Синдром петрушки сюжет о чем

Роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки» завершает трилогию книг так называемой «двоящейся реальности». Сюда относятся «Почерк Леонардо» и «Белая голубка Кордовы». Все три романа читаются на одном дыхании, но сегодня речь пойдет о последнем из них, который создала замечательная писательница Рубина Дина. Книга «Синдром Петрушки» сама по себе вызывает противоречивые чувства, она неоднозначна по своей сути. Порой нельзя найти двух одинаковых мнений об этом удивительном творении настоящего мастера. История кукольника Петра Уксусова и его любимой девушки Лизы потрясает, завораживает, удивляет, вызывает море эмоций. Одной из самых ярких писателей настоящего времени является Дина Рубина.
«Синдром Петрушки». Краткое содержание. Начало
Первая встреча Петра и Лизы произошла еще в детстве. Восьмилетний мальчуган был просто очарован зрелищем, которое открылось его взору: в коляске сидела прекрасная маленькая девочка, похожая на произведение искусства. Он увидел в ней потрясающую прелестную куколку, которую ему тут же захотелось унести с собой. Так он и поступил: уже через несколько минут бежал со всех ног домой, прижимая к груди маленькое беззащитное существо. Он захотел сделать ее своей собственностью, чтобы никто никогда не смог отнять ее у него.
Петя и Лиза росли вместе. Дети дружно играли, но в этих играх руководил всегда мальчик. Он стал для девочки наставником, советчиком, отцом и матерью. Лиза с детства привыкла воспринимать его как неотъемлемую часть себя, и потому не могла представить своей жизни без него. Ее самостоятельность, индивидуальность были с самого начала отданы во власть этого странного юноши, который не осознавал своей силы и могущества. Какую замечательную историю создала Дина Рубина – «Синдром Петрушки»! Краткое содержание передает основные вехи драматического повествования.
Учеба у Казимира Матвеевича
Петя познакомился с настоящим кукольником в начальных классах школы. Тогда же ему впервые открылась вся красота и прелесть этой работы. Он узнал, что кукла по-настоящему оживает только в руках мастера, а до тех пор остается просто игрушкой, бесполезной вещью. Его завораживал этот необыкновенный мир, в который он был готов погрузиться полностью и без остатка.
Учеба у Казимира Матвеевича не была легкой, но это время маленький Петр запомнил как самое выдающееся в своей жизни. Он учился понимать настроение куклы, ее внутренний мир, характерные особенности. И позже старался все это воспроизводить на своих марионетках. Какую же драматическую книгу написала Дина Рубина – «Синдром Петрушки»! Краткое содержание показывает все этапы взросления настоящего художника.
Танец с Лизой
Самой главной своей куклой Петр считал возлюбленную. Лиза стала его смыслом жизни, и относиться к ней иначе он просто не мог. Его выступление с молодой прекрасной девушкой с огненно-рыжими волосами имело ошеломительный успех. Публика аплодировала и неоднократно просила повторения. Идея пришла к нему неожиданно: он вдруг явственно увидел в своем воображении, как изящество и хрупкость его маленькой супруги могли вписаться в представление. На сцене она отныне играла куклу, совершенно не догадываясь о том, что ею и являлась.
Создание Эллис
Когда Лиза начинает страдать психическими расстройствами, Петр отвозит ее в клинику. Однако ему нужно продолжать выступления, чтобы безбедно существовать и в дальнейшем вместе с женой. И тогда он решает сделать копию Лизы – куклу, которая перед публикой полностью заменит первую.
Создание Эллис стало переломным моментом в их с Лизой отношениях. Тонкую палитру чувств героев смогла передать в своем романе Дина Рубина «Синдром Петрушки». Краткое содержание показывает внутренний мир персонажей. Но лучше, конечно, прочитать приозведение в оригинале. Поистине большим мастером слова является писательница Дина Рубина.
«Синдром Петрушки»: отзывы
Читать эту книгу просто и сложно одновременно. Требуется определенная зрелость души, чтобы суметь пропускать через себя неоднозначные явления и достаточно безоценочно к ним относиться. Отзывы о книге различные: одни в восторге, другим она непонятна.
Таким образом, «Синдром Петрушки» Дины Рубиной – это больше, чем просто история любви. Произведение настолько многослойное и глубокое, что не сразу удается разгадать все его тайны. Книга захватывает с самого начала и не отпускает до конца.
Источник
Сюжет действа, судя по визгливым выкрикам кукол и ответному смеху в зале, был веселый и назидательный, но Петя видел, что куклы прикидываются и что сами они, их тайная жизнь гораздо значительнее того, что на ширме происходит.
Если что-то не вполне съедобное завернуть в красивую обертку, станет ли оно настоящей конфеткой?
Ладно, усложним задачу, чтобы ответ не казался очевидным. Что если этого несъедобного всего 10 граммов, оно залито сверху толстым слоем качественного швейцарского шоколада и посыпано вкусными орешками, тогда как?
С романом Рубиной у меня именно такая моральная проблема. В нём есть толстый вкусный слой, многое собой прикрывающий и чем-то, безусловно, ценный, но в самой глубине, подо всей аппетитной маскировкой, скрывается абсолютно несъедобный для меня жанр – классическая российская чернуха.
Противоположности, как известно, притягиваются, а если кто-то слишком круто заберет вправо, то рискует оказаться слева – провернётся.
Поэтому последующие вкусности будут в отзыве соседствовать с неаппетитностями. Свет и Тьма, битва Бобра с Козлом и всё такое.
Вкусное номер раз – мир кукол и кукловодов
Главный герой книги, Пётр Уксусов, он же Мартын, он же Петрушка, с детства занимается куклами. Он их мастерит, он их “водит” по сцене во время спектаклей и уличных выступлений, он ими живет. В 8 лет судьба сводит его с увлеченным кукольником, который за несколько лет обучает его основам ремесла. Подробные описания изготовления реквизита и работы с ним (в т.ч. за ширмой провинциального театра) прилагаются.
Похоже, Рубина немало времени потратила на сбор материала – текст изобилует массой интересных деталей, которые простому человеку просто неизвестны. Кукол я люблю, сама когда-то шила и понимаю, что действо это в чём-то действительно почти мистическое, поэтому читать было очень интересно.
Осторожно – неаппетитность! Большое количество узкоспециализированных подробностей наверняка кому-то может показаться скучным.
Кадр из сериала “Синдром Петрушки” (2015). В главной роли – Евгений Миронов
Вкусное номер два – волшебные описания природы и городских ландшафтов
Изобилующее флешбэками действие романа происходит попеременно в Иерусалиме и Праге, на Сахалине и во Львове. Для каждого города Рубина находит потрясающе живые, ароматные слова, рисующие превосходную картинку описываемого ею места. Читая её строки, хочется вскочить с дивана, снять с карточки последние деньги, наскоро покидать в чемодан самое необходимое и, не откладывая, рвануть Туда, бродить по тем самым улочкам, разглядывать те самые здания, искать на стенах те самые изображения и барельефы.
… заваленная снегом, волшебно освещенная гроздьями театральных фонарей Прага – это особый жанр: смесь балета со сновидением в сопровождении стойкого запаха жареных шпикачек.
Осторожно – неаппетитность! Когда автор примерно в том же стиле начинает описывать людей, их речь и события, получается нечто не вполне адекватное реальности (даже особой, кукольной, какую нам тут выстраивают на протяжении всех четырех сотен страниц текста). Более того, в такие моменты Рубина опасно приближается к стилю повествования Макса Фрая, а там уже, простите, не сочная речь, а полнейшее словоблудие.
Кадр из сериала “Синдром Петрушки”. В роли Лизы – Чулпан Хаматова
Вкусное номер три – сложные, неоднозначные персонажи
Будущий кукольник Петя в 8 лет утащил из коляски годовалую девочку с огненными волосами, решив, что она будет его главной куклой. Многие годы они с Лизой растворялись друг в друге и мучили(сь) одновременно, неистовствовали и вынужденно разлучались, рожали и хоронили ребенка, любили и ненавидели. Не умели только одного – жить самодостаточно, вне рамок собственного кукольного мира.
Картина с каждой стороны дополняется несколькими красочными штрихами. У Пети – львовская бабушка, а у Лизы – покончившая с собой мать и невесть с чего пустившаяся в бега тётка. Драчливый инвалид-отец и похотливый мудак, женщины-терпилы и женщины, попытавшиеся взять судьбу в свои руки, семейные тайны и фамильные предания, легенды о Холокосте и еврейских проклятиях, бытовуха израильской психиатрички и российского полунищенского существования – вброшенных авторов в это густое варево ингредиентов хватило бы и на несколько романов.
Осторожно – неаппетитность! По мере чтения, с увеличением числа наворотов семейных трагедий, отлично начинавшаяся история всё больше скатывается в нарочитый, закрученный на потребу публике фарс. Да, “кукольность” (читай – театральность) всего показанного здесь неоднократно подчеркивается, но финал при таком замахе оставляет неприлично много вопросов. Гора родила мышь, а истерзанные души главных героев успокоились как-то уж слишком мелочно и неожиданно.
Кукла Корчмарь играет в сюжете не последнюю роль. Он тоже трикстер
Вкусное номер четыре – всеохватная идея трикстера
Не, не, он не плохой и не хороший. Не ест живы и не ест мартвы! Он такой персонаж… Мораль и честь – это не про него. Понимаешь, он – ТРИКСТЕР! Это такое вечное существо из подземного мира. Он плут, разрушитель… Все ему дозволено: и с неба, и из-под жеми. И ему много тысёнц лят.
Трикстеры тут повсюду – в них играют, ими играют, они играют. Все тут не просто люди-куклы, но и плуты-обманщики. Раздают обещания и тут же их нарушают, ищут себе послушных марионеток и сами с радостью ими же и становятся.
Осторожно – неаппетитность! От градуса экспрессии всей этой братии порой становится неуютно. Даже у самой фарсовой кукольной истории, кажется, должна быть идея и/ или мораль. Здесь финал рушит любые предположения относительно понимания произошедшего. Свести всё к сложным взаимоотношениям двоих псевдовлюбленных людей (настоящей любовью такое назвать, увы, невозможно), повторюсь, выглядит слишком просто. Сладкое и обоюдное схождение с ума? Нет уж, увольте!
Фото взято с сайта ruskino.ru
Вкусное номер пять – камео автора
Когда главный герой отправляется за консультацией к некому профессору Ратту, тот весело сообщает, что “на днях подарил одной писательнице эпиграф для ее нового романа о сумасшедшем кукольнике”. Приведенные им слова совпадают с эпиграфом “Синдрома Петрушки”.
Профессор гордится собственной находкой, “если, конечно, дама не испаскудит своим романом мой чудесный эпиграф”.
Осторожно – неаппетитность! И снова возникает мысль о фарсе. Идея тщательно выстроенного в формате кукольного представления повествования разбивается от столь грубого столкновения с реальным миром. Да, это забавно. Но стоило ли втягивать себя внутрь текста, если это помешало восприятию? Не попахивает ли такое “искусство ради искусства” самолюбованием?
Мне и сейчас при каждой встрече хочется сразу всучить ему в руки какую-нибудь куклу, чтобы вместо отчужденной маски увидеть его настоящее лицо.
Приятного вам шелеста страниц!
Источник
Год назад, в 2015 году, 10 июня, на фестивале «Кинотавр», где российские режиссеры демонстрируют свои новые картины, состоялась премьера фильма по мотивам романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки». Картина получила неоднозначную оценку зрителей и кинокритиков, однако стоит признать, что работа Елены Хазановой имеет право на существование.
Это картина об удивительной истории любви, показанной актерами Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым, о жизни, об отношениях и о магическом кукольном театре. Как снимали фильм «Синдром Петрушки»? Актеры и роли – главные и второстепенные – кто они? Статья ответит на эти и ряд других вопросов.
Сюжет фильма
Фильм снят по одной из лучших книг Дины Рубиной – «Синдром Петрушки».
Это не просто любовная драма. Это история о любви – страстной, сумасшедшей, безрассудной.
Петя всю жизнь обожал кукольный театр, а своих кукол всегда ставил на первое место. Еще в детстве он встретил рыжеволосую Лизу, когда та была еще совсем маленькой девочкой. Дети выросли, а крепкая дружба переросла в более сильное чувство. Молодые люди поженились. Лиза выступала вместе с Петром на улицах, играя в его представлениях куклу.
Однажды он создал новую куклу по образу и подобию собственной жены, назвав ее Элис. И все дальше отдалялись они – Лиза и Петя – друг от друга, поскольку Петр воспринимал бедную Лизу как куклу – красивую, миниатюрную, но все больше внимания уделял Элис, на что девушка не всегда адекватно реагировала.
Как справиться хрупкой Лизе с этой проблемой? Как противостоять сопернице в лице театральной куклы? И какие испытания ждут двух влюбленных? И обретут ли они свое счастье? Об этом можно узнать, просмотрев фильм «Синдром Петрушки».
Режиссер картины – Елена Хазанова
Режиссером фильма «Синдром Петрушки» стала Елена Хазанова. Елена родилась в Москве 1 июня 1977 года в семье математика. В двенадцать лет переехала с родителями в Швейцарию. В детстве была скромной девочкой, хорошо училась. Однако не всегда стремилась в мир кино, хоть и играла в театральном кружке. Работа переводчицей открыла новые перспективы: девушка заработала денег на поездку в Америку. Там же попробовала себя в роли режиссера, сняв несколько короткометражных фильмов.
Хазанова известна зарубежной публике, поскольку работала вторым режиссером, потом начала издавать свои работы, сейчас является учредителем фестиваля «KINO. Фильмы из России и не только».
«Игра слов. Переводчица олигарха» – первый фильм Елены, представленный на «Кинотавре» в 2006 году (фильм «Синдром Петрушки» – 2015 год).
Ее кинокартина «Каприз Марианны» получила в Швейцарии звание «Лучшего фильма года», а сериал «Время секрета» швейцарская публика также приняла на ура. Фильм «Сэм» получил множество наград в Бразилии и Соединенных Штатах Америки.
В роли Петра – Евгений Миронов
Актер фильма «Синдром Петрушки» Евгений Миронов исполнил главную мужскую роль – Пети (или Петрушки).
Евгений родом из Саратова. Родился 29 ноября 1966 года в семье продавщицы и шофера.
Будущий актер был творческим ребенком: посещал драмкружок и танцы. Родители не препятствовали развитию его творческих способностей, поэтому Женя окончил музыкальную школу, где научился игре на аккордеоне.
В 16 лет стал студентом Саратовского театрального училища, а после четырех лет учебы отправился в Школу-студию МХАТ, где учился на курсе Олега Табакова. С тех пор судьба актера была неразрывно связана с его старшим наставником, поскольку после учебы Миронов стал членом труппы театра «Табакерка». Мать его работала в этом же театре билетером, а он играл в таких спектаклях, как «Страсти по Бумбарашу», «Еще Ванг Гог», «Анекдоты», «Звездный час по местному времени», «Обыкновенная история», «Матросская тишина», «Биокси Блюз», «Фигаро», «Господа Головлевы», «Вишневый сад», «№ 13», «Борис Годунов» и многие другие. Бумбараша играл около десяти лет, эта роль стала его визитной карточкой.
На экранах появился в 1988 году. Это был дебют актера в драме Александра Кайдановского «Жена керосинщика». А уже спустя четыре года, в 1992-м, Евгений Миронов получил титул “Лучший актер года” за фильм «Любовь». На счету актера более 80 ролей в кинофильмах и сериалах, самыми известными среди которых являются «Анкор, еще Анкор!», «Утомленные солнцем», «Лимита», «Дневник его жены», «В августе 44-го», «Дом дураков», «Идиот», «Побег», «Охота на пиранью», «Апостол», «Достоевский» и многие другие.
В 2005 году получил звание народного артиста Российской Федерации. Через год Государственный театр наций в его лице получил художественного руководителя. На данный момент активно Евгений Миронов занимается общественной деятельностью, организовал фонд «Артист», целью которого является помощь актерам, отдавшим молодость работе в кино и театре.
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова совместно работали не только в фильме «Синдром Петрушки». Актеры в сериале «Достоевский» играют главные роли. Чулпан служит Театре наций, где играет в спектаклях «Фрекен Жюли», «Рассказы Шукшина», «Укрощение строптивой». И дружба их длится уже 8 лет.
Чулпан Хаматова – роль Лизы и куклы Элис
Роль Лизы и созданной Петей Элис сыграла актриса Чулпан Хаматова.
«Звезда рассвета» – так звучит имя актрисы в переводе с татарского языка. Родилась Чулпан 1 октября 1975 года в Казани, семье инженеров. В детстве посещала фигурное катание, собиралась поступать учиться на экономиста, но вскоре поняла, что это не ее путь – мечта стать звездой театра и кино взяла верх, и будущая актриса поступила на курс Алексея Бородина в ГИТИС. Но уже во время учебы начала играть на театральной сцене. Ее первые работы – «Дневник Анны Франк», «Преступление и наказание» и многие другие.
В 1998 году театр «Современник» пополнился новой звездочкой, которой стала Чулпан Хаматова. Дебютировала в спектакле «Три товарища», где сыграла Патрицию. Следующими работами актрисы были «Двое на качелях», «Три сестры», «Гроза», «Мамапапасынсобака», «Антоний и Клеопатра. Версия», «Играем Шиллера!», «Враги. История любви», «Голая пионерка», «Скрытая перспектива».
На третьем курсе института впервые снялась в кино. Это был фильм «Время танцора». На эту роль актрису утвердили не сразу, чего нельзя сказать о роли Риты в «Стране глухих», где она снималась вместе с Диной Корзун: именно эта роль и сделала ее знаменитой актрисой.
Далее были роли в фильмах и сериалах: «Гибель империи», «Рождественская мистерия», «Доктор Живаго», «Дети Арбата», «72 метра», «Лунный папа», «Гарпастум», «Бумажный солдат», «Райские кущи», «Под электрическими облаками», «Иван Грозный», «Утиная охота».
Участвовала в съемках таких зарубежных проектов: «Гудбай, Ленин!», «Инородное тело», «Англия», «Тувалу», «Виктор Фогель – король рекламы», «Сукин сын».
О личной жизни старается умалчивать, однако известно, что Хаматова является матерью троих дочек.
Вместе с Диной Корзун устраивает благотворительные акции в помощь больным детям.
Была телеведущей таких телевизионных программ: «Другая жизнь», «Жди меня», «Взгляд».
Мераб Нинидзе – Борис
Друга Петра и Лизы сыграл грузинский актер Мераб Нинидзе. Он родился 3 ноября 1965 года в городе Тбилиси.
Закончил Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели. В пятнадцать лет он уже играл на большой сцене в постановке Роберта Стуруа «Ричард III», а в кино попал через четыре года и снялся в киноленте «Покаяние». С 1986 года 5 лет играл в Тбилисском театре, а в 1992 году уехал за границу.
Лучшие работы актера: «Ч/б», «Нигде в Африке», «Под электрическими облаками», «Любовь с акцентом».
А в 2015 году сыграл с Томом Хэнксом в фильме «Шпионский мост».
В фильмах «Бумажный солдат», «Лунный папа», «Под электрическими небесами» актер снялся вместе с Чулпан Хаматовой – коллегой по съемочной площадке фильма «Синдром Петрушки». Актеры знакомы уже около шестнадцати лет.
Зураб Кипшидзе – Тедди
Грузинский актер Зураб Кипшидзе сыграл отца Лизы – Тадеуша Вильковского. Он, как и Мераб Нинидзе, родом из Тбилиси. Там же окончил Театральный институт им. Ш. Руставели. Больше всего прославился эпизодической ролью в фильме «Время танцора». Актер в этом фильме играл с Чулпан Хаматовой.
Актеры, сыгравшие в фильме второстепенные роли
Для фильма «Синдром Петрушки» актеры выбирались основательно. А по причине того, что фильм охватывает большой временной промежуток, необходимо было подобрать артистов, сыгравших Петю, Лизу и Борю в детстве и юности.
Петю играли в юном возрасте – Александр Кузнецов, в детстве – Артем Фадеев. Лизу в юности играла Алина Гвасалия, в возрасте четырех лет – Олеся Галинская. Александр Любимов и Глеб Протасов – актеры, сыгравшие Бориса в юном и детском возрасте соответственно.
Другие актеры фильма «Синдром Петрушки» – это Владимир Селезнев, Юлия Марченко, Эра Зиганшина и многие другие.
Интересные факты о фильме
Существуют некоторые факты, которые покажутся довольно забавными его ценителям.
- Мать режиссера Елены Хазановой дружит с Диной Рубиной, а Елена является большой поклонницей писательницы и всегда мечтала снять фильм по мотивам ее романов. Однажды в Израиле Рубина предложила снять «Синдром Петрушки», передав в подарок режиссеру свою рукопись, на тот момент еще неизданную.
- Продюсером фильма является Евгений Миронов. Когда Хазанова предложила актеру спродюсировать свою картину и сыграть в ней главную роль, Миронов сразу же согласился, поскольку очень любит этот роман.
- Как известно, куклу Элис сыграла Чулпан Хаматова. Изначально была сделана настоящая кукла из силикона, но Миронову приходилось часто носить ее на руках – это было тяжело. К тому же внешне получилась страшной.
- Для того чтобы правдоподобно сыграть кукольника, Евгению Миронову пришлось обучиться марионеточному мастерству.
- В картине использована специальная кукольная коллекция, изготовленная непосредственно для фильма.
- Раду Поликарту стал постановщиком всех танцев.
- Фильм снимали в основном в Санкт-Петербурге и его пригородных районах (Выборг, Ломоносов, Ораниенбаум).
- Монтирование фильма проходило в Швейцарии и Германии.
- Работа над картиной длилась четыре года.
«Синдром Петрушки»: отзывы
Картина Елены Хазановой получила неоднозначные оценки зрителей и кинокритиков. Кто-то писал восторженные рецензии на фильм «Синдром Петрушки»: актеры сыграли выше всяких похвал, отмечено было, что это хороший и качественный фильм, понравилась задумка, музыкальное сопровождение, многим пришлась по душе атмосферность, необычность кинокартины Хазановой, энергетика и эмоциональность.
А кто-то выделял недостатки фильма, такие как затянутость и монотонность действия. А поклонники книги вовсе недовольны тем фактом, что из любимой книги сделали экранизацию.
Но, несмотря ни на что, о фильме узнали, о нем говорят, его обсуждают, а это самая большая заслуга режиссера, актеров и всей съемочной группы фильма «Синдром Петрушки».
Источник