Синдром профессионального сгорания социальных работников
Понятие «профессиональное выгорание» появилось в 1970-х гг. Изначально так обозначали психологическое состояние работников, которые испытывали эмоциональное перенапряжение после плотного общения с клиентами. Сейчас под профессиональным выгоранием понимают защитную реакцию организма.
Если человек усердно трудится, забывая про полноценный отдых, какое-то время организм не сопротивляется этому. Когда отдача на работе становится чрезмерной, возникает стресс, который постепенно становится хроническим. На этом этапе организм и начинает сопротивляться работе, показывая, что так трудиться нельзя. В результате человек постоянно чувствует усталость, теряет интерес ко всему, что раньше доставляло удовольствие, и не видит для себя никаких перспектив.
Кто подвержен синдрому выгорания на работе
Профессиональному выгоранию подвержены те, кому по долгу службы приходится много общаться с людьми. В группе риска – учителя, врачи, продавцы, менеджеры по рекламе, журналисты, бизнесмены, политики и даже психологи.
Синдром выгорания провоцируют также определенные особенности личности и среды. Есть несколько категорий людей, у которых он развивается чаще всего:
- Жители крупных городов. Они часто ведут деятельность в компаниях с большим штатом. Во внерабочее время также не удается избежать общения с огромным количеством малознакомых и незнакомых людей – в транспорте, магазинах, на улице.
- Интроверты. Из-за психологических особенностей им сложно работать в тех отраслях, где предполагается постоянное общение с разными людьми. От природы застенчивые, замкнутые и скромные, интроверты не в силах справляться с эмоциональным напряжением.
- Новые сотрудники во время испытательного срока. Незнакомая среда, необходимость быстро обучаться и показывать высокую эффективность – факторы, которые провоцируют стрессовую ситуацию.
- Люди, добившиеся карьерных высот. Достигнув цели, человек оказывается растерянным и не понимает, к чему стремиться дальше. Он ощущает отсутствие перспектив, начинает сомневаться в личной и профессиональной состоятельности, все это понижает самооценку.
- Работники старше 45 лет. Найти новую работу становится сложнее из-за возрастных ограничений. Страх увольнения на фоне экономического кризиса вгоняет в хронический стресс.
- Те, кому приходится разрываться между семьей и работой. Эти люди постоянно испытывают эмоциональное напряжение, которое усиливается из-за жесткой конкуренции в профессиональной сфере.
Сильнее всех рискуют трудоголики, полностью отдающиеся работе, лишающие себя выходных и отпуска. Они сосредотачивают весь смысл своей жизни на профессии и карьере, не реализуясь в других областях – в семье, хобби, общении с друзьями. Работа становится единственным способом самореализации и повышения самооценки. Нередки случаи, когда у успешных педагогов, пользующихся уважением у учеников и коллег, собственные дети не успевают в школе.
Симптомы профессионального выгорания
Все признаки профессионального выгорания делятся на 3 группы – психофизические, социально-психологические и поведенческие.
Психофизические симптомы:
- Постоянная усталость и заторможенность.
- Эмоциональное и физическое истощение.
- Отсутствие страха при реальной угрозе жизни или здоровью.
- Дневная сонливость и ночная бессонница.
- Частые головные боли и расстройства ЖКТ.
- Резкое похудение или набор веса.
- Ухудшение зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания.
- Одышка.
Социально-психологические симптомы:
- Апатия.
- Депрессия.
- Раздражительность.
- Нервные срывы.
- Тревожность и подозрительность.
- Постоянные обиды и чувство вины.
- Гиперответственность и страх не справиться с поставленной задачей.
- Негативная оценка будущего.
Поведенческие симптомы:
- Человеку кажется, что работа становится все более трудной, и вскоре он не сможет ее выполнять.
- Он скучает на работе.
- Начинает самостоятельно изменять свой график – приходить позже, уходить раньше.
- Постоянно берет работу на дом, даже если это не требуется, но не выполняет ее.
- Чувствует себя бесполезным.
- Ищет причины, чтобы не принимать ответственных решений по работе.
- Безразличен к результатам своего труда.
- Не выполняет важные задачи из-за того, что зацикливается на мелких деталях.
При профессиональном выгорании люди практически полностью отказываются от физических нагрузок, перестают общаться с близкими, забрасывают свои увлечения. Нередко у них появляются вредные привычки – например, пытаются избавиться от стресса с помощью алкоголя. Часто человек винит в своем внутреннем состоянии «плохую» работу, но попытки смены сферы деятельности не помогают. Через какое-то время все симптомы возвращаются и даже дополняются новыми.
Этапы выгорания и его последствия
Профессиональное выгорание развивается постепенно. Этот процесс включает несколько стадий, на каждой из которых происходят изменения в эмоциональном и психологическом состоянии человека.
Стадия предупреждения (начальная)
На этом этапе закладывается фундамент надвигающейся проблемы. Человек с головой окунается в работу, отодвигая семью, друзей, отдых и хобби на задний план. Он стремится стать лучшим в своей профессиональной сфере, построить карьеру. Это изматывает организм, поэтому накатывает усталость, возникают проблемы со сном и чувство тревоги.
Первая стадия
Постепенно приглушаются эмоции, притупляется острота чувств и свежесть переживаний. Человек утрачивает интерес к работе, он не испытывает удовлетворения от выполненных задач, все чаще опаздывает, берет больничные, завидует коллегам, которые делают успехи. Ощущается внутренняя пустота, хотя внешне пока все нормально.
Постепенно совсем пропадают положительные эмоции, на работе и дома человек начинает держаться отстраненно, старается ни с кем лишний раз не контактировать. Развивается тревожность, неудовлетворенность своей жизнью. При возвращении домой хочется, чтобы все оставили в покое. Этот этап длится в течение 2-4 лет.
Вторая стадия
Человек все сильнее отстраняется от общения с близкими, коллегами и особенно с клиентами. Появляется пренебрежение к сослуживцам, которое он даже не скрывает. Поначалу это с трудом сдерживаемая антипатия, но позже перерастает в открытое раздражение. Человек начинает срываться на других сотрудников и на клиентов, хотя раньше мог приветливо с ними общаться.
Рабочая неделя кажется вечностью, по приходу домой человек падает на кровать от усталости. Появляются признаки депрессии – апатия, ощущение собственной неполноценности. Сам человек этого не осознает, но таким образом проявляется инстинкт самосохранения. Организм пытается снизить общение до безопасного уровня.
Третья стадия
На этом этапе появляется обида на всех, человек становится безразличным к работе и близким, все глубже впадает в депрессию. Кроме психических нарушений, возникают соматические болезни – беспричинная головная боль, тошнота, бессонница, апноэ, аритмия. Слабые личности начинают искать облегчение в алкоголе, компьютерных играх, препаратах и других зависимостях.
Разочарование
Эмоции практически исчезают, притупляются представления о жизненных ценностях. Человек становится равнодушным абсолютно ко всему, включая свою жизнь, полностью пропадает мотивация. Он может пытаться по привычке сохранять внешнюю респектабельность, хотя его взгляд становится пустым, а движения – монотонными. На этом этапе для восстановления личности уже требуется серьезное лечение у врача.
Постоянное пребывание в состоянии повышенной тревоги негативно влияет на здоровье. Человек ощущает себя истощенным морально и физически. Развиваются предневротические состояния, нарушается восприятие мира – он начинает казаться опасным. Это снижает работоспособность и может спровоцировать психические расстройства.
Как избежать выгорания? Повышаем удовлетворение от работы
Чтобы предотвратить профессиональное выгорание и работать продуктивно, получая удовлетворение от процесса, возьмите на вооружение рекомендации психологов:
- Создайте ритуалы на каждый день – медитируйте по утрам или перед сном, читайте или играйте 1-2 ч. в онлайн-игры, делайте то, что вам доставляет удовольствие. Посвящайте время себе. Так вы сможете избавляться от негатива и подпитываться позитивной энергией.
- Слушайте музыку. Например, во время перерывов на работе, дома по вечерам или выбирайтесь на концерты. Музыка поднимает настроение, позволяет избавиться от стресса и достичь душевной гармонии.
- Избегайте чрезмерной активности. Вначале завершите свои неотложные дела, а потом, если останутся силы и время, помогите другому человеку. Не идите на поводу у коллег и даже у начальства, требующих выполнить работу, которая не входит в ваши прямые обязанности.
- Планируйте свой рабочий день.
- Делайте короткие перерывы, чтобы выпить кофе или пообщаться с коллегами.
- Решайте проблемы по мере поступления, не откладывая на потом.
- Обзаведитесь хобби. Фотографируйте, танцуйте, ходите в театры – это поможет отвлечься и зарядиться положительными эмоциями.
- Правильно питайтесь и занимайтесь спортом хотя бы полчаса в день. Так вы сможете поддерживать хорошее настроение и энергичность в течение всего дня.
Если ваша работа не приносит вам удовлетворения, попробуйте изменить отношение к ней. Выполняя даже рутинные задачи, вы приносите пользу другим – обеспечиваете их продуктами или услугами. Заведите друзей среди коллег – даже короткие разговоры с ними помогут преодолеть монотонность. Берите отпуск, когда чувствуете, что он вам нужен. Эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и жить в гармонии с собой и окружающими.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Профессиональная деятельность социального работника, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. [4]. Все это может привести к синдрому профессионального выгорания, который является следствием профессиональных стрессов и представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно себя и своей работы. Выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. [3].
Рассмотрим их подробнее. Начнем с эмоционального истощения, которое проявляется в появлении у работников чувства эмоциональной опустошенности и усталости, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном пресыщении и симптомов депрессии, вызванных собственной работой.
Второй фактор-это деперсонализация, которая предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
И заканчивается все редукцией личных достижений, а именно возникновением у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
В сущности, происхождение «выгорания», невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами. Оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. Однако риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. А это означает, что кадры социальной работы – должны обладать высоким уровнем профессионализма, который формируется посредством компетентностного подхода в профессиональной трудовой деятельности. Компетентностный подход предполагает ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности и в личной и профессиональной деятельности. [2]. Неслучайно в Федеральном законе от 10.12.1995 № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст. 25 подчеркивается: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг» [1]. Основываясь на данное положение, автором было проведено социологическое исследование на базе Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр» по теме «Компетентностный подход в профессиональном становлении личности специалиста», с целью изучения структуры профессиональной компетентности социального работника. На основании исследования автором была разработана структура компетентности, в которую входят три компонента:
базовые профессиональные качества;
личность специалиста;
нравственность специалиста.
Именно на этих трех компонентах отражает свое воздействие синдром профессионального выгорания. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. А также профессиональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на клиентов которые вынуждены обращаться за помощью к данным специалистам, и поэтому становятся «заложниками синдрома».
Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром выгорания, необходим комплекс мероприятий, который был разработан автором и направлен на каждый элемент структуры компетентностного подхода. К нему относятся:
1.Проведение информационного занятия на тему: «Сущность синдрома профессионального выгорания и факторов, способствующих его возникновению».
2.Проведение занятия на тему: «Обучение определенным навыкам копинг поведения».
3.Проведение внутренних мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации.
4.Моральное стимулирование работников.
5.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.
6.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.
7.Школа социального работника
8. Проведение конкурсов профессионального мастерства.
Работа специалиста социальной сферы предъявляет высокие требования, особо ответственна и люди, занимающиеся этой деятельностью должны быть компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения своих непосредственных профессиональных функций. Характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление, а выполнение профессиональной деятельности, в свою очередь, вызывает определенные личностные изменения, которые влияют на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Эти изменения называются профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание – это динамический процесс, который возникает поэтапно. Все начинается с эмоционального истощения и заканчивается возникновением у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, неуспеха в ней. Поэтому необходима целенаправленная работа по его преодолению, которая будет направлена на профессиональные качества специалиста, его личность и нравственность.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 50.
2. Шмелева Н.Б. Профессиональная и социально-личностная компетентность и компетенция, их соотношение в подготовке социальных работников.// Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2008.№ 3.С. 99-103
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 189с.
4. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – Москва: ВЛАДОС: Московский государственный социальный университет, 2001. -431с.
Источник
Наталья Устюжанина
Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек – человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».
При рассмотрении теоретических предпосылок коррекции эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы были выделены стадии, симптомы и диагностика эмоционального выгорания[1].
Делая анализ литературных данных, можно сказать, что исследователи, изучая синдром «эмоционального выгорания» рассматривали его как результат влияния комплекса стрессогенных факторов и как, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Анализ исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. Синдром профессионального «выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
В данном сообщении представлен случай консультирования сотрудника социальной сферы: возраст – 50 лет, пол – женский, стаж работы в профессии -30 лет. Профессия – провизор. Место работы – аптека от склада. Образование – высшее. Детей нет. В браке не состоит. Официально не трудоустроена.
В данном случае клиент обратился на консультацию с запросом отвращения к работе, усталостью, нехваткой сил и постоянным желанием – спать. Таким образом,из анализа данной ситуации сложился вывод: что клиент «выгорел» на работе.
Была разработана программа коррекции индивидуально для клиента по методикам арт-терапии[3] и коучинга, расчитананная на три недели. В программу входит шесть занятий по 60 мин.
Целью эмпирической программы является коррекция эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы.
Для проведения эмпирической программы коррекции была подобрана “Диагностика эмоционального выгорания личности” В. В. Бойко.
Краткое описание данного метода исследования:
Методика Бойко направлена на выявление синдрома “Эмоционального выгорания” позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить,к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения»[2]. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома “эмоционального выгорания“. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам,которые группируются в соответствии с тремя фазами: «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение».
В ходе реализации коррекционной работы нами была проведена
“Диагностика эмоционального выгорания личности” В. В. Бойко.
Результаты входящей диагностики показали, что у испытуемой фазы формирования синдрома «выгорания» сформировались. Фаза «Напряжение», «Резистенции» и «Истощения» в сформированной стадии.
В фазе «Напряжения»доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
В фазе «Резистенции»у испытуемой доминируют: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, а симптом – эмоциональная нравственная дезориентация – складывающийся. И последняя фаза «Истощение»,в ней доминируют симптомы: эмоциональная отстраненность и личная отстраненность;а симптомы: эмоциональный дефицит и психосоматические нарушения – складывающиеся симптомы.
Таким образом, мы видим, что у испытуемой все фазы развития стресса сформировались.
Для проведения коррекционной программы были разработаны индивидуальные занятия по арт-терапии и коучингу. Цель занятий была направлена на гармонизацию эмоционального состояния, как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; «проработку» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; психопрофилактику негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение, содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств. А также
формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Результат проведенной коррекционной работы показал, что у испытуемой после проведения итоговой диагностики фазы формирования синдрома «выгорания» «Напряжение» и «Истощения» перешли в фазу не сформированности.
А фаза «Резистенции» в стадию формирования.
По результатам проведения Эмпирической программ коррекции эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферыбыли сделаны определенные выводы:
Первое – важность программы, второе – эффективность.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы. Он в первую очередь угрожает людям, работающим напряженно и с большой эмоциональной нагрузкой, что в полной мере можно отнести к работникам аптеки, как к руководителям, так и к первостольникам. Человек, преследуя карьерные и профессиональные цели, с головой уходит в работу, стремится покорять все новые рубежи своего дела, приходит раньше и уходит позже окончания рабочего дня, работает в выходные. Служебные дела постепенно вытесняют остальную жизнь. В результате абсолютного погружения в работу совсем не остается времени на себя. Накапливается физическая усталость, а потом — моральная и психологическая.Организм начинает подавать опасные сигналы: хроническая усталость и недосыпание, постоянные головные боли, апатия, непроходящее плохое физическое самочувствие.Но всему этому не придается значения: мол, на пенсии отдохнем.
По некоторым данным, СЭВ страдает до четверти работающих людей в мире. И в России, в условиях жесткой профессиональной конкуренции, ситуация не лучше. Как не упустить опасный момент, не проглядеть симптомы надвигающейся болезни? Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как «эмоциональное выгорание «оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, но и на их деятельность и самочувствие, и на тех, кто находится рядом c ними.
По итогам реализации коррекционной программы мы видим, что результаты итоговой диагностики испытуемой значительно улучшились.
Список литературы:
1. 4. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2005. – 527 с. 30.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996
3. Киселева М. В, Кулганов М. В.Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие – CПб.:Речь, 2014.- 64с.
Источник