Синдром профессионального выгорания м буриш

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. (Скугаревская М. М., 2002)
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
- 1. Предупреждающая фаза
- а) Чрезмерное участие:
чрезмерная активность;
отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
чувство усталости;
бессонница;
угроза несчастных случаев.
- 2. Снижение уровня собственного участия
- а) По отношению к сотрудникам, пациентам:
потеря положительного восприятия коллег;
переход от помощи к надзору и контролю;
приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к остальным окружающим:
отсутствие эмпатии;
безразличие;
циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
нежелание выполнять свои обязанности;
искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований:
потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
зависть.
- 3. Эмоциональные реакции
- а) Депрессия:
постоянное чувство вины, снижение самооценки;
безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия:
защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
подозрительность, конфликты с окружением.
- 4. Фаза деструктивного поведения
- а) Сфера интеллекта:
снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
отсутствие собственной инициативы;
снижение эффективности деятельности;
выполнение заданий строго по инструкции,
в) Эмоционально-социальная сфера:
безразличие, избегание неформальных контактов;
отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
избегание тем, связанных с работой;
самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;
неспособность к релаксации в свободное время;
бессонница, сексуальные расстройства;
повышение давления, тахикардия, головные боли;
боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;
чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. (Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М., 2001) (Лэнгле, А. 2008)
Источник
Управление персоналом »
Словарь » Эмоциональное выгорание. Стадии
Управление персоналом
Словарь-справочник
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.
Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.
Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.
Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности.
По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие:
- чрезмерная активность;
- отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
- ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
- чувство усталости;
- бессонница;
- угроза несчастных случаев.
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, пациентам:
- потеря положительного восприятия коллег;
- переход от помощи к надзору и контролю;
- приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
- доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к остальным окружающим:
- отсутствие эмпатии;
- безразличие;
- циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
- нежелание выполнять свои обязанности;
- искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
- акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований:
- потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
- чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
- зависть.
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
- постоянное чувство вины, снижение самооценки;
- безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия:
- защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
- отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
- подозрительность, конфликты с окружением.
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта:
- снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
- ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
- отсутствие собственной инициативы;
- снижение эффективности деятельности;
- выполнение заданий строго по инструкции.
в) Эмоционально-социальная сфера:
- безразличие, избегание неформальных контактов;
- отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
- избегание тем, связанных с работой;
- самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;
- неспособность к релаксации в свободное время;
- бессонница, сексуальные расстройства;
- повышение давления, тахикардия, головные боли;
- боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
- зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;
- чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
- экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.
См. также:
Модели эмоционального выгорания,
Эмоциональное выгорание менеджеров
-C-
- Сбалансированность рабочего места
- Сенсорная депривация
- Серый кардинал
- Сетка менеджмента
- Симптом механизма неудачи
- Синдром эмоционального выгорания
- Служебная субординация
- Собеседование. Методики собеседования
- Сопротивление изменениям
- Социальная депривация
- Социальное иждивенчество
- Социально-психологический тренинг
- Сплетни
- Стадии развития коллектива
- Стадии эмоционального выгорания
- Стеклянный потолок
- Стили общения
- Стили руководства
- Структурированное интервью
- Структурное подразделение
- Субкультура в организации
Вернуться к оглавлению »»»
Источник
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
- Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие:
• чрезмерная активность;
• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
• ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
• чувство усталости;
• бессонница;
• угроза несчастных случаев.
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, пациентам:
• потеря положительного восприятия коллег;
• переход от помощи к надзору и контролю;
• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к остальным окружающим:
• отсутствие эмпатии;
• безразличие;
• циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
• нежелание выполнять свои обязанности;
• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований:
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
• зависть.
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
• постоянное чувство вины, снижение самооценки;
• безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия:
• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
• подозрительность, конфликты с окружением.
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта:
• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
• ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
• отсутствие собственной инициативы;
• снижение эффективности деятельности;
• выполнение заданий строго по инструкции,
в) Эмоционально-социальная сфера:
• безразличие, избегание неформальных контактов;
• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
• избегание тем, связанных с работой;
• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;
• неспособность к релаксации в свободное время;
• бессонница, сексуальные расстройства;
• повышение давления, тахикардия, головные боли;
• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;
• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
• экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.
Источник
Ответственная и интенсивная работа, повышенное чувство ответственности, перфекционизм, высокие стандарты работы, чрезмерная нагрузка, неадекватная материальная и психологическая оценка, низкая социальная поддержка – основные предпосылки синдрома выгорания.
Длительный повышенный стресс вызывает функциональные нарушения в организме. Стремление добиться успеха любой ценой, постоянное давление определенных ситуаций, работа без длительного отдыха, подъем и неспособность эмоционально отключиться от проблем неизбежно приводят к эмоциональной пустоте и физическому истощению.
Синдром выгорания – это явление, затрагивающее все большее число людей. Это симптом или настоящее психоэмоциональное заболевание? Как отличить это состояние от депрессии?
Проблема социальная или медицинская?
Синдром выгорания сначала возник как социальная, а не медицинская проблема.
Теоретическая модель синдрома выгорания с акцентом на социальные и личные этиологические причины начала разрабатываться в середине 1970-х годов. Феномен синдрома выгорания был впервые описан американским психологом Гербертом Фройндбергером. Специалист подчеркивал, что эта проблема может затронуть кого угодно – карьеристов, знаменитостей, работодателей и простых рабочих. А поскольку утомляемость – это нормальная физиологическая реакция на переутомление, она не считается болезнью.
Синдром выгорания и сейчас иногда используется как бытовой термин, хотя в МКБ-10 патология кодируется Z73.0. Сегодняшний быстрый и активный образ жизни, бессонные ночи, неправильное питание, стресс на работе заставляют чувствовать себя усталым, истощенным, неспособным сконцентрироваться. В итоге человек приобретает целый набор болезненных состояний. Синдром выгорания медленно, но уверенно превращается в медицинскую патологию.
Что такое синдром выгорания
Синдром выгорания – это психологический синдром, который развился как специфическая реакция на длительный стресс, связанный с работой, и состоит из трех компонентов: истощение, деперсонализация и снижение трудоспособности.
Истощение подразумевает истощение как эмоциональных, так и физических ресурсов. Деперсонализация или цинизм проявляется в безразличном отношении к пациенту или работе.
В настоящее время в литературе выделяют несколько типов синдрома выгорания в зависимости от «преданности делу»:
- Тип рециклинга. Развивается, когда работа интенсифицируется до предела изнурения, прилагаются усилия для достижения целей, удовлетворения амбиций.
- Недостаточно стимулирующий тип. Развивается, когда работа монотонна, немотивирована и скучна, отсутствует личностное развитие.
- Тип истощения. Определяется как постоянный стресс, неудовлетворение, непризнание и неприятие.
Чем опасен синдром выгорания
Синдром выгорания имеет негативные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
- Пациента беспокоят типичные психосоматические расстройства: сильные головные боли, гастрит, язвы, бессонница, утомляемость.
- Развиваются психопатологические расстройства: беспокойство, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, параноидальные идеи, алкоголизм или другие аддиктивные патологии.
- Хронический стресс ухудшает иммунную функцию и снижает сопротивляемость организма инфекциям, увеличивает риск рака, гипертонии и диабета.
Распространенность и предпосылки
Нарушение особенно выражено в профессиональных группах с высокой интенсивностью работы, для которых характерны:
- большой объем обрабатываемой информации;
- отсутствие времени на принятие решения;
- эмоциональная перегрузка;
- сложные психологические ситуации в рабочей группе.
По мнению специалистов, этот синдром больше отражает психоэмоциональную составляющую хронической усталости. Сначала происходят негативные изменения в психоэмоциональной сфере, а затем ухудшается физическое состояние человека.
На формирование этого синдрома влияют и многие другие личностные характеристики человека:
- низкая стрессоустойчивость;
- впечатлительность;
- слабая психика.
В современной медицинской литературе синдром психического истощения описывается в основном для занятий социальной сферы, имеющих психоэмоциональный компонент интенсивности труда. Однако некоторые психотерапевты отмечают, что глобальный механизм действия для развития «вызова» – это его природа, поэтому его исследования перспективны для различных профессиональных групп.
Причины развития синдрома выгорания
К социально-демографическим факторам риска относятся:
- молодой возраст;
- женский пол;
- высшее образование;
- семейное положение (холост / не замужем).
Причины развития синдрома выгорания
У многих людей интенсивная умственная работа приводит к умственной усталости из-за необходимости постоянной высокой концентрации внимания, обработки больших объемов информации и наличия некоторых из связанных с этим вредных производственных факторов:
- Тяжелые производственные обстоятельства.
- Негативный психологический климат в микрокоманде.
- Особые (тяжелые) условия труда.
Специалисты считают, что синдром является признаком определенных психологических состояний:
- Хроническая усталость;
- Депрессия;
- Постоянный негативный стресс в результате несоблюдения ожиданий и полученного результата. Эта функция в основном связана с психоэмоциональным истощением.
Выгорание – это симптом синдрома хронической усталости (СХУ), который связан с несоблюдением определенных требований и способностью человека соответствовать этим требованиям.
Главный механизм, который вызывает именно «выгорание», – это прежде всего эмоциональное (затем физическое и когнитивное) истощение. Однако СХУ может быть вызван хроническим стрессом, чаще всего профессиональным.
Признаки синдрома выгорания
Выгорание существует уже довольно давно, и это постоянный фактор. Поэтому ощутимых соматических изменений в организме человека при легкой форме синдрома может не быть. Клинические признаки патологии можно наблюдать только при длительном развитии синдрома, когда пациент уже не может адаптироваться к ситуации.
Основные симптомы синдрома выгорания:
- В первую очередь, это эмоциональное истощение – человек чувствует себя усталым, утомленным уже утром, просто просыпаясь. Пациенты не хотят ничего делать, они не хотят идти на работу. Пропадает интерес к жизни, все становится безразличным. Появляется чувство безнадежности, исчезает чувство удовольствия.
- Во-вторых, человек избегает деятельности, связанной с работой, коллегами, потому что чувствует себя эмоционально нестабильным, дискомфортным. Вместо этого он предпочитает проводить время в одиночестве или с семьей.
- В-третьих, снижается мотивация расти, развиваться, совершенствоваться. Человек стоит на месте, и его достижения снижаются.
Важный признак «выгорания» – снижение КПД.
Типичные симптомы:
- Медленная передача информации;
- Подавление мышления при решении проблем;
- Сниженный уровень восприятия информации, что иногда приводит к определенным проявлениям депрессии;
- Беспричинное беспокойство, сонливость, раздражение, перепады настроения и т. д.
Синдром выгорания сопровождается или способствует обострению хронических заболеваний. В первую очередь это отражается на психофизиологических функциях, которые наиболее уязвимы к воздействию вредных факторов.
Физические симптомы синдрома профессионального выгорания:
- чувство усталости в течение длительного времени;
- частые головные боли и боли в мышцах;
- изменения аппетита;
- нарушения сна;
- проблемы с восприятием;
- потеря способности работать и общаться;
- трудности с концентрацией внимания.
Эмоциональные симптомы:
- чувство неудачи и сомнения в том, что было сделано;
- чувство истощения, беспомощности;
- чувство одиночества и пустоты;
- скука, депрессия, растерянность;
- колеблющееся настроение;
- недостаток мотивации;
- цинизм, сарказм;
- самообвинение;
- чувство обиды;
- чувство безнадежности;
- нервозность;
- повышенные требования к себе;
- повышенная раздражительность;
- неудовлетворенность.
Изменения в поведении:
- уклонение от ответственности;
- задержки и досрочное завершение работ;
- изоляция от окружающих, коллег;
- необходимые работы выполняются позже, сдвигая сроки;
- употребление алкоголя, психотропных веществ;
- сброс негатива и недовольства на окружающих;
- самостоятельное лечение;
- отсутствие интереса.
Группы риска:
- Перфекционисты – люди, для которых нет ничего идеального.
- Пессимисты – люди с заниженной самооценкой и негативным отношением к окружающей среде.
- Люди, которые не доверяют другим и хотят все контролировать сами.
Признаки синдрома выгорания
Этапы развития нарушения. Отличие СВ от депрессии
Выгорание – это постепенный процесс, в котором прогрессирует потеря внутреннего идеализма, энергии и цели.
Некоторые теоретики выделяют 4 фазы формирования выгорания:
- энтузиазм;
- застой;
- сопротивление;
- апатия.
Набор симптомов, которые преобладают при синдроме выгорания, связан не только с психоэмоциональным стрессом. Также это могут быть вполне объективные симптомы и физические проявления, такие как бессонница, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, перепады настроения. Поэтому очень важно различать, когда у пациента происходит выгорание, а когда он уже находится в депрессии.
Депрессия – более тяжелая стадия выгорания, которая уже является психоэмоциональным заболеванием. В этом случае уже преобладают симптомы, связанные с чувством тревоги, суицидными мыслями или фантазиями, психосоматическими расстройствами и резким падением уверенности в себе.
Больной чувствует себя одиноким, никому не нужным, утомительным для других. И лечить его нужно синергетически – с помощью лекарств и психотерапевта.
Диагностика
Как диагностировать пациента, страдающего синдромом выгорания? У Всемирной организации здравоохранения нет структурного протокола по этому вопросу. Однако существует ряд анкет, которые позволяют человеку провести самооценку. Конечно, обследование – показатель субъективный, и даже после этого специалист не всегда может поставить этот диагноз.
В большинстве случаев синдром выгорания основан на хорошо известном наборе основных симптомов, поэтому важно исключить наличие других заболеваний, иначе лечение не будет успешным. Важно обсудить с психотерапевтом все привычки образа жизни, наличие физической активности, принимаемые лекарства. Это единственный способ определить, является ли это депрессией, синдромом хронической усталости или истощением.
Лечение
Сначала выгорание отражается на психоэмоциональной сфере человека. Поэтому если пациент не может изменить свое состояние, следует проконсультироваться с психотерапевтом. Выявляются и устраняются причины психологического порядка, обычно физическое состояние больного восстанавливается быстро.
Тщательный психологический анализ психологического и эмоционального состояния человека позволяет выявить начальную стадию и принять профилактические меры.
Если пациент знает свои черты личности: впечатлительность, слабую сопротивляемость стрессу, хрупкую психику, то он может сам решить, что делать с работой или другими обстоятельствами, которые вызывают постоянное психоэмоциональное давление.
Несколько советов:
- Старайтесь больше общаться с людьми, которые вас поддерживают – с родственниками, друзьями.
- Ежедневно находите время, чтобы полностью отключиться от социальных контактов (электронная почта, телефонные звонки, социальные сети).
- Научитесь говорить нет, когда вы чувствуете себя истощенным.
- Нужно больше двигаться, не сидеть в положении неподвижности более часа.
- Откажитесь от алкоголя, никотина, сократите ежедневное потребление кофе.
- Выделяйте столько времени, сколько вам нужно, для отдыха и сна. Рекомендуется засыпать до 11 часов вечера, когда начинается синтез мелатонина, а просыпаться до восьми часов утра. Минимальное количество часов сна – восемь часов.
- Уменьшите потребление сахара, ограничьте перекусы – ведь продукты с высоким гликемическим индексом дадут лишь временное чувство удовольствия, но не решат проблему.
- Ешьте больше продуктов, содержащих жирные кислоты омега-3 – лосось, сардины, скумбрия, водоросли, льняное семя, грецкие орехи.
Профилактика
Основные методы профилактики синдрома выгорания:
- Обучение. Рекомендуется, чтобы студентов учили, как справляться с эмоциональным стрессом на работе;
- Организация рабочей среды. Позитивная рабочая среда – это гибкий график работы, который позволяет совмещать работу и семью, чувство профессиональной поддержки и признательности, а также возможности для профессионального развития. Кроме того, важно разделение рабочих задач, ответственности, социальная поддержка между коллегами;
- Образовательное лидерство. Основано на предпосылке, что у каждого человека достаточно внутренних ресурсов и опыта, чтобы справляться с жизненными проблемами. Общаясь с клиентом, консультант поощряет другой взгляд на ту же ситуацию, признание предвзятых негативных предположений и замену их более адекватными решениями проблемы;
- Симптоматическое фармакологическое лечение: антидепрессанты, бета-адреноблокаторы;
- Психотерапия, такая как тактика релаксации, самооценка, стратегии управления стрессом.
Поделиться ссылкой:
Источник