Синдром посттравматического стрессового расстройства у детей

Синдром посттравматического стрессового расстройства у детей thumbnail

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – нарушение психической деятельности, развивающееся после внешнего психологически травмирующего события. Проявляется многократным переживанием ситуации в кошмарных снах и мыслях, желанием избавиться от воспоминаний, актуальным нервным напряжением, раздражительностью, тревожностью. Для диагностики используются психометрические тесты, проективные методики, наблюдение, беседа. Специфическое лечение включает семейную психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию, нейролингвистическое программирование, аутотренинг. При сложных формах дополнительно применяется медикаментозная терапия.

Общие сведения

Термин «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) употребляется с 1980-х годов. Его синоним – посттравматический синдром. Изначально эта нозология включала эмоциональные нарушения, вызванные экстраординарными природными общественно-политическими событиями: военными действиями, террористическими актами, стихийными бедствиями. Позже границы понятия были расширены, к данной патологии стали относить сходные невротические расстройства после бытового, социального насилия. Распространенность ПТСР в общей популяции составляет 7,8%. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%. Самые высокие показатели отмечаются после войн, преследований, репрессий; самые низкие – после серьезных заболеваний.

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Причины ПТСР у детей

Дети являются группой, отличающейся высокой возрастной предрасположенностью к посттравматическому синдрому. Риск развития ПТСР увеличивается из-за чувствительности, восприимчивости, впечатлительности, недостаточной сформированности адаптационных механизмов нервной системы. Причинами расстройства являются:

  • Психологическая травма. Травмирующее событие становится основой синдрома. Экстремальной ситуацией может быть тяжелое заболевание, инвалидизация, длительная разлука с матерью, помещение в интернат, болезнь или смерть близкого человека, физическое, сексуальное и психологическое насилие, техногенные и природные катастрофы, войны, преследования.
  • Неблагоприятные социальные условия. Причиной формирования посттравматического синдрома является неблагоприятная обстановка после психотравмы. Дети, испытывающие одиночество, не охваченные социальными взаимодействиями, не имеющие близких людей, проживающие в трудных материально-бытовых условиях больше подвержены расстройству.
  • Индивидуальные особенности. Вероятность развития посттравматического синдрома выше при отягощенной наследственности – наличии родственников первой линии с психическими расстройствами, суицидами, алкоголизмом, наркоманией. ПТСР чаще диагностируется у соматически ослабленных детей, имеющих неврологические, эндокринные, психические болезни.

Патогенез

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – отсроченная реакция на травму. Она развивается как результат истощения адаптационных резервов организма, сбоя эмоционально-волевых механизмов. В экстремальной ситуации системы организма функционируют в усиленном режиме – активизируется фаза сопротивления. Опасность, непредсказуемость событий не позволяют проявить слабость, эмоциональность. Собственное отношение, страх, унижение, боль вытесняются из сознания, так как не способствуют выживанию. В итоге через определенный промежуток времени защитные механизмы истощаются, переживания актуализируются, трансформируясь в навязчивые воспоминания, кошмарные сны, напряжение, тревожность, депрессию.

Классификация

Характерная особенность посттравматического стрессового расстройства – стадийность. Синдром развивается через некоторое время после психологической травмы, имеет ряд этапов. Классификация включает следующие виды ПТСР:

  • Острое расстройство. Характерно яркое проявление симптомов. Продолжительность – до 3 месяцев.
  • Хроническое расстройство. Симптомы менее заметны, выявляются признаки истощения ЦНС, отмечается грубость, эгоизм, равнодушие к окружающим людям, событиям.
  • Деформации эмоционально-волевой сферы. Возникают при длительном хроническом течении ПСТР. Развиваются приступы тревоги, страха, паники. Заостряются негативные черты характера.
  • Отсроченный синдром. Симптомы проявляются через полгода и более после воздействия психотравмирующей ситуации.

Симптомы ПТСР у детей

Поведение детей, страдающих посттравматическим синдромом, направлено на избегание ситуаций, актуализирующих воспоминания травмы. Случайное взаимодействие с триггером (фрагментом психотравмирующей ситуации) сопровождается эмоциональным приступом, проявляющимся тревогой, криками, паникой, плачем, неадекватными импульсивными поступками. Примером триггера является скрип тормозов, звук выстрела, запах определенных лекарств. Воспоминания чаще возникают ночью, днем редки, переносятся легче. Нередко отмечаются нарушения сна, дневная сонливость. Часто наблюдается стремление ребенка пережить травмирующую ситуацию вновь: сюжет воспроизводится в рисунках, играх, сочиненных историях.

Дети, подвергшиеся физическому насилию, становятся агрессивными – провоцируют конфликты, первыми начинают драку. У дошкольников на фоне ПТСР обнаруживается регресс развития: упрощается речь, игра, исчезают ранее усвоенные навыки самообслуживания, гигиены. Нарушения эмоциональных, волевых функций проявляются замкнутостью, капризностью, раздражительностью. Возникают проблемы социализации, социальной адаптации. Тяжелые формы сопровождаются иллюзиями, галлюцинациями, отражающими отрывки травмирующей ситуации.

Постоянное эмоциональное перенапряжение, бессонница приводят к развитию церебрастенического синдрома – комплекса симптомов истощения нервной деятельности. Ребенок быстро утомляется, не справляется с учебной нагрузкой, старается избегать физической активности, плохо концентрируется. Постепенно появляются функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной системы. Частыми симптомами являются ночной энурез, вялость, слабость, сонливость, эпигастральные, головные, сердечные боли.

Осложнения

Нейрофизиологические системы детей стремительно развиваются. Психологические травмы отражаются на процессе физического и психического развития. При отсутствии своевременной диагностики и адекватного лечения посттравматическое стрессовое расстройство у детей становится хроническим, осложняется развитием вторичной депрессии, появлением обсессивно-компульсивного, панического расстройства, фобий. Среди оформленных страхов преобладает агорафобия, клаустрофобия, боязнь темноты. По мере взросления возникает риск патохарактерологического, психопатического развития личности, наблюдается замкнутость, тревожность, озлобленность, агрессивность. Расстройства поведения ассоциируются с повышенным риском алкоголизации, наркотической зависимости, социальной дезадаптации, суицида.

Читайте также:  Синдром ранней реполяризации желудочков лечение брадикардии

Диагностика

Трудности диагностики посттравматического стрессового расстройства связаны с ограниченностью вербальных возможностей детей, склонностью родителей недооценивать симптомы ребенка. Для выявления синдрома используются навыки клинического обследования, специальные психодиагностические инструменты:

  • Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. Специалист выясняет характер психотравмирующего события, период до появления симптомов, выраженность клинической картины. Акцент делается на три ключевых момента: наличие психотравмы, эмоциональный всплеск на воздействие триггеров, частые воспоминания о травмирующем событии, подтверждающиеся воспроизведением в играх, снах, рисунках, рассказах.
  • Психодиагностика. Клинический психолог предлагает родителям заполнить опросники, касающиеся состояния ребенка: перечень педиатрических симптомов (PSC-17), опросник тревожности Лаврентьевой, Титаренко. Эмоциональная сфера детей до 8-10 лет исследуется проективными методиками: рисуночными тестами «Несуществующее животное», «Человек под дождем», методиками интерпретации ситуаций (тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест детской апперцепции (CAT), тест руки).

При наличии выраженных соматических симптомов ребенка направляют к узким специалистам для исключения возможных заболеваний. Дифференциальную диагностику проводят с первичными депрессивными состояниями, поведенческими нарушениями, острыми реакциями на стресс. Ключевым моментом является отсроченность, стадийность симптомов ПТСР, наличие триггеров, реакции на них.

Лечение ПТСР у детей

Посттравматический синдром возникает при нарушении переработки жизненного опыта экстремальных ситуаций – моменты из прошлого существуют в реальной жизни, изменяют ее. Поэтому лечение предполагает работу с детским психологом, психотерапевтом – специалистами, помогающими осознать, пережить, отпустить травмирующие события. Комплексная терапия ПТСР у детей включает:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Встречи со специалистом направлены на осознание, повторное переживание психотравмы. После этого используются техники десенсибилизации ключа. Подбирается несколько стимулов одного типа, но различной интенсивности. Производится провокация эмоционального ответа (страха, плача) с постепенным усилением, вырабатываются навыки совладания с приступом. Со временем связь триггера и эмоций разрушается.
  • Психокоррекция деструктивных чувств. Проективными методами, игровыми ситуациями устраняется чувство вины, корректируются приступы агрессии, самоагрессии.
  • Семейная психотерапия. Работа вместе с родителями, близкими родственниками направлена на снятие тревожности, эмоционального напряжения. Создаются ситуации, благодаря которым ребенок может проявлять себя, быть активным, не бояться.
  • Медикаментозное лечение. Назначается при тяжелом течении ПТСР для купирования фобий, панических приступов, иллюзий. Применяются седативные средства, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Препараты снимают напряжение, навязчивости, повышают настроение, устраняют тревожность, стабилизируют работу ЦНС, снижают агрессивность. Выраженная тревожность корригируется транквилизаторами, астенические проявления – ноотропами, психотическая симптоматика – нейролептиками.

Прогноз и профилактика

На ранних стадиях ПСТР прогноз благоприятный, расстройство удается устранить комплексной психотерапевтической помощью, дополненной приемом медикаментов. Хроническая форма синдрома тяжелее поддается лечению – развиваются осложнения, происходит психопатизация личности. Патологические изменения более стабильны, требуют длительного врачебного контроля. Снизить вероятность посттравматического синдрома можно правильной организацией жизни. Необходимо обеспечить максимальную включенность ребенка в социальные отношения: посещение школы, дружеские встречи, спортивные секции, активный семейный отдых. Важна увлеченность настоящим – встречами, учебой, творчеством, достижениями. Если ребенок хочет обсудить произошедшее тяжелое событие, нельзя отказывать, но стоит говорить о нем, как о прошлом опыте.

Источник

Что такое Посттравматическое стрессовое расстройство у детей –

В 1980 году посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) было признано таковым Американской Психиатрической Ассоциацией в DSM-III. Была описана типичная триада: навязчивые мысли, эмоциональное оцепенение и избегание, а также физиологическое гипервозбуждение. В похожей форме посттравматическое стрессовое расстройство выявляется у детей.

Оно возникает как следствие испытанного ребенком бедствия или грубого насилия или бы свидетелем таких ситуаций. Также может возникать после сексуального или физического плохого обращения, автомобильных катастроф, медицинских процедур, угрожающих жизни заболеваний. Более распространенной причиной является насилие – физическое и сексуальное. Также малыши часто становятся свидетелями серьезного домашнего и убийства в ходе споров между родителями и другими близкими людьми.

Было проведено исследование с применением критериев DSM, в результате которого посттравматическое стрессовое расстройство нашли у 100% сексуально растленных детей, у 70% подвергшихся физическому насилию и у 60% переживших бедствия.

Часто ПТСР не диагностируется, лечение не проводится.

Что провоцирует / Причины Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Модерирующие переменные

Читайте также:  Какие в норме показатели синдрома дауна

В детстве и у взрослых одинаковые травмы могут вызвать разную реакцию, привести к разным последствиям. Это может возникать по причине разных темпераментов, различий в личности или генетической подверженности специфическим расстройствам. Также могут играть роль некоторые когнитивные свойства, к примеру, развитость навыков решения проблем.

Также предполагается, что дети лучше умеют амортизировать стресс, если у них хорошие взаимоотношения с одним родителем (мамой или папой), дружная и любящая друг друга семья, поддержка большого количества учителей/воспитателей и одногодок. А нарушают устойчивость противопложные факторы, такие как разлады в семье, проблемы в отношениях с потенциальными друзьями и окружающими людьми, серьезное социальное неблагополучие.

Симптомы Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Симптомы посттравматического стрессового расстройства у ребенка делят на такие группы:

– отказ воспринимать реальность

– повторные переживания

– повышенная возбудимость.

Но не значит, что перечисленные ниже симптомы будут абсолютно у всех переживших травму детей. Тут представлен наиболее полный список симптомов.

1. Отказ воспринимать реальность

а) попытки избежать мест, людей и видов деятельности, которые напоминают малышу о перенесенной травме;

б) ребенок стремится избегать чувств, мыслей и разговоров, что связаны с травмирующим событием;

в) малышу становятся не интересны занятия, которые он любил раньше;

г) возникает ощущение чужеродности и отрешенности от окружающих людей;

д) ребенок не хочет думать о будущем и обсуждать что-либо, связанное с будущим;

е) ребенку сложно ощущать и выражать положительные эмоции, такие, например, как радость.

2. Повторные переживания

а) навязчивые воспоминания о травме и связанные с этим страшные сны;

б) повторяющееся переживание травмы – ребенок ощущает незаконченность негативного события, переживает его прямо сейчас;

в) ощущения подавленности и тревоги вследствие возникновения стимулов, которые обозначают для ребенка травму или связаны с ней каким-то образом.

3. Повышенная возбудимость

а) нарушается сон;

б) появляется вспыльчивость и вспышки гнева;

в) ребенок постоянно готов к чему-то плохому;

г) возникают сложности с сосредоточением и учебой;

д) резко реагирует на внезапные движения и неожиданные звуки.

Повторяющееся чувство вины у ребенка связано с поведением его во время травматического события. Расщепление личности выражается в забывании важных моментов трагического события и в ощущении оторванности от себя – «будто я уже не я».

Диагностика Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства у детей: по окончанию травматического события ребенок минимум месяц испытывает симптомы, которые описаны выше. Помимо них, у ребенка повышенный уровень общих страхов и тревога, бывают панические атаки. При разлуке с близкими людьми дети могут захотеть спать в одной кровати с родителями, даже если ребенку 16-17 лет.

Многие дети с симптомом ПСТР становятся раздражительными и сердитыми, что проявляется в их поведении с окружающими. Если во время трагического события погибли друзья или близкие, дети начинают винить себя за то, что выжили, а кто-то умер. Наиболее поражены данному расстройству те детки, кто вплотную приблизился к смерти.

Общая тревога и депрессия, как правило, со временем уменьшаются, а специфические страхи и избегание могут быть удивительно устойчивы. Все больше документальных подтверждений тому, что эти симптомы сопровождаются длительными внутренними физиологическими эффектами. Как пример – после землетрясения в Армении через 5 лет у детей с симптомами навязчивого повторного переживания травмы все еще был повышен уровень кортизола в состоянии покоя.

Лечение Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Дети должны говорить о своей травме со специалистами и с теми взрослыми, кто неравнодушен к их беде (родственники). Возможно, что по причине навязчивых мыслей у них появился страх сойти с ума. Потому дети должны услышать, что их состояние это нормальная реакция на произошедшие события. Это положит начало попыткам примириться со случившимся и жить полноценной жизнью, откинув навязчивые мысли.

Когда взрослые считают, что о травме и ее последствиях не следует говорить, «чтобы не расстраивать ребенка», или сами боятся того, что может быть сказано, дети часто догадываются об этом и хранят молчание, чтобы угодить им.

Для лечения детей применяют иногда несколько когнитивных подходов и воздействий, которые показали свою эффективность, когда были применены для лечения взрослых пациентов с таким же диагнозом.

Иногда выявляют механизмы, что запускают приступы тревоги, тогда на них воздействуют, обучая ребенка релаксации и другим методикам снижения тревоги. За этим можно начать ступенчатое (постепенное) воздействие обстановкой бедствия; для того, чтобы преодолеть избегание, воздействие, как правило, должно быть живым и долгим.

Читайте также:  Психологическая характеристика детей с синдромом аутизма

Эффективность имеют также групповые обсуждения с товарищами по несчастью и их родителями, но они должны продвинуться дальше выражения чувств и принять более терапевтическое направление.

В начале 1990-х был разработан метод десенситизации и переработки движением глаз, который заключается в том, что детей просят вообразить травмирующее событие и одновременно с этим следить движениями глаз за рукой психотерапевта, которая перемещается в поле зрения на значительные расстояния. Словесные обсуждения тут не применяются. У некоторых детей травмирующие образы перестают быть таковыми, больше не вызывают тревоги.

Если у ребенка есть трудности с засыпанием, можно слушать в кровати запись музыки или сказки, чтобы отогнать неприятные навязчивые мысли, связанные с травмирующим событием. Плохие сны обсуждаются днем с родителями, чтобы ребенок приписал им словами хорошее окончание вместо негативного. Если родители детей во время бедствия были убиты, может быть жизненно важным помочь детям и их новым воспитателям приспособиться к потребностям каждого из них. Им может понадобиться помощь, чтобы отличить горе от страха, вызванного происшедшим.

Профилактика Посттравматического стрессового расстройства у детей:

В ближайшее время после травмирующего события (не более 2 недель) можно провести дебрифинг, чтобы предупредить посттравматическое расстройство у детей. Но этот метод вызывает сомнения в своей эффективности. Листки, предупреждающие молодых людей и их родителей о возможных эмоциональных последствиях, вероятно полезны, и их все больше и больше предоставляют благотворительные организации.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Посттравматическое стрессовое расстройство у детей:

Психолог

Психиатр

Психотерапевт

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Посттравматического стрессового расстройства у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу.
Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник