Синдром патологического фантазирования как лечить

Синдром патологического фантазирования как лечить thumbnail

Синдром патологического фантазирования у детей – группа поведенческих, эмоциональных состояний, в основе которых лежит болезненно измененное творческое воображение ребенка, подростка. У дошкольников проявляется необычными играми с предметами бытового, рабочего назначения, перевоплощениями с неспособностью вернуться к реальности. Школьники отключаются от происходящего, визуализируют вымышленную ситуацию, прибывают в ней. В юношеском возрасте преобладают оговоры, самооговоры, вымыслы бредоподобного характера. Диагностика выполняется психиатром с помощью клинического метода, дополняется психологическими тестами, инструментальными обследованиями головного мозга. Лечение включает прием медикаментов, психотерапию.

Общие сведения

Фантазирование – аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными. Патологическое фантазирование – синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют. Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.

Синдром патологического фантазирования у детей

Синдром патологического фантазирования у детей

Причины синдрома патологического фантазирования у детей

Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:

  • Аффективные нарушения. Коморбидными эмоциональными расстройствами являются кратковременные дисфорические состояния с бурным аффективным выплеском, непродолжительные депрессивные реакции.
  • Сверхценные образования. Патологическое фантазирование развивается при охваченности определенной идеей, увлеченности ею, при наличии паранойяльной, параноидной симптоматики. Преимущественно доминирует стремление мстить, самоутверждаться.
  • Расстройства влечений. Отличаются непреодолимым, импульсивным характером. Преобладают агрессивно-садистические, сексуальные, аутоагрессивные влечения, тяга к поджогам.
  • Дисбаланс психофизического развития. Синдром формируется у подростков с психофизическим инфантилизмом, дисгармоничным ускоренным развитием с акселерацией.

Патогенез

Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности. Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода – этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям. У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников – мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.

Классификация

Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:

  • Фантазии при шизофрении. Воображение патологически изменено с детства. Фантазии характеризуются вычурностью, интровертированной направленностью, стереотипностью. На пике развития сопровождаются психическими автоматизмами, деперсонализацией, дереализацией.
  • Фантазирование при расстройствах личности. Сохраняется осознанность, воображение имеет экстровертированную направленность, отражает стремление к самоутверждению.
  • Фантазии на фоне поражений ЦНС. Воображение примитивно. Фантазии ригидны, имеют агрессивно-садистическую окраску.

Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:

  • Фантазирование с визуализацией представлений. Возникающие образы, представления пугают ребенка, отражая его опасения, страхи.
  • Фантазии о вымышленных мирах. Возникают с 6 лет. Ребенок раздражителен, неусидчив, большую часть времени пребывает в вымышленном мире.
  • Фантастические истории. Включено фантазирование, сочетающееся с лживостью, сексуальными оговорами, самооговорами.
  • Игровые перевоплощения. Возраст детей – 7-14 лет. Фантазирование сопровождается игрой, вживанием в придуманную роль.
  • Фантазирование об особых увлечениях. Характерно для детей 6-13 лет. Возникает на базе шизоидных черт, неконтактности.
  • Компенсаторные фантазии. Формируются в возрасте 9-15 лет. Фантазии уравновешивают влияние фрустрации, связаны с наиболее значимыми переживаниями ребенка, являются инструментом защиты.

Симптомы синдрома патологического фантазирования у детей

Клиническая картина во многом определяется возрастом ребенка. Дошкольники увлечены необычными формами игровой деятельности. Дети подолгу пребывают в уединении, не принимают участия в играх сверстников. Редко используют игрушки, предпочитают им предметы другого назначения – посуду, книги, обувь, части собственного тела. Имитация мира реальных объектов, воссоздание существующих отношений людей и вещей неинтересны.

Дети могут проявлять агрессию, активно избавляться от игрушек. Параллельно формируется патологическая привязанность к одной из них: ребенок всегда держит ее в руках, при потере становится тревожным, плачет. Содержание игры стороннему наблюдателю непонятно. Пациенты не хотят, не могут пояснить его. Сюжет не отражает реальных отношений и ситуаций. Внешне дети остаются молчаливыми, малоподвижными либо многословными, экспрессивными. Характерно задавание странных, слишком отвлеченных для данного возраста вопросов: «что случится, когда упадет солнце?», «когда все кончается, что бывает потом?». Расспросы продолжительные, назойливые.

Младшие школьники имеют визуализированные фантазии, оторванные от настоящего. Содержание представлений разнообразно: нашествие насекомых, сражение с чудовищами, путешествие в сказочный мир, полеты на луну, войны на дне моря. Внешне кажется, что ребенок отключается от действительности, вживается в роль, утрачивая собственную идентичность. «Возвращаясь» он долгое время пребывает под впечатлением сюжета. Фантазии могут иметь агрессивный, садистический характер, воплощаться в сценах собственной гибели, могущества. Образы актуализируют аффективные отклонения: подавленность, приподнятое настроение, страхи, тревогу.

Для подросткового и юношеского возраста характерны вербальные, графические формы фантазий. Это могут быть компрометирующие себя либо других людей истории. Подростки излагают фантазии письменно, зарисовывают их, воспроизводят в компьютерных программах. Содержание выражает аффективные, бредоподобные идеи. Например, в рисунках обнаруживаются сцены необычной, странной смерти, разрушения, унижения, пыток. Подросток при этом может быть в роли жертвы, судьи, Бога, убийцы. Встречаются хвастливые фантазии с преувеличением собственных возможностей, способностей. Воображаемые истории не воспринимаются как бахвальство, выдумки принимаются за правду. Иногда фантазии отображаются в составлении планов, схем, чертежей. Подростки создают схемы движения транспорта, витиеватые туристические маршруты, строят чертежи подводных лодок, космических кораблей, городов.

Читайте также:  Что такое синдром срыгивания у новорожденного ребенка

Осложнения

Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения. Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы. У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.

Диагностика

Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:

  • Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. В разговоре с пациентом, родителями он определяет, существует ли аутистическая оторванность представлений, образов от реального мира; контролируется ли течение фантазий; присутствует ли однообразие, стереотипии, эмоциональная охваченность; остается ли активным внимание; насколько устойчиво, длительно фантазирование; оценивает, осознает ли пациент болезненность расстройства. По данным опроса психиатр устанавливает наличие/отсутствие патологии.
  • Психодиагностика. Выполняется проективными и психометрическими методами. По результатам психолог определяет ведущие личностные черты, доминирующие аффективные состояния (вспыльчивость, тревожность, депрессию, дисфорию). Выясняет содержание, продолжительность фантазий, оценивает их влияние на эмоциональную сферу, рассчитывает риск социальной дезадаптации, суицида, нанесения вреда другим.
  • Инструментальные методы. Исследование дополняется результатами магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии головного мозга, электроэнцефалографии. При постановке диагноза учитываются комментарии (выписка) детского невролога.

Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей. Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.

Лечение синдрома патологического фантазирования у детей

Устранение синдрома выполняется в рамках лечения основного заболевания – шизофрении, расстройства личности, органического поражения нервной системы. Комплексный терапевтический подход включает:

  • Применение медикаментов. В зависимости от принадлежности синдрома к основному расстройству подбирается сочетание психотропных препаратов, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов. Схема лечения, дозировка определяются врачом индивидуально.
  • Детская психотерапия. Используются методы гештальт-терапии, направленные на развитие самоосознавания, и поведенческие методы, позволяющие переориентировать пациента с фантазий на внешнюю ситуацию. Работа проводится в период ремиссии основной болезни. Дополнительно осуществляется коррекция эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки.
  • Социальная реабилитация. Завершающим этапом являются реабилитационные мероприятия. Психологи, педагоги, родители организуют условия для принятия ребенка социальными группами. По возможности возобновляется посещение детского сада, школы. Подбираются интересные занятия, удерживающие внимание в реальности – групповые виды спорта, танцы.

Прогноз и профилактика

По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа. Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт. При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию. Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).

Источник

Патологическое и непатологическое фантазирование являются разнородными явлениями и их правильная квалификация существенна в  плане судебно-психиатрической и лечебно-профилактической тактики.  Вместе с тем, до настоящего времени не проведена четкая граница между патологическим и непатологическим фантазированием.

Целью настоящего исследования явилось выделение характеристик, свойственных патологическому и непатологическому фантазированию.

Материалом для исследования послужили сведения из медицинской документации и результаты собственного обследования подростков, наблюдающихся врачами-психиатрами и психологами на территории Могилевской области.  В исследование включено 37 случаев патологического фантазирования у подростков. На нашем материале синдром патологического фантазирования редко встречался в изолированном виде, чаще сочетался с другими психопатологическими образованиями. По нозологической принадлежности большинство наблюдений распределились в три группы: пациенты, страдающие шизофренией (15%), пациенты с признаками формирования расстройств личности (65%), пациенты с наличием в анамнезе признаков органического поражения центральной нервной системы(15%). Развитию синдрома патологического фантазирования способствовало наличие в допубертатном возрасте аффективных нарушений(65%), сверхценных образований(20%), нарушений влечения(15%). Нарушения развития отмечались в виде выраженного психофизического инфантилизма (65%), или дисгармоничного ускоренного развития с асинхронией в виде акселерации (25%).

В наших наблюдениях коморбидными аффективными расстройствами были или кратковременные дисфорические реакции с бурными аффективными разрядами (55%), или кратковременные депрессивные состояния (фантазии возникали с целью отвлечься от сниженного настроения) (25%). Все же в большинстве случаев коморбидными фантазированию были истинные расстройства влечения, нередко носившие неодолимый, импульсивный характер. По вариантам они распределялись следующим образом: агрессивно-садистические влечения (25%), дромомания(35%), сексуальные влечения (25%), аутоагрессивные влечения (10%). Сверхценные образования были представлены преимущественно стремлением к мести, самоутверждению, сверхценными интересами. 

Читайте также:  Синдром дауна пример мутации геномной

Непатологические фантазии являлись непосредственным выражением способности ребенка к образному мышлению и в большинстве случае являлись возрастным эквивалентом влечений. Эта способность обязательно присуща детскому возрасту. В период 3-6 лет фантазии тесно связаны с игровой деятельностью и характеризовались образностью, включением в игру, неустойчивой произвольностью, неочертанностью границ между воображением и реальным миром. В возрасте 7-12 лет и в пубертатном возрасте непатологические фантазии характеризовались усилением их произвольности с легкостью перехода в реальный мир, усилением целевой направленности воображения, ослаблением образного компонента в вымыслах с нарастанием их осознанности и критического отношения. 

Обобщая результаты исследования, можно дать характеристику патологическому и непатологическому фантазированию. Непатологические фантазии отражают естественную возрастную незрелость, не теряют связи с реальностью, возникают и заканчиваются произвольно, не приводят к неадекватным поступкам, не сопровождаются нарушениями социальной адаптации. Признаками патологического фантазирования является их выраженное доминирование в сознании, готовность подростка к  перевоплощению в вымышленные образы, появление расстройств поведения, соответствующих содержанию фантазий, нарушение критики.

Факторами, способствующими патологизации фантазирования, являются дизонтогенетические нарушения, психогении, наличие коморбидных психопатологических синдромов. Дифференцирование патологических фантазий в рамках различных нозологических форм позволяют выделить: 1) фантазии при шизофрении – являются патологическими с детства,  характеризуются вычурностью, стереотипностью, интравертированностью, на высоте развития сопровождаются элементами синдрома Кандинского-Клерамбо, явлениями дереализации и деперсонализации; 2) фантазии при личностных расстройствах осознанны, экстравертированы и отражают стремление к самоутверждению; 3) фантазии при органических поражениях головного мозга более примитивны, ригидны, отличаются агрессивно-садистическим характером.

Белянин В.Г., Романович О.В.,  Сараева Н.В.

Управление по Могилевской области

Государственной службы медицинских судебных экспертиз РБ,

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

Источник

Общие сведения

Фантазирование – аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными. Патологическое фантазирование – синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют. Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.

Синдром патологического фантазирования у детей

Синдром патологического фантазирования у детей

Причины синдрома патологического фантазирования у детей

Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:

  • Аффективные нарушения. Коморбидными эмоциональными расстройствами являются кратковременные дисфорические состояния с бурным аффективным выплеском, непродолжительные депрессивные реакции.
  • Сверхценные образования. Патологическое фантазирование развивается при охваченности определенной идеей, увлеченности ею, при наличии паранойяльной, параноидной симптоматики. Преимущественно доминирует стремление мстить, самоутверждаться.
  • Расстройства влечений. Отличаются непреодолимым, импульсивным характером. Преобладают агрессивно-садистические, сексуальные, аутоагрессивные влечения, тяга к поджогам.
  • Дисбаланс психофизического развития. Синдром формируется у подростков с психофизическим инфантилизмом, дисгармоничным ускоренным развитием с акселерацией.

Патогенез

Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности. Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода – этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям. У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников – мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.

Классификация

Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:

  • Фантазии при шизофрении. Воображение патологически изменено с детства. Фантазии характеризуются вычурностью, интровертированной направленностью, стереотипностью. На пике развития сопровождаются психическими автоматизмами, деперсонализацией, дереализацией.
  • Фантазирование при расстройствах личности. Сохраняется осознанность, воображение имеет экстровертированную направленность, отражает стремление к самоутверждению.
  • Фантазии на фоне поражений ЦНС. Воображение примитивно. Фантазии ригидны, имеют агрессивно-садистическую окраску.

Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:

  • Фантазирование с визуализацией представлений. Возникающие образы, представления пугают ребенка, отражая его опасения, страхи.
  • Фантазии о вымышленных мирах. Возникают с 6 лет. Ребенок раздражителен, неусидчив, большую часть времени пребывает в вымышленном мире.
  • Фантастические истории. Включено фантазирование, сочетающееся с лживостью, сексуальными оговорами, самооговорами.
  • Игровые перевоплощения. Возраст детей – 7-14 лет. Фантазирование сопровождается игрой, вживанием в придуманную роль.
  • Фантазирование об особых увлечениях. Характерно для детей 6-13 лет. Возникает на базе шизоидных черт, неконтактности.
  • Компенсаторные фантазии. Формируются в возрасте 9-15 лет. Фантазии уравновешивают влияние фрустрации, связаны с наиболее значимыми переживаниями ребенка, являются инструментом защиты.

Симптомы синдрома патологического фантазирования у детей

Клиническая картина во многом определяется возрастом ребенка. Дошкольники увлечены необычными формами игровой деятельности. Дети подолгу пребывают в уединении, не принимают участия в играх сверстников. Редко используют игрушки, предпочитают им предметы другого назначения – посуду, книги, обувь, части собственного тела. Имитация мира реальных объектов, воссоздание существующих отношений людей и вещей неинтересны.

Читайте также:  Анализы по определению синдрома дауна

Дети могут проявлять агрессию, активно избавляться от игрушек. Параллельно формируется патологическая привязанность к одной из них: ребенок всегда держит ее в руках, при потере становится тревожным, плачет. Содержание игры стороннему наблюдателю непонятно. Пациенты не хотят, не могут пояснить его. Сюжет не отражает реальных отношений и ситуаций. Внешне дети остаются молчаливыми, малоподвижными либо многословными, экспрессивными. Характерно задавание странных, слишком отвлеченных для данного возраста вопросов: «что случится, когда упадет солнце?», «когда все кончается, что бывает потом?». Расспросы продолжительные, назойливые.

Младшие школьники имеют визуализированные фантазии, оторванные от настоящего. Содержание представлений разнообразно: нашествие насекомых, сражение с чудовищами, путешествие в сказочный мир, полеты на луну, войны на дне моря. Внешне кажется, что ребенок отключается от действительности, вживается в роль, утрачивая собственную идентичность. «Возвращаясь» он долгое время пребывает под впечатлением сюжета. Фантазии могут иметь агрессивный, садистический характер, воплощаться в сценах собственной гибели, могущества. Образы актуализируют аффективные отклонения: подавленность, приподнятое настроение, страхи, тревогу.

Для подросткового и юношеского возраста характерны вербальные, графические формы фантазий. Это могут быть компрометирующие себя либо других людей истории. Подростки излагают фантазии письменно, зарисовывают их, воспроизводят в компьютерных программах. Содержание выражает аффективные, бредоподобные идеи. Например, в рисунках обнаруживаются сцены необычной, странной смерти, разрушения, унижения, пыток. Подросток при этом может быть в роли жертвы, судьи, Бога, убийцы. Встречаются хвастливые фантазии с преувеличением собственных возможностей, способностей. Воображаемые истории не воспринимаются как бахвальство, выдумки принимаются за правду. Иногда фантазии отображаются в составлении планов, схем, чертежей. Подростки создают схемы движения транспорта, витиеватые туристические маршруты, строят чертежи подводных лодок, космических кораблей, городов.

Осложнения

Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения. Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы. У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.

Диагностика

Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:

  • Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. В разговоре с пациентом, родителями он определяет, существует ли аутистическая оторванность представлений, образов от реального мира; контролируется ли течение фантазий; присутствует ли однообразие, стереотипии, эмоциональная охваченность; остается ли активным внимание; насколько устойчиво, длительно фантазирование; оценивает, осознает ли пациент болезненность расстройства. По данным опроса психиатр устанавливает наличие/отсутствие патологии.
  • Психодиагностика. Выполняется проективными и психометрическими методами. По результатам психолог определяет ведущие личностные черты, доминирующие аффективные состояния (вспыльчивость, тревожность, депрессию, дисфорию). Выясняет содержание, продолжительность фантазий, оценивает их влияние на эмоциональную сферу, рассчитывает риск социальной дезадаптации, суицида, нанесения вреда другим.
  • Инструментальные методы. Исследование дополняется результатами магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии головного мозга, электроэнцефалографии. При постановке диагноза учитываются комментарии (выписка) детского невролога.

Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей. Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.

Лечение синдрома патологического фантазирования у детей

Устранение синдрома выполняется в рамках лечения основного заболевания – шизофрении, расстройства личности, органического поражения нервной системы. Комплексный терапевтический подход включает:

  • Применение медикаментов. В зависимости от принадлежности синдрома к основному расстройству подбирается сочетание психотропных препаратов, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов. Схема лечения, дозировка определяются врачом индивидуально.
  • Детская психотерапия. Используются методы гештальт-терапии, направленные на развитие самоосознавания, и поведенческие методы, позволяющие переориентировать пациента с фантазий на внешнюю ситуацию. Работа проводится в период ремиссии основной болезни. Дополнительно осуществляется коррекция эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки.
  • Социальная реабилитация. Завершающим этапом являются реабилитационные мероприятия. Психологи, педагоги, родители организуют условия для принятия ребенка социальными группами. По возможности возобновляется посещение детского сада, школы. Подбираются интересные занятия, удерживающие внимание в реальности – групповые виды спорта, танцы.

Прогноз и профилактика

По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа. Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт. При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию. Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).

Источник