Синдром эмоциональной неустойчивости у ребенка

От автора: Статья посвящена тому, как родители могут помочь ребенку в формировании эмоциональной устойчивости (говоря профессиональным языком – аффективной толерантности); кроме того, в ней рассматриваются нежелательные действия родителей, препятствующие этому.
Часто на консультациях у детского психолога родители жалуются на эмоциональную нестабильность (неустойчивость) ребенка – частые психо-эмоциональные срывы, повышенную слезливость, капризы, переходящие в истерики. То, что достаточно естественно в период первого возрастного кризиса 18-24 месяцев, уже вызывает родительскую тревогу в период дошкольного и младшего школьного возраста.
Говоря об эмоциональной стабильности, мы будем говорить о способности ребенка переносить приятные и неприятные эмоции, не будучи «затопленным» ими. Всем родителям известны случаи проявления эмоциональной нестабильности у их чада. Например, когда недовольство и злость переходит в бессильную ярость – и ребенок одновременно рыдает, плюется и пинается ногами; обида – в долгие всхлипывания под одеялом; страх перерастает в неуправляемую панику; грусть или печаль – в апатию и безжизненность; стыд – в потерю способности поддерживать контакт, продолжать общение. «Хорошие» чувства – радость, веселье, удовольствие тоже, бывает, что зашкаливают. Всем известно, когда ребенок (как говорится) «перебесился» от радости и срывается на капризы, истерики, плач.
Развитие эмоциональной стабильности у ребенка закладывается в раннем детстве с помощью родителей. Кроме этого все дети отличаются степенью индивидуальной переносимости сильных эмоций – кто-то более устойчив, кто-то менее.
Существенно важной частью эмоционального созревания является способность переносить тревогу, стыд, вину. Особенно важно уметь переносить депрессивные чувства (печаль, тоску, грусть), которые часто сопровождают нашу жизнь в ситуациях разочарования, утраты (потери работы, значимых отношений, смерти близких), болезни, выхода на пенсию и многими другими болезненными, но неизбежными переживаниями.
Немного отклонившись от темы детского развития, замечу, для взрослого также важна способность переносить сильные чувства, не будучи разрушенным ими, иметь эмоциональные резервы, как для себя, так и для своих близких, нуждающихся в помощи. Люди, которые могут комфортно переживать чувства, обычно спокойны; считая, что их состояние вполне соотносится с их жизненным переживанием; что оно имеет смысл; и что, выполнив свою цель, оно прекратится.
Если человек не справляется с уровнем эмоционального напряжения, то он часто вынужден прибегать к употреблению психотропных препаратов, алкоголя, наркотиков, чтобы временно “заморозить” эмоции. Или человек начинает блокировать эмоциональную чувствительность, и тогда чувства проявляются в виде соматических приступов (болей, головокружения, повышения давления) – т.е. развиваются психосоматические реакции. Тогда – как пациенты, так и врачи, начинают воспринимать в виде заболеваний то, что на самом деле является проявлением эмоций.
Развитие эмоциональной устойчивости у ребенка не происходит само по себе, здесь велика роль родителей в том, чтобы помочь детям обрести способность управлять своими эмоциями.
Давайте рассмотрим, какие методы формирования эмоциональной стабильности имеются в распоряжении у ухаживающего за ребенком родителя; и каких реакций стоит избегать?
1. Присутствие рядом близкого человека и его отклик уже само по себе несет успокоение для испытывающего беспокойство ребенка.
2. Внимательные родители позволяют своим детям упражняться в способности переносить различные эмоции – так же, как при обучении ходьбе или плаванию. Эмоциональные всплески должны допускаться лишь в той степени, в какой ребенок может их вынести. Если ребенок упал и чуть захныкал; то чуткая мать не будет сразу бросаться на помощь, а будет следить за реакцией, давая возможность ребенку справиться самому. Так же стоит поступать, если ребенок настороженно замер, столкнувшись с чем-то неожиданным или новым. Здесь поможет голос мамы с некоторого расстояния, подбадривание и разъяснение ситуации. Родителю важно заметить и предотвратить тот момент, когда малыш зайдется в плаче от сильного испуга; или – если это не удалось, стать опорой – пожалеть, погладить, объяснить, что это было. Т.е. мать вмешивается только тогда, когда ребенок утрачивает контроль над ситуацией.
Маленького человечка, конечно, никто не осудит за проявление сильных эмоций; но и по отношению к детям постарше, родителям очень важно не фиксировать внимание на том, что ребенок утратил контроль над своими эмоциями; или оправдать его, ссылаясь на сложившиеся обстоятельства.
Возможно, наиболее важный и трудный аспект материнства как раз и состоит в позволении ребенку самостоятельно переносить все более интенсивное эмоциональное напряжение – в таком случае матери надо уметь справляться с собственной тревогой и уметь удерживать себя от того, чтобы каждый раз кидаться на помощь.
Нежелательными являются два варианта родительских реакций. Во-первых, как мы только что говорили, когда взрослый тут же кидается на помощь – этим он дает ребенку послание: «Ты слабый, и сам ничего не можешь» – это способствует возникновению страху не только перед ситуацией, но и перед эмоциями, окрашивающими ее, и формированию неуверенности в своих силах. Во-вторых, опасно, когда родитель игнорируют ситуацию – когда ребенок уже «затоплен» аффектом, это может привести к психологической травме – когда ребенок один на один остается с невыносимыми переживаниями.
3. Идентификация с родителем – в дальнейшем ребенок приобретает функцию самоуспокоения, подражая родителю. Если мать сохраняет терпимость и доброжелательность по отношению к сильным эмоциям ребенка, жалеет и успокаивает его (а не стыдит и не ругает); то ребенок так же будет относиться и сам к себе. В тех ситуациях, когда ребенок эмоционально не справляется самостоятельно – например, плачет от ушиба или испуга, матери важно показывать свое спокойствие, и не «заражать» ребенка своей тревогой. Тогда ребенок сможет подражать реакции взрослого, примерно так: «Если мама не боится (не тревожится), значит, это не страшно (не опасно), тогда и я не боюсь (не тревожусь)». Родитель может и напрямую – словами побуждать ребенка идентифицироваться с ним: «Посмотри, папа же не боится».
Если же мать в случае стрессовой ситуации сама чрезмерно расстраивается или впадает в панику, то, таким образом, она породит у ребенка вторичную тревогу (не только от ситуации, но и от своей реакции на нее). В худших случаях она может даже ругать ребенка, например, за то, что он ушибся; добавляя к боли от ушиба критику и оскорбление.
Пытаясь подражать матери, ребенок должен почувствовать, что получил разрешение, так сказать, “занять место матери” по отношению к самому себе, оказывая помощь себе. Но порой случается такое, что женщина решает за счет ребенка свои проблемы и, желая быть незаменимой для ребенка, не дает ему «это разрешение». Например, многие дети успешно успокаивают себя с помощью «переходного объекта» – это может быть какая-то вещь, которая напоминает ему мать; или мамина вещичка; или мягкая игрушка – как заменитель мамы. Некоторые матери, явно ощущая ревность, могут отнимать переходный объект у ребенка, не разрешая ему, таким образом, оказать себе самоподдержку. Такие реакции, как правило, содействуют чрезмерной зависимости ребенка от родителя. В таких случаях, чтобы не травмировать ребенка, женщине было хорошо разобраться в себе при помощи психотерапевта.
4. Похвала и одобрение. Когда ребенок показывает, что он может присвоить себе функцию родителя и успокоить себя самостоятельно; родитель выражает одобрение за использование такого способа обращения с эмоциями: «Вот, молодец! Ты сначала боялся идти к врачу, а потом понял, что это не страшно, и успокоился». Хороший родитель будет предлагать эмоциональную поддержку до тех пор, пока она необходима, однако будет готов дать возможность ребенку использовать свои собственные ресурсы.
Выражая одобрения и похвалу за контроль над своими чувствами, важно «не стимулировать» развитие этого навыка обратным способом – не стыдить и не позорить ребенка за то, что он не справился со своими чувствами или попросту проявил их. Например, маленький мальчик, который плачет от страха, испытывает дополнительно и стыд, когда его укоряют за «немужскую реакцию», и порицает себя за это. Эта вторичная реакция усиливает страх эмоции. Ребенок, во-первых, чего-то боится и страдает от этого; а, во-вторых, он будет бояться переживать страх и делиться этим чувством, потому что это еще и стыдно. Если ребенок реагирует чувствами вины или стыда на неконтролируемое проявление своих эмоций, это серьезно ухудшает его возможность справляться с этими эмоциями.
В худшем случае, аффект, который однажды оказался разрушительным, в последствии может восприниматься как опасный. Бывает, родители «управляют» ребенком путем пристыживания, а кроме этого еще нечутко замечают вслух, что ребенок покраснел от стыда – это порождает еще больший стыд. Стыд может оказаться таким непереносимым чувством, с которым невозможно встречаться, не будучи разрушенным им. Непереносимые чувства могут выражаться, как мы уже говорили, в виде соматических приступов.
5. Помощь ребенку в том, чтобы постепенно развивать вербализацию – т.е. словесно формулировать свои чувства и просьбы. Для этого родителям важно обучать ребенка – называя ему те чувства, которые он испытывает; и поощрять его за их выражение словами, а не криком и плачем.
Но существуют родители, которые сами не способны говорить о своих чувствах и показывать их. Часто такие родители также не разрешают их проявлять ребенку. В таком случае ребенок будет иметь трудности быть в контакте со своими чувствами – осознавать, принимать их, и здоровым образом управлять ими.
6. Родители могут предлагать ребенку способы, с помощью которых можно справляться с болезненными чувствами. Например, когда грустно поддержать себя чем-то приятным (игрой, вкусностями). С болезненными чувствами вины или стыда можно справляться с помощью ритуала прощения или исполнения чего-то хорошего, взамен содеянному (важно эти приемы самоподдержки отличать от наказания). По мере взросления доступ к таким приемам и ресурсам внутри себя делает для индивида возможным успешное преодоление различных неприятных чувств и состояний, которые случаются в ходе обычной ежедневной работы или учебы.
7. Демонстрируя своим примером принятие чувств ребенка в качестве нормальных реакций на ситуации, мать учит и ребенка осознавать свои чувства и воспринимать их в качестве сигналов – так, например, тревога может сигнализировать об опасности, и поэтому ее важно не подавлять как нежелательную реакцию – а учитывать.
На каждом этапе развития ребенка есть свои особенные моменты, в которых родитель может помочь ему не травматично проживать эмоции. В момент приучения к горшку ребенок может испытывать гордость или стыд за свои успехи или неудачи; и здесь мать может помочь, позволяя ему испытать оба этих чувства, сохраняя при этом общее чувство благополучия. Во внутреннем мире ребенка это, может, звучат так (конечно, выражаясь взрослообразно): «Сейчас вышел конфуз и мне стыдно, но в целом – я хороший и достойный любви».
Есть один важный момент… Большинство матерей способны принимать сильные эмоции очень маленького ребенка, реагировать на них как на просьбу об оказании услуг и с готовностью удовлетворять потребности малыша. Однако хроническое состояние неудовлетворенности (плач и крик) младенца подрывает идеальное представление женщины о себе как о любящей матери счастливого и “хорошего” ребенка. Тогда женщине становится труднее терпимо откликаться на малыша. А по мере развития ребенка – особенно в период первого кризиса 18-24 месяцев, они все в большей степени реагируют на его эмоциональные вспышки раздражением. В позднем детстве открытое эмоциональное выражение ребенка (капризы, агрессия, обиды) может вызывать скорее неодобрение и наказание со стороны взрослого, чем стремление помочь. Но, отвергая чувства ребенка, родитель учит его самого обращаться с ними подобным же образом.
Развитие устойчивости к болезненным эмоциям необходимо для перехода от игры к учебе. Это особенно важно для ребенка в младшем школьном возрасте, чтобы справляться со своими школьными и социальными задачами. Еще одной важной задачей развития эмоциональной стабильности является подготовка почвы для проверки эмоциональной удали в подростковом периоде.
В индивидуальной психотерапии при работе над любым запросом пациента происходит более полное развитие эмоциональной стабильности, которая выражается в способности осознавать, принимать болезненные чувства, уметь справляться с ними, не будучи разрушенным ими. Развитие эмоциональной устойчивости — это процесс, продолжающийся всю жизнь.
Психолог-психотерапевт Ежек Наталия.www.gesterap.ru
Источник
Многие современные родители часто обращают внимание на то, что их дети общаются на повышенных тонах, часто капризничают и впадают в неконтролируемые истерики по самым нелепым поводам или вдруг проявляют агрессию по отношению к окружающим.
Некоторые списывают всё на “кризисы” у детей. Но как таковые кризисные периоды обычно не длятся более 3-4 месяцев. Если поведение ребенка долго характеризуется эмоциональной нестабильностью, стоит задуматься о возможных причинах такого состояния.
Какие факторы могут негативно повлиять на эмоциональное развитие ребенка?
1. Тревоги
Бывает, что ребенок подвержен эмоциональным “взрывам” вследствие родовой травмы. Но часто причиной являются и ошибки в воспитании ребенка, в результате которых ребенок постоянно испытывает чувство тревоги. Тревога проявляется в гиперактивности, трудности концентрации внимания, излишней импульсивности, эмоциональной неуравновешенности.
Причиной таких нарушений могут быть даже мультфильмы с участием магических, фантастических персонажей. Также родители, стремящиеся как-то воздействовать на ребенка, часто используют рассказы о “чужом дяде” или “волке”, который придет и заберет ребенка из-за его непослушания.
Разговоры родителей на повышенных тонах и частые ссоры в присутствии детей также являются фактором проявления тревожности и беспокойств у малыша.
2. Проявление чувств
Дети испытывают большой диапазон человеческих чувств, но не знают, как многие из них называются, тем более не умеют их выразить их в мимике, жестах. Как следствие, негативные эмоции проявляются в доступном для детей поведении – упрямстве и капризах.
3. Недостаток родительской любви
Данный фактор влияет на эмоциональное состояние ребенка, на его успехи в учебе и творческой деятельности. Ребенок всегда нуждается
в подтверждении родительской любви через похвалу. Но часто родители начинают требовать от ребенка слишком много. К сожалению, не все дети имеют врожденные таланты и если их еще за это ругать, то могут проявиться неоднократные нервные срывы.
Что же делать в таком случае родителям? Как скорректировать негативное влияние?
- Если родители заметили, непривычное беспокойство, эмоциональный плач или ребенок начал бояться чего-либо, лучшим лекарством будут совместные положительные впечатление, добрые книги и ежедневные прогулки на свежем воздухе. А также взрослые не должны запугивать детей “страшилками” в воспитательных целях.
- Побороть страх, тревогу или напряжение помогут рисунки, где малыш сможет выразить свой страх, продолжит сюжет борьбы со злом. Во время приступов эмоциональной нестабильности ребенку необходимо рассказать о чувствах, об эмоциях, которые он испытывает в тот или иной момент, и как они могут выражаться. Простой способ – нарисовать рожицы с различным выражением лица и разместить на стене. В момент эмоционального изменения спросить у ребенка на какого героя из рисунка он похож. Так же об эмоциях можно поговорить при разглядывании картинок из книг, спрашивать у ребенка, что испытывает тот или иной персонаж. Чем больше ребенок будет знать о чувствах и как их контролировать в момент изменения настроения, тем меньше он будет решать свои проблемы плачем и криком.
- Мамы и папы также должны контролировать свои разговоры на темы, которые могут спровоцировать тревогу у детей.
- Если ребенок постоянно капризничает и плаксив, то в исключительных случаях, необходимо обратиться к детскому психологу.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?
Предупреждение и наказание: “Считаю до трёх!”
Малыш плачет и кричит “нет” на всё подряд! Почему?
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
Эмоциональная неустойчивость детей. Работа с родителями.
Психическое здоровье – фундамент развития ребёнка. В последнее время отмечается рост нервно-психических расстройств у детей. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации.
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.
Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и, в особенности, ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.
Тревожность – довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Поэтому следует отличать тревожность от тревоги страха.
Если ребенок иногда испытывает беспокойство в какой-либо ситуации, например, перед выступлением, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге. Следовательно, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка.
Тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой – либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, в любом виде деятельности. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются.
Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
Мы рассмотрим, как помочь ребенку, которому его постоянная тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать свои задатки.
Ребенок, которого мы называем тревожным, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:
– любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;
– во время выполнения задания или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
– беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
– у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
– плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
– не уверен в себе и своих силах, ожидает неудач в деятельности;
– старается скрывать свои проблемы и тревогу.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но выделены основные факторы, которые способствуют проявлению тревожности у ребенка.
Причины, которые способствуют проявлению у ребенка тревожности.
Прежде всего, может играть роль наследственность: у тревожных родителей, чаще вырастают тревожные дети.
Это происходит не только в результате передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Иногда родителям трудно увидеть этот механизм действия в семье. Поэтому родителям тревожного ребенка полезно заниматься самоанализом, чтобы понять часто ли они сами испытывают тревогу за себя и близких, как она проявляется и как можно влиять на ребенка.
Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье.
Чаще всего, нарушение отношений с родителями:
– завышенные требования;
– конфликтная атмосфера в семье;
– неудовлетворенность взрослых в семье;
– развод родителей;
– разногласие родителей в вопросах воспитания ребенка или
– спонтанность и непоследовательность их действий.
Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания.
Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультироваться у специалистов: невропатолога, психиатра и пр.
Как при работе над другими детскими проблемами над проблемой тревожности следует работать терпеливо и систематически.
Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами. Наибольшая роль по профилактике и коррекции тревожности у детей должна принадлежать родителям.
Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает следующие взаимосвязанные направления:
Совместная работа с родителями и детьми
Психологическое просвещение родителей
Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей
Практика в реальной жизни
Одним из методов коррекции эмоциональных нарушений ребенка является игра. Это наиболее распространенная и приемлемая форма работы с родителями тревожных детей, которая позволяет:
– создать близкие отношения между участниками игры;
– формировать адекватную самооценку;
– снимать напряженность, тревогу, страх перед окружающими;
– формировать произвольное поведение.
Игровая терапия направлена на реализацию следующих задач:
Основные задачи игровой терапии:
Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;
Выработка родителями эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
Оказание помощи родителям в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.
Об успешности и эффективности работы по коррекции тревожности могут свидетельствовать такие критерии, как
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
повышение уверенности в себе;
повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка можно придерживаясь определенных правил.
Правила, позволяющие создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка:
1.Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример.
2. Избегать соревновательных моментов в играх.
3.Не устанавливать временных рамок выполнения задания, не подгонять ребенка.
4. Осторожно вводить ребенка в новую игру.
5. Стараться проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить беспокойство.
6. Действовать по обстоятельствам.
Родителям полезно знать отдельные коррекционные игры и рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми, чтобы повысить свою психологическую грамотность и помочь своему ребенку в решении его проблем. Некоторые из них будут описаны ниже в соответствующих разделах, но сначала надо определить в каких направлениях следует начать работать.
Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:
Повышение самооценки ребенка.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.
Рассмотрим каждое из этих направлений наиболее подробно.
1.Повышение самооценки ребенка
Для достижения успеха в этом направлении необходимо, чтобы родитель сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Кроме того, родитель должен часто хвалить ребенка. Очень важно делать это правильно: ребенок всегда должен знать, за что его хвалят.
В своей работе на данном этапе я использовала следующие игры и упражнения.
«Копилка достижений»
Эта игра должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.
В эту копилку ребенок вместе с родителями складывает все свои достижения и успехи, которые произошли с ним за день, например, хорошо рассказал стихотворение.
Важно, чтобы в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.
Данную игру можно использовать сначала для повышения самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле.
«Солнышко»
Это отличная игра, которая позволяет получать от других «психологическое поглаживание», столь необходимое каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.
С этой же целью могут использоваться такие игры, «Комплименты», «Подарки», «Закончи предложение», «Волшебный стул».
«Комплименты»
Цель игры: формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Игра может проводиться в различной форме. Суть игры в том, что участники оказывают друг другу словесные знаки внимания. Тому, кому этот знак адресован, должен адекватно на него отреагировать.
2.Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
На этом этапе важно научить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку.
Для тревожных детей уметь расслабляться – это просто необходимость, т.к. состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое пробежаться, сесть, встать, но что значит расслабиться для них не совсем понятно. Поэтому в систему игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Кроме этого принципа используется и способность детей к фантазированию. Здесь помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Но этот метод работает только с детьми старшего дошкольного возраста, а первый можете применять в любые возрастные периоды.
Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, так же полезен массаж и просто растирание тела.
«Снеговики»
Цель: обучение детей расслаблению, релаксации
Суть игры в попеременном напряжении частей тела и последующее их расслабление.
«Огонь – лед»
Цель: снятие мышечных зажимов.
Эта игра способствует ощутить свободу и радость, стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение, развивает пластику, гибкость тела.
«Торт»
Эта игра полезна не только для тревожных детей, которые испытывают трудности в общении с взрослыми людьми и детьми, но и для застенчивых детей. Эта игра учти доверять другому человеку.
«Зеркало»
В этой игре мы можем воспользоваться тягой детей к подражанию. Как известно, дети очень любят подражать любому родителю, имитируют их походку, мимику, действия. Также игра полезна для развития скорости движений и внимания ребенка и взрослого друг к другу.
«Психологическая лепка»
Эта игра способствует расслаблению тела, основана на полном доверии другому человеку. Способствует развитию фантазии. Дает ощущение контроля над другим человеком.
«Волшебный мелок»
В основе игры лежит телесный контакт с ребенком. Используются элементы массажа. Следует отметить, что даже простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения.
3. Умение управлять собой
Важное направление работы с тревожными детьми, которое предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным его состояние) к их внутреннему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.
С этой целью я использовала следующие игры.
«Рыбаки и рыбки»
Иногда дети испытывают дискомфорт и испытывают отрицательные эмоции по причине некоторой неопределенности ситуации, неизвестности и непонятности. Чтобы снять эти ощущения можно воспользоваться этой игрой.
«Кораблики»
Игра дает ребенку возможность действовать самому, ощутить власть и контроль над ситуацией. Ребенок чувствует себя во время игры хозяином положения. Помогает справиться со страхом общения. Поможет переключиться ребенку со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел.
«Ты – Лев!», «Возьмите себя в руки!»
Игры основаны на методе саморегуляции. Вселяют в ребенка чувство уверенности в себе. Ребенок тренируется сохранять спокойствие в самых разных ситуациях: при испуге, неожиданности и пр.
Заключение
Как показывают исследования, родители тревожных детей, сами бывают высоко тревожными, в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Поэтому таким родителям следует, прежде всего, заняться самовоспитанием, повышать психологическую культуру, проводить аутотренинги, тренинги с психологом, постараться создать в семье благоприятный психологический климат.
Таким образом, все выше перечисленные мероприятия, должны благотворно влиять на общее состояние ребёнка. Повышение самооценки у детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения, умение владеть собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, приведут к положительным результатам. Вследствие этого общее эмоциональное состояние ребёнка улучшится, уровень тревожности снизится, а это позволит детям испытывать чувство душевного комфорта.
Источник