Синдром паники в городе огне

Синдром паники в городе огне thumbnail

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней

Matei Visniec

Sindromul de panică

în oraşul Luminilor

1

«Что если мы встретимся завтра, все же завтра самый долгий день и самая короткая ночь?» Мне понадобилось много лет, чтобы понять смысл этой фразы, посредством которой мсье Камбреленг решил однажды летом в канун солнцеворота взять меня под свое крыло и помочь мне преодолеть кое-какие барьеры человеческого фактора, как он выразился. Вообще-то мы встретились случайно, в последний год прошлого века, это было в польском книжном магазине на Сен-Жермен-де-Пре. Сейчас я даже не припомню, кто нас познакомил (может быть, Ярослава, которая уже тогда носила желтые шляпы). На тот литературный вечер было приглашено множество писателей: польских, чешских, венгерских, русских, румынских, болгарских – восточноевропейских, одним словом. Но я помню, что все чувствовали себя довольно-таки сиротливо в этом парижском магазине польской книги, в некотором роде так же сиротливо, как до своего приезда на Запад, перед началом исхода за железный занавес. Счастье, что там присутствовал мсье Камбреленг (:крупный парижский издатель, шепталась публика), представлявший Францию, страну, в которой мы все мечтали прославиться.

Правда, мое первое свидание с ним в кафе «Сен-Медар» (это единственное место в Париже, где возможно все, говорил мсье Камбреленг) попахивало разочарованием, хотя и не было лишено некоторых странностей, дающих пищу воображению.

Битый час я ждал его, не слишком обеспокоенный. Я заказал кофе и стакан минеральной, сделал вид, что просматриваю «Либерасьон», заказал еще кофе и сделал вид, что записываю разные мысли в блокнот с зеленой корочкой… Через час с четвертью я начал проявлять признаки нетерпения, что не укрылось от глаз чрезвычайно почтенного господина, сидевшего за соседним столиком слева от меня. Господин был не то чтобы очень старый, но вида совершенно старорежимного, вплоть до горделивого галстука-бабочки. В конце концов он подался ко мне всем корпусом и спросил с видом заговорщика:

– Вы кто будете – автор или персонаж?

Увидев на моем лице оторопь, господин с бабочкой часто заморгал, тем самым намекая, что берет обратно свой вопрос. Однако тут же он выдвинул другой, тоже неожиданный, хотя бесконечно более приятный:

– А вы случаем не автор стихотворения «Корабль»?

Поскольку в те времена мне часто задавали во Франции этот вопрос, я ответил в своей обычной манере, изобразив предельную скромность и промямлив бескостное «да».

На старика с бабочкой явно произвел впечатление мой ответ, но он отреагировал парадоксально – резко сменил тему, да так, что все во мне вскипело.

– Знаю-знаю, у вас такое чувство, будто вы украли у кого-то год жизни. И к тому же вы ждете мсье Камбреленга.

Да, хотелось мне сказать ему, я больше часа прождал как дурак мсье Камбреленга. Но я как раз был на грани решения не ждать дальше, а уйти. Это недопустимо, чтобы кто-то, будь он хоть трижды мсье Камбреленг, опаздывал на час с лишним, это даже выглядело, на мой взгляд, несколько оскорбительно, несколько вызывающе, тем более что он с самого начала предупредил, что сможет уделить мне не более десяти минут. Мало того что он собирается уделить мне каких-то десять минут – это хоть у кого вызовет раздражение, – но он еще позволяет себе опаздывать на час с лишним!

Старик с бабочкой смотрел на меня, как будто слышал мои мысли. Смотрел пристально, как бы говоря: «Продолжайте, продолжайте, такая уж у меня внешность, располагает к признаниям». Но поскольку я молчал, он сделал еще один выпад:

– Какой у вас приятный акцент. Вы, собственно, когда прибыли во Францию?

Когда прибыл, тогда и прибыл, господин с бабочкой. Во Франции я давно и не расположен сообщать вам другие подробности. Я заметил, что в это кафе заходят очень странные люди. Спрашивается, почему мсье Камбреленг назначил мне встречу именно здесь. Когда я сел за столик, час с чем-то назад, кельнер с заметной выпуклостью горба, подойдя ко мне спросить, что я закажу, окинул меня крайне жалостливым взглядом. А подавая кофе, наклонился и прошептал мне на ухо: «Мсье Камбреленг не заставит себя долго ждать». Но что меня совершенно смутило – так это что десять минут спустя, подавая минеральную воду мадам в необъятной желтой шляпе, которую вы видите вон там, за столиком справа, он сказал ей те же слова: «Мсье Камбреленг не заставит себя долго ждать». Что остается думать – что все сидящие на этой террасе ждут мсье Камбреленга?

Читайте также:  Кариотип свойственный синдрому кошачьего крика

– Разрешите представиться, – продолжал старик с бабочкой после этой моей тирады, которую он не мог услышать, поскольку я произнес ее мысленно, про себя. – Я тоже неудавшийся писатель и нахожусь здесь по этой причине. А мсье Камбреленг опаздывает, если хотите знать, потому что в данный момент он читает мою рукопись. Да, да, кроме шуток, мы с вами в некотором роде в одной и той же ситуации, разве что я не дебютант. Я хочу сказать, что моя рукопись, которую читает сейчас мсье Камбреленг, – это не первая версия моего нового романа. Это, я думаю, седьмая или восьмая. Вы ведь знаете, как работает мсье Камбреленг…

Нет, я не знал, как работает мсье Камбреленг, поэтому я сказал господину с бабочкой:

– Нет, мсье неудавшийся писатель, я не знаю, как работает мсье Камбреленг, да меня и не интересует, как работает мсье Камбреленг. И вообще я его больше не жду, и то, что я до сих пор здесь, вовсе не означает, что я его жду. Я здесь потому, что хочу выпить кофе, и потому, что мне нравится эта площадь. Но я вовсе не жду мсье Камбреленга, и если бы мсье Камбреленг сейчас пришел, я сказал бы ему в точности то же самое: я здесь, сударь, отнюдь не из-за вас.

– Вам известно, что место, где мы сейчас находимся, – пагубное, по сути, место? – миролюбиво прошелестел старик с бабочкой. – И если в ваших речах есть какая-то ненормальность, это не ваша вина. Виновато место. Я всегда советую друзьям: если приедете в Париж, не приближайтесь к церкви Сен-Медар. В Средние века здесь было чудотворное подворье, народ предавался самобичеванию, приходили целыми процессиями, потому что вблизи этой церкви случались чудеса… Окрестности ее до сих пор обременены энергией коллективной истерии, которая тут разыгрывалась. И ко всему прочему поблизости течет подземная река.

Пока старик с бабочкой делился со мной этими нюансами, погода резко изменилась. Со стороны Пантеона набежали лиловые тучи, вдоль по рю Муфтар, где делали покупки сотни людей, прошло дуновение холодного воздуха. Какая-то собака рванула поводок, таща за собой хозяина. У японского туриста началась рвота. Бродячему музыканту пришлось вцепиться в свою шарманку, чтобы его не унесло ветром, но зато унесло все его ноты. Смешавшись с мертвой листвой, листы с мудреной перфорацией разлетелись по воздуху, застревая между ветвями деревьев или вспархивая на крыши. Горбатый кельнер, который сказал мне «мсье Камбреленг не заставит себя долго ждать», вышел на порог кафе и окинул небо опытным взором.

– Дождя не будет, – сказал старик с бабочкой.

– Разумеется, не будет, – сказал кельнер.

– Никоим образом не будет, – сказала дама в необъятной желтой шляпе, сидевшая в нескольких столах от меня.

В то время как эти три фразы произносились и уходили в небытие вместе с листьями, уносимыми ветром, и с летающими нотами, на террасе произошло явление мсье Камбреленга: держа под мышкой пухлую рукопись, он толкал кресло на колесиках, в котором сидела молодая женщина с ногой в гипсе.

2

К моему величайшему изумлению, мсье Камбреленг не устремился тотчас же ко мне, как будто бы он знал, что в глубине души я принял решение присутствовать тут вовсе не из-за него. Он оставил молодую женщину с ногой в гипсе у одного из свободных столиков, потом, как-то разом налившись багрянцем ярости, устремился к почтенному господину с бабочкой, взмахнул обеими руками, в которых держал рукопись, и плюхнул его по голове всей этой кипой листов.

Источник

Все уведомления

Рецензии

Цитаты

Матей Вишнек румынско-французский писатель, поэт и самый значительный, по мнению критиков, драматург после Эжена Ионеско, автор двадцати пьес, поставленных более чем в 30 странах мира. В романе “Синдром паники в городе огней” Вишнек уверенной рукой ведет читателя по сложному сюжетному лабиринту, сотканному из множества расходящихся историй. Фоном всего повествования служит Париж – но не известный всем город из туристических путеводителей, а собственный “Париж” Вишнека, в котором он открывает загадочные, неведомые туристам места и где он общается накоротке с великими тенями прошлого – как на настоящих Елисейских полях.

Лучшая рецензия на книгу

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

Читайте также:  Как еще называют детей с синдромом дауна

5

“Шенгенское пространство в литературе”

Это книга про Париж. Про достопримечательности,…

Это книга про Париж. Про достопримечательности, окутанные манией величия. Про уютные кофейни и книжные магазинчики. Про романтизм парижских
кладбищей. Про особую атмосферу, создаваемую призраками писателей, живших и мечтавших в Париже.
Это книга про бегство, потерю своей страны, своего языка, своего голоса и в конце концов памяти.
Это книга немножко про любовь. Про чувство “на Вы”, неиссякаемое и нежное.
Это книга про муки творчества, про сомнения и одушевления. Про литераторов и литературу. Про авторов и персонажей. Про слова и тексты. Про книги.

Я чувствую, что помещен на страничку, написанную ее Величеством Жизнью, городом, временем. Я — буква, которая возвращается в огромную книгу, в огромный хоровод знаков, в космическую симфонию литер…

И, как обычно, когда с книгой возникло что-то…

Развернуть

Содержание

Дополнительная информация об издании

ISBN: 978-5-91103-117-6

Год издания: 2012

Язык:
Русский

Формат издания: 120×195 мм (средний формат)
Тираж: 2000
304 стр., Твердый переплет

Переводчик: Анастасия Старостина

Я — автор этой книги

Подробнее о книге

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

24 октября 2019 г. 15:04

313

4

Есть Париж, а есть люди, которые в нем живут,…

Есть Париж, а есть люди, которые в нем живут, мечтают в него попасть или просто когда-то там творили. Париж перенаселен. А ведь авторы постоянно поселяют новых и новых персонажей, не говоря уж о других способах пополнения жителей! Матей Вишнек же пускается во все тяжкие: вводит ещё и авторов, которые пишут своих героев.
Хотя в самом начале кажется, что у книги сюжет всё-таки есть: хоть какой-то, хоть намёками – не обольщайтесь. Месье Камбреленг, в общем-то, пытается хоть немного собрать авторов и заставить их работать, но эти творческие личности порядку не поддаются, а за ними бунт устраивают и персонажи. Остается только наблюдать за игрой со словами и текстом всех и вся, включая собаку и горбы. Париж, восточная Европа, греческий островок перемешиваются в одном котле. А уж что удастся…

Развернуть

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

16 октября 2019 г. 23:41

229

4

Это было непростое знакомство) И если первые…

Это было непростое знакомство)
И если первые две трети были прочитаны на одном дыхании, то последнюю треть я тащилась, постоянно спотыкаясь и мне постоянно требовались паузы.
Я так поняла, что Вишнек вплетал в свое повествование то, что ему приходилось слушать от книгоиздателей и редакторов. Его выплеснуло на Запад с антикоммунистической волной и почти сразу он стал не нужен, потому что таких, как он использовали как одноразовое резиновое изделие. И тут он стал не нужен и пытается приспособиться. И в том числе писать так, как ему кажется, или ему внушают, нужно писать. Короче, его антикоммунистические опусы в книге самые внезапные и самые неуместные. И они сильно портят ощущение сюрности текста, и именно из-за них я и поставила 4 вместо 5.
А так, это волшебное путешествие по…

Развернуть

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

28 января 2019 г. 11:08

415

4

Булгаковская коробочка в действии

Книга странная и необычная, как для читателя…

Книга странная и необычная, как для читателя так и с точки зрения литературы. Автор играет со всем, со словами с персонажами, с буквами, смыслами, историей, временем. За ходом повествования интересно следить как минимум для того чтобы понять что вообще происходит и кто есть кто. Автор позволяет персонажам жить своей жизнью и смотрит на это со стороны самого себя помещая меж персонажами, большая часть который является реальными людьми. Великолепное слияние правды и вымысла.
единственный недостаток лично для меня, последние 100 страниц читать становится скучно, ведь суть происходящего уже полностью ясна а линейного сюжета в книге нет.

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

30 сентября 2018 г. 19:26

425

4

Роман мне посоветовали как книгу, которая как…

Роман мне посоветовали как книгу, которая как никто другой отражает истинный Парижский дух. Действительно, во время прочтения, можно с головой окунуться в эпоху богемного Монмарта, сидящего за одним столиком с Сартором и Хэмингуэем. Большое количество сюжетных линий, переплетённых между собой не дают заскучать. Однако, я не увидела в романе классических завязки, кульминации и развязки, что делает Роман не законченным повествованием. И всё таки, французской дух он отражает не на столько тонко, на сколько я ожидала. Désolé.

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

6 декабря 2014 г. 11:22

428

4

Замечательно. Это произведение можно прочитать…

Замечательно. Это произведение можно прочитать запоем, а можно кропотливо, въедливо изучать. За каждым персонажем – столько аллюзий, архетипов и прочего подобного, что когда дочитываешь книгу, а разочарование не наступает – удивляешься, как Вишнек сумел так густо замесить всё это.
Книга не то чтобы “про Париж и про писателей”. Про Париж и про писателей – это уже какой-то сюжет, а здесь сюжета нет вовсе, хотя есть и персонажи, и места, и действие. Но служат они не сюжету, а процессу обдумывания/осмысления сложных отношений между жизнью/реальностью и литературой/искусством.
Пока прочитал запоем, будет время – перечитаю с большим тщанием.

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

25 октября 2014 г. 11:10

362

4

Есть только две причины, почему эта книга…

Есть только две причины, почему эта книга попала ко мне в руки — это обложка и название. На обложку со стилизованной картой Парижа я ходил и смотрел долгие месяцы. Хорошая карта — это один из моих неоспоримых критериев качества чего угодно. Название пришлось как нельзя кстати, т.к. в момент чтения я переезжал из одного гигантского города огней в другой. К сожалению, все эти нехитрые доводы не смогли сделать книгу лучше.

Я честно планировал поставить этой книге 2/5, ну может быть 3/5. Это путанная и мутная история на популярную тему: взаимоотношение автора и персонажа. Множество героев, писателей-неудачников, бессмысленные и беспощадные события в рамках сюжета. Всё это в декорациях Парижа. Одно сплошное недоумение: к чему это всё?

Так почему же 4/5? Ну, во-первых, прекрасные рассуждения про…

Развернуть

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

15 марта 2014 г. 17:56

345

5

Эта книга открывает глаза, заставляет смотреть…

Эта книга открывает глаза, заставляет смотреть на мир ясно, замечать все детали, придавать им значение, заглянуть за край реальности, дышать миром, ощущать себя частью течения времени, хочется творить и любить, и ценишь каждую секунду своей жизни. Вот такой набор сумбурных мыслей, но это волшебная книга.

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

29 июня 2013 г. 15:52

434

1

Совсем мимо. Для меня в этом небольшом романе…

Совсем мимо. Для меня в этом небольшом романе нет города и огней, лишь паника и суета. Нет атмосферности, лишь гомон голосов и бестолковые истории, за которые никак не зацепиться, дабы запомнились. Давно у меня не было столь тяжелого чтения, когда хочется делать что угодно, лишь бы не дочитывать Вишнека. Что это – решительно несовпадение вкусов или просто не моя книга в самом простом понимании этого словосочетания? Не знаю, да и задумываться как-то не хочется. Было и было, прочла и в сторону. Увы, ни стиль, ни сюжет, ничто не смогло меня очаровать или хотя бы пробудить любопытство.

//прочитано в рамках книжного жж-клуба book_around

Матей Вишнек

Синдром паники в городе огней
Матей Вишнек

978-5-91103-117-6

16 июня 2013 г. 00:28

311

3

Читала книгу без особого энтузиазма, но…

Читала книгу без особого энтузиазма, но послевкусие остается почему-то…. смешное:))) истории из книги у меня вызывают смех, трудно сказать почему)) А когда проходит время, остаётся ещё и умиление. Несмотря на бессмысленность и откровенную надуманность многих историй, в целом они милые – автор хочет показать любовь к творчеству, к Парижу, любовь к женщине, да и просто чувствуется какое-то одухотворение, хотя перечитывать такое “произведение” я бы точно не стала.

Мне показалось, что автор просто хотел выпендриться и писал с претензиями на интеллектуальность, высокое искусство, творческий полет. Поэтому старался писать максимально загадочно, чтобы нить сюжета осталась окутана загадкой, чтобы все было пропитано недосказанностью и знаками. Книга напичкала кучей известных имен и названий,…

Развернуть

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Источник