Синдром профессионального выгорания у стоматолога

Синдром профессионального выгорания у стоматолога thumbnail

Труд — это эффективная форма человеческой деятельности, оказывающая положительное влияние на здоровье человека и обеспечивающая его социальное благосостояние. Труд позволяет врачу-стоматологу взрастить в себе мастера своего дела, упорно отрабатывая, а порою и оттачивая ювелирный навык работы руками, а в последующем обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами и позволяет реализовать себя в обществе как профессионала своего призвания.

Однако некоторые виды труда в сочетании с определенными условиями могут вызывать так называемые профессиональные болезни. Чаще всего развитию профессиональных заболеваний способствуют неудовлетворительная техническая оснащенность производства и недостаточное соблюдение санитарно-гигиенических норм, а также многие другие факторы, которые могут привести к профессиональным болезням.

Наиболее частым и распространенным заболеванием, которым перестрадал практически каждый стоматолог за свою практику, является профессиональный стресс.

Профессиональный стресс (ПС) — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).

Как известно, профессиональный труд врача-стоматолога отличается высокой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В деятельности врача-стоматолога может быть выделен широкий спектр причин, способствующих развитию ПС. Среди них отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия врача с пациентом, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни.

Одной из психологических особенностей работы врача-стоматолога с пациентом является физическое расстояние между собеседниками. В психологии авторами описано личное пространство (физическое расстояние) как интимная (до 40 см), личная (до 1,2 м), социальная (до 3,6 м) и общественная (более 3,6 м) зоны (рис. 1).

Рис. 1. Физическое расстояние между собеседниками.

Нахождение собеседников в интимной и личной зонах не всегда бывает позитивным для обеих сторон.

Известно, что общение врача общей практики и пациента происходит преимущественно в двух зонах — интимной (осмотр) (рис. 2) и личной (беседа) (рис. 3).

Рис. 2. Интимная зона.

Рис. 3. Личная зона.

Специфика же работы врача-стоматолога заключается в том, что все стоматологические манипуляции с пациентом проводятся только в интимной зоне. Как правило, нахождение другого человека в интимной зоне стоматологического пациента всегда рассматривалось как стресс-фактор для больного. Однако врач-стоматолог как человек также имеет свое личное пространство, в которое вторгается пациент со своей болью, инфицированностью, неприятным запахом из полости рта (галитоз), а в ряде случаев неадекватным поведением.

Поэтому работа врача-стоматолога в личной территории пациента может рассматриваться как один из профессиональных стресс-факторов.

Особое значение придается тому факту, что врач-стоматолог, сидя целый рабочий день «лицом к лицу» с пациентом, сопереживает ему в его боли и страхе. Практически каждый пациент воспринимает зубоврачебную процедуру с напряжением, тревогой, а иногда и с отвращением, перед которыми врач беззащитен, хотя он стремится провести все этапы лечения безболезненно. Вот почему при подготовке врача-стоматолога психологические дисциплины должны занять необходимое и достойное место. В этой связи является целесообразной разработка мероприятий для обеспечения психологической поддержки врачей-стоматологов.

Длительный профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к возникновению синдрома эмоционального выгорания — профессионального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

  • чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
  • негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

При эмоциональном напряжении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических ганглиях, увеличение содержания в крови адреналина и глюкокортикоидов. После окончания работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, вызывая более длительное утомление и истощение ЦНС при умственной работе, чем при физической. При этом сохраняются профессиональные навыки, интеллект, но психика врача «выключает» эмоции. Если ничего не предпринять, за этим следуют нервные срывы и психосоматические болезни.

Начальные симптомы врач обычно не замечает. Все раздражает, но нет сил на активность, уменьшается сила воли, обостряются собственные черты характера. Время идет, и появляются следующие неблагоприятные признаки. Напрягает общение с близкими. Дальше — хуже: появляется тревожность, а у врача это профессиональное качество, поэтому усиливается очень легко. Появляется агрессивность.

Тревога и агрессия могут привести врача не только к срывам. В таком состоянии можно заработать депрессию, бессонницу и весь спектр симптомокомплексов:

  • мышечные симптомы: напряжение и боль;
  • желудочно-кишечные симптомы: диспепсия, рвота, изжога, запор;
  • кардиоваскулярные симптомы: сердцебиение, аритмия, боль в грудной клетке;
  • дыхательные симптомы: одышка и гипервентиляция;
  • симптомы со стороны ЦНС: невротические реакции, бессонница, слабость, обмороки, головные боли. Из сердечно-сосудистых симптомов наиболее часто встречаются коронарная недостаточность и артериальная гипертензия.

Профилактика и преодоление СЭВ

Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:

  • Снятие рабочего напряжения.
  • Повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением.
  • Правильная организация работы персонала. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки.
  • Необходимо обратить внимание на улучшение условий труда — характер складывающихся взаимоотношений в коллективе.
  • Отработка личных проблем.

Соблюдая перечисленные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  • Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
  • Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Проще относиться к конфликтам на работе.
  • Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Конечно, легко говорить или писать о том, что своим эмоциям не стоит придавать должного внимания и ко многим вещам необходимо относиться проще. Кому-то подвластно с собой справиться, кто-то, наоборот, долго не может отпустить ту или иную ситуацию и постоянно «зависает» на ней, мы все разные… Но едино одно — наше здоровье зависит только от нас самих. И если кому-то необходимо несколько минут в день, для того чтобы уравновесить свое эмоциональное состояние, то для другого важно больше времени отводить на этого.

Возможно, это время нужно провести в полном одиночестве или достаточно просто прослушать расслабляющую музыку. Для кого-то необходима психоэмоциональная коррекция, которую можно получить на психологических тренингах либо во время индивидуальной беседы с психологом.

Важно уметь отслеживать свои эмоции, признавать, что устал, стал раздражителен или просто все надоело. Важно не врать себе и понимать истинную причину своего негативного эмоционального состояния. Важно вовремя это все заметить. Важно остановиться. А дальше все зависит от нас самих: либо мы справимся с собой и пойдем уверенно дальше, либо нет, и какие мы способы и средства будем использовать для того, чтобы вернуть себя к жизни, решать только нам самим.

Читайте также:  Баркаган геморрагические заболевания синдромы скачать бесплатно

Источник

Если вы часто чувствуете себя уставшим без причины, плохо спите и теряете аппетит, возможно сильный стресс, который вы испытывали долгое время, превратился в настоящий синдром эмоционального выгорания. Что это такое, откуда он берется у стоматологов и как с этим синдромом бороться мы подробно расскажем в серии статей. 

Синдромом эмоционального выгорания называют такое состояние, при котором человек испытывает постоянное нервное напряжение, физическую усталость и умственное истощение. А профессиональное выгорание – это ни что иное как результат хронического стресса на работе.

Чаще всего такому состоянию подвержены люди, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с общением. Постоянная коммуникация с большим количеством народа, необходимость запоминать личные сведения, на основе полученной информации делать выводы и принимать ответственные решения – все это требует весомого личностного участия, особенно в ситуациях, где важную роль играет умение сопереживать. Если рабочие процессы сопряжены с необходимостью постоянно проявлять эмпатию, работник рано или поздно может столкнуться с проблемами личностной неудовлетворенности и гложущим чувством опустошения.

Стоматологи как раз входят в список подверженных стрессам профессий. К сожалению, львиная доля энергии любого специалиста сферы здравоохранения уходит на коммуникацию с пациентами, большинство из которых приходят на лечение уже с претензиями, из-за мешающих болей и возможного страха перед врачами они изначально подавлены и настроены негативно. Этот негатив и принимает на себя специалист. Он оказывает посильную помощь и после приема чаще всего остается подавленным. Если вовремя не восстанавливать силы, стрессовые ситуации начнут беспокоить все чаще, нервная система будет перегружаться, и тогда на полноценный отдых может уйти не один месяц.

Как узнать, что вы выгорели на работе?

Признаки, по которым можно выявить профессиональное выгорание, выглядят следующим образом:

  • потеря интереса к работе и жизни в целом;
  • упадок сил и быстрая утомляемость;
  • потеря аппетита/переедание;
  • проблемы со здоровьем, снижение иммунитета, частые простуды;
  • апатия;
  • мышечное напряжение;
  • снижение концентрации;
  • эмоциональная отстраненность;
  • излишняя раздражительность;
  • злоупотребление алкоголем/наркотиками;
  • эпизоды тревожных и депрессивных расстройств;
  • суицидальное поведение.

Это далеко не полный список, однако, если вы обнаружили у себя хотя бы несколько пунктов, которые даже после хорошего выходного дня остаются с вами, стоит бить тревогу. Как известно, чтобы работать над проблемой, нужно знать откуда у нее растут ноги.

Откуда берется эмоциональное выгорание?

Как уже говорилось ранее, выгоранию подвержены люди, чья профессиональная деятельность характеризуется высокой эмоциональной и когнитивной сложностью. Постоянные стрессы обостряют самые разные акцентуации характера, поэтому человек в состоянии перегрузки не способен полноценно вести не только практику, но и свою частную жизнь.

К наиболее влиятельным и часто встречающимся факторам развития синдрома эмоционального выгорания у людей, чья профессия связана со стоматологией, можно отнести:

  • ненормированный рабочий график;
  • излишняя интенсивность труда;
  • неудачи в бизнесе;
  • финансовые трудности;
  • проблемы при коммуникации с пациентами;
  • отношения в рабочем коллективе;
  • вопросы профессионального роста и развития;
  • риск заражения инфекциями и вирусами;
  • переживание психотравмирующих жизненных обстоятельств;
  • отсутствие авторитета профессии;
  • негативный общественный имидж;
  • недостаточная самореализация.

Усугубить и без того плачевное положение могут трудности в личной жизни, снижение доходов, постоянное чувство безысходности и разочарования. К ним же добавляются верные спутники эмоционального опустошения: вина, обида, жалость к себе и лень. Без должного внимания, любви и поддержки человек надолго застревает в ситуации психической нестабильности, что сказывается не только на работе, но и на всей его жизни.

В следующей части подробно поговорим о путях выхода из порочного круга стрессов и о профилактических мерах, которые помогают не попадаться на крючок уныния в повседневности.

Источник

Если вы часто чувствуете себя уставшим без причины, плохо спите и теряете аппетит, возможно сильный стресс, который вы испытывали долгое время, превратился в настоящий синдром эмоционального выгорания. Что это такое, откуда он берется у стоматологов и как с этим синдромом бороться мы подробно расскажем в серии статей. 

Синдромом эмоционального выгорания называют такое состояние, при котором человек испытывает постоянное нервное напряжение, физическую усталость и умственное истощение. А профессиональное выгорание – это ни что иное как результат хронического стресса на работе.

Чаще всего такому состоянию подвержены люди, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с общением. Постоянная коммуникация с большим количеством народа, необходимость запоминать личные сведения, на основе полученной информации делать выводы и принимать ответственные решения – все это требует весомого личностного участия, особенно в ситуациях, где важную роль играет умение сопереживать. Если рабочие процессы сопряжены с необходимостью постоянно проявлять эмпатию, работник рано или поздно может столкнуться с проблемами личностной неудовлетворенности и гложущим чувством опустошения. 

Как стоматологу справиться со стрессом на работе. Учимся избегать профессионального выгорания.

Стоматологи как раз входят в список подверженных стрессам профессий. К сожалению, львиная доля энергии любого специалиста сферы здравоохранения уходит на коммуникацию с пациентами, большинство из которых приходят на лечение уже с претензиями, из-за мешающих болей и возможного страха перед врачами они изначально подавлены и настроены негативно. Этот негатив и принимает на себя специалист. Он оказывает посильную помощь и после приема чаще всего остается подавленным. Если вовремя не восстанавливать силы, стрессовые ситуации начнут беспокоить все чаще, нервная система будет перегружаться, и тогда на полноценный отдых может уйти не один месяц. 

Как узнать, что вы выгорели на работе? 

Признаки, по которым можно выявить профессиональное выгорание, выглядят следующим образом:

  1. потеря интереса к работе и жизни в целом;
  2. упадок сил и быстрая утомляемость;
  3. потеря аппетита/переедание;
  4. проблемы со здоровьем, снижение иммунитета, частые простуды;
  5. апатия;
  6. мышечное напряжение;
  7. снижение концентрации;
  8. эмоциональная отстраненность;
  9. излишняя раздражительность;
  10. злоупотребление алкоголем/наркотиками; 
  11. эпизоды тревожных и депрессивных расстройств;
  12. суицидальное поведение.

Это далеко не полный список, однако, если вы обнаружили у себя хотя бы несколько пунктов, которые даже после хорошего выходного дня остаются с вами, стоит бить тревогу. Как известно, чтобы работать над проблемой, нужно знать откуда у нее растут ноги. 

Как стоматологу справиться со стрессом на работе. Учимся избегать профессионального выгорания.

Откуда берется эмоциональное выгорание?

Как уже говорилось ранее, выгоранию подвержены люди, чья профессиональная деятельность характеризуется высокой эмоциональной и когнитивной сложностью. Постоянные стрессы обостряют самые разные акцентуации характера, поэтому человек в состоянии перегрузки не способен полноценно вести не только практику, но и свою частную жизнь. 

К наиболее влиятельным и часто встречающимся факторам развития синдрома эмоционального выгорания у людей, чья профессия связана со стоматологией, можно отнести:

  1. ненормированный рабочий график;
  2. излишняя интенсивность труда;
  3. неудачи в бизнесе;
  4. финансовые трудности;
  5. проблемы при коммуникации с пациентами;
  6. отношения в рабочем коллективе;
  7. вопросы профессионального роста и развития;
  8. риск заражения инфекциями и вирусами;
  9. переживание психотравмирующих жизненных обстоятельств;
  10. отсутствие авторитета профессии;
  11. негативный общественный имидж;
  12. недостаточная самореализация. 

Усугубить и без того плачевное положение могут трудности в личной жизни, снижение доходов, постоянное чувство безысходности и разочарования. К ним же добавляются верные спутники эмоционального опустошения: вина, обида, жалость к себе и лень. Без должного внимания, любви и поддержки человек надолго застревает в ситуации психической нестабильности, что сказывается не только на работе, но и на всей его жизни. 

Читайте также:  Общий адаптационный синдром ганса селье

В следующей части подробно поговорим о путях выхода из порочного круга стрессов и о профилактических мерах, которые помогают не попадаться на крючок уныния в повседневности. 

Поделиться ссылкой:

The following two tabs change content below.

  • Автор
  • Последние статьи

Автор и редактор блога Стомдевайс.
Специализируется на стоматологии, медицине и маркетинге.
В 2018 году стажировалась в отделе локализации Google.
В 2017 и 2018 году стала призером Международной научной конференции молодых ученых в МГУ.
С 2015 года профессионально занимается переводами с английского языка.

Источник

  • Синдром профессионального выгорания у стоматолога

    Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Дата публикации: 28.10.2019 02:15

СЭВ — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Всемирная организация здравоохранения признала, что синдром эмоционального выгорания, требует медицинского вмешательства (2001) [25]. В МКБ – 10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон – Z73 (проблемы связанные с трудностями управления своей жизнью). Тема ПС и СЭВ профессионального работника в последние три — четыре десятилетия привлекала внимание научных специалистов [6], [9], [18], [20], [27], [32], [54], [57], [34], [63], [72-76].

Понятие стресса используется при описании разнообразных нарушений, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов, на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Производственные стрессоры, свойственные той или иной профессиональной деятельности различны. Для одних профессий подчеркивается роль физико-химических факторов, для других — психологических и социальных [49], [62], [58], [155], однако для развития психического стресса наиболее

40

существенна субъективная оценка стрессогенного стимула как угрожающего, которая зависит от неповторимого индивидуального опыта, особенностей личности, психического состояния и характера когнитивных процессов. Фактор становится стрессором, если возникает конфликт между требованиями фактора с одной стороны и возможностями и потребностями индивидуума — с другой. Ситуации, в которых субъекты при наличии у них, выраженных биологических или социальных потребностей длительно или строго ограничиваются (кем-то или чем-то) в их удовлетворении получили название конфликтных ситуаций [74]. Конфликтные ситуации своей неопределенностью действий, новизной окружающей обстановки приводят к стрессу [50], [7], [37], [44], [201],[203]. Честолюбие, недостаточное использование навыков и низкая самооценка являются важными факторами, добавляющими стрессовую нагрузку на персонал поддержки стоматологов. К сожалению, стоматологи получают недостаточную подготовку в плане приобретения навыков управления межличностными отношениями в трудовом коллективе. Возможно, поэтому им не хватает умения эффективно урегулировать указанные конфликты [156].

Как известно, профессиональный труд врача-стоматолога отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. Особое значение придается тому факту, что врач-стоматолог, работая целый день «лицом к лицу» с пациентом, сопереживает ему в его страданиях и страхе предстоящего лечения. Практически каждый пациент воспринимает зубоврачебную процедуру с тревогой, а иногда и с отвращением, перед которыми врач беззащитен, хотя и стремится провести все этапы лечения безболезненно. Среди причин стресса отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия врача с пациентом, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни, низкий авторитет профессии и отсутствие должного общественного имиджа [108-109], [133-134], [37].

41

Социально-психологические аспекты в стоматологической практике касаются изучения проблематики стрессогенности профессии врача-стоматолога, осознание самим врачом появления у него признаков стресса и синдрома выгорания. Стоматологи рассматривают свою профессию как наиболее стрессогенной по сравнению с другими видами деятельности [37], [7], [108-109], [127-128], [132], [199], [190], [100]. При обследовании 364 врачей – стоматологов Л.И.Ларенцова установила (2002), что: 78% врачей считают профессию врача-стоматолога более стрессогенной, чем другие профессии, 12% – менее стрессогенной, а 10% называют ее такой же, как и другие профессии [37]. По другим данным 83% стоматологов оценивают свою профессию по сравнению с другими медицинскими специальностями» как «очень стрессогенную», около 60% – как «более стрессогенную [175].

Группа психологов из Манчестерского университета проводила в течение года исследования по продолжительности жизни представителей различных профессий и составила шкалу стрессов по 150 профессиям. Оценка давалась по десятибалльной системе. Стоматологи заняли в этом списке четвертое место (7,3 балла после шахтеров, полицейских, журналистов и строителей). Врачи всех специальностей, в целом, набрали 6,8 балла (журнал «Новый век» 2000, Сб.).

Среди других стрессоров, по результатам упомянутых исследований отмечены: возможная угроза срыва графика приема, особенности работы с трудными или ненастроенными на сотрудничество с врачом пациентами; вмешательство государственных структур и постоянное требование совершенствование технического уровня.

Установлено, что существует профессиональный стрессор стоматолога “врач – тревожный пациент” [37]. Этот фактор занимает третье место среди стрессоров после задержек и перегрузок на работе. Имеются работы, в которых фиксировалась реакция врача, его напряжение и тревожность во время приема больных с лабильной нервной системой, анализировались подходы к лечению этой трудной категории больных [152], [173], [202],

42

[301]. Установлено, что врачи в ряде случаев затрудняются в диагностике и подготовке к лечению пациентов с фобией [88], которые, как известно, во многих случаях требуют дополнительного время, внимания, специальных подходов к лечению от врача [37], [139].

Результат нескольких работ продемонстрировал, как стресс, испытываемый стоматологом, мешает ему точно отличить только стоматологическую тревожность больного от общей тревоги пациента и какие от этого могут быть последствия [175-176]. Имеется сообщение, в котором указывается, что тревожность врача может влиять на восприятие и выбор правильного цвета врачами – стоматологами при реставрации зубов [79].

Изучение СЭВ у стоматологов 3-х специальностей показало, что хирурги-стоматологи и терапевты имеют больший уровень выгорания, чем ортопеды [147], [149], [46], 51]. Детские стоматологи также обнаруживают несколько более высокие показатели испытываемого профессионального стресса и выгорания, чем специалисты, работающие со взрослыми пациентами [179], [186], [46].

Здоровье стоматолога – один из самых важных компонентов его успешной практики. Несмотря на тот факт, что 88 процентов стоматологов сообщают о хорошем или превосходном здоровье [Kupcinskas L, Petrauskas D.,2003], некоторые исследования выявили, что один из десяти стоматологов имеет нарушения общего состояния здоровья, причём три из десяти стоматологов сообщают о наличии соматических симптомов [Gorter R.C. at al.,2000]. Многие врачи чувствовали себя не здоровыми, по сравнению с представителями других помогающих профессий, относящихся к группе повышенного риска [Hjalmers К., 2003].

Анализируя эти данные, можно сказать, что врач-стоматолог и пациент находятся в тесном взаимодействии во время лечения и им необходимо взаимопонимание, прежде всего для защиты психики обеих сторон. [41], [51], [19] проанализировали психологические нагрузки в стоматологической

Читайте также:  Что такое сердечный синдром симптомы

43

практике и обнаружили, что они носят бинарный характер: 1) психологическая загруженность пациента провоцирует психологическое напряжение врача и 2) характер работы сам по себе имеет негативный психогенный характер (предмет работы, возможность ошибки и т.п.).

По сведению Американской ассоциации стоматологов, средняя продолжительность жизни врача стоматолога короче средней продолжительности жизни в Америке.

Однако до недавнего времени не многие классифицировали бы их профессию как опасную.

Согласно литературным данным [29], [34], [37], [68], в структуре клинических проявлений ПС и СЭВ имеются черты, сближающие это явление с рядом традиционных психических (таких, как астенический невроз) и психосоматические расстройства. Такое положение вещей позволяет говорить о наличии в этиопатогенетическои структуре симптома эмоционального выгорания психологического звена.

Кроме того, исследование показало, что карьера в области стоматологии имеет тенденцию привлекать людей с навязчивыми поведенческими характеристиками, которым требуется социальное одобрение и соответствующий статус, зачастую с нереалистическими ожиданиями, в том числе относительно избыточно завышенного стандарта исполнения своей работы [175], [202].

Наблюдающиеся при стрессе нарушения психической и психофизиологической адаптации проявляются снижением эффективности профессиональной деятельности, дисфункцией межличностных контактов на работе и в семье, расстройствами психического и соматического здоровья [91],[37], [133], [106]. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что ПС и СЭВ способствуют возникновению депрессии, чувства беспомощности и бессмысленности самого существования, приводит к нарушениям производственной дисциплины, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а иногда и к суицидному поведению [80 – 82], [89], [143], [170],

44

[90], [108], [112]. В публикациях, посвященных вопросам ПС и СЭВ врачей-стоматологов, показано, что в этой деятельности может быть выделен широкий круг причин, способствующих его развитию, и приводятся факты, позволяющие отнести контингент врачей-стоматологов в группу риска [37], [116], [133-134], [109], [131], [144-146], [103], [174-177], [114]. Имеются сообщения о высоком уровне самоубийств у врачей-стоматологов в США (в 2,5 раза выше, чем в населении), а среди представителей медицинских профессий стоматологи по этому показателю занимают третье место.

Проблема эмоциональной дезадаптации работников различных профессий, особенно связанных с межличностным взаимодействием, начиная с 70-х годов, стала изучаться после появления в англоязычной литературе понятия “синдром эмоционального выгорания” (burnout). Синдром рассматривается как проявление воздействия профессии коммуникатора на личность специалиста и широко исследуется в последнее десятилетие в зарубежной психологии [189-190]. Названный по буквальному переводу английского термина “burnout” — “выгорание” (“выгоревший”), он характеризует состояние сильного переутомления по ассоциации с затуханием пламени костра или свечи. Существуют различные определения “выгорания”, однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, который в основном наблюдается среди профессионалов тех специальностей, которые в процессе своей работы находятся в непосредственных длительных личностных контактах со своими пациентами, клиентами, партнерами и т.п. [92], [98], [104], [107], [111], [113], [120]. Статистические данные целого ряда стран указывают на то, что такое явление как синдром выгорания стало довольно массовым в последнее время среди стоматологов [37], [88], [93-95], [127-129], [ 100]. В связи с этим в понятие синдром выгорания рядом авторов в настоящее время вкладывается понятие “профессиональное выгорание”,

45

что позволяет рассматривать данное явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием стрессоров [164-165],[189-190].

Разработка стандартизированных методик для диагностики выгорания и особенно с помощью специально разработанной Maslach & Jackson (1981) методики Maslach Burnout Inventory (MBI) [160], позволили исследователям получить более точные представления о сущности данного синдрома [163].

Аналогом этой методики в России может служить, предлагаемая В.В. Бойко, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» [16]. Есть сообщение об использовании этого инструмента для диагностики выгорания у врачей психотерапевтов, психологов, педиатров, и медицинских сестер [33], стоматологов [37].

Murtomaa Н. Et al., (1990) изучали наличие синдрома и факторов его вызывающих (по шкале MBI) среди 232 финских стоматологов. Установлено, что 61% врачей (41% – женщины; 59% – мужчины) испытывали ПС. 223 врача – стоматолога отмечали психическую усталость во время работы, потерю удовлетворения от работы выявлено у 22%, у одной трети врачей определялась грубость к пациентам и снижение должной заботы о них [179].

Высокий общий уровень СЭВ 10,6% по шкале MBI отмечен у 340 стоматологов Англии: ЕЕ-25,53; DP – 8,88; РА – 34,42 [183]. Авторы отмечают, что на формирование синдрома влияет напряженный график работы, взаимоотношения в коллективе, с пациентами и условия работы.

Gorter, (1999) изучал наличие и формирование СЭВ по шкале MBI на высоко репрезентативной выборке голландских стоматологов (709 врачей). Результаты: СЭВ: ЕЕ – 13,7 (8,6); DP – 5,9 (3,9); РА – 30,8 (5,9). Мужчины среднего возраста оказались больше подвержены развитию синдрома. 21% врачей имели определенный риск синдрома выгорания, 13% врачей составили высокий общий уровень выгорания (высокие показатели по шкалам ЕЕ, DP и низкие по шкале РА), 2,5% были в состоянии высокого уровня выгорания [133].

46

Этот же автор провел исследование 735 голланских стоматологов с целью оценить влияние условий труда на формирование СЭВ по шкале MBI – NL (нидерландская модификация) и по шкале DEWSS. Положительной зависимости между характеристиками рабочего места врача и СЭВ не было выявлено. Гипотеза относительно зависимости между ПС и СЭВ была подтверждена. Более того, исследование показало, что реальные характеристики рабочего места врача — стоматолога не могут объяснить существующее нервное истощение врачей [134].

Впервые проведенное изучение СЭВ у врачей — стоматологов в России 272 стоматологов г. Москвы [37] показало, что 104 врача (38.2%) не подвержены синдрому выгорания, 168 врачей (61.8%) имеют высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 22 врача (8.1%) – по всем трем шкалам. В частных клиниках не подвержен синдрому выгорания 51 врач из 82 (62.2%), 31 врач (37.8%) имеет высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 4 врача (4.9%) – по всем трем шкалам. В государственных клиниках не подвержены синдрому выгорания 53 врача из 190 (27.9%), высокую степень выгорания хотя бы по одной шкале имеют 137 врачей (72.1%о), из них по всем трем шкалам – 18 врачей (9.5%). Результат исследования фиксирует у врачей – стоматологов синдрома выгорания в 8,1%.Существенным фактором развития ПС и СЭВ является семейно-бытовая ситуация врача-стоматолога. Чем более конфликтные отношения в семье врача, тем выше уровень его стресса. Врачи, испытывающие материально-бытовую неустроенность, имеют достоверно более высокий уровень стресса, чем благополучные в материальном положении врачи. [41] [7], [51]. Что касается отечественной психологии, то вышеуказанная область, как предмет самостоятельного исследования, практически не изучалась. Имеется ряд работ, в которых этот феномен либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики [17], [21-22], [33], [60], [65], [78], [78].

Источник: Фокина Татьяна Юрьевна. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов : диссертация … кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО “Московский государственный медико-стоматологический университет”].- Москва, 2009.- 188 с.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Источник