Синдром поведения по типу а это

Синдром поведения по типу а это thumbnail

Большое внимание привлек к себе тип поведения, или личностный стиль, названный паттерном типа «А». Многие годы врачи замечали, что жертвы сердечных приступов — нередко враждебные, агрессивные, нетерпеливые люди, слишком ушедшие в свою работу. В 50-х годах два кардиолога составили список видов поведения, образующих паттерн типа «А», который характерен для пациентов с ишемической болезнью сердца (Friedman & Rosenman, 1974). Люди с поведением по типу «А» слишком настроены на конкуренцию и успех; они ощущают нехватку времени, им трудно расслабиться, и они становятся нетерпеливы и злятся, встречаясь с задержками во времени или с людьми, которых считают некомпетентными. На вид они кажутся самоуверенными, но на самом деле их постоянно терзает чувство неуверенности в себе; они заставляют себя делать все больше за все меньшее время. Некоторые виды поведения, относящиеся к паттерну типа «А», приведены в табл. 14.3.

Таблица 14.3. Виды поведения, характерные для паттерна типа «А»

Синдром поведения по типу а это

К паттерну типа «В» относятся люди, не проявляющие характеристик типа «А». Люди с типом «В» могут расслабляться без чувства вины и работать без ажиотажа; у них нет чувства нехватки времени и сопровождающего его нетерпения, они не злятся по пустякам.

Чтобы изучить связь между поведением типа «А» и ишемической болезнью сердца, более 3000 здоровых мужчин среднего возраста были обследованы при помощи структурированного интервью. Оно было составлено так, чтобы вызывать раздражение. Интервьюер без объяснений заставлял испытуемого ждать и затем задавал ряд вопросов о конкуренции, враждебности и нехватке времени. Например: «Вы когда-нибудь чувствуете, что спешите или вам не хватает времени? Вы ездите быстро? Считаете ли вы себя честолюбивым и трудноуправляемым или имеющим легкий характер и беззаботным? Обижаетесь ли вы, когда кто- то опаздывает?» Интервьюер перебивал, задавал вопросы вызывающим тоном и отпускал неуместные замечания. Испытуемый оценивался больше не по самим ответам, а по тому, как он вел себя, отвечая на вопросы. Например, мужчины с крайне выраженным поведением типа «А» говорили громко и запальчиво, заговаривая интервьюера так, чтобы он их не перебивал, выглядели напряженными и сжимали губы, описывали ситуации враждебности с большой эмоциональной силой. Мужчины, относящиеся к типу «В », сидели непринужденно, говорили медленно и мягко, часто улыбались, их легко было прервать.

Разделив испытуемых на типы «А» и «В», их наблюдали в течение 8,5 лет. За этот период у мужчин с поведением типа «А» было вдвое больше сердечных приступов или других видов ишемической болезни сердца, чем у мужчин с поведением типа «В». Эти результаты не менялись даже после принятия в расчет диеты, возраста, курения и других переменных (Rosenman et al., 1975).

Другие исследования подтвердили такое удвоение риска в связи с поведением типа «А» и у мужчин, и у женщин (Kornitzer et al., 1982; Haynes, Feinleib & Kannel, 1980). Кроме того, при аутопсии и рентгеновском обследовании внутренних стенок коронарных сосудов обнаружилась корреляция между поведением типа «А» и тяжестью артериальной блокады (Williams et al., 1988; Friedman et al., 1968).

Рассмотрев эти данные, в.1981 году Американская кардиологическая ассоциация решила, что поведение типа «А» следует считать фактором риска ишемической болезни сердца. Однако в двух более новых исследованиях не удалось найти связь между поведением типа «А» и сердечными заболеваниями (Case et al., 1985; Shekelle et al., 1983). Хотя некоторые исследователи относят этот отрицательный результат на счет методов оценки индивидов в этих исследованиях, другие полагают, что определение поведения типа «А» в своей первоначальной формулировке слишком расплывчато. Они утверждают, что нехватка времени, торопливость и конкурентность не являются самыми важными составляющими и что решающей переменной скорее, является враждебность.

В нескольких исследованиях подтвердилось, что враждебность имеет больший вес в прогнозировании сердечной болезни, чем общая характеристика поведения как относящегося к типу «А» (Booth-Кеwley & Friedman, 1987; Dembrosky et al., 1985; Thoresen, Telch & Eaglestone, 1981). Чтобы детальнее изучить «злобную» составляющую поведения типа «А», в нескольких исследованиях при измерении враждебности использовались тесты личности, а не интервью. Например, в 25-летнем исследовании 118 мужчин-юристов было обнаружено, что те, у кого в юридической школе были высокие показатели враждебности по личностному опроснику, в 5 раз чаще умирали до 50 лет, чем их не столь враждебно настроенные сокурсники (Barefoot et al., 1989). В аналогичном более позднем исследовании врачей выяснилось, что по показателям враждебности, полученным в медицинской школе, можно прогнозировать заболеваемость ишемической болезнью сердца, а также смертность от всех причин (Barefoot, Williams & Dahlstrom, 1983). В обоих исследованиях было учтено влияние курения, возраста и повышенного давления. Есть некоторые данные, что когда человек подавляет гнев, держит его в себе, это может иметь еще более разрушительные последствия для сердца, чем открыто выраженная злость (Wright, 1988; Spielberger et al., 1985).

Читайте также:  Синдрома хронической усталости и депрессии

Ряд исследований показал, что уровень враждебности служит более значимым показателем вероятности заболевания, чем общий уровень проявления поведения типа «А».

Выносливые индивиды (т. е. те, кто не заболевает при стрессе) активнее в работе, более настроены на новые задачи и изменения и больше контролируют свою жизнь, чем люди, поддающиеся воздействиям стресса.

Каким путем поведение типа «А» или враждебность как его компонента ведут к ишемической болезни сердца? Один из вероятных биологических механизмов — это характер реакции симпатической нервной системы индивида на стресс. Находясь в экспериментальной стрессовой ситуации(например, при угрозе неудачи, изматывании или противоречивых требованиях), большинство испытуемых сообщают о чувстве гнева, раздражении и напряжении. При этом у испытуемых с высоким показателем враждебности как их личной особенности увеличение кровяного давления, частоты сердцебиений и выделения стрессовых гормонов гораздо выше, чем у испытуемых с низким показателем враждебности (Suarez & Williams, 1989). То же самое было обнаружено при сравнении испытуемых с поведением типов «А» и «В». Видимо, у враждебных индивидов и/или индивидов с поведением типа «А» симпатическая нервная система сверхчувствительна к стрессовым ситуациям.

Все эти физиологические изменения наносят вред сердцу и кровеносным сосудам.

Возможно, у враждебных и невраждебных людей нервная система фундаментально различается. У возбужденных и расстроенных невраждебных индивидов парасимпатическая нервная система срабатывает подобно гасящему выключателю и успокаивает их. Напротив, у враждебных индивидов она, возможно, слаба. Когда они в гневе, у них постоянно выделяется адреналин и они все время неприятно раздражены. Вследствие этого они иначе взаимодействуют с окружением (Williams, 1989).

К счастью, поведенческий паттерн типа «А» поддается изменению посредством хорошо разработанных программ психотерапии, и у людей, способных смягчить свое поведение по типу «А», риск ишемической болезни сердца снижается.

Коррекция поведения типа «А»

Сочетание когнитивного и поведенческого методов позволяет значительно редуцировать поведение типа «А» (Friedman et al., 1994). Испытуемыми были 1000 человек, у которых хотя бы раз был сердечный приступ. Испытуемым лечебной группы помогали снизить чувство нехватки времени, приучая их ждать у телефона (индивидов с поведением типа «А» эта ситуация особенно раздражает), и, пользуясь этой возможностью, поразмышлять о том, о чем у них обычно нет времени подумать, или понаблюдать за людьми, или завести разговор с незнакомцем. Лечение включало также обучение выражать свои мысли, не раздражаясь на людей, и изменять конкретные виды поведения (такие, как манера перебивать других, торопливо есть или говорить). Психотерапевты помогали этим испытуемым переоценить основные убеждения (вроде представления о том, что успех определяется количеством выполненной работы), побуждающие многих индивидов типа «А» к торопливому и враждебному поведению. Наконец, испытуемые находили способ сделать обстановку дома и на работе менее стрессовой (например, сократить количество лишних социальных обязательств).

В этом исследовании основной зависимой переменной было возникновение новых сердечных приступов. К концу исследования — 4,5 года спустя — их количество в экспериментальной группе было почти вдвое меньше, чем у контрольных испытуемых, которых не учили, как изменять свой стиль жизни. Очевидно, что коррекция поведения типа « А » была полезной для здоровья испытуемых экспериментальной группы (Friedman et al., 1994).

Как и другие исследования, описанные в этой главе, данный эксперимент был основан на предположении, что разум и тело оказывают взаимное влияние. Простые модели, описывающие влияние стресса на здоровье, уступили место сложным моделям, объясняющим, каким образом переплетаются между собой биологические, психологические и социальные факторы, определяющие здоровье или болезни. Как мы убедились, организм производит специфические физиологические реакции на стресс. Для людей, страдающих предрасположенностью к сердечным заболеваниям, такие физиологические реакции на стресс могут привести к ухудшению здоровья. В то же время индивидуальное восприятие стресса определяется характеристиками событий, происходящих в окружающей индивидуума среде, его личной историей, оценкой событий и стилем преодоления проблем. Таким образом, степень, в которой индивидуум испытывает психологический дистресс или проблемы со здоровьем, вызванные потенциально стрессовыми ситуациями, определяется сильными и слабыми отличительными особенностями его биологической и психологической конституции, с которыми он вступает в ситуации, встречающиеся в его жизни.

Навыки преодоления стресса

Вызванные стрессовыми ситуациями эмоции и физиологическое возбуждение крайне неприятны, и этот дискомфорт мотивирует индивида предпринять что-то для их ослабления. Процесс, посредством которого человек пытается справиться со стрессовыми требованиями, называется преодолением и встречается в двух основных видах. См.→

Источник

В психологии стресса, начиная с 60-х годов, широко исследуется так называемое поведение типа А, или «стресс-коронарное» поведение. Концепция поведенческого фактора риска была предложена кардиологами Фридманом и Роземаном. Под поведением типа А принято понимать четко проявляющийся поведенческий синдром или образ жизни, характеризующийся стремлением к достижению успеха и состязательности, напористостью, агрессивностью, постоянным ощущением нехватки времени, стремлением доминировать в коллективе, деятельность «на износ», желанием добиться успеха во многих сферах деятельности одновременно, стремлением контролировать поступки других людей, неумением отдыхать, быстрой и громкой речью, порывистыми движениями, повышенной возбудимостью и т.п. Такое поведение достаточно часто встречается у быстро продвигающихся в карьере молодых руководителей, так как приведенные выше особенности поведения являются для них профессионально важными.

Читайте также:  Синдром недостаточности кишечного всасывания мальабсорбции

Многочисленные экспериментальные исследования подтверждают наличие высокого уровня сердечно-сосудистых заболеваний в профессиональной группе экстремалов (особенно среди мужчин). Установлено также, что профессиональные стрессы (например, дефицит времени и постоянное нервное напряжение) могут усиливать у специалистов экстремальных профессий проявления поведенческих реакций по типу А.

Возникает вопрос – нужно ли менять такой стиль поведения? Основным препятствием в изменении поведения является то, что в современных условиях этот тип поведения часто приводит к достижению высоких профессиональных результатов (например, стремительное продвижение по работе). Поэтому задача здоровых людей с поведением типа А состоит не в том, чтобы изменить свой стиль жизни, а в том, чтобы приобрести привычки, которые будут противодействовать неблагоприятным воздействиям их типа поведения на здоровье (например, отказ от курения, регулярные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание и т.п.).

Таким образом, при разработке первичной профилактики профессионального здоровья необходимо особое внимание уделять проблемам ранней диагностики и психологической коррекции поведения типа А.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция:

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего повседневного поведения. Каждый человек может отвечать по-разному, поэтому здесь нет правильных или неправильных ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Просим не советовать с другими, нам важно знать ваше личное мнение. На все предлагаемые вам вопросы (утверждения) предусмотрено 4 варианта ответов:

1 – нет, это не так

2 – пожалуй, так

3 – верно

4- совершенно верно

Просим вас выбрать один подходящий ответ на предложенное утверждение и записать его после номера вопроса. Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Мы гарантируем конфиденциальность полученной информации. Спасибо за сотрудничество.

ШКАЛА ДИАГНОСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ТИПА А

1. Вы способны за короткое время сделать много работы.

2. Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую.

3. Вам всегда очень трудно ждать (человека, событие и т. д.).

4. Вы всегда стараетесь победить в любой игре (шахматы, домино, волейбол и т. д.).

5. Вы обычно быстро едите.

6. Вы всегда беретесь за труднодостижимую цель.

7. Вы скрываете свои неприятности.

8. Вы предпочли бы повышение в должности без повыше­ния заработной платы, а не наоборот.

9. Вы легко выходите из себя.

10. К своей работе вы относитесь слишком серьезно.

11. Вы часто выполняете работу, которую необходимо закончить к определенному сроку.

12. Вы часто делаете несколько дел одновременно, например читаете и едите.

13. Задавшись целью, вы делаете все, чтобы достичь ее, и обычно достигаете.

14. Обычно вы говорите громко, сильным, подчеркнутым голосом.

15. В работе и игре вы стараетесь делать все лучше, чем другие.

16. Вам трудно долго сидеть спокойно.

17. Обычно вы подавляете свое раздражение.

18. В группе товарищей вы всегда сами проявляете иници­ативу.

19. Если вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, вы ответите резко.

20. Если повторяющиеся прерывания вас действительно разозлили, вы можете легко вспылить.

21. Критика вас часто раздражает.

22. Когда вас втягивают в ссору, вы предпочитаете отмал­чиваться, не желая портить отношения с окружающими.

23. Задания вы выполняете быстро, чтобы быстрее закон­чить.

24. Соревнование (состязание) в любой работе вас радует, воодушевляет.

25. Обычно вы говорите быстро.

26. Неудачи в работе и жизни только усиливают ваше же­лание достичь поставленной цели.

27. За последние годы вы ограничили число своих развле­чений из-за недостатка времени.

28. Вы часто сами для себя определяете сроки выполнения той или иной работы.

29. Вы часто выполняете два задания одновременно.

30. Вы склонны стукнуть кулаком об стол или разбить что-нибудь, если с вами не согласны.

31. В очереди вы бываете очень нетерпеливы.

32. Часто бывает так, что в мыслях вы готовы расправиться со своим противником.

33. Вы всегда стараетесь настоять на своем.

34. На работе вы занимаете слишком низкую должность, по своим способностям вы достойны значительно более высо­кой.

35. Вы считаете, что чаще других бываете правы (в спорах, поступках, мнениях).

36. Своими мыслями вы не любите делиться с другими.

37. Если кто-нибудь говорит медленно и неясно, вам хо­чется его ускорить, закончить его мысль.

38. Вы всегда спешите.

39. Когда вы сердитесь, вы не повышаете голос.

40. По сравнению с большинством людей, вы более способ­ны и сообразительны.

Читайте также:  Ключ край сознания синдром дориана грея

41. Обычно вы ходите быстро.

42. Во время разговора вы обычно энергично жестикули­руете руками.

43. Свою работу вы делаете лучше, чем обычно, когда со­ревнуетесь с другими.

44. Вам часто кажется, что время течет слишком быстро.

45. Вам приходилось слышать от окружающих и друзей, что вы человек очень деятельный и подвижный.

46. За последние три года вы были в отпуске меньше, чем положено.

47. Во время отпуска вы не можете перестать думать о ра­боте.

48. Вам часто хочется кого-нибудь выбранить.

49. Вы часто устраиваете сцены своим близким.

50. Когда вы очень рассердитесь, то часто не можете себя сдержать и способны наговорить много лишнего.

51. К концу отпуска вам хочется, чтобы он закончился, и вы могли бы вернуться к работе.

52. У Вас такое чувство, что вам постоянно не хватает вре­мени.

53. Многие обстоятельства побуждают вас соревноваться с другими.

54. Во время разговора вы обычно сцепляете руки или сжимаете их в кулаки.

55. Вы ненавидите, когда кто-то пытается диктовать вам свою волю.

56. Вы любите спорить и дискутировать.

57. Вы работаете быстро и энергично, а не медленно и раз­меренно.

58. По выражению вашего лица нельзя определить, рас­сержены Вы или спокойны.

59. Бывает, что вы торопитесь к месту назначенной встре­чи, хотя времени еще вполне достаточно.

60. Вы стараетесь, и вам нравится во всем быть первым и лучшим.

61. У Вас твердый характер, и вы успешно можете руководить людьми.

62.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы испытуемого сопоставляются с дешифратором. Подсчитывается общее количество баллов по шкале. Полученное числовое значение характеризует выраженность поведенческого стереотипа в целом:

Менее 160 соответствует поведению по типу Б,

От 160 до 180 – соответствует смешанному типу АБ,

Более 180 – поведение по типу А.

Максимально возможное количество баллов – 344.

Для более дифференцированной оценки в опроснике предусмотрена возможность оценки по 9 субшкалам. Применение их позволяет более детально исследовать влияние отдельных компонентов поведения типа А на профессиональное здоровье. О степени выраженности отдельного компонента можно судить по количеству баллов, полученных испытуемым по каждой субшкале. Если сумма баллов по субшкале больше или равна половине от максимально возможного количества баллов, то можно говорить о выраженности данного компонента поведения. Анализ полученных данных производится путем выделения субшкалы или нескольких субшкал, содержащих наибольшее количество баллов.

КЛЮЧ

название субшкалы номер вопросов максимальная сумма
Амбициозность 8,18,21,33,34,37,40,55,56,60,61,69,71,83
Нетерпеливость 3,16,23,31,37, 38, 57,59,76,84
Энергичность 6,13,26,45
Враждебность 9,19,20,30,32,48,49,50, 66,73,74,75,78,79,80,81, 85,86
Дефицит времени 2,12,27,44,52
Специфичность поведения 5,14,25,41,42,54,67,68
Сдерживание эмоций 7,17,22,36,39,58,62
Соревновательность 4,15,24,43,53,64
Вовлечение в работу 1,10,11,28,29,46,47,51,65,67,72,76,77,82

Управление временем

Для человека очень важно целостное представление о своем жизненном пути, особенно когда его судьба на изломе и человек становится перед выбором (часто нравственным выбором). Для людей, перенесших серьезные психологические травмы часто свойственно ощущение дискретности собственной жизни (жизнь делится на период до и после серьезных событий – испытаний, не неся в себе преемственности).

Человек осознанно старается не ворошить прошлое, которое наполнено для него болью, кроме того, травматический опыт в виде страхов и недоверия привносится в новые отношения с другими людьми. Здесь человек нуждается в приобретении опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и оценки своих возможностей.

После перенесенного травматического стресса человек воспринимает ответственность мирной жизни как свалившуюся на него неожиданно. Остро чувствует себя выброшенным из жизни, никому не нужным. Неумение прислушаться к своим потребностям и определить свои цели и жизненные пути являются причиной страданий возвратившихся из экстремальных ситуаций людей.

Таким образом, представители экстремальных видов профессиональной деятельности нуждаются в психологической поддержке в следующих направлениях:

· Формирование непрерывного восприятия времени – своего прошлого, настоящего и будущего

· Помощь в постановке целей и планировании профессиональной и личной жизни

· Формирование мотивации достижений, взращивание самооценки и уверенности в себе

Далее нами предлагается ряд упражнений, позволяющих проводить диагностику особенностей управления временем интересующих нас специалистов. Эти же задания способны помочь человеку в овладении стрессовыми ситуациями в рамках своей экстремальной профессии.

Упражнение1.

Инструкция:

1. Чтобы определить, на что вы тратите время, распределите свои занятия по следующим группам:

– Занятия, которые вы не любите, но обязаны делать

– Дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся

– Праздное времяпровождение

– Ежедневные ритуалы

– Встречи

– Другое

2. Нарисуйте две равные окружности, изображающие обычный день на прошлой неделе и идеальный день.

3. Распределите окружности на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий

4. Анализ полученных рисунков:

· Чем отличаются Ваши идеальный и обычный дни?

· Какие мысли и ощущения возникли у Вас по поводу распределения своего времени?

Источник