Синдром мышечной дистонии у ребенка 7 месяцев

Синдром мышечной дистонии у ребенка 7 месяцев thumbnail

Мышечная дистония у ребенка — это нарушение двигательной функции, при котором происходит постоянное или эпизодическое самопроизвольное изменение тонуса. Патология возникает под действием наследственных, травматических и инфекционных факторов, но может иметь идиопатический характер. Симптомы зависят от конкретной клинической формы, включают стереотипные движения, отставание в моторном развитии, патологические позы. Диагностика состоит из неврологического осмотра, нейровизуализации (УЗИ, КТ, МРТ) и функциональных методов. Основу лечения составляет кинезиотерапия, массаж, ЛФК, реже схему дополняют медикаментами.

Общие сведения

Мышечная дистония — распространенная проблема в современной педиатрии, разные проявления которой встречаются у каждого третьего-четвертого ребенка в течение первых 3 лет жизни. Тяжелые формы развиваются намного реже — 15,2 случая на 100 тыс. детского населения. В основном заболевание манифестирует до 2-летнего возраста (младенческая форма), реже бывают детская (3-12 лет) и подростковая формы (13-18 лет). Актуальность патологии обусловлена сложностью ее выявления на ранних этапах, полиэтиологической структурой, отсутствием четких критериев диагностики.

Мышечная дистония у ребенка

Мышечная дистония у ребенка

Причины

У малышей грудного возраста нарушения тонуса мускулатуры являются физиологическим явлением. Дистония на 1-3 месяцах жизни характеризуется гипертонусом, а после 6 месяцев возможна легкая асимметрия тонуса, что обусловлено расширением двигательной активности: сидением, стоянием, ходьбой. Признаки легкой мышечной дисрегуляции сохраняются у ребенка до 2 лет. Среди патологических причин дистонии выделяют следующие:

  • Наследственность. Существует ряд врожденных нарушений мышечного тонуса, связанных с точечными мутациями в генетическом аппарате. Выделяют аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, Х-сцепленный и митохондриальный виды наследования.
  • Родовая травма. Мышечные дистонии у детей до 1 года обычно вызваны интранатальными осложнениями. Расстройство встречается при неаккуратном использовании акушерского инструментария, стремительных и травматичных родах, клинически узком тазе у женщины. Риск заболевания повышается при перенесенной перинатальной гипоксической энцефалопатии.
  • Нейроинфекции. Большинство внутриутробных инфекций протекают с поражением мозговой ткани, что после рождения проявляется мышечной дисфункцией. В таком случае выраженная дистония определяется у ребенка уже в неонатальном периоде.
  • Интоксикации. Развитие мышечной патологии возможно при отравлении солями тяжелых металлов, цианидами, 3-нитропропионовой кислотой. Иногда дистония возникает при неадекватном назначении ребенку противосудорожных препаратов и других психотропных медикаментов.

Патогенез

При первичных формах мышечной дистонии поражение появляется без органического дефекта нервных структур. Нарушение мускульного тонуса в подобных случаях вызвано снижением кортикального ингибирования, увеличением пластичности нервных процессов, расстройствами энергетического обмена в нейронах мозжечково-таламокортикального пути. Нейрофизиологические изменения носят преимущественно обратимый характер, но при запоздалой диагностике есть риск отдаленных последствий.

Вторичные варианты мышечной дистонии связаны с дефектами в структуре таламуса, базальных ганглиев или ствола мозга. При этом нарушается процесс нервно-мышечной передачи, импульсы неравномерно достигают разных мышц тела, что сказывается на походке и мелкой моторике ребенка. Ситуация усугубляется при нарушении обмена основных нейротрансмиттеров вследствие наследственных нейродегенеративных болезней.

Классификация

С учетом этиопатогенетических особенностей различают первичную и вторичную формы заболевания. По клинической картине выделяют изолированную и комбинированную дистонию. По характеру течения бывают персистирующий, действие-специфичный и пароксизмальный варианты. Для определения степени неврологического дефицита важна классификация по локализации, согласно которой существуют 5 форм дистонии:

  • Фокальная. Поражена только одна зона тела — блефароспазм, цервикальная дистония, ларингеальная дистония.
  • Сегментарная. Нарушения мышечного тонуса отмечаются в двух и более смежных зонах (краниальная или бибрахиальная формы).
  • Мультифокальная. Проблема локализована в 2 и больше областях на разных участках тела, например, на верхней и нижней конечности.
  • Генерализованная. Дистония поражает туловище и 2 другие зоны (конечности, шею, лицо).
  • Гемидистония. Наблюдается тотальное нарушение тонуса и двигательной активности на одной стороне тела.

Симптомы

Существует более 100 вариантов детской мышечной дистонии, у каждой из которых есть индивидуальные проявления. Вместе с тем, самые распространенные формы имеют ряд общих закономерностей. Чаще всего проявления развиваются на первом году жизни ребенка. Они отличаются легкой или средней степенью выраженности, поэтому родители не всегда могут вовремя заметить проблему и обратиться к специалистам.

Для мышечной дистонии в возрасте 2-8 месяцев типичен доброкачественный пароксизмальный тортиколлис — приступы кривошеи, во время которых голова поворачивается и наклоняется в одну сторону, а лицо смотрит в противоположном направлении. Эпизоды спонтанно купируются к 2-3 годам. В этом же возрастном периоде возможно приступообразное тоническое заведение взора, сочетающееся со сгибанием шеи.

Читайте также:  Лекарственные препараты снятие похмельного синдрома

У детей 3-12 месяцев частым признаком мышечной дистонии служит кивательная судорога — медленное качание головой в вертикальном или горизонтальном направлении. Симптом усиливается, когда младенец фиксирует взор на игрушке или лицах родителей. Зачастую признак сохраняется до 5 лет, после чего спонтанно исчезает. В возрасте около 6 месяцев может начинаться доброкачественная идиопатическая дистония младенцев.

Осложнения

Наследственные и вторичные мышечные дистонии характеризуются неуклонным прогрессированием от фокальных к генерализованным формам, что сопровождается нарушениями психомоторного развития и возможной инвалидностью ребенка. В зависимости от локализации поражения наблюдаются искривления позвоночника, деформации конечностей, дыхательные нарушения. Как правило, патологии сопутствуют невриты, артропатии, зрительные расстройства.

Диагностика

Детский невролог начинает обследование ребенка с детального сбора анамнеза. У младенцев врач обращает внимание на течение беременности и родов у матери, у старших пациентов — на перенесенные ЧМТ, нейроинфекции, принимаемые лекарственные препараты. Внешний осмотр помогает установить наличие мышечных нарушений, а для выяснения их причины проводится комплексная диагностика, включающая следующие этапы:

  • Неврологическое обследование. Специалист производит детальную оценку мышечной силы и тонуса на всех участках тела, чтобы обнаружить количество пораженных сегментов. При диагностике выявляют нарушения двигательной активности и координации, иногда определяют патологические рефлексы. При вторичных дистониях также нарушена чувствительность.
  • Инструментальные методы. Обнаружить воспаления, гематомы и церебральные новообразования у маленьких детей удается с помощью нейросонографии через большой родничок. Для уточнения диагноза назначается КТ или МРТ головного мозга, рентгенография позвоночника. Сохранность функции мышц оценивают, используя электронейромиографию (ЭНМГ).
  • Генетическое консультирование. При наличии отягощенного семейного анамнеза ребенку и родителям рекомендовано обследование у генетика с выполнением кариотипирования и генной диагностики. Высокоспециализированные методы показывают точечные мутации, ставшие причиной наследственной дистонии.

Лечение мышечной дистонии у детей

В педиатрической практике при нетяжелых нарушениях ограничиваются немедикаментозными методиками. Хороший эффект оказывает кинезиотерапия, в ходе которой неврологи и реабилитологи работают над развитием моторной активности ребенка согласно возрасту, ликвидацией патологических стереотипных движений. Чтобы сбалансировать мышечный тонус, рекомендуется лечебный массаж, плавание в бассейне, тейпирование.

Активно используется физиотерапия. Методики подбирают, учитывая преобладание гипотонуса или гипертонуса, возраст ребенка, основное заболевание. Комплексное лечение усиливают целенаправленным введением лечебных растворов путем электрофореза, локальной магнитотерапией и ультразвуковой терапией. Методы улучшают кровоснабжение и трофику пораженных мышц, способствуют восстановлению движений.

Системные лекарственные средства в детской неврологии имеют ограниченное применение. У старших детей для устранения чрезмерной нервной возбудимости назначают бензодиазепиновые транквилизаторы, антиконвульсанты, миорелаксанты. При некупируемых фокальных дистониях эффективна ботулинотерапия, которая ликвидирует мучительные тики и стереотипии.

Прогноз и профилактика

При функциональном характере поражения признаки мышечной дисфункции сохраняются только в раннем детстве, а затем бесследно исчезают. Прогноз для таких детей благоприятный. Вызывают опасения дистонии на фоне церебральных органических патологий, которые невозможно вылечить, поэтому качество жизни ребенка зависит от своевременности и полноты реабилитационных мероприятий.

Профилактика болезни у детей начинается с антенатальной охраны плода, выбора оптимального способа родоразрешения и предупреждения родового травматизма. Постнатальные превентивные мероприятия включают борьбу с инфекциями, которые могут воздействовать на нервную систему, ограждение малыша от влияний химических токсинов, рациональный подбор медикаментозной терапии.

Источник

Добрый вечер!
Пожалуйста, помогите разобраться в сложившейся ситуации.
Мой сын родился доношенным, с однократным тугим обвитием пуповиной вокруг шеи, по Апгар 7/7, был со мной с первого дня, выписали на 5 день. Во время беременности диагноз “гипоксия” не ставили, но на последнем УЗИ в 34 недели уже были видны петли пуповины в районе шеи плода. В начале беременности у меня был токсикоз, дальше беременность протекала без особенностей.
С 1 месяца наблюдаемся у невролога с диагнозом синдром мышечной дистонии.
В 1 месяц заключение невролога следующее
В невролог.статусе:
ЧН- См Грефе +-
Мышечный тонус в верхних конечностях дистоничен, плечи провисают.
В ногах затруднено отведение тб суставов. При тракции за руки голову запрокидывает, опора с поджатыми пальчиками, шаговый -, ползательный +, срыгивает

Читайте также:  Международный день человека с синдромом дауна 2017

Было назначено НСГ
Заключение: в области таламусов гиперэхогенные включения (гипоксически-ишемического генеза). Эхопризнаки умеренной гипоксии-ишемии.
Если нужно отсканирую заключение.
Нам назначили принимать микстуру с цитролью.
К 2 месяцам сын стал периодически подергивать глазами (как тик)
В 2 месяца заключение невролога:
Взгляд фиксирует кратковременно. Мышечный тонус с тенденцией к гипотонии. Сух.рефлексы D=S живые. При тракции за руки голову запрокидывает, Р.Моро +-, опора с поджатыми пальчиками, в положении на животе заваливается на бок.
Назначили принимать глицин.
В 3 месяца заключение невролога:
Взгляд фиксирует кратковременно, См.Грефе +-, мышечный тонус переменный, при тракции за руки голову запрокидывает, опора с поджатыми пальчиками, шаговый –
Назначили электрофорез с дибазолом и эуфилином
В 4 месяца заключение невролога:
Самостоятельно переворачивается только на бок (добавлю от себя, что через 2 дня после визита к врачу стал переворачиваться на живот через один бок)
Взгляд фиксирует, мышечный тонус в верхних конечностях d>s, в нижних дистоничный. Сух. рефлексы d=s живые. При тракции за руки подтягивается.Опора на носочки, сохраняются элементы автоматической походки.
Назначили массаж дифференцированный №10 и уколы Актовегина.(все сделали)

В 5,5 месяца заключение невролога:
Переворачивается самостоятельно активней через левую сторону. ЧН бпот.
Мышечный тонус d>s Сух.рефлексы d=s живые При тракции за руки не группируется. Опора с поджатыми пальчиками.
Назначили еще 1 курс массажа и уколы церебролизина, а также НСГ.
Заключение НСГ
Эхопризнаки снижения индекса резистентности.
Во время курса церебролизина сын начал хаотично размахивать левой рукой, похоже на навязчивое движение(мое мнение)

В 7 месяца заключение невролога:
Жалобы на то, что оч.сильно машет руками.Самостоятельно переворачивается, в положении на животе приподнимается на руки.
Мышечный тонус сохраняется d> s в верхних конечностях, в ногах без четкой разницы сторон. Сух.рефлексы d=s живые При тракции за руки не группируется. Опора с чуть поджатыми пальчиками. диагноз СМД, задержка моторного развития.
Снова назначили массаж (очередь еще не подошла) и врач сказала, что если через 2 недели ничего не изменится, то она отправит нас куда-то на консультацию.

Я просто в ужасе, очень волнуюсь за сына (раз врач в районной поликлинике не может сама решить вопрос с нашим лечением). У меня складывается впечатление, что я сижу, сложа руки и ничего не далею, очень хочу сыну помочь нормально развиваться насколько это возможно.
Пожалуйста ответьте на мои вопросы.
1.Все последние визиты к врачу сын отказывается группироваться при тракции за руки, хотя я с ним дома проделываю это упражнение оч. много раз и почти всегда он подтягивается. Что означают такие осечки, возможно ли, что ребенок просто не хочет в этот момент присажываться или у нас действительно очень серьезная патология?
2.Насколько тяжелое поражение мозга у ребенка, судя по НСГ и каковы последния такого поражения, исходя из вашего опыта? Есть ли у нас шанс на полное выздоровление?
3.Может быть нам надо провести еще какие-то исследования?
4. Как еще я могу помочь своему ребенку.(я уже начала делать развивающие упражения)

Заранее большое спасибо за ответ.

1. неврологические диагнозы не корректны, грубая патология не описана
2. НСГ – патология требующая дальнейшего дообследования не описана
3. медикаментозные препараты – с недоказанной эффективностью и в дальнейшем принимать не стоит
4. я уже начала делать развивающие упражения
за все 7 месяцев единственное и разумное лечение 🙂

Гиоргий Витальевич, спасибо за ответ.
Я хотела бы узнать к каким последствиям может привести такое поражение мозга, как у моего сына? И является ли имеющаяся у него неврологическая симптоматика следствием этого поражения? Или такие симптомы могли бы быть и при совершенно нормальной НСГ.
Заранее спасибо за ответ. Просто очень волнуюсь, какие нас ждут перспективы, излечимо ли это?

В интернете я нашла информацию, что мышечный тонус у детей, как правило, нормализуется к 6 месяцам, а нам уже 7 и никакие массажи не помогли нам его нормализовать. Очень волнуюсь, надеюсь на ответ. Спасибо.

Читайте также:  Что такое синдром бабочки у плода

Гиоргий Витальевич, спасибо за ответ.
Я хотела бы узнать к каким последствиям может привести такое поражение мозга, как у моего сына? И является ли имеющаяся у него неврологическая симптоматика следствием этого поражения? Или такие симптомы могли бы быть и при совершенно нормальной НСГ.
Заранее спасибо за ответ. Просто очень волнуюсь, какие нас ждут перспективы, излечимо ли это?
В интернете я нашла информацию, что мышечный тонус у детей, как правило, нормализуется к 6 месяцам, а нам уже 7 и никакие массажи не помогли нам его нормализовать. Очень волнуюсь, надеюсь на ответ. Спасибо.
1. читаете не внимательно
2. грубая неврологическая патология не описана
3. тонус я своими руками не могу оценить
4. разумны – развивающие упражнения а не массаж

Спасибо за ответ.
Я наверно, опять не внимательно читаю, но разве то, что ребенок в 7 месяцев не группируется при тракции за руки не является признаком патологии?
Прошу прощения за назойливость.

Спасибо.

Dr. W.N.

30.01.2009, 09:44

Не является.

Добрый день, уважаемые врачи!
Пожалуйста, подскажите, как можно отличить шаговый рефлекс от целенаправленного шагания?
Дело в том что первый сохранялся у нас достаточно долго до 4 месяцев (я описывала это выше в данной теме), и вот сейчас я заметила что при соприкосновении с поверхностью сын начал шагать правой ногой, поднимая ее достаточно высоко, да еще несколько раз подряд. Как я читала в этом возрасте (почти 8 месяцев) шаговый рефлекс является одним из признаков ДЦП.
Заранее спасибо за ответ.

Dr. W.N.

10.02.2009, 23:59

Отдельные туманные признаки в Вашей интерпретации по недопонятым описаниям – испорченный телефон. Скорее всего, проблема ребенка в тревожности мамы.

Добрый день, уважаемые врачи,

В 9 месяцев по направлению невролога из нашей поликлиники я возила сына на консультацию в Неврологический центр при Морозовской больнице, где устно мне было сказано, что сыну обязательно надо наблюдаться у невролога и выполнять все назначения.
А в выписке для поликлиники я прочитала следующие диагнозы:
ПЭП, синдром двигательных нарушений, левосторонний гемисиндром, синдром двигательных стереотипов (“нет-нет”), задержка предречевого развития.
И назначили лечение: массаж, ЛФК, танакан, магне В6, кортексин.

Может я и не права, но кортексин я ребенку колоть не буду, даже несмотря на страшный для меня левосторонний гемисиндром.

Пожалуйста, ответьте на очень волнующий меня вопрос, этот Левосторонний гемисиндром означает ДЦП и мой ребенок будет инвалидом ? Возможно ли что-то еще исправить в нашей возрасте (сейчас сыну 9,5 месяцев).
Здесь на сайте я читала, что в невроцентре, где мы были работают хорошие специалисты, а нам назначили колоть кортексин, это потому что наш случай очень тяжелый и другого выхода уже нет?

Пожалуйста, порекомендуйте, как можно попасть на очную консультацию к врачам, консультирующем на этом форуме, т.к.очень хочу узнать насколько реально тяжелое наше положение и перспективы.

И еще диагноз левосторнний гемисиндром выставляется на основании моего ответа на вопрос, какой рукой ребенок пользуется активнее (правой), правильно ли это?

Заранее большое спасибо.

В списке видно, что в 20-05 сегодня на мой вопрос ответила Babulya, но при попытке прочитать, появляется информация, что сообщение не существует, что это означает? спасибо

Добрый день, уважаемые врачи,

пожалуйста, ответьте на вопрос, заданный мной 10.04 по поводу диагноза моего ребенка, я очень хочу услышать ваше мнение.

Заранее спасибо.

Лично я с такой постановкой диагноза не согласен. (много общих ни о чём не говорящих слов). Мы же не можем через инет видеть и осматривать вашего малыша. Есть некоторые моменты заслуживающее внимания (только очно, виртуально смысла нет)
Но что необходимо делать:
1. оставить инет в покое
2. выкинуть все препараты
3. заниматься активно развивающими упражнениями (ЛФК)
4. хотите получить очное мнение (читайте внимательно профили)

Источник