Синдром панической атаки у ребенка

Панические атаки у детей – внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.
Общие сведения
Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки» как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство», «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.
Панические атаки у детей
Причины панических атак у детей
Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:
- Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
- Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
- Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания, лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
- Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.
Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:
- Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
- Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
- Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.
К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.
Патогенез
Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.
Классификация
Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:
- Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
- Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.
Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.
Симптомы панических атак у детей
Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.
Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха, ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.
Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.
Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница.
Осложнения
Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы, эпилепсию, заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки, сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии, формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).
Диагностика
Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:
- Врач-психиатр. Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
- Медицинский психолог. Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.
Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).
Лечение панических атак у детей
Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:
- Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию.
- Психотерапия. Используются когнитивно-поведенческие методы, дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.
Прогноз и профилактика
Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии. Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта, приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.
Источник
Получите помощь сейчас! Бесплатно. Анонимно.
Оставить отзыв
Имя Ваш отзыв
Выберите регион или город
- Верните
- покой и радость
- в ваш дом
Психиатрия База знаний
Сделайте первый шаг в восстановлении сейчас!
Внимание!
Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!
Причины
Рецидивирующее появление тревожных приступов формирует паническое расстройство – доказанное заболевание в психиатрии (МКБ 10: F41.0). Установить определенную причину нарушений невозможно, однако в развитии патологии играют роль такие изменения:
- наследственная обусловленность – тревожные состояния возникают у 15-17% людей первой степени родства, однояйцевых близнецов, а также в семьях с отягощенным анамнезом по психиатрическим заболеваниям;
- генетическое изменение свойств рецепторов, которые регулируют метаболизм ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) – одного из главных медиаторов центральной нервной системы;
- избыточный выброс серотонина, катехоламинов (адреналин, кортизол);
- повышенная чувствительность отдельных зон головного мозга к раздражителям;
- последствия нейроинфекций, тяжелых интоксикаций, послеродовых травм;
- в прошлом – злоупотребление психоактивными веществами – наркотики, алкоголь, фармацевтические средства.
Провоцирующие факторы
Паническая атака может возникать спонтанно или после воздействия провоцирующего фактора, причем тревожное состояние не всегда совпадет с ним по времени, часто развиваясь гораздо позже. Возможны такие триггеры:
- Острая стрессовая ситуация: смерть близкого человека, диагностирование тяжелого соматического заболевания, несчастный случай, катастрофы, военные действия, природные бедствия.
- Кульминация конфликтов в кругу семьи, друзей. Унижения или травля среди сверстников.
- Большая загруженность в школе или другом учебном заведении. Озабоченность собственной успеваемостью вызывает состояние перманентной тревоги. Зависимость от оценок становится причиной не только панических атак, но смежных нарушений – расстройства приема пищи (анорексия, булимия), фобии, депрессия.
- Сдача экзаменов, выступление перед большим количеством людей. Пребывание в толпе или большой открытой местности – сочетание панического расстройства и агорафобии.
- Длительная разлука с близкими, например, на фоне развода родителей.
- Сильный шок – острый испуг, автомобильные или авиакатастрофы.
- Неправильное воспитание детей – от чрезмерной опеки до дефицита внимания. Жестокость, манипуляции, патологическая строгость – только ухудшают ситуацию.
- Неадекватные физические нагрузки для растущего ребенка.
- Эндокринные заболевания, сопровождающиеся гормональным дисбалансом. Начало сексуальной жизни, патологии менструального цикла или ранние аборты. Несогласованный с гинекологом прием противозачаточных препаратов (оральные контрацептивы).
- Метеотропные факторы, включая солнечный удар и переохлаждение.
- Опыт жестокого обращения в детском возрасте, сексуальное насилие.
Тревожные атаки свойственны для людей, имеющих восприимчивый характер. По сравнению с окружающими они легковозбудимые личности, поэтому реагируют более бурно на бытовые проблемы. Некоторые дети страдают от школьных фобий, связанных с дефектной системой образования в СНГ, что в последствии трансформируется в паническое расстройство.
Диагностика расстройства
Паника в нормальных условиях является естественной реакцией в ответ на сильный стрессовый раздражитель. Эмоциональные переживания сопровождаются резким выбросом биологически активных веществ в кровоток – гормоны (адреналин), нейромедиаторы. Клиническая картина индивидуальна для подростков, так как симптомы зависят от личностных особенностей, силы триггера, окружающих условий, а также истории жизни человека.
Может встречаться и преимущественно астено-депрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве). Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями.
Смертельно опасно!
Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация
Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.
Симптомы
Паническая такая – неожиданное появление сильного ощущения страха, внутреннего дискомфорта в сочетании с такими диагностическими критериями (более 4-х):
- головокружение, появление темных пятен перед глазами, предобморок;
- жалобы на субъективное исчезновение силы в конечностях, онемение рук и ног, покалывание кожи (парестезии);
- ощущение явного страха лишиться рассудка или не контролировать свои действия;
- появление «волн» жара, холода в теле;
- боязнь смерти – танатофобия;
- потеря адекватного ориентации на местности, в собственной личности. подросток не может ответить на простые вопросы, например, «Как тебя зовут?», «Ты понимаешь, где находишься?»;
- тошнота, боли или дискомфорт в области живота;
- дрожание конечностей и/или других частей тела, сопровождающееся ознобом;
- чувство нехватки воздуха, удушья, затруднённое дыхание;
- резкая потливость;
- частый пульс, шум в ушах из-за ощущения собственного сердцебиения;
- появление боли, дискомфорта в левой части грудной клетки или в области сердца.
Дети не всегда могут четко описать, что с ними происходит, поэтому большое значение имеют показания свидетелей. Средняя продолжительность приступа – 10-15 минут. Подростки более восприимчивы к страху, на момент развития симптомов не верят в их исчезновение, ожидая смерти.
Физические проявления индивидуальны – от сухости во рту до непроизвольного мочеиспускания. После атаки может сохраняться эмоциональная «опустошенность», слабость, чувство истощенности. Повторный характер приступов или постоянная обеспокоенность в отношении их повторения, снижающая качество жизни, – признак хронизации расстройства.
Обследования
Постановка диагноза в большей степени основана на жалобах пациента и анамнезе (истории) жизни – требуется полноценное психиатрическое обследование. При этом желательно выслушать показания членов семьи, учителей. Дети старшего возраста нередко самостоятельно обращаются за помощью, когда есть страх перед родителями или они не заинтересованы в помощи ребенку.
Хроническое или пароксизмальное течение заболевания приводит к развитию «защитного» поведения у детей. Они отказываются выходить на улицу, посещать учебное заведение, нуждаются в постоянном присмотре. Постепенно страх теряет конкретные очертания, а тревожная напряженность сохраняется перманентно.
При сборе анамнеза выясняют возможные факторы риска и генетическую предрасположенность, а также актуальные/прошлые проблемы, доминирующие в сознании подростка. Лабораторно-инструментальная диагностика имеет вторичное значение. Подробное физическое обследование требуется для исключения соматических причин появления симптомов. Отсутствие органической патологии косвенно подтверждает диагноз панического расстройства.
Что делать в момент приступа?
Симптомы чаще всего проявляются спонтанно, независимо от времени и места. Поведение ребенка резко меняется, некоторые вегетативные признаки приступа видно со стороны (резкая бледность лица, потливость, дрожь). Дети склонны искать помощи у окружающих, пусть и бессловесно.
Подростка можно обучить таким способам самопомощи:
- переместить объект внимания – чтение вывесок или объявлений, изучение узоров на асфальте, рассматривание прохожих;
- различные техники заземления («граундинг»), которые врач подберет совместно с пациентом;
- максимальное расслабление – можно присесть или лечь в любом безопасном месте, не взирая на окружающих;
- начните читать вслух любимый стих или спойте отрывок из песни, попытайтесь вспомнить номера телефонов близких;
- медленное диафрагмальное дыхание – психиатр наглядно покажет методики и обучит больного;
- после приступа обратитесь за помощью к взрослым, необязательно родителям.
Те же рекомендации применимы, если приступ случился у другого человека. Главное – обеспечить максимальный комфорт и успокоить пострадавшего. Паническая атака не приводит к летальному исходу, симптомы временные!
Ночные приступы
Тревожные явления у некоторых подростков нарастают преимущественно в ночное время. Клиническая картина включает типичную и индивидуальную симптоматику. При этом нередко появляются следующие дополнительные признаки:
- преобладание кошмарных сновидений;
- пробуждение от панической атаки;
- бессонница из-за страха увидеть кошмары;
- непроизвольное мочеиспускание, дефекация;
- тяжелое удушье;
- сонный паралич.
Ночные приступы ребенок переносит тяжелее, так как страх в темное время суток интенсивнее. После тревожного пробуждения потом невозможно нормально заснуть. В последующем дети могут испытывать страх перед сном, избегают пребывания в кровати.
При панических атаках во сне детей нельзя оставлять одних. Отсутствие нормального сна может привести к развитию более тяжелых заболеваний. Обязательна консультация психотерапевта.
Крайне редко панические атаки отмечаются только во время сна. Нужно отличать панические атаки от кошмарных сновидений. В результате многие пациенты с паническими атаками сна страдают от бессонницы. Как правило, панические приступы имеют тенденцию к повторению, причем с течением времени возникают все чаще, при этом реальных причин для их развития найти уже не удается. Частота приступа варьирует от ежедневных до одного в несколько месяцев.
Панические атаки у детей / А.И. Смиян, А.М. Емец, Я.С. Амелина, Е.А. Лазебник.
Профессиональный колл-центр!
Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!
Каждый день может стать последним!
- Круглосуточно
- Анонимно
- Бесплатно
Лечение
В детском и подростковом возрасте ключевое значение имеет своевременное начало терапии. По эффективности фармакологическое и психотерапевтическое воздействие сопоставимы, но далеко не все лекарственные средства разрешены данной группе больных. Тактика лечения зависит от тяжести симптоматики, возраста ребенка.
Медикаментозное
Использование психотропных препаратов у детей имеет свои ограничения, противопоказания. Однако в отдельных случаях они необходимы на начальном этапе лечения для повышения эффективности психотерапевтического воздействия. Фармацевтические средства подбирают только индивидуально, титруя дозы до максимально переносимых.
Препаратами выбора являются антидепрессанты и атипичные нормотимики-транквилизаторы. При необходимости назначают комбинированные схемы с добавление симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов. Эффективность ноотропов не доказана в крупных рандомизированных исследованиях, но плацебо в некоторых случаях вполне достаточно.
Немедикаментозное
Для долгосрочного устранения симптомов необходимо психотерапевтическое воздействие. Актуальны следующие направления:
- когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – «золотой стандарт»;
- семейная;
- групповая;
- межличностная;
- персональные консультации;
- дыхательная гимнастика;
- аутотренинг.
Для подростков также создают группы взаимопомощи среди людей, близких по возрасту. Нередко на групповых сеансах дети лучше «открываются», чем в присутствии родителей. Средняя длительность комбинированного лечения – 6-9 месяцев после купирования приступов.
Профилактика
В основе предупреждения возможных атак лежит устранение/модификация факторов риска, а также полноценное лечение текущего расстройства. В межприступный период (ремиссия) показаны такие профилактические мероприятия:
- По показанию – антидепрессанты, атипичные бензодиазепины в индивидуально скорректированной дозе.
- Курс психотерапии для борьбы с астено-депрессивной, фобической или истерической симптоматикой.
- Обучение на сеансах методикам релаксации.
- Регулярное, сбалансированное питание.
- Коррекция режима дня и отдыха.
- Умеренные физические нагрузки, при необходимости – в домашних условиях.
- Общение со сверстниками, создание новых знакомств.
- Поиск хобби, интересных увлечений.
- Арт- или зоотерапия.
- Смена обстановки.
Чем катастрофичнее первая паническая атака оценивается пациентом, тем тяжелее течет заболевание и быстрее присоединяются коморбидные состояния, особенно агорафобия. Трактовка пациентом панической атаки как проявления какого-либо соматического заболевания приводит к частым посещениям врача, консультациям у специалистов различного профиля, неоправданным диагностическим исследованиям и создает у пациента впечатление сложности и уникальности его заболевания. Неверные представления пациента о сути заболевания ведут к появлению ипохондрических симптомов, способствующих утяжелению течения болезни.
Своевременное обращение подростков за помощью позволяет выявить актуальные проблемы в семье или окружении. В тяжелых случаях для стабилизации психоэмоционального состояния приходится менять школу, место жительства и даже опекунов, неправильно воспитывающих личность. Приверженность ребенка к лечению зависит не только от врача, но от уважительных взаимоотношений в семье.
Внимание!
Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!
Бесплатная консультация
Не можете уговорить на лечение?
Наши консультанты помогут вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение
Опубликовано: 2020-10-23 Обновлено: 2020-10-27
Автор статьи:
Евгения Ванина
Образование: ГОО ВПО “Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького”
Лечебное дело
2013-2019 гг
В настоящее время работает в Донецкой ГБ №5
Редактор статьи:
Артём Емельяненко
Вся информация на этой странице была рассмотрена и проверена сертифицированным профессионалом: 2020-10-23
Образование:
2000-2006 г. обучалась в МосГУ ( Московский гуманитарный университет) по специальности психолог, преподаватель психологии. Защитила диплом по теме “Токсикомания у подростков”.
Профессиональная деятельность:
2011-2014 работа консультантом горячей линии в клинике Маршака, мотивировала людей на лечение от наркомании, алкоголизма и игромании.
Соловьева Татьяна Алексеевна
Выберите регион или город
Восстановление пароля
Новый пароль будет выслан вам на почту
Cообщить о месте
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных
Категория Адрес Комментарий
Отправить петицию
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных
Сообщить о проблеме Адрес
Сообщить об ошибке
Реабилитационый центр Сообщите нам об ошибке или неточности
Если вы располагаете подробной информацией по данному реабилитационному центру, просим прислать нам её по адресу naskontent@gmail.com
Из чего складывается общий рейтинг?
На сегодняшний день существует большое количество реабилитационных центров.
Многие из них заинтересованы исключительно в получении прибыли, отодвигая на второй план качество лечения и профессионализм сотрудников.
Мы собрали полный перечень действующих реабилитационных центров Российской Федерации. Каждому из них на портале присвоены рейтинги:
- Индикаторы процентов – отражают общие показатели уровня проживания и безопасности в реабилитационном центре.
- На основании данных, обработанных аналитическим департаментом, сформированы параметры качества, которые также влияют на общий рейтинг.
На рейтинг влияют:
- Анкета заведения. Реабилитационный центр заполняет анкету, которая отражает основные направления деятельности по работе и оказанию качественных услуг больным.
- Контент. Специалисты портала НАС принимают от центров реабилитации: отчёты о работе, программы лечения, фото и видеоотчеты, информацию о проведении тренингов и культурно-досуговых мероприятиях для зависимых и их родственников.
- Отзывы прошедших реабилитацию. Если Вы или Ваш родственник проходили лечение в одном из реабилитационных центров, представленных на нашем портале, оставьте свой отзыв или сообщите дополнительную информацию по адресу naskontent@gmail.com
Рейтинг реабилитационных центров постоянно анализируется и корректируется для предоставления пользователям нашего портала качественной информации.
Источник