Проводя мероприятия по оказанию помощи при острой дыхательной недостаточности у детей и взрослых, нужно не забывать, что функциональная деятельность органов дыхания тесным образом связана с циркуляцией крови по организму, а потому при недостаточности внешнего дыхания работа сердца усиливается. Если метод постоянного положительного давления не дает нужного эффекта, пациента переводят на ИВЛ.

Под дыхательной недостаточностью (ДН) у детей и взрослых понимают состояние, при котором усиленная функция аппарата внешнего дыхания не способна поддерживать адекватный газообмен (удаление углекислоты и доставку кислорода). В результате развиваются гиперкапния (повышение парциального давления углекислоты в артериальной крови — РаС02) и гипоксемия (снижение парциального давления кислорода в артериальной крови — РаО2).

Формы и симптомы острой дыхательной недостаточности у детей

Острая дыхательная недостаточность (ОДН) возникает при нарушении любого из механизмов, обеспечивающих внешнее дыхание центральной или периферической регуляции легочной вентиляции, проходимости дыхательных путей, проницаемости альвеолярно-капиллярной мембраны, кровообращения в малом круге. Каждый из этих механизмов в большей степени ответственен за какую-либо одну составляющую газообмена.

Расстройство регуляции дыхания и нарушение проходимости дыхательных путей в конечном итоге приводят к снижению минутной альвеолярной вентиляции, задержке углекислоты в организме и повышению ее концентрации в крови (к гиперкапнии). Ухудшение диффузии через альвеолярно-капиллярную мембрану, внутрилегочное шунтирование крови при расстройствах кровообращения в малом круге в первую очередь сопровождаются кислородной недостаточностью и снижением концентрации кислорода в крови (гипоксемией), так как его диффузионная способность в 20 раз меньше, чем углекислоты. Соответственно различиям в механизмах и видах нарушения газообмена ОДН подразделяют на вентиляционную, обтурационную и шунтодиффузионную.

Симптомы различных видов симптомы дыхательной недостаточности у детей и взрослых часто сочетаются друг с другом, но все же на ранних этапах ее развития можно выделить ведущий механизм, который имеет первостепенное значение для выбора первичных лечебных мероприятий. С этих позиций все заболевания и патологические состояния, сопровождающиеся ОДН, подразделяются на четыре группы.

При классификации острой дыхательной недостаточности у детей и взрослых различают четыре формы:

  • Вентиляционную, которая может быть вызвана угнетением ЦНС (кома любой этиологии, черепно-мозговая травма, менингит или энцефалит, отравления), нарушением нервно-мышечной регуляции дыхания (судорожный статус различной этиологии, столбняк, полиомиелит, полирадикулоневрит), рестриктивными процессами (сухой плеврит, ограничение подвижности диафрагмы из-за боли, переполнение желудка, парез кишечника);
  • С нарушением механики дыхания, обусловленным высокой обструкцией дыхательных путей (западение языка, острый эпиглоттит, ларингоспазм, острый ларинготрахеит, инородное тело гортани и трахеи), низкой обструкцией (острый эндобронхит, острый бронхиолит, сердечная недостаточность, инородное тело бронхов), множественными переломами ребер;
  • Шунто-диффузионную — на фоне шока любой этиологии, генерализованной фазы острого токсикоза, вирусной пневмонии, отека легких, отравления бензином, керосином;
  • Смешанную — при остановке дыхания, пневмонии смешанной этиологии, экссудативном плеврите, пневмотораксе, пио- и гидротораксе, долевом или тотальном ателектазе легкого, отравлении ФОС.

Острая дыхательная недостаточность 1, 2 и 3 степени у детей

У взрослых и детей выделяют три степени острой дыхательной недостаточности:

  • 1степень — компенсации — появление одышки без изменения фаз дыхания или с удлинением вдоха или выдоха. Кожные покровы при дыхательной недостаточности 1 степени у детей нормального цвета, возможны небольшая бледность с легким цианозом носогубного треугольника, исчезающими при вдыхании газовой смеси с 45% кислорода. Выявляется тахикардия, АД нормальное либо слегка повышено. Расстройств ЦНС нет.
  • 2 степень — субкомпенсации — частое поверхностное дыхание либо экспираторная или инспираторная одышка с западением над-и подключичных областей, яремной ямки, межреберий. Признаки дэтой степени дыхательной недостаточности у детей: кожа приобретает бледно-цианотичный цвет, но сохраняется положительная реакция на вдыхание газовой смеси, содержащей 45 % кислорода. Отмечаются тахикардия, гипертензия, но может появиться тенденция к гипотензии. Заторможенность или беспокойство.
  • 3 степень — декомпенсации. Брадипноэ либо патологические типы дыхания; диафрагма и межреберные мышцы работают в противоположных фазах (поражение дыхательного центра), при обструкции отмечаются западение грудины, кивательные движения головы, «заглатывание» воздуха ртом. Характерны брадиаритмия, брадикардия. Кожа бледно-цианотичная, цианоз уменьшается только при ИВЛ. Ребенок теряет сознание, возникают судороги.
Читайте также:  Адаптационный синдром по г селье

В последующем происходит остановка дыхания и сердечной деятельности.

Ниже представлены клинические рекомендации по терапии острой дыхательной недостаточности у детей и рассказывается, как проводится первая неотложная помощь.

Первая неотложная помощь при синдроме острой дыхательной недостаточности у детей

Лечение острой дыхательной недостаточности у детей включает обеспечение проходимости дыхательных путей и должной вентиляции легких, устранение гипоксии. Ребенку создают щадящий режим (устранение причин, вызывающих беспокойство, частое кормление малыми порциями), придают положение с приподнятым головным концом кровати и откинутой назад головой, что уменьшает высокое стояние диафрагмы; для облегчения разгибания головы под плечи ребенка подкладывают валик.

Для поддержания проходимости дыхательных путей необходимо удалить секрет из верхних дыхательных путей, стимулировать кашель, фиксировать язык языкодержателем, ввести воздуховод. При затрудненном носовом дыхании проводят туалет носа влажным тампоном, после чего назначают капли в нос, содержащие сосудосуживающие средства (0,05 % раствор нафтизина).

При большом количестве мокроты ее регулярно аспирируют из полости рта и зева электроотсосом, для разжижения бронхиального секрета и лучшего его удаления используют ингаляции с муколитиками (ацетилцистеин, трипсин, химотрипсин, панкреатин), натрия гидрокарбонатом и щелочные микстуры (с отваром корня алтея, травы термопсиса).

Согласно клиническим рекомендациями, при дыхательной недостаточности детям назначают препараты, обладающие бронхолитическим и противовоспалительным свойством: β2-агонисты (сальбутамол), эуфиллин, глюкокортикоиды. Выделению мокроты способствуют дренажное положение тела больного, которое целесообразно принимать утром и перед сном, перкуссионный или вибрационный массаж грудной клетки.

Для борьбы с гипоксемией при синдроме дыхательной недостаточности у детей применяют оксигенотерапию. Кислород подают со скоростью 1,5-4 л/мин через носоглоточный катетер, который вводят на глубину, равную расстоянию от кончика носа до козелка уха. У детей раннего возраста можно использовать кислородную палатку. Эффективность оксигенотерапии оценивается по клиническим параметрам (ЧД, пульс, АД, цвет кожных покровов) и при возможности по рО2 крови. При артериальной гипоксемии (рО2 < 60 мм рт. ст.), обусловленной нарушением вентиляционно-перфузионных отношений, сниженной растяжимостью легких (респираторный дистресс-синдром новорожденных, аспирационный синдром, апноэ новорожденных), применяют метод постоянного положительного давления в дыхательных путях (ППД).

При отсутствии эффекта от ППД, оказывая неотложную помощь при острой дыхательной недостаточности, ребенка переводят на ИВЛ.

Показания к ИВЛ: резко увеличенная работа органов дыхания с активным участием вспомогательной мускулатуры; выраженные втяжения уступчивых мест грудной клетки и эпигастральной области или дыхания типа «качелей»; повторяющиеся приступы апноэ, тахикардии или брадикардии; судорожный синдром с вовлечением дыхательной мускулатуры; шок или тяжелая артериальная гипотензия. ИВЛ осуществляют методом «рот в рот» или при помощи различных аппаратов (РПА-1, РДА-1, ДП-2, «Вита-2», «Млада», «Лада» и др.).

Если в течение 3-5 мин аппаратной ИВЛ при оказании неотложной помощи во время острой дыхательной недостаточности у ребенка сохраняется самостоятельное дыхание, несинхронное с аппаратными вдохами, проводят мероприятия по синхронизации дыхания ребенка с работой аппарата.

Обеспечивают комфортное состояние, устранив внешние раздражители. При декомпенсированном ацидозе выполняют ощелачивающую терапию: внутривенно вводят 4% раствор натрия гидрокарбоната в дозе 2-2,5 мл/кг под контролем КОС. При неэффективности проведенных мероприятий внутривенно вводят 20% раствор натрия оксибутирата в дозе 100 мг/кг и/или реланиум в дозе 0,5 мг/кг. Если в течение 15 мин не наступает синхронизации дыхания, то внутривенно вводят промедол в дозе 0,2-0,4 мг/кг. По мере необходимости введение повторяют, но не более 4 раз в сутки.

Ребенку, находящемуся на ИВЛ, назначают антибиотики широкого спектра действия, инфузионную терапию и симптоматическое лечение.