Синдром профессионального выгорания у медицинских работников курсовая

МИНИСТЕРСТВО 
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО 
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет
высшего сестринского образования

Кафедра
психиатрии, наркологии и медицинской
психологии 

БЕРЕЗНЕВА
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА 

СИНДРОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЕГО РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 

Курсовая
работа по медицинской психологии 
 

Студент заочного
обучения

351 группы                                                                   
О.А. Березнева 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 
– 2010

Содержание 

Введение

Глава 1. Синдром 
эмоционального выгорания как проблемы
медицинской психологии

    1. Подходы к
      изучению  феномена «эмоционального
      выгорания»
    2. Факторы,
      способствующие развитию синдрома эмоционального
      выгорания
    3. Особенности
      СЭВ у представителей медицинской профессии
    4. Основные
      стрессоры
    5. Динамика
      развития и психологическая симптоматика
      синдрома эмоционального выгорания
    6. Выводы по
      главе 1

Глава 2.  Эмпирическое
исследование влияния личностных особенностей
медицинских сестер на формирование синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности

2.1. Характеристика 
базы, процедуры проведения  и

методов исследования

2.2. Изложение 
и анализ результатов исследования.
Выводы по результатам исследования

2.3. Лечение и 
профилактика синдрома эмоционального 
выгорания

Заключение 

Литература  
 

      
Введение 

      Проблематика 
стрессоустойчивости  человека в 
различных профессиях с давних пор
привлекала внимание психологов. Существует
ряд профессий, в которых человек начинает
испытывать чувство внутренней эмоциональной
опустошённости вследствие необходимости
постоянных  контактов с другими людьми.
«Ничто не является для человека такой
сильной нагрузкой и таким сильным испытанием,
как другой человек», – эту метафору можно
положить в основу исследований психологического
феномена – синдрома  эмоционального
выгорания.

      Медицинские
работники, постоянно сталкивающиеся
со страданием людей, вынуждены воздвигать
своеобразный барьер психологической
защиты от пациента, становиться менее
эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное
выгорание. Сюда же следует отнести психологические
трудности принимающего, безусловного
общения. По существу эмоциогенность заложена
в самой природе медицинского труда, причём
спектр эмоций весьма разнообразен.

      При 
этом  несущий бремя «груза общения»
специалист  вынужден  постоянно
находиться  в гнетущей атмосфере чужих  
отрицательных   эмоций,  служить 
то утешителем,  а  то, напротив, –  
мишенью  для раздражения и агрессии.
Наша психика  от  природы  устроена 
так,  что  мы  не  можем  оставаться
равнодушными  к  проявлениям эмоций
со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» 
ими.  К этому добавляются ещё и вторичные
переживания по поводу  чужих проблем,
вызванные незримым, но ощутимо давящим
на  плечи грузом  ответственности. 
Следствием всего этого может являться
помимо собственного ухудшения здоровья 
человека  ещё  и  стойкое снижение
результативности его работы.  Итог
известен и ёмко описан словами  классика:
«Ещё  один  сгорел  на  работе»
[20].

      В
построенной  А. С. Шафрановой классификации 
профессий медицинские работники вынесены
в особую группу профессий «профессии
высшего типа» по признаку необходимости
постоянной работы над предметом и собой,
подобное основание в большей степени
подходит для определения субъектного
вклада индивидов [18].

      Актуальностью
и социальной значимостью выбранной 
темы является сложный характер синдрома
эмоционального выгорания, а также разнородность
интерпретации его причин и проявлений,
требующих поиска исследовательских стратегий
и создания соответствующего психологического
инструментария.

      Изучение 
синдрома эмоционального выгорания 
в профессиональной деятельности медицинской
сестры особенно актуально в период проведения
реформ, которые приводят к интенсификации
профессиональной деятельности. Медицинские
сёстры обеспечивают результативность
производственной деятельности лечебно-
профилактического учреждения, что возможно
лишь при высоком потенциале их здоровья.

      Цель 
исследования: изучить формирование
синдрома эмоционального выгорания 
в процессе выполнения профессиональной
деятельности медицинскими сестрами.

      Задачи 
исследования:

      1.
Провести аналитический обзор литературы.

      2.
Провести исследование формирования синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
у медицинских сестёр разных отделений.

      3.Провести
обработку и анализ результатов исследования.

      Предмет
исследования: формирование синдрома
эмоционального выгорания в процессе
выполнения профессиональной деятельности
медицинскими сестрами разных отделений.

      Объект 
исследования: синдром эмоционального
выгорания как психологический феномен.

      База 
исследования: медицинские сёстры разных
отделений ЦРБ г. Балей в количестве 
38 человек.

      Методы 
сбора и обработки информации
исследования:

      1)Тест
«Как узнать, что вы подверглись стрессу»;

      2)Методика  
«Диагностика эмоционального выгорания
личности» В. В. Бойко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава
1. Синдром эмоционального
выгорания как проблемы
медицинской психологии

      1.1.
Подходы к изучению 
феномена «эмоционального 
выгорания»

      Термин 
«эмоциональное выгорание» введён американским
психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году,
для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся
в интенсивном и тесном общении с клиентами,
пациентами в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной
помощи.

      «Выгорание 
— психологический термин, обозначающий
симптомокомплекс последствий длительного
рабочего стресса и определенных видов
профессионального кризиса», – М. Буриш
[16].

      По 
мнению А. М. Ричардсена, данные современных
исследований наглядно показали, что эмоциональное
выгорание отличается от других форм стресса, 
что это не просто «слабый» синоним более
устоявшихся обозначений данных симптомов.

      В
1981 году вышла работа американских
психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в
которой возможность психического выгорания
ограничивается представителями коммуникативных
профессий.  Эти же авторы разработали
опросник «MBI». В соответствии с их подходом
синдром психического выгорания представляет
собой трёхмерный конструкт, включающий
эмоциональное истощение; деперсонализацию
(тенденцию развивать негативное отношение
к клиентам); редуцирование личных достижений
проявляется либо в тенденции к  негативному
оцениванию себя в профессиональном плане,
либо в редуцировании собственного достоинства,
ограничении своих возможностей, обязанностей
по отношению к другим, снятие с себя ответственности
и перекладывание её на других [14].

Читайте также:  Плачут ли новорожденные с синдромом дауна

      Структура
синдрома эмоционального выгорания, по
В. В. Бойко, представляет собой последовательность
трёх фаз:

      1.напряжение 
включает симптомы –  переживание 
психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость
собой, загнанность в клетку, тревогу и
депрессию;

      2.резистенция 
включает симптомы – неадекватное 
избирательное эмоциональное реагирование,
эмоционально-нравственную дезориентацию,
расширение сферы экономии эмоций, редукцию
профессиональных обязанностей;

      3.истощение 
включает симптомы – эмоциональный 
дефицит, эмоциональную отстранённость,
личностную отстранённость (деперсонализацию),
психосоматические и психовегетативные
нарушения [19].

      Б.
Пельман и Е. Хартман выделили три главных
компонента эмоционального выгорания:

      1.Эмоциональное 
истощение проявляется в ощущениях 
эмоционального перенапряжения и в чувстве
опустошённости, исчерпанности своих
эмоциональных ресурсов.

      2.Деперсонализация 
связана с возникновением равнодушного 
и даже негативного отношения к людям,
обслуживаемым по роду работы. Контакты
с ними становятся формальными, безличными;
возникающие негативные установки могут
поначалу иметь скрытый характер и проявляться
во внутренне сдерживаемом раздражении,
которое со временем прорывается наружу
и приводит к конфликтам.

      3.Сниженная 
рабочая продуктивность проявляется 
в снижении самооценки своей компетентности
(в негативном восприятии себя как профессионала),
недовольстве собой, негативном отношении
к себе как личности [19].

      А.
Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром
эмоционального выгорания как одномерную
конструкцию. Эмоциональное выгорание
– это состояние физического и психического
истощения, вызванное длительным пребыванием
в эмоционально перегруженных ситуациях.

      А.
Чиром считает эмоциональное 
выгорание комбинацией физического,
эмоционального и когнитивного истощения
или утомления. Он полагает, что главный
фактор эмоционального выгорания – это
эмоциональное истощение, а дополнительные
компоненты являются следствием либо
поведения (купирования стресса), ведущего
к деперсонализации, либо собственно когнитивно-
эмоционального выгорания, что выражается
в редуцировании личных достижений (деформации
субъективной оценки собственных возможностей).
И то и другое проявляется в деформации
личности и имеет непосредственное значение
для её социального здоровья. В противоположность
предыдущим подходам, авторы одномерного
подхода не ограничивают эмоциональное
выгорание определённой группой специалистов
[14].

      В
англоязычной литературе были опубликованы
свыше тысячи статей по «эмоциональному
выгоранию». Однако исследования носили
главным образом описательный и эпизодический
характер [16].

      1.2.
Факторы, способствующие 
развитию синдрома

      эмоционального 
выгорания

      В
литературе выделяют три фактора, играющих
существенную роль в эмоциональном выгорании:
личностный, ролевой и организационный
(у К. Кондо соответственно: индивидуальный,
социальный, характер работы и рабочего
окружения) [20].

      Среди
личностных особенностей, способствующих
эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг
выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость,
идеализированность, интровертированность,
фанатичность.

      В.
И. Ковальчук отмечает, что людям 
с низким уровнем самооценки и экстернальным
локусом контроля больше подвержены 
эмоциональному выгоранию [19].

      В.
В. Бойко указывает на следующие 
личностные факторы, способствующие развитию
синдрома эмоционального выгорания: склонность
к эмоциональной холодности, склонность
к интенсивному переживанию негативных
обстоятельств в профессиональной деятельности,
слабая мотивация эмоциональной  отдачи
в профессиональной деятельности.

      Различают 
стрессы профессиональные, личностные,
стрессы ответственности. К профессиональным
стрессам можно отнести вхождение в новую
профессиональную среду, ситуации нововведений
и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения
требований к профессии, внутренних кризисов,
профессионального роста, карьеры. Так
ситуации нововведений и конфликтов в
профессиональной сфере могут способствовать
появлению у человека стрессовых проявлений:
беспомощности, эмоциональной напряжённости,
снижения работоспособности, уровня самокритичности.

      В
преодолении стресса задействованы 
три важнейших фактора: когнитивный,
эмоциональный, поведенческий. Существуют
индивидуальные различия в том, какая
из сфер психики окажется наиболее уязвимой
при длительном высоком напряжении.

      Выбор
«мишени» обусловливают ситуативные 
факторы и личностные особенности.
При сильном стрессе возникают: навязчивые
мысли или образы (когнитивная сфера);
застревание, зацикленность переживаний
(эмоциональная сфера);  навязчивые
стремления, действия, ритуалы (поведенческая
сфера); нарушение социальных связей и
социальная дезадаптация (социально-психологическая
сфера).

Источник

Ñèíäðîì “ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ” êàê ïðîÿâëåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè: äèíàìèêà è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñòàæåì ðàáîòû áîëåå ïÿòè ëåò. Ïîäõîäû ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

 êàáèíåòå ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàçãðóçêè ìîæíî îñóùåñòâëÿòü è äðóãèå ïñèõîãèãèåíè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ:

1) ìàññîâîå îáó÷åíèå ðàáîòíèêîâ ðàçëè÷íûõ ïðåäïðèÿòèé ïðèåìàì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé äîâðà÷åáíîé ñàìîïîìîùè è, â ÷àñòíîñòè, àóòîãåííîé òðåíèðîâêå;

2) àêòèâíàÿ ïñèõîïðîôèëàêòèêà ðåöèäèâîâ àëêîãîëèçìà;

3) ýìîöèîíàëüíî-âîëåâàÿ òðåíèðîâêà ñïîðòñìåíîâ (ïî À.Ò. Ôèëàòîâó);

4) äîïîëíèòåëüíûå ñåàíñû ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàçãðóçêè äëÿ ðàáîòíèêîâ ïåíñèîííîãî è ïðåäïåíñèîííîãî âîçðàñòà ñ öåëüþ ïðîäëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè;

5) ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ ïîìîùü ëþäÿì, æåëàþùèì èçáàâèòüñÿ îò õðîíè÷åñêîãî íèêîòèíèçìà;

6) ïñèõîãèãèåíè÷åñêèå áåñåäû, âêëþ÷àþùèå äåìîíñòðàöèþ ñëàéäîâ è ïðîñëóøèâàíèå ôðàãìåíòîâ ëèòåðàòóðíî-ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé, ïîñâÿùåííûå ðàçëè÷íûì àñïåêòàì çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè.

Читайте также:  Синдром периферического головокружения мкб 10

 ïîñëåäíèå ãîäû íà ïðåäïðèÿòèÿõ îðãàíèçóþòñÿ êàáèíåòû ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé òðåíèðîâêè è ñîöèàëüíîãî òðåíèíãà, ïñèõîëîãè÷åñêîé ãèìíàñòèêè è äð. Áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî â èõ øòàòíîì ðàñïèñàíèè ïðåäóñìîòðåíû äîëæíîñòè âðà÷à-ïñèõîòåðàïåâòà èëè ïñèõîëîãà, íà èõ áàçå ðåøàåòñÿ øèðîêèé êðóã çàäà÷, â òîì ÷èñëå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà. Êàáèíåòû ïñèõîãèãèåíè÷åñêîãî ïðîôèëÿ öåëåñîîáðàçíî îòêðûâàòü è â ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå òðóä ìåäðàáîòíèêîâ ñâÿçàí ñ ïîâûøåííûìè ýìîöèîíàëüíûìè íàãðóçêàìè, è íåîáõîäèìî áûñòðî âîññòàíàâëèâàòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü (â îòäåëåíèÿõ õèðóðãèè, ðåàíèìàöèè, àíåñòåçèîëîãèè, íà ñòàíöèÿõ «ñêîðîé ïîìîùè»).  çàâîäñêèõ ïðîôèëàêòîðèÿõ è äîìàõ îòäûõà, ãäå íå ïðåäóñìîòðåíà äîëæíîñòü âðà÷à-ïñèõîòåðàïåâòà, îáñëóæèâàòü êàáèíåò ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàçãðóçêè ìîæåò ôåëüäøåð, ïðîøåäøèé ñïåöèàëüíóþ ïîäãîòîâêó ïî ïñèõîãèãèåíå, ïñèõîïðîôèëàêòèêå è ïñèõîòåðàïèè.

Çàêëþ÷åíèå

Èññëåäîâàíèå ïðîâîäèëîñü â ÌÁÓÇ ÊÃÁ ÌÎ Êàâêàçñêèé ðàéîí.  èññëåäîâàíèè ïðèíèìàëè ó÷àñòèå è 20 ìåäñåñòåð è 11 ñàíèòàðîê – âñåãî 31 ÷åëîâåê. Âûáîðêó ñîñòàâèëè æåíùèíû: ìåäñåñòðû è ìëàäøèé ìåäïåðñîíàë â âîçðàñòå îò 35 äî 50 ëåò. Ñòàæ ðàáîòû ñîñòàâëÿåò 5 è áîëåå ëåò.

Öåëüþ ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ÿâèëîñü èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè îñîáåííîñòåé ñîäåðæàíèÿ ïîìîùè è òåíäåíöèé ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ.

 õîäå ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ áûëè ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû.  ãðóïïå ðàáîòíèêîâ îöåðàöèîííîé õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ïðàêòè÷åñêè íå âûðàæåíà ïîäãðóïïà ñî ñôîðìèðîâàííûìè ïðèçíàêàìè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Áîëüøèíñòâî èñïûòóåìûõ ýòîé ãðóïïû (67%) îáíàðóæèâàþò ïðèçíàêè ñêëàäûâàþùåãîñÿ ñèìïòîìà, ó 33% òàêèå ïðèçíàêè íå ïðîÿâëÿþòñÿ âîâñå. Âî âòîðîé ãðóïïå, «õèðóðãèÿ», áûëî âûÿâëåíî, 4 ÷åëîâåêà (31%) áåç ïðèçíàêîâ âûãîðàíèÿ, 6 ðàáîòíèêîâ (46%) èìåþò ñèìïòîìû íà÷èíàþùåãîñÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, è 3 ÷åëîâåêà (23%) óæå ñëîæèâøèéñÿ ñèíäðîìîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

 ãðóïïå «õèðóðãèÿ» ðèñê ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè âûøå, ÷åì â äâóõ äðóãèõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ãðóïïàõ.

 ãðóïïå ðàáîòíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ñèìïòîìû ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ âûðàæåíû â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ó èñïûòóåìûõ äðóãèõ îïûòíûõ ãðóïï.

Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò òîëüêî ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíàÿ îòñòðàíåííîñòü», êîòîðûé â áîëüøåé ñòåïåíè âûðàæåí ó ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ. Âåðîÿòíî, ýòî îáúÿñíÿåòñÿ ïðàêòè÷åñêè ïîëíûì îòñóòñòâèåì ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà ñ áîëüíûìè ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé. Áîëüíûå âûñòóïàþò äëÿ íèõ «áåñ÷óâñòâåííûì» îáúåêòîì, íà «ïðåîáðàçîâàíèå» êîòîðîãî íàöåëåíû èõ ïðîôåññèîíàëüíûå äåéñòâèÿ.

Íàèáîëåå âûðàæåííûìè ñèìïòîìàìè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ðåäóêöèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé, ýìîöèîíàëüíàÿ è ëè÷íîñòíàÿ îòñòðàíåííîñòü.

 ãðóïïå ðàáîòíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ â áîëüøåé ìåðå, ÷åì â äðóãèõ îïûòíûõ ãðóïïàõ âûðàæåí òàêîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ, êàê ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå (ñèìïòîì îáíàðóæåí ó 46% èñïûòóåìûõ). Ïðè ýòîì îíè äîñòàòî÷íî âûñîêî îöåíèâàþò ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå äîñòèæåíèÿ. Îò÷àñòè ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ íå âïîëíå àäåêâàòíûì ðàñïðåäåëåíèåì îòâåòñòâåííîñòè çà èñõîä ëå÷åíèÿ – õèðóðãèÿ – êàê áû îòâå÷àåò òîëüêî çà êà÷åñòâî èíñòðóìåíòàëüíûõ äåéñòâèé, à íå çà âûçäîðîâëåíèå áîëüíîãî â öåëîì. Õîòÿ ýòî ïðåäïîëîæåíèå, áåçóñëîâíî, òðåáóåò äîïîëíèòåëüíîé ïðîâåðêè.

 ãðóïïå «õèðóðãèÿ» â ìåíüøåé ñòåïåíè, ÷åì â äðóãèõ ãðóïïàõ ïðåäñòàâëåí ïàðàìåòð «äåïåðñîíàëèçàöèÿ». Ïîä äåïåðñîíàëèçàöèåé ïîíèìàåòñÿ ðàññòðîéñòâî ñàìîâîñïðèÿòèÿ, ïðè êîòîðîì ñîáñòâåííûå äåéñòâèÿ âîñïðèíèìàþòñÿ êàê áû ñî ñòîðîíû è ñîïðîâîæäàþòñÿ îùóùåíèåì íåâîçìîæíîñòè óïðàâëÿòü èìè, ýòî ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ ÿâëåíèÿìè äåðåàëèçàöèè.

 çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ýòîò ñèìïòîì ïðîÿâëÿåòñÿ â ãðóïïàõ ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé è ðåàíèìàöèè. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî îáùàÿñü ñ áîëüíûìè êàê ñ ñóáúåêòàìè (íàõîäÿùèìèñÿ â ñîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè, èñïûòûâàþùèìè áîëü), ñòàëêèâàÿñü ñ íåñòàíäàðòíûìè ñèòóàöèÿìè, êàê â õîäå îïåðàöèè, òàê è ñðàçó ïîñëå íå¸, ñâÿçàííûìè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ïàöèåíòà, ìåäðàáîòíèêè èç ýòèõ ãðóïï ìîãóò èñïûòûâàòü ÷óâñòâî ðàñòåðÿííîñòè è òðåâîãè â ñâÿçè ñ ðèñêîì îñëîæíåíèé â ñîñòîÿíèè áîëüíîãî, ÷òî ìîæåò ïðèâîäèòü ê íàðàñòàíèþ ÿâëåíèÿ äåïåðñîíàëèçàöèè.  ýòîé æå ãðóïïå ìû íàáëþäàåì ñíèæåíèå îùóùåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé óñïåøíîñòè, ÷òî ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ àâòîðîì ìåòîäèêè ïðèçíàêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñïåöèàëèñòà.

Íèçêèé óðîâåíü ýìïàòèéíûõ òåíäåíöèé (ñïîñîáíîñòè ê ñîïåðåæèâàíèþ) íè â îäíîé èç ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ãðóïï íå îáíàðóæèâàåòñÿ ÿâíî. Áîëüøèíñòâî èñïûòóåìûõ äåìîíñòðèðóþò ñðåäíèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ýìïàòèéíûõ òåíäåíöèé.

Èì íå ÷óæäû ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ, íî â áîëüøèíñòâå ñâîåì, îíè íàõîäÿòñÿ ïîä ñàìîêîíòðîëåì.  îáùåíèè âíèìàòåëüíû, ñòàðàþòñÿ ïîíÿòü áîëüøå, ÷åì ñêàçàíî ñëîâàìè, íî ïðè èçëèøíåì ïðîÿâëåíèè ÷óâñòâ ñîáåñåäíèêà òåðÿþò òåðïåíèå. Òî åñòü â îáùåíèè îíè áûâàþò âåñüìà ñäåðæàííû è ïðåäïî÷èòàþò íå ñëèøêîì ïîääàâàòüñÿ ýìîöèîíàëüíûì ïîðûâàì.  âûáîðêå òàêæå ïðåäñòàâëåíû èñïûòóåìûå ñ âûñîêèì óðîâíåì ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòè ê ñîïåðåæèâàíèþ, êîëè÷åñòâî êîòîðûõ áîëüøå âñåãî â ãðóïïå ðàáîòíèêîâ îïåðàöèîííîé.

Òàêèì îáðàçîì, ãèïîòåçà î òîì, ÷òî ðàçíàÿ ïî ñîäåðæàíèþ îïåðàöèé äåÿòåëüíîñòü ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ïðèâîäèò ê ðàçíûì òåíäåíöèÿì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, íàøëà â õîäå ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ñâîå ïîäòâåðæäåíèå.

Ïðèâåäåííûå â ðàáîòå äàííûå ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ, êàê è ïðåäëàãàåìûå àâòîðîì ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå è ñíèæåíèþ âûðàæåííîñòè ñèìïòîìîâ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ìîãóò ñëóæèòü îáîñíîâàíèå íåîáõîäèìîñòè òàêîé ðàáîòû â ó÷ðåæäåíèÿõ çäðàâîîõðàíåíèÿ.

Читайте также:  Синдром у мужчин по ночам

ñèíäðîì âûãîðàíèå ýìîöèîíàëüíûé ìåäèöèíñêèé

Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ

1. Àáîëèí Ë.Ì. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû ýìîöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè ÷åëîâåêà/Ë.Ì. Àáîëèí. – Êàçàíü: Èçäàòåëüñòâî Êàçàíñêîãî óíèâåðñèòåòà, 1987. -261 ñ.

2. Àáðàìîâà Ã.Ñ., Þä÷èö Þ.À. Ïñèõîëîãèÿ â ìåäèöèíå/Ã.Ñ. Àáðàìîâà, Þ.À. Þä÷èö. – Ì.: Íàóêà, 1998. -244 ñ.

3. Àáðóìîâà À.Ã. Àíàëèç ñîñòîÿíèé ïñèõîëîãè÷åñêîãî êðèçèñà è èõ äèíàìèêà /À.Ã. Àáðóìîâà // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – Ì.: Íàóêà, 1985. – Ò. 6. – ¹6. – Ñ. 107-115.

4. Àâõèìåíêî Ì.Ì. Íåêîòîðûå ôàêòîðû ðèñêà òðóäà ìåäèêà/Ì.Ì. Àâõèìåíêî // Ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2003. – ¹2. – Ñ. 25-29.

5. Àêèíäèíîâà È.À., Áàêàíîâà À.À. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà: ïðîÿâëåíèÿ è ïðîôèëàêòèêà/È.À. Àêèíäèìîâà, À.À. Áàêàíîâà // Ïåäàãîãè÷åñêèå âåñòè. – ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÐÃÏÓ èì. À.È. Ãåðöåíà, 2003. – ¹5. – Ñ. 34.

6. Àíàíüåâ Á.À. Ââåäåíèå â ïñèõîëîãèþ çäîðîâüÿ/Á.À. Àíàíüåâ. – ÑÏá.: Ïèòåð, 1999. – 123 ñ.

7. Àôàíàñêèíà Ì.Ñ. Ôîðìèðîâàíèå ó ìåäèöèíñêîé ñåñòðû êëèíè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ/Ì.Ñ. Àôàíàñêèíà // Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà. – Ì.: Ðóññêèé âðà÷, 2001. – ¹6. – Ñ. 34.

8. Àíöèôåðîâà Ë.È. Óñëîâèÿ äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè/Ë.È. Àíöèôåðîâà // Íîâûå èññëåäîâàíèÿ. – Ì.: Íàóêà, 1998. – Ñ. 32-38.

9. Áàðàáàíîâà Ì.Â. Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ/Ì.Â. Áàðàáàíîâà // Âåñòíèê Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà. Ñåðèÿ 14. «Ïñèõîëîãèÿ». – Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÌÃÓ, 1995. – ¹1. – Ñ. 54.

10. Áåëîâ Â.Ì. Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ/Â.Ì. Áåëîâ. – ÑÏá.: Àëåòåéÿ, 1997. – 231 ñ.

11. Áîéêî Â.Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîì îáùåíèè/Â.Â. Áîéêî. – ÑÏá.: Ïèòåð, 1999. – 105 ñ.

12. Áîéêî Â.Â. Ýíåðãèÿ ýìîöèé â îáùåíèè: âçãëÿä íà ñåáÿ è äðóãèõ/Â.Â. Áîéêî. – Ì.: Íàóêà, 1996. – 154 ñ.

13. Âèíîêóð Â., Ðîçàíîâà Ì. Ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ ãóáèò âðà÷à/Â. Âèíîêóð, Ì. Ðîçàíîâà // Ìåäèöèíà Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà. – ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÑÏá ÃÓ, 1997. – ¹11. – Ñ. 28.

14. Âîäîïüÿíîâà Í.Å. Ñèíäðîì ïñèõè÷åñêîãî âûãîðàíèÿ â êîììóíèêàòèâíûõ ïðîôåññèÿõ/Í.Å. Âîäîïüÿíîâà // Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ / Ïîä ðåä. Ã.Ñ. Íèêèôîðîâà. – ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÑÏáÃÓ, 2000. – Ñ. 443-463.

15. Âîäîïüÿíîâà Í.Å. Ïñèõè÷åñêîå âûãîðàíèå/Í.Å. Âîäîïüÿíîâà // Ñòîìàòîëîã. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2002. – ¹7. – Ñ. 12.

16. Çàõàðîâ Ñ. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ó âðà÷åé ñòèãìà ïðîôåññèîíàëèçìà èëè ðàñïëàòà çà ñî÷óâñòâèå?/Ñ. Çàõàðîâ // Èíòåðíåò: https://forums.rusmedserv.com/show thread.php? t=8748

17. Çàõîâàåâà À.Ã. Îñíîâíûå ïðîáëåìû ôèëîñîôèè ñåñòðèíñêîãî äåëà/À.Ã. Çàõîâàåâà // Ñåñòðèíñêîå äåëî. – Ì.: Ìåäèöèíñêèé âåñòíèê, 2003. – ¹2. – Ñ. 28-29.

18. Èëüèí Å.Ï. Ìîòèâàöèÿ è ìîòèâû/Å.Ï. Èëüèí. – ÑÏá.: Ïèòåð, 2002. – 512 ñ.

19. Èëüèí Å.Ï. Ýìîöèè è ÷óâñòâà/Å.Ï. Èëüèí. – ÑÏá.: Ïèòåð, 2002. – 752 ñ.

20. Èññëåäîâàíèå ëè÷íîñòè ïî ìåòîäó Ð. Êåòòåëëà. Êàáèíåò ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà. Ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / Ñîñò. Ã.Ï. Ãîðáóíîâà, Í.È. Ìîðîçîâà, Ò.Å. Àðãåíòîâà. – Êåìåðîâî: Êóçáàññâóçèçäàò, 1997. – 108 ñ.

21. Êàðàâàíîâ Ã., Êîðøóíîâà Â. Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè âðà÷à-õèðóðãà/Ã. Êàðàâàíîâ, Â. Êîðøóíîâà. – Ëüâîâ: Âèùà Øêîëà, 1974. – 84 ñ.

22. Êîíå÷íûé Ð., Áîóõàë Ì. Ïñèõîëîãèÿ â ìåäèöèíå/Ð. Êîíå÷íûé, Ì. Áîóõàë. – Ïðàãà: Àâèöåíóì, 1974. – 405 ñ.

23. Êîñàðåâ Â.Â., Âàñþêîâà Ã.Ô. Ïðîôåññèîíàëüíàÿ çàáîëåâàåìîñòü ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ Ñàìàðñêîé îáëàñòè/Â.Â. Êîñàðåâ, Ã.Ô. Âàñþêîâà // Ãèãèåíà è ñàíèòàðèÿ. – Ì.: Ìåäèöèíà, 2004. – ¹3. – Ñ. 27-38.

24. Êðîí Ò. Ïîìîùü íàõîäÿùèìñÿ â êðèçèñíîì ñîñòîÿíèè/Ò. Êðîí // Èíòåðíåò: https://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#ññûëêà 3

25. Ëåøóêîâà Å. Ñèíäðîì ñãîðàíèÿ. Çàùèòíûå ìåõàíèçìû. Ìåðû ïðîôèëàêòèêè /Å. Ëåøóêîâà // Èíòåðíåò: https://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#

26. Íèêèôîðîâ Ã.Ñ. Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ/Ã.Ñ. Íèêèôîðîâ. – ÑÏá.: Ðå÷ü, 2002. -256 ñ.

27. Îðåë Â.Å. Ôåíîìåí âûãîðàíèÿ â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè. Ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå/Â.Å. Îðåë // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – Ì.: Íàóêà, 2001. – Ò. 20. – ¹1. – Ñ. 16-21.

28. Î÷åðêè ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîëîãèè çäîðîâüÿ. Àðãóìåíòû, ôàêòû, òåñòû: Íàó÷íî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå / Ïîä ðåä. Í.À. Áàðàáàø – Êåìåðîâî: Èçäàòåëüñòâî Êåìåðîâñêîé Ãîñóäàðñòâåííîé Ìåäèöèíñêîé Àêàäåìèè, 1995. – 245 ñ.

29. Ïîëóíèíà Í.Â., Íåñòåðåíêî Å.È., ÌàäüÿíîâàÂ.Â. Èííîâàöèîííàÿ äåÿòåëüíîñòü ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé, å¸ ýôôåêòèâíîñòü è âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ âðà÷åé/Í.Â. Ïîëóíèíà, Å.È. Íåñòåðåíêî, Â.Â. Ìàäüÿíîâà // Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé è óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ. – Ì.: Ìåäèà Ñôåðà, 2002. – ¹4. – Ñ. 3-8.

30. Ïñèõîëîãè÷åñêèå òåñòû / Ïîä ðåä. À.À. Êàðåëèíà –  2õ-ò. – Ò. 1. – Ì.:ÂËÀÄÎÑ, 2003. – 312 ñ.

31. Ðåàí À.À., Áàðàíîâ À.À. Ôàêòîðû ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ó÷èòåëåé/À.À. Ðåàí, À.À. Áàðàíîâ // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – Ì.: Øêîëà-Ïðåññ, 1997. – ¹1. – Ñ. 45-53.

32. Ðîíãèíñêàÿ Ò.È. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ â ñîöèàëüíûõ ïðîôåññèÿõ/Ò.È. Ðîíãèíñêàÿ // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. – Ì.: Íàóêà, 2002. – Ò. 23. – ¹3. – Ñ.

33. Ñàíäîìèðñêèé Ì.Å. Âûãîðàíèå – ïðîôåññèîíàëüíàÿ áîëåçíü ôàðìàöåâòà? /Ì.Å. Ñàíäîìèðñêèé // Èíòåðíåò: https://marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM

34. Ñåðãååâà À. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ/À. Ñåðãååâà // Èíòåðíåò: http:www.tsale.ru/index.htm

35. Ñåìåíîâà Í.Ä. Áàëèíòîâñêèå ãðóïïû äëÿ âðà÷åé, ðàáîòàþùèõ ñ óìèðàþùèìè ïàöèåíòàìè /Í.Ä. Ñåì¸íîâà // Èíòåðíåò: https://www.doctor.ru/onkos/together/conf2.htm#5

36. Òðóíîâ Ä. Ñèíäðîì ñãîðàíèÿ: ïîçèòèâíûé ïîäõîä ê ïðîáëåìå/Ä. Òðóíîâ // Æóðíàë ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà. – Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÌÃÓ, 1998. – ¹8. – Ñ. 84-89.

37. Óøàêîâ È.Á., Ñîðîêèí Î.Ã. Àäàïòàöèîííûé ïîòåíöèàë ÷åëîâåêà/È.Á. Óøàêîâ, Î.Ã. Ñîðîêèí // Âåñòíèê Ãîñóäàðñòâåííîé Àêàäåìèè Ìåäèöèíñêèõ Íàóê. – Ì.:Ìåäèöèíà, 2004. – ¹3. – Ñ. 8-13.

38. Ô¸äîðîâà Ò.Ã., Íåõîðîøåâ À.Ñ., Êîòîâà Ã.Í. Ñîöèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îñîáåííîñòåé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè âðà÷åé ñåâåðî-çàïàäíîãî ðåãèîíà Ðîññèè/Ò.Ã. Ô¸äîðîâà, À.Ñ. Íåõîðîøåâ, Ã.Í. Êîòîâà // Ãèãèåíà è ñàíèòàðèÿ. – Ì.:Ìåäèöèíà, 2003. – ¹3. – Ñ. 24-27.

39. Ôåòèñêèí Í.Ï., Êîçëîâ Â.Â., Ìàíóéëîâ Ã.Ì. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè è ìàëûõ ãðóïï/Í.Ï. Ôåòèñêèí, Â.Â. Êîçëîâ, Ã.Ì. Ìàíóéëîâ. – Ì.: Èçäàòåëüñòâî Èíñòèòóòà Ïñèõîòåðàïèè, 2002. – 490 ñ.

40. Ôîðìàíþê Ò.Â. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ êàê ïîêàçàòåëü ïðîôåññèîíàëüíîé äåçàäàïòàöèè ó÷èòåëÿ/Ò.Â. Ôîðìàíþê // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – Ì.: Øêîëà-Ïðåññ, 1994. – ¹6. – Ñ. 57-63.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник