Синдром эмоциональной неустойчивости у детей

Многие современные родители часто обращают внимание на то, что их дети общаются на повышенных тонах, часто капризничают и впадают в неконтролируемые истерики по самым нелепым поводам или вдруг проявляют агрессию по отношению к окружающим.
Некоторые списывают всё на “кризисы” у детей. Но как таковые кризисные периоды обычно не длятся более 3-4 месяцев. Если поведение ребенка долго характеризуется эмоциональной нестабильностью, стоит задуматься о возможных причинах такого состояния.
Какие факторы могут негативно повлиять на эмоциональное развитие ребенка?
1. Тревоги
Бывает, что ребенок подвержен эмоциональным “взрывам” вследствие родовой травмы. Но часто причиной являются и ошибки в воспитании ребенка, в результате которых ребенок постоянно испытывает чувство тревоги. Тревога проявляется в гиперактивности, трудности концентрации внимания, излишней импульсивности, эмоциональной неуравновешенности.
Причиной таких нарушений могут быть даже мультфильмы с участием магических, фантастических персонажей. Также родители, стремящиеся как-то воздействовать на ребенка, часто используют рассказы о “чужом дяде” или “волке”, который придет и заберет ребенка из-за его непослушания.
Разговоры родителей на повышенных тонах и частые ссоры в присутствии детей также являются фактором проявления тревожности и беспокойств у малыша.
2. Проявление чувств
Дети испытывают большой диапазон человеческих чувств, но не знают, как многие из них называются, тем более не умеют их выразить их в мимике, жестах. Как следствие, негативные эмоции проявляются в доступном для детей поведении – упрямстве и капризах.
3. Недостаток родительской любви
Данный фактор влияет на эмоциональное состояние ребенка, на его успехи в учебе и творческой деятельности. Ребенок всегда нуждается
в подтверждении родительской любви через похвалу. Но часто родители начинают требовать от ребенка слишком много. К сожалению, не все дети имеют врожденные таланты и если их еще за это ругать, то могут проявиться неоднократные нервные срывы.
Что же делать в таком случае родителям? Как скорректировать негативное влияние?
- Если родители заметили, непривычное беспокойство, эмоциональный плач или ребенок начал бояться чего-либо, лучшим лекарством будут совместные положительные впечатление, добрые книги и ежедневные прогулки на свежем воздухе. А также взрослые не должны запугивать детей “страшилками” в воспитательных целях.
- Побороть страх, тревогу или напряжение помогут рисунки, где малыш сможет выразить свой страх, продолжит сюжет борьбы со злом. Во время приступов эмоциональной нестабильности ребенку необходимо рассказать о чувствах, об эмоциях, которые он испытывает в тот или иной момент, и как они могут выражаться. Простой способ – нарисовать рожицы с различным выражением лица и разместить на стене. В момент эмоционального изменения спросить у ребенка на какого героя из рисунка он похож. Так же об эмоциях можно поговорить при разглядывании картинок из книг, спрашивать у ребенка, что испытывает тот или иной персонаж. Чем больше ребенок будет знать о чувствах и как их контролировать в момент изменения настроения, тем меньше он будет решать свои проблемы плачем и криком.
- Мамы и папы также должны контролировать свои разговоры на темы, которые могут спровоцировать тревогу у детей.
- Если ребенок постоянно капризничает и плаксив, то в исключительных случаях, необходимо обратиться к детскому психологу.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?
Предупреждение и наказание: “Считаю до трёх!”
Малыш плачет и кричит “нет” на всё подряд! Почему?
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
Повышенная эмоциональная лабильность – это психопатологический симптом, характеризующийся легкостью развития аффективной реакции в ответ на слабые и умеренные раздражители. Пациентам свойственна плаксивость, пугливость, вспышки раздражения и гнева, смущение, открытая демонстрация радости. Настроение переменчивое, эмоции выраженные, на пике переживаний снижается самоконтроль и способность объективно оценивать ситуацию. Основной диагностикой занимается психиатр, используется метод беседы, наблюдения и психологическое тестирование. Лечение включает индивидуальную и групповую психотерапию, семейное консультирование, медикаментозную коррекцию.
Понятие «лабильность» переводится как «нестабильность, подвижность». Термин широко употребляется в физиологии для обозначения скорости реакции клеток и тканей на воздействие раздражителя. В психологии и психиатрии повышенная эмоциональная лабильность понимается как патологическое свойство психики давать неадекватно выраженный аффект на внешнее событие. Она может быть центральным проявлением болезни (при расстройстве личности) или одним из симптомов церебрастенического синдрома, сосудистых болезней мозга, эндокринных патологий. Эпидемиологические показатели составляют от 2 до 5%. Лабильность эмоций наиболее характерна для детей и пожилых людей.
Причины эмоциональной лабильности
Расстройство выраженности эмоций возникает на фоне нарушений работы центральной нервной системы. Провоцирующими факторами становятся социально-психологические негативные воздействия и соматические заболевания, косвенно либо напрямую влияющие на функции ЦНС. К наиболее распространенным причинам неустойчивости эмоциональной сферы относятся:
- Продолжительный стресс. Длительное психоэмоциональное напряжение истощает способность организма к саморегуляции. Аффективная лабильность формируется при периодическом недосыпе, интенсивных физических и умственных нагрузках, межличностных конфликтах.
- Психотравмирующая ситуация. Эмоциональная неустойчивость развивается как реакция на неожиданное неблагоприятное событие. Причиной может стать смерть близкого человека, развод, акт насилия.
- Эндокринный дисбаланс. Гормоны оказывают влияние на работу отделов мозга, отвечающих за эмоции и контроль поведения. Эмоциональная нестабильность нередко наблюдается у подростков в период полового созревания, беременных женщин, людей с патологиями щитовидной железы, надпочечников.
- Сосудистые заболевания. Факторами риска являются гипотония, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга, церебральная форма болезни Бюргера. В основе аффективных нарушений лежит изменение кровоснабжения нервной ткани
- Неврологические заболевания. Эмоциональная лабильность выступает симптомом органических поражений мозга. Обнаруживается при черепно-мозговых травмах, опухолях, нейроинфекциях, тяжелых интоксикациях.
- Психические расстройства. Неустойчивость эмоций сопровождает большинство неврозов, психопатий, деменций. Является центральным симптомом при эмоционально-лабильном расстройстве.
Патогенез
Эмоции отражают непосредственное отношение человека к объектам и ситуациям. Их выраженность и направленность является важным компонентом процесса познания окружающего мира и собственного состояния. Повышенная эмоциональная лабильность – нарушение интенсивности аффективных переживаний. Она возникает при дисбалансе процессов возбуждения и торможения в нервной системе с преобладающим сдвигом в сторону гиперактивации. Ускоряется нейронная передача сигнала, целенаправленность снижается. Выраженность эмоционального отклика становится неадекватной силе раздражителя. При этом содержание, направленность переживаний соответствуют ситуации. Например, недолгое расставание с близким человеком вызывает приступ рыданий и плача, не поддающийся контролю.
Симптомы эмоциональной лабильности
Основные проявления – чрезмерная эмоциональность, частые перепады настроения. Наиболее заметна повышенная слезливость. Плач провоцируется печальными и приятными событиями – просмотром мелодрамы, наблюдением за детской игрой, душевным разговором. Реакции такого типа характерны для сосудистых патологий, органических заболеваний мозга, астенического синдрома. Вспышки гнева и ярости неконтролируемы, но быстро угасают. Возникают в повседневных бытовых ситуациях, сопровождающихся фрустрацией, неудовлетворенностью. Нередко становятся причиной импульсивных агрессивных и аутоагрессивных действий – в приступе гнева пациенты кричат на детей, стучат кулаками по столу, наносят себе ушибы, провоцируют скандалы.
Другой распространенный симптом – чувствительность к возражениям, критике, грубости, нетерпимость к мнению других. Возникает неконтролируемое стремление доказывать собственную правоту, устанавливать справедливость, спорить. На высоте аффекта гневливость может внезапно смениться смехом или плачем. Больным свойственна повышенная утомляемость, слабость, сниженная работоспособность. Сон после переживаний поверхностный, неспокойный, с частыми пробуждениями. Трудности концентрации внимания, быстрая смена настроения влияют на способность увлекаться каким-либо делом, достигать целей. Пациенты часто находятся в поиске своего призвания, пробуют разные виды деятельности. Им недостает упорства и целенаправленности.
Эмоциональную лабильность характеризуют частые перепады настроения
Осложнения
При отсутствии лечения эмоционально лабильные больные испытывают постоянное психическое напряжение и усталость, провоцируют конфликты с окружающими. Зачастую такое состояние приводит к депрессии, суицидальным мыслям, изоляции от общества. Нервное истощение проявляется хронической усталостью, развитием или обострением соматических заболеваний. Снижение мотивации, целенаправленности препятствует самостоятельному обращению пациентов за медико-психологической помощью. При развитии осложнений они нуждаются в организующей и стимулирующей помощи родственников.
Диагностика
При обследовании больных с эмоциональной лабильностью основное внимание уделяется причинам этого симптома, определению базового заболевания. Наличие аффективной нестабильности выявляет психиатр, для проведения дифференциальной диагностики назначаются консультации специалистов соматического профиля: терапевта, невролога, эндокринолога, кардиолога. Специфическими методами исследования являются:
- Клиническая беседа. Больные часто говорят о повышенной плаксивости, вспышках гнева, раздражительности, невозможности контролировать аффективные реакции, несмотря на понимание их утрированности, необоснованности. Нередко эти симптомы сопровождаются ссорами на работе и дома, общей подавленностью, депрессией.
- Наблюдение. Беседа с врачом является стрессовой ситуацией для пациентов, поэтому вызывает повышенную напряженность. Пациенты чересчур эмоционально реагируют на вопросы специалиста: не могут подобрать слов от волнения, плачут, легко поддаются на конфликтную провокацию. В поведении неусидчивы, совершают навязчивые действия для снятия напряжения (покачивают ногой, постукивают карандашом об стол, перебирают пальцами край одежды).
- Психодиагностика. Специалист выполняет исследование эмоционально-личностной сферы, используя комплексные опросники (СМИЛ, 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Айзенка), а также проективные методики (рисунок человека, метод цветовых выборов). По результатам психолог оценивает наличие эмоциональной лабильности, депрессии, выявляет вероятность личностных расстройств, неврозов. При подозрении на астенический синдром проводит пробы на оценку работоспособности (корректурная проба, таблицы Шульте).
Лечение эмоциональной лабильности
Для восстановления стабильности эмоционально-волевой сферы необходимо определить основное заболевание и провести его комплексное лечение. Таким образом, этиотропная терапия может осуществляться психиатром, неврологом, эндокринологом, терапевтом, кардиологом и врачами других специальностей, включать в себя консервативные и хирургические процедуры. К методам специфического лечения относятся:
- Индивидуальная психотерапия. Сеансы направлены на выявление внутренних конфликтов, страхов, коррекцию самовосприятия, восстановление контроля над собственным телом и его реакциями. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, аутотренинг с релаксацией, арт-терапия.
- Групповая психотерапия. Посещение тренингов дает возможность улучшить социальную адаптацию пациентов, повысить уверенность в себе, восстановить целенаправленность и мотивацию к деятельности. В группе больной осваивает навыки эффективной коммуникации, разрешения конфликтов, имеет возможность наблюдать и анализировать реакции окружающих.
- Консультирование. Психотерапевт рассказывает членам семьи о причинах эмоциональной лабильности, особенностях проявлений, прогнозе. Дает рекомендации о том, как реагировать на колебания настроения пациента, как скорректировать отношения и режим дня для ускорения выздоровления.
- Медикаментозная коррекция. Показано применение препаратов, позволяющих снизить тревожность, напряженность, депрессию, восстановить эмоциональное спокойствие. Врач-психиатр назначает транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты, а при выраженных поведенческих нарушениях – нейролептики в минимальной дозировке.
Групповая психотерапия
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от течения основного заболевания, но грамотный подход к лечению всегда позволяет значительно улучшить качество жизни пациентов, компенсировать симптомы эмоционального нарушения навыками релаксации и саморегуляции. Наиболее эффективный способ профилактики заключается в рациональной организации режима работы и отдыха. Периоды интенсивной умственной работы должны сменяться физическими нагрузками (лучше на свежем воздухе). При признаках утомления необходимо сделать перерыв, переключиться на другой вид деятельности. Обязателен полноценный сон с темное время суток и правильное питание.
Источник
Нарушения и их причины по категориям:
Нарушения и их причины по алфавиту:
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.
Симптомы эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
– неуравновешенность;
– возбудимость;
– бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);
– негативизм;
– упрямство;
– неуступчивость;
– конфликтность;
– жестокость;
– устойчивое негативное отношение к общению;
– застревание на отрицательных эмоциях;
– эмоциональная холодность;
– отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
2. Особенности внутреннего мира:
– острая восприимчивость;
– впечатлительность;
– болезненная чувствительность;
– наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
– тревожность;
– мнительность.
Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной ниже.
Уровни социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Низкий (неблагополучие):
– нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;
– отсутствие инициативы в общении;
– избегание взаимодействия;
– отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
– исключительная ориентация на собственные действия;
– непризнание правил и норм общения и деятельности;
– отсутствие понятий “хорошо-плохо” или нежелание им следовать при сформированности;
– конфликтность, агрессивность.
Средний:
– недостаточная инициативность в общении;
– предпочтение исключительно пассивных ролей;
– ситуативная регуляция аффективных проявлений;
– неумение улаживать конфликты;
– принятие помощи и возможность ее оказания.
Высокий:
– желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
– успешное участие в коллективных делах;
– успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
– умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;
– признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
– заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
– умение занять себя;
– владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.
Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка. В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности. Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации.
К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребенка.
Психолог
Вы заметили эмоциональное нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу.
Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.
У Вас нарушилось эмоциональное состояние у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.
Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.
Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.
Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.
Источник