Синдром нарушения речевого дыхания при дизартрии

Синдром нарушения речевого дыхания при дизартрии thumbnail

Марта 8.30

Вопросы для подготовки к экзамену

«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией»

Амелина 1. Дизартрия как вид речевого развития. Определение. Характеристика. Распространенность дизартрии.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, расстройств координации, ограничения объема их произвольных движений, различного рода дискинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания, расстройства голосообразования. При дизартрии делается смазанная, нечеткая речь, а еще нарушен темп речи, который имеет возможность быть ускоренным или же замедленным). А еще в кое-каких доводится имеет возможность отмечаться как раз чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Тирада выражается неотчетливо, договаривается не до конца, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, свойственны пропуски звуков, текстов. В что количестве имеются и нарушения голоса: глас то безветренный, то гулкий, однообразный, временами гнусливый, нередко сиплый

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Ахмадиева 2. Синдром артикуляционных расстройств при дизартрии (9). Патогенез и клинико-физиологические аспекты дизартрии. Классификация дизартрий.

Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.

Синдром артикуляционных расстройств проявляется в нарушении мышечного тонуса. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре:
— спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в языке, губах, лицевой, шейной мускулатуре). Характерна палатализация; гипотония (понижение мышечного тонуса). Признаки — гиперсаливация, назализация из-за гипотонии мышц мягкого неба, затруднена палатализация;
— дистония (меняющийся характер мышечного тонуса): в покое — низ-кий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает.

Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О. В. Правдива и др.). В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих.

Различают следующие формы дизартрии:

· бульбарную,

· псевдобульбарную,

· экстрапирамидную (или подкорковую),

· мозжечковую,

· корковую.

 (Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. Существование ее признается не всеми авторами. У взрослых больных в ряде случаев корковую дизартрию иногда смешивают с проявлением моторной афазии).

На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом (И. И. Панченко, 1979).:

· спастико-паретическую,

· спастико-ригидную,

· спастико-гиперкинетическую,

· спастико-атактическую,

· атактико-гиперкинетическую

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

· Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

· Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

· Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

· Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

(Логопедия под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской)

Балина 3. Синдром нарушений речевого дыхания при дизартрии. (12)

Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

У дошкольников с дизартрией нарушены все стороны просодического оформления речи: голос, ритм, интонация. Это связанo с особенностями дыхания и фонации. Ввиду задержки формирования грудобрюшного типа дыхания, речевое дыхание, как следствие, развивается патологически. Для таких детей характерен малый объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а так же укороченный и нерационально используемый фонационный выдох [9,28,32].В.А. Киселева (2003) отмечет, что “Дыхaтельная недoстаточность преимущественнo проявляется в неправильнoм типе дыхания (чаще грудном и верхнереберном), коротком речевом выдохе – до 5 секунд. Речь носит в той или иной степени “смазанный” характер. Отмечaются нaзализованный oттенок речи, нарушения голоса, модулированное и темповой организации речи ” [19]. В прoцессе речевогo высказывaния oтмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи, произнесение слов происходит иногда в разные фазы дыхания как на вдохе, так и на выдохе.

Источник

Наименование услуги Стоимость Консультация врача-терапевта, первичная 3600 руб. Консультация врача-терапевта, повторная 2900 руб. Консультация врача-терапевта, к.м.н., первичная 5150 руб. Консультация врача-терапевта, к.м.н., повторная 3600 руб. Консультация врача-терапевта, д.м.н./профессора 8250 руб. Забор крови 590 руб. Дуплексное сканирование магистральных артерий и вен 6300 руб. УЗИ-контроль при инвазивных вмешательствах 4895 руб. Определение уровня свободной жидкости в брюшной или плевральной полости 1650 руб. УЗ диагностика сосудов головного мозга 5665 руб. УЗИ 1 зоны, без дополнительных исследований (определение уровня свободной жидкости, остаточной мочи и др.) 3630 руб. Ультразвуковая доплерография артерий или вен 1 конечности 3150 руб. Ультразвуковая диагностика при беременности 3800 руб. Ультразвуковое исследование (ТВУЗИ / ТРУЗИ) 3000 руб. Эзофагогастродуоденоскопия диагностическая 9900 руб. Эндоскопическое лигирование варикозно-расширенных вен пищевода (без анестезии) 46350 руб. Эндоскопическая остановка или профилактика желудочно-кишечного кровотечения 28000 руб. Анестезия в/в при проведении эндоскопического исследования 3000 руб. pH-метрия 1090 руб. Эндоскопическая резекция слизистой 18000 руб. Бронхоскопия диагностическая 14000 руб. Эндопротезирование трахеи 167800 руб. Бронхоскопия санационная 6000 руб. Бронхоальвеолярный  лаваж 4400 руб. Удаление инородного тела трахеи, бронха или легкого 8965 руб. Эндоскопическая ассистенция в условиях РГ-контроля 38600 руб. Толстокишечная диагностическая эндоскопия 15000 руб. Эндоскопическое стентирование пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, толстой кишки 148000 руб. Полипэктомия эндоскопическая 9000 руб. Ретроградная цистография 7500 руб. Сцинтиграфия костей скелета 8000 руб. Рентгенография одной области (без контраста) 5800 руб. Рентгенография одной области (с контрастом) 13860 руб. Рентгенологический контроль при инвазивных операциях (без контраста) 5280 руб. Рентгенологический контроль при инвазивных операциях (с контрастом) 9900 руб. Аортография грудного отдела 19000 руб. Аортография дуги и брахиоцефальных артерий 19000 руб. Брюшная аортография 19000 руб. Гистеросальпингография 10000 руб. Видеомониторинг электроэнцефалограммы (24 часа) 30900 руб. Видеомониторинг электроэнцефалограммы (до 4 часов) 10300 руб. Электроэнцефалография (ЭЭГ) 5665 руб. Регистрация соматосенсорных вызванных потенциалов коры головного мозга 4565 руб. Регистрация вызванных потенциалов коры головного мозга зрительные 5665 руб. Регистрация вызванных потенциалов коры головного мозга когнитивные 5665 руб. Регистрация вызванных потенциалов коры головного мозга слуховые 5665 руб. Электромиография игольчатами электродами (одна мышца) 5775 руб. Электронейромиография стимуляционная одного нерва сенсорные волокна 1155 руб. Электронейромиография стимуляционная одного нерва двигательные волокна 1500 руб. Электронейромиография стимуляционная одного нерва F-ответ 1705 руб. Электронейромиография стимуляционная одного нерва H-ответ 1705 руб. Электронейромиография игольчатая 5665 руб. МСКТ головного мозга с внутривенным болюсным контрастированием 15250 руб. МСКТ исследование костей лицевого черепа 10650 руб. МСКТ органов брюшной полости и забрюшинного пространства с внутривенным болюсным контрастированием 18000 руб. МСКТ коронарных артерий с контрастированием 23350 руб. МСКТ органов грудной клетки, брюшной полости и забрюшинного пространства с контрастированием 18250 руб. МСКТ органов грудной клетки, малого таза, брюшной полости и забрюшинного пространства с контрастированием 24900 руб. МСКТ органов грудной клетки с внутривенным болюсным контрастированием 13250 руб. МСКТ органов малого таза с внутривенным болюсным контрастированием 13650 руб. МСКТ мочевыделительной системы с внутривенным болюсным контрастированием 13250 руб. КТ ангиография ОБП с 3D реконструкцией 23180 руб. МСКТ почек и надпочечников с внутривенным болюсным контрастированием 12890 руб. МСКТ мягких тканей с внутривенным болюсным контрастированием 13630 руб. МСКТ исследование одного отдела позвоночника 8350 руб. МСКТ исследование костей лицевого черепа 9990 руб. МСКТ костей таза 7500 руб. МСКТ одного сустава 6680 руб. МСКТ стопы 7500 руб. МСКТ кисти 7500 руб. МСКТ височно-нижнечелюстных суставов 6680 руб. МСКТ головного мозга 7420 руб. МСКТ почек и надпочечников 5980 руб. Комплексное МСКТ исследование сердца с оценкой функции и сосудов сердца (КАГ) 49450 руб. МСКТ ангиография брюшного отдела аорты 14420 руб. МСКТ ангиография сосудов нижних конечностей 16690 руб. Оценка объемных образований грудной клетки, брюшной полости, забрюшинного пространства, малого таза (без учета стоимости контрастного препарата) 11650 руб. КТ-топометрия головного мозга 23500 руб. МСКТ 1 зона (амбулаторный прием) АКЦИЯ 4990 руб. Цифровая маммография 3300 руб. МСКТ органов брюшной полости и забрюшинного пространства 10200 руб. МСКТ органов грудной клетки 10200 руб. МСКТ органов малого таза 10200 руб. МСКТ органов грудной клетки с виртуальной бронхоскопией 13450 руб. МСКТ мягких тканей одной анатомической области 7230 руб. МСКТ сегмента конечности без описания суставов (плечо, предплечье, бедро, голень) 8900 руб. МСКТ виртуальная колоноскопия 13350 руб. Магнитно-резонансная томография всего тела (расширенная) 73080 руб. Выдача заключения по КТ-исследованию другой медицинской организации 3380 руб. Дозиметрическое планирование 50000 руб. Сеанс конформной лучевой терапии 12650 руб. Сравнение снимков МСКТ в динамике  4500 руб. Предоставление данных исследования на пленке или диске (дубликат) 1240 руб. Услуга второе мнение. Консультация эксперта д.м.н., профессора 8240 руб. Обеспечение болюсного контрастирования, динамического контрастирования, контрастной перфузии или ангиографии одной зоны во время проведения КТ или КТ ангиографии 9270 руб. Ангиография почечных артерий 14420 руб. Дополнительное введение контрастного вещества (Омнискан/Ультравист) 7180 руб. Магнитно-резонансная томография головного мозга с бесконтрастной ангиографией артерий и вен головного мозга 16690 руб. Магнитно-резонансная томография тазобедренных суставов 12030 руб. Магнитно-резонансная томография брюшной полости, забрюшинного пространства 16320 руб. Магнитно-резонансная томография височно-нижнечелюстных суставов 11130 руб. Магнитно-резонансная томография трех отделов позвоночника 18990 руб. Магнитно-резонансная томография голеностопного сустава 10090 руб. Магнитно-резонансная томография головного мозга 8900 руб. Магнитно-резонансная томография головного мозга и гипофиза 19200 руб. Услуга второе мнение. Консультация эксперта, д.м.н., профессора 7420 руб. Магнитно-резонансная томография головного мозга с контрастированием 13190 руб. Магнитно-резонансная томография грудного отдела позвоночника 8900 руб. Магнитно-резонансная томография кисти 10090 руб. Магнитно-резонансная томография коленного сустава 8900 руб. Магнитно-резонансная томография крестцово-подвздошных сочленений 9180 руб. Магнитно-резонансная томография локтевого сустава 9500 руб. Магнитно-резонансная томография орбит 9180 руб. Магнитно-резонансная томография органов малого таза (мужской, женский) 11130 руб. Магнитно-резонансная томография плечевого сустава 10090 руб. Магнитно-резонансная томография почек и МР-урография 11680 руб. Магнитно-резонансная томография пояснично-крестцового отдела позвоночника 9180 руб. Магнитно-резонансная томография плечевых сплетений 9500 руб. Магнитно-резонансная томография слюнных желез 9180 руб. Магнитно-резонансная томография суставов стопы 10090 руб. Магнитно-резонансная томография тазобедренных суставов 11680 руб. Магнитно-резонансная бесконтрастная венография интракраниальных вен и синусов 10850 руб. Магнитно-резонансная томография шейного отдела позвоночника 9180 руб. Магнитно-резонансная томография мягких тканей (одна зона) 9180 руб. Магнитно-резонансная томография мягких тканей с контрастированием 11960 руб. Магнитно-резонансная томография брюшной полости с внутривенным контрастированием 15580 руб. Магнитно-резонансная томография органов малого таза с внутривенным контрастированием 14650 руб. Магнитно-резонансная томография всего тела (Онкологический скрининг) 30130 руб. Обеспечение контрастирования одной зоны во время проведения МРТ (контрастное вещество ПРИМОВИСТ 10 мл) 14840 руб. Комплексная программа МРТ: исследование головного мозга и сосудов у пациентов с деменцией 31420 руб. Магнитно-резонансная бесконтрастная перфузия головного мозга 10820 руб. Перфузия головного мозга с контрастированием 10820 руб. Магнитно-резонансная томография сердца с контрастированием 20090 руб. Магнитно-резонансная томография лучезапястного сустава 9790 руб. Магнитно-резонансная томография сустава (ПР) 12360 руб. МР бесконтрастная ангиография сосудов шеи 7040 руб. Выдача заключения по МРТ-исследованию другой медицинской организации 3380 руб. МР-ангиография головного мозга с внутривенным контрастированием 17080 руб. МР бесконтрасная ангиография артерий головного мозга 4330 руб. МР бесконтрастная ангиография артерий и вен головного мозга 6800 руб. Магнитно-резонансная томография спинного мозга  с трактографией (1 зона) 12000 руб. Магнитно-резонансная томография крестцово-копчикового отдела позвоночника 8500 руб. Магнитно-резонансная томография почек и надпочечников 12700 руб. Магнитно-резонансная томография головного мозга по программе Эпилепсия 15000 руб. Магнитно-резонансная холангиография 8900 руб. ПЭТ-КТ 71070 руб. Исследование функции внешнего дыхания 3400 руб. Побудительная спирометрия 1500 руб. Функция внешнего дыхания и газы крови 4500 руб. Мониторинговая пульсоксиметрия 7200 руб. Суточное мониторирование АД до 24 часов при непрерывной записи 4070 руб. Суточное мониторирование ЭКГ до 24 часов при непрерывной записи 4345 руб. Эхокардиография (ЭхоКГ) 6820 руб. Комплексная диагностика состояния функции равновесия на стабилометрической платформе 4565 руб. Запись и расшифровка ЭКГ с использованием 12-ти канального электрокардиографа 1905 руб. Исследование функции внешнего дыхания с бронхолитиком 5665 руб. Тредмил-тест 9075 руб. Комплексное обследование “Женское здоровье” 16610 руб. Check-up “Здоровые суставы” 14190 руб. Комплексная программа “Кардиологический Check up” 39590 руб. Комплексная программа “Лечение боли в суставах” 17930 руб. Комплексное обследование “Мужское здоровье” 11165 руб.

Источник

Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, неплавное, выдох короткий. Это сказывается отрицательно на голосе и звукопроизношении. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Родители должны уделять постоянное внимание развитию правильного, глубокого дыхания, которое создает благоприятные условия для развития речи и оздоровления детского организма.

Читайте также:  Первая помощь при судорожном синдроме определение

Нарушения дыхания почти всегда имеют место при дизартрии у детей с церебральным параличом. Они имеют сложный патогенез, связанный как с паретичностью дыхательных мышц, изменением их тонуса, нарушением их реципрокной координации, так и с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Последняя проявляется в том, что у многих детей с церебральным параличом даже в школьном возрасте могут преобладать «инфантильные» схемы дыхания. Эти схемы обычно сочетаются с общим нарушением рефлекторного развития, с выраженностью патологических позотонических рефлексов. Поэтому нормализация дыхания у детей с церебральным параличом тесно связана с общей патогенетической задачей терапии — нормализацией рефлекторного развития.

Схематично выделяют вегетативное и речевое дыхание. Речевое дыхание тесно связано с голосообразованием. Для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие между напряжением осуществляющих вдох и выдох мышц. Эти мышцы являются антагонистами. Мышцы, осуществляющие вдох, увеличивают объем грудной клетки во время вдоха; мышцы, осуществляющие выдох, — уменьшают ее размеры и объем. К первым относятся: передняя зубчатая мышца, а также наружные межреберные мышцы. Мощной вдыхательной мышцей является диафрагма. Большое значение для речевого дыхания имеют также большие грудные мышцы, малые грудные мышцы и наружные межреберные мышцы.

Для производства активного речевого выдоха требуется тонкая координированная работа всех дыхательных мышц: необходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдохе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемещается вверх, т.е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Если в момент выдоха диафрагма вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет напряжена, речевой выдох окажется резко нарушенным.

Большую роль в нарушении активного выдоха у детей с церебральным параличом играет общий недостаточный объем дыхания, который обусловлен их малой двигательной активностью.

Читайте также:  Синдромы при сахарном диабете 2 типа история болезни

Нарушения дыхания у детей с церебральным параличом обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функциональной системы. Функция дыхания значительно совершенствуется после рождения по мере развития центральной нервной системы ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает брюшной тип дыхания, дыхание поверхностное, частое. Частота дыхания в одну минуту с возрастом постепенно уменьшается. Согласно А. Пейперу, частота дыхания в минуту составляет до 1 месяца — 22—72 дыхательных движения; от 1 до 6 месяцев — 21—58; от 6 месяцев до 2 лет — 25—45; от 2 до 5 лет — 21—40; от 5 до 10 лет — 15—31. После 6 месяцев брюшной тип дыхания заменяется смешанным, в дыхательные движения все активнее включается грудная клетка, дыхание становится глубже и реже. Таким образом, диафрагмальное дыхание филогенетически является более старым, чем грудное.

Как уже отмечалось, для детей с церебральным параличом характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина. Кроме того, характерны нарушения ритма дыхания: в момент речи дыхание учащается, после произнесения звуков ребенок часто делает поверхностные судорожные вдохи. Часто наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Во всех случаях нарушен активный выдох, который укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Тяжесть дыхательных нарушений обычно соответствует тяжести общего двигательного поражения. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича.

У детей с гиперкинетической формой церебрального паралича иногда наблюдалось нарушение схемы дыхательных движений за счет спазматических сокращений брюшной мускулатуры и рассогласованности в работе мышц, осуществляющих вдох, и мышц, осуществляющих выдох. Такие нарушения усиливались за счет неправильных движений диафрагмы, ее спазматического напряжения в момент активного речевого выдоха. Это приводило к тому, что у ребенка возникала тенденция говорить не на выдохе, как это имеет место в норме, а на вдохе. Гиперкинезы дыхательной мускулатуры затрудняли, а порой делали невозможным произвольный контроль над дыхательными движениями. Нарушения дыхания резко усиливались за счет выраженности патологических позотонических рефлексов. Поэтому при выраженности указанных рефлексов дыхательную гимнастику необходимо проводить в рефлекс запрещающих позициях,

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Приведем некоторые из таких упражнений.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ритме под счет: «раз» — сгибание ног, «два» — надавливание ими на подмышечные впадины, «три» —возвращение ног в исходное положение. Это упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.

Читайте также:  Есть предменструальный синдром но месячных нет

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Упражнение 3.
Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики очень важно научить детей с церебральным параличом правильно сморкаться. Овладение этим умением способствует формированию удлиненного произвольного выдоха. Для закрепления этой функции необходимо максимально опираться на ощущения. Ребенок должен «видеть» и слышать свой выдох. С этой целью рекомендуется использовать различные респираторы, рекомендуется дуть через пипетку, трубочку или соломинку в банку с карбонированной водой. Ребенок дует в трубочку и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами, чтобы усилить кинестетические ощущения. На последующих этапах ребенку даются инструкции: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай маленькие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно: один маленький, один большой пузырь», «Делай маленькие пузыри под определенный ритм или счет». Эти упражнения позволяют отдифференцировать носовой выдох (при сморкании) от ротового (при дутье) и сделать ротовой выдох возможно более произвольным и ритмичным, а также достаточно длительным.

Затем ребенка учат произвольно сочетать и ощущать вдох через нос после выдоха через рот (ребенок делает маленькие пузыри). Используются самые разнообразные приемы по «конкретизации» ротового выдоха. На стол кладутся мячи для пинг-понга или надувные шары. Ребенка просят дуть так, чтобы шар (или мяч) крутился на столе или упал на пол. Ротовой выдох поддерживается ощущениями воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь воздух, ты чувствуешь ветер». Затем на свою руку дует сам ребенок.

Проводятся также специальные упражнения по тренировке носового выдоха. Ребенку дается инструкция не открывать рот. В некоторых случаях логопед удерживает рот ребенка в закрытом положении. Ребенку дается инструкция: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. Произвольно контролировать носовой выдох помогают упражнения с респиратором. Ребенок делает глубокий вдох через нос. Логопед помещает наконечник респиратора в правую, а затем в левую ноздрю ребенка. Ребенок дует. В банке респиратора появляются маленькие, а затем (по инструкции) большие пузыри. Затем те же упражнения выполняются с использованием носового платка. Ребенок делает глубокий вдох через нос, выдыхает попеременно через правую, затем левую ноздрю. При выдохе одна ноздря зажимается носовым платком. При проведении подобных упражнений обязательно следят за позой ребенка, положением его рук, ног, головы, спины. Назовем основные правила дыхательной гимнастики. Нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Приведем примеры речевой дыхательной гимнастики.

а) Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

б) Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1—2 сек. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

в) Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь таким образом более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медленным и продолжительным выдохом.

Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5—10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки. При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем он просит ребенка подражать ему. Рекомендуется произнесение следующих рядов гласных (шепотом и громко):

у____ау____уо____уа____;

о____оу____ао____оа____;

э____иу.____ио____иа___;

и____эу.____эо____эа____

Затем ребенок стимулируется к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными:

ф____с____ш____х___;

аф____аш,____ас____;

фо____со____шо____.;

фа___си___сю_____;

фа ___са___ша___,

а также глухих и звонких взрывных согласных и других звуков.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т.д. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания. С различными вариациями могут быть использованы те игры, которые описаны в логопедической литературе. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические упражнения и игры.

Занятия по логоритмике целесообразно проводить как с детьми дошкольного, так и школьного возраста. На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики, дыхания и голоса проводятся под музыкальное сопровождение. Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд движений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть им выполнены под музыкальное сопровождение.

Среди логоритмических упражнений выделяют: вводные, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, специфически речевые.

В качестве иллюстрации приведем фрагменты логоритмических занятий. Эти упражнения можно проводить как с детьми дошкольного, так и школьного возраста.

Упражнение 1. Развитие темпа движений. Инструкция: «Когда звучит медленная музыка, шагай медленно на месте», «Когда музыка быстрая, убыстряй шаг до бега». При тяжелых двигательных нарушениях дети проделывают эти упражнения сидя. При этом важно, чтобы дети опирались на всю стопу, удерживая голову в прямом положении, не открывали рта во время упражнений.

Упражнение 2. Отработка звуков и развитие голоса. Инструкция: «После музыкального проигрыша произносить хором слоги: са, со, су, сы». Упражнение проводится с убыстрением темпа.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник