сформирована (не выражена);
- 37-60 баллов — фаза формируется (выраженность пока не слишком яркая, но уже ощутимая);
- 61-120 баллов — фаза формирована (фаза выражена ярко).
Как правило, испытуемый набирает определенное количество баллов по каждой фазе. Это связано с тем, что обозначенные в ней симптомы являются наиболее типичными для той или иной стадии, но не уникальными. Иными словами, они могут появляться и в других фазах – это зависит от конкретной личности, особенностей ее характера и работы. Вместе с тем фаза, по которой получено наибольшее число очков, отражает текущий уровень эмоционального выгорания.
[свернуть]
Общий показатель
Если сложить сумму всех симптомов, мы получим общее значение по наличию или отсутствию эмоционального выгорания. Этот показатель может колебаться от 0 до 360 баллов. Соответственно, чем он выше, тем более выражено выгорание.
[свернуть]
Опросник эмоционального выгорания по методике Маслач
Еще одна известная методика по оценке эмоционального выгорания – опросник Маслач (или опросник Маслач и Джексон). Этот тест был создан в 1986 году, российская адаптация увидела свет в 2001-м благодаря работе Н.Е. Водопьяновой.
Здесь диагностика уровня эмоционального выгорания идет не по стадиям, а по главным чертам данного синдрома: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Соответственно, такие же названия получили и три шкалы, по которым выводятся результаты. По ним и судят о наличии или отсутствии выгорания, а также о том, над какими его сторонами нужно работать в первую очередь.
Существует несколько вариантов данного теста для представителей разных профессий – сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, тех, кто работает в сфере продаж и т.д. На нашем сайте представлен универсальный общий вариант. Вам предлагается ответить на 22 вопроса, оценив, как часто в вашей личной или рабочей возникают те или иные ситуации.
Пройти тест по Маслач
Эмоциональное выгорание по Маслач
В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
Во время работы я чувствую приятное оживление. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. Не могу создать Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Мне удается это каждый день |
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Мне кажется, что я слишком много работаю. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Моя работа все больше меня разочаровывает. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю. Никогда Очень редко Редко Инонда Часто Очень часто Каждый день |
Я уверен, что моя работа нужна людям. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен Частично согласен Полностью согласен |
Я чувствую угнетенность и апатию. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. Полностью не согласен Частично не согласен Скорее не согласен Ни да, ни нет Скорее согласен астично согласен Полностью согласен |
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
После работы я чувствую себя как «выжатый лимон» Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Я чувствую себя эмоционально опустошенным. Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Каждый день |
Расшифровка результатов по опроснику Маслач
Эмоциональное истощение
Эмоциональное истощение объединяет такие черты выгорания, как ощущение опустошенности, вялости, серости, бессмысленности и беспросветности жизни; отсутствие или значительное снижение положительных эмоций; чувство физической и психологической усталости и т.д. Результаты по этой шкале:
- 0-15 баллов – низкий уровень;
- 16-24 балла – средний уровень;
- 25-54 баллов – высокий уровень.
[свернуть]
Деперсонализация
К деперсонализации относится безразличие к работе и ее результатам, а также безразличие к коллегам, партнерам, клиентам. Это ситуации, когда работа выполняется скорее на автомате, для галочки или лишь бы была бы сделана. Зачастую речь не идет об откровенной халтуре, но и личной вовлеченности человек не испытывает. Результаты по этой шкале:
- 0-5 баллов – низкий уровень;
- 6-10 баллов – средний уровень;
- 11-30 баллов – высокий уровень.
[свернуть]
Редукция профессиональных достижений
Редукция профессиональных достижений – снижение мотивации к работе, негативная оценка своего труда в целом и его результатов в частности. Сюда также включает неудовлетворенность своими обязанностями; человек может считать, что он достоин лучшего места, чем текущее. Некоторые начинают сторониться своих обязанностей, перекладывать задачи на коллег и т.д. Результаты по этой шкале:
- 0-11 баллов – низкий уровень;
- 12-18 баллов – средний уровень;
- 18-48 баллов – высокий уровень.
[свернуть]
В заключение хотим напомнить: если синдром эмоционального выгорания не будет вовремя пресечен, то его усиливающееся влияние способно значительно ухудшить качество жизни и привести к серьезным психологическим проблемам и соматическим заболеваниям. Поэтому, если для вас или ваших родных и близких данная проблема актуальна, не откладывайте ее решение в долгий ящик.
Источник
Приложение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ
аслач и С. Джексона. Тест для диагностики синдрома профессионального выгорания.
Фундаментом диагностического комплекса “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” является трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексона. Н русский язык тест переработан Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.
Комплекс разработан для исследования “профессионального выгорания”, “деперсонализации” и “профессиональных достижений”.
Опросник состоит из 22 суждений об эмоциях и переживаниях, возникающих при выполнении профессиональных обязанностей.
О присутствии у сотрудника максимального уровня выгорания говорят соответствующие результаты по субшкалам “эмоционального истощения” и “деперсонализации” и низкие – по шкале “профессиональная эффективность” (редукция персональных достижений).
Таким образом, чем ниже сотрудник оценивает собственные способности и результаты профессиональной деятельности, меньше довольствуется результатами своей профессиональной деятельности, тем больше наблюдается синдром профессионального выгорания.
Исследуя процесс выгорания, необходимо принимать во внимание некоторые специфические значения субшкал (факторов), которые обладают возрастными и гендерными особенностями.
Данный вариант теста предназначен для определения профессионального выгорания среди медицинских сотрудников (врачей).
Инструкция:
Сотрудникам предоставляется 22 суждения об эмоциях и переживаниях, возникающих во время профессиональной деятельности. Необходимо, с осмыслением прочитать все суждения и выбрать, чувствуют ли сотрудник себя именно описанным образом на своем рабочем месте. В случае, когда у работника ни разу не наблюдалось описанного чувства, в бланке для ответов необходимо отметить балл 0 – “никогда”. В случае же, когда у сотрудника были такие ощущения, необходимо отметить, какой периодичностью работник их ощущал, балл 6 – “ежедневно”. Для этой цели нужно зачеркнуть или обвести в круг балл, совпадающий частотой переживаний того или другого ощущения.
Далее идет вариант теста, сформированный авторами для конкретной профессиональной сферы, “ключ” и средневозрастные значения по российской выборке, открывающие возможность выделения конкретной характеристики профессионального выгорания.
Стимульный материал.
В бланк для ответов необходимо занести следующие сведения:
Фамилия, имя, отчество……………………………………
Возраст…………………………………………………………..
Пол………………………………………………………………….
Профессия/должность…………………………………………
Стаж работы в данной должности………………………..
Ключ к тесту “Профессиональное (эмоциональное) выгорание”
Интерпретация и анализ результатов.
Согласно единому “ключу” отчитывается сумма баллов для конкретного субфактора. Возможно, что оценка степени выгорания будет реализоваться как для каждого конкретного показателя, так и по интегральному показателю. Для выполнения данной задачи складываются шкальные результаты трех показателей (таблица. Уровни показателей выгорания) и в дальнейшем сопоставляются с тестовыми нормами (таблица Тестовые нормы для интегрального показателя профессионального выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Примечание.
Исследуя профессиональное выгорание, необходимо принимать во внимание конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные специфические черты. К примеру, конкретный уровень эмоционального истощения необходимо определять, как нормальной возрастной особенностью, а конкретный уровень деперсонализации – нужный механизм психологической защиты для различного рода социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При исследовании частных показателей по шкале “профессиональная эффективность” необходимо так же принимать вовнимание возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации без сомнений связан с пониманием молодым специалистом конкретной недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности в выбранной им профессиональной сфере. Это, определенно, объясняет конкретную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. В случае, когда такой процесс не отмечается, есть возможность ошибочного интерпретирования у начинающих специалистов низкие баллы по шкале “персональные достижения” как симптомы выгорания. У сложившихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале “профессиональная эффективность” во многих случаях говорит о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и повторном снижении результативности по причине изменения отношения к работе.
Из этого следует, что при анализе изменений профессионального выгорания нужно принимать во внимание, как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов профессионального выгорания доказывает изменения в процессе его формирования. Далее перечислены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие выявить индивидуальные особенности выгорания.
Показатели выгорания в различных возрастных группах
Показатели выгорания в зависимости от стажа работы
По данной диагностике были опрошены 47 сотрудников частного медицинского центра.
Сопоставительное исследование результатов уровня «выгорания» выявило, что работники с высшей медицинской квалификацией «выгорают» больше, чем санитарский персонал, хотя и те, и другие считаются представителями медицинской профессии. Интегральный показатель профессионального выгорания у квалифицированных врачей (М±m=6.65±0.23, SD=2.39) и у санитаров (М±m=6.04±0.31, SD=2.23) совпадают среднему уровню сформированности «выгорания». Количественное разделение исследуемых сотрудников выявило, что больше всего сотрудников (43% при N=143) подвержены деперсонализации (дегуманизации), санитары (36% при N=50) – редукции индивидуальных результатов. Важные специфические особенности выявлены по субфактору деперсонализация (z=-3.81, p<0.05).
Исследования влияния возраста на уровень «выгорания» проводилось с возрастной разницей в 10 лет, до 30 лет (n=28); 31- 40 лет (n=44); 41- 50 (n=40); более 50 (n=31), при исследовательской работе были учтены нормативные кризисы в жизни человека. В 30 лет – кризис середины жизни, в 40 лет – переосмысление достижений в труде, в 50 – кризис расцвета мастерства и после 50 – спад психофизиологических способностей в профессиональной деятельности, связанный с уходом на пенсию по старости. Сопоставление выявило что группа (31-40 лет, n=28) ярко выраженно отличается от двух групп (20-31 лет, n=28; 41-50 лет, n =40) более высоким уровнем деперсонализации (z=2.20 и z=2.18, p<0. 05). Из этого следует, что в данном возрасте медицинские сотрудники чаще склонны к агрессии, цинизму. Таким образом, увеличение дегуманизации в этой возрастной группе связано с неудовлетворенностью профессиональными результатами на фоне переживаемого смыслового кризиса.
Исследование выраженности синдрома выгорания в зависимости от стажа работы по специальности определило, что сотрудники со стажем в 21 – 25 лет меньше подвержены редукции личных результатов, в сравнении с показателями мед. работников с 6 – 10 лет стажа работы (z=-1,756, p<0.05). В соответствии с результатами анализа, критическими периодами рисков выгорания считается 7-летний и 25 летний периоды труда. Выявленные особенности позволяют сделать гипотезу о том, что у сотрудников со стажем работы 21-25 лет предыдущий этап был в определенной степени благополучным в смысле профессиональной самореализации, что патом сделало возможным сохранить баланс профессиональных ресурсов и устоять против синдрома выгорания.
В соответствии проведенному детальному изучению результатов синдрома выгорания в соответствии с квалификационной категорией было выявлено, что врачи с высшей квалификационной категорией выделяются по субфактору редукция личных результатов от врачей более низкой квалификационной категории (z=2.42, p<0.05).
Выявленные результаты дают возможность предположить, что врачи с высшей квалификацией, успешно завершив аттестационные испытания, повышают свою самооценку. Изменившаяся аттестационная процедура стала причиной формирования «выгорания» тех. Из этого следует, что мы имеем право предположить гипотезу о том, что фактором устойчивости к синдрому может выступать организация и проведение аттестации как внешний ресурс социальной поддержки.
Исследование результатов субфакторов профессионального выгорания врачей и их специализации (хирургия при n=19; терапия при n =18; педиатрия при n=22) показал, врачи педиатры в отличие от хирургов в меньшей степени подвержены психоэмоциональному истощению.
Из этого следует, что мы способны предположить, что содержание труда, оказывает влияние на выраженность «выгорания».
Источник