Синдром когнитивных и речевых нарушений у детей

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)
Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?
На что же обратить внимание родителям?
Обратите внимание на:
- задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр. ;
- слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр);
- недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр);
- развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;
- ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);
- связанность изложения своих мыслей;
- понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.
К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:
- внутриутробная гипоксия;
- гипоксия в родах;
- родовые травмы;
- инфекционные заболевания Центральной нервной системы;
- недостаток витаминов в раннем возрасте;
- травмы головного мозга.
Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.
К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.
Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.
Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы
Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.
Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.
Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:
- Учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память.
- Развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций.
- Пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи.
- Составляйте рассказы по картинкам.
- Находите отличия в одинаковых картинках, в т.ч. на скорость.
- Считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств.
- Играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию.
- Собирайте пазлы.
- Составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления).
- С маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.
Источник
Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга.
В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.
Под когнитивными нарушениями понимается снижение памяти, умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.
Когнитивные функции мозга — что это такое?
Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.
Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:
- Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
- Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
- Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
- Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
- Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.
Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).
Три стадии нарушений познания
Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:
- При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
- Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
- Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является деменция, или слабоумие. Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.
Комплекс провоцирующих факторов
Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается болезнь Альцгеймера. Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.
Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.
Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:
Довольно часто расстройства познания могут проявиться при сосудистых заболеваниях головного мозга. К их числу относятся:
В основном к деменции и другим формам психоневрологических расстройств приводит сочетание сосудистой патологии и недостаточности кровообращения в головном мозгу. В группу риска развития подобных осложнений входят люди, у которых диагностированы:
- атеросклероз;
- гипертония;
- артериальная гипертензия.
Когнитивный дефицит может развиться и при следующих заболеваниях (хотя с гораздо меньшими рисками, чем в предыдущем случае):
Среди вероятных причин развития психоневрологических сбоев выделяют сильные отравления и длительный прием психотропных веществ. Также к деменции и умеренным нарушениям функций головного мозга могут привести травмы головы.
Клиническая картина
Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.
Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:
При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.
Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.
Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:
- сложности при выполнении простых счетных операций;
- проблемы с повторением недавно полученной информации;
- нарушение ориентации в новой местности;
- сложности в подборе слов во время разговора.
На легкую форму когнитивных расстройств указывают:
- снижение памяти;
- проблемы с концентрацией внимания;
- высокая утомляемость при совершении умственной работы.
Нарушение когнитивных функций необходимо дифференцировать с другими формами неврологических расстройств. В частности, для постановки правильного диагноза следует установить наличие или отсутствие патологических изменений в поведении человека, его эмоциональном состоянии.
Нарушение мозговых функций у детей
Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.
Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.
Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.
Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:
В последнем случае речь идет о:
В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.
Диагностические критерии
Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.
Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса. При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.
Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы
Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.
Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.
Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений
Как улучшить состояние пациента?
Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.
Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.
В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:
- ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
- блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.
Для восстановления нейрометаболических процессом применяет Актовегин. Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.
Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.
Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:
Профилактика и прогноз
Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.
Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.
Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение стресса и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.
Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.
Источник
Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации. Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.
Симптомы
Нарушение когнитивных функций проявляется в снижении познавательных способностей. Ухудшается запоминание, кратковременная и долговременная память (см. Нарушение памяти у детей). Возникают проблемы с усвоением информации, ее воспроизведением – пересказом и ответами на вопросы педагогов. Тяжесть проявлений зависит от степени поражения головного мозга, а также педагогической запущенности малыша.
Легкое когнитивное расстройство у ребенка обычно характеризуется синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, арифметической и аграмматической дислексией, расстройством речи. У таких индивидуумов отмечается неусидчивость, раздражительность, невозможность сосредоточиться, иногда заикание, вследствие чего и возникают проблемы с учебой.
Легкое снижение когнитивных функций у детей обычно принимается педагогами и родителями за слабоволие и плохое поведение, что затрудняет коррекцию. Первые проявления наблюдаются в возрасте 5-7 лет, когда ребенок поступает в школу. Такая степень довольно проста в коррекции и прогноз благоприятен.
Важно узнать, как лечить аутизм у детей и стабилизировать их состояние.
Что такое синдром дефицита внимания у детей: признаки, причины, лечение.
Умеренное нарушение когнитивных функций у детей обычно сопровождается детским церебральным параличом, эпилептическим синдромом и другими неврологическими отклонениями. При этом у ребенка имеется задержка психомоторного развития. Речевое научение затормаживается. Возможны также проблемы с двигательной гиперактивностью и повышенной нервной возбудимостью.
Тяжелое расстройство когнитивных функций наиболее сложно для коррекции. Наблюдается у малышей с врожденными генетическими дефектами (болезнью Дауна, гликогенозами). Отмечаются следующие симптомы:
- Неспособность к самообслуживанию.
- Грубое расстройство речевого развития.
- Судороги, длительный надрывный плач.
Такие дети после должной педагогической коррекции могут приспосабливаться к жизни и социализироваться, однако требуется помощь родственников или опекунов.
Причины когнитивных нарушений
Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:
- Внутриутробные инфекции.
- Родовые, черепно-мозговые травмы.
- Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
- Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
- Нарушения родового процесса.
- Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
- Органические патологии – гидроцефалия.
Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.
Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.
Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.
Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.
Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.
Диагностика когнитивных нарушений
Выявление расстройства когнитивных функций – непростая задача. Необходим осмотр невропатолога (новорожденных, грудных детей) для исследования рефлексов и мышечного тонуса, беседа с педагогами.
Чтобы обнаружить тяжелые нарушения формирования головного мозга, следует провести основательную диагностику при помощи методов:
- Эхоэнцефалографии или нейросонографии у новорожденных.
- Электроэнцефалографии.
- РЭГ.
- Ультразвукового исследования сосудов – допплерографии.
- Миометрии.
Лечение когнитивных нарушений
При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях. Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью. Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.
При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.
Назначают следующее лечение:
- Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
- Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
- Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
- Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
- Санаторно-курортное лечение.
Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.
Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.
Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.
При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.
Заключение
Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогической коррекции. Иногда требуется оперативное вмешательство. Прогноз зависит от тяжести органического поражения головного мозга и степени умственных отклонений.
(5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка…
.
Источник